Игра и игрушки

Дети в современном мире

Почему играют дети? Зачем нужна игра? Этот вопрос задал себе известный учёный, психолог Даниил Борисович Эльконин, наблюдая за двумя своими дочками-дошкольницами.

Как-то раз, а дело было до войны, ему пришлось одному остаться с детьми. Они читали, рисовали, возились, шалили. Настало время завтрака, детям была приготовлена традиционная манная каша, от которой они наотрез отказались. Не желая омрачать хорошее настроение, он предложил им поиграть в «детский сад», на что девочки с радостью согласились. Были распределены роли: папа — воспитатель, дочки — дети детского сада. Весь антураж соответствовал сюжету: собираясь на «прогулку», дети надели пальто, папа-«воспитатель» тоже. Они «гуляли» по комнате, затем пришли «домой», читали. Настало время завтрака. Одна девочка исполняла роль «дежурной». «Воспитатель» надел фартук, «дети» сели за стол и… с удовольствием съели манную кашу, даже попросили добавку, хотя совсем недавно отказались от неё.
 
Этот случай заставил молодого учёного задуматься об игре, её происхождении, значении, основных функциях и тех чудесных «превращениях», которые происходят в игре. Так появилась замечательная книга «Психология игры», фундаментальное исследование, которое Д. Б. Эльконин посвятил своим двум маленьким дочкам и жене, погибшим во время блокады Ленинграда.

Игра детей. Сколько радости и восторга, сколько дружеских связей и конфликтов, как она нужна нашим детям! У некоторых потребность играть не исчезает даже в зрелом возрасте. Как-то несколько студенток рассказали мне, что они тайком играли в дочки-матери в возрасте 20—23 лет, испытывая острую потребность в этом и одновременно озабоченность, не является ли это какой-либо патологией.

Все психологи единодушно утверждают: без игры невозможно нормальное развитие ребёнка. А в дошкольном возрасте от 3 до 7 лет игра является ведущей деятельностью, т. е. определяет развитие ребёнка и закладывает основы его будущего становления.

ИГРА — ШКОЛА ОБЩЕНИЯ


Оригинальные эксперименты Д. Б. Эльконина позволили установить, что главным условием возникновения ролевой игры является наличие взаимоотношений между людьми. Игра, как и любовь, рождается не вследствие каких-то внешних предпосылок (игрушки, возраст), а вследствие внутренней потребности в ней, потребности в освоении человеческих отношений. Например, у животных нет ролевой игры, они могут играть друг с другом или с предметами вовсе не для отработки навыков взаимопонимания и взаимодействия, а для забавы.

Характер воссоздания отношений в игре между людьми может быть очень разным. Это могут быть отношения взаимной помощи и сотрудничества, заботы и внимания, разделения труда, но также и отношения властвования, даже деспотизма, враждебности, грубости и т. д. Игра — школа реальных взаимоотношений, школа уступок и терпимости.
 
Основной мотив игры: действовать как взрослый. Но для того, чтобы в игре детей появились позитивные мотивы взаимоотношений, необходимо, чтобы взрослый стал для ребёнка образцом, эталоном, «мерой всех вещей».

РОЛЬ ПРЕДМЕТОВ-ЗАМЕСТИТЕЛЕЙ


В игре, кроме этого, есть ещё ряд важных моментов, благотворно сказывающихся на развитии детей. Это использование предметов-заместителей, когда недостающие игрушки или предметы заменяются другими предметами, причём внешнее сходство с ними вовсе не обязательно, главное — это функциональные свойства предмета, т. е. возможность использовать его в качестве недостающего. Например, карандаш может быть ножиком, расчёской, указкой и даже скачущей лошадкой. Представляете, какой простор для развития находчивости, воображения, изобретательности. То ли дело, когда у малыша полный комплект игрушек, — тогда потребности в использовании предметов-заместителей нет. А ведь именно предметы-заместители, используемые в игре, развивают творчество, находчивость, смекалку, самостоятельность в поиске, умение из ограниченного числа предметов создать полноценную игру.

О том, как важна ролевая игра для ребёнка, лучше всего свидетельствуют случаи, когда из-за её отсутствия искажается нормальное развитие ребёнка.
 
В практике консультирования я встречалась со случаями, когда дети-дошкольники не умели играть в ролевые игры, не играли в них и даже не испытывали в этом потребность. Неразвитость ролевой игры свидетельствует об отсутствии, дефиците или деформации взаимоотношений в семье или в группе сверстников. Сейчас мы наблюдаем разрушение ролевой игры, что, в свою очередь, является следствием разрушения человеческих отношений. Причины разные: вытеснение игры компьютером, отсутствие дворовой компании, домашняя изоляция, семейные конфликты и т. д.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру