Психология воспитания. Лекция пятая

Особенности психологии воспитания самопознания в разные возрастные периоды

1. Основные предпосылки воспитания адекватного самосознания у младенцев, в раннем детстве и у дошкольников. Условия воспитания положительного самоотношения.

2. Младший школьный возраст — сенситивный период в развитии рефлексии.

3. Формирование мировоззрения и поиск себя — задача юности.

4. Трудности социализации подростка и юноши в современных условиях.

5. Роль взрослого в жизни подростков и юношей.

от 0 до 3 лет

Чувство своей значимости — основа развития

Младенец ещё не понимает значения слов, но прекрасно чувствует взрослого: его одобрение и поддержку. Он чувствует, что взрослый выделяет его и хорошо к нему относится. У ребёнка складывается чувство своей значимости. Такое отношение к ребёнку формирует у него положительное самоощущение и положительное отношение к людям. Это ощущение создаёт условие активности ребёнка. Это очень важное условие!

Через доброе отношение к ребёнку он узнаёт, что такое любовь, добро, учиться положительно относится к себе и к людям.

Был снят документальный фильм о несовершеннолетних преступниках. В фильме показаны беседы с разными подростками и юношами. Примечательно то, что ни один из них не смог ответить на вопрос: Что такое добро? Опиши доброго человека. Они не знают что такое добро, добрый человек. Вероятно не узнали этого с детства. Доброжелательное и нежное отношение к младенцу, создание атмосферы заботливости и внимания, предоставление возможности проявить инициативу и её поддержка способствует формированию доверия к миру, чувству защищённости, активности.

Поскольку ребёнок очень связан с матерью эмоционально, то чувства, которые переживает мать передаются и ребёнку. В исследовании Н.Н. Авдеевой [4, с. 3] прослежена зависимость образа себя в раннем детстве от отношения матери. Для изучения этих отношений использовалась методика регистрации поведения ребёнка перед зеркалом. Оказалось, что дети с развитым образом себя с удовольствием рассматривают себя в зеркале, узнают себя, часто улыбаются своему отражению, играясь с ним. Дети с не сформированным образом себя, наоборот, не рассматривают своё изображение в зеркале, бросая на своё отражение лишь короткие настороженные взгляды. Улыбаются только в пробе, где в зеркале видно отражение матери. Причём более яркая улыбка адресована матери.

Образ себя у ребёнка зависит в наибольшей степени от представлений матери о нём, а так же от образа себя у матери.

Так под влиянием личностно - адресованного общения со взрослым у ребёнка складывается ощущение своей важности для другого, эмоционально-положительное отношение к себе, интерес и инициативность к окружающим, активность. Такое положительное самоотношение является условием адекватного самопознания.

Развитию самосознания помогают вещи-символы, которые помогают структурировать пространство, и как бы закрепить положение и усилить эффект присутствия. М.В. Осорина говорит: «Иногда бывает важно подчеркнуть значение члена семьи, выразить к нему уважение через вещи-символы. Это твоё место — никто не может его занять... это твоя чашка — её не поставят случайному гостю, это твой стол — ты его хозяин, никто не станет наводить здесь свой порядок, не спросив тебя» [58 c. 38]

Роль семейных реликвий, совместные трапезы потеряли своё сакральное значение — говорит Осорина - «Однако в душе каждого человека всегда таится возможность обратного хода — от плоско-бытового к глубинно- значимому... Родительский дом всегда является тем первым и главным миром, в который он приходит, родившись на свет... Родной дом должен... давать внутреннюю опору личности, быть источником её уверенности в себе и душевной силы» [58 c. 41- 43]

По мысли М.В. Осориной (58) ребёнок через образы материнского фольклора (колыбельные песни, потешки, сказки) воспринимает основные жизненные смыслы, ценности и систему координат в мире. Колыбельная даёт ребёнку простейшую схему мира, в который он входит. Кроме того, мать обращаясь через колыбельную к ребёнку, обращается к нему как к особому, значимому существу, имеющему свою ценность в мире. Уверенность в своей желанности помогает утвердить - что «Я» хороший, что мама самая лучшая, дом — самый родной. Интуитивная уверенность в том, что жить хорошо, его не бросят, ему помогут - создаёт базовое образование этого возраста — доверие к миру, без которого дальнейшее развитие может быть искажено. Фольклорные образы необыкновенно ёмкие, так как вмещают в себя огромный душевный опыт многих поколений людей, поэтому тем, кто воспитывает маленьких детей нужно уделять особое внимание текстам, в содержании которых кроется мировоззренческий смысл, который запечатлевается ребёнком. Постоянное присутствие матери, понимание его нужд, отклик на них, теплота отношений - на этом глубинном чувстве будет потом основываться жизненный оптимизм.

Отношение ребёнка и взрослого в возрасте от года до трёх строятся через предметную деятельность, через предмет. В овладении предметами, в познании их общепринятого значения строятся воспитательные отношения между взрослым и ребёнком. Через взаимодействие с предметами ребёнок познаёт их физические параметры: величину, форму, вес, плотность, благодаря чему у него формируется образ собственного тела. Так через движения собственного тела и манипуляцию с предметами ребёнок познаёт окружающий мир и себя.

Роль оценки взрослого в самопознании

Процесс самопознания в раннем детстве начинается и определяется прежде всего оценкой взрослого. Как взрослый оценивает ребёнка во многом определяет отношение ребёнка к самому себе. Уже начиная с полутора лет, оценка поведения и признание взрослым ребёнка становится одним из источников его развития и условием познания себя. Похвала, одобрение окружающих вызывает у детей чувство гордости. Дети пытаются заслужить положительную оценку, демонстрируя взрослым свои достижения. Пока ребёнок мал притязание на признание со стороны взрослого выражается открыто. Ребёнок непосредственно взывает к взрослому: «Смотри, как я ем!» «Смотри, как я делаю!» При этом малыш ожидает восхищения тем, как он ест, и тем, как он делает.

Несколько позднее, чем чувство гордости ребёнок начинает испытывать чувство стыда в случае, если он не оправдывает ожиданий взрослых или его действия порицаются ими. О различных видах или стадиях стыда говорит В.В. Зеньковский [28] Первая форма стыда — социальный стыд, вызывается с помощью взрослых. Это вполне оправдано когда ребёнок маленький и не может понять плох или хорош поступок, даже зная, что он поступил нехорошо ребёнок нуждается в оценке взрослого (взрослый как бы стимулирует возникновение чувство стыда). Если ребёнок впечатлителен и чувствителен, то для появления чувства стыда достаточно порицающего намека, неодобрительного взгляда, в других случаях будут уместны увещевания, объяснения, порицания. Позднее, после трёх лет начинает развиваться внутренний стыд, вызванный не извне, а через осознание проступка самим ребёнком. Эффект «горькой конфеты» свидетельствует об этом. В.В. Зеньковский [28] предупреждает, что чрезмерное использование социального стыда может тормозит внутренний стыд.

Я как отдельное существо

Один из наиболее важных моментов развития ребёнка раннего возраста состоит в том, что он начинает осознавать себя как отдельного человека, имеющего свои особые желания, которые могут совпадать или не совпадать с желаниями взрослых. Осознание себя как источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни. Внешне это понимание выражается в том, что он начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю», «Дай мне куклу», «Возьми меня с собой». В.С. Мухина рассказывает, что как-то поэт Валентин Берестов сообщил К.И.Чуковскому о своей двухлетней дочке Марине: «Видит безногую куклу и говорит, торжествуя: «А у Марины ножка не сломалась!» Ночью у дяди заболели зубы. Он заплакал. Марина проснулась тот час же: - «А Марина не плачет!» Узнав причину его слёз, заявляет: - «А у Марины не болят!» Чуковский подумал, что в этих ситуациях проявляется склонность ребёнка к самохвальству, возвеличиванию своего «Я» за счёт другого лица или даже предмета. Однако, в этих примерах проявляется процесс отграничения, отгораживания своего «Я» от другого и даже от предмета путём противопоставления. [53]

Отделение себя от других людей и осознание собственных возросших возможностей, в свою очередь, приводят к появлению нового отношения ребёнка к взрослым. Он начинает сравнивать себя со взрослым и хочет быть таким как взрослые, выполнять такие же действия, пользоваться такой же независимостью и самостоятельностью. Иногда притязания детей непомерно велики. Так возникает кризис трёх лет. Взрослые в этот период испытывают значительные трудности во взаимоотношениях с ребёнком, сталкиваются с его упрямством и негативизмом, которые направлены главным образом против взрослых, которые постоянно ухаживают за ребёнком, опекают его. Негативная форма поведения ребёнка редко адресуется другим взрослым и никогда не касается сверстников. Тактичное поведение взрослых, предоставление ребёнку максимум возможной самостоятельности обычно смягчает проявление негативизма.

Как считал Д.Б. Эльконин [94], кризис трёх лет – это кризис социальных отношений, а всякий кризис отношений есть кризис выделения своего «Я». Это отделение жизненно необходимо ребёнку, как существу наделённому свободой выбора, что является условием развития личности. Кризис трёх лет и есть отрыв от симбиотических отношений с матерью для того, чтобы начать относительно самостоятельно жить.

Дошкольник

Самооценка как часть самосознания удивительна стабильна. Складывается она под влиянием оценки взрослого. Как завышенная, так и заниженная самооценка отрицательно влияет на ребёнка, поэтому роль взрослого в развитии ребёнка трудно переоценить.

Взрослые, в основном родители, являются образцом, точкой отчёта необходимой для самопознания. В младенчестве это прямое отражение в зеркале, затем этим «зеркалом» являются родители и сверстники. Соотнося себя с ними, ребёнок познаёт себя. Этот механизм сравнения необходим для того, чтобы отличить себя от другого, а значит как то познать себя. Сначала это познание внешних качеств и признаков, затем внутренних. «У папы короткие волосы, а у меня длинные» или «я хочу быть такая красивая как мама». Генерализованные представления о себе по типу «хороший – плохой», «красивый – некрасивый», «чёрный – белый» развиваются в более дифференцированное представление о себе и о других.

Предпосылка развития самосознания – отделение себя от других людей. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребёнок должен сначала научиться оценивать других людей (персонажей сказок и рассказов),на которых он может смотреть как бы со стороны. Рефлексия ребёнка хотя и развита в достаточной мере, но он обращён к внешнему миру в большей степени, чем на самого себя, поэтому хорошим подспорьем в развитии самопознания является чтение и обсуждение сказок и детских художественных произведений. Тогда дети могут сравнивать свое поведение с поступками персонажей, стараться отождествлять себя с положительными персонажами.

Ведущая потребность — потребность в одобрении и признании

Очень важно в воспитании опираться на имеющиеся в этом возрасте потребности ребёнка. У дошкольника есть исключительно важная потребность, которая потом постепенно гасится - это потребность в признании взрослых. Проявляется она в том, что дети часто обращаться к взрослым за оценкой своих достижений. Как бы вопрошая: «А я правильно сделал? А это хорошо или плохо?» Иногда приходиться наблюдать как многие родители, не зная и не понимая этого, игнорируют детскую потребность в поддержке со стороны взрослого и вместо того, что бы опираться на неё, задавливают их своими негативными оценками, а иногда и гневом. А для дошкольника важно, когда взрослый поддерживает его, не даёт поводов для потери уверенности в свои силы. Отношение взрослого к его победе над самим собой — очень значимо для детей: они радуются когда их одобряют и заметно расстраиваются, если взрослый относится к ним индифферентно. Отсутствие поддержки и одобрения взрослых может привести к тому, что не дождавшись доброжелательной и внимательной оценки, ребёнок начинает добиваться её любой ценой, даже с помощью лжи, хвастовства, капризности, строптивости. Тогда взрослые недоумевают почему ребёнок так себя ведёт.

В одном детском рассказе К. Паустовского «Кот — ворюга» описывается смешная и занимательная история кота - злостного воришки, который досаждал хозяевам постоянным и наглым воровством. Дети не знали что с ним делать. Один раз мальчишек «осенило» - они его вкусно и досыта накормили. Кот был чрезвычайно доволен. После этого он стал верно служить своим добродетелям: следил за порядком в курятнике, был ласков и больше не воровал. Так кот — ворюга, стал котом — милиционером.

Опора на имеющуюся у дошкольника потребность в одобрении и признании не должна быть проигнорирована. Было бы весьма целесообразно использовать эту потребность детей, чтобы укреплять и поддерживать в ребёнке то лучшее, что заложено в его природе.

Типы оценочных суждений

Развитие личности ребёнка, его способности к самопознанию во многом определяется оценочными сужениями взрослых. От того, как взрослый оценивает ребёнка зависит его последующее развитие. Поэтому рассмотрим более подробно влияние оценочных суждений взрослых на детей. В учебнике Г.А. Урунтаевой [78] выделяются 4 типа взрослых, по разному оценивающих ребёнка.

1. «Строгие взрослые» пристальное внимание уделяют проступкам детей, их неумению, незнанию, тому, что ребятам не удалось достичь. Положительные стороны они не отмечают, воспринимают их как должное. В таком случае дети получают хотя и заслуженные, но только отрицательные оценки. Это приводит к тому, что дети, чрезвычайно чувствительные к оценке взрослого, имеют низкую самооценку. Их активность ограничивается боязнью промаха. Отрицательная оценка угнетает инициативу и самостоятельность, держит ребёнка в постоянном напряжении. Особый вред наносит предвосхищающие отрицательные оценки, дающие пессимистический прогноз, выражающие уверенность в том, что ребёнок вообще не способен проявлять положительные качества. Злоупотребление повышенным тоном, жесткими безусловными формами требований и оценок, постоянное напоминание ведёт к развитию пассивности и слепого послушанию, снижает инициативу и самостоятельность.

2. «Восторженные взрослые» поощряют преимущественно успехи, положительные стороны, подчёркивают даже самые незначительные достижения. Дети становятся малочувствительны к отрицательной оценке, а поэтому не критичны к себе, не удовлетворены своим положением в группе сверстников.

3. «Безразличные взрослые» дают не систематические, случайные оценки, которые лишают детей твёрдых ориентиров в деятельности и поведении. Они недисциплинированны. Взрослые мало обращают внимания на успехи и неудачи, редко выражают своё отношение к ним.

4. «Справедливые взрослые» в равной степени замечают успехи и неудачи и соответственно их оценивают. Дети легко дифференцируют то, что одобряется, и то, что порицается. Они уверенны в себе, что создаёт адекватные условия для самооценки. На фоне признания и одобрения, вере в то, что ребёнок исправиться и станет лучше развиваются лучшие качества личности, помогающее малышу справиться с собой. Смягчить негативную оценку можно сочетая её с предвосхищающей положительной.

Таким образом, только уравновешенное сочетание положительной и отрицательной оценок, её очень умеренное и уместное использование создаёт благоприятные условия для развития личности и самопознания.

Младший школьник

Развитие рефлексии на специально организованных занятиях

Особенности младшего школьника определяются новой социальной ситуацией развития. Этот возраст является очень благоприятным в плане развития способности познавать себя, так как успешность учебной деятельности во многом определяется рефлексией и оценкой себя. Оценка является наряду с учебной задачей, учебным действием и контролем составляющей учебной деятельности. В процессе освоения учебной деятельности у младшего школьника появляются такие психические новообразования как рефлексия, внутренний план действий и произвольность. Есть основания полагать, что этот возраст является сенситивным для развития личностной рефлексии при условии специально организованных занятий.

В 90 — х годах нами в качестве формирующего эксперимента в течении двух лет проводились занятия с младшими школьниками, целью которых было развитие у них эмпатии. Большое внимание мы уделяли развитию самопознания или рефлексии, являющуюся по модели С.Б. Борисенко [7], на которую мы опирались, одним из компонентов эмпатии.

На первых этапах работы познание другого осуществлялось в групповых и коллективных обсуждениях героев литературных произведений. Оценка черт характера и поведения другого требовала сопоставления героя с морально принятыми образцами, составляющими основу нравственного сознания. Такое сопоставление и анализ способствует формированию портрета идеала. Для того, чтобы оценка и познание другого не превратились в самоцель, не стали доминировать и не переросли в критику отрицательных героев уже на первом этапе, выделяя как позитивные, так и негативные стороны характера и поступков героев, мы обращали внимание на сложный внутренний мир героя, находя в нём проявления различных сторон и даже если автором они не выделяются или не описываются, то детям предлагалось наряду с оценкой поступков героя, предположить наличие у него других особенностей. Это необходимо, прежде всего, для того, чтобы оценка отрицательных героев не превратилась в осуждение, а открыло бы новый подход к пониманию человека, как существа несовершенного, имеющего достоинства и недостатки. Однако при всех оговорках, мы старались так организовать обсуждение, чтобы дать чёткую и ясную оценку характера и поступков героев. Важность чёткой и однозначной оценки заключается в том, что она ляжет в основу развития нравственных ориентиров и чувств.

Анализ героя произведения осуществлялся постепенно. От вопросов: «Какие черты характера проявились у героя?» «Какой он?» к вопросам: «Почему он(а) так поступил(а)?» «Мог ли герой поступить иначе? Как?» и предвосхищая иначе сложившуюся ситуацию, задавались вопросы: «Если бы он(а) так поступил, сказал, подумал, сделал как бы он себя при этом чувствовал?». Этот элемент предвосхищения необходим в качестве прогнозирования последствий поведения человека в различных ситуациях, что, во-первых, заставит задуматься о том, как скажется поведение героя на других людях и обстоятельствах и, во-вторых, обратит внимание на такой феномен как совесть, результатом работы которой является чувство вины или покоя, удовлетворения.

Второй этап в развитии личностной рефлексии включал в себя анализ собственного поведения посредством сравнения себя и своего поведения с поступками героев литературных произведений, что формирует готовность и умение оценивать свои действия, способствует развитию самопознания.

Один из важных моментом в развитии самопознания - обращение к предыдущему опыту ребёнка. Поиск внутренних ресурсов позволяет ребёнку найти оптимальное решение, справится с негативными эмоциями, приобрести уверенность в себе и т.п. Это выглядело как большие или маленькие открытия, исходящие не извне, а порождаемые собственным поиском и усилием по извлечению «уроков» из прошлого опыта. Такой ретроспективный анализ собственного опыта, «взгляд в себя» не только развивает рефлексию, но и даёт возможность, извлечь позитивный опыт детей и обобщить его, а так же осмыслить негативный опыт, чтобы впоследствии избежать его. На занятиях такое направление работы выглядело следующим образом. Детям предлагалось вспомнить из своей жизни, когда им удалось или не удалось справиться с обидой, раздражением, гневом и др., что помогло или что помешало. Опыт воспоминаний обобщается на доске в виде рекомендаций, подаренных детьми друг другу.[35]

Сейчас замечено, что дети стали часто отождествлять себя с отрицательными персонажами. Для того, чтобы избежать этого необходимо подбирать такие литературные произведения, где положительные персонажи были бы привлекательные, а отрицательные отталкивающие. Тогда детям легче будет разобраться в вопросах добра и зла. Помочь детям увидеть внутреннюю красоту героя может и должен взрослый.

С помощью специально организованных занятий нам удалось добиться развития эмпатии. в основном за счёт развития личностной рефлексии.

Приведём один очень показательный пример как самопознание помогло девочке исправиться.

Я проводила экспериментальные занятия в двух вторых классах. Во втором классе Б была новенькая девочка Даша, которая не хотела включаться в занятия, подчёркнуто их игнорировала, проявляла явное властолюбие и эгоизм. Как-то я проводила во втором А классе игру «Мостик», развивающую умение понимать и чувствовать другого. Суть игры заключалась в следующем: с разных сторон навстречу друг к другу идут по мостику (2 линии на расстоянии 30 см. друг от друга, прочерченные на полу) 2 человека. Под мостом внизу - быстрая горная река. Не пользуясь речью, дети должны были понять друг друга и разойтись на узком мостике. Наступить на линию - значит сорваться вниз. Дети очень осторожно старались не сбросить партнёра в «пропасть». Случилось так, что один ребёнок остался без партнёра. Тогда я без всякого умысла решила пригласить желающего из 2-Б принять участие в игре в качестве недостающего партнёра. На моё удивление руку поднимает Даша. Мы идём в другой класс. Я объясняю Даше правила игры. И тут происходит беспрецедентная сцена: Даша нагло «сбрасывает» своего партнёра в «пропасть». Дети замирают, такого никто не ожидал: все старались проявить максимальную осторожность, чтобы не повредить партнёру. Наступило молчание .Так поступить на глазах у детей другого класса! Ей стыдно. В этом молчании Даша познаёт себя ... глазами других.. После этого случая Дашу как подменили: она стала включаться в занятия, стала более терпимой, активной девочкой. Учитель это отметила тоже.

Этот показательный пример роли самопознания в развитии личности ещё раз утвердил нас в правильности нашего пути. Затем через 2 года наших занятий мы зафиксировали повышение уровня рефлексии по сравнению с контрольным классом, что повлияло и на повышение уровня развития эмпатии.

Подросток и юноша

Задача возраста — формирование идентичности

Если дошкольник и младший школьник ориентировался в основном на взрослого, то для подростка «зеркалом», отражающим его является сверстник. Через сверстника происходит познание себя. Открытие себя, своего внутреннего мира, своей идентичности является главной задачей юношеского возраста. Это возраст формирования мировоззрения. Происходит поиск себя, формируются идеалы и ценности.

Суть этих поисков заключается в самостоятельном выборе ценностей, поиске смыла жизни, построение своего образа. Вот здесь и могут возникнуть проблемы, связанные с современной социальной ситуацией, с ходом предшествующего развития, а так же личностными и индивидуальными особенностями. Поскольку юношеский возраст — это время самостоятельного выбора своей позиции, своего мировоззрения, то юноша «обретая способность погружаться в себя, в свои переживания нередко открывает целый мир вокруг себя. Эта созерцательная способность может вызвать много новых переживаний. Юношеское «Я» ещё неопределённое, оно может переживаться как ощущение внутренней пустоты, которую необходимо заполнить. Отсюда растёт потребность в общении и одновременно повышается его избирательность, потребность в уединении»[38, с.85]

Формирование идентичности иными словами поиск себя, своего образа (понятие идентичности редко используется в нашей литературе) является определяющим процессом в юношеском возрасте. Если он не был закончен в юности, то человек будет продолжать поиски себя самого во взрослости, используя при этом энергию, которую смог бы использовать в ежедневной жизни. (Д. Элкинд) Д. Элкинд [101] занимаясь вопросами формирования идентичности, говорит, что устойчивая и интегрирующая идентичность имеет большое значение в преодолении стрессов. Юношам, которые видят ситуацию с точки зрения самоуважения и уважения к другим, способны к интеграции «Я-другие» и это способность у них стабильна, проще и легче сделать выбор и выйти из стрессовой ситуации. Так в компании сверстников, где есть давление группы (например, пить или принимать наркотики) молодым людям со стабильной и интегрированной идентичностью легче сделать выбор между чувством самоуважения и чувствами, связанными с потерей признания группой сверстников. Последствия не сформированной идентичности могут быть весьма печальны и разнообразны. «Эти люди эгоцентричны и видят каждую новую ситуацию как случай побольше узнать о себе. Случайно очарованный, случайно раздражающийся и всегда трудный, друзья и его семья в лучшем случае будут к нему толерантны». [101] Реакции самобичевания, ухода в болезнь, усталость, чувство себя несчастным и беспомощным, острая потребность в признании группой при низком самоуважении выстраивает саморазрушительное поведение. Такие юноши нуждаются в помощи и эта помощь, по мнению Элкинда, должна заключать в себе все те способы и методы, которые способствуют формированию идентичности.

Роль социальной ситуации в самопознании

Современная социальная ситуация создаёт ряд трудностей для подростков и юношей. Суть их отражена в работах В.В.Абраменковой, А.В.Сухарева, Б.С.Братуся, Х. Ремшмидта, Д.И. Фельдштейна, Р. Оертера и др.

Кризис идентичности — проблема современного юноши. «Плюрализм общественных норм и представлений приводит к идентификационной неопределённости» [106]. Мир предстаёт перед человеком мозаичным, состоящим из разнородных элементов, затрудняющим поиски своего образа. Современный исторический этап развития человеческих отношений, как в нашей стране, так и в большинстве регионов мира характеризуется понятием маргинальность. Маргинальная личность определяется как: «индивид, который интериоризовав ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфортность и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для этих систем» [73]. В маргинальной психике стандарты, стереотипы поведения, духовные ценности различных групп приходят в противоречие, отражаясь в ней в форме внутренних конфликтов, состояний тревоги, напряжённости. Все это не лучшим образом влияет на юношу.

Особенностью самопознания в подростковом и юношеском возрасте является то, что познать себя, других, окружающий мир юноша должен и пытается сделать самостоятельно. Выбор своего идеала, своего образа во многом предопределён ходом предшествующего развития. Усвоенные в детстве ценности могут быть «проверены» средой, которая в лице сверстников или СМИ может противостоять тому, что было усвоено в детстве. Это «противостояние» может быть либо отвергнуто либо воспринято. Важным условием положительного выбора может стать значимый взрослый, если он в своём лице покажет образ духовно сильного человека, который воплотил в жизни все те принципы, которые были им усвоены в детстве. Вот почему так велика роль детства. Подросток и юноша очень нуждаются в значимом взрослом. Они, хотя и отвергают «взрослый мир», противопоставляя ему свою субкультуру, но вместе с тем очень нуждаются в нём, взрослом, который собой являл бы образ, принятый юношей в качестве образца для подражания, для построения идеала, наличие которого является условием построения идентичности.

Вопросы для повторения

1. Каковы условия воспитания положительного самоотношения у детей от рождения до поступления в школу?

2. Раскройте роль эмоционально положительного отношения матери к ребёнку и роль материнского фольклора в формировании положительного образа Я

3. Какое значение имеет этот возрастной период для будущей взрослой жизни?

4. Как можно развивать самопознание у младших школьников?

5. Почему так важен процесс формирования идентичности в юношеском возрасте

6. Какие последствия имеют не сформированная идентичность? Приведите примеры

7. Что такое маргинальная личность?

8. Какое участие может принять взрослый в процессе взросления подростков и юношей и что он должен при этом учитывать?

9. Какие трудности встречают подростки и юноши в современном мире?


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру