04.02.2010

Новое время: формирование новой педагогики и нового образования

Из истории педагогики

Следующий,   принципиально  отличный от средневекового   этап   в   развитии  европейского образования начинается с Нового времени. Поэтому кратко рассмотрим, какие изменения происходили в образовании XVII–XVIII вв. в европейских государствах в целом и в XIX–XX вв. – в отдельных  государствах.

Если развитие образования и воспитания в эпоху Возрождения  определял гуманизм, то образование и воспитание  первых двух веков Нового времени определяло Просвещение – его идеология и культура, философия и наука, литература и искусство. Эпоху Просвещения, как и эпоху Возрождения, достаточно трудно определить хронологически. Безусловно, что ее предпосылки – в эпохе Возрождения, с которой она была если не генетически, то интеллектуально связана: перекличка педагогических идей гуманистов и просветителей очевидна, а последние труды просветителей можно отнести к середине XIX века.

Просвещение – идейное течение  XVII – XIX вв., основанное на убеждении решающей роли разума и науки  в развитии и прогресса общества. Характеризующееся  созданием и разработкой рациональной  философии, новых гуманитарных и естественных наук,   новым   научно-рационалистическим   миропониманием   и мировоззрением, переходящим нередко в заурядный здравый смысл, надеждой, даже упованием на просвещение, образование и воспитание в разрешении главных социальных противоречий и проблем общества. С точки зрения просветителей (и в это свято верили практически все просветители), как только люди станут просвещенными, то есть познают законы своей и внешней природы, правильно поймут свои интересы и освободятся от предрассудков, – они станут свободными и наступит всеобщее счастье.

Важное отличие Просвещения от гуманизма состояло в том, что если гуманизм был единым общеевропейским движением, движением, которое постепенно из Италии распространялось по всем странам Европы, то Просвещение было более национальным движением, более ориентированным на культуру отдельных государств. Наиболее яркими и значимыми явлениями в педагогике Просвещения были: Англия (XVII в.); Франция (XVIII в.), созвездие французских деятелей во многих науках и искусствах; Германия (вторая половина XVIII – первая половина XIX в.), эпоха немецкой классики; Америка (конец XVIII – первая половина XIX в.).


Переход к педагогике Просвещения


Прежде чем перейти к анализу педагогики Просвещения, надо остановиться на трудах деятелей, чье творчество стало переходом от педагогики гуманизма к педагогике Просвещения. Наиболее известными из них были В. Ратке, Я.А. Коменский, Д. Мильтон, Ф.С.Л. Фенелон.

Вольфганг Ратке (1571–1635). Пытался провести реформы образования в ряде немецких государств. Написал много работ по педагогике. В своих теоретических положениях Ратке исходил из единства Бога и природы, пытаясь установить гармонию между «положениями Библии и собственным познанием». На основании этой концепции сформулировал ряд педагогических идей и принципов. Поскольку, по учению Ратке, государством должен управлять князь, служащий «на благо всех граждан», то неотъемлемой частью такого государства должна была стать система всеобщего образования, доступная каждому человеку.

Ян Амос Коменский (1592–1670). Гениальный ученый и педагог, величайший деятель образования. Организатор образования в ряде европейских государств. Автор гениальных учебников и теоретических педагогических трудов.

В своем главном педагогическом труде «Великая дидактика» Коменский поставил задачу, в отличие от предшествующих ученых-педагогов, которые свои теории строили на основании практики и более-менее широкого опыта, дать теорию, которая бы теоретически обосновывала процесс воспитания. Коменский считал, что это удастся в том случае, если ученые будут исходить из знания природы человека вообще и ребенка в частности: «Под природой здесь мы разумеем не испорченность, присущую всем нам после падения, вследствие чего называемся мы по природе «сынами гнева», не способными собственными силами помышлять о чем-либо благом, но первое наше состояние, в которое нужно еще призвать нас как к  первоначалу». И далее Коменский пишет: «Под словом “природа” мы понимаем также всеобщее Божие провидение и непрерывное воздействие божественной благости, чтобы во всем свершилось все, а именно во всяком творении то, для чего оно предназначено».

В определении цели воспитания он исходил из того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», «поистине есть сам в себе не что иное, как гармония». Однако это совершенство и эта гармония были нарушены грехопадением. Поэтому, чтобы восстановить эту гармонию и совершенство, то есть свою первоначальную природу, а значит, приблизиться к Богу, человеку необходимо образование, ибо «чтобы человек стал человеком, он должен получить образование».

Поскольку образование призвано восстановить первоначальную природу человека, то оно должно быть универсальным и продолжаться всю жизнь. Коменский пишет: «Весь срок человеческой жизни (данный ей для совершенствования тела, духа  и души) делится на семь частей. Первая из них – зачатие и формирование в лоне матери; вторая — рождение и следующее за ним младенчество; третья – детство;  четвертая – отрочество; пятая – молодость; шестая – зрелость; седьмая – старость, сменяющаяся смертью. Так что всего уместнее будет установить семь школ постепенного совершенствования человека. Это школа (I) рождения ... (II) младенчества ... (III) детства ... (IV) отрочества ... (V) молодости ... (VI) зрелости …(VII) старости ...».

Наиболее обстоятельно Коменский разрабатывает теорию материнской школы – с рождения до 6 лет; школы родного языка – с 6 до 12 лет; латинской школы или гимназии – с 12 до 18 лет; академии – с 18 до 24 лет. Каждую школу он описывает во всей ее полноте, начиная с содержания образования и кончая методами обучения и воспитания, особенностями организации учебно-воспитательного процесса в каждой школе.

Для организации  универсального образования  необходима универсальность всех компонентов системы образования. В разных работах Коменский по-разному определял состав этих компонентов. Но в целом он таков: это «универсальные школы для воспитания всех», «универсальное содержание образования», «универсальный метод» и «универсальный учитель».

Универсальная школа представляет собой «здравницу, палестру, рассадник просвещения, ораторскую школу, мастерскую, где обучают трудиться,  кузницу добродетелей, колыбель гражданской жизни, малую церковь».

Универсальное содержание образования. В ряде своих трудов, и особенно в «Великой дидактике», Коменский разработал теорию содержания образования для всех школ – от материнской до академии (университета), и даже школам для взрослых он предложил определенное  содержание образования. И при этом он не только описал содержание, но и показал, как оно должно быть реализовано в учебном процессе и в учебниках.

Во «Всеобщем совете» он ставит задачу разработки универсального учебника, который называет Панбиблией. Он пишет: «Панбиблией мы называем, таким образом, полный набор книг, предназначенных для универсального образования и составленных по законам универсального метода». И подчеркивает: «Главное требование к таким книгам — прямо, полно, доступно соответствовать своей цели, истинной человеческой культуре». В этой связи можно заметить, что учебники латинского языка самого Коменского использовались в школах разных стран, как Европы, так и Востока, более двух веков и этим требованиям вполне отвечали.

Универсальный метод. «Исследование и открытие метода» Коменский считает «руководящей основой» своей дидактики и изучению его уделяет первостепенное значение не только в «Великой дидактике», но и в других трудах. При этом понятие метода носит у Коменского многоаспектный характер. Под методом он понимает отдельные операции умственной деятельности ученика и учителя в ходе овладения знаниями (знаменитый наглядный метод), формирование умений и навыков; способ обучения отдельным предметам («метод наук, в частности», «метод искусств», «метод языков», «метод нравов», «метод внушения благочестия»); организационные формы (урок, учебный день, четверть, учебный год); организацию познавательной деятельности ученика в обучении и, наконец, организацию всего учебного процесса в целом.

Универсальный учитель. Это «панпедический наставник, умелый в обучении всех и всему, что способствует совершенствованию человеческой  природы,  ради  доставления  человеку  всецелого совершенствования». И далее Коменский поясняет: «Чтобы истинно стать таким,  универсальный учитель должен поставить перед своим учительством троякую цель: 1. универсальность: обучать всех всему; 2. простота: учить всему легко и приятно, как бы играючи; 3. добровольность: учить всему легко и приятно».

Образование, согласно Коменскому, не завершается школой, но школа должна так подготовить человека, чтобы, окончив ее, он мог бы продолжать заниматься самообразованием, и вся жизнь взрослого человека была бы поэтому школой, включая и старость.

Таким  образом,  учение  Я.А. Каменского,  построенное  на теологическом принципе, есть учение об универсальном образовании и гармоничном развитии человека от рождения и до смерти, учение, идеи которого на века предвосхищали будущее школы, а многие из них не реализованы и поныне.

Джон Мильтон (1608–1674). Известен как автор книг «Потерянный рай», «Обретенный рай». В 1644 году написал трактат «О воспитании». В нем  Мильтон дает критику существующего образования и предлагает систему всестороннего воспитания, которое включает систему энциклопедических знаний, духовного и нравственного воспитания, военно-спортивной подготовки.

Франсуа Солиньяк де Ламотт де Фенелон (1657–1715). Автор всемирно известного педагогического труда «О воспитании девиц», а также дидактического романа «Путешествие Телемака», на протяжении веков остававшегося настольной книгой подростков европейских стран,  которые знакомились по ней с историей, политикой, географией,  экономикой, этикой.

В трактате  «О воспитании девиц» Фенелон дает развернутое учение о воспитании девушки, которое должно начинаться с раннего детства. В своей книге он советует позаботиться о правильном питании и укреплении здоровья девушки, ее нравственном и религиозном воспитании. Обучение надо давать хоть и не обширное, но основательное. Оно пригодится девушке впоследствии, когда она станет матерью и будет обучать своих детей. Воспитывать девушку лучше в семье, а не в монастыре.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру