Воспитание милосердия и крепости

Образование детей в современной Японии и метод «Киносита онкан». Nurturing “Affection” and “Strength” Early Childhood Education in Modern Japan and Kinoshita Method for Training Pitch

Основное содержание: Основными проблемами дошкольного образования современной Японии являются отсутствие основ воспитания, склонность действующих педагогических практик к субъективности и свободе детей, а также и пассивность в руководстве к добру. Эти проблемы по сути выражаются в одностороннем свободном воспитании детей, которое расчленяет единство их развития в бытовом и моральном плане. И если уж мы намерены улучшать нынешнее состояние воспитания наших детей в социальным плане, то нам следует позаботиться прежде всего о таких критериях воспитания, как «воспитанность» и «послушание» ребенка. И здесь необходимо полагаться не столько на свои мысли, сколько на традиционный способ воспитании, который можно конкретно рассмотреть и позаимствовать у Анны Салливан или у Киноситы. Моральное воспитание детей, а именно воспитания в них милосердия и поддерживающей его крепости духа, мужества, способно предохранить их от возможного духовного и душевного заболевания. Милосердие и мужество (крепость духа) есть две стороны любви, и для воспитания этих качеств в детях необходимо активное руководство ими педагогом к добру, как мощной форме защиты их от зла.

Ключевые слова: utau (петь) и utsu (ударить), мышца души, страйк-зона, всеединство, объективность

Предисловие

В прошлом году я столкнулся с невероятно чистым пением детей в одном из детских садов в городе Сэндай: ясное произношение и духовную силу, правильные интервалы и четкую ритмичность пения у детей раньше мне не доводилось слышать, от них исходила чрезвычайно хорошая сила.

Стройный ряд маленьких фигур, у каждого серьезные глазки - изо всех сил поющие дети... В данной статье, посвященной открытию «факультета образования детей» нашего университета, представлено некоторое исследование силы и закона жизни с точки зрения религии, искусства и воспитания в современной реальности.

Как невозможно выразить словами глубину жизни, так трудно оценить значение музыки и пения для воспитания в детях милосердия и душевной крепости - мужества.

В глубокой древности пение было молитвой к Богу: само слово «utau» (петь) происходит из «uttau» (умолять). Японское слово «uta» (песнь) в звуковом и в смысловом плане близко к слову «utsu» (打つ ударять), которое в свою очередь по острому звучанию еще похоже на «бить» и «beat» (ударять, доля>англ.). У нас говорят: «ударило в сердце необыкновенное пение». И действительно, в пении есть сила, и даже напасть (討つutsu): она обладает таинственностью, то и дело нанося духовный удар по той или иной сфере. Важно также отметить, что в слове «utsu» (бить), близком к «utau» (петь), присутствует начальное движение жизни. Заметим, иероглиф «命» (жизнь) составляется из трех частей, которые по порядку можно объяснить так: «под небом» (天), «в начале» (一), «биение» (叩). Поэтому можно сказать, что в физическом плане сила жизни изначально проявляется в повторении биения: все, что есть в мире, появляется и исчезает - то умирает, то снова рождается. Везде просматривается образ постоянно бьющей жизни. И мы не ошибемся, если скажем, что пение, созвучное с источником жизни, есть один из видов духовной деятельности человека. Не трудно заметить, что даже когда Вы не умеете очень хорошо петь, все равно душа откликается на услышанное пение, можно сказать, пение в ваше сердце «ударяет». Сама жизнь есть песня, которая источает поэзию, восхваляющую все, что есть на свете. Возможно, такого рода пение мы наблюдаем, когда дети играют, например с водой, или когда они сочувствуют чудесам природы, устройству растений и насекомых...

Пение является и центром музыки, поэтому так необходимо у детей развивать чутье ко звуку - «онкан», чувство ко звуку.

Теперь поговорим о том, как преподавать пение детям. В этом вопросе существует множество взглядов, однако мы обратимся к методу «Киносита онкан». И для того, чтобы понять, почему наш поиск лучшего образца дошкольного музыкального образования свелся к методу Киноситы, прежде рассмотрим обстоятельства реальностей нынешнего состояния дошкольного образования Японии.

Проблемы дошкольного образования современной Японии

Когда речь заходит об искусстве, обычно говорят о мире свободного выражения красоты. Должен сказать, что такой взгляд слишком поверхностен: во всяком деле есть основание, на котором только и может быть выражена истинная свобода. Это касается всего, не только искусства: в любом деле сначала нужно научиться какой-то основе, что всегда требует огромного усилия от учителя и ученика и это почти черная работа.

Считать ненужным подготовку этого основания в дошкольном образовании, противопоставляя ее свободному воспитанию детей - есть одна из современных точек зрения на воспитание в целом, и если хотите, это мировоззрение и общий взгляд на жизнь.

Такое игнорирование необходимости основательности и постепенности воспитания чувств, характера, способностей детей, непонимание того непреложного факта, что нет ничего случайного в жизни, ведет к тому, жизнь может показаться простой суммой дней, минут и секунд, то есть горой праха, как говорится в японской поговорке.

Весь потенциал и фундамент человеческой личности закладывается в самом начале песни нашей жизни – в дошкольном возрасте.

Сегодня у нас очень распространено так называемое свободное воспитание детей, которое резко разделяет их на дошкольников и школьников шестилетним возрастом. Согласно этой концепции дошкольникам позволяют исключительно свободно играть, разъединяя единое развитие детей: как будто ничего не значащий переход с 31-го марта к 1-го апреля (в Японии учебный год начинается с 1-го апреля) сможет заставить детей внезапно преобразиться дошкольника в школьника. И не подготовленные к 45-минутным урокам, не получившие основ жизни, дети поступают в школу с большим чувством страха. Отсюда вырастает множество социальных проблем, в том числе так называемая проблема первого класса школы: ученики не могут спокойно сидеть, бегают кто куда по классу, и не могут слушать педагога. По статистике в таком состоянии находится около 25 % изо всех японских школ, что для истории нашей страны не виданное дело. А все дело в том, что современные дети совсем не приучены терпеть. Из-за принципа воспитания, максимально признающего субъективность (самостоятельность) и свободу маленького ребенка, в детском саду теперь жизнь ребенка протекает в некоторой хаотичности и отдельности от реального мира. Распространяющиеся повсюду идеи «самостоятельности детей» и «детского рая» заразили четверть всех школ «проблемой первого класса», которая затягивается на весь учебный год, а часто и на дольше.

Такое свободное воспитание, на словах противопоставляющее себя раннему образованию, на самом деле входит в ту самую категорию раннего образования, поскольку неминуемо касается именно дошкольного воспитания.

Концептуальным оказывается осознание этого момента! Соловьев определил его так: «истина есть всеединство»4. Безусловно, эти слова указывают на Бога, без Которого постоянно находящийся в изменении человек не может быть «всеединным». Не должны ли мы помочь детям, чтобы их жизнь сделалась красивым всеединным пением, не впадающей в диссонансы.

Ханна Арендт предупреждает в своей статьи «Кризис воспитания»: «Выбрав самостоятельность детского мира, из него вытолкнули то, что должно подготовить детей к миру взрослых. Под предлогом уважения к независимости детей, их оторвали от мира взрослых и искусственно заперли в своем собственном мире»5.

Об увлечении в педагогике самостоятельностью и свободой детей

В каких-то отдельных случаях разумеется важно уважать самостоятельность ребенка. Но хорошо ли, если такой подход является чуть ли не единственным критерием воспитания? Достаточно ли мы осознаем неоднозначность ситуации, когда мы даем ребенку полную самостоятельность, независимость и свободу? Например, из уважения к самостоятельности ребенка, скажем ему: «Давай попробуй играть как ты хочешь!», и посадим их за фортепиано. В реальности таким образом никто не научится играть на инструменте, как бы не был он переполнен желанием сыграть что-нибудь: не бывает музыкального исполнения без должной подготовки. Аналогично: дети не могут стать самостоятельными без внимательной опеки и помощи взрослого, конечно, соответствующей их возрасту (младенцам - объятия, дошкольникам – воспитание моральных основ). Сущность воспитания в том и заключается, чтобы помочь детям стать самостоятельными. Кто же станет отрицать необходимость основного руководства взрослыми первыми шагами ребенка в искусстве жить, которое намного серьезнее, чем игра на фортепиано? В действительности маленькие дети не умеют употребить свободу, которая дается им вдруг.

Эдмунд Бёрк сказал, что «Свобода, не имеющая порядка и добродетели, не есть свобода»6. А А. Барин подразделил свободу на негативную - «свободу от чего», и активную - «свободу к чему»7. Сегодня отовсюду пропагандируется негативная свобода. Однако, по существу свобода – есть великий дар Божий человеку, и истинная ценность ее заключается в активной свободе, стремящейся вверх.

Попробуем рассмотреть два разных случая. В первом варианте допустим: «Бросай-ка мяч как хочешь!». Это есть негативная свобода: ребенок весело играет с мячом, ему не задают никаких рамок и никакой формы. Никто не спорит, что в детстве важно играть и веселиться. Но скоро ребенку станет скучно, если он только так будет проводить свое время. Игра просто так, без внимания приводит к рассеянности сознания ребенка, которого в итоге охватывает уныние, поскольку такой ритм быта не соотносится с ритмом природы: напряжение и расслабление, дождь и солнце, зима и лето. Неизбежно ослабевает мышца души, поскольку отсутствует так сказать «биение быта», которое научает быстро сосредотачиваться, или углубляться в себя напряжением внутренних сил. То, что ребенок с раннего детства не научается управлять своими силами воздержания, является причиной сегодняшних проблем, в основании которых лежит отсутствие силы самоуправления (терпения) у детей.

А теперь посмотрим другой подход. Скажем ребенку: «Давай бросай мяч в эту зону!». Разумеется, сразу мяч не попадет в рамку. Ребенок может расплакаться от обиды. Но если он поупражняется и таким образом вырастит в себе силу самоуправления, то все ему понравится. Теперь он будет радоваться своей успешности, попадая в любые точки, куда бы только не захотелось. Ребенок будет радостным для себя и для других, употребляя во благо усвоенную способность, приложив ее к различным ситуациям, так как добрая основа вытерпит любые переработки.

Какой же, по - вашему, вариант будет больше соответствовать идее развития самостоятельности и свободы детей, если подходить к ее реализации с точки зрения перспективы всей будущей жизни человека?

Чем больше человеку дается самостоятельности и позволяется свободы и силы, тем больше потребуются от него рассудительности в их употреблении и социальной ответственности. Эта ситуация схожа с большими деньгами, которые могут быть использованы как во зло, так и во благо - в зависимости от способа использования. Дети могут остаться в непоправимом убытке, даром истощив время и способность, если взрослые им дадут ошибочный способ использования своей самостоятельности.

Поэтому детей важнее во время приучить к послушанию, - это реальная объективность, чем стремиться дать им самостоятельность. Послушность отражает гармонию человека с окружающим миром. Вопреки самости, как будто признающей себя совершенной и эгоцентричной, смиренность нацеливает ребенка на то, чтобы благодарить мир за все, исправляя себя. Для углубления цельности чувств всеединной личности необходимо воспитывать нрав ребенка в чувстве красоты, уважающей общую гармонию, и в смирении, выбирающем общее личному, уважающем старших и повинующемся указанию старших - с дошкольного возраста.

В душу каждого человека проникают различные помышления. Они часто противоречат друг другу. Если с этим не справиться, возможна невротизация, недалеко и до шизофрении: несогласованность воли, чувства и действий разрушает всеединство личности человека. Не случайно иероглиф «人», обозначающий человека, устремленного кверху. Если человек в жизни обращен к небесам, он развивает свою личность, а когда опускается вниз, в нем начинается внутренний разлад из-за своей самости.

Поэтому детям нужно во время указывать на соответствующие цели, и подавать воспитательную помощь для развития их сил. Чувство же стремления вверх воспитывается в послушании добру, но не себе лично. Вот по существу что представляет собой настоящее образование в ее невидимой части. Поскольку в сердце рождаются грехи, строго запрещенные Христом, надо стоять насмерть в защите правильной зоны движений сердца. «Всяцем хранением блюди твое сердце: от них бо исходища живота» (Притч. 4:23). Знаменитый японский философ Икутаро Нисида говорит: «Мы привыкли говорить, что воля – свободна. Но что именуется свободой? По сущности наше желание только дается, и мы сами не можем воссоздавать его. Когда мы действуем, следуя самому глубокому побуждению, означает, что нам дали возможность почувствовать cвою активность и свободу. И наоборот, мы чувствуем принуждение, когда действуем против того побуждения. Это есть истинное значение свободы»8. То есть он говорит, что истинное значение свободы есть следование самому глубокому побуждению9. Известный наш писатель Коджин Симомура ему вторит: «Слушай голоса из глубин души твоей, толкающие вверх».

В Библии мы почти не найдем слова «свобода», там более употребительны слова повиновение и долг, чем свобода или право. Но все-таки Спаситель говорит по поводу приобретения истинной свободы: «Глаголаше Иисус к веровавшим ему иудеом: аще вы пребудете во словеси моем, воистину ученицы мои будете и уразумеете истину и истина свободит вы» (Иоанн 8:31-32). Если «истина» есть «всеединство», как определил Соловьев, то можно заключить, как выше сказано, что «всеединство» человека предполагает не раздельность детского периода и не разъединенное состояние души, которые дают детям истинную свободу.

Итак, преждевременное склонение ребенка к самости, независимости в раннем возрасте не соответствует его возрасту, в нем еще не развиты силы самоуправления, еще не созрела внутренняя чуткость к самым глубоким пробуждениям и еще не усвоены основы, на которые может опереться интуиция и рассудительность - жизненный опыт и мудрость. А значит тут возникает опасность разрушения здорового развития личности: если дети ухватятся за легко понимаемую самостоятельность, не замечая сложности различия истины и лжи, добра и зла, красоты и безобразия, они привыкнут к такому неясному состоянию. И к сожалению, такое состояние быстро становится их нормой. Как дети сумеют увидеть «ложку яда» (зло) «в бочке мёда» (добре)? Да и претензия на самостоятельность, самость это видоизменение человека, перевернутого головой вниз с точки зрения религии. Это происходит с человеком из-за атеистического чувства, из-за потерянного духовного хребта, из-за забвения Творца. Потерявшие ориентиры в жизни люди старательно ищут призрак потерянного Творца (как говорят, Субъекта) в мире и так Его и не находят. Но для православного не может быть претензии на самость, так как он должен видеть свои страсти и грехи, и исповедовать себя «рабом Божиим». Православный христианин постарается найти во всем, что есть на свете, икону (объект), отражающую Царствие Божие (Творца, Субъекта). Чему должно учить ребенка - раба Божия, так это образу жизни, последующей воле Божией. Разве возможно несовершенным, ошибочным и смертным людям иметь великую силу, как полную самостоятельность и суверенитет, которые принадлежат только Совершенному, Высокому и Абсолютному? Между прочим, японское слово «民主主義» (демократия) неправильно переведено, и этот перевод идеологизирует простое название строя. В слове «демократии» нет ни смысла суверенитета (sovereignty) и принципа (-ism). В правильном переводе оно должно звучать так: «民衆» (demos) + «政治制度» (crasy), значит «民衆政治». А это всего лишь принцип принятия решения большинством, который никак не может быть принципом правоты. Так что и в нашем детском саду также будет опасно, если приоритет субъективности - самостоятельности будет отдаваться няне или детям, то есть людям, но не закону, если не сказать больше – Богу.

Вот какова страйк-зона для человека – всем следовать закону, и детям, и взрослым. В рамках закона было бы возможно уважать и свободу, и субъективность. Но перешагнуть в свободе за дозволенные рамки означает вторгнуться в область беззакония, в котором нарушитель окажется в атмосфере тьмы. Необходимо дать детям законы, и помочь им на пути к правильной эмоции: к терпению, морали и милосердию. Дети обязательно поймут ту допустимую меру, получая от взрослых уроки, а возможно, и выговоры, когда это потребуется. То, что мы должны уважать в детях, так это в первую очередь, целостность их самих и их жизни, а не только часть, которая выражается в детских особенностях и самостоятельных взглядах. Стремление детей к субъективности, самости и упорству вызвано их абсолютной уверенностью, будто бы они всегда правы, их эгоизмом. Поэтому наверное и вменяется учителям в обязанность (заметим, что иероглиф «先生» (учитель) означает «прежде рожденный») способствовать развитию детей в хорошем балансе, в единстве самостоятельности и послушания.

Пассивность в руководстве детей к добру

Казалось бы, сейчас даже признается важность воспитания по принципу выбора добра и зла. Но в действительности воспитательницы чаще всего пассивно наблюдают за детьми, и лишь иногда делают ребенку замечание, чтобы остановить его склонность ко злу, когда тот делает что-то уж очень плохое. В этом году в сэндайском городском детском саду местным учителем была написана следующая рекомендация в дневнике студентов нашего университета по практическим занятиям: «Слово делать замечания, которое вы написали – не подходит няне. Лучше было бы сказать – проследить за детьми, обеспечивая их безопасность».

Так ли уж безопасно гипертрофированно уважать самостоятельность и права детей? Здесь игнорируется важная педагогическая обязанность воспитателя вести к добру, наказывая за зло. Не нужно ли нам теперь уточнить разницу между добром и злом?

По Библии и Священному Преданию, Бог сотворил этот мир, и посмотрев на него, благословил, говоря: «Добро есть!». Мир создан Добром ради добра, и в конечном счете, существует только ради добра. Но верховный ангел, созданный Творцом совершенным среди всего существующего, кроме Бога, позавидовав Богу, вознамерился вести горделивый бой против Бога. Так в этом мире появился феномен зла и этот бой продолжается до сих пор. Так что зло не имеет субстанцию, оно есть лишь искажение добра или можно сказать, отсутствие добра. Поэтому от нас требуется духовное руководство детьми в наставлении и сохранении их в добре, оберегая и питая детские души так, чтобы они не исказились или не оступились.

От древности в нашем народе уникальной духовной культурой выделялось трудолюбие и милосердие, как главная добродетель японцев, и разве это не образец человеческой правды, доброты и красоты? «勤勉さ» - трудолюбие, на русском языке буквально означает любовь к труду. «勤勉さ» - трудолюбие, любовь к занятиям, воспитанная с раннего детства, превращается с возрастом в «勤労さ»- трудолюбие: любовь к труду. Одна из основ руководства к добру заключается в том, чтобы воспитать у детей мужество терпеть любые испытания, даже когда будет поставлена задача не по их желанию. Серьезная борьба с собой рождает честность к себе и к другим, и создает почву нелицемерной любви к ближним. Но как часто встречаются дети, не имеющие особого занятия, которые бродят с унылой ухмылкой, не находят способа справиться с самым собой, и увлекаются хищнической борьбой с другими детьми. Играть ребенку полезно и хорошо, но кроме этого разве не надо указать им путь, как жить крепче и милосерднее, начиная с простой и легкой задачи помогать родителям и учиться правильным бытовым манерам, возбуждая в них трезвое отношение к самосознанию и милосердию, и кончая их подготовкой к школьной жизни.

Цель воспитания не должна склоняться к развлечению, хотя оно иногда придает жизни краски, но избегать трудности - не убедительный способ воспитания. Наверное, можно сказать, что одной из причин распространенности в стране ушедших в себя молодых людей (их сегодня 650000), которые не могут выйти из дома совсем, при этом не имея никаких серьезных проблем в образовании или здоровье, является то самое воспитание, которое не дало познания сладости и горечи жизни с детства, и которое взрастило людей, не терпящих даже малого удара жизни? Если человек настроен: «то могу – что хочу», почти нет места, где его смогут принять. Чтобы осуществить то, чего хочешь, нужна огромнейшая подготовка в жизни. Какое смятение и страх обуяет детскую душу, если ребенок выйдет во взрослый мир недостаточно подготовленным! Как в сказке про муравья и кузнечика: дети, приученные трудиться, по-тихоньку и честно продвигаются к успеху и добрым плодам от своего труда. Если их только развлекают, говоря что, возрастом пока малы, то непременно случится беда: как «因果応報» (причина соотносится с результатом). Если в жизни нет труда, это не полезно для детей, так как трудом, помимо игры, взращивается жизненная сила. И Конфуций сказал: «Кто кого любит, можно ли не заставлять того трудиться? Кто кому честен, можно ли того не учить?» («Лунь юй» 14-8). Конечно, многим не хочется быть ненавистными у детей, употребляя в воспитании прием горький. Но если по таким эгоцентрическим соображениям учитель расслабится в своей обязанности служения, то за это обязательно расплатится позже. Например сегодня говорят, что в Китае прозвучало научное предупреждение, что через несколько десятков лет возможно исчезнет синева неба, которое может покрыться желтыми песками, что отчасти происходит уже сейчас.

И в нашем обществе похожее состояние наблюдается: гигантская сумма государственного кредита возросла до невозможности. Сколько выберут себе пользы предки, столько получат ущерб потомки. Бог нам все дал, но не сказал: «Поступай свободно, как хочешь!». Апостол Павел наставляет: «Вся ми лет суть, но не вся на пользу: вся ми лет суть, но не вся назидают. Никтоже своего си да ищет, но еже ближняго кийждо» (1 Кор. 10:23-24). Если мы работаем в дошкольном образовании небрежно: «хорошо же, если пока хорошо», то по этим счетам будут платить дети, стоящие сейчас перед нашими глазами. Ища пользу для детей и внуков, не надо ли нам сохранить эту прекрасную синеву неба Японии, которое есть поэзия, культура, окружающая среда, до скончания века?

Обычай души и предохраняющее образование

Примеры местных детских садов и учреждений

В последнее время совершила большой прогресс медицина, предотвращающая болезни, и общественно признан факт, что главной причиной болезней является склонность (вкус, деятельность), усвоенная человеком бытовыми навыками. Подражая такой позиции в научной медицине, не должна ли педагогика взяться за предохраняющее образование, которое предотвращало бы болезни души? И такие проблемы, как невыносливость, леность и безразличное отношение к жизни произрастают в большинстве случаев из бытового обычая. Такие легкие на первый взгляд развлечения, как телевизор или компьютерные игры, отнимают ясность цели и смысл жизни у детей, они стимулируют самолюбие и уныние, подрезают корень духовной силы. Такой процесс душевной болезни очень похож на телесную болезнь, происходящую от вкусового пристрастия к «ароматному лакомству». Стоит обратить внимание на то, что эти вещи затягивают все дальше и дальше, усиливая желание продолжить удовольствие, отнимая всякую силу воздержания.

Вот почему при целостном воспитании у ребенка морали всегда остерегаются приемов, направленных на развлечение и наслаждение. Первоклассный мировой уровень количества самоубийц (ежегодно больше 30 тысяч беспрерывно в протяжении 13 лет) – факт, наблюдаемый в духовном состоянии нашего народа. А сколько резервных? Неужели и это не поставит безотлагательной задачу введения «предохраняющего образования»?

Беспокоит факт, что ребенок ничего особенного не сделав в детском садике, возвращается домой, и опять ничего не делает, он смотрит телевизор (между прочим, японские дети по количеству проведения времени за телевизором – занимают первое место в мире10). В префектуре М, педагог учреждения помощи и реабилитации трудных детей как-то сказал: «Ведь здесь происходит перевоспитание манер общения, манер трапезы и многого другого. То, что ими нее усвоено с малолетства, трудно заставить понимать сейчас. Очень важно навык обычая с раннего возраста!». Он имел в виду: «Куй железо, пока горячо», неизмеримо велико воздействие и воспитание в повседневном обычаи.

Решение этой проблемы некоторые предлагают через введение нового содержания в систему воспитания детских садов, например, по принципу «свободного воспитания»? В Y детском саду в городе S, поставили цель «выучить возить на велосипеде до поступления в школы», и ежедневно дети занимаются над этим усердно. Их усердие подогревают наградами, по словам ректора этого детского сада, работающей здесь больше двадцати лет, у детей безграничные возможности: если воспитаны усердными, они имеют кредо: «все будет возможно, если будем стараться», и показывают в быту большое трудолюбие в любых новых делах.

Пример традиционного метода

Если мы имеем в виду предохраняющее образование, то прежде всего говорим о том, оно всегда сопровождается каким-то ограничением. В сфере дошкольного образования таким ограничением являются манеры (рамки) и послушание (база). В Православной Церкви, следующей духовному наследию святых отцов, основным пунктом детского образования является «страх Божий» (Псал. 111:10, Притч. 1:7, 9:10)11. Нет крепче тех рамок. Чтобы поучиться смирению, главной базе всех добродетелей, она учит «отсечению воли» через «послушание»12 (1 Петр 2:13~5:7 Тит 3). То, что легко делается по воле, часто делается из слабости. Признак силы проявляет тот, кто слушается, отсекая свою волю. Детство и есть самый подходящее время жизни начать учиться терпению и милосердию, чтобы стать строгим к себе, но милостивым к другим. Беда детям, не наученным этому – много горше будет исправление прошедшей жизни, когда они, став взрослыми, будут переживать буйности своего эго.

Разве не ведем мы детей ко Свету, если воспитываем в них навык послушания правилам, законам, родителям, учителям и голосу совести, призывающему к доброму? Именно об этом мы можем узнать из дневника Анны Салливан, воспитывавшей знаменитую Хелен Келлер13.

Анне Салливан было всего двадцать один год, когда она познакомилась с Хелен, оставшейся по сути инвалидом. Каким образом и с чего взялась за дело молодая преподавательница? Начала ли воспитывать ее, исходя лишь из уважения особенности Хелен и жалости к ней? Было бы не удивительно, если бы она дала большую свободу девочке, имеющей три немощи: спепоту, глухоту и немоту. Для очень своевольной шестилетней девочки Салливан решительно применила другой метод: «Самая большая задача, требующая скорого разрешения, заключается в том, как воспитать и тренировать ее, не исказив качества ее души. Я намерена приобрести ее любовь. Не намереваюсь покорить ее одной силой. А с самого начала буду требовать от нее послушности в правильном ее смысле (6-го марта 1887 года)». «Чему существенному, что я могу учить, это повиновению и любви, тому пока она (Хелен) не научится, буду сколько угодно бороться с ней, как сегодня, после полудня понедельника». «Чем больше думаю, тем больше убеждаюсь в том, что именно повиновение есть врата в сердце этой девушки, через которые входят не только знание, но и любовь. (11-го марта)». «Эта маленькая дикая девушка научилась первому наставлению, называемому повиновением, и заметила, что обуздание есть иго легкое. (20-го марта)». «Изо всех сил я постаралась объяснить родителям то, что совсем бесполезно будет для нее: позволять делать все по воле Хелен. Да еще указала, как тяжело дается и детям и учителю понимание того, что не все бывает по воле своей. (28-го марта)».

У этой учительницы была любовь, она не страшилась никакой горечи, не боялась использования давления, воспитывая манеры у девочки, исправляющие ее своеволие. «Обуздание есть иго легкое», Салливан прекрасно знала, что нет больше той нагрузки, как свобода. И как только у Хелен проявилась послушность, написала: «Теперь думаю, что в дальнейшем не будут таких трудностей. Разрушено огромное препятствие в продвижении вперед. (28-го марта)». С момента их первой встречи прошло всего на всего три недели, было преодолено огромное препятствие, Хелен уже никогда не забывала о послушании, любви и соблюдении законов. Это и было «основой воспитания», которое манерами и повиновением спасает детей от развращенности. Это есть «温故知新», означающий познание нового на изучении старого, то что было написано сто лет назад в дневнике учительницы Салливан. Вот что предохраняет детей от рассеивания их духовной силы, поставив «рамки» (манеры) движению внутреннего произвола, и «базу» (послушание) для устремления безграничной детской энергии в направлении горе, к «Любви». Для того, чтобы дети не утонули от навыка души к самолюбию, потребуется воспитание, которое трезво относится к духовной реальности.

«Метод Киноситы», отвечающий на современные проблемы

Полнота оснований

Тацуя Киносита (1938~ , Аичи) – выдающийся учитель, который неизменно практикует своеобразный принцип обучения в эти последние тридцать пять лет вопреки волнам нововведений времени. Отличительной чертой в целях метода воспитания Киноситы является не только воспитанность и сосредоточенность детей, но и ревность учителей, их проникновенное отношение к детской душе. Конечно, кто-то может не согласиться с этим методом, но объективности ради нужно отметить, что он отвечает на все вопросы, изложенные выше.

В методе обучения пению в детском саду Киноситы огромное внимание уделяется прежде манерам детей, потом начинается их обучение пению. Таким образом педагоги предвосхищают проблемы из-за произвола детей: только при соблюдении правильных манер развивается способность детей к пению. Здесь подразумевается послушное поведение в процессе обучения (база), способствующее всестороннему развитию ребенка. Этот метод разработан именно для детей детских садов. Он богат разными приемами: тщательно продумана система вовлечения детей в музыкальный мир, например, посредством того, что и как читать: то длинно, то коротко, то быстро, то медленно, с разнообразной интонацией, учитывая особенности психики детей. Стоит особо отметить богатую интонациями речь учителей, ведь наша речь - это уже начало музыки.

Совершенствуясь в правильной и ясной речи, дети обращают внимание на произношение и голос, тем самым обучаются самоуправлению, самоконтролю. Так прорастает сама собой желанная самостоятельность. Влияние на развитие мозга и нервной системы музыкальных упражнений глубоко исследовал профессор Иосинори Савагучи15. Для обучения правильного чутья интервала начинают с «дружины: до, ре, ми», понемногу усложняя задачу запоминанием гаммы напевом секундами, запоминанием гаммы напевом терциями и запоминанием гаммы напевом полутонами, таким образом постепенно сжимается страйк-зона. Таким честным путем тренировки духа, преодолением трудностей в занятиях разрабатывается почва, из которой рождается чистый и прозрачный голосок у детей. У них таким образом не только возбуждается развитие мозга и способностей, но и развиваются внимание и терпение – мышца души, одно из самых важных качеств в жизни. Поскольку упражнение требует более усилия чувств и воли, чем просто техники, в душе развивается одна из важнейших и труднодостижимых способностей – самообладание, и это за одно становится отличной подготовкой к встрече школьного периода. Логика, постигаемая повторением, и состояние души по привычному движению и закону жизни, познаваемые «кровью, потом и слезой» есть начало смирения. Из этого рождается интуиция в различении правды от лжи, добра от зла и красоты от безобразия. Это есть превосходнейшая черта на пути искусства, которое нуждается в абсолютном послушании к «законам физики». В этом методе требуется огромное усердие от детей и от педагогов, но рукой об руку понесенный совместный труд преображается в чистый ангельский голосок ребенка, выражающий красоту и свободу», рождающий чувство поэзии и умиление. Кто больше всех получает от этого совместного труда? – сами дети, преодолевшие эту трудность. Дети, получаемые руководства «онкан», будут чувствовать в пении не только радость свободы и достижения, но и будут наслаждаться освобожденностью и радостью, когда им будет позволено поиграть в свободное время, та награда за труд, в котором требовалось «ударять» себя.

Кроме того, в методе Киноситы предусматривается развитие зрения и слуха, метод обучает не только пению, но и записыванию нотами услышанной мелодии, по принципу: «то, что умеешь писать, прочитаешь без труда». Это одно из содержаний сольфеджио – тесные врата в основе музыкальной грамотности. Здесь употребляется нотная бумага, разлинованная пятью линиями пятью разными цветами, которые соответствуют определенной «Онкан-карте», чтобы каждая новая задача была все более доступнее детям. Киносита предложил давать в детских заданиях различные цвета не по нотам, а по пяти неменяющимся по высоте линиям, чтобы те не смущаясь, приобретали музыкальное чутье.

В ответ на воспитание усердия у этих детей развивается хороший слух, а у некоторых и абсолютный слух. Кто приобрел музыкальное чутье, к тому приближается сама музыка, и ее содержание понимается глубже. Кто приобрел абсолютный слух, в том рождается и ощущение абсолютного критерия. У кого удерживается желаемая высота звука в потоке буйных звуков, для того возможно и умение держаться на желаемом тонусе в гармонической красоте своей свободы, удерживая при этом в себе абсолютный критерий, не меняющийся от окружающих искушений. Обостряется слух, который вырабатывает силу проникновения в разнообразные тонкости интонаций, имеющихся в музыке, или в разговоре и других случаях. Сила слуха, приобретенная через сосредоточие в один звук, преображается в силу вслушивания во внутренний голос (самого глубокого пробуждения), и во внутреннее пение (чувство поэзии). И сосредоточенность, с которой всю свою силу голоса и слуха детишки должны превращать в один звук, оказывает влияние и на образ их жизни.

Нацеленность на целостность детей

Что отличает метод Киноситы от других методов раннего образования или воспитания талантливых детей? Глубокое уважение к цельности души ребенка. Он унаследовал японскую традицию и бережно сохранил кредо: «Человек воспитывается только человеком».

На перемене и на уроке педагог всегда обращается к детей: «Глазки?» - «В глаза учителя!», «Ручки?» - «На колени!», «Ножки?» - «Ими нельзя стучать!», «Нельзя брать карточки тому, кто не поет песни!», то есть он берется за дело серьезным образом, и строго упражняет детей в повиновении правилам. Эти искренние девизы полны звонкости и ритмичности рифмы. Способность переключаться от ON к OFF, переходить к серьезному сосредоточенному отношению к делу из обычного состояния, трудно приобретается только интеллектуальным напряжением, поскольку требует единства души, действия и тела. Как говорится в поговорке: «Жди от Неба повеления, употребив всю силу мудростей людей».

Такова крепость, не жалующая себя, которая является основанием воспитания, сохраняющего целостность детей, о котором забыли после введения режима «свободного воспитания». Обучаться «милосердию» и хранящей его «крепости», что может важнее этого? Если и бытует мнение о «милосердии», то не часто говорят о «крепости, мужестве». Но «милосердие» и «мужество» не разъединяется между собой, тем более, они составляют две стороны любви: «Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслью твоею:сия есть первая и большая заповедь;вторая же подобна ей: возлюбиши искренняго твоего, яко сам себе» (Матф. 22:37-39). Истинная любовь есть крепость и мужество, отдающие тело и души. Этому величию души указывается в Писании: «Болши сея любве никто же имать, да кто душу свою положит за други своя» (Иоан. 15:13). И нет больше того чувства поэзии. Это есть красота и суровость любви. В книге Салливан вопрошается: «Можете ли Вы любить детей, только строго?». Воспитание есть искусство любви.

В отличие от того, как в обычных детских садах дети поют «очень свободно» под аккомпанемент педагога, по методу Киноситы дети тоже поют, но в них сияет сила воли, умение подчиняться главной задаче. Что такое по существу активность? Человек не может жить только желаниями, он не может любить то, чего он не знает, то есть при невежестве он не может действовать активно. Пока он что-то не узнает, ему не ясно, чего он любит, чего желает, или хочет выбрать. Рюичиро Тани сказал: «В пределе своей пассивности к Богу, человек сможет помышлять по самому доброму и действовать поистине активно»16. Интересно станет упражняться, если заранее получить приемы, и интересно будет учиться, если заранее приобрести понятливость. Всех отталкивает необходимость повиноваться правилам, но если упорствуешь здесь, то тебе и не будет дано дальше. Ведь это – нищета духа, твердая шелуха, называемая эгом, которую мы обязаны преодолеть. Если же последуешь указанию опытных учителей или людей, старше себя, будет сделан «больший шаг» вперед.

Поэтому нам следует способствовать тому, чтобы сначала дети со своей открытой пассивностью восприняли все доброе, прикасаясь и обучаясь хорошему, и только на том основании смогли выбрать подходящий себе путь самостоятельно. Как раз в методе Киноситы соединяются активность пения с пассивностью обучения17.

Такой целостный метод является причиной оживления жизненной силы детей, отсюда и их пение тронут сердца слушателей своим блестящим голосом.

Активность руководства к добру

Неприемлема в методе Киноситы так называемая «ложь». Например, если дети плохо спели, им никогда не скажут: «Молодцы!». Наоборот, объяснят, где и как плохо спели, и станут повторять, пока не получится. В этом и заключается настоящее и искреннее отношение взрослых к детям.

Дочь Киноситы – Мана Киносита, в летних курсах 2010 года в Токио преподавала студентке, не умеющей брать пением верхнюю ноту: «Это ж то чувство, которое стремится к Горнему!». Пение решительно отличается именно этим от инструментов с клавиатурой. Чтобы мелодия полетела вверх, нельзя спеть, пока нет соответствующего сосредоточия силы. Например, большую сексту, легко берущуюся одной рукой на фортепиано, спеть придется с трудом. Это целая задача, требующая духовного напряжения, как если бы пришлось перепрыгнуть высокое препятствие. Силу полета вверх, обитающую в музыке, обретается именно чувством «полечу!», а не умом и логикой. Можно сказать, что это центральный момент при воспитании морали детей. Не связывается ли это чувство сильного стремления вверх с религиозной верой, в которой душа возжелает Бога? Вертикальное чувство «Неба и земли» непосредственно ощущается в пении. И оно дает намек на то движение души, которое именуется молитвой.

В перспективе руководства детей к добру вовсе не угрожающе звучат слова Киноситы: «Не пойду на компромисс». Он не заставляет всех до единого, и не требует одного уровня от всех - нет, нет! Он, как опытный учитель, прекрасно знает, кому - сколько потребно. Под этим «не пойду на компромисс» подразумевается утаенное чувство: «именно, ради тебя». Метод бескомпромиссный похож на систему «Zero-tolerance policing» в Америке, которая была принята правительством США ради разрешения проблем деградации образования лет 15 тому назад. И как говорят, что она развивается успешно: атмосфера приближалась к нормальному на уроках школы18. Где нет тренировки к добру, там обязательно станет властвовать зло. Поэтому в методе Киноситы, говорящего «не пойду на компромисс» с леностью и ложью, совершенно очевидно активное руководство к добру: он обучает усердию и трудолюбию учеников.

Кроме пения в методе Киноситы используется выражение музыки танцем, трогательное соединение музыки с легким ритмом и тишиной. Что чувствуют дети, когда они раскрывают обе руки вверху над своей головой, стоя без движения? Это красивый момент, как бы выражается сила жизни, поднимающая на Небо.

Активное руководство к добру бескомпромиссно требует от себя и от других максимального усилия. И максимальное выражение максимального усилия отражается в слове «самоотвержение». «Аще зерно пшенично пад на земли не умрет, то едино пребывает: аще же умрет, мног плод сотворит» (Иоан 12:24). Истинная учеба состоится ни в чем ином, как умереть для себя в данный момент в открытой пассивности, не обольстив себя, говоря: «Учусь сам самостоятельно». В противном случае отвергается самое полезное, снаружи горького вида. Слабое зерно, не умеющее поломать свое эго, не сможет дать множества плодов. Поэтому очень полезным руководством к добру является приучить ребенка к послушности, пока все чувства в мягком состоянии. Если есть правильное отношение к учебу, что выражается нашей поговоркой: «Послушав одно, понял десять», познается не только трудность, но и радость в учебе. Разумеется, нельзя перегружать детей. Но надо наставлять в добре, особенно когда дети стремятся к лености. Сколько детей одаренных, но пораженных своей леностью! И в большинстве случаев в протяжении времени у них только умножаются необходимые начальные задачи и вырастают стены препятствия. Всегда и во всем первые шаги кажутся такими тяжелыми, что едва ли кто сможет бороться самостоятельно, если не будет помощи от Бога, Ангелов и взрослых. Если мы с детьми соблюдаем послушность к истине, добру и красоте, начнется строгий, но красивый совместный труд. В глубине души дети хотят быть со вместе со взрослыми на природе или в школе, с музыкой книжкой, с картинами, все равно с какими занятиями – только хотят быть вместе. Они хотят, чтобы на них обращали много внимания, тем иногда вызывая наш протест и гнев. Хотят, чтобы хоть строго, но горячо любили. Поэтому если наше отношение: «Пусть идет так, как они хотят», хоть и может показаться на первый взгляд милующим их, но но на самом деле, будет холодным к ним отношением, не учитывающих самого глубинного побуждения детей. «Давай-ка потрудимся вместе!» - вот что есть истинно верно, быть вместе, «рядом с душой» ребенка – «синергия взрослых и детей»

Заключение

Выше познакомились с проблемами воспитания современной Японии, и увидели примеры предохраняющих методов Салливан и Киноситы. Надеюсь, что должная ясность присутствовала в изложении главной мысли о совместности крепости духа (мужества) и милосердия - двух сторон любви. Милосердие есть искреннее душевное чувство, но от педагога потребуется рассудительность в способе его выражения. Бывает, что нужно сладкое милосердие, как конфетка, однако, если сладкого окажется слишком много, оно может расплавить духовный скелет детей, расслабив силу их терпения. А милосердие, иногда воспринимаемое как «бич», как у Салливан и у Киноситы, воздерживает от сладости, но укрепляет кости, способствуя развитию терпения и милосердия, поддерживающих друг друга. Иначе как можно уступить другим и проявить чувство милосердия, если не обладать силой воздержания? В реальности детей окружает мир, полный зол и опасностей. Поэтому, также как требуется им руководство в еде и на улице ради сохранения их телесного здоровья, им необходимо руководство в духовном и чувственном ради сохранения здоровья их души. Когда в душе ребенка укоренится крепость , тогда прорастет и бутончик искреннего, не фальшивого милосердия.

В жизненном пути мы постоянно изменяемся. Как бы ты ни желал оставаться тем, какой сейчас есть, это невозможно. «Я», живущий в этот миг, по существу уже не существует в мире в следующий миг. Когда мы поистине постигаем эту быстроту, и этот движущийся облик жизни с ее изменяемостью, невольно наталкиваемся на двусмысленность слова дети. Если мы допускаем остановить все динамично существующее, и воспринимаем его как статическое, мы сможем понимать слово «дети» в обычном смысле этого слова. Но в реальности ребенок постоянно растет, и каждую минуту превращается во взрослого. Следовательно, дети – это постепенно взрослеющие люди, таково истинное понимание существа детей. Выходит, сознавая это, мы должны указать истинный путь детям, как ветер, бегущий в сей час. Мы живем, и улетим, «яко вси дние наши оскудеша, и гневом Твоим исчезохом» (Псал. 89:9).

С молитвой изо всей души прошу благодати и милости Господа на детей, начинающих жизненный путь, и тем завершаю заключительные слова.

Библиография

1 白川静 『漢字 ―生い立ちとその背景― 』岩波新書1970

2 А. H. Драгункин «ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЯПОНСКОГО ЯЗЫКА» Андра Санкт-Петербург 2005

3 井桁貞敏 『露和辞典』 三省堂 1970

4 谷寿美 『ソロヴィヨフの哲学―ロシアの精神風土をめぐって』理想社 1990

5 ハンナ・アーレント 引田隆也 齋藤純一訳 『過去と未来の間』 みすず書房 1994

6 E. バーク 中野好之編訳 『政治経済論集』 法政大学出版局 平成12年

7 アイザリア・バーリン 『自由論』みすず書房 1997

8 西田幾多郎 『善の研究』岩波文庫 1950

9 下村湖人 『青年の思索のために』 PHP出版 2009

10 清川輝基・内海裕美 『「メディア漬け」で壊れる子どもたち』 2009 少年写真新聞社

11 Святитель Феофан Затворник «ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ Отечник №2» Сестричество во имя

преподобномученицы великой княгине Елизаветы Москва 1997

12 Преподобный Иоанн Лествичник «ЛЕСТВИЦА» Издательство Сретенского моностыря

13 サリバン 槇恭子訳 『ヘレン・ケラーはどう教育されたか―サリバン先生の記録―』明治図書刊 2010

14 木下達也 『わたしの音感教育』 早川書房 2006

15 澤口俊之 『脳教育2.0』 講談社 2008

16 谷隆一郎 『人間と宇宙的進化―証聖者マクシモスにおける自然・本性のダイナミズムをめぐって―』

知泉書館 2009

17 鈴木裕子 「幼児の感性を具体化する試み」(『保育学研究』第47巻第2号2009所収)日本保育学会

18 国米欣明 『その子育ては科学的に間違っています』 河出書房新社 2010

Офицальная страница по интернету метода «Киносита онкан» http://www.kinoshita-onkan.com

Примечание

Статья напечатана в «Бюллетени» № 60 Университета  Шокэй-Гакуин в декабре 2010 года (Сэндай, Япония).

Оригинал написан на японском языке. Переведено на русский язык автором. Редакция Савельевой Ф. Н.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру