Откровенно о важном

Мы все очень любим своих детей и хотим их видеть счастливыми. Какого счастья мы желаем своим детям и что мы понимаем под счастьем? Попробуйте сами ответить на этот вопрос. Ответили?

А теперь посмотрим, что понимают под счастьем дети. Хорошая семья, дружба, взаимопонимание и взаимопомощь, любовь составляют 51 % высказываний детей о счастье, 18 % высказываний связаны с успехами в учебе и работой, 17 % — с материальным обеспечением, и 13 % — это высказывания, связывающие счастье с эмоциональным состоянием. Эти данные являются результатом исследования 7—16-летних детей, которое проводилось мною несколько лет назад. Как видим, не материальное обеспечение и карьера являются основными условиями счастья, а другой человек, человеческие отношения являются приоритетными для счастья наших детей.
 
Совпадают ли наши представления о счастье с представлениями детей? Каждый может ответить на этот вопрос себе сам. Думаю, что в большинстве случаев нет. Но очень хочется надеяться, что да. Вот это, на первый взгляд безобидное, несовпадение и лежит в основе проблем, которые могут стать причиной различных бед. И если мы не хотим быть врагами собственных детей, то должны хотя бы попытаться разобраться не только в банковских счетах, марках машин, в том, где и как провести время, но и в том, что может произойти или уже происходит в душах наших детей.

Что такое душа? «Ну, это всё философия. Душу в холодильник не положишь», — скажет мой воображаемый оппонент, который, однако, знает, что такое настроение. Настроению подвержены все. Плохое настроение — это плохое устроение, вернее, нестроение, или душевное неустройство. Это реакция на всё, что нас окружает, отношение к событиям, людям. И вот это отношение, из которого складывается настроение, является составляющей нашей жизни, нашего душевного устройства. Мы живём в настроении, «в духе» или «не в духе». Жить «не в духе» не хочет никто.

Мне бы хотелось поделиться своим опытом матери и психолога, попытаться вместе с вами разобраться в современной ситуации наших детей и подростков, может быть, от чего-то предостеречь, о чём-то предупредить. Всегда легче справиться с болезнью в самом начале.

ВХОЖДЕНИЕ В МИР

Одним из важнейших свойств человека является его способность различать доброе и злое, чёрное и белое, т. е. как-то относиться к себе, к людям, к их поступкам и поведению. Это необходимо для того, чтобы не потеряться в мире человеческих отношений, иметь хорошую семью, близких людей, друзей, а значит, быть счастливыми. Эта способность лежит в основе представлений о том, каким должен быть человек. Без этих представлений невозможно выстроить свой образ. Как происходит формирование представлений о человеке? Откуда берутся образы, образцы, которые впоследствии могут стать собственной системой представлений о себе, людях, мире?
Когда ребёнок появляется на свет, родители его воспитывают. Они говорят ему, что вот это делать хорошо, а вот то плохо, давая свою оценку, читают книжки, где есть герои — добрые и злые. Так постепенно начинают выстраиваться зачатки представлений о человеке и основных человеческих ценностях. Главными же носителями этих представлений для детей дошкольного возраста являются родители. Они образцы для подражания.
Затем ребёнок идёт в школу. Он уже научился читать. Вот здесь и начинаются или могут начаться проблемы. Родители уже не читают детям книжки, сами дети, как показывает опыт, тоже. Уроки литературы как основной источник образов, достойных для подражания, напоминают сейчас поле битвы за право быть противовесом тем «образам», которые через СМИ заполняют сознание детей.

НУЖЕН ЛИ ИДЕАЛ?

Вы не задумывались, почему все люди читают художественную литературу? Откуда такая потребность?
 
Людям нужно постоянное подкрепление и сверка с тем, что тождественно их душе, что в ней находит отклик. Эта идеальная связь обеспечивает ей стабильность и даёт силы и возможность действовать в соответствии со своими идеальными представлениями. Это чисто человеческое качество, отсутствующее у животных, позволяет человеку жить в соответствии со своими принципами, идеальными образами, ценностями. Детям, особенно подросткам и юношам, которые ещё не научились этому, особенно необходим такой образ, образец для подражания, идеал, без которого они не могут нормально развиваться.

Формированием идеалов специально никто не занимается, но, как известно, «свято место пусто не бывает», вот и берёт на себя главную «воспитательную» функцию современное информационное пространство в виде телевидения, рекламы, компьютера и других «медиумов», которые «прекрасно» справляются с функцией создания идеалов. Какие идеалы несёт нам информационное пространство, ясно даже неискушённому взору при одном взгляде на рекламу, журналы, газеты, за которые иногда становится стыдно перед детьми. Однако это ясно далеко не всем. Как-то я обратила внимание одного папы на рекламу, в которой использовалось устрашающее изображение смерти. На что он сказал: «Ну и что? Я на это не обращаю внимания». Он-то не обращает внимания, а дети обращают. Ещё один случай. Недавно наблюдала, как несколько 11—12-летних детей остановились перед рекламой с изображением голого дяди, едва прикрывающего свои «достоинства». Дети, хихикая, показывали пальцами в указанное место. Значит, это позорно, стыдно. А ведь именно чувство стыда отличает людей от животных. Именно это чувство часто отсутствует у современных взрослых. Мера прикрытости тела вполне пропорциональна мере стыда, а соответственно, мере человечности у людей, делающих эти картинки. Но является ли это достаточным основанием, оправдывающим растление детских душ?

Как-то мой 16-летний сын рассказал мне, что в школе им было предложено следующее задание: необходимо было оценить и проанализировать плохое сочинение, т. е. найти в нём недостатки. Он сказал, что не увидел в нём ничего плохого. Почему? Ответ он нашёл сам: «Если бы нам дали сначала образец хорошего сочинения, тогда бы я смог увидеть недостатки плохого, иначе я их не вижу». В этом понимании и заключается основная суть воспитания: для того чтобы оценить происходящее или окружающее, необходимо задать образец хорошего, точку отсчёта, которая позволит увидеть все негативные отклонения от неё, даст возможность увидеть плохое и в дальнейшем отличать его от хорошего, доброго. Как в случае со способностью видеть недостатки плохо написанного сочинения. Без этого ребёнку трудно разобраться в ситуации, людях, самом себе. Вот и решайте, нужен идеал или нет.

Особенно уязвимым в этом отношении является юношеский возраст. Так как в этом возрасте идёт формирование мировоззрения, поиск себя, своего образа, как говорят психологи, своей идентичности. Плюрализм современного общества своей многоликостью мнений и точек зрения осложняет юношеский выбор, что может привести либо к кризису, либо к неразвитой идентичности, либо к затяжному поиску себя вплоть до самой старости. Одной из характеристик зрелого человека является сформированный образ себя, сообразный с основными жизненными ценностями и позициями, отвечающими здоровой, неискажённой части души. Этот вопрос особенно важен в наше без-όбразное время, которое требует от нас особого внимания. Те образы, которые предлагаются сейчас современным информационным пространством через рекламу, телевидение, печатные издания, являют собой носителей весьма сомнительных смыслов и ценностей. Они вбирают в себя все виды потребления — товары, секс, удовольствия — и между тем насилие, агрессию и даже смерть.

СЕМЬЯ — ИСТОЧНИК ИДЕАЛА


Воспитательная функция обществом сейчас не выполняется. Общество берёт на себя в основном функции информационные и образовательные или, по крайней мере, коррекционные. Поэтому семья сейчас является единственным институтом, воспитывающим детей. Ответственность за личностное развитие детей лежит на семье.
 
В чём же должно заключаться наше внимание?

Прежде всего, в осмыслении того, что нас окружает и что вокруг нас происходит. Давайте попробуем вместе с вами разобраться, например, в том, что, по жалобам многих родителей, дети даже дошкольного возраста, не говоря уже о школьниках, отказываются смотреть наши «старые» добрые сказки, детские фильмы и мультфильмы, предпочитая им яркие, динамичные зарубежные.
 
Ответ прост: для того чтобы увидеть внутреннюю красоту, оценить её и понять, нужна внутренняя работа, которая без помощи родителей может не состояться. Мы сами, собственными руками ставим детей в ситуацию выбора между внешне и внутренне привлекательным. Особенностью детской психики является свойство заражаться внешней привлекательностью и делать её центром своего внимания. Как известно, внутренняя красота всегда сокрыта от взора из-за своей скромности и деликатности, нежелания навязываться своей эксцентричностью и яркостью красок. Поэтому «свобода» выбора здесь очень сомнительна, и чем более внешне привлекательна альтернатива, тем более спорна свобода выбора. Это скорее иллюзия свободы, которая завораживает детей не только яркостью красок и динамизмом, но и внешне благопристойным сюжетом, который, как правило, строится на борьбе со злом. Но как? Отнюдь не через сострадание и мужество, любовь и прощение, а через вражду, ненависть, убийства и разрушение. А в соответствии с методами предлагаются и образы. Какой же здесь выбор? Это не выбор, а при-влечение. Тем более что, выйдя на улицу, такие «свободы» увидишь на каждом шагу.

Я предполагаю ряд сомнений и вопросов со стороны родителей, которые могут сказать, что в этом мире «с волками жить — по волчьи выть». Нужно адаптироваться к тому обществу, в котором живёт ребёнок, иначе ему будет трудно, он должен уметь работать не только головой, но и локтями. Однако никому из родителей не хотелось бы, чтобы эти локти ударили по ним, но можете не сомневаться, вы не будете исключением — ударят и по вам.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру