Когда ребенку не хочется учиться

Савельева: Все чаще родители и учителя жалуются на состояние внутренней пустоты у детей, на нежелание чем-либо интересоваться. В школе мы сталкиваемся со снижением учебной мотивации и школьной успеваемости, а в детях наблюдаем отсутствие бодрости и работоспособности, интеллектуальной и физической, тогда как ребенку куда более присущи жизнелюбие и жажда познания.
Каковы причины сопротивления детей активной жизненной позиции? Только ли потому ребенок не хочет учиться, что ему неинтересно?

Иноземцева: Все дело в том, что для ребенка утрачены истинные смыслы жизни, ценностные ориентиры, которые всегда опираются на опыт семьи. Потеря смыслов сегодня – бедствие! Это проблема глубокая и многогранная. Иногда ребенок, к примеру, напичкан какими-то хаотичными фактами, а учиться не хочет. Бессмысленные факты для него не интересны, они утомляют, – интересным для постижения и делания становится только то, что имеет жизнеутверждающий смысл.

Свешникова: Но что такое наши знания? Это поток самой разнообразной информации, которая ежедневно и ежечасно во все возрастающем объеме буквально обрушивается на современного человека. У ребенка нет способности дифференцировать ее, вычленяя полезную и нужную информацию, а потому он ставит общий естественный защитный барьер – вообще перестает ее воспринимать: учителя пытаются его заинтересовать, но он ничего не берет!

Кроме того, ориентация в информационном пространстве у детей чаще идет по визуальному восприятию. А от них в школе требуется определенная работа над словом – чтобы прочитать и осмыслить тексты, нужны немалые усилия. Современный ребенок не умеет читать, хотя может как наученный циркач оттарабанить текст. Но когда ему задают вопросы по тексту, не может на них ответить – это серьезнейшая проблема. Задача: «Выдели самое главное» иногда вызывает у ребенка просто состояние стопора!

Иноземцева: Люди перестали слышать слово, а ведь слово русского языка в корневой системе содержит истины Евангелия: «безнравственный», «бессовестный», «благодарный», «благородный», «безликий», «воображала», и т.д. – любые слова, причем даже глаголы несут глубочайшие смыслы. А в 1990-ые годы разрушилась и речевая структура: вы только послушайте, как сейчас говорят наши дети! Это слова – штампы, слова–паразиты, которые и есть преграда к освоению смыслов.

Савельева: Но, согласитесь, что взросление наших детей проходит во-первых, в очень нестабильном обществе, и во-вторых, на фоне скорее отсутствия добрых примеров со стороны взрослых – получается замкнутый круг!

Самохин: Дело в том, что ребенок берет не то, что мы ему говорим, но то, чем мы являемся. Ему часто нужна наша реакция, а не информация, и он нуждается в движении души нашей! Сама по себе информация нейтральна, она не задает к ней отношения ребенка. Только личное отношение человека, которому ребенок доверился на данном этапе, способно стать образцом воспитания. Поэтому мы говорим о необходимости организовать совместное дело так, чтобы у ребенка появилось к нему отношение(!). Именно это и есть как раз то, над чем мы, педагоги и родители, рвем себе сердце.

Нам надо постоянно быть с детьми рядом, насколько только хватит у нас на это сил! Предельно! То есть единственное, что можно делать с детьми - это с ними работать, с ними находиться и быть приближенными к ним! Для этого, кстати, и существует дополнительное образование: поездки, походы, экспедиции, спектакли где и происходит по-настоящему вот тот эффект, которого мы ждем от детей.

Иноземцева: Согласна, все зависит от внутренней мощи личности педагога. Один и тот же предмет можно преподавать по-разному и иметь разные результаты. К примеру, знать исторические факты – мало, в истории нужны истинные смыслы. А как учат ребенка в школе? – учат мифологии, стараются привести его сознание и мироощущение к мистификации, и это делается талантливо! Сказка нужна не для того, чтобы по ней жить! Миф используется для формирования управляемого человека и управления народом.

Воспитывая и обучая ребенка, нам важно помнить – собственная позиция у ребенка позволит ему просеять всю информацию, реальную и мифическую через призму своего мироощущения и нащупать путь нелживого восприятия информации.

Самохин: Есть еще одно неожиданное и страшное явление, которое для меня в свое время было неприятным открытием: феномен свободного времени, а точнее бесконтрольного времени. Оказывается, если ребенок больше двадцати часов в неделю предоставлен сам себе, то независимо от того плох он, или хорош, в смысле учебы или дисциплины, в третьем он классе, в седьмом, или старшеклассник, у него появляется психологическое желание резко расширить это время.

Как ребенок расширяет свое свободное время? Сначала он на коленке кое-как делает домашнее задания, т.е. имитирует его выполнение, потом вообще прекращает открывать учебники вне школы, под предлогом - не задали! Затем для него становится непереносим нормально организованный урок, и он под разными предлогами добивается, чтобы его выставляли в коридор, где он наслаждается вожделенным бездельем. В конечном итоге жизнь таких детей превращается в постоянный поиск возможностей уклонения от какой-либо ответственной самостоятельной работы. В учебе они скатываются в тройки и двойки, в поведении нередко самоутверждаются показным бесстрашием в асоциальном поведении или членовредительстве: вызывающей прической, нарочитым макияжем или татуировками. Однако есть многочисленные примеры, когда подобные дети приветливы и послушны, легко вступают в диалог и демонстрируют меру рассудительности. Дома родители таких детей не видят тревожных перемен в ребенке, а его проблемы в школе относят на нерадивость или некомпетентность учителей. Избыточность бесконтрольного со стороны взрослого времени порождает у ребенка своего рода социальный аутизм, напоминающий процессы торможения у грудных детей, к которым на плач часами не подходит няня.

Иногда стремление к праздности становится необратимым и переносится во взрослую жизнь. Мне знакомы два подобных случая социального аутизма или ухода в себя, когда молодые мужчины, обоим перевалило за 30 лет, теряют способность хоть как-то целенаправленно действовать, сидят дома, не работают, не учатся, паразитируя на своих постаревших родителях.

Когда родители приходят с учебной проблемой их детей, советую: «Необходимо контролировать свободное время»! А как контролировать это свободное время, когда родители на работе, а ребенок целыми днями сам себе предоставлен? Нужно, чтобы он ходил в кружки, ездил в поездки, - наполнение любое: занятия, дела! И это оставит ребенка дееспособным! Не давать бесцельной свободы и бесцельного свободного времени!

Иноземцева: В народе есть пословица: «Кто рано встал, тот много взял», помните? Может показаться бессмысленным сказанное, а ведь действительно, человек утром в 5-7 часов встал – в его распоряжении целый день, а если встал в полдень – дня у него нет! Сейчас многие ложатся поздно, да и утром детей жалеют, не будят - все растят изнеженных детей!

Самохин: «Держи детей в строгости - упокоят тебя в старости!» – вот основная педагогическая идея Домостроя, сопряженная с нашей российской воспитательной традицией! Нынешнее навязываемая нам ювенальная юстиция конечно разрушает эти основы, закладывая разрыв между поколениями, между детьми и их родителями. А родители – вот главное! Если их нет рядом с детьми, то зачастую усилия педагогов тщетны: природу человека трудно исправить воспитательными мерами.

Савельева: Зинаида Петровна, Вы говорили об опасности мифологизации истории, а я хочу сказать о мифах, которые сложились благодаря современным воспитательным теориям в родительской практике.

Первый из них: «все лучшее детям»! Но во всем нужна мера: если семья уделяет ребенку слишком много внимания, у него немало шансов вырасти эгоистом, родители тем самым наносят ему вред: мешают вырасти из младенческого эгоизма. Да и внимание вниманию рознь! К сожалению в последнее время многие родители совершенно искренне считают, что лучшее выражение их любви, заботы и внимания - покупка бесчисленных игрушек, ярких и красивых книжек, часто сомнительного содержания, и что, конечно, ребенок, окруженный заботой, просто не выживет среди сверстников без последней модели мобильного телефона! В итоге, тот тонет не только в потоке информации, но и в море вещей, – имею в виду не только игрушки. Спросите любого учителя: «Сколько ручек необходимо ребенку иметь на уроке»? Тот наверняка скажет – не больше трех. А в пенале современного ученика можно найти не менее десяти разных ручек! Поможет ли это в учебе?!

Второе: «детей нужно воспитывать демократично». Многие жалуются на то, дети их не слушаются. Обычно это бывает, когда родители не уверены в своих действиях. Отсюда и результат... Наиболее распространенный пример - спор родителей с детьми. Взрослый человек принял какое-то решение, а ребенок оспаривает его, доходя порой до крика: ему это не нравится. Красноречивые и убедительные объяснения не действуют – дети принимают только собственную точку зрения. На опыте личного детства и своего родительского опыта утверждаю, что лучше ребенку просто сказать: «Потому что я твоя мама и принимать решения - это моя обязанность».
Третье: Родители освобождают детей от выполнения домашней работы, считая ее своей привилегией! А дети должны быть действующими членами семьи, им необходимо тратить на домашние дела ежедневно хотя бы по полчаса. К совершеннолетию ребенок должен знать, как убирать дом, уметь стирать и гладить, готовить еду. Конечно, повседневный труд по дому редко оказывается привлекательным для ребенка, но изобретательный родитель постарается сделать так, чтобы он выполнялся незаметно, почти автоматически, как ежедневная чистка зубов. Почему я об этом сейчас говорю – да потому, что чрезвычайно важно выработать в детях естественную привычку к любому труду, к преодолению лени, потому что в любой работе есть смысл.

И наконец, родители, считая, что огорчения вызывают стрессы, прикладывают массу усилий, чтобы обезопасить от них. Но разве можно в реальной жизни избежать расстройств и неприятностей Постепенно с опытом к детям придет умение правильно их оценивать, но усердная работа над неудачами поможет им настойчиво бороться за изменения в лучшую сторону. Настойчивость - это самое важное в достижении успеха. В этом я вижу здравый смысл.

Но такое складывается впечатление, что все вокруг сегодня направлено на то, чтобы ребенку не захотелось ничего!

Самохин: Тут нельзя впадать в панику, все должны поусердствовать, и родители, и учителя! Один человек сказал мне: «Подводники делают свое дело на дне!» Это про дело, которое мы делаем ради детей!






© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру