На какие вопросы должна ответить педагогическая теория?

Проблема духовно-нравственного воспитания – это фундаментальная педагогическая проблема, которая прямо или косвенно будет определять развитие всего нашего образования. При этом ни одна другая проблема в развитии нашего образования – реформа профессионального образования, закрытие сельских школ и т.д. – не вызывает такую жесточайшую полемику, как организация духовно-нравственного воспитания.
Такие разногласия не случайны – они вызваны действительно объективными противоречиями современного развития не только в нашей стране, но и во всем мире, и особенно в западных странах. Среди наиболее острых можно назвать следующие проблемы:

– неопределенность и непредсказуемость социокультурного развития человечества;
– нарастающий отказ современного западного общества не только от высших духовных ценностей, от идей христианства, но даже от идеи прогресса, что наиболее ярко проявляется в перенесении общественного и личного сознания с производства на потребление. А это выводит на поверхность бытия все резко отрицательное, бессмысленное, темное, разрушительное, что ведет не просто к деградации социума и человека, но к их расчеловечиванию. А современная посмодернистская культура и философия возводят это расчеловечивание в ранг высших, определяющих ценностей общественного и индивидуального бытия. В этом качестве сама философия и наука претерпели какие-то страшные, роковые превращения – если в средние века философия, образно говоря, была служанкой богословия, то сегодня философия (и не только) стала служанкой темных сил.
А расчеловечивание общества ведет к тому, что если раньше оно было источником развития культуры, высших ценностей, то теперь, напротив, оно становится источником негатива. Для воспитания это означает невозможность его ориентации на социум как источник, задающий высшие идеалы и смыслы его развития. Поэтому, отказываясь от традиционных христианских ценностей и не найдя систему экзистенциональных ценностей, которая бы стала адекватным созидательным смыслообразующим началом жизни своих граждан, современное общество разрушает и воспитание, так как не может определить его созидательные цели и содержание;
– кризис семьи. Отказавшись от христианского идеала семьи, и уже даже не понимая, что это такое, современное общество обрекло семью на стихийный поиск своего нового образа и как следствие – на разрушение. Поэтому традиционная семья рассыпается на глазах, что видно по многим явлениям, и прежде всего по числу разводов. А это самым негативным образом сказывается на развитии ребенка, потому что семья – это главный институт воспитания, соответственно, нестабильная семья – это разрушенное пространство воспитания и разрушенные души детей.

В еще более тяжелом положении находится Россия, пребывающая в состоянии перехода от разрушенного советского общества к созданию неизвестного нового. В силу этого вступление России в XXI век оказалось сопряженным с глубочайшим социальным, культурным и духовно-нравственным кризисом, что ведет к созданию ценностных ориентиров, чуждых традиционному укладу и образу жизни российского народа; усиливает все негативные социальные процессы; порождает социальное отчаяние и бессмысленность жизни; забвение или сознательный уход от национальных традиций. Размывание традиционных для российского общества духовно-нравственных ориентиров, ориентация преимущественно на ценности западной цивилизации (преимущественно постмодернистские) при отсутствии собственной национальной идеи ведет к угасанию духовно-нравственной сферы российского общества; потере смысла жизни целого народа; массовому аморализму и преступности; к культурному, духовному, нравственному и социальному его угасанию, его массовому вымиранию.
Постоянную и глубокую тревогу вызывает ухудшение духовно-нравственного развития подрастающего поколения, что выражается не только в росте детского алкоголизма, наркомании, преступности, но и в эгоизации детей, в «уходе в себя», резком падении их культурных и духовных запросов.
 
Поэтому становится неприемлемой ситуация, когда российское образование стремится ограничить свою деятельность только обучением, когда оно успешно готовит людей для высокой интеллектуальной деятельности, людей конкурентоспособных на мировом интеллектуальном рынке, но не находящих применения себе и своим силам на Родине, неспособных жить в современном российском обществе, найти в нем свое место, противостоять злу современного общества. В лучшем случае они пытаются уехать за границу, в худшем – уйти из жизни.
 
Вместе с тем трудность решения вопросов духовно-нравственного воспитания обусловлена еще и сугубо гносеологическими причинами. Если все другие вопросы образования решаются в пространстве социально-педагогической проблематики, например закрытие тех же сельских школ, то проблема духовно-нравственного воспитания уходит своим основанием и в сферу фундаментально-мировоззренческих констант, что порождает не просто противоречивые, а несовместимые позиции во взглядах на его организацию и развитие.

И все-таки, оценивая общее состояние воспитания в России как крайне тревожное, мы не можем не отметить позитивные моменты в развитии страны и воспитания, внушающие надежду на их возрождение:
– возрастающее стремление российского государства ориентироваться на решение российских интересов;
– явный и заметный подъем религиозности российского общества, российских людей;
– сознательное восстановление воспитания в России, как на государственном, так и на региональном, муниципальном и школьном уровнях.

Это, в свою очередь, требует глубокого теоретического осмысления процессов, происходящих в духовно-нравственной сфере общества, нахождения оптимальных путей развития российского воспитания. А для этого необходимо понять цели духовно-нравственного воспитания, определить систему его основополагающих ценностей, то есть его содержание, соответствующие им организационные механизмы и технологии.
И хотя сегодня идет значительная работа по решению этих вопросов, до их окончательного решения еще очень далеко. К тому же сегодня современное российское общество весьма и весьма неоднородно в своем мировоззренческом выборе. Поэтому и ответы на эти вопросы звучат принципиально различные.
 
С учетом этого мы обязаны проанализировать решение этих вопросов не только в православной педагогике, но и в других системах теоретизирования, а самое главное, предложить пути практической организации духовно-нравственного воспитания и преподавания религиозной культуры в условиях объективного существования разных мировоззрений.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру