Воспитание будущего семьянина

О психологической закваске брака

Если в жизни человеческого духа есть один закон – свобода, то, касаясь темы душевной жизни, мы можем говорить о законах человеческой души. Душа живет и развивается по определенным законам. Например, всем известно, что многие эмоции, если человек долго испытывает их, начинают притупляться. Это закон душевной жизни. Есть законы, по которым происходит развитие души. Например, в определенном возрасте человека формируются определенные свойства души – мужественность, женственность, трудолюбие, совесть, ответственность и т.д.

Душевные свойства начинают закладываться в человеке еще в утробе матери. Уже в этом возрасте человечек впитывает доброту и терпеливость, а может усваивать наоборот злобу и раздражительность.

В возрастной психологии выделяют некие важные рубежи в развитии человеческой души – переходные возрасты. В переходный возраст человек испытывает определенные кризисы, когда он переходит из одного состояние в более взрослое, с другими возможностями и потребностями. Такие кризисы наступают обычно в год, в три года, в семь, четырнадцать лет, хотя, конечно, конкретный для каждого человека возраст наступления кризиса может быть и раньше и позже указанных сроков. Например, сейчас очень часто подростковый переходный возраст начинается у детей не в четырнадцать, а в двенадцать лет.

Важнейший период в развитии ребенка – это возраст от рождения до трех лет.

В этот период ребенок формирует свои представления о том, как устроен мир, и, прежде всего, мир людей. Ребенок должен усвоить, что есть семья и узкий круг близких людей, с которыми хорошо, и без которых плохо, что мужчины отличаются от женщин, что есть старшие, которых надо уважать и есть младшие, о которых надо заботиться и т.д.

Новые исследования в психологии доказывают огромнейшее значение этого периода в формировании всей психике ребенка. Например, в 70-е году в зарубежной психологии было введено понятие «безмамная» мама. Оказывается, что если в этом возрасте мама не берет часто дочку на ручки, не выливает на нее всю свою нежность и заботу, а ведет себя с нею холодно, или отдает ребенка в ясли, то когда дочка вырастет, она сама будет холодна к своим детям. Оказывается, то, что мы всегда считали врожденным материнским инстинктом, вовсе не врожденный инстинкт, а тот образ поведения, который ребенок впитывает в самом раннем возрасте. Но сейчас все чаще мне встречается такая позиция родителей. Упал ребеночек, но папа строго останавливает мать, которая хочет броситься к плачущему ребенку: «Опять начинаешь сюсюкаться? Ничего, пусть сам встает, а то избалуешь». Но такие слова уместны только в отношении подростка, а не младенца. И в результате вырастает бесчувственный молодой человек, который на чужую боль будет реагировать абсолютно также.

Один из специалистов в области научной сексологии отмечала, что проведенные ими в 70-е годы исследования показали большую разницу между домашними и ясельными детьми. Дети из яслей, лишенные достаточной родительской ласки, уже в детском саду отличались в своем поведении от детей, до трех лет воспитавшихся в семье. Если у ясельного ребенка в 5-6 лет спросить, кто его друзья, то он перечислит половину детского сада. А если спросить об этом же домашнего ребенка, то ответит примерно следующее: «У меня друг Вовка, но он сейчас болеет, поэтому я играю с Андреем, но он тоже хороший мальчик». То есть второй ребенок будет из общей массы выделять кого-то, к кому он больше привязывается душей, а для первого все дети равны, он ни к кому не может привязаться серьезно. То же самое будет и в старшем возрасте. В пятнадцать лет один парень будет ухаживать за всеми девушками подряд и с легкость расставаться с ними. Другой же будет знакомиться с девушками редко, но каждое знакомство будет оставлять след на всю жизнь. В двадцать пять лет один бездумно вступит в брак и так же легко разведется, другой же будет однолюбом.

Оказывается, чтобы ребенок (или подросток) научился привязываться к кому-то своим сердцем, он должен сначала привязаться всем сердцем к своей матери до трех лет, тогда эта способность в его душе появится. Он должен усвоить именно такую картину мира: есть узкий круг родных, которые всегда с тобой, с которыми всегда хорошо и уютно, и есть чужие. Именно эту картину, усвоенную до трех лет, человек будет пытаться воспроизводить в течение всей своей жизни. А главное он будет ее воспроизводить в своей семье. Дороже семьи для человека ничего не будет, и только в семье он будет находить свое счастье. Но сейчас все больше людей, для которых семья не представляет ценности. Человек, усвоив в детстве картину мира, где всегда много новых людей, где все равны, будет скучать в семье, для него даже случайные приятели и семья будут одинаково интересны.

В этом возрасте ребенок делает еще одно важное открытие – это разделение всех людей на мужчин и женщин. Образ мужского и женского поведения, сложившийся в этом раннем возрасте будет влиять на всю оставшуюся жизнь. Например, в 14 лет молодой человек начнет искать девушку, которая соответствует его идеальным представлениям о женщине, которые в нем возникли в самом раннем детстве.

Следующий этап развития ребенка – от трех-четырех лет до семи. С этого возраста мальчики и девочки должны получать различное воспитание. Мальчики больше испытывают тягу к отцу, и их воспитанием должен заниматься мужчина. Девочки остаются с матерями. Психологи отмечают, что этот период лучше назвать игровым. Игры – это не просто детские забавы, на самом деле это тренировка души! Мальчишка должны играть в «войнушку», чтобы закалить свою душу и стать настоящим защитником, он должен строить и мастерить из песка и конструктора, чтобы стать хозяином в доме. Девочка должна играть в «дочки-матери», чтобы научиться нежности и вниманию к своим будущим детям, она должна играть игрушечными тарелочками, блюдечками, чашечками и ложечками, чтобы стать хорошей хозяйкой.

Но сделаю важное замечание. Говоря о возрастной психологии и об этапах развития детской души, я вовсе не призываю всех родителей броситься в изучение половозрастной психологии. Хотя некоторые знания основных закономерностей и не повредят, однако главным учителем должно быть любящее сердце родителей.

Если ребенок воспитывается в любящей семье, то он всеми фибрами своей души он впитывает правильный образ своей будущей семейной жизни. Здесь совершенно не важно для родителей, имеют они какие-то определенные знания по психологии или нет. Меня всегда удивляло, почему раньше любая неграмотная женщина, не кончавшая педагогических институтов и психологических курсов, ничего не знающая о половозрастной психологии, воспитывала замечательных детей. А одна из психологов в разговоре со мной и вовсе отмечала, что никому так не удается исковеркать подчас душу ребенка, как умным и образованным матерям, прежде всего, врачам, психологам и педагогам. Почему так? А потому у человека образованного на первом месте идея, научная догма или принцип, а не любовь. Вновь повторю, что любящее сердце матери – это единственный учитель, которого женщина должна слушаться, даже если умные и образованные специалисты будут говорить наоборот. Конечно, я имею в виду не слепую безумную любовь, которая рождает только баловней и капризуль, а настоящую. Любящее сердце матери все видит. Появилась какая-то новая способность у ребенка, значит, ее надо развивать. Многие дети не вписываются в общие рамки развития. Специалист может констатировать отклонения от нормы, там, где материнское сердце говорит о том, что ее ребеночек совершенно нормальный. И наоборот – сердце матери или отца может заметить опасную склонность в ребенке, которую ни один специалист не сможет распознать.

Откуда вообще появилась вся детская возрастная психология? Матери разучились любить детей, точнее их разучили. Старшее поколение, те, кому сейчас по 60 лет, должны были отдавать детей в ясли. Эту кроху, в полтора-два года, а то и полгода, отдавали в чужие руки. А нянечки и воспитатели не могли иметь любящее сердце, которое заглядывает в душу каждому ребеночку. Ясли, детский сад – это конвейер. Вот тут-то и появилась возрастная психология: в таком-то возрасте у ребеночка то-то формируется, в такой период то-то. У большинства детей происходит так-то и так-то, следовательно, так мы и должны развивать детей. И начинается: «Вашему ребеночку уже столько-то, а он еще не может того-то и того-то. Ах-ах-ах, он у вас отстает от нормального развития. Ах, ему надо дополнительно заниматься с логопедом». И мама вдруг верит, что ее нормальный ребенок какой-то отсталый и давай с ним заниматься по всяким развивающим программам. Уверяю вас, что если ребеночек живет с любящими родителями, он будет прекрасно развит, даже если они с ним специально никак не занимаются. Если ребенок включен в жизнь семьи, то он всей своей душой будет впитывать от взрослых все необходимое.

Недавно знакомые рассказывали, что их ребенка, который не ходил в детский сад, не взяли в некую гимназию, поскольку на тестировании ребенок не показал необходимого уровня развития. Например, он не смог назвать некоторые профессии. А что страшного, если ребенок к семи годам не будет знать, названия всех профессий, или названия всех деревьев? Если мама ребеночка дома стрижет, и он не знает, кто такой парикмахер, он что от этого хуже станет? Чуть подрастет и узнает, это не жизненно необходимые сведения.

Но самое страшное то, на что сейчас обращают больше всего внимания родители. Какие сейчас вопросы волнуют больше родителей? А когда надо ребенка в музыкальную школу отдавать, чтобы его музыкальные способности развивать? А когда в художественную? А когда ему алфавит надо начинать учить? А когда считать? Да, когда ему это интересно станет, тогда и считайте с ним. Он сам к вам приставать будет, если вы не отбили охоту заниматься преждевременными приставаниями. А о самых главных способностях человека – любить, сострадать, терпеть и т.д. – об этом никто не спрашивает. Правильных родителей должны интересовать прежде всего те стороны души ребенка, которые нужны ему в будущем для создания семьи. Не для успеха в его профессиональной карьере, а именно для семьи, ибо на 90% счастье человека состоит из семейного счастья. Остальное, как говорится приложится.

Полоролевое воспитание в детсадах и школе

Выше уже говорилось о том, что формирование будущего семьянина начинается в самом раннем возрасте. В частности с трех лет воспитание мальчиков должно отличаться от воспитания девочек. Статьи о раздельном обучение мальчиков и девочек периодически появляются в педагогической литературе, но серьезных сдвигов в этом направлении пока нет. Но вопрос о том, как воспитывать мальчиков и девочек, очень важен в проблеме сохранения семьи.

Например, рассмотрим, как формируется настрой женщин на активную общественную, а не семейную жизнь. Этому сильно способствовало в числе других причин и то, что с 50-х годов полностью исчезли школы с раздельным обучением мальчиков и девочек. Любому психологу, и большинству простых родителей известно, что девочки опережают в своем психологическом развитии мальчиков примерно на два года. Это было всегда известно и Церкви, почему и разрешалось венчаться девушкам с 14 лет, а парням только с 16, ибо в этом возрасте достигалась ими полная внутренняя зрелость и готовность создать семью (к сожалению, из-за сильного инфантилизма к современной молодежи это не относиться). Любой родитель, у которого есть среди детей и мальчик, и девочка, может подтвердить насколько по-разному в зависимости от пола дети усваивают школьные предметы. А самое главное по-разному идет созревание ответственности, дети по-разному взрослеют. Например, в седьмом классе, как правило, уже все девочки входят в переходный возраст в то время, как парни в большинстве своем войдут в него только в восьмом классе. Я сам это постоянно ощущал на беседах, которые проводил среди старшеклассников. Девочки ловили буквально каждое слово, которое касалось семьи, их будущего мужа, их будущих детей. Эта проблематика для них была очень близка, и они очень внимательно слушали беседы. Парни тоже слушали, но чувствовалось, что для них это вопрос еще далекий. Они просто понимали, что эти знания когда-то пригодятся, поэтому на всякий случай надо послушать. Их внимание больше зависело от ораторских способностей лектора, от его способности управлять аудиторией, а не от их внутренней потребности.

Итак, в школах в течение десяти лет мальчики сидели (и сидят) рядом с девчонками, которые психологически в среднем на два года старше. Не удивительно, что в советские годы комсорг класса была девушка, что староста класса была девушка, что при подготовке к различным мероприятиям девушки занимали более активную позицию. Десять лет девочки и девушки в школьных стенах получали своеобразный жизненный опыт. Этот опыт им говорил, что мальчишки безответственны, что они глупы и ленивы, что им ничего нельзя поручить, что нужно все делать самой. Девушки получали опыт руководить парнями, читать им морали, упрекать их, ругаться с ними. Девушки впитывали ощущение своего превосходства над мужским полом.

А парни наоборот. Мужское самолюбие подсказывало, что так не должно быть, но реально они были действительно слабее девчонок. В ответ они больше хулиганили, больше хорохорились, обижаясь на девчонок, в знак протеста женской власти уходили от исполнения обязанностей. Девчонки представлялись парням выскочками и зубрилами. В итоге парни получали совершенно другой жизненный опыт – опыт уходить в сторону от дел, опыт протеста.

Вы видели когда-нибудь в классе девочку-клоуна? А среди парней, как правило, в каждом классе находится один, который на каждом уроке устраивают бесплатное представление. Почему именно парни начинают себя так вести? А это их защитная реакция на сложившуюся обстановку. Адекватно реагировать на превосходство девчонок они не умеют, смириться с этим не могут – и начинаются цирковые представления.

Ни мальчишки, ни девчонки в этом не виноваты. Их поставили в неравные условия, но предъявили к ним одинаковые требования в учебе, в дисциплине, в ответственности. Требования эти больше ориентировались на девчонок, а парни с ними не справлялись. Десять лет, проведенные в состоянии уязвленного мужского самолюбия, бесследно не проходят для детской психики.

Раздельное обучение не означает, что надо обязательно вводить школы для мальчиков и школы для девочек. Хотя такое и было до революции, сейчас достаточно просто ввести классы мальчиков и классы девочек, в которых программы будут несколько различаться. В подростковом возрасте это важно еще и из-за того, что начинаются первые влюбленности. Подростки – как парни, так и девушки – в силу своего возраста все делают в классе с оглядкой на то, как они выглядят в глазах представителей противоположного пола. Конечно, они и друг перед другом (парни перед парнями, а девушки перед девушками) хотят выглядеть более взрослыми, но в присутствии противоположного пола все усиливается. Это заметно влияет на процесс обучения. В тех учебных заведениях, где проводили эксперименты по раздельному обучению, отмечалось улучшение усваиваемости предметов.

Обычно в качестве аргументов против раздельного обучения высказываются опасения, что мальчики будут робеть пред девушками, не имея опыта общения с ними, что будет отрицательно влиять на создание семьи. На самом деле выше уже показывалось, что все как раз наоборот. Опыт общения мальчиков и девочек в классе скорее отрицательный, и вовсе не способствует созданию семьи. Например, мальчикам для создания будущей семьи полезно впитывать благоговейно-романтическое отношение к женскому полу. А они получают опыт дергания за косички, толкания, подставления подножек и насмешек над девчонками.

Семейные пары, которые учились в одном классе, – это единичные случаи. Как правило, в таких парах муж получил правильное мужское воспитание и уже на школьной скамье был на голову выше своих сверстников по внутренней зрелости. Такие пары – это исключение из правил.

Проблема перехода на раздельное обучение, конечно, не может быть быстро решена. Самое большое препятствие на пути ее решения – это то, что она не осознается как серьезная проблема. Первым шагом на пути решения этой проблемы могло бы быть внедрение раздельного обучения как широкого эксперимента. Это необходимо из-за того, что традиция такого обучения потеряна, и придется потратить немало времени на накопление опыта. Может быть, всеобщий переход на такое обучение даже невозможен. Например, раздельное обучение возможно только в городских школах, где есть параллельные классы. Но и в сельских школах, где нет параллелей, проблема тоже может, хоть отчасти, решаться. Ведь и в сельских церковно-приходских школах было совместное обучение. Но эти школы были немногочисленны, и там вполне можно было учитывать особенности каждого ребенка. Сейчас, например, учителя могут учитывать особенности восприятия материала детьми в зависимости от пола и предъявлять к ученикам разные требования. Хотя для этого необходимо, чтобы подготовка самих педагогов включала в себя подробное рассмотрения вопроса половозрастной психологии.

Раздельное обучение в школе важно, но исправлять ситуацию надо, начиная не со школы, а еще с детского сада. Уже с трехлетнего возраста воспитание мальчиков должно отличаться от воспитания девочек, поэтому работа детских садов тоже должна быть перестроена. В самом лучшем случае – это создание раздельных групп. Такие детские сады уже существуют. В одном из таких детских садов мальчики и девочки находятся в соседних группах. Они вместе гуляют на улице, иногда при проведении каких-нибудь мероприятий ходят друг другу в гости. Обстановка в этих группах совершенно разная: у мальчишек – аскетическая, у девочек – наоборот, и занавески с кружевами, и на столах салфеточки да вазы с цветочками. Сама обстановка в комнатах уже пропитана духом мужественности и женственности. И играют с детьми в группах по-разному, поскольку психологи уже давно отмечают, что игрушки и игры у мальчиков и девочек тоже разные. Мальчишки больше конструируют, изобретают, игры же девочек больше настроены на выполнение определенных правил («классики», «резиночки»).

Сейчас треть детей рождается в неполных семьях, а это значит, что нехватка мужского воспитания достигает катастрофического размера. Треть всех мальчиков не станут полноценными мужчинами, и треть девочек не смогут создать правильные отношения с мужьями. Детсадовский возраст (с 3 до 7 лет) – это время, которое никак нельзя упускать в воспитании мужских и женских качеств детей. Эта проблема как-то должна решаться.

В конце этой темы еще добавлю, что современная школа представляет собой некий конвейер по обучению детей. И через этот конвейер пропускаются все подряд без учета особенностей человека. А ведь многие совершено не вписываются в эту систему обучения и тогда школа, как некий жесткий механизм начнет ломать детские души. Например, есть ребенок, у которого родители пьют. Сам он на удивление добрый и отзывчивый, не пьет и не курит. Но учиться он совершенно не может, поскольку все его внутренние душевные силы уходят на то, чтобы разобраться со своими проблемами в семье. Ведь любить родителей и видеть, как они спиваются – это крайне нелегкое испытание и для взрослой психики, не то, что для детской. В школе он попадает в разряд двоечников, над ним начинают подсмеиваться. Как правило, такие дети защищают себя или тем, что начинают огрызаться и хамить, или, одевая на себя маску клоуна. На уроках от него всем учителям только мука. И хотя внимательный учитель понимает, что сам подросток не виноват, но обстановка в классе от его присутствия становится совершенно не рабочая. Приходится выгонять ученика, да и он сам вскоре все больше прогуливает уроки. Ему и так не до учебы, а теперь к семейным проблемам добавляются проблемы в школе. Психика ребенка этого совсем не может выдержать. А вся проблема в том, что ему школа действительно не нужна. У него совершенно другая судьба. Лет бы сто назад он спокойно пошел бы в подмастерье, научился бы какой-нибудь профессии и стал бы отличным (!) мастером, потому что душа-то у него добрая и работать он любит. Но сейчас он в подмастерье идти не может, и потому ему приходится идти по жизни с ярлыком ненормального ребенка, которого надо сдать в спецшколу. А жить с таким ярлыком тяжело, многие от этого начинают пить и хулиганить. «Ведь если я не нормальный, значит, мне все можно. Если вы меня отвергли, то почему я должен соблюдать ваши законы?» – с таким мироощущением живет отвергнутый обществом человек.

Это не обвинения школе, это – беда нашей цивилизации, которая все хочет поставить на конвейер – и производство какого-нибудь молока, и бутылок, в которое будет наливаться это молоко, и воспитание детей.

Цензура детских и молодежных изданий

Выше уже говорилось о необходимости четкой государственной идеологии. Идеальным было бы возвращение общества к православным идеалам. Но пока общество еще не готово, чтобы принять Православие как единственно возможную русскую национальную идею, необходимо искоренить из нашего общества хотя бы самые вопиющие явления, которые сильно вредят душе ребенка.

Прежде всего, это четкая и жесткая цензура детской литературы, детских передач, мультфильмов и фильмов для детей. Лично я бы предложил почти полный запрет западной мультипликации на российском телевидении. Конечно, какие-то мультфильмы можно оставить, но таких мультфильмов наберется не более десятка. Интереснейшее исследование этого вопроса было показано в одной из программ по ТВЦ. Авторы программ, в числе которой была и известный православный детский психолог И.Я. Медведева, проанализировали западные мультфильмы в вопросе, какой в них рисуется образ женщины и сравнили результаты с советскими образцами мультпродукции. К сожалению, книга не позволяет проиллюстрировать сценами из мультфильмов выводы, которые сделали авторы, но выводы эти были ужасающими. Приведу несколько мыслей из этой телепрограммы.

К образу положительной героини, которая неминуемо вызывает сочувствие у зрителей, примешиваются отрицательные черты: грубость, наглость, коварство. Героини умеют драться и лупят всех своих врагов. Причем делают это очень заворожительно, вызывая у детей желание подражать. Женственность героинь изображается не характерными женскими свойствами характера (скромность, нежность, кротость, терпение), а грубой физиологичностью (даже у малолетних героинь), умением пользоваться своими женскими прелестями, чтобы управлять мужчинами. В результате такой подачи героев у детей происходит размытие основных понятий о добре и зле. Если положительная героиня поступает так, значит, так вести себя можно. Ярчайшим примером крайней жестокости героев является сцена «красивого» убийства трольшей птички в мультфильме «Шрэк». Самым убийственным является, что после этого убийства показывается еще более кощунственная сцена: трольша жарит яички из гнезда убитой птички. Одна эта сцена может перевернуть детские представления о добре и зле.

Героини как правило имеют ярко выраженный мужской склад характера. В результате у детей происходит размытие понятий мужественности и женственности. Отсутствие четких различий этих понятий приводит в подростковом возрасте к формированию особого стиля поведения и одежды – unisex, что лучше всего перевести как «бесполый». «Бесполое» молодое создание вряд ли сможет создать семью.

Самым большим открытием для авторов было то, что в западной мультипликации вообще не содержится положительных примеров материнства среди людей. Материнство показано только в мультфильмах о животных. Но там, где в мультфильмах герои – люди, или животные изображают людей, примеры только отрицательные, например, спившаяся деградировавшая мать-утка, которая может демонстрировать свое нижнее белье мужу, а к детям не проявляет никакой ласки.

Отношения между полами в мультфильмах показаны исключительно только с точки зрения сексуальной озабоченности. Героини мультиков демонстрируют образец поведения уличной девки, которая всем своим видом пытается привлечь к себе внимание противоположного пола. При этом самцы (если люди изображаются животными) показывают примеры беспредельного хамства по отношению к женскому полу. Это образец для подражания мальчикам. А девочкам героини мультиков показывают, как это хамство принимать.

Выводы психологов не утешительны: после подобной детской продукции вряд ли возможны нормальные чистые и романтические отношения между полами, а также настрой девочек на будущую семью и воспитание детей. Детям систематически делается прививка от семьи.

Совершенно такой же настрой все больше насаждается в детских журналах, особенно комиксах.

Конечно, надо действовать не только запретами. Государству необходимо поощрять и финансировать создание мультфильмов на основе традиции, созданной в советские времена. Причем такие мультфильмы уже создаются. Недавно мне удалось познакомиться с серией мультфильмов «Гора самоцветов». Замечательные мультфильмы в лучших традициях позднего советского времени, каждый из которых еще предваряется очень патриотичной заставкой о нашей Родине. Если же будет серьезная поддержка создания таких мультфильмо, уверен, что появится не мало новых талантливых работ.

Одна очень важная мысль была сказана в упомянутой выше телепрограмме. Дети сейчас изголодались по высоким образцам для подражания. Им хочется волшебной принцессы, а им подсовывают тертую женщину, которая дерется, как мужик, и кокетничает как проститутка. Им хочется героев-богатырей, которые сражаются, спасая других, а им подсовывают каких-нибудь жутко пошлых Симпсонов. Без возвышенного примера, к которому бы детки тянулись душой, как к солнышку, души их живут только низменными интересами, да еще при этом и втаптываются в грязь.

Не лучше дело обстоит и с молодежными журналами и фильмами. Редакторы этих журналов, пользуясь особенностями переходного возраста, усугубляют ситуацию. На эти журналы были иски в суд о признании их, например, эротическими, поскольку в них, действительно очень часто авторы обращаются интимной теме, а также журнал полон довольно развратных картинок. Особо в них подается тема взаимоотношения между поколениями. Откровенно подростки провоцируются на конфликт со взрослыми. И это важно для редакторов журналов, ведь только оторвав подростков от старшего поколения, можно получить полную власть над думами еще малолетних граждан.

Молодежь часто создавала свою субкультуру, но никогда эта молодежная субкультура не была столь разрушительной как для них, так и для всего общества. Интересы молодых людей, согласно авторов журналов, должны крутиться вокруг крайне узкого круга вопросов: интимные подробности из жизни звезд, песенки и картинки для мобильных телефонов, любовь и секс – вот, наверное, почти полный список навязываемых интересов. От просмотра журнала возникает ощущение, что человека хотят превратить в одноклеточное существо с самым примитивным набором потребностей. И это неудивительно, поскольку финансирование этих изданий идет из-за рубежа.

Картина взаимоотношений между мужчиной и женщиной, которая рисуется молодежными изда

иями, не просто вредит будущей семье молодых читателей, я бы сказал, что имея такие представления в брак вступить вообще невозможно, детей заводить даже не придет в голову. Молодежные журналы целенаправленно убивают в молодых людях способность к любви.

Тоже творится и в западном кинематографе. Например, если в классических фильмах перед первым поцелуем как правило было признание в любви, то в современном западном кинематографе вместо признаний в любви один из влюбленных без всяких слов и выяснения отношений сразу тянет в постель, если другой согласился, значит, чувства взаимны. И так поступают все – и положительные герои и отрицательные. Молодежи навязывается новый способ выяснения отношений – согласится объект любви или не согласится лечь в постель.

Для исправления ситуации с подрастающим поколением нужна молодежная политика с жесткой цензурой всех СМИ. И одновременно поддержка всех здоровых явлений среди молодежи.

Семейное образование молодежи

В главе о воспитании будущего семьянина показывалось, что образ будущей семьи, способность крепко привязываться к семье закладывается в самом раннем детстве. Поэтому получается замкнутый круг: неправильная семья не воспитывает в ребенке будущего семьянина, а неправильно воспитанный ребенок в будущем неправильно выстраивает семейные отношения. Где можно разорвать этот порочный круг? Самое лучшее время это школьная пора, подростковый период. Подростки уже достаточно взрослеют, чтобы мыслить самостоятельно. И, несмотря на неправильное семейное воспитание, все они в это время думают о будущей своей семье, все хотят в будущем семейного счастья, и потому они готовы менять себя, свои взгляды и свои привычки. Это возраст самый романтичный, благодаря этому подростки легко впитывают высокий идеал любви, которая бывает один раз и на всю жизнь. Если перед подростками нарисован красивый образ традиционных семейных отношений, то они, создавая семью, будут хоть немного стремиться к этому идеалу. Женщины будут стараться не расставаться с детьми до трех лет, отцы будут стараться заниматься своими сыновьями, а не сваливать все на женские плечи и т.д. Хотя, конечно, не всем удастся правильно выстроить все свои семейные отношения, но ошибок будет меньше и не будет совсем грубых просчетов. Следующее поколение исправит еще другие ошибки. И так за несколько поколений можно будет изменить ситуацию к лучшему.

Хорошо, если в школах появится специальный предмет, например, «Этика и психология семейной жизни», но семейное воспитание может быть интегрировано во все школьные предметы, особенно гуманитарные.

О чем необходимо говорить с подростками? Прежде всего, надо показать отличие истинной любви от влюбленности. Об это мы уже говорили в начале книги.

С подростками надо говорить о том, как правильно выбирать супруга. Здесь можно дать совет молодым людям выбирать не себе мужа или жену, а отца или мать для своих детей. «Хочу ли я, чтобы эта девушка была матерью моей дочки, и моя дочь была похожа на нее?» Многие о своей девушке сразу скажут: «Ой, нет-нет-нет! Моя лапочка-дочка должна быть милой, в длинной юбочке, с длинными вьющимися волосами, скромного поведения и очень трудолюбивой». Вот такую маму и надо искать для своей дочки.

С подростками надо говорить о том, как меняются отношения между мужчиной и женщиной, по мере того, как они проходят основные три стадии: жених и невеста, муж и жена, отец и мать. Жених и невеста – это пока еще чужие друг для друга люди, а потому они прячут все свои недостатки. Муж и жена – это уже близкие люди, причем жена ближе, чем мать, а муж ближе, чем отец. И если мы не стесняемся своих близких родственников, то после медового месяца, супруги не стесняются друг друга. В первые два-три года супруги столько узнают друг о друге ранее неизвестного, что большинство разводов совершается как раз через два-три года совместной жизни. Но даже если отношения между мужем и женой установились прекрасные, они еще далеки от совершенства. Ведь можно любить друг друга по принципу: «Ты – мне, я – тебе». Настоящая любовь может проявиться только тогда, когда двое научатся вместе любить третьего, то есть только когда в семье появляются новые члены семьи, и супруги становятся отцом и матерью.

С подростками надо говорить о том, кто должен быть главой семьи, о том, каким должен быть мужчина, чтобы стать настоящим главой семьи, и о том, какой должна быть женщина, чтобы стать хранительницей домашнего очага. Обычно разговор о том, что муж должен быть главой семьи сильно задевает современных девушек и приходится старательно им объяснять эту проблему. Надо четко разделять два понятия – «глава» и «деспот». Чем они отличаются? Кратко можно сказать так: глава – отвечает за все, что происходит, и виноват во всем. А деспот, наоборот, – ни за что не отвечает, и у него виноваты все вокруг.

Если человек споткнулся, кто в этом виноват: голова или нога? Ясно, что голова. У нее есть глаза, которые должны смотреть под ноги на дорогу, у нее есть ум, который должен выбирать более безопасную дорогу. У нее есть уши, которые слушают, не едет ли рядом автомобиль. Вот муж и должен быть таким главой и отвечать за все.

Небольшая иллюстрация для того, чтобы понять, чем глава отличается от деспота. Муж и жена собираются в дальнюю поездку. Жена долго провозилась у зеркала, подбирая наряды, они опоздали на автобус и, следовательно, на поезд. Кто виноват? Обычный ответ: жена. Неправда! Виноват муж! Смотрите сами: он же знал, что жена любит долго собираться, выбирая наряды. Ему от Бога дан ясный ум, способность трезво рассуждать и все просчитывать. Что же он не воспользовался своими способностями и не догадался назначить время выхода из дома на полчаса раньше? Что же не просчитал все возможные промахи? Мужу дана жесткая воля. Почему же он не воспользовался ею, чтобы вовремя оторвать жену от зеркала? Мужчина не так сильно увлекается чувствами. Что же он поддался чувствам, был растроган и умилялся на свою красавицу-жену, красующуюся перед зеркалом? Виноват только он!

Если муж – настоящий глава семьи, то он не будет упрекать жену в их опоздании, а будет винить во всем себя. Деспот же будет в истерике орать на жену, которая торчала лишние полчаса у зеркала и вообще виновата во всех его неудачах.

Поэтому, когда Церковь говорит, что муж – глава семьи, то это не столько грозное напоминание женщине о ее рабстве, сколько предупреждение мужчине о том, каким он должен быть, чтобы жена почитала его за главу. Таких мужей сейчас почти не осталось, поэтому женщины и не могут находиться в том послушании, что было раньше у женщин. А подчиняться самодуру-деспоту – это действительно ужасно.

Подобное семейное образование поможет подросткам иметь правильные теоретические представления о семье. Это позволит подросткам в будущем при создании семьи, даже если они не получили правильного семейного воспитания в детстве, хотя бы не совершать грубых ошибок и знать, в каком направлении надо исправлять самих себя.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру