17.11.2011

Образ человека – ориентир воспитания

Образ человека и кросскультурные исследования.
Два типа культур — два образа человека.
Образ человека у детей и взрослых.



Для того, чтобы представить каким мы хотим воспитать человека, нужно иметь представления о том каким должен быть человек, и что называется образом человека. Образ человека является основой образа воспитываемого, ориентиром воспитания, без которого воспитание становиться без-образным. Именно образ человека или образ взрослого, по словам Б.Д. Эльконина является центральной категорией, задающей целостность детства. Образ человека - ориентир воспитания, в нём запечатлеваются наши ценности, цели, мотивы, установки, ожидания, представления. Образ человека определяет образ идеального Я, образ Я, что задаёт целостность личности.

В связи с социокультурный неопределённостью, которая в некоторых исследованиях обозначается как социокультурный кризис есть необходимость обратиться к кросскультурным исследованиям образа человека, которые помогут нам понять роль культуры в формировании представлений о том, каким должен быть человек. Эти исследования могут дать нам ответы на вопросы: Каким же должен быть человек? Каким должен быть родитель, учитель, воспитатель и воспитываемый? Существуют ли отличия в представлениях о человеке в разных культурах? И чем они обусловлены?

Были проведены исследования, выясняющие содержание образа человека у представителей различных культур. Целью этих исследований было выявление роли культуры в содержании образа человека и начались они работами японских учёных Маркуса и Китаямы, затем были продолжены работами немецкого учёного Р. Оертера и его школой. Исследовались представления о человеке у представителей западных культур (США, Германия) и восточных культур (Индонезия, Корея, Китай, Украина). Общими выводами этих работ являются два утверждения о том, что образ человека определяется культурой и что все культуры можно разделить на два типа: индивидуалистические (западные) и коллективистические (восточные). Краткая характеристика двух культур (двух типов цивилизаций) и соответственно двух образов человека и базируется на отношении человека к другим людям.

Образ человека западных культур характеризуется ценностями индивидуализма: закрытое и автономное «Я», высшая ценность самореализация и удовлетворение, предпочтение отдаётся самостоятельности и личному благополучию, самостоятельные решения принимаются зачастую против желаний и требований социального окружения.

Образ человека восточных культур характеризуется открытой Я –концепцией и видится в неразрывной связи с другими, процесс целеполагания выступает как гармония между собственными целями и целями социального окружения. Высшей ценностью, например, в Китае признаётся вклад в общество. В Индонезии – быть хорошим человеком и нести ответственность за себя, семью и общество На Украине — высшей ценностью является семья, дружба, взаимопонимание. [33, 37, 105]

Образ человека выполняет следующие функции «Первое. Является конструкцией  картины мира, который формируется как имплицитно, так и эксплицитно, что делает возможным общую ориентировку в суждениях и действиях…. Второе. Как правило, имеет функцию управления действиями, т.е. влияет на планирование, осуществление и анализ действий….Третье. Искусство и литература отражает образ человека, который либо латентно присутствует в обществе либо опережает общественное и культурное развитие…. Четвертое. Развитие современного общества показывает, что образ человека может быть иллюзорным и иметь мало общего с фактическими функциями индивида в современном обществе…» [105]

Расхождение между действиями индивида и представлениями о том, каковы они должны быть порождает ряд негативных последствий, среди которых нами были замечены следующие: во-первых: в этом случае образ человека теряет свою роль в ориентировке, управлении, планировании и осуществлении действий, во-вторых, в соответствии с этим, встаёт вопрос: «Что или какая конструкция берёт на себя эти функции? Чем определяется выбор действий? В-третьих: такое расхождение может вести и ведёт к внутреннему напряжению и невротизации современного человека, что и наблюдается в современном мире.

Образ человека лежит в основе построения Я идеального, образа Я, при разрушении которых теряется способность координировать своё поведение.
На чём же базируется идеальное Я, которое должно быть у каждого человека, что интегрирует личность, даёт человеку возможность быть целостным, для того, чтобы действовать, руководствуясь обобщёнными представлениями о человеке?

В нормальном случае идеальное Я базируется на представлениях о том, каким должен быть человек, т.е. на образе человека. Эта цепочка вполне логична: каким должен быть человек (образ человека) – каким должен быть Я (Я – идеальное) – какой Я (образ Я).

Здесь нельзя обойти вопрос о том, что является источником, фундаментом образа человека, откуда берутся представления о человеке. Секулярное сознание ищет ответ на этот вопрос в области социальных, общественных отношений, и определяет им ведущую роль. Однако, как показали исследования это не так. Социальная ситуация не нашла отражения в образе человека. [33, 37] Его нет и в биологической предопределённости.
Где же следует искать источник этих представлений?

Как мы уже говорили, что согласно многочисленным кросскультурным исследованиям [33, 37, 104, 105] образ человека определяется культурой. Культура является носителем национального духа. Источником национального духа является религия. Религия и культура неразрывно связаны, так как религия является основным источником духовных ценностей, ядром, вокруг, которого строятся основные жизненные смыслы и ценности. Духовный опыт религии и культуры представлен на различных уровнях: религия имеет родовой (человеческий род), надкультурный характер, культура – видовой (нация) характер. И в этом смысле религия выше и обобщённее культуры. Сообщество – род человеческий, в религиозном измерении есть высшая родовая общность, духовным носителем, которой является религия. Говоря о культуре, как видовом образовании, можно сказать, что культурный духовный опыт отражает специфику нации, т.е. человеческий духовный опыт преломляется в характере нации и находит в нём своё выражение. Наша культура вот уже 1 000 лет является культурой, ценности которой определены ценностями Православия.

Эти представления можно выразить в следующей схеме:

Образ Божий ---------- Религия
Образ человека ---------- Культура
Я - идеальное ----------- Индивидуальное сознание
Образ Я ----------- Индивидуальное сознание

Эти звенья в нормальном, неискажённом состоянии представляют цепочку, где каждое нижележащее звено должно определятся вышележащими звеньями. При разрушении верхних этажей искажается ход развития человека вплоть до потери им человеческого облика. Если образ человека не определяется образом Божием, то эту функцию начинают выполнять, навязанные извне образы современного информационного пространства, которые пытается вытеснить Богом заложенные представления о человеке и внушить ему: «Забудь о том, что ты – образ Божий и «живи красиво». Однако каковы бы ни были темы внушения, основные представления о человеке могут быть вытеснены, могут быть подмены, но они не могут исчезнуть до конца. Они всегда будут давать о себе знать, даже при внешнем благополучии в виде голоса совести, могут приводить к внутреннему конфликту, следствием которого являются алкоголь, наркотики, невротизация, потеря смысла жизни, психосоматические заболевания и т.п.

Когда культурой обусловленные представления входят в противоречие с тем, что происходит вокруг (начиная от безумных СМИ и заканчивая «волчьими законами» стихийной, неуправляемой жизни) тогда появляются такие ужасные факты как подростковая преступность, наркомания, детский суицид! Ведь то доброе начало, которое есть в человеке, выражающееся в голосе совести вступая в противоречие с требованиями выживания, вытесняется, что является причиной различных нарушений: от внутренней тоски и неустройства до превращения человека в звероподобное существо, способное совершать немотивированные убийства.

Градация степени влияния образа человека на его жизнь выглядит следующим образом:
Человек руководствуется или старается руководствоваться в своей жизни представлениями о том, каким должен быть человек. Находиться в гармонии с этими представлениями. Тогда его поведение соответствует этим представлениям. Этот уровень задаёт целостность, потеря которой погружает в конкретику будничных ситуаций, всякий раз оставляя за рамками внимания обобщённое представление о человеке.

2. Человек имеет правильные, праведные представления, но не руководствуется ими в своей жизни, или руководство ситуативное.
Такой разрыв негативно сказывается на развитии личности, является фактором личностной дезинтеграции и дестабилизации.

Образ человека вытесняется другими образами, предлагаемыми современным информационным пространством. Происходит подмена. Эти эрзац - образы включают в основном пристрастия и влечения, эгоистические и прагматические устремления, асоциальные убеждения и т.п. Именно они и начинают «заказывать музыку», так как становятся руководящей и направляющей силой.

Нами (мной и немецким проф. Рольфом Оертером) было проведено исследование образа человека у детей и подростков 7 -16 лет (2001) и у студентов педвуза Украины (2006) [33, 37]. Опрос проводился либо в виде полустандартизированного интервью, либо в форме письменных ответов на вопросы, включающие представления о человеке, об ответственности, счастье и смысле жизни.

Общими выводами этих исследований являются:
Образ человека (представления о том каким должен быть человек) в основном включает качества следующих категорий: «доброта» (добрый, отзывчивый, милосердный, сочувствующий); «честность» (честный, справедливый, порядочный, искренний); «ум» (умный). В исследовании 2006 г. добавляются «социальные качества» (вежливый, воспитанный, общительный);

2. Образ человека видится в неразрывной связи с другими. Характерна открытая концепция личности, стремление к слиянию и взаимопониманию. Основное условие счастья и самое главное для человека - семья, близкие здоровье. Смысл жизни и ответственность связаны с вкладом в других людей: помощь друг другу [37] и заботой о других людях, близких [33]

3. О соответствии образа человека реальному поведению людей. 42% высказываний говорят о полном не соответствии, 40% о частичном соответствии, и лишь 18% о полном соответствии.

4. Полученные данные позволяют утверждать, что актуальная социальная ситуация не нашла отражения в представлениях о том каким должен быть человек. Образ человека – явление относительно устойчивое, независимое, культурно специфическое, которое существует вопреки предлагаемым извне ценностям и идеалам и является противовесом, который удерживает в сознании образы и представления, заложенные в недрах культуры предшествующими поколениями. Таким образом, люди сейчас находятся в противоречивой ситуации выбора, который представлен как по «вертикали» так и по «горизонтали». Выход из этой ситуации видится в утверждении тех идеальных культурных форм, которые заложены в образе человека.

Воспитывая человека, мы должны опираться на тот образ человека, который, как показывают исследования, зависит от особенностей культуры, в условиях которой воспитывался человек согласно, традициям и многовековому опыту предшествующих поколений.

Это важно, так как находясь в гармонии с представлениями о человеке и реальным поведением можно избежать внутреннего раскола, потери смысла жизни, психосоматических заболеваний, алкоголя, наркотиков и др.

Кроме того, выявленный образ человека у детей и взрослых Украины (лекции читались на Украине, прим.ред.) вполне соответствует смыслу и задачам воспитания.

Вопросы для повторения

Почему нужно учитывать культурную специфичность представлений о человеке в воспитании?
Какую роль в воспитании играет образ воспитываемого?
Опишите этот образ.

Практические задания

Найдите примеры из жизни или из художественных произведений которые можно было бы взять в качестве образца идеального человека.
Какие представления о человеке являются препятствиями на пути личностного развития? Назовите некоторые из них.
Какие способы преодоления этих препятствий вы могли бы предложить?
Обратившись к своему опыту, постарайтесь найти случаи когда удалось преодолеть неправильные представления о том каким должен быть человек у детей, подростков, взрослых или у себя. Обратите внимание на то, как это произошло? (что помогло?). Постарайтесь обобщить этот опыт.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру