Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. Духовный подвиг регента-псаломщика, протодиакона Демина Тимофея Васильевича

Введение

Мы с самого детства являемся прихожанами Сеннского Свято-Георгиевского храма. Посещаем мы его и по большим праздникам, и перед самыми важными моментами в жизни: перед началом учебного года, перед экзаменами, заказываем молебны о здравии наших близких. И всегда наш взгляд падал на симпатичный желтый дом, который находится прямо напротив церковной паперти. Мы заинтересовались: а кто же живет и жил раньше в этом доме? Оказывается, целых 61 год, до 1985 года здесь жил выдающийся деятель нашей церкви регент-псаломщик, протодиакон церкви Демин Тимофей Васильевич. Могила его и его родных находится тут же, рядом, между домом и церковью. Об этом мы узнали от казначеи церкви Моисеевой Валентины Ивановны, которая до сих пор помнит, какой был при нем хор, как он пел, что заслушаешься, и «действительно не знаешь, где ты находишься – то ли на земле, то ли на небе». Это нас подвигло на более подробное изучение жизни и деятельности Демина Т.В.

Найти информаторов оказалось не сложно, так как все старожилы, проживающие около церкви, хорошо его помнят и охотно рассказывают все, что помнят. Из бесед с местными жителями мы сделали вывод, что почти все современники Тимофея Васильевича соприкасались с ним: многие в молодости пели в церковном хоре, многие водили к нему домой своих детей для обучения или пению, или игре на музыкальных инструментах. Многие изучали музыку у него в школе, т.к. он был и преподавателем здешней школы. Мы захотели узнать, что за человек он был, как организовывал деятельность церковного хора, как он жил.

Мы укрепились в своем желании и после того, как обратились к литературе. Наиболее известным автором, ставившим подобные вопросы, является Печорский краевед, современник и друг Демина, Лашин Михаил Васильевич. В течение многих лет он писал многочисленные статьи о жизни нашей Новоизборской волости в местной газете «Печорская правда». Также он оставил нашему школьному музею бесценный фотоальбом, в котором есть много фотографий церковного хора и хора Сеннского Культурно-просветительного Общества. Жизнь и творчество Демина Т.В. уже немного изучали наши школьные товарищи, которые создали брошюру «История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста». Мы вступили в переписку с младшей дочерью Тимофея Васильевича Тамарой Тимофеевной Деминой-Башкевич, которая в настоящее время проживает в Таллинне, но до 2000 года она проживала в Сенно, пела в нашем Георгиевском храме и даже занималась пением с нашей руководительницей Черновой Н.А. Она нам сообщила очень подробную биографию своего отца. О Сеннском культурно-просветительном обществе мы многое узнали из присланного ею «Сборника материалов II Всегосударственного слета русских хоров в Печорах» от 1939 года, а также из сборника «Печоры – порубежный край России». К литературным источникам можно отнести также несколько статей из районной газеты о старожилах села и местных святынях. Их бережно хранят жители.

Изучая биографию отдельного человека, мы изучаем и историю своего народа. На протяжении веков вся общественная жизнь в государстве была связана с историей церкви. Пример нашего Сеннского погоста доказывает взаимосвязь многих происходящих явлений и событий в государстве и в отдельной конкретной деревне.

Таким образом, мы пришли к постановке цели нашего исследования: исследовать судьбу регента-псаломщика, протодиакона Сеннской Свято-Георгиевской церкви, преподавателя музыки Новоизборской средней школы, руководителя русского народного хора, руководителя оркестра народных инструментов Тимофея Васильевича Демина; выявить его значение в жизни Сеннского погоста; а также собрать материалы для создания брошюры о жизни и творчестве нашего выдающегося земляка.

Перед нами возникли следующие задачи:

1. Исследовать популярную краеведческую литературу о храме и погосте.

2. Исследовать документы и материалы, хранящиеся в самом храме, относящиеся к творчеству Т.В. Демина.

3. Изучить биографию Т.В. Демина, используя архивные материалы его родственников.

4. Собрать воспоминания старожилов Новоизборской волости о деятельности Т.В. Демина.

5. Выявить, оценить роль Т.В. Демина в жизни Сеннского погоста в период с 1920 по 1980 годы.

6. Составить родословную ближайших родственников Т.В. Демина.

Методы исследования:

- Изучение и обобщение литературы,

- Анализ и сбор опубликованных и неопубликованных источников,

- Изучение документов личного архива,

- Интервьюирование,

- Анализ фотоматериалов,

- Фотографирование,

- Изучение церковных материалов,

- Описание жизнедеятельности,

- Анализ и обобщение полученных фактов.

Основная часть

I. История Сеннского погоста в составе Печорского края

в период вхождения в буржуазную Эстонию с 1920 по 1940 годы

По данным Псковского музея-заповедника (1989г.), Сенно является древним погостом, возникшим в 12-13 вв., наравне с погостами Паниковичи, Кулье, Печки, Веребково, Кряково, Кильск[1].

Село Сенно до Великой Отечественной войны являлось центром Сеннского погоста, в 1920-1940-е годы Сеннской волости. Сейчас это просто село Новоизборской волости. Сеннской церкви Св. Георгия Победоносца нынче исполняется 450 лет. До нее церковь была деревянная, в некоторых источниках говорится, что с 13 века.

Во время первой мировой войны русское командование проводило здесь огромные оборонные работы. Люди из разных районов страны рыли окопы, сооружали блиндажи, устраивали бетонированные площадки для тяжелых орудий, прокладывали шоссейные дороги. В 1917 – 1918 годах владельцы заводов и купцы бежали из Новоизборска в соседние деревни с Сенно, без хозяев Новоизборские гипсовые заводы прекратили работу. В гражданскую войну 1918 – 1920 годов Новый Изборск был в центре военных событий. Затем в течение 20 лет Сеннская волость входила в состав буржуазной Эстонии. В Новом Изборске (в этот период он назывался Ирбоска) осело много эмигрантов, бежавших из Советской России бывших псковских купцов, офицеров белой армии. Они занимались торговлей, работали учителями в школах, которые размещались до 1937 года в различных частных домах, имели собственные дома. Работал единственный из шести восстановленный гипсовый завод, карьеры, лесопилка, большая мельница – вальцовка, маслодельный завод, продовольственный магазин. Тогда в Новом Изборске находилось Сеннское волостное управление, штаб пограничников, криминальная и политическая полиция. Здесь были также библиотека и народный дом. Каждый месяц 20-го числа проводились ярмарки, на которые собирались купцы из Печор и других мест, представители иностранных торговых фирм, много людей из окрестных деревень. 17 июня 1940 года население встречало советские войска. Была восстановлена Советская власть, которая продержалась ровно год. 8 июля 1941 года нашу волость, как и весь Печорский район, заняли немецкие войска. О Печорском крае, в частности о Сеннском погосте, в довоенной Эстонии говорили как о Богом забытой земле. Он заметно отставал от уровня развития сельского хозяйства, общей культуры крестьянства остальной части Эстонии. В русской деревне было немало неграмотных. Малоземелье и скудность почв местами являлись главной причиной бедности многих крестьян. Повышению культурного уровня села должно было способствовать введение обязательного 4-классного обучения, а с 1929 года – 6-классного, было открыто несколько школ.

Огромная роль принадлежала в этом русскому учительству. На его плечах были не только школы, но и культурно-просветительная работа среди населения, оно считало себя морально ответственным за судьбы и культуру русских людей. В основном именно его заботами, начиная с 1923 года, на селе стали создаваться просветительные общества, при которых действовали библиотеки, драмкружки, хоры, оркестры, спортивные площадки, устраивались различные курсы – сельскохозяйственные, домоводства, кройки и шитья и т.д. Наиболее крупным было созданное в 1922 году Печорское городское просветительное общество. В Сенно такое общество было организовано в 1923 году 19 февраля.

Целью Сеннского Культурно-просветительного Общества являлось стремление развивать и дальше русское народное певческое искусство, поддерживать русский народ посредством музыки и пения, повышать культуру русского народа. Певческие праздники помогали людям возрождать свое национальное самосознание, были символом единения великорусской нации.[2]

II. Биография регента-псаломщика протодиакона Тимофея Васильевича Демина

К выдающимся деятелям нашей Сеннской Свято-Георгиевской церкви заслуженно относится регент-псаломщик Тимофей Васильевич Дёмин (родился 23.05/4.06 1893г., умер – 27.11.1985гг.). В переводе с греческого имя Тимофей обозначает «почитающий Бога». Всей своей жизнью он оправдал свое имя. Он был и протодьяконом церкви, и регентом - псаломщиком церковного хора, и дирижером хора и руководителем оркестра русских народных инструментов Сеннского культурно – просветительного общества, и преподавателем музыки и пения Староизборской, Лавровской, Новоизборской школ[3].

Из письма Тамары Тимофеевны Деминой-Башкевич (младшей дочери Тимофея Васильевича) от 06.06.2011г. (г. Таллинн) мы узнали, что Тимофей Васильевич Демин родился 23 мая по старому стилю, (по новому стилю 5 июня) 1893г. в Печорском уезде в пригород Изборск, был сыном крестьянина. В детстве он с семьей жил во Пскове.

С 1924 года по 1940 год был «инструктором по музыке и пению» при Сеннском Культурно-просветительном Обществе, а также и псаломщиком – регентом при Сенской Георгиевской церкви.

После прихода Советской власти его арестовали, благодаря ходатайству влиятельного земляка, где-то через месяц Тимофея Васильевича выпустили, но запретили работать в церкви. Так что с 1940 по 1941 годы он работал только в школе.

Началась война, и Демина снова арестовали. Люди были в страхе и ужасе! Однако нашлись земляки, которые организовали сбор подписей для его освобождения. 60 человек подписались под прошением об освобождении отца. После освобождения он снова стал работать в Сеннской Георгиевской церкви, дав себе зарок никогда не оставлять храм. Уж очень много пришлось пережить, смотрел смерти в глаза и молился…!

В 1958г. он был назначен указом Преосвященнейшего Иоанна, Епископа Псковского и Порховского, диаконом-регентом-псаломщиком.

Служил в Сеннском храме до последних дней своих. Умер 27.11.1985г. в д. Сенно.

Тимофей Васильевич создал превосходный церковный хор, имена участников хора Георгиевского собора есть в храме. Он их любил и ценил, хотел, чтобы земляки их помнили, поэтому собственноручно оформил стенд с их именами.

Он жил музыкой, сам переписывал ноты, размножал их в бесчисленных экземплярах для участников своих хоров и ансамблей, для учеников.

Он был требовательным и строгим преподавателем. Например, спевки церковного хора бывали несколько раз в неделю. От всех требовал обязательного присутствия, и не могло быть отговорки, что корова была недоена или что-то ещё. Все его ученики постигали музыкальную грамоту, крестьяне, может быть не очень грамотные, пели и играли по нотам!!! В том числе и церковный хор. Тимофей Васильевич добивался совершенства в звучании голосов и инструментов!

Дети - ученики приходили к нему на занятия домой из разных деревень, до глубокой старости Тимофея Васильевича. И учил он их бесплатно, с большим удовольствием! А определенные органы никак не могли поверить, что можно что-то делать бесплатно. Пытались всякими способами разузнать, какие же доходы скрывает Демин от государства?! Так и не узнали. Потому что доходов не было! Было счастье заниматься своим любимым делом!

Всю жизнь опорой и помощницей в любимом деле была супруга Тимофея Васильевича - Параскева Васильевна Демина. У нее был хороший голос, она пела вместе с мужем и церковном хоре, и хоре при Сеннском культурно-просветительном Обществе. Она была не только красивой женщиной, но и мудрой, и умной от природы. А еще очень трудолюбивой! В доме было всегда чисто, уютно. Хозяйство, огород, сад, обязательно цветы, дети, спевки, репетиции, выступления. Параскева Васильевна успевала все.

Демины прожили совместно долгую непростую и совсем не легкую жизнь. Они родили трех детей. Самый младший ребенок- сын, умер в пятилетнем возрасте.

Старшая дочь, Вера Тимофеевна (2.09.1922г.-17.12. 1984г.) во время войны была вывезена немцами в Германию.

Родители получили известие о ее гибели… И только много лет спустя узнали, что она жива. Веру Тимофеевну спасли добрые люди, бездетная пожилая пара отнеслась к ней, как к дочери. С ними она эмигрировала в США, получила музыкальное образование, стала оперной певицей.

Младшая дочь, Тамара Тимофеевна родилась 6 марта 1926 года. Она получила музыкальное образование в Таллинской консерватории.

Замужней женщине надо было ехать за военным супругом, куда пошлют… Но пела Тамара Тимофеевна всегда, доставляя удовольствие звучанием своего голоса всем, кто ее слушал. В настоящее время Тамара Тимофеевна и две ее дочери живут в Таллинне, являются гражданами Эстонии.

В церкви осталось много его рукописных сборников богослужебных произведений, которые разошлись по храмам Псковской области, а также памятная доска со списком членов хора и видом Сеннского храма, которую сделал он сам. Надпись на доске гласит: «Музыка – душа. Гармонически изображает человеческие переживания. Художник мелодических гармоний. Псалмопевец живой молитвы к Богу христианина».

III. Церковная деятельность Тимофея Васильевича Демина

Церковное пение есть пение богослужебное, литургическое. В православной церкви пение является составной и очень значительной частью богослужения. Потому введение христианства на Руси было тесно связано и с развитием хоровой культуры, музыкальной письменности и образования. Русское церковное пение занимает особое место в истории искусства: в то время как светская музыка появилась в России только в конце XVIII в., церковное пение имеет за собой 10-вековую историю. Народная жизнь в России была так тесно связана с церковной жизнью и была так глубоко пропитана религиозным влиянием, что церковное искусство было на Руси народным искусством[4].

На Руси считалось, что музыка очищает душу и приближает человека к Богу. Русской церковной музыке свойственны спокойный, сдержанный тон, особая мягкость. В этом проявляются особенности мировосприятия, религиозного сознания, эстетических представлений русских людей. Для приобретения умения распевать различные тексты по напеву каждого из восьми гласов у русских певцов были в большом ходу мелодические формулы, распеваемые на облегченные тексты, что называлось памятогласием, или осмогласием, которое пришлось по сердцу русскому народу.

Русским певцам пришлись по душе не только способ исполнения на 3-4 голоса псалмов, но и задушевная простота, умилительность и теплота религиозного чувства, которою были согреты музыкальные изложения, и этот стиль был перенесен в богослужебное пение русской церкви[5].

Демин Т.В. хранил традиции Московской синодальной школы, его отличал высокий профессиональный уровень исполнительства, сочетавшийся с глубоким пониманием церковной музыки. Пение хора под его управлением производило неизгладимое впечатление на молящихся в храме, создавая глубоко духовный настрой. Он обладал педагогическим чутьем, что сказывалось при работе с хором, он находил индивидуальный подход к каждому члену хора. Будучи очень трудолюбивым, Тимофей Васильевич требовал этого от всех участников хора – жителей окрестных деревень. Он как церковный дирижер очень хорошо понимал тексты священных песнопений с тем, чтобы уметь выделить более важные по смыслу места… Цель дирижера — увидеть, уметь почувствовать помимо текстовых значимых моментов песнопения, эти музыкальные оттенки, которые композитор придал более важным местам песнопений, что с большим успехом удавалось достигать Тимофею Васильевичу. Освоив обиход, хор обращался к забытой традиции, устремляясь вглубь веков. Это был большой знаток древнерусской певческой культуры. Он подчеркивал, что «правильное пение есть следствие правильной жизни и для того, чтобы научиться правильно петь, необходимо благочестиво проводить свою жизнь».

Для решения встававшего вопроса о музыкальной подготовке состава хора проводились занятия по основам музыкальной грамоты. Он всегда приходил на репетиции заблаговременно, подготовив ноты, написанные им самим от руки, для каждой партии. А в его хоре, как в настоящем профессиональном хоре, были все голоса: детские дисканты, женские партии сопрано и альты, мужские партии тенора и басы. Певчие волновались и ждали момента начала спевки. Тимофей Васильевич приходил, делал какие-то замечания, иногда пел. Когда он пел, то все просто замирали. Но вот, наступал момент, когда он начинал сам управлять. Тут происходило чудо. До этого член хора искал звук, еще что-то. А он, ничего не делая практически, без каких-либо дирижерских жестов, вдруг выстраивал песнопение так, что оно начинало звучать. Ну, просто живое интонирование, живая фраза, слово, простота, естественность, молитвенность начинались в звуке. Это чудо было на глазах».[6]

Целью Тимофея Васильевича являлось овладение всеми певчими певческими навыками для профессионального совершения Богослужений. Каждому Богослужению предшествовал подробный разбор Устава службы и певческих особенностей предстоящей службы. После Богослужения он разбирал прошедшую службу, выявляя недочеты и недостатки для дальнейшего совершенствования.[7]

В составе обоих хоров – и в церковном, и в русском народном, участвовали дети. То, чем более 60 лет посредством церковного искусства занимался Тимофей Васильевич, можно назвать опытным воцерковлением: хористы, даже самые маленькие, не только теоретически проходили школу пения, но и участвовали в богослужении. Его внутреннее содержание донести до ребенка нелегко. Но когда дитя начинает реально жить жизнью Церкви, это делает уже сам Господь. Как можно справиться одному с шестьюдесятью членами двух смешанных хоров, состоящих из детей и взрослых, каждого одарить любовью и вниманием - так, что он чувствует себя самым необходимым коллективу, подлинным соучастником рождения музыки? Об этом вспоминают старейшие жители села Сенно, члены Сеннского хора, Балкина Александра Павловна и Уланова Анна Павловна. Как провести подряд без отдыха службу и без перерыва спевки, удерживая внимание нескольких детей? А еще - изнуряющие переезды по Печорскому району и по всей Эстонии, бессонные творческие ночи. Тимофей Васильевич - несомненный аскет, человек духовного делания. Но именно в том виде, в каком призвал его к этому Господь. «Тот, кто берется за подвиги, придуманные им самим, повреждается. А тот, кто с аскезой делает то, к чему призван, созидается»[8].

Размышляя о шестидесятилетнем пути регента, педагога, протодиакона Тимофея Васильевича Демина, нельзя не сказать о том, как много может человек, «с доброй волей Богу поспешествующий».

«Чудо - это и есть жизнь по воле Божией. И тогда жизнь выстраивается в нужном направлении, человек приносит радость себе и окружающим. Ему дается в помощь благодать, он обретает способность жить и творить на пределе физических сил. И вдруг - какое счастье! - Господь дарует встречу с человеком, умеющим, оставаясь живым и естественным, строго хранить себя от соблазнов мира, живя в самом его центре».[9] Таким, по нашему мнению, и был Тимофей Васильевич Демин.

Выбранное регентом хора творческое русло было жизненно важно для выживания жителей Сеннского погоста в очень сложный период вхождения его в Эстонию, когда преследовалось и угнеталось все русское: язык, культура, образование, принижалась русская нация. Церковная деятельность Демина Тимофея Васильевича помогла сохранить национальное самосознание жителям Сеннского погоста. Это может служить хорошим примером сохранения уважения к русской нации и воспитания чувства собственного достоинства в нынешнее непростое время, так как мы живем на границе с государствами, которые входят в НАТО и имеют особые планы на нашу территорию.

IV. Роль Тимофея Васильевича Демина в Сеннском Культурно-просветительном Обществе

IV.1. Сеннское Культурно-просветительное Общество

На протяжении многих столетий Петсерский Край (нынешний Печорский район) являлся не только ареной борьбы различных народностей, но он служил и местом взаимодействия и проникновения разных культур. Кому не известна деятельность замечательного носителя русской культуры, государственника, хозяйственника – игумена Петсерского монастыря преп. Корнилия. Он ширил православие среди сэтов и эстов, заботился о просвещении и благоустройстве их жизни, наделял их землею и защищал от врагов. Кому неизвестна та многовековая борьба с чужеземными завоевателями Ливонии, которая велась здесь русскими людьми при сочувствии и участии эстов.

Сразу после перехода Печерского края в состав Эстонии в 1920 году был принят «Закон о культурном самоуправлении национальных меньшинств». В нем говорилось, что «каждая нация имеет право исповедовать свою культуру и свободно ее развивать». Однако правительство выделяло на эти цели мизерные суммы, всего на уезд 2000 крон. Этих средств хватало лишь на оплату двух работников – инструкторов. Чтобы русская культура не растворилась в эстонской, русская интеллигенция на благотворительных условиях стала организовывать с 1924 года праздники «День русского просвещения». Праздник полюбился местному населению, и оно так и стало его называть – Русский праздник. Именно на этих праздниках впервые зазвучала мощная и величественная русская песня.

Печерское Русское Общество Просвещения начало свою деятельность в 1922 году, являясь продолжателем дела «Печерского Просветительного Общества». Главной задачей Общества являлась забота об умственном и физическом воспитании населения, возбуждение его самодеятельности в области внешкольного образования и пробуждение среди населения интереса к науке и искусству, сплочение сил русских людей. В течение 17-ти летней деятельности Общество проделало огромную культурно-просветительную работу, как в городе, так и в деревне. Ежегодно устраивались лекции, доклады, концерты, спектакли, курсы и т.д. Ввиду разнообразия деятельности Общества имелись различные кружки: спортивные, изобразительных искусств, хоры, Великорусские оркестры, «Русские скауты».

При обществе имелся «Женский отдел», возглавляемый С.М. Бюнтинг, владелицей имения в д. Халахальня Сеннской волости, который оказывал Обществу большую помощь в осуществлении его хозяйственных мероприятий: устройство лотерей, базаров, буфета и т.д. «Четверги Женского Отдела» способствовали более тесному сплочению членов Общества.

С момента образования в Сенно Культурно – просветительного Общества 19 февраля 1923г. хор этого общества регулярно принимал участие в праздновании «Дня русской культуры» («Дня русского просвещения»), с 1925г. до 1939г. они регулярно проводились и в селе Сенно. Сеннской хор выступал не только в Печорах и Пскове, но и в Москве, где получил первое место в конкурсе церковных хоров. Во всех этих мероприятиях принимал участие и хор Сеннского Культурно-просветительного Общества. Какой высокий исполнительский уровень должен был иметь хор, чтобы иметь право выступать на таких мероприятиях!

Членами хора являлись обычно все члены семейств руководителей Сеннского Общества: Краснова Анна Яковлевна, жена председателя этого Общества, учительница Сеннской народной школы, привлекала к участию всех своих учеников. Председателем Общества был Краснов Владимир Александрович, заведующий Сеннской народной школой. Пели в хоре и жена дирижера хора Тимофея Демина Прасковья Ивановна, и обе его дочери Вера и Тамара.

Бессменным руководителем и дирижером хора до 1985г. был Тимофей Васильевич Дёмин, заместитель председателя Сеннского культурно-просветительного Общества. При этом Обществе действовали: библиотека, драмкружок, русский народный хор, оркестр, спортивная площадка, устраивались различные курсы – сельскохозяйственные, домоводства, кройки и шитья.

На многочисленных фотографиях мы видим его в окружении жителей Сенно и близлежащих деревень: Подграмье, Луков, Коломно, станции Ирбоска. Видимо, одни и те же люди являлись членами обоих хоров: и церковного, и русского народного хора, который насчитывал 64 человека.

На Русских певческих праздниках свое мастерство показывали также оркестры русских народных инструментов. «Великорусский оркестр Сеннского просветительного Общества» под руководством Г.И. Зверева все годы принимал в них участие.

Активом Общества являлись хористы, музыканты, члены спортивной секции, читатели библиотеки, члены кружков. Вступление в Общество было делом добровольным, но при непременном обязательстве выполнения какой-либо конкретной работы или поручения. Члены этого Общества, можно сказать, своего рода подвижники, которые бескорыстно организовывали и вели всю работу Общества. Устраивались спектакли, танцевальные вечера, курсы, распространялся журнал «Вестник сельского хозяйства». Средства в Общество поступали от устраивавшихся вечеров, лотерей на них, от певческих праздников, любительских спектаклей и т.д. Для проведения всех мероприятий было построено специальное здание «Дом народного просвещения» в д. Луки.

IV.2. I Всегосударственный Слет

О размахе культурного движения русского населения в Эстонии красноречиво говорит тот факт, что в 1937г. в г. Нарва у древних стен Ивангородской крепости состоялся I Всегосударственный Слет Русских хоров в Эстонии[10]. К этим грозным, гордым башням Иван-города, о которых не раз бессильно разбивались волны вражеских наскоков, собрались тысячи людей, чтобы отдаться дивному очарованию раздольной, широкой, певучей русской песни[11]. Традицию же певческих праздников русские заимствовали у эстов, для которых эти праздники служили культурными вехами на пути к объединению национальных сил. Эта прекрасная традиция перешла в соседний Псков, где в 1911г. был впервые устроен русский певческий праздник. Русское население в Эстонии с большим воодушевлением взялось за организацию праздника песни.

IV.3.II Слет Русских хоров

В 1939 году состоялся II Слет Русских хоров в Печорах, в котором приняли участие также многие русские хоры и оркестры из Латвии, Литвы, Финляндии. Он происходил на юго-восточном побережье Эстонии – у седых стен Петсерского ( Печерского) монастыря – родника древнерусской культуры, где проживало почти ¾ русского населения Эстонии. Второй русский певческий праздник устраивался в масштабе почти всей Прибалтики, откуда текли потоки к древней Петсерской обители. Еще не утратили своего значения слова летописца, относящиеся к 16в…. «стал монастырь славен до моря Варяжского».

Второй русский певческий праздник проводился в высшей степени организованно и красочно. На площадке Печорского общества собирались тысячи певцов и музыкантов в русских национальных костюмах. Целый день лились с эстрады старинные народные русские песни, играли оркестры народных инструментов, вечером ставился спектакль с участием самодеятельных артистов. На праздник стекалось огромное количество не только местных жителей, но и из других городов Эстонии, зарубежных гостей. Размах мероприятия привел к тому, что он был объявлен не краевым, а общегосударственным праздником – слетом русских хоров Эстонии.

В первый день Всегосударственного певческого праздника в Печорах на грандиозном концерте из трех отделений хорами управляли А. Н. Губерт из Хельсинки, а также местные музыкальные деятели И. Ф. Архангельский, Н. А. Вехновский, И. Х. Степанов, А. К. Коровников, Т. В. Демин, П. Б. Жемчужин и др. Оркестрами дирижировали Г. И. Копьев, К. Г. Вережников, рижанин С. М. Красноперов и уже упомянутый выше А. Н. Губерт.

Русский певческий праздник 1939 года открывался 1 июля концертом духовной музыки в стенах Печерского монастыря. Сводный хор в 600 человек исполнял «Приидите поклониться», «С нами Бог» в обработке А. Гривского, «Хвалите имя Господне» А. Архангельского, «Многая лета» Д. Бортнянского, П. Турчанинова, И. Старорусского. Дирижировал сводным хором Н.А. Вехновский. По окончании концерта состоялась вселенская панихида по умершим деятелям русской культуры. В 21 час в залах города проходили концерты самых знаменитых хоров и оркестров Эстонии и России.

Второй день праздника начался в 12.30 торжественным Архиерейским молебном у стен Успенского собора. Сводный хор в 3000 человек исполнил духовные песнопения, затем было открытие слета. Руководили этим огромным хором подлинные мастера искусства: К. Вережников, А. Губерт, С. Красноперов, И. Архангельский, И. Смирнов, Н. Вехновский, А. Коровников, В. Жемчужин, Тимофей Васильевич Демин. Запевал Д. Смирнов – профессиональный оперный певец. И полилась русская песня, зазвучала русская музыка.

Праздник русской песни закончился поздно вечером 2 июля 1939 года. На закрытии праздника было зачитано воззвание с призывом развивать и дальше русские народное певческое искусство, поддерживать русский народ посредством музыки и пения, повышать культуру русского народа[12].

Когда мы ловим русскую песнь, доносящуюся из Москвы по невидимым волнам эфира, или когда мы слышим её здесь, на Западе, сомнения исчезают: Россия не умерла. «Не пропадет, не сгинет» народ, который ещё не разучился петь и который, может быть, среди всех народов земли, получил в свой особый удел этот дар: дар вольной, крылатой, вдохновенной песни.[13]

IV.4. Деятельность культурно просветительных Обществ в период Великой Отечественной войны

После 1940 года, когда территория Печорского района была присоединена к Советскому Союзу, оставшиеся культурно-просветительные общества были переведены на советские рельсы, в репертуар творческих коллективов срочно водились советские песни. Не случайно в статье «О советской песне» говорилось: «Когда мы вошли в братскую семью Советских республик, наши хоры запели советские песни». Советизация в музыке проникала и в провинцию. В августе 1940 г. в здании компартии в Печорах выступил хор и оркестр Сеннского Культурно-просветительного Общества под управлением известного хорового дирижера Печорского края Т. В. Демина, в репертуаре которого в духе времени оказались «Интернационал», «Если завтра война» и «Песня о Сталине». То же происходило с репертуаром Тартуского просветительного общества, Нарвского оркестра народных инструментов под управлением К. Г. Вережникова. Последний выступал на летучих концертах в Нарве 12 января 1941 г. во время выборов в Верховный Совет СССР.

Во время немецкой оккупации, которую многие русские старожилы воспринимали поначалу как реставрацию досоветских порядков, старая русская музыкальная культура была в какой-то степени, действительно, восстановлена, но лишь в той мере, насколько это было допустимо в рамках культурной программы Остланда. Под руководством Вехновского в Печорах даже в трудное военное время организовался русский хор и оркестр, работавший при местном Русском обществе просвещения.

В июне - июле 1943 г. в Таллинне, Нарве и Печорах прошли большие празднества. Повсеместно организовывались вечера-концерты для раненых солдат, где помимо немецких и эстонских песен, исполнялась русская музыка, пелись даже частушки (см.: Вечер русской и немецкой песни 1943: 3). Во время одного из подобных концертов в Печорах были накрыты столы на 300 человек, играл оркестр под управлением Э. Распеля. Пела русская певица Т. Миронова (сопрано), имевшая большой успех у публики. Помимо музыкальных, исполнялись танцевальные номера, например, норвежский танец (Г. Эханурме и З. Васильевская), гавот (И. Компус) и болеро. Эта концертная программа была повторена в Нарва-Йыэсуу. Силами местного Русского просветительного Общества было организовано два концерта, на которых, помимо печорских жителей, присутствовали раненые солдаты и персонал госпиталя Красного Креста, так что зал был полон. Хористы и солисты были одеты в яркие национальные одежды. Музыкальную часть оживляли темпераментные русские народные пляски. Весь праздник сопровождал балалаечный оркестр, неоднократно вызывавшийся на «бис». За лето 1943 г. в Печорском театре состоялось 29 постановок, из них 12 своими силами. Гастролировал театр «Эстония», трижды приезжала труппа театра «Ванемуйне». Общество «Отдых и жизнерадостность» поставило 5 пьес. Всего зрители увидели 7 новых постановок, в том числе «Дети капитана Гранта» и «Дом в гавани»[14].

V. Преподавательская деятельность Демина Тимофея Васильевича

Демин Тимофей Васильевич известен еще и как преподаватель музыки и пения. Сразу после демобилизации из действующей армии, в которой он прослужил с 1914 по 1918 годы в военном оркестре, он поступил на службу в Псковский Отдел Народного образования Совета рабочих и крестьянских депутатов Петроградского округа в должности инструктора музыки и пения. Всю свою жизнь он уже не расставался с преподавательской деятельностью. С 1919 по 1922 год он был учителем музыки и пения при Староизборской 6-классной школе. С 1922 по 1924 год занимал должность инструктора по музыке и пению в Лавровской гимназии Печорского уезда. С 1924 года и до конца жизни он жил в Сенно и занимался с детьми Сеннской, а с 1937г. Новоизборской школы. С 27 сентября 1944г. Печорским РОНО он был официально принят художественным руководителем и преподавателем музыки и пения в Новоизборскую 7-классную школу. В этой должности он проработал до 1958 года. В 1958 году ему предложили выбор – или работа в школе, или служба в церкви. Тимофей Васильевич оправдал свое имя (в переводе с греческого Тимофей – почитающий Бога), поэтому он сделал свой выбор в пользу церкви. Хоть он и остался верен храму, но с преподаванием музыки и пения детям он не расставался до глубокой старости.

По рассказам местных старожилов Балкиной А.П., Улановой А.П., Шлепаковой Е.И., Николахиной З.П., Кольцовой М.А., которые изучали музыку в школе у Тимофея Васильевича, он был требовательным, строгим, справедливым учителем. В то же время он был и очень добрым, и настолько увлеченным своим делом, что к музыке не оставался равнодушным никто из учеников. Демин Т.В. был грамотным, культурным человеком, изучал теорию, методику преподавания музыки. В 1911 году он закончил Псковское Городское Министерское училище, в 1912 году прошел регентские курсы при Псковском Архиерейском хоре.

«Музыка – это язык, и обучение музыке очень похоже на обучение другим языкам. Оно основано на общих законах восприятия, запоминания и развития навыков. Соблюдение постепенности, элементы игры и разумная оценка результатов – и человечек осваивает музыку легко и непринуждённо. Музыка – язык, созданный для передачи музыкальных мыслей. Чтобы пользоваться им, теория не поможет – тут нужно владеть многими навыками. Способность слышать, чтение, понимание, творческое осмысление – отдельные группы навыков. Музыкальная грамотность – не свод правил, а практическое, житейское умение свободно переводить звуки в нотную запись, а нотный текст – в звуки. Только звук определенной высоты - музыкальный звук - способен соединить голоса разных людей в одно целое. Мелодия - последовательность звуков - может быть выучена и повторена всеми вместе в унисон. Это даёт сильное чувство общности, слияния с другими. Как часть чего-то более значимого, человек становится сильнее»[15].

Особенно Тимофея Васильевича интересовало преподавание музыки в период конца XIX – начала XX в. Школа и педагогика, культура и просвещение на рубеже XIX–XX в. были на подъеме, несмотря на нарастание напряжения в обществе. В это время активно обсуждались вопросы создания новой школы, нового воспитания и образования человека.

В своей дальнейшей педагогической деятельности Тимофей Васильевич использовал российский опыт преподавания музыки, который привел к взлету музыкального просвещения, массовому введению в учебных заведениях преподавания музыки, появлению выдающихся деятелей музыкального искусства в стенах учебных заведений, где музыка не была профилирующим предметом. Характеризуя эту эпоху, Н.А. Терентьева пишет: «В педагогике успешно решалась проблема целостного воспитания и обучения: был заложен фундамент для практического воплощения концепции универсализма в процессе подготовки специалистов, в которой музыка мыслилась как неотъемлемый фактор гуманитарного образования».

Используя новую музыкальную теорию, он вел обучение по двум видам музыкальной деятельности: пению и игре на музыкальных инструментах. Демин Т.В. считал, что развитие слуха возможно даже у самых «медведеухих». Стоит лишь создать условия, как восприятие музыки начинает быстро улучшаться. Причём и слух, и голос развиваются с помощью очень простых упражнений. Обучение в хоре долго было самым недорогим и массовым видом музыкальных занятий. Пению учащиеся обучались сначала в классах («классное» пение), а затем из них собирался общий светский и церковный хор. В начале каждого учебного года проводилось прослушивание детей и распределение их по партиям. В церковный хор Тимофей Васильевич отбирал лучших певцов. С самыми одаренными детьми занимался сольным пением и организовывал из них ансамбли. Школьников он обучал игре на разных инструментах: на струнных и духовых. Самые распространенные музыкальные инструменты в его школьном и взрослом «Великорусском» оркестрах были: балалайки, домры всех видов, мандолины, гитары, цимбалы. Многие инструменты, вплоть до скрипок, делали сами участники оркестра. Братья Бариновы Федор и Петр кроме изготовления инструментов сами сочиняли музыку, играли на всех струнных инструментах. Они погибли в боях на территории Эстонии в июле 1941г. Люди деревни Луки не забудут их за ту радость и счастье, которые они дарили им своим талантом. Часть коллекции музыкальных инструментов Демина Т.В. хранится в Псковском Областном художественном музее-заповеднике.

Всех учащихся Тимофей Васильевич распределял по группам в зависимости от уровня подготовленности. Такая дифференциация была направлена на максимально возможное развитие музыкальных способностей воспитанников. Обучение пению и игре на инструментах немыслимо было без публичной демонстрации результатов обучения. Такое испытание устраивалось в конце каждого учебного года. Кроме этого, все обучающиеся принимали участие во множестве концертов, которые устраивались в учебном заведении и в Сеннском Культурно-просветительном обществе. Проводились музыкально-литературные вечера, устраивались «малые» концерты, где исполнялись произведения, подготовленные в процессе повседневной работы. «В течение учебного года ученический коллектив неоднократно выступал перед широкой слушательской аудиторией с показом разученных в школе музыкальных произведений. Практика систематических выступлений содержала немало позитивного – подготовка к концертам служила определенным стимулом в учебных занятиях, а сами выступления, особенно успешные, вызывали у учащихся чувство удовлетворения, желание активно заниматься музыкой и в дальнейшем». На концерты приглашали родственников и знакомых воспитанников. Ученики, лучшие в области музыки, поощрялись билетами на концерты, спектакли, некоторым выдавались инструменты на летние каникулы и т.п. Уже не преподавая в Новоизборской школе, Демин Т.В. не прекращал заниматься с детьми. К нему домой приходили многие дети, которых он обучал игре на музыкальных инструментах, так как в то время в нашей местности не было музыкальной школы.

Колюкаева Н.В. вспоминает, как игре на баяне обучал Демин Т.В. ее сына Рому. Сам не беря инструмент в руки, Тимофей Васильевич умел так понятно объяснить и научить игре, что за полтора года учебы Рома достиг хороших успехов игре на баяне. Мама, Надежда Васильевна, присутствуя на уроках, тоже освоила музыкальную грамоту, что сегодня помогает ей в пении в Сеннском церковном хоре и в Псковском народном хоре. В результате подобной системы музыкального воспитания значительная часть населения Сеннского погоста, а позднее Новоизборской волости, выходила в жизнь, умея не только понимать музыкальную речь, но и владеть ею, за что они все по сей день с благодарностью вспоминают музыкальное педагогическое творчество Демина Тимофея Васильевича[16].

Заключение

На протяжении веков общественная жизнь в Сеннском погосте, позднее в Сеннской, а ныне Новоизборской волости, была связана с историей церкви. Пример нашего Сеннского погоста доказывает взаимосвязь многих происходящих явлений и событий в государстве.

Пример жизни, творческой деятельности Тимофея Васильевича Демина показывает, какую огромную роль может сыграть всего лишь один человек в истории отдельно взятого Сеннского погоста, а вместе с тем и целого района, области, страны. Мы исследовали историю Сеннского погоста в период вхождения в буржуазную Эстонию с 1920 по 1940 годы, период наиболее критический, переломный, судьбоносный. Мы осветили в нашей работе биографию, церковную, преподавательскую деятельность Т.В. Демина, роль его в Сеннском Культурно-просветительном обществе. Мы узнали, какую нелегкую судьбу пришлось испытать регенту-псаломщику, протодиакону Сеннской Свято-Георгиевской церкви, преподавателю музыки Новоизборской средней школы, руководителю русского народного хора, руководителю оркестра народных инструментов Тимофею Васильевичу Демину; выявили его значение в жизни Сеннского погоста.

В ходе решения поставленной цели мы выполнили и следующие задачи:

1. Исследовали популярную краеведческую литературу о храме и погосте.

2. Исследовали документы и материалы, хранящиеся в самом храме, относящиеся к творчеству Т.В. Демина.

3. Изучили биографию Т.В. Демина, используя архивные материалы его родственников.

4. Собрали воспоминания старожилов Новоизборской волости о деятельности Т.В. Демина; вступили в переписку с младшей дочерью Демина Т.В. Тамарой Тимофеевной, проживающей в г. Таллинн.

5. Оценили роль Т.В. Демина в жизни Сеннского погоста в период с 1920 по 1980 годы.

6. Составили родословную ближайших родственников Т.В. Демина.

Защищать свою Родину можно по-разному: кто-то служит в армии, кто-то считает своим долгом хранить память предков, ухаживая за солдатскими захоронениями, а Демин Т.В. служил Отечеству, сохраняя музыкальные народные и религиозные произведения певческого искусства.

Свой талант он передал и своим дочерям. Вера Тимофеевна пропагандировала русскую народную песню в США, куда занесла ее непростая судьба в годы Великой Отечественной войны, концертировала по другим странам. Тамара Тимофеевна всю жизнь пела в хоре Сенинской церкви, участвовала в конкурсах певческой самодеятельности, за что имеет много грамот и наград.

Благодаря самоотверженному труду Тимофея Васильевича Демина были спасены, сохранены и развиты в наших краях истинные русские народные традиции. Не переоценить его подвижнический труд по спасению национальных культурных ценностей в области пения и образования в очень тяжелые для страны времена. Культурно-просветительное Общество поддерживало и сохраняло русские культурные традиции во время гонений со стороны Эстонского правительства, охватывая все стороны крестьянской жизни. Народная память до сих пор хранит и имена, и конкретные дела Общества, и в частности многостороннюю деятельность подвижника Демина Тимофея Васильевича.

Демин Т.В. также содействовал сохранению православия, как в чуждом религиозном окружении, так и в годы, когда атеизм был государственной политикой. Участвуя в работе системы народного образования, он обеспечивал преемственность культурных традиций жителей нашего небольшого уголка русской земли.

Мы пришли к выводу, что Тимофей Васильевич Демин был настоящим патриотом земли Печорской. Мы гордимся такими людьми, как Тимофей Васильевич, бескорыстными, самоотверженными, скромными. Мы искренне благодарны ему за его труд, за готовность поделиться своими знаниями и умениями, передать свою любовь к своему родному краю, за его доброту, сердечность и прямолинейность. Исследуя его жизненный путь и его творчество, мы считаем, что он совершил настоящий духовный подвиг. Будем надеяться, что по его пути пойдут и следующие поколения. Изучая биографию Демина Тимофея Васильевича, мы сделали вывод, что он был выдающимся деятелем нашей Сеннской Георгиевской церкви и лучшим представителем своего народа.

Хотя его нет в живых уже 27 лет, но местные жители вспоминают о нем с большой благодарностью, он жив в их сердцах до сих пор. Мы считаем, что его имя и в новый век возьмет с собою человек.

Роль Сеннского Культурно-просветительного Общества трудно переоценить. Оно было центром всей массовой культурной работы, приносившей благие плоды. К началу следующего десятилетия поколение стало заметно изменяться. Появилась группа молодых людей, которые уже своим внешним видом и поведением показывали пример культурности и образованности. Многие из них пристрастились к чтению, в том числе книжек по сельскому хозяйству, просвещались в области сельского хозяйства, внедряли требования агрокультуры: севообороты, использование удобрений, что позволяло повышать урожайность. Этими людьми были, как правило, члены и активисты Общества просвещения, руководил которыми в том числе и Тимофей Васильевич Демин. Они оказывали все большее влияние на остальную массу жителей села Сенно. Вместе с ростом культуры масс укреплялось их национальное самосознание, уважительное отношение к другим народам, так как в Сенно кроме русских проживали эстонцы, сету и другие национальности. Они все жили в дружбе и согласии[17].


Литература

1. Адищев В.И.Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец XIX – начало XX века). – М., 2000.

2. Апраксина О.А.Музыкальное воспитание в русской средней школе. М., 1948.

3. Брошюра-путеводитель «История Сеннского Свято-Георгиевского храма и погоста». Под ред. Черновой Н.А., Семеновой М.М., Чагина О., Вергун Т., Соколовская Е. г. Печоры, 2011.

4. Джуринский А.Н.История педагогики. М., 2000.

5. Ефимов Н.Ю. Хорошо забытое старое. г. Опочка. 2003.

6. История Регентской школы Московской Православной Духовной Академии. www.mpda.ru

7. К юбилею регента и композитора Ирины Болдышевой.www.srpska.ru.

8. Лашин М.В. И корни, и ветви в Печорском краю. Печоры, 2000г.

9. Мордвинов И. «Певческие праздники в Печорах». Печоры – порубежный край России. Печоры, 2005г.

10. Пономарева Г., Шор Т. Русская песня и музыка в 1939 – 1945 гг. Tallinn: Издательство Таллиннского университета, 2009. С. 184 — 208.

11. Сборник «1-й всегосударственный слет русских хоров в Нарве». Нарва, Эстония. Изд-во: «Комитет 1-го всегосударственного слета русских хоров в Нарве». 26-27 июня 1937г.

12. Сенской А.С. Встречи с памятью. С.-Пб. 2010.

13. Струве П. Один исторический подвиг русской песни. стр.41-43.

14. Терентьева Н.А.История и теория музыкальной педагогики и образования. СПб., 1994, ч. 2.

15. Хмелева М. «Певческие праздники в Печорах». Печоры – порубежный край России. Печоры, 2005г. стр. 103.

Список использованных источников

Лашин М.В. Фотоальбом. Печоры, 1980г.

Материалы из семейного архива Т.Т. Башкевич.

Нотные рукописные сборники Демина Т.В. с 1924 по 1980-е годы.

Письма Т.Т. Башкевич за 2010-2012 гг.

Полевые материалы авторов, 2011, 2012гг.


Список информаторов

Балкина А.П. (1923г.р.), с. Сенно,

Башкевич Т.Т. (1926г.р.), г. Таллинн,

Кольцова М.А. (1940г.р.), д. Новый Изборск,

Колюкаева Н.В. (1948г.р.), с. Сенно,

Николахина З.П. (1938г.р.), д. Подграмье,

Тимофеев В.Д. (1924 г.р.), д. Новый Изборск,

Уланова А.П. (1921г.р.), с. Сенно.

Рецензия

Работа, представленная Ильиной Александрой и Бойцовой Любовию, посвящена исследованию биографии Тимофея Васильевича Демина, регента-псаломщика, протодиакона Сеннской Свято-Георгиевской церкви с целью выявить его просветительскую роль в жизни Сеннского погоста в период вхождения в буржуазную Эстонию с 1920 по 1940 гг. Работа отвечает требованиям Конкурса по структуре, так и по содержанию. Структура работы включает: введение, основную часть с пятью разделами, заключение, список источников и литературы, информативные приложения.

Авторы проявили определенное знание методологии и техники исследовательского труда. Правильно поставлены задачи, решение которых позволило достигнуть поставленной цели и представить информативную исследовательскую работу, материалы которой востребованы и используются в культурно-просветительской деятельности музея, школы. Определены объект и предмет, методы исследования. Авторы изучили источники и литературу, документы из личных архивов, сообщили о фотографировании значимых для раскрытия проблемы объектов, грамотно описали полученный исследовательский материал.

Поздравляя вас, уважаемые Александра и Любовь, с выполненной работой рекомендую:

· Дополнить формулировку темы датами жизни Т.В. Демина (в скобках после фамилии). Это повысит информативность наименования темы в информационном поле.

· Во введении дать краткий историографический обзор использованных источников и литературы, указав, что изучал тот или иной автор, что вы узнали из его труда, что использовали в своей работе.

· Надо раскрыть творческую лабораторию, показав, что дало вам применение того или иного способа (метода) выявления и изучения информации. Какую часть или какие виды работ выполнил каждый из вас двоих. Как было организовано интервьюирование, по какой анкете и проводили ли вы его самостоятельно или использовали работы предыдущих исследователей?

Это позволит вам, уважаемые Александра и Любовь, избежать возможного упрека в плагиате (т.е. дословном ( но без кавычек) использовании текстов других авторов без ссылок на них.

Поздравляю вас, Александра и Любовь, с интересной работой, которая обогатила ваши исторические познания, открыла творческий путь служения Отечеству. Рецензент:

С уважением, рецензент

Иноземцева Зинаида Петровна,

кандидат исторических наук,

заслуженный работник культуры РФ



[1] Чагина О., Вергун Т., Соколовская Е., Чернова Н.А., Семенова М.М. История Сеннского Свято - Георгиевского храма и погоста. Г.Печоры, 2011, стр. 5.

[2] «Печоры – порубежный край России». Печорский районный совет ветеранов войны и труда. Печоры, 2005г стр.93-103.

[3] Чагина О., Вергун Т., Соколовская Е., Чернова Н.А., Семенова М.М. История Сеннского Свято - Георгиевского храма и погоста. Г.Печоры, 2011, стр. 47..

[4] Сборник «1-й всегосударственный слет русских хоров в Нарве». Нарва, Эстония. Изд-во: «Комитет 1-го всегосударственного слета русских хоров в Нарве». 26-27 июня 1937г. с.53-55.

[5] История Регентской школы Московской Православной Духовной Академии. http://www.mpda.ru

[6] Уланова А.П. Беседа от 15. 10.2011г. со старожилом с. Сенно, членом церковного хора.

[7] История Регентской школы Московской Православной Духовной Академии. http://www.mpda.ru

[8] История Регентской школы Московской Православной Духовной Академии. http://www.mpda.ru

[9] www.srpska.ru/article.php?nid=16096К юбилею регента и композитора Ирины Болдышевой.

[10] Сборник «1-й всегосударственный слет русских хоров в Нарве». Нарва, Эстония. Изд-во: «Комитет 1-го всегосударственного слета русских хоров в Нарве». 26-27 июня 1937г. с. 84.

[11] Хмелева М. «Певческие праздники в Печорах». Печоры – порубежный край России. Печоры, 2005г. стр. 103.

[12] Мордвинов И. «Были такие общества». Печоры – порубежный край России. Печоры, 2005г. стр. 93.

[13] Сборник «1-й всегосударственный слет русских хоров в Нарве». Нарва, Эстония. Изд-во: «Комитет 1-го всегосударственного слета русских хоров в Нарве». 26-27 июня 1937г. с. 84.

[14] Пономарева Г.М., Шор Т.К. Русская печать и культура в Эстонии во время Второй мировой войны (1939 — 1945). Tallinn: Издательство Таллиннского университета, 2009. С. 184 — 208.

[15] Апраксина О.А.Музыкальное воспитание в русской общеобразовательной школе. – М., 1948.

[16] Из беседы со старожилом с. Сенно Колюкаевой Н.В. от 15.02.2012г.

[17] Мордвинов И. «Певческие праздники в Печорах». Печоры – порубежный край России. Печоры, 2005г. стр. 98.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру