26.03.2010

Из истории педагогики. Русское педагогическое сознание, образование и воспитание Нового времени

Точкой отсчета современного российского образования и педагогического сознания стал ХVIII век и реформаторская деятельность Петра I.

Осмысливая сегодня произошедшее в эпоху Петра, надо прежде всего сказать, что в этот период Россия стала светской страной. Для России это означало, что была разрушена симфония государственной и духовной властей, мирской и духовной (религиозной) жизни, науки и богословия (теологии). С этого времени мирское начало (все связанное с ним: государственная власть, наука, светское искусство) вышли на первое место в жизни общества, а духовное – стало уходить на периферию. Эти перемены имели самое непосредственное отношение и к воспитанию, и к образованию, и к педагогическому сознанию.

В воспитании и образовании самым непосредственным образом это проявилось в том, что теперь на первое место в них все более выходили цели подготовки к жизни земной, а не вечной, цели благополучного устройства в этой жизни, а не вечного спасения; в образовании – в абсолютном преимуществе мирских предметов; духовные знания, а самое главное, духовные смыслы образования уходили на его периферию, а смыслообразующим началом образования на всех ступенях стала подготовка к земной жизни.

Педагогическое сознание становилось все более ориентированным на естественно-научное понимание мира, общества и воспитания, а православное педагогическое сознание в России постепенно уходит на периферию. Достаточно сказать, что в начале XX века православные теоретики-педагоги не входили в разряд широко известных в стране деятелей, хотя православные мыслители не уступали по своим знаниям, своей культуре деятелям светской научной педагогики, а самое главное уровню постановки и решения педагогических проблем. В этой связи можно указать на один интересный факт: так в «Российской педагогической энциклопедии», содержащей сотни имен, есть сведения только о двух православных педагогических деятелях: Феофане Прокоповиче и Феофане Затворнике.

Вместе с тем целый ряд выдающихся светских деятелей органично сочетали в себе и то, и другое начало, точнее они были истинно православными учеными, мыслителями например, М.В. Ломоносов, К.Д. Ушинский, А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Н.В. Гоголь и другие. Поэтому если мы исключим религиозное направление из русского образования и педагогической мысли, то мы никогда не поймем сущности развития российского воспитания и образования в этот период российского педагогического сознания.


Развитие педагогического сознания, образования и воспитания России в XVIII веке

Развитие образования и педагогики России в XVIII в. определили реформы Петра I, которые носили не только социально-политический, но и просветительский характер. Символично, что Петр всю свою жизнь учился. Велик вклад Петра I в развитие общего просвещения начиная с выпуска первой русской газеты и кончая открытием Кунсткамеры. И не менее значим его вклад в развитие образования. Именно в эпоху Петра были заложены основы современной школы.

Открываются новые начальные школы. В начале века было создано четыре новых типа начальной школы: цифирные школы, по указанию Петра I с 1714 г. в России начинают открываться цифирные училища, «русские» адмиралтейские школы и гарнизонные школы, «русские школы» при горных заводах Урала.

С именем Петра I уместно связать судьбу современной средней и высшей школы России. В 1703 году им была открыта школа математических и навигационных наук, а на ее основе в 1715 г. – морская академия, другие военные школы, в числе их – артиллерийская, иноязычные школы.

По прямому указанию Петра I Яворским была реформирована Славяно-греко-латинская академия, ставшая современным учреждением, дающим как светское, так и духовное образование. Из ее стен вышло много известных государственных и политических деятелей России.

В 1725 г. была открыта Петербургская академия наук с университетом и гимназией. Открытие этих учреждений имело громадное значение для развития науки и образования в России.

Большую роль в развитии российского образования в этот период сыграли ближайшие сподвижники Петра I – Феофан (Прокопович) и В.Н. Татищев.

Феофан (Прокопович) (1681–1736) реформировал систему церковного образования, в результате чего она приобрела трехступенчатый характер – училище, семинария, академия. Им же была открыта школа для бедных детей и сирот, написана азбука, которая многократно переиздавалась.

В.Н. Татищев (1686–1750) открывал горнозаводские школы на Урале. В своих научных и педагогических трудах он выступал активным сторонником развития просвещения в России, доказывая его большую роль в судьбе России и каждого человека.

Реформы Петра, в силу разных обстоятельств, несли в себе и целый ряд противоречий. Так форсированное развитие образования приводило к тому, что общество и люди не успевали осознать его необходимость. А потому, открывая школы, приходилось насильно набирать в них учеников. Открывая Академию наук и университет, пришлось завозить из-за границы не только профессоров, но и студентов для университетов. Усиление государственности и крепостной зависимости привело к тому, что образование не становилось потребностью широких слоев населения, а потому уровень общей грамотности в России в XVIII в. упал по сравнению с предшествующим веком. Вообще, зависимость русского образования после реформ Петра от государства была настолько сильна, что до середины XIX в. русский человек связывал свое образование исключительно с чиновничьей или военной службой (даже работа в сфере образования и науки до середины XIX в. фактически была государственной службой). Казенный характер школы порождал и жесткий характер отношений в школах, интернатный тип ряда учебно-воспитательных учреждений, лишал детей семейного воспитания. К тому же жесткий государственный характер образования едва ли не до середины XIX в. исключал участие общественности в делах образования. Все это приводило к тому, что новое образование на русской почве приживалось с большим трудом. Примечательно, что университет так и не стал нормально функционировать в Петербурге в XVIII в., даже несмотря на усилия М.В. Ломоносова, но прижился в Москве, где до того уже десятилетия работала Славяно-греко-латинская академия. Конечно, отчасти эти противоречия объясняются исторической ситуацией, в которой оказалась Россия, когда ей пришлось догонять передовые страны Европы в области образования, а потому и образование приходилось насаждать сверху и быстро.

После смерти Петра идет реформирование заложенных им учебных заведений, открытие и совершенствование работы дворянских и церковных учебных заведений, создание частных учебных заведений.

Заметных успехов достигло русское образование в середине XVIII в. И связаны они, безусловно, с именем и деятельностью гениального русского ученого и просветителя
М.В. Ломоносова (1711–1766). Фактически его деятельность и роль в судьбе русского образования сопоставимы только с ролью Петра. Если Петр заложил фундамент современного российского образования, то Ломоносов стал основоположником отечественного (национального) образования, потому что национальное образование начинается с национальной культуры, причем культуры, освоенной образованием. М.В. Ломоносов стал основоположником российской науки и многих областей отечественной культуры. Благодаря М.В. Ломоносову наука заговорила на русском языке и была освоена русской культурой, и тем самым он подготовил почву и заложил основы отечественного образования.

И он же выступил основоположником национального образования. М.В. Ломоносов внес большой вклад в развитие Петербургской академии наук, которая XVIII в. была не только центром российской науки, но и важным учреждением просвещения; совершенствовал работу Петербургского университета при Академии наук, ставшего рассадником русской культуры; сыграл главную роль в открытии Московского императорского университета, при котором в 1766 году была открыта учительская семинария. М.В. Ломоносовым была налажена систематическая работа Петербургской гимназии, и по его проектам были открыты первые жизненные русские гимназии при Московском университете – со временем они стали главной формой подготовки к университету. Он же разработал уставы гимназий и университета.

Педагогические идеи М.В. Ломоносова от требования построения образования на научных основах до требования обучения на родном языке имели большое значение для развития педагогического сознания России.

Педагогические идеи и педагогическая практика М.В. Ломоносова нашли свое продолжение в работе многих его соратников и учеников.

Развитие российского образования второй половины XVIII в. прежде всего связано с правлением Екатерины II (1729–1796), которая хорошо знала педагогическую науку и разбиралась в вопросах образования и воспитания. Кратко ее роль в развитии русского воспитания и образования, если брать ее педагогическое наследие от указов до литературных сочинений, можно представить так: выдвижение вопросов воспитания и просвещения на первое место в общественном (по крайней мере, официальном) сознании, провозглашение новых целей воспитания – воспитание гражданина и человека, воспитание русского человека на основе отечественной культуры, традиций русского воспитания и образования (пьесы Екатерины, высмеивающие слепое копирование заграничной культуры), инициатива и забота о развитии всех форм просвещения и воспитания от театра и Академии наук до народных училищ. При этом все начинания и преобразования в этой сфере проходили либо под ее непосредственным руководством, либо при ее согласии. И именно она привлекла к реформированию образования ряд выдающихся людей Европы и России, в том числе И.И. Бецкого и Ф.И. Янковича.

И.И. Бецкой (1704–1795). Один из самых образованных людей России, получивший блестящее образование за границей. Вернувшись в Россию, он многое сделал и для развития российского образования, и для развития педагогики. Собственно, он укоренил западно-европейскую педагогическую науку в России. Отчасти эти новые идеи были реализованы в учебно-воспитательных учреждениях, открытых по его проектам. Не менее важным было его личное влияние на образованное общество, благодаря чему эти идеи входили в широкое употребление.

Большая заслуга И.И. Бецкого состоит и в том, что он заставил задуматься общество не только об обучении, но и воспитании подрастающего поколения.

Им был подготовлен доклад «Генеральное учреждение о воспитании обоего пола юношества», который в 1764 г. получил силу закона. В духе идей Просвещения Бецкой сформулировал новую идеологию русского Просвещения – воспитание «новой породы людей», согласно которой для преобразования несовершенного общества необходимо организовать правильное воспитание детей, которые затем смогут правильно воспитывать своих детей.

В соответствии с этими идеями Бецкой реформирует кадетский корпус, создает Смольный институт благородных девиц, положивший начало созданию аналогичных женских учебно-воспитательных заведений в России. Бецкой открывает сиротские учреждения, училища при Академии художеств и коммерческое училище, совершенствует работу ряда других учебных заведений.

Ф.И. Янкович (1744–1814) сыграл видную роль в подготовке «Устава народных училищ в Российской империи», в соответствии с которым в России открывались малые и главные народные училища с двух- и пятилетним сроком обучения. Малые училища давали элементарное образование, главные – более широкое: чтение, письмо, счет, краткий катехизис, история, арифметика, география, грамматика и т.д. В 1782 г. Янковичем было открыто Петербургское главное народное училище, которое стало готовить учителей для народных училищ.

В конце XVIII в. в России было открыто 315 народных училищ, в которых училось около 20 тыс. человек.

Большую роль в развитии общественно-педагогического движения в этот период сыграл Н.И. Новиков (1744–1818), который попытался организовать народное просвещение независимо от государства, избрав основным средством для этого печать. Он издавал детские журналы, газеты (благодаря его стараниям резко возросла роль газеты в общественной жизни России), просветительскую литературу, учебники для народных школ. В Петербурге, на пожертвованные деньги им были открыты училища для народа.

В своих изданиях Новиков не только знакомил русских людей с педагогическими идеями зарубежной науки, но и сам написал несколько работ по педагогике, в том числе и свой знаменитый трактат «О воспитании и наставлении детей», в котором рассматривал вопросы нравственного, умственного и физического воспитания детей.

А.И. Радищев (1749–1802). А.И. Радищев выступал с критикой существующей системы образования, особенно таких ее недостатков, как оторванность ребенка от семьи в закрытых учебных заведениях, бюрократизм в образовании и т.д. Вместе с тем он предложил ряд идей по совершенствованию и гуманизации образования и воспитания.

XVIII в. – это время становления научной педагогической мысли России и развития теоретического православного педагогического сознания. Это время жизни и деятельности великих православных педагогов: митрополита Димитрия Ростовского, митрополита Митрофана Воронежского, епископа Тихона Задонского, митрополита Платона (Левшина) и др.
Митрополит Димитрий Ростовский (1651–1709). Автор многих богословских сочинений, среди них фундаментальный труд «Четьи Минеи». Создал первую собственно русскую школу Нового времени, в которой органично соединил народное начало и европейскую культуру.

Митрополит Митрофан Воронежский (1623–1703). Один из сподвижников Петра I. Многое сделал для утверждения православия и просвещения в Воронежской епархии.

Святитель Тихон Задонский (1724–1783) известен как человек, написавший гениальные сочинения, в которых поставлены и разрешены фундаментальные богословско-педагогические проблемы; человек, его развитие, роль веры в развитии человека, правильная организация воспитания и образования человека. Будучи правящим архиереем Воронежской епархии, многое сделал для развития образования в крае: занимался просвещением населения, открывал в Воронежском крае школы, возобновил работу Воронежской духовной семинарии.

Митрополит Платон (Левшин) (1737–1812). Автор многих замечательных трудов по богословию. Способствовал упрочению святоотеческих начал в жизни Русской православной церкви и особенно включению святоотеческой литературы в учебно–воспитательный процесс Московской духовной академии.

XVIII век стал временем кардинальных перемен в содержании российского образования, технологиях обучения.

В этот период стало складываться принципиально новое содержание образования. Его важнейшими составляющими стали: наука и новая национальная культура. Величайшая роль в создании и утверждении нового содержания принадлежит Петру Великому, его сподвижникам и М.В. Ломоносову. Помимо научных и литературных трудов, известных в школе,
М.В. Ломоносовым и его учениками были написаны учебники, некоторые из них использовались в образовании десятилетия. Многое сделал для создания и утверждения нового содержания образования Ф.И. Янкович. Им и под его руководством были подготовлены учебники, пособия, таблицы для учащихся народных школ и учебные пособия для учителей.

В этот период разрабатываются новые формы и методы обучения для всех школ. В области начального образования важнейшие перемены в содержании и технологиях обучения связаны с именем Ф.И. Янковича. Он многое сделал для введения в России классно-урочной системы.

Таким образом, в XVIII веке в России сформировалась идеология нового образования; в широком общественном сознании утвердилось понимание важности научного образования в судьбе государства и каждого человека; по существу, сложилась в определенной мере целостная система образования, состоящая из разных, хотя и не связанных друг с другом учреждений, начиная с малых народных училищ и заканчивая университетами (Московским и Санкт-Петербургским) и Санкт-Петербургской академией наук. Сложилась система церковных школ: училища, семинарии, с 1755 г. Московская духовная академия. Вместе с тем новое светское образование (и воспитание) во многом оказалось отчужденным от традиционной российской, прежде всего православной, культуры, что вело к пренебрежению отечественной культурой, отчуждению образованных и необразованных людей; расколу светского и духовного образования и как следствие – к перекосам во всем строе русской жизни, особенно в нравственной и духовной областях.

С XVIII в. в России начинает формироваться научное теоретическое педагогическое направление педагогического сознания. Появляются деятели, которых по праву можно поставить в один ряд с деятелями Просвещения Западной Европы, как по уровню творческого гения (В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и др.), так и по уровню знаний и культуры (И.И. Бецкой,
Е. Дашкова, Екатерина Великая и др.). И вместе с тем сформировалось теоретическое православное педагогическое сознание, наиболее глубокое выражение получившее в трудах великого святого и гениального богослова Тихона Задонского.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру