Психологические особенности подростка

Подростковый возраст является началом переходного периода от детства к взрослому состоянию в жизни человека. Греческое слово krisis переводится как «решение, приговор, решительный исход». В таком контексте восприятия слова «кризис» можно говорить о неминуемости подросткового кризиса в жизни каждого человека. Кризис подростничества, как решение о переходе во взрослый возраст, исход из детства, обуславливает психическое развитие в этом возрасте. Характер этого перехода может быть различным.

Возрастные границы подростничества

В зависимости от культурных традиций, социально-экономического развития общества, внутрисемейных установок переход от детства к взрослости может длиться от нескольких месяцев до нескольких лет. Общим является правило – ни в одном обществе от ребёнка не требуют, чтобы он стал взрослым моментально, всюду процессу достижения взрослости отводится время и место.

Одной из проблем современной возрастной психологии является определение культурных рамок подростничества. Дело в том, что этот возрастной период, согласно гипотезе этнографа Ариеса, отчетливо обозначился в обществе только к концу XVIII в. В современном технически сложном обществе отмечена тенденция удлинения «фазы ожидания» между детством и взрослостью. Это связано с психологической и психосоциальной незрелостью отроков, тогда как биологические предпосылки позволяют им рассматривать себя как взрослых (здесь необходимо учесть фактор акселерации – ускорения биологического созревания современных детей). Между физическими возможностями подростков и психологической и психосоциальной готовностью возникает конфликт. Как следствие – конфликт между подростком и обществом.

В отечественной психологической литературе принято различать младший подростковый (10–12 лет) и старший подростковый (13–15 лет) возрасты. Это согласуется с периодизацией психического развития Д.Б. Эльконина, и далее мы будем излагать материал в соответствии с выбранной ранее логикой рассмотрения возрастов.

Новообразования возраста

Психологическим критерием перехода к подростничеству является осознание себя человеком, перешагнувшим границы детства. Возникновение представления о себе как «не о ребёнке» многие специалисты называют основным новообразованием этого возраста. В связи с этим у подростка возникает потребность в изменении образа жизни. Решение проблем самоопределения в подростковом возрасте специалисты связывают с привлечением старшеклассников к жизнедеятельности взрослых, изменением характера общения, появлением потребности в уединении и обособлении.

Источником конфликтов с представителями старшего поколения может стать отсутствие в этом возрасте устойчивой системы координат – системы жизненных ценностей, которая позволила бы реально оценивать события. «Пустыня отрочества» по образному выражению Л.Толстого не имеет опыта личного выбора и ответственности. Осознание личной ответственности – важнейшая воспитательная задача в общении взрослого и подростка. «Если ты не маленький, отвечай за всю ту сферу, в которой считаешь себя взрослым».

Что является центральным новообразованием подросткового возраста? Анализ многочисленных исследований по теме «Подросток» (Носкова, 1999) показал, что в большинстве из них данный возраст изучается через характеристику феноменов самосознания. Это знаменитые исследования Ст. Холла, Э. Шпрангера, Ш. Бюлер, Э. Штерна, А. Фрейд, Э. Эриксона и других не менее известных ученых. Кроме того, в культурно-исторической психологии развития Л.С. Выготского непосредственно указано, что самосознание есть новообразование подросткового возраста. Самосознание при этом понимается и связывается с овладением человеком самим собой, с процессом самопознания, уровнем развития мышления и воли. В самосознании происходит как бы слияние аффективного и когнитивного в «берега» волевого.

Самосознание как вершина высших психических функций не только делает возможным более глубокое познание других людей и себя, но и перестраивает весь внутренний мир ребенка, что проявляется в его интересах, ценностях и поведении в целом. В результате того, что у подростка формируется самосознание, он становится способным открывать и порождать личностные смыслы, а следовательно, его можно считать субъектом волевого действия. Нам представляется, что развитие самосознания в период подростничества проходит следующий путь: в период «предподросткового» кризиса (К.Н. Поливанова) появляется рефлексия, на начало периода отрочества – первая форма самосознания – «чувство взрослости» (Т.В. Драгунова, Д.Б. Эльконин), затем к 13 годам происходит становление собственно самосознания как вершинной психической функции и в кризисе 17 лет (по исследованию Л.И. Бершедовой (1999) возникает такая форма самосознания, как самоопределение (Л.И. Божович).

Более подробно остановимся на характеристике «чувства взрослости» как первой форме самосознания. По определению Д.Б. Эльконина и Т.В. Драгуновой «чувство взрослости» – это стремление быть, казаться и действовать как взрослый. В исследовании О.В. Курышевой изучалось представление подростков о собственной взрослости. Анализировались детские сочинения на тему «Когда, в каких ситуациях я ощущаю себя взрослым». Было установлено, что развитие образа взрослости происходит по сложно организованной схеме: от «сказочного» внешне обусловленного героического поступка к внешнему, но реальному поступку; к реальным поступкам, обусловленным внутренними признаками взрослости, и, наконец, к общему представлению о взрослости как единстве ответственности и самостоятельности.

Экспериментальные данные по динамике изменения представлений о взрослости показали, что взрослость в предподростничестве начинается с возникновения у ребенка представления-картинки о «достойном, правильном» поступке, выдуманном им. Героем истории выступает сам ребенок, а основным показателем взрослости является чувство гордости (эмоция, неразрывно связанная в сознании с представлением). Идеалом для ребенка начинает выступать «взрослый поступок» (обычно выполнение общепринятых норм), он открывает взрослость как конкретный факт, выраженный в геройском действии.

На втором этапе – этапе мифологизации образа взрослости – ребенок пытается буквально воспроизвести сложившееся представление в реальных ситуациях. Здесь смысл реальной ситуации меняется волшебным образом, и поэтому мало одного внешнего символа, необходимо сравнение себя с другими, новый статус в социуме, оценка аудитории. В отличие от первого этапа, где замысел заканчивался результатом, на этапе мифологизации образа взрослости ребенок останавливается на «замысливании», он не описывает ни дальнейших действий, ни полученного результата, только начало экстраординарного действия («дают специальное поручение»). Автор расценивает это как показатель возникновения первичных представлений ребенка о мере своих возможностей, о том, что достижение желаемого результата сопряжено с определенными трудностями.

На третьем этапе становления образа взрослости ребенок пытается выявить в собственном поведении ее содержательные элементы, соединить замысел своего взрослого действия с его реализацией, получить результат. На данном этапе построения образа взрослости ребенок описывает, в основном, собственную несостоятельность, в то время как на предшествующих этапах в центре внимания были внешние ограничители. Этот этап именуется автором этапом конфликта. Ребенок начинает постепенно осознавать границы собственной взрослости, которые заданы степенью самостоятельности и ответственности. На наш взгляд, границы взрослости задаются и осознанием своих прав и обязанностей, социальным пространством личности (В.С. Мухина).

На четвертом этапе у ребенка возникает отношение к мере своих собственных способностей, возможностей, дифференциальная самооценка. Здесь ребенок четко различает, в чем он уже взрослый, а в чем еще ребенок. Возникает произвольность деятельности и поведения, а следовательно, можно говорить, что появилось собственно самосознание. Ребенок стал субъектом своей жизни.

Однако на третьем этапе становления чувства взрослости возможна не поступательная тенденция развития, а возвратная. В каждом индивидуальном случае прохождения кризиса существует вероятность «не встречи» замысла и реализации взрослого действия. Ребенок может вернуться к другим этапам.

Изучая особенности «образа Я» в старшем подростковом возрасте, М.М. Олесик (2001) отмечает, что подростничество необходимо рассматривать относительно главного достижения и источника трансформаций личности ребенка, а именно – в контексте развития функции самосознания. Автор, не отвергая иных форм самосознания, предполагает, что самосознание подростка в сферах большей значимости и меньшей дифференцированности имеет символический характер. Динамика самопознания и самодетерминации идет по вектору построения индивидуального мифа, исходящего из взаимодополняющей трансформации индивидуального опыта и социокультурной заданности, в частности мифологемы героя. «Представляемое Я» подростка, построение индивидуального мифа позволяют акцентировать качественное отличие самосознания от его продукта – «образа Я» в подростковый период. Понятие мифа подчеркивает динамизм развития «образа Я», трансформацию и преображение «героя» на его пути; преобладание идеального и идеализированного в кристаллизации «образа Я», который выстраивается посредством осознания индивидуального опыта, вынесенного из детских переживаний; позволяет связать воедино построение «образа Я», жизненной стратегии личности, ее самодетерминацию будущим.

Становление самосознания в подростничестве

В концепции развития личности и самосознания В.С. Мухиной отмечается, что все звенья самосознания уже включены в самосознание подростка. Но содержательное их наполнение имеет свою возрастную специфику. Физический облик, внешний вид становится предметом исследования, подражания и особой заботы подростка. Отроку в сфере развития его самосознания предстоит приспособиться к новым телесным ощущениям, изменениям внешности. «Подросток начинает ощущать наполненность своего тела энергией, придающей ему особое чувство, – ощущение того, что он обладает жизненной силой, что он живое существо. В этот период жизни возникает предощущение того, что что-то должно случиться» (Мухина, 1997, с. 405). В данный период чувствования становятся острыми. Прикосновениям придается особый смысл. Они особенно ценимы, если исходят от привлекательных для подростка лиц, и наоборот, чужеродные прикосновения вызывают сильные отрицательные эмоции, физическое напряжение. Художественное описание подобных состояний подростка можно найти в произведениях знаменитых писателей, например Г. Белля «Долина грохочущих копыт», Г. Гессе «Гольмунд и Нарцисс».

Психологические проблемы, связанные с половым созреванием, можно в целом определить как проблемы реорганизации образа «физического Я» и формирования качественно новой телесной идентичности. По мнению И.С. Кона, половое развитие – это стержень, вокруг которого структурируется самосознание ребенка. Половая идентификация как одно из звеньев структуры самосознания интенсивно «наполняется» в подростковом возрасте. Все мальчики и девочки оценивают признаки мужественности и женственности у себя через сравнение себя с другими подростками. В предметно-инструментальном мужском стиле жизни это выражается ярче, чем в женском. Дети осваивают мужские и женские роли, внешнее поведение и внутренний духовный статус мужчины и женщины, ориентируются на их профессиональные виды деятельности. В исследовании Н. Крыгиной (1993) показано, что дети, лишенные родительского попечительства, особенно девочки, слабо дифференцируют маскулинные и феминные качества.

В целом необходимо отметить особую озабоченность подростков своими физическими данными и презентациями себя как представителя определенного пола.

Освоение собственного тела, которое организовано сложно и многоуровнево провоцирует как двигательную суперактивность (танцевать, кричать, бегать), так и двигательную вялость, неподвижность. Одной из задач подросткового возраста Г.С.Абрамова называет установление иерархических отношений между произвольными и непроизвольными двигательными реакциями. Потому во все времена особое внимание уделялось физическому воспитанию молодых людей. Подросток, лишённый «мышечной радости», вынужденный сдерживать свои двигательные функции, зачастую проявляет различные виды нервных тиков. Специалисты подмечают тот факт, что у подростков из сельской местности тики практически отсутствуют, как и проявления физической неловкости в общении.

В подростковом возрасте, как отмечено у В.С. Мухиной, имя ребенка может подвергаться особым испытаниям, заменяясь кличкой, беспощадно оценивающей его индивидуальные свойства или вовсе обесценивающей его личность. Депривируя ценностное отношение к именам друг друга, подростки однако отстаивают свое право на приемлемое обращение к себе по имени с должным уважением и соответствием нормам культуры социального окружения. Соответствующее обращение по имени есть показатель социального признания, который проще регулировать, чем другие притязания.

В психологическом времени личности в период подростничества также происходят изменения по сравнению с младшим школьным возрастом. Оно расширяется, связано с реорганизацией представления о себе. Многие исследователи отмечают усиливающееся значение прошлого и будущего в самосознании отрока. Так как ребенок постепенно начинает брать на себя позиции взрослого, важным объектом его размышлений становится будущее. Подростки по отношению к себе обнаруживают временную перспективу как компоненту формирующегося самоотношения (К.Н. Поливанова). Они начинают осознавать свое «Я» как изменяющееся во временной перспективе собственной жизни, что свидетельствует о связи психологического времени с новым видением себя в отрочестве.

Социальное пространство как следующий компонент структуры самосознания в концепции В.С. Мухиной для подростка предстает в реальности общения. Особое значение и смысл приобретают для него обязанности и права, которые существуют в социальном пространстве отношений взрослых и отдельно – в подростковой субкультуре. Подросток стремится овладеть всем диапазоном социального пространства (от подростковых групп до политической жизни страны). По мнению автора, он показывает высокую сензитивность к общению и взаимодействию с системой прав и обязанностей. Подростки ориентированы на развитие в себе чувства ответственности за себя и других, на необходимость самостоятельного выбора в обыденной жизни, в экстремальных ситуациях, а также на осуществление гражданского выбора. Подросток уже способен понять и принять значение выбора как элемента культуры, когда он сам ответственно его делает.

Когда общество не предоставляет такой возможности отроку, потребность в выборе и ответственности депривируется. Последствия такого рода депривации проявляются в девиантном и делинквентном поведениях подростков.

Заканчивая характеристику особенностей наполнения структурных звеньев самосознания в подростковом возрасте, В.С. Мухина отмечает, что отроческое «Мы» и отроческое «Я» нередко противоборствуют, что проявляется в мотивах, в отдельных поступках и нередко в общей линии поведения. «Мы» – это способность идентифицировать себя с другими, слиться с другими в ситуациях социального выбора, эмоциональных ситуациях; это умение отрефлексировать себя как часть какой-либо общности. «Я» – это способность к обособлению от других, осознание себя как уникальной личности (Мухина, 1997, с. 417).

Ведущая деятельность

Традиционно ведущей деятельностью в подростковом возрасте называются общение со сверстниками (Д.Б.Эльконин) и общественно значимая деятельность (В.В.Давыдов).

К.Н. Поливанова, рассматривая проблему психологического содержания подросткового возраста, отмечает в качестве дискуссионного вопрос о ведущем виде деятельности данного периода. По ее мнению, таковой выступает проектная деятельность, где ребенок может реализовать авторское действие. Почему автор выделяет именно эту деятельность, а В.В. Давыдов – общественно-значимую? Автор исходит при анализе возраста из соотношения реальной и идеальной формы в детском развитии. Идеальной формой подростничества выступает идеальный герой, поначалу во всей чувственности и конкретности реального персонажа. По мнению К.Н. Поливановой, современный подросток почти лишен возможности выбора культурных текстов, из которых бы он мог вынести представление о своем герое, т.е. о персонаже авторского действия. Так как «естественным» путем ребенок открывает лишь суррогаты, то задача образовательной практики состоит в открытии для него идеальной формы авторства. Если для младшего школьника фигурой было «как сделать», то для подростка – «что сделать». Ребенок в процессе образования должен иметь возможность практиковать авторское действие – замысливание, анализ условий реализации, получение продукта. Именно продуктивность авторского действия – его ключевая характеристика – не может возникнуть стихийно, вне специально спроектированных условий. Авторское действие не может быть спланировано, оно может быть инициировано. Деятельность, в которой происходит трансляция авторского действия, называется К.Н. Поливановой проектной. Именно через эту деятельность на этом отрезке онтогенеза ребенок строит собственную субъектность как субъектность авторства.

Подходы Г.Г. Кравцова и К.Н. Поливановой к определению ведущей деятельности подростка, несмотря на их различие, наталкивают педагогов на мысль о необходимости смены процесса образования, его методов и организации в средней школе.

Учебная деятельность в подростковом возрасте.

Переход к отрочеству отмечен изменением отношения ребенка ко взрослым, резким снижением успеваемости и потерей интереса к учебе, неприятием общепринятых социальных норм и правил, появлением девиантного поведения. Но ребенок продолжает учиться в школе и формально большую часть времени он должен посвящать учению. А какова ведущая деятельность этого возраста, если учеба утратила свое развивающее значение? В.В. Давыдов, Г.А. Цукерман отмечают, что если даже у ребенка в начальной школе и сложилась учебная деятельность, то при переходе в среднюю он не хочет (а иногда и не умеет) его пользоваться. В традиционном обучении не получает удовлетворения специфическое для подростков «чувство взрослости». Кроме того, все исследователи отмечают особую роль общения ребенка со сверстниками для его полноценного психологического развития. Любимым времяпровождением подростка являются «тусовки» в компании сверстников. Современные методы обучения никак не учитывают этой особенности детей. На уроках они предпочитают не слушать и отвечать, а перебрасываться записками, обсуждать свои проблемы, играть, просто разговаривать друг с другом. Интимно-личностное общение со сверстниками, согласно Д.Б. Эльконину, становится ведущим видом деятельности. В центр общения выходит сверстник.

Проблему «совмещения» учебной деятельности и потребности общаться со сверстниками возможно решить, если учебную деятельность сделать содержанием ведущей для подростка деятельности – общения. Исследования, проведенные Г.Г. Кравцовым и его учениками, экспериментально доказали, что отличительной чертой общения в подростковом возрасте является его содержательный, деловой характер. Отношения участников совместно осуществляемой деятельности таковы, что все члены коллектива равны в праве на постановку целей и оценку результатов этой деятельности. Таким образом, новизна общения подростков друг с другом и со взрослым – в его предметном содержании. Предмет этот может быть различным – от мальчишеских или девчоночьих «тайн», связанных с игрой, приключением по мотивам фильма или знакомой сказки, до достаточно серьезного увлечения какой-либо областью науки, спорта, культуры. В случае нормального, оптимального хода вещей для детей этого возраста делается важным и общение со взрослым, который является носителем той или иной области культуры, интересной в качестве предметного содержания детского общения. При этом не особенности предметной области определяют, кто из педагогов станет центром общения детей, а напротив, взрослый, умеющий общаться с детьми этого возраста, так интригующе приоткрывает им предметное содержание, что ребенок увлекается соответствующим предметом. Самым привлекательным, определяющим смысл взаимодействий подростка является общение.

Социальная ситуация развития

Социальной ситуацией развития становится освоение области взаимоотношений людей за рамками семейного круга.

Интересы подростка очень подвержены влиянию социального окружения, особенно сверстника и увлеченного взрослого, значимого для отрока.

Л.И. Божович отмечала, что к началу переходного возраста в общем психическом развитии появляются более широкие, новые интересы, личные увлечения и стремление занять более «взрослую» позицию в жизни. Личностные интересы характеризуются своей «ненасыщаемостью»: чем больше они удовлетворяются, тем более устойчивыми и напряженными становятся. Удовлетворение таких интересов в отличие от ситуативных (эпизодических) связано с активным поиском или созиданием предмета их удовлетворения. Это толкает подростков к постановке все новых и новых целей, часто выходящих за пределы сегодняшнего дня. Наличие у подростка устойчивых личностных интересов делает его целеустремленным, а следовательно, внутренне более собранным и организованным. Он как бы обретает волю. «Недаром Л.С. Выготский, возражая принятому в традиционной психологии взгляду, говорил, что подростка характеризует не слабость воли, а слабость целей» (Божович, 1995, с. 241).

Целенаправленность возникает в подростковом возрасте и в связи с мотивами, в которых на первое место выходят формирующееся мировоззрение и планы на будущее. Осознанные устойчивые мотивы становятся доминирующими в структуре мотивационной сферы и меняют, таким образом, весь внутренний облик подростка. Это обстоятельство, по мнению Л.И. Божович, ликвидирует постоянные конфликты разнонаправленных мотивационных тенденций, характерных для кризиса переходного возраста, и делает подростка внутренне более гармоничным. Хочется подчеркнуть, что Л.И. Божович весь возраст полового созревания полагает критическим и отмечает внутренний конфликт, внутреннее противоречие как суть данного возраста, не сводя его к внешним, социальным проявлениям. В качестве основного новообразования подросткового возраста, появляющегося во второй его фазе (16–17 лет), она называет самоопределение.

А.Е. Личко в своей работе «Психопатии и акцентуации характера у подростков» (1983 г.), характеризуя подростковый возраст, дает классификацию увлечений, которые в этом возрасте отличаются «запойным» характером: интеллектуально-эстетические, которые могут пересекаться с обучением; эгоцентрические; телесно-мануальные; накопительные; информативно-коммуникативные (самый примитивный вид увлечений).

Осознаётся потребность в собственной позиции. Утверждению собственной позиции помогает наличие «своей территории». Подростковый и юношеский возрасты считаются самыми активными по освоению территории. «Территориальное поведение» подростков может открыть взрослым ту информацию, которая иначе им недоступна. «Оформление» подростком собственной комнаты или уголка плакатами, наклейками и другой «наглядностью» подскажет взрослым о том, что желает видеть рядом с собой их чадо. Наиболее предпочитаемые места встреч с друзьями также позволят сделать некоторое предположение о содержательной стороне общения подростка с приятелями. В общении со сверстниками, особенно в первой фазе подростничества, для подростка важны не столько содержание, сколько интенсивность общения. Постепенно происходит смещение внимания на содержательную сторону общения. Но кажущимся парадоксом подросткового общения является тот факт, что энергетически зарядить и общение, и творчество подростков может только человек взрослый. Огромное значение в становлении стиля подросткового поведения имеет « значимый взрослый», чаще не родитель, а представитель того самого социального мира, куда устремлён взор подростка. Это может быть тренер, учитель, тот, кто в глазах подростка обладает уникальными качествами общественно значимой деятельности.

Тенденция к взрослости проявляется и в семейном поведении подростка. Подросток обречён на рождение из «семейной утробы» в мир социальных отношений. Рвётся «эмоциональная пуповина», меняется характер эмоциональной привязанности к родителям. На смену авторитету родительской власти приходит (или не приходит) авторитет личности родителей. Он зависит для подростка от уровня социальной или профессиональной компетенции мамы или папы. Существует точка зрения, согласно которой, человек, не изменивший характера эмоциональной привязанности к родителям в подростковом возрасте, вынужден будет сделать это в период становления собственных семейных отношений.

В книге Франсуазы Дольто «На стороне подростка» приводится подробный анализ многих семейных драм, связанных с переживанием подросткового кризиса. В частности, Ф.Дольто отмечает, что внутренние разногласия, возникающие в семьях, воспринимаются ребёнком до 11 лет с огромными трудностями, но молча. В подростковом же возрасте «назревшие противоречия требуют разрешения». В случае, когда всё идёт хорошо и в семье нет никакого разлада, подросток «расценивает свою семью как пристанище и ценит её очень высоко, но при этом он не чувствует, что играет в ней сколько-нибудь значительную роль и ищет пути самоутверждения в окружающем обществе». Стремление к самоопределению в мире социальных отношений толкает подростка на выход из семьи. Если семья имеет многообразие социальных контактов, у взрослых есть круг внесемейного общения, то и подростки не задерживаются на пассивной или агрессивной позиции. Имея за спиной свою семью, как надёжную гавань, куда в любой момент можно прийти, чтобы набраться сил, подросток отправляется в самостоятельное плавание по социуму.

Подростка, не умеющего выйти за пределы семейного круга, Ф.Дольто сравнивает с мацерированным плодом (мацерация – размягчение тканей, приводящее к распаду на отдельные клетки, «смерть заживо» - Т.С.), который не в состоянии родиться. «Семья взрывается, словно мать, которую разрывает изнутри её дитя. Это происходит в семьях, помешанных на семейственности, где нет радости внешнего социального общения, того, что подталкивает ребёнка заниматься спортом, интересоваться культурной жизнью и т.д.» (26, с.90-91).

Обретение подростком собственной позиции в мире социальных отношений совсем не тождественно разрыву с семейными устоями и ценностями. Многие подростки высоко ценят нормы, существующие в их семьях, обретая собственную социальную самостоятельность, уверены в том, что их будущая семья будет такой же, как и семья их родителей. Часто семейные устои являются для подростка эталоном, ориентируясь на который он выстраивает собственное взаимодействие с социумом. На вопрос «неужели тебе никогда не хотелось сбежать из дому?» один из известных российских учёных ответил, вспоминая себя в 15 лет: "Как Вы не понимаете: из осажденной крепости не сбегают".

Интересы и ценностные ориентации

Изучение самосознания в подростковом возрасте в отечественной психологии идет и в русле исследования его содержания: интересов, ценностных ориентаций, ценностей.

Так, Л.С. Выготский называл проблему интересов «ключом ко всей проблеме психологического развития подростков». В своей работе «Педология подростка» (1931 г.) он дал такое определение: «интересы – целостные динамические тенденции, определяющие структуру направленности наших реакций» (Выготский, 1984, с. 7). По мнению ученого, на первой фазе подростничества происходит разрушение и отмирание установившейся прежде системы интересов. Этот период совпадает с негативной фазой подростничества (кризисом 13 лет). В позитивной фазе данного возраста (пубертата) созревает новое ядро интересов. Данный процесс автор характеризует так: «Если в начале фаза развития интересов стоит под знаком романтических стремлений, то конец фазы знаменуется реалистическим и практическим выбором одного наиболее устойчивого интереса, большей частью непосредственно связанного с основной жизненной линией, избираемой подростком» (Там же, с. 26). Л.С. Выготский выделил несколько доминант – основных групп наиболее ярких интересов подростков:

– «эгоцентрическая доминанта» – интерес к собственной личности;

– «доминанта дали» – установка на обширные, перспективные масштабы;

– «доминанта усилия» – тяга к сопротивлению, к волевым напряжениям, которые иногда проявляются в упрямстве, негативных явлениях;

– «доминанта романтики» – стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму.

Огромное количество исследований в современной психологии посвящено изучению доминирующих ценностных ориентаций подростка. Мы уже отмечали тот факт, что к концу младшего школьного возраста наблюдается расхождение ценностей взрослого и ребенка. Появляющиеся новые формы самосознания способствуют возникновению собственных ценностей в жизни последнего. К концу возраста складывается и их индивидуальная структура. Общечеловеческие ценности имеют свою специфическую выраженность в этом возрастном этапе. Ведущими ориентационными ценностями современных подростков, согласно исследованиям группы ученых под руководством С.В. Кривцовой (1997 г.), являются следующие: счастливая семейная жизнь, наличие хороших и верных друзей, свобода как независимость в делах и поступках, материально обеспеченная жизнь, любовь. Ценности, перечисленные в рейтинговом порядке, относятся к подросткам 14–17 лет, живущим в Москве и Подмосковье. В этом исследовании выявлено, что социально значимые ценности, которые провозглашает школа как главный институт социализации подростков (творчество, активная деятельная жизнь, интересная работа и познание), отвергаются ими. Авторский коллектив ученых интерпретирует данные результаты как нежелание подростков брать на себя ответственность за дела и поступки, об усилении в их поведении стереотипных реакций. С этой целью предлагается проводить с подростками специальные тренинги, с помощью которых они могут получить от взрослых опыт сопереживания, творческого подхода к жизни и ответственного поведения. Думается, что это не решит основных проблем возраста. Продуктивнее рассматривать меры, которые может предпринять общество для обеспечения реализации основных потребностей возраста: смена методов обучения, стиля общения педагога и подростка, предоставление последнему возможности реализовывать авторское действие в условиях, которые контролирует помогающий взрослый и «достраивает» действия ребенка до реализации замысла, получения результата; расширение реального поля альтернатив для включения подростка в социальную жизнь (Е.К. Авдуевцева и Т.А. Араканцева; Г.Г. Кравцов; К.Н. Поливанова; Д.И. Фельштейн).

Развитие мышления и воображения в подростничестве

Центральной психологической функцией сознания подростка, по мнению Л.С. Выготского, является мышление, мышление в понятиях, т.е. мышление высшего уровня. Оно призвано выполнять синтезирующую и упорядочивающую функции. Благодаря этому виду мышления подросток получает возможность выделить и интегрировать существенные свойства объектов своего анализа, что создает основы для логической связи явлений внутреннего мира. Если школьник мыслит припоминая, то подросток припоминает мысля. Этот же вид мышления делает его независимым от ситуации, наличных внешних связей. Отрок становится способным выделить внутренние, существенные связи, не данные изначально, и организовать свою деятельность и поведение исходя из них.

Подростки способны решать интеллектуальные задачи исходя из сделанных заранее гипотез и предположений, рассуждать об идеалах, создавать теории и т.п., одним словом, у них происходит становление основ мировоззрения. Эти достижения тесно связаны с интеллектуальным развитием ребенка. Все познавательные процессы и функции интеллектуализируются. Воображение, сближаясь с теоретическим мышлением, дает импульс к творчеству: подростки начинают писать стихи, серьезно заниматься различными видами конструирования. Но далеко не все из них стремятся к достижению объективного творческого результата, хотя все используют возможности своего творческого воображения, получая удовлетворение от самого процесса фантазирования. Это похоже на игру. Отмечая преемственность возрастов, Л.С. Выготский писал, что игра ребенка перерастает в фантазию подростка.

По результатам исследований Е.Е. Кравцовой (1999) продуктом воображения младшего подростка являются предметы и отношения между ними. Психологическая особенность воображения детей данного возраста связана с коллективным продуктом воображения. Оно становится коллективно распределенной деятельностью, что можно проследить на примере детских коллективных фантазий, реализуемых в играх. Здесь легко увидеть «кусочки» каждого из играющих.

По мере развития воображения в младшем подростковом возрасте уменьшается количество партнеров совместной деятельности фантазирования. Так, если сначала воображающая компания состоит из 8–10 человек, то к концу младшего подросткового периода эти коллективы превращаются в диады или триады. Вторая особенность изменений в воображении связана с составом воображающей компании. Так, если вначале подросток стремится поучаствовать в разных компаниях, поэтому, как отмечали Д.Б. Эльконин и Т.В. Драгунова, состав детских сообществ очень непостоянный, то возникшие к концу периода диады, как правило, постоянны. Третья особенность – воображение становится полисубъектным, т.е. ребенок в своем воображении получает возможность реализовывать не одну, а несколько точек зрения.

Главным отличием воображения старших подростков от воображения младших является его диалогичность. Полисубъектная позиция воображения младшего подростка перерастает в диалогическую. Если полисубъектная позиция позволяла представить воображаемый образ с разных сторон в зависимости от партнера по фантазии, то с помощью диалогической старший подросток обретает способность сам индивидуально менять, развивать, дополнять образ воображения. Причем он может это делать и в определенных предметных условиях (как младший школьник), и в совместной деятельности (как младший подросток), и просто сам по себе, экспериментируя с собой.

Диалогичность внеситуативной внутренней позиции старшего подростка обеспечивает индивидуальный характер воображения. При этом появляются и новые формы коллективного воображения. Но если в младшем подростковом возрасте продукт воображения получается как бы из мозаичных кусочков, то в старшем подростковом возрасте уже можно говорить о некой целостности как самого образа воображения, так и его отдельных частей. Субъект воображения нерасчленим и практически невозможно определить, кто что придумал.

Социализация в подростковом возрасте

Изучая психологию подростка, необходимо рассмотреть особенности процесса социализации ребенка данного возраста, так как именно по социальной конфликтности отроческий период называют «периодом бури и натиска» (С. Холл). Трудности социализации современного подростка отечественные авторы (Е.П. Авдуевская, С.А. Баклушинская) связывают с тем, что сегодня социальные изменения происходят намного быстрее способности ребенка адаптироваться, когда едва полученный опыт оказывается неприемлемым в социальной практике, а усвоенные нормы не только не помогают ориентироваться, а напротив, в первую очередь подвергаются пересмотру. Агентами социализации для подростка являются семья и сверстники. Ученые доказали, что подростки, которые в качестве значимых лиц указывают членов семьи, в большей степени склонны воспринимать социальную действительность как стабильную и устойчивую, чем их сверстники, для которых семья является менее значимой.

Р.М. Грановская (1997) описывает проблемы, возникающие в процессе общения ребенка-подростка и взрослого. По каждому году периода подростничества автор отмечает виды зависимостей, в которые может попасть ребенок. Так, в возрасте 12 лет подросток в большей степени рискует стать наркоманом, так как он еще некритично относится к разнообразным друзьям. В 13 лет ребенок становится чувствительным к критике, деньги и вещи рассматриваются им как способ привлечь к себе внимание, поэтому кражи и нечестность часто обусловлены потребностью в контакте со сверстниками. В этом возрасте усиливается интерес к бессмертию, происходит внутренняя борьба с интенсивной тревогой вследствие осознания своей конечности, на пороге взросления ребенок чувствует угрозу своему существованию. Ему приходится делать выбор: либо путь реальных достижений, либо уход в мир фантазий. Это первая критическая точка, когда возможен уход ребенка в какую-либо секту. В 14 лет центр внимания подростка переносится на окружающий мир, ребенок вновь становится экстравертированным. Он задумывается над значением жизни, и из-за отсутствия ясной перспективы часто происходят нервные срывы в связи с утратой душевного равновесия. В этом же возрасте наиболее часты дисморфобии – навязчивый страх телесного уродства или дефекта. В западной литературе болезненные варианты пубертатной дисморфобии называют «синдром Квазимодо», а неболезненные варианты таких переживаний – «синдром гадкого утенка». Сомнения и тревоги по поводу своего будущего облика выдают ребенка раздражительностью, сочинительством небылиц, манерой одеваться. Средством успокоения для подростка обычно выступает конформистская тенденция одеваться как все в референтной группе («социальная мимикрия»).

15 лет – возраст максимальной самостоятельности. Подросток стремится во всем обнаружить свою волю, часто идет на провоцирование ситуации. Главный мотив, который движет подростком, – желание утвердиться в коллективе сверстников. Неадекватно завышенные притязания способствуют вступлению в девиантные группы, которые дают ребенку новые способы самоутверждения. Надо иметь в виду, что низкая самооценка отрока предрасполагает к асоциальному пути развития. В этом возрасте ребенок переживает и чувство одиночества, и чувство соперничества. Суть конфликта взрослого и ребенка Р.М. Грановская видит в разной ориентации психологического времени: если взрослый концентрирует свое внимание на дальних результатах, то подросток – на ближайших.

Любовь и дружба

Жизненно важной сферой для подростков становится область межполовых отношений. Психологическую и духовную характеристику этого важной проблемы приводит в кн. «На пороге зрелости» протоиерей Василий Зеньковский. Каким образом говорить взрослому человеку с подростками о любви, об отношениях мужчины и женщины, обо всём том, что волнует и интересует в этом возрасте? Здесь существует многообразие мнений – от признания ведущей позиции здесь общества сверстников, которое, якобы, «на доступном уровне выдаёт требуемое количество информации», до специально разработанных взрослыми программами «просвещения» подростков. Многие опытные педагоги уверены в том, что взрослый человек должен говорить с подростками на темы любви и взаимоотношения полов. Но как это делать, универсальный совет дать затрудняются. В педагогической литературе начала ХХ века встречаются советы знакомить подростков с содержанием Книг Ветхого Завета, где проявления любви человеческой представлены как Богом дарованные и освящённые.

Исследованиям подросткового возраста посвящено немало книг, отдельным направлением в психологии и педагогике обозначена работа с т.н. «трудными» подростками. Подросток, не подчиняющийся никаким правилам и требованиям, привносит в своё окружение огромное количество проблем. Несомненно, этот возраст является первым возрастом проверки всего предшествующего процесса воспитания, он беспощадно вскрывает все ошибки и промахи, совершённые родителями и воспитателями до этого. И каждый раз в подобной ситуации нет готовых рецептов «что и как делать». Помочь может живое, заинтересованное общение с самим подростком и жизненный опыт тех, кто сталкивался с подобными проблемами.

Подросток и Церковь

В.В. Зеньковский так характеризует психическую сферу подростка: «После периода трезвости и погружения в «порядок» природы, социальной и моральной жизни подросток чувствует себя подхваченным новой и неведомой ему силой, которая действует в его глубине. Эта сила властно и нетерпеливо опрокидывает привычки, сложившиеся вкусы, толкает куда-то вперёд, мутит и волнует душу, бросая её из одной крайности в другую… Душа подростка совершенно отошла от трезвости и реализма, от следования правилам и от приспособления к порядку… Она вновь, хотя и по-иному, чем в раннем детстве, возвращается к себе – но уже не в форме наивного эгоцентризма, а в форме мечтательного эгоцентризма. «Мечтательность» есть ключ к этому периоду …» (27, с. 117-118). На границе подросткового возраста происходит изменение отношения реального и возможного в сознании. Развитие интеллекта приводит к тому, что резко расширяются границы внутренней жизни – сознание наполняется идеальными конструкциями, гипотезами о себе и окружении. Одной из задач развития подростка является координация взаимодействия реального и воображаемого в сознании и деятельности.

Объясняя особенности духовного развития в подростничестве, В.В.Зеньковский пишет: «Все темно над подростком. Вдруг он «решит» (!), что Бога нет и уверен, что в нем нет веры – а то вдруг по привычке, по неисчезнувшей инерции начнет молиться – и на время глубокое волнение, мистические восторги охватят душу. Это все лишь искушения, это лжеблагодать. Религиозная сфера как будто вся в скорлупе, живет она прошлым, где-то сосредоточенно в душе наливается «сок»,– но по-существу отрочество религиозно пусто, хотя очень мистично – но мистикой земной, даже подземной, но отнюдь не небесной. Религиозные рассуждения, в которых идет та же игра, как и всюду в этом возрасте, могут быть пусты или серьезны, глубоки или поверхностны, но увы – они нереальны. Опасная, жуткая пора – сумерки перед зарей, некая темная ночь перед грядущим восходом солнца» (В.З.).

Изменение характера внутрисемейных отношений приводит к изменениям в духовной, религиозной жизни подростка. Проявляется это чаще всего в том, что подростки отказываются посещать церковь, жить теми правилами, которые до этого радостно принимали и исполняли. Признавая существование такого рода проблем, В.В.Зеньковский предупреждает родителей и педагогов о том, что основная беда заключается не в том, что дети перестают ходить в церковь, а в тех душевных переменах, которые стоят за этим. «И как бывает опасно, а порой даже гибельно для религиозной жизни подростка, когда в период сложной душевной работы, период тревожных исканий мятущейся души, родители или школа думают не о том, чтобы войти в эту внутреннюю драму души, а заставляют идти в Церковь! Ничего кроме лицемерия, недоброй враждебности к религиозной жизни не дают такие меры». В.В.Зеньковский уверяет своих читателей в том, что к Церкви никого не нужно принуждать, ибо Она так полна красоты и правды: «Нужно, чтобы каждой душе дано было найти в Церкви отзвук на её искания и запросы, дано было опытно познать правду и силу Церкви»(там же).

Поэтому, занимаясь православным воспитанием подростков, имеет смысл обращать внимание на тех взрослых, кому стремятся подражать подростки. Особенно стоит потрудиться в деле воцерковления талантливых педагогов, интересных, ярких личностей, тех, к кому тянутся дети. Как правило, это честные, ищущие люди. Порой складывается впечатление, что они самодостаточны, и есть большой соблазн (не только у священников, но и у простого мирянина), говоря православным сленгом, смирить такого человека. И в этой ситуации стоит поучиться у русских православных миссионеров, которые были не только самоотверженными свидетелями своей веры, но нередко и подлинными создателями культуры целых народов. Как писал архиепископ Николай Японский (Касаткин), “наше служение есть духовное рождение чад Богу; какое же рождение не сопряжено с муками?” Создание педагогической православной среды – первостепенная задача в наших школах. Православная среда складывается в том случае, когда к педагогам постепенно приходит понимание того, что со своими сомнениями или проблемами можно обратиться к священнику. Есть “наш батюшка”, и у него найдутся силы, время и любовь для нас. Он подскажет, он помолится, он утешит. И только потом рождается понимание, что Церковь – это не только наш батюшка, но и мы сами.

Почти на каждом приходе есть люди, умеющие что-то очень хорошо и с любовью делать. Кто-то замечательно фотографирует, у кого-то есть дар сочинять стихи, кто-то поет песни под гитару, а кто-то занимается спортом. Совсем не обязательно, чтобы творчество этого человека прямо соприкасалось с церковным искусством или ремеслом. Человек, живущий церковной жизнью, вносит свет в каждое свое делание. Дети это очень хорошо чувствуют. А в подростковом возрасте просыпается особый интерес именно к такому человеку – носителю социально значимых умений. Будет разумно, если такие люди посвятят несколько часов в неделю общению с детьми, чтобы у них складывалось положительное и более широкое представление о Церкви.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру