Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. «Время собирать камни … »

« … они своими молитвами хранят наш хрупкий мир, пока мы, миряне, грешим и в сиюминутной сутолоке дня не всегда даем себе труд задуматься над своей жизнью, покаяться. И пока стоят на Руси церкви, пока звонят колокола, созывая люд православный на службу, пока есть священники и монахи, которые молятся за Россию, за каждого из нас, будет Россия жива, будет жив русский народ»

Ирина Рубцова

Введение

Наша страна – великая держава. Я с уважением и гордостью отношусь к историческому, культурному, духовному наследию моей Родины. Главным богатством, которой является её народ, люди, которые её защищают, прославляют, хранят святость и традиции. Такими людьми являются и представители духовенства: они на протяжении веков благословляли на великие дела своих сынов и дочерей; были и остаются оплотом нравственности, хранителями традиций, целителями душ.

И я горжусь тем, что в моём роду были и есть такие люди – представители православного духовенства.

На протяжении нескольких лет я занимаюсь генеалогией, на данный момент моё родословное древо насчитывает 14 поколений 3030 персон, но это не конечный результат, оно постоянно пополняется. Мы с членами кружка «Поиск» выполнили предварительную работу для школьного музея, и она получилась внушительных размеров (моё родословное древо на 13 поколений 1556 персон длиной 18метров). Впоследствии данный труд перерос в социальный проект под названием «Родословное древо Раздора», который мы защищали на областном этапе Х Всероссийской Акции «Я – гражданин России» и заняли второе место. Была напечатана статья о нашем древе в районной газете «Маяк Дельты» под названием «Не нарушить связь веков». В этом древе есть и священнослужители – мои прямые предки, близкие родственники.

Цель моей работы: исследовать и описать жизненный путь представителей духовенства нашей семьи, их вклад в духовное, нравственное развитие общества. Восстановить историю создания и проследить судьбу храма Покрова Пресвятой Богородицы с. Раздор.

Задачи:

1. Оценить деятельность духовенства из семей Гамбуровых, Стуровых, архимандрита Сергия Стурова.

2. Подтвердить документально основные вехи в истории церкви с. Раздор.

3. Провести опросы родственников, односельчан, изучить архивные материалы семьи и Государственного архива Астраханской области, краеведческую литературу, касающуюся церкви и духовенства, воспользоваться ресурсами Интернет.

4. Совершить визиты к историческим местам;исследовать надгробия, с целью сбора метрического материала.

Методы исследования:

1. Накопление научного материала (изучение литературы и источников, консультации, интервьюирование).

2. Сравнительный анализ исторических источников с целью установления достоверности фактов.

3. Биографический.

4. Генеалогический.

5. Прогрессивный.

6. Регрессивный.

Я долго думал, как назвать исследование. Ведь оно не должно быть безликим, а напротив должно отображать саму суть, цели, задачи. Должно было соединить рассуждения о родственниках и православных святынях. В газете Астраханской Епархии «Свет Православия» я наткнулся на статью «Время собирать камни», и понял – это моё название!

Время разбрасывать камни и время собирать камни - всему свое время. (Екклесиаст, 3)

Это значит - время подведения итогов, время примирения с противниками, время размышлений о смысле жизни, о вечности, время собирать духовный и материальный капитал, время для стабилизации жизни. Время любить. Очень позитивное время.

Второе название конкретизировало цели моей работы.

Основная часть

I. Церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы

Каждое утро, направляясь в школу, прохожу мимо Поклонного креста, он находится рядом со школьным двором, на том самом месте, где много лет назад по православным праздникам, крестинам, венчаниям толпился деревенский люд. Здесь стоял храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Здесь мои прадеды крестили дедов, а те, повзрослев, здесь же венчались. Здесь хранились метрические книги всех важных событий села.

В далёком 1890 году мой прапрапрадед Поротиков Григорий Илларионович со своими родными братьями Зиновием и Яковом основал это село.А в 1905 году произошло освещение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Рассказывают, что так как в Раздоре было большинство переселенцев из села Пришиб, то и церковь перевезли оттуда. Помогли её перевести рыбопромышленник Агабабов Давид Григорьевич и его помощник Поляновский.

Здание данной церкви было построено в Пришибе в 1828г из дерева, освящена церковь в 1836 году во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Кроме этой церкви в Пришибе было ещё две: Казанская и Троицкая.[1]

Храм во имя Пресвятой Богородицы был воздвигнут раздоринцами на самом высоком в селе месте, которое не затоплялось даже в годы сильнейшего половодья.

I.1.Освящение храма в посёлке «Раздор» прихода Каралата, Астраханского уезда.[2]

2 октября сего 1905 года, с благословения Преосвященнейшего Георгия, епископа Астраханского и Енотаевского, совершилось освящение храма в посёлке «Раздор» Каралатского прихода. Жители этого посёлка все почти выходцы из сёл, преимущественно, Пришиба и Никольского, Енотаевского уезда. Лет 15 тому назад более предприимчивые из них, недовольствуясь условиями жизни своих сёл, вздумали искать счастья на стороне. Занявшись рыболовством в пределах прихода села Каралата, они скоро пришли к убеждению, что условия местной жизни и промысла гораздо лучше. Вскоре же, распродав свои дома и забрав имущество в виде домашнего скарба и скота, они осели на настоящем месте. Связь между своим селом, в силу привычки и родственных отношений, они не могли и не в силах были прекратить, поддерживают и теперь. В настоящее время в посёлке Раздор уже насчитывается 115 дворов, а душ немного более 600 обоего пола. Самый посёлок от г. Астрахани находится в расстоянии 40 верст, от села Каралата 20 вёрст, а от села Камызяка, если ехать зимой на лошади 12 верст.

Мысль иметь свой храм у раздоринцев зародилась давно, когда в посёлке насчитывалось лишь 40-50 дворов, а к концу настоящего времени эта мысль перешла в страстное желание. Зная, что в Каралате, по постройке нового храма, упразднится старый, они вполне могли рассчитывать взять его к себе, но полагали, что это будет не скоро. Частенько они вспоминали своё село, свою старенькую церковь, где отцы их, да и сами они крестились, венчались, молились, радовались и плакали, погребая своих родных, близких сердцу. Иметь этот храм у себя, праздновать тот же престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы, которые привыкли они почитать с детства, наконец, проводить около него радостные дни Святого Христова Воскресенья и вообще все праздники, казалось, будет служить залогом, связью с их родиной и со всем, что им дорого и мило. И они выпросили, а те дали. Много трудов и стараний они приложили по перевозке и постановке храма в настоящем его виде. Но эти труды были их счастьем, радостью и гордостью от одного лишь сознания, что отсель они имеют свой собственный храм. Освящение храма происходило 2 октября, а самый день храмового праздника, священник Смоленской церкви города Астрахани, св. Антоний Райский, в сослужении диакона Баранова, торжественно отправили утреню и часы. К вечеру этого же дня стали съезжаться богомольцы на лодках и пароходах из соседних сёл и г. Астрахани. На любезно предоставленном для бесплатного проезда пароход « Левъ» г. Григорьева приехали и.др. благочинный свящ. Малинин, секретарь Его Преосвященсва, священник. В. П. Поспелов и Священники с. Камызяка – о. Василий Нефедьев и с. Иванчуга о. М. Бажанов. Вечером означенными священнослужителями отслужено было всенощное бдение. Утром, 2 октября, после обычного освящения воды, преступили к освящению престола. Очень многие из присутствующих здесь, месяц назад, 4 сентября, находились при освящении храма в с. Каралат, почему события, соединенные с освящением, вторично ими переживались, но только более сознательно. Желание иметь кусочек мыла и, хоть бы, ленточку небольшую от платка после омовения и вытирания св. престола так было сильно, что многие со слезами на глазах добивались этого. Велика вера русского человека действительность и в силу освящения предмета! Невольно вспоминается, как простой народ во времена Спасителя верил в силу лишь одного прикосновения к одежде Его или же, стараясь попасть под тень проходящего ап. Петра. И было им по вере их! – Чинно без всякого замешательства совершилось освящение престола и всего храма, а затем божественная литургия, за который пел хор певчих с. Каралата под управлением учителя школы М.Н. Пр.., а священник с. Каралат П. Зиновьев сказал приличествующего случаю поучение, в котором, между прочим, отметил особенную заботу и старание сельчан о приобретении собственного храма и о их усердии в постройке в освещении храма. В освящении храма принимали участие хоругвеносцы, несшие пожертвованные ими хоругви. Всем участникам был после литургии предложен обед в конце коего один из участников, диакон с. Каралата В. Саввинский в краткой речи ознакомил присутствующих с историей возникновения посёлка и самого храма. Выразив сожаление, что до сего времени нет здесь школы, тут же сообщил, что Покровительница посёлка Св. Дева Мария Сама позаботилась о постройке здания для школы, внушив одному, известному уже благотворителю, Ивану В. Носкову, дать средства на её постройку. В заключении было сделано предложение, в память освящения храма во имя Покрова Божьей Матери, селение назвать «Покровское», тем более что теперешним названием посёлка «Раздор» давно уже недовольны.

I.2. Дьякон В. Саввинский

В 1906г. в селе уже существовала школа, в документах она называется «одноклассным училищем». 22 сентября 1906г. утверждён в должности законоучителя Раздоринского одноклассного училища священник Михаил Началов.[3]Заведующим школы был Щетинин Григорий Иванович (1889-1975 гг.).

6 июля 1906г. утверждён в должности церковного старосты посёлка Раздор Астраханского уезда крестьянин Андрей Ф. Востриков.[4]

Священником в 1911г. в Покровской церкви служил Сергий Кораблёв, псаломщиками при нём были Сергий Горбачёв и Иван Петрович Чернобровкин.[5]

Спустя некоторое время Кораблёв оставил службу. Книга памяти Астраханской области сообщает: Кораблев Сергей Васильевич. Родился в 1874г., русский; образование среднее; кладовщик семенной лаборатории. Проживал в Астрахани. Приговорен: Тройка при УНКВД Сталинградской обл. 13 февраля 1938г., обвинен в антисоветской агитации. Приговор: ВМН. Расстрелян 8 марта 1938г. Реабилитирован в 1989г.

Следующий источник - Клировая ведомость Покровской церкви с. Раздор за 1917г.[6]поведал об истории церкви и жизни селаболее позднего периода.

I.3. Ведомость о церкви Покровской состоящей в Астраханском уезде Астраханской епархии в с. Раздоре за 1917 г.

Церковь построена в 1905 году на средства прихожан. Перенесена из с. Пришиб Енотаевского уезда. Здание деревянное на каменном фундаменте с колокольней в одной связи. Крепкая, покрыта железом, холодная.

Престолов в ней один во имя Покрова Пресвятой Богородицы, утвари достаточно. Кружечных доходов за 1917 год получено 100 руб., другие источники доходов не имеются. Земли у церкви не имеется. Дома для церковнослужителей находятся на общественной земле, деревянные, построены прихожанами в 1906-1911 гг. и составляют собственность общества. Другие здания принадлежащие церкви – деревянная сторожка.

Почтовый адрес церкви через Каралатское волостное правление, село Раздор Астраханского уезда. Копии с метрических книг хранятся в церкви с 1905г.

Имеющаяся в приходе школа, Министерством народного просвещения построена 1906 году.

При церкви состоит староста крестьянин села Раздора Иван Яковлевич Хренов с апреля 1917 года, избран на первое трёхлетье.

Преосвященный в последний раз посетил приход 27 июня 1917 года.

I.4. Послужные списки священно – церковно – служителей с их семействами

1. Священник Виктор Константинович Войтов (2.11.1894 г.р.) – сын псаломщика Астраханской епархии, окончил полный курс Астраханской духовной семинарии 5.04. 1917 г., а 6.04.1917 г. направлен в Раздор. Жена Анна Фёдоровна урождённая Попова (17 лет).

2. Диакон Иван Петрович Латышев – сын крестьянина села Давыдовки Саратовской губернии, рождён в 1876 году. Семья: жена Евдокия Владимировна 1877г.р., дети – Ангелина учительница в с. Старый Тузуклей при земской школе(20 лет), сын Илья обучается в Астрахани.

3. Церковный староста - крестьянин с. Раздор Иван Яковлевич Хренов.

4. Просфирница – местная крестьянка, вдова Елена Игнатьевна Колесникова. Жалованья получает от общества 180 руб. и от продажи просфоры 150 руб.

В 1918 церковь со всем своим имуществом была передана на попечение раздорскому совету бедноты. В ведомости перечислено 78 наименований движимого и недвижимого имущества.[7]

Позже из области пришло постановление закрыть церковь. Храм был варварски разграблен. Иконы, кресты, богослужебные книги и другие священные предметы сжигались на костре и подвергались поруганию. По свидетельствам очевидцев в те дни в селе стоял стон и вопль возмущения богобоязненных жителей действиями беснующихся вандалов. Некоторым сельчанам удалось спасти от поругания и уничтожения несколько икон, которые до сих пор хранятся их потомками как память о былом величии местного храма. Церковные колокола были разбиты и низвергнуты. Осколком разбиваемого колокола отрубило кисть руки одному из разрушителей храма, чем была явлена истина слов о том, что Господь поругаем не бывает.

В годы советской власти в здании церкви был расположен дом культуры, в 1996 году ветхое здание сгорело.

В 2010г. администрация МО «Раздорский сельсовет» и активисты села взялись за восстановление храма. Ведётся сбор средств на строительство церкви. 16 октября 2011 года отец Константин во время празднования 121-й годовщины основания села провёл процедуру установки Поклонного креста на месте разрушенного храма.

Надеемся, что в ближайшее время, общими усилиями храм будет воздвигнут вновь на святом месте и Ангел, посланный Господом в 1905 году в наш храм, снова обретёт дом и возрадуется. Ведь считается, что господь посылает Своего Ангела в каждый вновь выстроенный храм, для служения святому алтарю. И срок этого служения определён до скончания века. Даже если храм Божий лежит в руинах, Ангел не может покинуть место определённого ему служения.[8]

II. Священники Гамбуровы

Последнее время я стал ближе к религии, стараюсь соблюдать православные праздники, обряды, с почтением отношусь к храмам, святыням, читаю литературу о церкви. И, наверное, это не случайность, и не дань моде, ведь среди родственников по линии бабушки Жижимовой (Гамбуровой) Веры Васильевны было и есть не одно поколение священнослужителей. Из рассказов моей бабушкой об её отце Гамбурове Василии Ивановиче – участнике Великой Отечественной войны я и узнал, что его дед был священником.

Гамбуров Василий Иванович родился 20 декабря 1905 года (ст.ст.) в Ново - Александровской волости (село Разночиновка, которое было основано между 1759 и 1772 гг., это село в разные времена называли Колпаковкой, Новоалександровкой, Лугово-Лебяжьим) Красноярского уезда Астраханской губернии (1) в семье зажиточного крестьянина Ивана Николаевича Гамбурова и его жены Марии Иосифовны (в девичестве Кирилловой). 23 декабря его крестили в волостной церкви Николая Чудотворца (11). Настоятелями этого храма были его прямые родственники. Крёстным отцом был казак Дурновской станицы Александр Николаевич Абальянов – двоюродный брат Василия, племянник Ивана Николаевича от сестры Евдокии Николаевны; крёстной матерью разночиновская крестьянка Акилина Иосифовна Кириллова – сестра его матери.[9]

Первоначально церковь носила имя Николая Чудотворца, она основана в 1822 году. Первосвященником церкви был прапрадед Василия Ивановича Тихон Алексеевич, переведённый сюда из «Иванчужской Троицкой церкви Астраханского уезда».[10] Священник Тихон Алексеевич, в семинарии не обучался; службу свою святой церкви начал в 1795 году, в звании причетника при Иванчугской Троицкой церкви; в 1799г. получил стихарь; в 1805г. архиепископом Платоном возведён дьяконом в ту же церковь; в 1811г. архиепископом Гаем рукоположен в священники к Лебяжинской Покровской церкви, для того, чтобы ему вести богослужение до постройки церкви при молитвенном доме в селении Ново - Александровском.

В более раннем источнике[11] были найдены сведения о службе Тихона Алексеевича на Иванчугском учуге и дате его рождения – 1770 год. Указывается, что определён он к «оной» церкви указом 1794г. В 1796 году наИванчугском учуге располагаласьцерковь во имя живоначальной Троицы, в каком году освещена сведений не имеется. Здание деревянное состоит в великой ветхости и очень опасно для служения. От сильного дождя течь, построена на низком месте близ реки. Поэтому во время наводнения, морского ветра потопляется и бывает во всей церкви вода, отчего она и наклонилась. Утварью церковь скудна. При церкви служил Захар Парфёнов 29 лет, в семинарии обучался грамматике, произведён в священники 9 января 1795 года. Жена его Варвара Семёнова 25 лет.

Дьякон Алексей Сидоров 25 лет, в семинарии не обучался, рукоположен в дьяконы в 1794г. Жена дьякона Надежда Ивановна 18-ти лет, дочь Елена 1-го года.

Дьячок Сидор Яковлев – 53 года, в семинарии не обучался, определён в дьячки в 1774г. Жена Матрёна Ивановна – 48 лет, дети: Димитрий -10лет, Никифор – 7, Никита – 4.

В том же деле за 1797 год находим следующие факты. «Астраханской округи наИванчугском учугецерковь во имя живоначальной Троицы. Недалеко от церкви - другая зданием деревянная бывшая в г. Астрахани при Троицкой церкви во имя священномученика Харлампия, которую тщением Астраханского купечества с утварью при ней церковною перенесена на тот учуг в 1796 г». Служебный состав указывается тот же, что и в 1796г. «Пономарь Тихон Алексеев – холост, 19 лет, в семинарии не обучался, определён к сему приходу в 1794г.»

Во всём приходе церкви 20 дворов жителей: купцы мужского и женского пола (число не указано), мещане, государственные крестьяне.

«Священнослужители от вод никаких выгод не имеют, а довольствуются положенным от оной конторы денежным жалованьем. Священнику в год денег – 20 руб., муки ржаной 12 мешков, дров 2 сажени. Дьякону в год денег – 15 руб., муки ржаной 9 мешков, дров 1 сажень. Дьячку и пономарю в год денег каждому по 12 руб., муки ржаной по 6 мешков и квартиры холодные.

Прихожане все православные и никаких развратов не имеется».

На странице 259 того же источника, отчёт за 1806 год, видно продвижение по службе Тихона Алексеевича, он становится дьяком, меняется и семейное положение. У дьякона Тихона появилась жена Неонила Петровна 22 лет (ему в ту пору было – 26), она читает и поёт в церковном хоре. Материальное состояние семьи изрядное. Дети: Анна – 6 лет, Мария – 1 год, Александр – 9 месяцев.

До 1822 года прихожане Ново-Александровки были причислены к приходу Покровской церкви (освящённой в 1791 году) станицы Лебяженской, находившейся на расстоянии 7 вёрст, священниками в 1804г. в нём были Андрей Афанасьев и Степан Иванов.[12]

В 1836г. Тихон Алексеевич назначен депутатом, а в следующем году «за труды и ревностное старание о построении каменной церкви и за исправное состояние её» (1 с. 409) архиепископом Виталием награждён чёрною бархатною скуфьею. Это - вторая награда священнику (после набедренника). Диакону также позволяется носить (но не в храме) черную бархатную шапочку, которую он надевает во время богослужения на открытых местах, например во время крестных ходов и водосвятий, при проводах умерших. (3)

В 1851г. награждён набедренником. Передав место внуку, в 1855 году, он вышел в отставку; в 1856г. скончался и похоронен на приходском кладбище. На могиле его стоял очень красивый памятник, в виде обелиска, с урною вверху, заканчивающийся восьмиконечным крестом. Сооружён памятник на средства его внуков.

Летопись также сообщает, что Тихон был хорошим пастырем: церковь им обустроена, документы велись и содержались им аккуратно и чисто, за что и был награждён участком земли в 1843г.

Прадед - Александр Тихонович в 1827г. был определён причетником в тот же приход. С Александра Тихоновича начинается фамилия Гамбуровых., до него род был без фамилии.

Дед Василия Гамбурова – Николай Александрович также был священником этого прихода, окончил курс в Астраханском духовном училище. С его слов в газете «Епархиальные ведомости» (№10 1886г.) написано, что село Разночиновка имеет ещё два названия: Новоалександровка и Лугово-Лебяжинское, и что первоначально здесь проживали поселенцы-ссыльные, публично наказанные, казённые крестьяне.[13] Дом Гамбурова Н.А. отличался от других своей изысканностью. Сад и дом священников Гамбуровых были наиболее привлекательными, образцовыми во всём поселении.

По рассказам родственников известно, что Николай Александрович был строгих нравов, не разрешал нянчить внучек (не позволял их успокаивать, когда они капризничали), а лишь внуков.

Брат Николая Александровича Павел был священником в селе Обильное Черноярского уезда, законоучителем церковно-приходской школы села Поповицкого, членом Астраханского Епархиального комитета православного миссионерского общества, членом-сотрудником Астраханского отделения Императорского Палестинского общества.[14] Павел Александрович был женат на Ольге Емельяновне. Скончался Гамбуров Павел 6 июня 1909 года.

Сестра Гамбурова Н.А. принадлежала к сословию духовенства, была игуменьей, настоятельницей монастыря в Нижнем Новгороде. Она присылала родным в Разночиновку красивые атласные одеяла, скатерти, сшитые и вышитые руками монахинь. Вероятно, она была жива и после Великой Отечественной войны, т.к. Жижимова В.В. (Гамбурова) рассказывала, что её бабушка Гамбурова М.К. просила отыскать игуменью в Нижнем Новгороде в послевоенное время. Вера Васильевна в ту пору работала в «Волготанкере» и с командой курсировала по Волге на пароходе «Индустриализация» перевозя нефть, керосин в Нижний Новгород. Исполнить просьбу бабушки, не смогла, поскольку была ещё подростком и вокруг была послевоенная разруха и неразбериха.

В 1881 году было принято решение о расширении церкви через постройку двух пределов: с северной стороны Петра и Павла, с южной - во имя Казанской Богоматери. В 2004г. при восстановлении церковь переименовали в честь Казанской Иконы Божьей Матери, с которой я имел удовольствие ознакомиться в 2007 году при посещении села Разночиновка.

В 1886г. в селе уже существовала школа, а в 1889 году начинается строительство нового здания. В 1918 году учителем в ней был Алексей Яковлевич Неупокоев (19).

В начале XX века хозяйство священника Гамбурова Н.А. и его сына Ивана Николаевича продолжало оставаться крепким: хутора, ферма, конюшня, сад, которые обслуживали наёмные рабочие.

Николай Александрович скончался приблизительно в 1918 году в возрасте 86 лет, его супруга (к сожалению, не знаем её имени) была долгожительницей, прожила сто пять лет, родилась она в 1829 году, в 1924 г. ей было 95 лет, эти сведения подтверждает «Именной список военнообязанных по селу Разночиновскому Разночиновской волости Красноярского уезда Астраханской губернии, рожденных с 1904 и по 1907 г. включительно», в котором перечислены все члены семьи Гамбурова Харлампия и их возраст. Из этого же перечня видно, что семья состояла из семи человек, и что отца Василия - Ивана Николаевича, уже нет в живых. Про него рассказывали, что он был щедрым, добрым человеком, было много желающих из числа калмыцкого населения работать на него, т.к. он не скупился на оплату. А ещё Иван Николаевич очень любил лошадей и спиртное, от чего и умер в молодом возрасте. У Ивана Николаевича были две сестры Евдокия и Елена. Евдокия вышла замуж за казака Дурновской станицы Николая Ивановича Абальянова. Известно, что у них было двое детей Александр и Зиновия (известных нам). Их фамилия была одной из самых распространённых в станице Красноярской.

III. Стуровы

Через улицу от дома Гамбуровых виднелась церковь, здесь впоследствии мой прадед Василий Иванович Гамбуров встретит свою будущую супругу СтуровуАгафью Алексеевну, которая была певчей этой церкви. Агафья Алексеевна родилась 2 ноября 1909 года (ст.ст.), 7 ноября её крестили в той же церкви. Крёстным отцом Агафьи стал её дядя - Стуров Василий Самуилович, а крёстной матерью тётя – Кирсанова (Стурова) Анна Самуиловна. (16)

Семья Стуровых также жила безбедно. Мужчины этой семьи были рыбаками и вели подсобное хозяйство. Семья состояла из семи человек: отец (Алексей Самойлович 1866 г.р.), мать (Неонила Ивановна 1869 г.р.), четверо сыновей (Александр 1907 г.р., Степан 1908 г.р., Василий 1903 г.р., Николай 1905 г.р.) и дочь (Агафья 1909 г.р.). Агафья Алексеевна была красавицей, и как рассказывали родственники, во время её свадьбы народ толпами шёл посмотреть на невесту. У Алексея Самойловича было три брата (Иван, Илья, Василий) и сестра Мария.

Один из Стуровыхкрестьянин Стратоник или Стратон 12 февраля 1898 году был утверждён в должности церковного старосты.[15] Пройдут годы и его внук Михаил Иванович в 1958 году станет церковным старостой храма Преображения Господня в п.Трусово г.Астрахани, а правнук Сергей Михайлович архимандритом, о котором я поведаю чуть ниже.

Когда Василий Гамбуров встретил Агафью Стурову, он сразу в неё влюбился и сосватал. Отказать родители невесты не могли такому завидному жениху, хотя у них был выбор, т.к. за ней ухаживал священник местной церкви, он даже уехал в Иванчугский приход, не перенеся трагедии, так сильно он любил Агафью Алексеевну.

Вскоре Василия призвали в армию, а невеста осталась ждать жениха, было им в ту пору двадцать и шестнадцать лет. Служил он в г. Старая Русса в артиллерийских частях. Свадьбу сыграли, когда Василий Иванович пришёл из армии. После свадьбы Мария Иосифовна передала невестке серебряную чайную ложку(её вес – 14,5граммов, проба, на обороте надпись «Г.Ф.»), она передавалась из поколения в поколение. Эта семейная реликвия сейчас хранится у правнучки Марии Иосифовны Поповой (Жижимовой) Алевтины Николаевны. Эта ложка имеет особую ценность, она относится к истории семьи, раньше её использовали священники Гамбуровы при причащении в Разночиновской церкви. Эта ценность «помнит» многие поколения семьи, события истории семьи и страны. Благословляли молодую пару иконой, которая также до сих пор хранится в семье.

В 1930 году у них родилась дочь Вера – моя бабушка. В 1932 году у супругов родился сын Алексей, а в 1939 - м году Василий.

IV. Архимандрит Сергий (Георгий Михайлович Стуров) - Благочинный храмов Адмиралтейского округа, настоятель храма Воскресения Христова (у Варшавского вокзала, Санкт-Петербург).

«Я рос в верующей семье, поэтому никакого "чудесного" прихода к вере не было. Все было естественно и просто» (Отец Сергий Стуров)

В современной России провозглашена свобода вероисповедания. Каждый православный гражданин может креститься сам или окрестить своих детей в любом храме. Во времена Советского Союза за такой поступок можно было поплатиться работой или, по меньшей мере, получить выговор. По этой причине мою маму крестили на дому у того самого церковного старосты Стурова Михаила Ивановича, а совершал обряд крещения его сын отец Сергий ныне архимандрит.

Архимандрит Сергий родился 10 апреля 1945 года в деревне Оранжерейной Астраханской области, где, к сожалению, не было церкви. А до ближайшего храма было более ста километров, да и то добраться до него можно было только летом, пароходом по водному пути. Но хотя семья Георгия Михайловича была оторвана от храма физически, духовно она была вместе с православной церковью. Семья была большая, семь человек, Георгий – младший. Папа, Михаил Иванович, был начальником тони – рыбу ловили, потому летом его практически не бывало дома, мама, Пелагия Павловна, вела хозяйство. Но времени на все хватало – и на труд, и на радости. Были даже традиции, которые свято соблюдались из года в год. Так, на Крещение мужики шли на реку, иордань рубить. Для этого у одного из сельчан хранился специальный топор, которым никакую другую работу не исполняли. Вырубив по льду крест, топор заворачивали в чистую тряпицу и убирали до следующего Крещения. К Пасхе готовились дружно, всей семьей. А как готовились к походу в храм! Укладываясь вечером, переживали, чтобы не проспать и в 12 пополуночи обязательно быть в храме. Поэтому спали чутко. Кстати, в пасхальное время уже вовсю шла путина, и успевали все – службу в храме отстоять, в крестном ходе поучаствовать, рыбы сетями наловить.

Профессию отец Сергий получил светскую, окончил строительное училище, какое-то время работал плотником. Но одновременно с тем служил иподьяконом у владыки Павла (Голышева) в Покровском кафедральном соборе в Астрахани, куда его семья переехала, когда ему исполнилось 10 лет. Потом вслед за ним уехал в Новосибирск. А до службы у владыки, еще учась в школе, постоянно после уроков ходил на службу в храм Преображения, который был недалеко от дома. Там помогал матушке Клеопатре, а в 17 лет уже читал на клиросе. В 18 стал иподиаконом.

Большое влияние на Сергия Стурова оказал владыка Павел, который и сам стал монахом в 20 лет, в беседах с ним отец Сергий понял, что и его путь – также монашество. Тогда владыка сказал: "Поезжай к Патриарху. Если быть тебе монахом, значит, Патриарх тебя примет". Так все и получилось. Удивительно: многие архиереи не могли попасть к Патриарху Алексию (Симанскому), а он его принял и благословил. Было ему тогда 19 лет. Перед тем, как принять монашество, Георгий Михайлович читал жития святых. Особенно любим и почитаем им прп. Сергий Радонежский, его небесный покровитель. 31 марта 2011 года исполнилось 45 лет монашества отца Сергия. И он ни разу не пожалел о сделанном выборе.

Свое самостоятельное служение он начинал в Томске, в Петропавловском соборе. Потом какое-то время служил в Кемерово, затем в Астрахани, и вот уже девять лет Сергий Стуров является настоятелем храма Воскресения Христова в Петербурге. «Мое дело – служить Господу, а работы на всяком месте хватает. И здесь тоже …».[16] Занимается архимандрит и педагогической деятельностью, уже около двадцати лет преподает православие в светских школах, воскресных, ведёт издательскую деятельность, помогает педагогам овладеть методикой преподавания курса «Основы православной культуры».

В 1989г. отец Сергий был приглашен архиепископом Псковским Владимиром (ныне митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский) в г.Великие Луки и назначен настоятелем в храм Казанской иконы Божией Матери, а впоследствии, настоятелем собора Вознесения Христова и благочинным храмов Великолукского округа. За 14 лет своего служения на Великолукской земле Архимандрит Сергий восстановил главный храм города - Вознесения Христова (XVIII в.), заново отстроил утраченные часовни - Святого благоверного князя Александра Невского и Великомученицы Екатерины; с его же участием построена часовня во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла возле завода «Транснефтемаш».

Большие труды приложил Архимандрит Сергий и на увековечение памяти Патриарха Московского и Всея Руси Тихона, восстановив церковь Воскресения Христова (XVIII в.) в погосте Клин Куньинского района, в котором был крещен и до 6 лет молился будущий Патриарх и новомученик Российский Тихон.

Огромной заслугой Архимандрита Сергия (Стурова) является восстановление духовной жизни великолучан и жителей Великолукского благочиния. В Великих Луках и районных центрах при храмах были открыты воскресные школы для детей и взрослых, в полной мере возобновлена приходская жизнь, положено начало Свято-Тихоновским православным педагогическим конференциям, в которых принимало участие сообщество учителей, священников, богословов и писателей. Конференции переросли в Свято-Тихоновские чтения, на которых до сих пор происходит обмен опытом между педагогами, преподающими «Основы Православной культуры», или предметы, несущие в себе элементы этой культуры. В течение ряда лет работники Администрации г. Великие Луки, Управления образования, редакции газеты «Великолукская правда», благодаря архимандриту Сергию, были участниками Международных Рождественских чтений в Москве.

Архимандрит Сергий за вклад в духовное преображение великолучан, который он нес через молитвенный подвиг, пастырское слово и служение в восстановленных храмах Божиих, награжден церковным орденом святого благоверного князя Даниила Московского III ст., орденом за усердие во благо Отечества II, III, IV ст., медалью за вклад в Фонд Мира, юбилейной золотой медалью преподобного Сергия Радонежского за просветительскую деятельность, серебряной медалью святого апостола Петра, международным орденом «Благотворение» III ст.[17]

Заключение

Вот и закончилось моё небольшое исследование. Я старался выполнить задуманное: собрать сведения о представителях духовенства моей семьи, проследить их жизненный путь, показать и оценить их вклад в жизнь людей, прихожан их окружающих – социума.

Пусть в церкви села Раздор не служили мои родственники, но я не мог оставить её без внимания, поскольку они (основатели села Поротиковы, мои родственники Лунёвы, Булычёвы, Васильевы и др.) приложили усилия для её возведения.

В начале исследования я отследил три поколения духовенства в семье Гамбуровых, и какой радостью стала находка в «Ведомости и сведения о церквах Астраханской епархии с 1796г.» в августе 2011 г. сведений о том, что отец Тихона Алексеевича был дьяком! Это означало, что отслежено четыре поколения священнослужителей Гамбуровых. Сильное впечатление произвели записи в том же деле сделанные собственноручно Тихоном Алексеевичем – моим прапрапрапрапрадедом крупным разборчивым почерком. Здесь же найдены имена его жены Неонилы Петровны и детей: Анны, Марии, Александра. И если про Александра я узнал давно, то об остальных прочёл впервые, что стало также приятным открытием. Священнослужители Гамбуровы были не только врачевателями душ, но и рачительными, примерными хозяевами. К сожалению, в советское время династия священнослужителей Гамбуровых была прервана, да и сама фамилия исчезает. У потомков Тихона Алексеевича больше рождалось девочек, нежели мальчиков, а некоторые немногочисленные носители фамилии по трагическим обстоятельствам уходили из жизни в молодом возрасте. На данный момент в моей семье два человека с фамилией Гамбуров, Алексей Васильевич 1932г.р. проживает в г. Астрахани (мой двоюродный дед) и Юрий Владиславович 1928г.р. проживает в г. Москве (мой четвероюродный дед). Возможно, ещё остались Гамбуровы в Австралии. После октябрьской революции 1917г. дядя Юрия Владиславовича эмигрировал в Австралию, и связь с ним была потеряна, поскольку поддерживать отношения с эмигрантами было небезопасно. Да и Юрия Владиславовича мы отыскали лишь два года назад благодаря работе над родословной. А в октябре 2011г. удалось лично с ним пообщаться во время поездки в Москву на церемонию награждения победителей конкурса «Моя малая Родина», в котором моя работа «Разночиновка – Липовая Долина: жизнь длиною в тридцать семь лет» заняла второе место в номинации «Крестьянские родословные».

О служителях церкви по линии Стуровых из рассказов родственников выяснил, что есть батюшка, который крестил маму, а совсем недавно из интервью, Интернет - ресурсов узнал, что он – архимандрит, замечательный человек, педагог, наставник. А ещё он восстанавливает разрушенные святыни. В январе 2012г. отец Сергий побывал у нас дома. Для меня и моей семьи это была значительная, волнующая встреча. Мы смогли пообщаться с родственником, известным человеком в мире православного духовенства.

До начала исследования не знали не я, не родственники, что среди Стуровых были церковные старосты.

Благодаря этому исследованию: исчезли некоторые белые пятна в истории моей семьи и моего села Раздор, а также сёл Разночиновка, Иванчуг, где проходила жизнь и служба священнослужителей моей семьи; Очень важно, что возродились утерянные родственные связи и общение.

Смысл выражения «Время собирать камни» - подведение итогов, восстановление, возрождение. Для меня это возрождение семейных, духовных традиций, время задуматься о смысле жизни.

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу.

(Иеромонах. Роман)

Список источников и литературы

Источники

Опубликованные

1. Сведения о населённых пунктах входящих в состав волостей

Астраханской губернии 1882-1883 гг.


Неопубликованные:

1. ГААО газета «Астраханские епархиальные ведомости» 1890 г. №10 Краткая летопись Николаевской Церкви села Разночинскаго Красноярскаго уезда;

2. ГААО Фонд 162, опись №2 Протоколы заседаний комиссии по очерёдности призыва в армию и списки допризывников. Разночиновский ВИКа по военным делам по учёту допризывников. Именной список военнообязанных по селу Разночиновскому, Разночиновской волости Красноярского уезда Астраханской губернии рождённых с 1904 по 1907г. включительно.

3. ГААО Фонд 231, опись №1 Об открытии почты в с.Разночиновка 28.07.1919г.

4. ГААО Фонд 1144, опись №1 Метрические записи о родившихся в 1905г., 1909г.

5. ГААО Фонд 1144, опись №1 Метрические записи о бракосочетавшихся в 1903г.

6.ГААО Фонд 1144, опись №1 Николаевкая церковь с. Ново-Александровка Красноярского уезда Астраханской губернии. Метрические записи об умерших в 1918 году.

7. ГААО Фонд 1156 Покровская церковь с. Раздор Астраханского уезда Астраханской губернии. Метрические записи о родившихся в 1906 – 1913 гг.

8. ГААО Фонд 1144, опись №1 Николаевская церковь с. Ново- Александровка Красноярского уезда.Метрические записи о родившихся в 1905г.

9. ГААО Фонд 1156 Покровская церковь с. Раздор Астраханского уезда Астраханской губернии. Метрические записи о бракосочетавшихся 1906 – 1913 гг.

10. ГААО Фонд 2210 Опись №1 дело 25. Подворный список селения Раздора Камызякского района Астраханской губернии 1925г.

11. ГААО Фонд 599 опись №1 Ведомости и сведения о церквах Астраханской епархии. 1796г.

12. ГААО Фонд 599 Опись №1 дело № 173

13. ГААО Фонд № Р-1218 опись №3 дело №5 Опись недвижимого и движимого имущества принадлежащего Покровской церкви с.Раздора, Астраханской губернии и уезда.

14. ГААО Фонд 928 опись №1 дело № 2, с. 53

15. Материалы семейного архива Поротиковой Л.Н. 1973 г.р.

16. Материалы семейного архива Гамбурова В.В.

17. Материалы семейного архива Вещева И.П.

18. Материалы школьной комнаты Памяти с. Раздор.

19. Интервью Алимова И.И. 1939 г.р., ноябрь .2007 г. (с.Разночиновка)

20. Интервью Щепалкиной М.Х. 1933 г.р., март 2009 г. (г. Астрахань)

21. Интервью Родиной А.Х. 1935 г.р. , март 2009 г. (г. Астрахань)

22. Интервью Гамбурова Ю.В. 1928 г.р.,декабрь 2009 г по телефону, октябрь 2011г. (г.Москва.)

23. Интервью Юрьевой Риммой Ивановной 1928 г.р. о Гамбуровой Любови Александровне, февраль 2010, август 2011. (Астрахань)

24. Интервью Жижимовой (Гамбуровой) В.В. 1930 г.р., январь 2011 г.

25. Интервью архимандрита Сергия Стурова (по телефону) 10.12.2011г.; 21.01.2012г. во время визита в с.Раздор.

Литература

1. Очерки истории Астраханской епархии за 400 лет её существования: в 2 т. / под общ. ред. Высокопреосвященнейшего Ионы, Архиепископа Астраханского и Енотаевского.— Ростов–на–Дону, 2002.

2. Святые и подвижники благочестия земли астраханской.- Астрахань, 2010.

Периодическая печать

1. Газета «Астраханские Епархиальные ведомости» 1883-1908 гг.

2. «Свет Православия», 1998г., №10(26)

Справочные и информационные издания

1. Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия 2007 г.

2. .Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона 1890 – 1907г.

Интернет-ресурсы

1. http://hram-varshavka.ru/ Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала. 29.12.2011, 23.03.2012

2. http://rusk.ru/ Православное информационное агентство «Русская линия», 20.12.2012, публикация Ирины Рубцовой от 4 апреля 2006 г.

3. http://luki.ru/persons/134096.html , Луки.ру, 20.12.2012г.

4. http://tv-soyuz.ru/videonews/eparhy/at17509 Союз. Православный Телеканал. Храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала в Санкт- Петербурге восстанавливается. 23.03.2012г.


Рецензия

Работа Кирилла Поротикова по структуре и содержанию отвечает условиям Конкурса. Исследуя историю Церкви Покрова Пресвятой Богородицы и жизненные пути нескольких поколений духовенства села Раздор Астраханской губернии, автор провел выявление и серьезное изучение источниковой базы (литература, законодательные акты, периодическая печать, архивные документы, хранящиеся в государственных и личных архивах, источники устной истории), что позволило ему на основе документально удостоверенных данных восстановить основные вехи в истории сельской Церкви, родословия ее священнослужителей.

Обосновывая выбор темы, автор предельно точно формулирует главное условие жизнеобеспечения будущего своего народа, видя его в необходимости формировать высоконравственную личность, возвращении к традиционным истокам, имеющим в основе православную веру. В словах: «меня, как представителя молодёжи глубоко тревожит эта проблема, будущее моей страны», проявилась высоконравственная и гражданственная позиция автора. Использование, наряду с другими, метода интервьюирования позволило включить в систему анализа источники устной истории. Автор показал умение выявлять и использовать Интернет-ресурс при сборе информации по проблеме, включая соответствующие библиографические данные в список источников и литературы. В заключении автор достаточно емко подводит итог исследования, определяя его общественную значимость, в том числе в выразительных стихах:

Без Бога нация – толпа,

Объединённая пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль, что ещё страшней, жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом.

Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу.

Работа включает приложения: копии фотографий, архивных документов, повышающих ее информативность; свидетельствует о самостоятельности автора, овладении им определенными междисциплинарными знаниями в области генеалогии, источниковедения, библиографии, психологии, общей эрудиции и грамотности.

Уважаемый Кирилл, поздравляя Вас с выполненной общественно значимой работой, рекомендую учесть следующее.

1. Формулировка темы исторического исследования (а таковым является Ваша работа) должна отвечать на вопрос: что, где, когда. Примерно так: «Время собирать камни: духовенство Церкви Пресвятой Богородицы в селе Раздор Астраханской области [конец XYIII-ХХI вв.]».

2. Необходимо уточнить названия методов. Как можно предположить, исходя из анализа Вашей работы, Вы разрешали задачи, используя методы (средства): анализа и синтеза, источниковедения (критика содержания источника, т.е. проверка на достоверность), сравнительного анализа, интервьюирования, описания. Возможно и другие.

3. Внесите уточнения: то, что Вы назвали методами – это задачи, которые Вы неплохо разрешили, в частности, изучили литературу, семейные архивы, провели опрос односельчан, родственников; совершили визиты к историческим местам, и т.д. Лишь одна формулировка не вызывает вопроса, а именно: «метод сравнительного анализа исторических источников с целью установления достоверности фактов».

4. Библиографический список следует назвать: «Список источников и литературы». В него нужно включить все источники и литературу, которыми Вы пользовались, в том числе и общеисторические труды. В частности, Вы же читали труды о политических репрессиях против духовенства в советской России? Если да, то укажите их. Привожу Вам примерную структуру Списка (м.б. пригодится в будущей работе):

Источники:

Опубликованные (законодательство, нормативные акты, статистические и др.)

Неопубликованные (у Вас это источники устной истории, архивные документы)

Литература (монографии, статьи, пр.)

Периодическая печать

Справочные и информационные издания (статьи из энциклопедий, словари, путеводители по архивам и пр.)

Ссылки на информацию из Интернет-ресурса должны включать: название сайта, тип документа [электронный ресурс], электронный адрес и дату обращения (т.к. там часто меняется информация).

Рекомендую Вам также ознакомиться с трудами известного современного историка и агиографа игумена Дамаскина (Орловского), многие из которых Вы найдете в Интернет-ресурсе на сайте: www.fond.ru. В них содержится документально удостоверенный уникальный фактический материал о периоде гонений на православие в советской России.

С уважением, рецензент

Иноземцева Зинаида Петровна,

кандидат исторических наук,

заслуженный работник культуры РФ



[1] ГААО Фонд 928 опись №1 дело № 2, с. 53.

[2] газета «Астраханские епархиальные ведомости» 1905 г. № 22.

[3] газета «Астраханские епархиальные ведомости №19 от 1 октября 1906 г.

[4] газета «Астраханские епархиальные ведомости № 15 от 1 августа 1906 г.»

[5] Метрические записи о бракосочетавшихся в 1911г Покровской церкви Астраханского уезда

[6] ГААО Фонд 599 Опись №1 дело № 173

[7] ГААО фонд № Р-1218 опись №3 дело №5 Опись недвижимого и движимого имущества принадлежащего Покровской церкви с.Раздора, Астраханской губернии и уезда

[8] «Свет Православия», 1998г., №10(26), с.1 «Плач Ангела по Владимирскому собору».

[9] ГААО Фонд 1144, опись №1 Николаевская церковь с. Ново-Александровка Красноярского уезда. Метрические записи о родившихся в 1905 г.

[10] ГААО Фонд 1144 Краткая летопись Николаевской Церкви села Разночинскаго, Красноярскаго уезда

[11] ГААО ф.599 оп.№1 Ведомости и сведения о церквах Астраханской епархии. С 1796г.

[12] ГААО ф.599 оп. №1 Ведомости и сведения о церквах Астраханской епархии. С 1796г., с.263, 290.

[13] Газета «Епархиальные ведомости» 1883-1891 гг.

[14] Газета «Епархиальные ведомости» №12 1899г.

[15] «Астраханские епархиальные ведомости» 1898 г.

[16] Православное информационное агентство «Русская линия», «И архимандрит когда-то был ребенком», 4 апреля 2006г.,Ирина Рубцова

[17] http://luki.ru/persons/134096.html , Луки.ру


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру