Психология нравственного воспитания

1. Современная социальная ситуация и нравственное воспитание.

2. Стратегия нравственного воспитания:

- формирование хороших привычек

- одухотворение пространства детской жизни

- связь добра и свободы

- духовно-эмоциональный консонанс — условие воспитания.

Под нравственным воспитанием понимается усвоение нравственных норм поведения. Поэтому в своей основе нравственное воспитание делает акцент на поведенческой стороне. Известно, что внешнее поведение может быть обусловлено разными устремлениями. Учёт мотивов, устремлений, побуждений не охватывается таким подходом к воспитанию. Под нравственным воспитанием мы будем понимать прежде всего воспитание духовное, которое учитывает не только и не столько поведенческий, нормативный аспект, сколько аспект внутренний, смысловой, сообразный целям воспитания.

Предельно ясно обосновал цель нравственного воспитания В.В. Зеньковский. Смысл воспитания - это исцеление духовного начала. «Нельзя так жить как если не было бы смерти, но нельзя так и воспитывать как если не было бы смерти». [27, с.26]

Игнорировать влияние социальной среды, в которой растёт человек нельзя. Она является условием нравственного воспитания. Первой и самой главной средой является семья. Если семья справляется с функцией нравственного воспитания, то негативная роль социальной среды может быть незначительной. Однако это не всегда так, тем более, что кризис социальной среды порождает кризис семьи.

Современную социальную ситуацию детей и подростков можно обозначить как качественно новую. О том, что сегодняшняя социальная ситуация детства является достаточно тревожной говорит целый ряд исследователей [1, 2, 37, 73, 106], которые связывают это: 1). С переходом на индивидуалистическую модель поведения, инверсионным типом половой социализации, «свободным» половым воспитанием, отчуждением детско-родительских отношений (А.А. Абраменкова); 2). С отсутствием идеалов и вакуумом духовности, заполняющимся прагматической идеологией. (Д.И. Фельдштейн); 3). С вестернизацией, развитием средств массовой информации (А.В. Сухарев); 4). С плюрализмом общественных норм, усложняющим процесс идентификации и приводящий к идентификационному кризису (Н.М Лебедева) и идентификационной неопределённости (Х. Ремшмидт).

Всё это порождают ряд таких негативных последствий как: этнофункциональное рассогласование, этнофункциональный дисонтогенез, социальноиндуцируемые неврозы, психическую дезинтеграцию. «Культурная дезинтеграция в современном мире обуславливает психическую дезинтеграцию, которая в свою очередь ведёт к психическим и психосоматическим расстройствам» [73]

Понятие «Moral insanity» моральная дефективность возникло ещё в начале прошлого века, буквально это означает моральное безумие или помешательство. Это английское название моральной дефективности вызывает в самой крайней форме взгляд на данное состояние как на органическое заболевание.(Л. С. Выготский) [16] Моральная дефективность может стать причиной психических заболеваний.

Плотникова Е.Е. [62] исследовала особенности личности у больных неврастенией. Она пришла к выводу, что неврастения поражает людей честолюбивых и эгоцентричных. «...в приведенных случаях характерологические особенности больных (а именно честолюбие и эгоцентризм)... обусловили неустойчивость перед жизненными трудностями и последующее заболевание. Если же у человека в течении жизни были выработаны и преобладали коллективистские установки, то даже большой труд, требующий от человека напряжения … не приведёт его к заболеванию». В выводах она пишет: « Некоторые особенности характера как то: преобладание индивидуалистических тенденций, наличие впечатлительности и сенситивности играют особо важную роль в патогенезе невроза... При выборе терапевтических средств должна быть предусмотрена психотерапевтическая работа направленная на переделку личностных особенностей каждого заболевшего». [62, с.132-133]

Где же искать истоки нравственности, если общество предлагает другие образы, принципы, ведь отменить процесс социализации никто не может. Возможно смысл социализации сейчас другой? В чём смысл социальной адаптации в современном мире? Актуальность этой проблемы вызвана ситуацией острого противоречия человека и современного общества, которая обусловлена не столько социально-политическими аспектами, сколько духовно-нравственными. «Увеличение случаев отклоняющегося поведения говорит об обострении противоречий между развитием личности и моралью общества». [68, с.143]

Социальная адаптация (социализация) определяется как приспособление к социальным условиям. Различают две фазы приспособления: первая - это внешнее, формальное приспособление к новым социальным условиям, и вторая фаза интериоризации или включение социальных норм и ценностей во внутренний мир.

Если ценности социальной среды не соответствуют и даже противоречат смыслу и задачам развития личности, то вступление во вторую фазу может нанести непоправимый вред.

В идеальных условиях ценности и нормы общества должны быть согласованы с законами развития личности. Если такого не происходит, то говорить о социальной адаптации как процессе усвоения норм и ценностей общества, было бы неверно.

Как же должна пониматься социальная адаптация в наше время?

Был проведен письменный опрос студентов, по поводу их понимания сущности и смыла социальной адаптации в современных условиях общественного развития. Большей частью студентов (2/3 из числа опрошенных) ответ на этот вопрос, который, не взирая на различные формулировки, в основном своём смысле свёлся к простому и правильному решению: «Научиться жить среди людей, сохранив верность истине». [34]

Где же лежат истоки истины, если их нет в современном мире?

Исследования образа человека о которых мы говорили выше [33, 37, 105] ещё раз убеждают нас в том, что истоки нравственно начала в человеке лежат не в области социальных отношений, а внутри самого человека. В архетипической, культурой обусловленной памяти человека, заложенной духовным опытом предшествующих поколений, отменить которую не может никто. Её можно только вытеснить, создав внутренний конфликт, последствия которого настолько сейчас очевидны. Поэтому, возвращаясь к нашим исследованиям образа человека [33, 37], напомним, что содержание этих представлений весьма нравственно, хотя они и входят в противоречие с «законами» современного общества. Люди по-прежнему считают, что человек должен быть добрым и честным, что основным источником счастья является другой человек: семья, близкие, что смысл жизни связан с вкладом в других людей: помощью и заботой о других людях, близких. Это тот нравственный закон, находящейся внутри человека, который позволяет человеку остаться человеком во время соблазнов, потери ориентиров, стирания граней между добром и злом. Эта мысль была подтверждена ещё Л.С. Выготским, который говорит, что «причины моральной дефективности следует искать не в ребёнке, а вне его — в социально-экономических и культурно-педагогических условиях, в которых рос и развивался ребёнок. В других условиях, благоприятных для детского развития, в другой среде трудный ребёнок очень быстро утрачивает черты моральной дефективности и становиться на новый путь». [16, с.161] Таким образом, оздоровлении среды — задача тех, кто имеет отношение к воспитанию.

Попытаемся определить стратегию нравственного воспитания в создавшихся условиях.

Нравственный опыт: знания и привычки

1. Самая лучшее лечение болезни – её профилактика. Привитие с детских лет добрых привычек, способность различать добро и зло, а так же опыт проживания этих знаний. Это не будет формальным, если в семье, все стараются жить по совести. Тогда ребёнок, столкнувшись с соблазнами пропустит их сквозь своё «сито», и не потеряв духовной связи с родителями придёт к ним за советом, условием чего, конечно, является наличие родительского авторитета. Но при этом: «Добродетель заключается не в поведении, а духовном пламенении; и если добродетель может быть скучной, тусклой. Может вести к очерствению сердца; то это значит, что она касается лишь поведения и периферии души и не затрагивала сердца и его глубины» [27, с. 223]

Нет ничего более эффективного в воспитании, чем пример, который даёт образец, модель поведения и тогда моральные сентенции становятся лишними. И. Ильин говорит, что воспитание не должно сводиться к словесной проповеди, оно должно сообщить ребёнку новый способ жизни.

2. Усвоение нравственных категорий должно идти параллельно с формированием добрых привычек. Большое внимание формированию привычек уделяет К.Д Ушинский: «Добрая привычка есть нравственный капитал... употреблять свою силу — силу сознательной воли и возводить нравственное здание своей жизни всё выше и выше, не начиная каждый раз своей постройки с основания и не тратя своего сознания и своей воли на борьбу с трудностями, которые были уже раз побеждены» [80, с.278]

К.Д. Ушинский указывает на то, что условиями выработки привычек являются периодичность, время и постепенность. Об искоренении вредных привычек говорит: « Если же мы, искореняя привычку, не дадим в тоже время деятельности ребёнку, то поневоле будем действовать по-старому» [80, с.283] В педагогическом опыте А.С. Макаренко вредные привычки его воспитанников искоренялись сами собой. Как? Через включение детей в коллективный труд и выработку добрых привычек.

Создание достойных альтернатив

3. Включение в жизнь детей и подростков разумных, достойных и соответствующих возрасту альтернатив. «Никакое принуждение не уничтожает сущностно ни атома зла. Грех преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы святыни» (С.Л. Франк) [86, с.30] Наглядным примером может быть случай, рассказанный мне знакомым преподавателем Киевской консерватории. Студент консерватории для индивидуальных занятий выбирает в репертуар эстрадную музыку, увидев безапелляционность студента, преподаватель соглашается ... и взяв в репертуар эстраду, постепенно включает наиболее популярные классические произведения, доля которых к концу года становиться значительно больше, чем эстрадных. Затем вопрос репертуара решается сам собой: студент выбирает классическую музыку. Мудрость преподавателя проявилась в том, что предлагая доброе, не нужное разрушилось само собой. Идти напролом сейчас, когда главным лозунгом жизни стала своеобразно понимаемая свобода, не всегда разумно.

Связь добра и свободы

4. Связь добра и свободы является необходимым условием нравственного становления. Однако лишь правильное понимание свободы даёт силу добру. Эту мысль прекрасно выразил В.В. Зеньковский: «... «освободить» дитя значит дать ему силу самообладания, возможность подниматься над случайными периферическими желаниями». «Если нельзя ставить задачу воспитания ... вне связи со сферой смыслов, - то ещё менее можно развивать свободу не обеспечивая её связи с добром... Но развивать свободу не значит углублять в детях право выбора возможности ухода в сторону зла.»

«...как обеспечить связь свободы и добра?» На этот сложнейший вопрос он отвечает:«Добро должно стать собственной изнутри дорогой, свободно возлюбленной темой жизни для ребёнка — и то, что добро нельзя «вложить», что никакая привычка, заученные правила, устрашения не могут превратить добро в подлинную цель жизни.... Есть какая-то непобедимая пошлость в том, чтобы в воспитании забыть о центральности, существенности темы добра...обеспечение связи добра и свободы должно составлять цель воспитания». [27, 49] Такой взгляд основан на безграничной вере в человека, что является основой христианской антропологии.

Однако необходимость свободы нравственного выбора вовсе не предполагает допустимость произвола. «Для нравственной жизни – читаем у К.Д. Ушинского, - свобода так же необходима, как кислород для физической, но кислород воздуха, освобождённый от азота, сжёг бы лёгкие, так и свобода, освобождённая от деятельности, губит нравственного человека. В самостоятельной, излюбленной деятельности только человек выучивается обходиться с элементами свободы».[80]

5. Особенностью нравственного воспитания является то, что тяга к добру может развиться тогда, когда добро будет более привлекательным, чем зло, когда добро вызывает в сердце радостный отклик, а не отторжение. Поэтому «... созидательной силой воспитание обладает лишь тогда, когда оно может зажечь сердце..» (В.В. Зеньковский) [27 с.217].

В психологии эту идею Л.И. Божович выразила так [6]: «Борьба мотивов должна закончиться такой перестройкой, при которой мотивы долга, необходимости становятся не только осознанно более значимыми, но и более привлекательными эмоционально». Л.И.Божович отмечает, что формирование устойчивого нравственного поведения и возникновение соответствующих качеств личности протекает успешно лишь в том случае если упражнение в определенных формах поведения осуществляется на фоне положительного мотива, а не способом принуждения. “Нравственные формы развития личности невозможны путем принуждения”. [6, с.269]. Эту мысль подтверждает С.Л. Франк: «Внешняя принудительная борьба с проявлением злой воли может устранить или уменьшить страдания и расстройство жизни, причиняемые злой волей, но оно ни в малейшей мере не преодолевает саму греховную волю. Никакое принуждение не уничтожает ни атома зла. Ибо грех, будучи как бы сущим небытием преодолевается только через прорастание в человеческой душе её онтологической основы — святыни» [86 с.330].

Конечно, было бы наивным утверждать что в воспитании можно обойтись без наказания и поощрения. Что на первых этапах вполне допустимо, когда ребёнок не может понять долгих объяснений, почему необходимо так или иначе поступать. Когда ещё не привит вкус к добру, не развит внутренний стыд, который развивается под влиянием внешнего, социального стыда. Но всё же главное в нравственном воспитании - опора на положительный мотив, когда поступая хорошо ребёнок радуется, ему хорошо. Вначале потому что взрослые этого ожидают и радуются, затем потому что он горд самим собой (это в раннем детстве, и у дошкольника), позднее, получив вкус к добру и желание ему следовать, он не может поступать иначе. Такая мотивация может стать альтернативой в мире соблазнов куда позднее попадёт подросток и юноша.

Консонанс — созидательная сила воспитания

Ещё одним условием «созидательной силы воспитания» является так называемый «консонанс» или наличие духовно — эмоционального созвучия. «Частое бессилие самых горячих речей. Искренних обращений и призывов объясняется именно отсутствием такого духовно - эмоционального созвучия или наличностью негативного (духовно-эмоционального тоже) отношения к словам говорящего» [27, с. 219] Чтобы к родителям не было негативного отношения так важно не утрачивать духовную связь с ребёнком, понимать его, быть деликатным, находить время для общения с ним (особенно когда у него есть потребность в этом), чутко относится к его переживаниям.

Психологически целесообразным будет опора на особенности развития личности в разные возрастные периоды: это учёт ведущих потребностей в каждом возрасте. Если у дошкольника ведущей потребностью является потребность в признании взрослого, а основной задачей развития является формирование внутренней моральной инстанции, то у подростка - это потребность в признании со стороны сверстников, развитие самосознания и социализация. Поэтому, конечно, и подходы должны быть разные, учитывающие возрастные особенности. В связи этим рассмотрим особенности воспитания в разные возрастные периоды

Практическое задание

1. В практикуме А.В. Петровского по возрастной и педагогической психологии приводится такая задача: Дети гуляли во дворе. В полдень на балкон вышла мама Вовочки и стала звать его обед, он отказывался. Шли долгие пререкания. Наконец Вовка сдался и сказал: «Ладно, спускай сюда!» Мать в недоумении сказала: «Но, как же?» Затем ушла , а через несколько минут с балкона стал спускаться суп на верёвочке и завёрнутая в салфетку ложка!» Всё это происходило на глазах у ребят. Один из них а возмущении сказал: «Ну и гад же ты!»

Затем студентам предлагалось прокомментировать особенности воспитания Вовочки.

Через несколько лет мне в руки попалась другая книжка А.В. Петровского, где он вспоминая эту педагогическую задачу, рассказывает о ней. Оказалось, что описанный в задаче случай действительно произошёл в одном московском довоенном дворике, где одним из присутствующих при этом мальчишек был он. Все ребята, в том числе и Вовочка погибли. Умерли и родители Вовочки. Когда опустевшую квартиру стали убирать, то нашли документ, в котором говорилось, что Владимир такой-то расстрелян за дезертирство. Все остальные ребята погибли смертью героев.

Петровский размышляет: Не связана ли судьба этого человека с воспитанием?

А вы как думаете?


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру