Об итогах работы секции «Нравственный идеал и православные традиции в истории России»

«изучая дедов, узнаем внуков, т.е. изучая предков, узнаем самих себя. Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не знающими, как и зачем мы пришли в мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны стремиться, механическими куклами, которые не родятся, а делаются, не умирают по законам жизни, а ломаются по чьему-то детскому капризу». В.О.Ключевский.

В рамках Y Всероссийского конкурса юношеских исследовательских и проектных работ по историко-церковному краеведению, состоявшегося 17-19 мая 2012 г. в Москве, работала Секция «Нравственный идеал и православные традиции в истории России», на рассмотрение которой поступило 22 работы от учащихся образовательных учреждений из 13 регионов Российской Федерации (Республика Чувашия, г. Москва, Московская, Астраханская, Воронежская, Волгоградская, Калужская, Костромская, Липецкая, Псковская, Саратовская, Тульская, Ярославская области). Из них 5 авторов были удостоены званий лауреатов, многие награждены дипломами участников Конкурса.

Экспертная группа в составе З.П. Иноземцевой З.П. (руководитель), Т.И. Волобуевой, И.Н. Канурской, Е.Ю. Нуйкиной подвела итоги работы Секции, отметив существенное улучшение (по сравнению с предыдущими периодами) качественных характеристик представленных исследовательских работ, а также возросший уровень подготовленности авторов к защите полученных ими результатов.

Прежде всего, это проявилось в соблюдении конкурсных требований об оформлении исследовательских работ: по структуре (введение, основная часть, заключение), объему (8-15 стр.), оформлению приложений, списка источников и литературы, ссылок на использованные источники и литературу.

В качестве главных достоинств многих работ экспертная комиссия отмечает:

- нравственный подход к изучению и постижению духовных смыслов событий и фактов исторического прошлого, роли личности в истории России;

- исследовательский характер, предполагающий постановку цели, задач ее достижения, определение объекта, предмета, методов (способов) исследования, умение выявлять, применять критический подход к изучению источников информации, формулировать выводы;

- самостоятельность творческого подхода авторов к изучению различных аспектов историко-церковной проблематики, как правило, не изученных и не получивших освещения в литературе;

- наличие историографического обзора трудов по изучаемой проблеме, которые, как правило, позволяли авторам рассмотреть изучаемый предмет в историческом контексте;

- обращение, наряду с опубликованными трудами, к архивным первоисточникам;

- умение работать и критически использовать информацию Интернет –ресурса с соответствующими ссылками на источники информации на любых носителях.

Так, основная тематика большинства работ была посвящена Человеку и его служению Богу, народу и Отечеству. Исследуя жизненные пути духовенства, рядовых людей России, авторы работ постигали силу народного духа, систему ценностей традиционной культуры народа, укорененной в православие, приобщались к творческому и критическому восприятию информационной среды.

Обосновывая выбор темы исследования, Поротиков Кирилл (с. Раздор, Астраханская обл.) предельно точно формулирует главное условие жизнеобеспечения будущего своего народа, видя его в необходимости формировать высоконравственную личность, возвращения к традиционным истокам, имеющим в основе православную веру. Свое исследование он завершает стихами.

«Без Бога нация – толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

Иль что еще страшней – жестока,

И пусть на трон взойдет любой,

Глаголющий высоким слогом,

Толпа останется толпой,

Пока не обратиться к Богу».

(Иеромонах Роман)

Серьезное изучение духовного подвига священства в годы антирелигиозных репрессий провели: Татьяна Дундина и Морозова Юлия (г. Пугачев, Саратовская обл.), посвятив его священномученику Николаю Амасийскому; Мурина Диана и Шелковникова Елизавета (с. Терновка, Воронежская обл.) - иерею Сергию Сунгурову; Колмаков Даниил (г. Переславль-Залесский, Ярославская обл.) – священнику Николаю Сокову.

Так, знакомясь с перепиской из семейного архива, Колмаков Даниил впервые вводит в историческое знание свидетельства священника Николая Сокова о том, что в годы антирелигиозных гонений представители советской власти оказывали на него давление, пытались заставить уйти из храма. И тогда он ездил за поддержкой к старцам в Троице-Сергиеву Лавру, которые, как он пишет в своем письме, «помогали ему быть твердым, велели не отступать от своих идеалов, значит. Да, трудно было другой раз, очень даже. …Да так вот на службе спасался. Все забываешь, служишь, утешение получаешь, продолжаешь и дальше…».

Не простой путь священника Павла Овсянкина, оказавшегося на оккупированной территории и духовно поддерживавшего людей в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., составил предмет исследования Кондратьева Олега (г. Пыталово, Псковская обл.).

Сильченко Елизавета (Малоярославец, Калужская обл.) в год 200-летия Бородинской битвы изучила историю полкового священства в годы Отечественной войны 1812 года и на примере подвига священника Василия Васильковского в бою под Малоярославцем показала роль духовенства в защите Отечества. В работе приводится многоговорящая выдержка из рапорта М.И. Кутузов, который поддерживая ходатайство Дохтурова и обращаясь к им­ператору Александру I, отмечал что отец Василий «шел впереди полка с святым крестом и примером своего мужества поощрял воинов к поражению неприятеля, при чем он получил рану пулею в голову; сверх того отличился он подобным же поступком в сражении при г. Витебске, где также ранен в ногу».

Любовь Бойцова, Ильина Александра (г. Новый Изборск, Псковская обл.) восстановили практически забытое имя регента – псаломщика Демина Тимофея Васильевича, бережно сохранявшего и передававшего в трудные годы преследований составила предмет исследования религии культуру церковного пения.

Прослеживая жизненный путь рядовой русской женщины Александры Георгиевны Назаровой на фоне исторической эпохи ХХ столетия, Мелетий Екатерина (г. Ртищев, Саратовская обл.) восстанавливает и по-новому прочитывает малоизвестные страницы истории нашего народа, преодолевшего огромные лишения и оставшегося верным своим традициям милосердия и самопожертвования. Она впервые на базе архивных источников и опубликованных трудов сопоставляет исторические факты, открывая завесу исторического времени: «по темпам развития, - пишет юный исследователь, - СССР занимал ведущее место в мире, но практически никто не знает, за счет чего это было достигнуто», когда во время голода «государство почти весь хлеб, произведенный крестьянами (колхозами и единоличниками), изымало в счет хлебозаготовок». Ни одного упрека она не услышала из уст Александры Георгиевны, которая источала свет и любовь к людям.

Симонова Татьяна (с. Мастюгино, Воронежская область), исследуя самоотверженный труд и роль сельских священников в истории образования жителей села, собрала бесценную информацию об истории школы, воссоздала портреты ее учителей, сформулировала выводы о том, что их жизнь и служение могут являться примером для наших современников.

Золотарев Никита (с. Репьевка, Воронежская обл.) приступил к масштабному исследованию проблемы «Русская Православная Церковь в истории Воронежского края (XYII – XXI вв.)», вполне успешно представив свои первые результаты на стендовой защите. Впереди увлекательная работа с источниковой базой.

Догадаева Александра (г. Руза, Московская обл.) предприняла попытку показать современнику возможность духовного возрождения через восприятия исторической традиции участия в двунадесятых праздниках.

Проничевой Елизавете (г. Москва) по решению экспертной комиссии было предоставлено право выступить перед участниками Конкурса с устным докладом о судьбе летчика, не вернувшегося с боевого вылета. Забытое имя Бориса Владимировича Протопопова (1922-1944 гг.) и подвиг его экипажа были восстановлены усилиями автора на основе длительного поиска архивных документов. Воины земли русской были захоронены и души их отпеты с участием духовенства.

Отмечая положительные стороны исследовательских работ юных авторов, экспертная группа в ходе стендовой защиты обращала особое внимание на то, насколько учтены и поняты замечания и предложения рецензентов работы. Суммируя основные типичные недоработки, эксперты отмечают:

· Неумение большинства авторов формулировать тему историко-церковного исследования, в которой должно четко указывать предмет изучения, хронологические рамки, географический (территориальный) аспект исследования (что, где, когда). Формулировки многих работ – иносказательны, не информативны, выпадают из информационного исторического пространства. Не позволяют оценить работу по признаку раскрытия содержания заявленной темы.

· Отсутствие в ряде работ историографического обзора, т.е. анализа исторического знания по проблеме, накопленного предшественниками, а также тех источников, которые автор использует впервые.

· Редко раскрывается исследовательская лаборатория, позволяющая проследить творческий поиск и самостоятельность автора, достоверность приводимых им фактов и выводов.

· Наличие в отдельных случаях «скачивания» информации из Интернет – ресурса без соответствующей критики, аналитической переработки, указания источника полученных данных.

Таким образом, предметом исследования всех представленных работ по-прежнему оставался человек России, жизнедеятельность которого рассматривалась юными исследователями в контексте масштабных исторических событий (Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война 1941-1945 гг., политические репрессии против духовенства и мирян, др.). Духовно-нравственная составляющая мировоззренческой позиции большинства авторов работ определила своеобразие исследовательского подхода к выявлению смыслов, гармоничность восприятия ими исторических фактов и событий прошлого, что в определенной мере отличает эти работы от историко-биографических исследовательских работ школьников, основных на материалистической методологии (наше сравнение основано на анализе работ других юношеских конкурсов).

В качестве общих пожеланий экспертная группа Секции 1 предлагает внести некоторые уточнения в Положение о Конкурсе в части представления исследовательской работы, имея в виду:

· объединение в одном файле заявки и аннотации работы;

· объединение в одном файле текста работы и всех приложений. При этом в конце текста работы (после списка источников и литературы) следовало бы давать полный (нумерованный) перечень приложений с их полными наименованиями.

· дополнение заявки указанием, представлялась ли данная работа на другие конкурсы.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру