Работы лауреатов V Всероссийского Конкурса по краеведению. Полковое священство в Отечественной войне 1812 г.

«Нет больше той любви, 
как если кто положит душу свою за

други своя».

(Ин.15,12-13)

Введение

В 2012 году наша страна будет праздновать 200-летний юбилей Отечественной войны 1812 года. Все помнят великих героев тех событий, отличившихся в сражении. Фамилии Кутузов, Раевский, Багратион у всех на слуху. Но мало кто знает о героях, пребывавших на передовой не с оружием в руках, а с крестом. В этом контексте очень интересна тема военного духовенства, в частности, личность священника, первого в истории награжденного такой боевой наградой как Георгиевский крест.

Полковой священник Василий Васильковский был награжден Георгиевским крестом за подвиг, совершенный в бою за Малоярославец, который стал, по словам М.И.Кутузова, пределом нападения, началом бегства и гибели врага. Что знают об этом событии школьники средней школы №2 Малоярославца? Нами был сделан социологический опрос 8-11 классов (всего 125 человек). Выбор именно этой возрастной категории объясняется учебным планом школы:

8 класс изучает тему Отечественной войны 1812 года в курсе Истории России;

9 класс – в курсе Краеведения;

10 класс – вновь по Истории России;

11 класс выбран как выпускной.

Итоги опроса приведены в диаграмме 1.

Результаты удручающие. И на основе результатов этого опроса родилась идея написания работы. Мы не претендуем на особую новизну или актуальность исследования, но считаем весьма важным восстановление памяти забытых героев российской истории.

Целью работы является содействие восстановлению памяти протоиерея Василия Васильковского на основе исследования и обобщения материалов, посвященных полковому священству в целом и Василию Васильковскому в частности.

В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:

1. Проследить историю полкового духовенства.

2. Найти и обобщить информацию о Василии Васильковском и его подвиге в бою при г.Малоярославце в 1812г.

Методы исследования:

· анализ и синтез (анализ архивных источников, internet-материалов, прессы с последующим обобщением);

· эвристический;

· конкретно-исторический;

· социологический опрос (анкета, приложение 1).


Основная часть

I. Из истории военного духовенства

Во все времена существования Русской Православной Церкви ее важнейшей миссией было служение национальным интересам Отечества. Именно она содействовала государственному объединению разрозненных славянских племен в единую державу, а позднее оказала решающее влияние на процесс сохранения национального единства Русской земли, целостности и общности живущих на ней народов.

С первых веков принятия христианства на Руси оформился тесный союз служителей веры и воинства. И связь эта имела огромное значение. На окруженной недругами Руси Православие издревле было воинственным, а воинство – православным. Испокон веков и по сей день воины считают своими покровителями Великомученика Георгия Победоносца, выдающегося полководца и государственного деятеля Древней Руси благоверного князя Александра Невского, князей-полководцев Дмитрия Донского, равноапостольного князя Владимира и его сыновей воинов-страстотерпцев Бориса и Глеба, монахов-воинов, соединивших в своем житии два подвига воедино, ставших преподобномучениками Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябя).

Военному духовенству отводилась первоочередная роль в религиозно-патриотическом воспитании личного состава армии и флота России в XVIII в.

Исакова Е.В., автор многочисленных статей, посвященных православным памятникам и истории полкового священства, считает, что в истории института военного духовенства можно выделить три основных периода развития.

Первый период (1699-1801гг.) - со времени учреждения постоянной армии и флота, а, следовательно, и постоянной должности полкового священника, до выделения института военного духовенства в самостоятельную постоянно действующую структуру.

Второй период (1801-1890гг.) - со времени учреждения постоянной должности Обер-священника армии и флота и до создания первого общего законодательного свода — “Положения” об институте военного духовенства как государственно-церковной структуре.

Третий период (1890-1918гг.) - со времени введения "Положения об управлении церквами и духовенством военного и морского ведомств" 12 июня 1890 года и до расформирования института Декретом Советской власти от 16 февраля 1918 года.[1]

Остановимся на первых двух периодах, поскольку наш интерес лежит в плоскости событий Отечественной войны 1812г. В первый период военное духовенство еще не выделено из епархиального, но уже является частью армии и флота. В первых военных уставах приверженность истинной православной вере и молитва возводятся в ранг государственного и воинского долга. Документами, определившими права и обязанности военного священника, были Артикулы русскому флоту, утвержденные в 1710г. Позднее, в 1715г., были утверждены Артикулы воинские, предназначенные для сухопутных войск. Так, в главе 2 Артикула 1715г. «О службе божии и о священниках»говорится о порядке богослужения и основных обязанностях «священников в гарнизонах и при полках». [2] Уставы военный, 1716г. и морской, 1720г., дополнили определения Артикулов, в том числе о священнослужителях и о молитве. Согласно воинскому уставу 1716 года, при каждом полку российской армии состоял священник: «Глава двадесять девятая «О Обер-полевом священнике». Обер-полевой Священник, при Фельдмаршале или командующем Генерале быти должен, который казанье чинит, литургию, установленные молитвы и прочие священнические должности отправляет. Оный имеет управление над всеми полевыми Священниками, дабы со всякою ревностию и благочинием свое звание исполняли, которые долженствуют почасту у оного быть, дабы ведать могли, что оным повелено будет чинить.»[3]

Из текста источников видно, что в этот период по своим задачам военные священники ничем не отличаются от приходских, только приход их выделяется не по территориальному делению, а по принадлежности к воинскому подразделению. Специфика военного духовенства в этот период проявляется только в необходимости служения в полевых условиях в период военных действий.

Во второй период военное духовенство выделяется в постоянно действующую структуру со своим управлением. Указом Императора Павла I от 4 апреля 1800г. была учреждена постоянная (как в военное, так и в мирное время) должность обер-священника армии, в ведение которого поступало все армейское, а указом от 9 апреля того же года и флотское духовенство. 22 апреля в его же распоряжение поступили и священнослужители войск гвардии.[4]

Военное духовенство участвовало в походах и боях вместе со своими частями, службы совершались в походных храмах, а так же под открытым небом. Многие представители духовенства удостоены наград за героизм, проявленный во время военных действий.

II. Участие духовенства Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года

Когда в июне 1812 года наполеоновские войска вступили в пре­делы России, волнение и негодование охватили весь русский народ. Русские люди готовы были пожертвовать всем для спасения родной земли. Ре­лигиозная идея наряду с призывом к защите Отечества была главной в обращении императора Александра I к народу. В Манифесте от 6-го июля 1812 года он призывал русский народ защитить православную веру, а обращаясь к Святейшему Синоду и всему духовенству, высказывал уверенность, что в каждом верующем встретит Палицина, в каждом дворянине - Пожарского, в каждом гражданине - Минина.[5] «Народ русский! храброе потомство храбрых славян! ты неоднократно сокрушал зубы устремлявшихся на тебя львов и тигров; соединитесь все: со крестом в сердце и с оружием в руках никакие силы человеческие вас не одолеют.»[6]

Вместе с Манифестом императора Александра I от 6-го июля 1812г., вышло Воззвание Святейшего Синода, которое прочитывалось во всех приходских храмах. В Воззвании Святейшего Синода 1812 г. указывалось на «неправедные и не христолюбивые намерения врага», который «покушается на нашу свободу, угрожает домам на­шим, и на благолепие храмов Божиих…, простирает хищную руку».[7]

Русская Церковь призывала прихожан «принять оружие и охранить ве­ру отцов». Святейший Синод предписывал духовенству Русской Церкви «научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества».[8]

Большую роль сыграли в победе русского оружия в войне 1812 года военные священники, вместе с армией подвергавшиеся смертель­ным опасностям и укреплявшим ее воинский дух. Перед боем военные священники с напутствием обходили войска, а после сражения они через слова утешения и молитвы облег­чали страдания раненых и отпевали погибших.

Согласно инструкции обер-священника армии и флота в войну 1812 года полковому священнику предписывалось во время сражений быть неотлучно при войске. Находясь на поле боя, он должен был не только всегда быть готовым положить живот свой на поле брани за Веру, Царя и Отечество, но собственным примером мужества и гласом Веры и утешения поддержать и в армии беззаветное самоотвержение, непоколебимую храбрость, бесстрашный героизм и надежду на помощь Божию. И полковые священники, понимая важность такого воодушев­ления, брали на себя эту святую обязанность. На поле брани воен­ные священники всегда были достойными пастырями беззаветно храб­рого христолюбивого воинства, безропотно переносили тяжести по­ходной жизни, бестрепетно ходили со своими полками на штурмы, безбоязненно напутствовали больных и умирающих под неприятельски­ми выстрелами, терпели боль от ран, заключение в плену и самую смерть.

Согласно данным архива Святейшего Синода, в 1812 году в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек,[9] более 200 из них участвовали в Отечественной войне и заграничном походе русской армии.

Особое значение придается героическим действиям священников в сражении при Малоярославце. В боях участвовали священники о.Василий Адрианов, о. Стефан Ветохин, о.Степан Гордиевский, о.Григорий Грязнов, о.Федор Ефремов и другие[10].Священник 6-го егерского полка Ефимий Иванов погиб в этой битве, исколотый штыками. Священник Серпуховского уланского полка Василий Скляревский израненным был взят в плен. Священник Курлянского драгунского полка Филипп Соловьёвич был ранен, но остался в бою. Особенно в битве за Малоярославец отличился священник Василий Васильковский.[11]

III. Биография о. Василия Васильковского

Он родился в 1778г., окончил Севскую семинарию и в 1804г., в 26 лет был рукоположен в сан Священника, служил в Ильинской церкви города Сумы. Однако вскоре умерла его жена и отец Василий остался с малолетним сыном Симеоном на руках. Мальчику было около четырех лет. Внача­ле отец Василий с сынишкой перебрался в Старо-Харьковский монастырь на жительство. Но вскоре Господь указал ему путь трудного, опасного и ответственного служения. 15 июня 1810 г. отец Василий был назначен священником 19-го Егерского полка. Уже через полгода шеф полка полковник Т.Д. Загорский в «Списке о поведении полкового священника», датированном 5 января 1811г., отмечал порядочность, рассудительность и прекрасное владение искусством красноречия отца Василия, а также его обра­зованность - знание математики, физики, географии и истории, владение иностранными языками - латынью, греческим, немецким и французским. Отец Василий пользовался вполне заслуженным уваже­нием в полку, с которым встретил Отечественную войну 1812г. Оба действующих батальона 19-го Егерского полка состояли в егерской бригаде 24-й пехотной дивизии 6-го корпуса 1-й Запад­ной армии.[12] Помимо высоких заслуг на поле брани, О. Васильковский выделялся и в мирное время особыми трудами на миссионерском поприще: он обратил в православие 102 человека из католиков, лютеран и магометан. Тяжкие труды, раны и контузии подорвали здоровье отца Василия и, не вынеся тягот дальних походов, он тихо скончался во Франции 24 ноября 1813 года.

IV. Сражение при г.Малоярославце в судьбе Василия Васильковского

Маленькому русскому городку Малоярославцу суждено было сыграть решающую роль в ходе Отечественной войны 1812 года. Здесь в октябре 1812г. было остановлено продвижение армии Наполеона, следовавшей из Москвы в Калугу через Малоярославец.

Русское командование понимало, что необходимо во что бы то ни стало удержать за собой город. Все новые силы вводило оно в сражение. Раз за разом шли в атаку русские полки. И все это время рядом с офицерами и солдатами был полковой священник – отец Василий Васильковский. Высоко поднимая крест, он воодушевлял идущих в атаку русских воинов. Солдаты храбро шли в бой за своим священником, увлекаемые его словом и примером. Даже получив ранение в голову, отец Василий не оставил своих товарищей. Благословляя однополчан в самом жарком огне, здесь же, на поле битвы, исповедовал и причащал Святыми Тайнами тяжелораненых и умирающих воинов.

Ранее в сражении при Витебске о.Василий был ранен и контужен от удара пули в его наперсный крест.[13] Этот кипарисовый крест в серебряной с позолотой ризе долгие годы хранился в церкви 19-го Егерского полка, а потом - в церкви сформированного на его основе Волжского пехотного полка. Он имел в высоту около 30сантиметров. На его лицевой стороне был гравирован год сформирования полка - «1797». На тыльной стороне его рукояти имелась трещина, стянутая винтом. В нижней лицевой части креста крепилась расколовшая его в бою неприятельская пуля, а на оборотной стороне была сделана надпись: «Ранен в сражении 15 июля 1812 года при г. Витебске, - продолженная по бокам креста, - с отбитием мизинца священнику Василию Васильковскому».[14]

31 октября 1812г. Дохтуров, ходатайствуя о награжде­нии полкового священника В.Васильковского, докладывал главнокомандующему генерал-фельд­маршалу светлейшему князю М.И. Голенищеву-Кутузову, что «священ­ник Васильковский в этом бою все время находился с крестом в руке впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоятьза Веру, Царя и Отечество и муже­ственно поражать врагов, при чем сам был ранен в голову».[15]

Кутузов поддержал ходатайство Дохтурова, обратившись к им­ператору Александру I с рапортом, в котором писал, что отец Василий «шел впереди полка с святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, при чем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при г. Витебске, где также ранен в ногу».[16]

12 марта 1813г. Кутузов в г. Калише, где размещалась тогда Главная квартира российских войск, начавших заграничный поход, подписал приказ по армиям № 53, один из пунктов которого гласил: «19-го Егерского полка священник Васильковский в сраже­нии при Малом Ярославце, находясь впереди стрелков со крестом, благоразумными наставлениями и личною храбростию поощрял нижних чинов сражаться без ужаса за Веру, Царя и Отечество; причем жестоко был ранен в голову пулею. В сражении же при Витебске оказал он таковую же храбрость, где и получил рану пулею в ногу. Начальничее засвидетельствование о столь отличных неустрашимых в сражениях поступках и ревностной службе Васильковского подносил я Государю Императору, и Его Величество высочайше указать соиз­волил наградить его орденом Св. Великомученика и Победоносца Георгия 4-го класса». Это был первый в истории ордена и православного духовенства случай награждения военного священника орденом Святого Георгия. 17 марта 1813 г. орден был вручен отцу Василию. [17] На бронзовом кресте была надпись «Не нам, не нам, а имени Твоему».

Заключение

При написании работы я старалась проследить историю полкового священства и пришла к выводу, что роль духовенства в Отечественной войне 1812 года была весьма значительна. Несмотря на то, что неумолимое время отодвигает нас от тех великих событий, подвиги воинов, духовенства продолжают является для нас примером жертвенного служения Отчизне. Первым среди духовенства кавалером ордена Св. Георгия 4-й степени стал священник 19-го Егерского полка Василий Васильковский, участвовавший в сражениях под Витебском, Бородино, Малоярославцем. Он личным примером увлекал солдат в бой, не щадя жизни своей, совершая беспримерный подвиг пастыря, находясь бок о бок с бойцами. Желая увековечить память скромных служителей, находившихся на передовой и вдохновлявших солдат на подвиг, духовенство города, администрация и жители решили установить памятник протоиерею Василию Васильковскому в городском сквере близ монумента Славы 1812 г. Таким образом, в нем будет запечатлен подвиг военного духовенства и всех тех, кто окормлял свою паству в армии, претерпевая трудности и лишения, подвергая свою жизнь опасности, неся с собой свет Христовой Любви.

Источники и литература

1. Бахныкин Ю.А., Военные священники в русской армии и на флоте. История и современность, в книге: эпоха наполеоновских войн. Материалы III-й Всероссийской научной конференции «Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи» 27 апреля 2000.

2. Васильев А.А. Сражение при Малоярославце 12 октября 1812 года // Малоярославец. Очерки по истории города. Малоярославец, 1992. С.35.

3. Глушков В.В. Подъемля крест пред небесами Трибуна русской мысли. - М.: 2003, № 1(5). С. 101-111.

4. Желобовский А.А. Управление церквами и православным духовенством военного ведомства, в книге: Столетие военного ведомства, том XIII, СПб, 1902.

5. Котков В. Военное духовенство России, Страницы истории СПб., 1875.

6. Мельникова Л.В. Армия и Православная церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн, М., Кучково поле, 2007.

7. Митрошенкова Л.В. «Предел нападения, начало бегства и гибели врагов»: Сражение за Малоярославец 12(24) октября 1812 года. Калуга: Золотая аллея, 2007.

8. Русское Православие: Вехи истории. М.: 1989.- С. 309.

9. Смирнов А.А.: Герой Малоярославецкого сражения.// Собрание материалов ежегодных научных конференций в г. Малоярославце. Малоярославец 

10. Страницы родной истории, Малоярославец 2001.

11.  Цвиркун В.И.. Крестная сила. Духовенство в Отечественной войне // Родина. № 6-7. 1992. С.83.
12.  Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М. 1912. С. 23.
13. Калужский Церковно-Общественный вестник №6, 20 февраля 1912г.
14.  Газета Красная звезда 19/03/03.
15.  Энциклопедия: Отечественная война 1812 года, Москва РОССПЭН, 2004.
16.  Оржеховский И.В., Из истории военного духовенства http://www.church.by/resource/Dir0056/Dir0083/Page0087.html
17. Интернет – журнал Сретенского монастыря http://www.pravoslavie.ru
18. Коллекция: исторические документы. Российский общеобразовательный портал http://historydoc.edu.ru
19. Православие.RU. Документы истории. Архив. http://www.pravoslavie.ru/arhiv

Рецензия

Исследовательская работа на тему: «Полковое священство в Отечественной войне 1812г. (о. Василий Васильковский)» отвечает требованиям Конкурса по структуре, содержанию, грамотному оформлению. Структура работы включает: введение, 3 главы, заключение, представительный список использованной литературы, информативные приложения. Выдержаны требования к объему работы. Во введении автор четко сформулировал цель исследования как «содействие восстановлению памяти протоиерея Василия Васильковского», задачи, методы реализации этой цели, определил источниковую базу, включая Интернет-ресурс. Автору удалось выполнить намеченную исследовательскую программу: проследить историю полкового духовенства, выявить и обобщить информацию об о. Василии Васильковском и его подвиге в бою при Малоярославце в 1812г. Содержание основной части работы позволило автору сформулировать в заключении обоснованные выводы о том, что « роль духовенства в Отечественной войне 1812 года была весьма значительна», что «несмотря на то, что неумолимое время отодвигает нас от тех великих событий, подвиги воинов, духовенства продолжают являться для нас примером жертвенного служения Отчизне».

Надо отметить исключительную актуальность исследования, обусловленную тем, что:

- в 2012 году отмечается 200-летие Победы русского оружия в Первой Отечественной;

- история полкового священства в Отечественной войне 1812г., равно как и в Отечественной 1941-1945 гг., практически не получила освещения в официальной историографии и учебной литературе. Данное исследование в определенной мере раскрывает малоизвестные страницы истории героического прошлого народа России;

- материалы исследования могут быть с успехом использованы в образовательных и патриотически-просветительских целях (школьных уроках, лекциях, выставках, беседах и др.), а жизнеописание протоиерея Василия Васильковского явится для современного юношества примером служения Отечеству.

Достоинством работы является наличие историографического обзора использованной литературы, проведенное автором анкетирование, результаты которого представлены в графической форме, краткость и емкость изложения текста, рассмотрение фактов в историческом контексте, др.

Поздравляю Вас, Елизавета, с интересным исследованием, важным для духовного и профессионально – исторического становления Вас и Ваших читателей.

Рекомендую:

- конкретизировать, внести уточнение в формулировку темы, указав годы жизни о. Василия. Примерно так: «Полковое священство в Отечественной войне 1812г. (о. Василий Васильковский, 1778 – 1813)»

- в качестве методов назвать дополнительно: методы «анкетирования (анкета – приложение № » и «описания», которые, как показывает работа, Вами применялись, а также кратко пояснить (в скобках), как использован эвристический метод;

- внести правку в оформление ссылок на архивные источники. Например, ссылку «Цит. По// РГИА. Ф. 806. Оп. 1, 16, 17» надо дополнить (после предлога «по») указанием автора и названия его труда, послужившего Вам источником данных сведений;

- еще раз внимательно «вычитать» текст, исключив единичные, но все же «описки».

С уважением, рецензент

Иноземцева Зинаида Петровна,

кандидат исторических наук,



[1] Исакова Е.В. Периодизация истории Института военного духовенства (http://www.pobeda.ru/content/view/1324/)

[2] Российское законодательство X-XX вв.: в 9 т. Т.4. Законодательство периода становления абсолютизма. / Отв. ред. А.Г.Маньков. — М.: Юридическая литература, 1986.

[4] Исакова Е.В. Периодизация истории Института военного духовенства http://www.pobeda.ru/content/view/1324/

[5] Коллекция: исторические документы. Российский общеобразовательный портал http://historydoc.edu.ru

[6] Высочайший манифест Александра I о вторжении Наполеона. 6 июля 1812. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=&ob_no=13483

[7] Православие.RU. Документы истории. Архив. http://www.pravoslavie.ru/arhiv

[8]Бахныкин Ю.А., Военные священники в русской армии и на флоте. История и современность, в книге: эпоха наполеоновских войн. Материалы III-й Всероссийской научной конференции «Эпоха наполеоновских войн: люди, события, идеи» 27 апреля 2000 года

[9]Цит.По// РГИА. Ф. 796. Оп. 95. Д. 812. Л. 267.

[10]Мельникова Л.В. Армия и Православная церковь Российской империи в эпоху наполеоновских войн, М., Кучково поле, 2007

[11] Цит.По// РГИА. Ф. 806. Оп. 1, 16, 17

[12] Васильев А.А. Сражение при Малоярославце 12 октября 1812 года // Малоярославец. Очерки по истории города. Малоярославец, 1992. С.35.

[13] Сергеева Е.В. С крестом и молитвою шли они в бой // Мера. № 2. 1995. С. 119.

[14] Там же.

[15] Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. М. 1912. С. 23.

[16] Там же.

[17] Цвиркун В.И.. Крестная сила. Духовенство в Отечественной войне // Родина. № 6-7. 1992. С.83.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру