Историко – церковное краеведение и его роль в постижении истории отечества

В последние десятилетие историко-церковное краеведение заявило о себе как одно из наиболее эффективных направлений общественной деятельности в освоении и сохранении исторического опыта, возвращении в память Отечества объективного знания об истории Церкви, ее роли в духовной и культурно - общественной жизни народа, взаимоотношениях Церкви и государства.

Историко-церковная проблематика привлекла внимание многих и многих юных исследователей, пытающихся понять историческое прошлое своей семьи, своего рода, своего народа, не получившее отражения в официальной историографии ХХ века. Обращение к фактам и событиям, происходившим на территории родного края, к изучению биографий тех, кого знали и помнят сегодня, и тех, имена которых оказались вычеркнутыми из исторической памяти народа в годы репрессий и войн, позволяет глубже разобраться в истоках и причинах, в духовных смыслах исторического прошлого. Именно здесь, казалось бы, на периферии научной и общественной жизни, отчетливо проявляются глубинные процессы взаимодействия Церкви, общества и государства, место и роль отдельно взятого человека в истории народа.

В феврале 2011 года Архиерейский Собор Русской Православной Церкви подвел итоги изучения судеб репрессированного духовенства и мирян, пострадавших в годы антирелигиозного террора в советской России, итоги их духовного подвига стояния за веру православную, составляющую фундамент существования русского народа.

Работа далека от завершения. Она ждет своего продолжения. Церковь выдвигает задачу огромной важности: духовные плоды подвига новомучеников и исповедников ХХ столетия должны быть усвоены нашими современниками. От этого во многом зависит нравственное состояние общества и политическая крепость государства. В материалах Собора намечена концептуальная программа углубленного изучения церковной истории. Приняты «Рекомендации к деятельности епархиальных комиссий по канонизации святых в епархиях Русской Православной Церкви» [1], реализация которых основана на расширении вширь и вглубь историко-церковного краеведения.

Эти Рекомендации в ближайшее время будут определять вектор развития историко-церковных исследований и непременно окажут влияние на исследовательскую работу учащихся.

Почему мы говорим о последних двух десятилетиях? Разве краеведением не занимались и ранее, в 1950-е-1980-е гг.?

Для понимания проблемы заглянем немного в прошлое и отметим одно очень важное положение: становлению и развитию краеведения или «отчизноведения», «родиноведения», как его называли в конце ХIХ века, более всего способствовали представители духовного сословия, православная общественность. Краеведение изначально имело в своем содержании историко-церковную направленность, что совершенно естественно, поскольку история народа на протяжении столетий несла в себе церковную составляющую. Церковь всемерно поддерживала заложенную еще летописцем Нестором традицию сохранения исторической памяти [2]. Накануне революции 1917 года в России действовали десятки краеведческих обществ, краеведческие материалы печатались в епархиальных ведомостях, издавались журналы [3].

Большевики, придя к власти, на первых порах содействовали краеведческой деятельности, полагая возможным использовать краеведение как мощное средство формирования нового человека социалистической формации. С 1917 по 1927 гг. число краеведческих учреждений и организаций, даже по неполным данным увеличилось со 155 до 1761 [4]. В этот период вопросы краеведения рассматриваются на государственном уровне, обсуждаются на всероссийских конференциях [5]. Нарком просвещения А.В. Луначарский справедливо считал, что в «проблему развития национального самосознания… дело краеведения в такой огромной стране, как Россия, входит не только элементом, но и базисом». Краеведческие общества он характеризовал как «органы самопознания страны»[6].

Краеведы в послереволюционное десятилетие еще не поняли культурологическую программу новой власти, направленную на полное искоренение традиционных основ русской жизни, уничтожение Церкви. Они сохраняли преемственность в понимании задач краеведения как метода познания истоков прошлого и настоящего, способа освоения исторического опыта, школы воспитания на традиционных устоях народной жизни. Проявляя самоотверженность, краеведы тех лет делали и сделали исключительно много для спасения памятников истории и культуры из разрушаемых дворцов, усадеб, храмов. В советской России краеведы сохраняли Историю тысячелетней Святой Руси в то время, когда по замыслу властей она подлежала полному искоренению не только из сферы быта, но из памяти народа.

Известный современный историк и краевед, академик РАН Сигурд Оттович Шмидт, говоря о краеведении как «о феномене большого значения в научной и общественной жизни России 1920-х годов», одновременно обратил внимание своих современников на очень важную деталь, напомнив «о феномене забвения этого историками последующих поколений» [7], то есть он обратил внимание на то, что опыт краеведов того периода не был усвоен и продолжен в последующей практике. Понять сегодня смыслы этого «феномена забвения» на новом этапе возрождения краеведения для нас поучительно и необходимо. Почему так произошло?

Дело в том, что в 1929 - 1930 гг. последовали аресты многих и многих краеведов как буржуазных контрреволюционеров, которые «умышленно ушли от революционных… тем, ушли из истории классовой борьбы, чтобы на узких темах истории уездов, районов и областей продолжить путь для замаскированных антипартийных выступлений» [8]. Им приписывали вредительство, идеализацию буржуазно - помещичьего строя, проведение этой идеологии под флагом сохранения памятников старины.

В апреле 1938 года Наркомпрос издал распоряжение «О постановке и организации краеведческой работы», на основании которого бюро, всевозможные общества любителей краеведения были ликвидированы. Это направление общественной деятельности было передано под надежный идеологический контроль местных краеведческих музеев, переживших также серьезную партийную чистку.

С этого времени краеведение как массовое движение практически прекратило существование в научной и общественной жизни народа. Вплоть до начала 1990-х годов оно целенаправленно вводилось в заданные тематические рамки и контролируемые формы, определяющие познавательный интерес краеведа на основе партийного подхода к отбору событий и фактов, освещению участия в них только тех людей, которые имели официально признанные заслуги перед советским обществом и государством (как то: движение красных следопытов, сбор лекарственных растений, всесоюзные экспедиции по местам боевой и трудовой славы, др. формы воспитательного воздействия).

Принятие в 1990 году Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий»[9], открытие доступа к архивным фондам, потребность полного обновления музейных экспозиций с их антирелигиозной направленностью, положили начало развитию краеведения вновь преимущественно в историко-церковном направлении. Ректор Вологодского университета А.В. Камкин впервые отметил специфику развития этого процесса [10]. Укрупняя данную им классификацию, можно выделить периоды: 1989 – 1992 гг., когда историко - церковная тематика зазвучала в официальных изданиях, появились статьи, публикации архивных документов; в 1993 – 1998 гг. отмечается разрастание этой тематики, в том числе она находит отражение в системе дополнительного образования школьников; 1999 – 2012 гг. – восстанавливается связь времен, историко-церковная тематика становится предметом специализированных проблемно – тематических научных изданий, научно-практических конференций, конкурсов. История Церкви вернулась в официальную историографию в качестве неотъемлемой части истории России.

Подводя некоторые итоги современному, этому новому «золотому» периоду в истории краеведения, можно видеть неоценимый вклад, внесенный этим движением в восстановление событий, фактов, судеб тысяч людей России в ХХ столетии. Историко-краеведческие исследования, основанные на изучении устных свидетельств и документально удостоверенных данных архивных источников, легли в основу прославления в лике святых тысяч новомучеников и исповедников Русской Православной Церкви.

Речь сегодня идет о том, чтобы совместными усилиями епархий, православной общественности, государственных структур, образовательных учреждений на основе накопленных знаний и опыта продолжить работу, направив ее в русло сплошного изучения истории каждой церкви, судеб служивших в ней священников, мирян, приходской жизни. Развитие историко - церковного краеведения позволит более полно воссоздать прошлое, выявить имена неявленных подвижников, о которых не были собраны материалы для канонизации, только потому что вспомнить о них было практически некому: не осталось знавших об их подвиге свидетелей, люди разъехались, ушли из жизни. Прервалась связь времен, исчезла память.

Согласно Рекомендациям Церкви повсеместно разворачивается работа по возведению храмов и часовен в честь новомучеников и исповедников; совершаются службы в местах их служения и мученических подвигов; изучаются «Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским)» [11]; проводятся посвященные их памяти церковно-общественные мероприятия (конференции, форумы, съезды); ведется просветительская работа в высших учебных заведениях, школах, среди молодежи.

Эти вопросы получают общественный резонанс и в их объективном документально удостоверенном изложении все чаще находят отражение в современных учебниках истории.

Началась работа по созданию мемориальных досок, памятников, музеев и комплексов в местах служения, страданий, погребения новомучеников и исповедников, в присвоении наименований в их честь улиц, площадей, бульваров, скверов. Ведется разъяснительная работа о том, чтобы в названиях улиц и населенных пунктов не возвеличивались имена лиц, ответственных за организацию преследований и уничтожения неповинных людей, в том числе пострадавших за веру.

Обобщая приоритетную проблематику и подходы к ее исследованию, надо обратить внимание, что;

- изучение истории строительства и восстановления храмов и монастырей, архитектурных достоинств храмовой застройки должно включать не только внешние атрибуты, но проводится на фоне осознания духовно-нравственной составляющей быта народа, причин разрушения традиционных основ его жизни, охватывать духовные, культурообразующие и этнокультурные явления.

- изучение деятельности образовательных, научных и миссионерских учреждений позволяет восстановить истоки православной традиции во всем ее многообразии в разных регионах, в разных слоях российского общества;

- изучение истории обновленчества и репрессий против духовенства и мирян, когда советская власть надеялась и не смогла «подменить» Церковь, перевести ее на обновленческие (протестантские) основы, позволяет понять, сколь глубоки религиозные смыслы и ценности в душе русского народа.

Наиболее сложным для краеведа остается вопрос о выявлении источниковой базы, извлечении достоверной информации из свидетельств устной истории и архивных первоисточников. Требуется большой опыт и специальная подготовка, чтобы избежать мистификации и фальсификации фактов практической и духовной жизни. Избежать вольной интерпретации содержания источника информации, оставаться верными принципу достоверности исторического факта и объективности его введения в научное и краеведческое знание.

Работы, представляемые на всероссийские конкурсы юношеских исследовательских работ, которые в своей совокупности нагляднее иных источников отражают изменения, происходящие в самосознании подрастающего поколения, свидетельствуют, что агрессивный критицизм, ярко проявленный молодыми людьми в начале и середине 1990-х годов, уступает место стремлению постичь глубинные проблемы русской истории, бытия народа и личности, исторических путей России [12]..

Обращение к корням народной жизни даже в самых частных ее проявлениях послужило возрождению в человеке ощущения великой России и сопричастности к истории всего народа. Это еще один важнейший после «золотого десятилетия» урок краеведения: познавая свои истоки, народ обретает цивилизационную устойчивость.

Приведу примеры из ученических исследовательских работ, показывающие исключительное значение историко-церковного краеведения для обретения смыслов исторического прошлого и настоящего поколением современного юношества.

Иван Двужильный (г. Вязьма, 17 лет) на основе устных свидетельств и копий документов архивно-следственных дел, полученных им из государственных архивов и архива ФСБ провел самостоятельное изучение духовного подвига священнослужителей г. Вязьмы в годы антирелигиозного террора. «Я понял, - пишет Иван, - что скрыта огромная историческая информация и, чтобы узнать истину, надо проделать колоссальную работу, люди не знают своего недавнего прошлого. Не знают тех, кто пронес веру через тернии страданий, кто прошел свой земной путь в вечность, оставаясь верен евангельским заповедям…». Он установил: «Почти ни один арестованный не подписался под обвинением. Признать себя виновным фактически означало отречься от веры и пойти на сотрудничество с безбожниками. Дальше следовал приговор со зловещим словом «РАССТРЕЛ». Когда читаешь эти страшные строки, вдруг четко осознаешь, что люди совершали подвиг и невольно начинаешь задумываться, как бы ты поступил в такой же ситуации, смог бы не сломаться духом. Ведь, конечно, каждому предлагали сохранить жизнь, только за то, что они дадут показания против ближнего или подпишут признание». В этих словах видение современного юноши, соприкоснувшегося с реальной историей прошлого своего народа.

Солдаткина Евгения и Загоруева Ксения (Московская область, по 16 лет), отмечают, что «соприкосновение с культурой народа приносит большую душевную радость. Словно окропленные живой водой пробуждаются в нас все светлые, добрые чувства, а значит, вызывают интерес к истории русского народа, связывая нити прошлого и настоящего. Православие является историческим фундаментом русской школы и неотделимо от жизни русского человека». Павлова Дарья (г. Печоры, 16 лет) с большой сердечной теплотой изложив биографию своей бабушки, снискавшую уважение членов рода за стойкость, величие и благородство духа, подчеркивает, что «красной нитью в судьбах представителей рода проходит доминантная родовая черта служение семье, Отечеству, вера в Бога, в их судьбах отражались трагические страницы эпохи». Графова Виолетта (г. Псков, 17 лет) высказала важное суждение о том, что «строчки учебника начинают звучать совсем по-другому, когда они дополняются материалами родословной, когда через них просвечивается улыбка, слезы, горечь, победы, встречи, расставания моих родных и близких».

Положительной особенностью работ учащихся по краеведческой проблематике является реализуемая ими, как правило, возможность научного исследования целостного исторического факта или явления, имеющего место быть в определенных временных и территориальных границах, в определенной культуро и духовнообразующей среде бытования, традиции которой наследуются и распознаются в современных условиях окружающей учащегося жизни. Это позволяет вживанию молодого исследователя в исторический процесс, расширяя границы объективного видения местных событий в контексте российской истории и даже истории всего человечества;

Отличительной особенностью ученических исследовательских работ по историко-церковной проблематике является то, что, не имея в своем арсенале опубликованных исследований и литературы, авторы обращаются преимущественно к архивным источникам и собиранию устных свидетельств. Они менее подвержены влиянию научных авторитетов, работая, как правило, «с чистого листа». В этих условиях юный исследователь приобретает взгляд на проблему «изнутри», с наибольшей полнотой осознает связь поколений, то неразрывное единство культурно-исторического типа, которое заложено в прошлом, настоящем и будущем России. Такие работы, как правило, вносят новое знание, воссоздают историческую летопись трагедии и духовной победы народа России, формируют не лозунговый внешний, а истинный патриотизм как высшее проявление верности духовно-нравственным идеалам своего Отечества

Большинство работ по краеведческой тематике с успехом можно использовать в просветительской деятельности: лекциях, докладах, выступлениях в печати.

Историко-церковное краеведение возвращает народ к истокам его бытия, обретению утраченных идеалов и является уникальным способом освоения исторического опыта, школой воспитания современного юношества.

Примечания

1 Утвержденына основании определения Священного Синода Русской Православной Церкви от 5-6 октября 2011 года (журнал ЖМП № 121

2. Шмидт С.О.. Краеведение в научной и общественной жизни России 1920-х годов. // Путь историка. М., 1997.С.157: Сорина Л. Архивы и краеведение. Тверь.1999. С.4-5.

3 Журналы «Краеведение» (1923-1929 гг.); «Известия Центрального бюро краеведения» (1925-1929гг.)»; «Советское краеведение», др..

4. Филимонов С.Б. Краеведение и документальные памятники (1917-1929гг.) - М.,1989. С.20.

5. См.: Дневник Первой Всероссийской конференции научных обществ по изучению местного края. – М.,1921-1922. - №№ 1-5.; Дневник II Всесоюзной конференции по краеведению.- М.,1924. №№ 1-4; Бюллетень III Всероссийской конференции по краеведению.- М., 1927. №№ 1-6.

6. Цит. по: Шмидт С.О.. Краеведение в научной и общественной жизни России 1920-х годов. // Путь историка. - М., 1997. С.153.

7. Шмидт С.О.Указ. соч.: С. 154-166.

8. Там же. С.164.

9. Постановление Верховного Совета РСФСР «О порядке введения в действие закона РСФСР “О свободе вероисповеданий” от 25 октября 1990 года № 268-1.

10. Камкин А.В. Православие на Севере России в исследованиях 1989-2000 гг. // Региональные аспекты исторического пути Православия: архивы, источники, методология, исследований. Вологда, 2001.С. 9-11.

11. Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Кн. 3. Вместо введения. Тверь. 2001. С.6-36; См. также: Иноземцева З.П. Возрождение церковно-агиографической традиции в трудах игумена Дамаскина (Орловского) // Церковь в истории России. М., ИРИ РАН. С.272.

12. Автор, являясь с 1994 года руководителем секций и рецензентом конкурсных ученических работ, приходит к этому выводу, на основе анализа материалов Российской открытой конференции учащихся «Юность, наука, культура» (Обнинск), Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского (Москва), Всероссийских конкурсов юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру