Утверждение классической системы образования в Западной Европе

Поскольку формирование гуманизма началось в Италии, то именно там, раньше чем в других странах, стало складываться и образование, построенное на принципах гуманизма. Его содержание отчасти входило в прежние учебные учреждения, особенно университеты, отчасти деятелями гуманизма создавались новые учебные заведения. Италия, давшая в эпоху Возрождения гениев во многих областях, создала свои шедевры и в области образования. Поэтому веками люди стремились получить образование в Италии, здесь учились студенты из самых разных государств Европы.

Кружки и академии

Раньше всего гуманистические формы образования стали складываться в кружках, объединявших любителей древней культуры. В кружки входили  представители разных профессий и специальностей: профессора университетов и купцы, священники и государственные деятели, чиновники и студенты.

Работа кружков во многом отличалась от обучения в университетах: кружки создавались ради изучения древней культуры, которое проходило не в форме лекций, а в форме живого общения, совместного поиска истины.

В середине XV в. появились академии. Они представляли собой одновременно научное общество, клуб, школу, объединение любителей классической и новой культуры. Наибольшей известностью пользовалась Платоновская академия во Флоренции, созданная М. Фичино в середине XV в., которая считалась общепризнанным европейским центром гуманистической культуры. В нее входили многие деятели Флоренции и других государств Италии, а переписка связывала ее со многими выдающимися деятелями Европы. Здесь изучалась классическая и новая культура, создавалась новая философия и наука, царила терпимость к чужим мнениям, верованиям.

Университеты

Гуманистическая культура достаточно быстро и прочно вошла в итальянские университеты. Это объясняется тем, что итальянские университеты были свободными корпорациями, с которыми были связаны и в которых работали многие известные гуманисты. В XIV в. здесь изучался классический латинский, а затем и древнегреческий языки, были созданы кафедры древнегреческого языка; вместе с этим появились  новые предметы, стали осваиваться новые философские и научные источники. С XV в. в университетах появились новая литература и философия, этика и право, научные, особенно филологические, знания.

Семейные школы

Новой формой образования становятся в Италии семейные школы. Их особенностью было то, что учились в них не только дети данной семьи, но и дети из других семей. Поскольку престиж образования в обществе в это время очень возрос, то в учителя старались приглашать наиболее известных ученых-гуманистов. Одну из таких школ в 1423 г. создал Витторино Рамбольдини, вошедший в историю под именем Витторино да-Фельтре.

Школа Витторино представляла собой полную противоположность средневековой школе не только внешне, но и внутренне. Полностью поменялись содержание и формы обучения. Были введены классические – латинский и древнегреческий – языки и новые науки: математика, геометрия, астрономия, даже естественная история. Большое значение придавалось эстетическому и физическому воспитанию. Но, пожалуй, главное внимание уделял Витторино нравственному и духовному воспитанию своих учеников.

Такая организация обучения и воспитания позволила добиться школе Витторино да-Фельтре успехов, которые и сегодня вызывают восхищение. К 17 годам, времени окончания школы, большинство учеников во многих областях, особенно в знании древних языков и культуры, получали лучшее образование, чем в тогдашних университетах.

Воспитание художника

Говоря о формах образования, рожденных эпохой Возрождения, нужно указать и на подготовку художника, который, собственно, и стал ее подлинным выразителем этой эпохи. Художник должен был быть не только мастером своего дела, ремесленником, а потому его обучение сохраняло черты и формы обучения ремесленника, но и обладать общей и специальной теоретической подготовкой. Поэтому он, безусловно, должен был знать анатомию, физиологию, в не в меньшей степени математику, древнюю культуру, историю, религию, философию, литературу и поэзию, а также политику. Поэтому мастерские художников превращаются в место сбора образованных людей, где в обстановке живого общения формировались мировоззрение, теоретические и эстетические взгляды художника.

Таким образом, в XIV–XV вв. в Италии не только преобразуются старые формы образования: университеты, ученые школы, но и создаются новые: семейные школы, кружки и академии, мастерские художников. Конечно, эти учебные заведения были различны, и по целям их создания, и по содержанию, но их объединяла идея всестороннего развития свободного человека, которую они пытались реализовать в своей деятельности.

Гуманизм, рожденный в Италии, начиная с XV века, постепенно распространяется  по всей Европе. Причиной этого явилось внутреннее развитие европейских государств, а также то, что в Италии учились студенты из многих государств Европы, и, возвращаясь к себе на родину, они становились зачинателями новой культуры и нового образования.

Большую роль в распространении и укреплении гуманизма в Европе сыграл Базельский собор, открывшийся в 1432 году, на который собрались гуманисты из многих государств Европы. Значимая роль в развитии гуманистического образования в Европе принадлежит Э.С. Пикколомини. Он создал артистический факультет Венского университета, где важное место отводилось гуманистическому, а также естественному образованию. Став папой, он открыл Базельский университет, основу профессорского состава которого составили члены гуманистического кружка, организованного им еще во время пребывания на Базельском соборе. Базельский университет стал первым на германской земле университетом, организованным на началах гуманизма.

Однако не университеты положили начало распространению  гуманизма в Европе. Как и в Италии, развитие и распространение гуманизма, гуманистической культуры шло через кружки, которые  создаются при дворах состоятельных людей, подчас государей.

Так шло распространение гуманизма во Франции. Его расцвет  приходится на XVI век и во многом связан с именем короля Франциска I, который активно содействовал развитию наук и искусств, организовав знаменитый колледж в Париже — College de trois langues. В колледже давалось гуманистическое образование, и прежде всего здесь учили трем древним языкам: латинскому, древнегреческому, древнееврейскому. Даже Парижский университет, ставший к XVI веку достаточно консервативным учебным заведением, воспринял некоторые идеи гуманизма – в нем  открылась кафедра древнегреческого языка.

В Англии распространение гуманизма шло через кружки. Наибольшей известностью пользовался гуманистический кружок  Джона Колета.

Благодаря Базельскому собору, гуманизм прочно укоренился на германской земле, вначале в отдельных кружках в крупных городах, прежде всего при дворах влиятельных людей, а к началу XVI века и в  университетах.

Значение немецкого гуманизма в деле развития образования было огромным: многие гуманисты прославились не только как ученые, но и как создатели новых учебных заведений. Большую роль в развитии образования, его организации и содержания сыграла Реформация и ее вождь М. Лютер.

Реформация оказала воздействие на все ступени тогдашнего образования. Провозгласив право чтения Библии на родном языке, она сделала нормой обучение грамоте в семье, узаконила требование всеобщего народного образования. Особенно преуспел в деле организации народных школ ближайший друг и сподвижник   Лютера – Иоган Бухенгахен (1485–1557), который составил уставы управления школ для целого ряда государств Германии, а также Дании и Норвегии.

Дальнейшее развитие получили бюргерские школы. Поскольку протестантизм провозгласил право чтения Библии на родном языке, то он  фактически узаконил школы родного языка – народную и бюргерскую, всегда существовавших под страхом закрытия. Правда, после Реформации обучение еще продолжалось на латинском языке и   прошли  десятки лет,  прежде чем обучение  в этих школах началось на родном языке.

Перестройка ученых школ в первую очередь была связана с деятельностью Ф. Меланхтона, который разработал уставы многих школ,  программы обучения, ввел в школу новые предметы, написал учебники по латинской и древнегреческой грамматике, логике, психологии, физике.

Особенно большую роль деятели Реформации сыграли в совершенствовании   содержания университетского образования, соединившего в себе идеи протестантизма и гуманизма. С XVI века  университеты Германии становятся лучшими университетами Европы – именно здесь стремятся учиться студенты из других стран.

Определенную роль в развитии образования XVI века сыграла  контрреформация. Особенно известна деятельность иезуитского ордена с его системой среднего образования – знаменитые иезуитские колледжи, в которые  родители разных вероисповеданий стремились отдавать  своих детей.

Важнейшие перемены произошли в  организации образования – значительно расширилось число школ всех уровней, и фактически  в этот период перестают функционировать, за  исключением народных школ, иезуитских и некоторых других,  церковные школы.

Деятели гуманизма кардинально поменяли средневековое содержание образования на новое, классическое. С одной стороны, они наполнили  новым содержанием традиционные предметы, а с другой – восстановили и создали целый ряд новых учебных дисциплин: историю, географию, физику, психологию, рисование. На смену средневековому  латинскому  пришел классический язык Цицерона. В широкий оборот  были   введены древнегреческий, а затем и древнееврейский языки, множество подлинных древних текстов. В эпоху Возрождения в школу пришло физическое воспитание. Важное место стала занимать математика. Если  в Средние века все содержание образования, начиная с обучения чтению, должно было служить религиозному  воспитанию, то теперь, и особенно со времени Реформации, утверждаются  предметы с собственным содержанием и специальный предмет по религии – Закон Божий. Значительно обогатилось содержание университетского образования. В него вошло множество новых  предметов – от древнегреческого языка до поэзии, подлинные тексты античности: Платона, Аристотеля, Гиппократа, Цицерона и др. На всех ступенях образования сохранялось единство религиозного, научного и светского компонентов в содержании образования. Но это единство достигалось не за счет единого содержания образования, а за счет единства достаточно строго разделенных между собой религиозных и научных предметов.

В этот период меняется и сам принцип построения  и изучения содержания образования: если в средневековой школе один предмет изучается за другим, то теперь вводится параллельное изучение разных предметов.

Изменение содержания образования в эпоху Возрождения было вызвано,  наряду  с  социально-экономическими,   идеологическими причинами. В борьбе со средневековой идеологией деятели гуманизма  обратились к древней, классической культуре, превратив ее в важнейший компонент духовной жизни общества. А это, в свою очередь, прямо потребовало ее трансформации в содержание образования.

Перестройка содержания образования во многом была связана и с новым пониманием человека как свободного индивида,  своей  деятельностью утверждающего себя в мире. Поэтому гуманизм не только  дал теоретическое обоснование абсолютной необходимости образования в формировании человека, показав, что человек то, что делает из него  образование, но и вызвал широкий общественный энтузиазм в деле  просвещения, создав настоящий культ образования, благодаря чему его стали считать первейшей общественной потребностью и  потребностью каждого, по крайней мере знатного, человека.

В целом же изменения содержания образования были такими значительными, что средние школы стали называться на древнегреческий  манер лицеями и гимназиями.

Кардинальные перемены произошли в технологиях обучения. В этот период индивидуально-групповая система обучения сменяется классно-урочной. Сначала Ф. Меланхтон  в своей школе разбивает учеников на три группы в зависимости от возраста и успехов в обучении, а его друг и последователь И. Штурм создает гимназию в Страсбурге, в которой дети в возрасте от 7 до 17 лет делились на 10 классов, а в школе ежедневно проходило по 6 уроков.

Затем эта форма обучения входит в школы многих европейских протестантских и католических государств, а также школ православных. Поэтому крайне важно понять, чем были вызваны такие существенные перемены в  технологиях образования.

В этот период меняется сам принцип построения содержания образования. Если в средневековой  школе один предмет изучался за  другим (изучив грамматику, приступали к риторике и т.д.), в народной школе сначала учились читать, потом писать и т.д., то теперь вводится параллельное изучение предметов. Уже Э.С. Пикколомини выступает за одновременное изучение нескольких предметов. И постепенно этот принцип входит в школы разных государств Европы. Тем самым вертикальное   построение   содержания   образования   заменяется горизонтальным. Здесь мы обнаруживаем нечто подобное открытому М.М. Бахтиным и А.Ф. Лосевым принципу перехода в эпоху Ренессанса с вертикального миропонимания, присущего Средним векам, на горизонтальное, сложившееся в эпоху Возрождения. Видимо,  этой сменой общего мировоззрения в первую очередь можно объяснить смену  вертикального построения  содержания  образования  на горизонтальное, произошедшее в этот период.

А смена построения содержания образования в учебном процессе неизбежно приводит к смене форм обучения. Поэтому в Европе начинает утверждаться, причем одновременно в разных государствах Европы и, видимо, даже независимо друг от друга, вместо индивидуально-групповой, классно-урочная система обучения. И это вполне понятно. Пока изучается один предмет, урок, в принципе, не нужен, но когда изучаются несколько предметов параллельно, урок становится необходимой формой организации обучения. То же и с организацией классов: пока изучался один предмет, в них не было особой нужды – каждый шел своим темпом, но при  изучении нескольких предметов одновременно  успехи одного и того же ученика по  разным предметам могут быть различны. Поэтому возникла потребность в организации классов с весьма абстрактным, но достаточно объективным критерием их создания — возрастом учащихся. И скорее всего это тоже один из факторов если не открытия, то, по крайней мере, утверждения понятия детского возраста.

Итак, вместе с утверждением нового принципа построения содержания образования в странах Европы утверждалась и новая форма обучения. Отсюда мы можем сделать вывод, что распространенная до сих пор точка зрения, что Коменский является основоположником классно-урочной системы обучения, неверна. Коменский не создавал классно-урочную систему, гений Коменского состоял в том, что он увидел большое будущее этой системы и усовершенствовал ее.  А создана она была на 100 лет раньше в разных государствах Европы, и создала ее в буквальном смысле целая эпоха – эпоха  европейского гуманизма. Смена миропонимания приводит к изменению вертикального расположения учебных предметов на горизонтальное, что, в свою очередь, потребовало новой формы организации обучения. Поэтому в различных школах Европы – германских гимназиях, иезуитских колледжах, французских гуманистических лицеях, братских украинских и белорусских школах – в XVI веке начинает вводиться классно-урочная система обучения.

Для образования это понимание имеет важное значение, так как доказывает, что и образование развивается по логике объективных законов, а не есть результат случайного создания, пусть его  создателем был и гений. И подлинный гений Коменского как раз в том и состоял, что он глубже, чем кто-либо, осознал объективную логику развития образования и сумел показать это в своих трудах.  Вот почему и принято считать, что образование развивалось и развивается по Коменскому.

Получают распространение новые методы обучения, позволяющие ребенку творить, раскрывать свои способности, проявлять свою самостоятельность. И эти изменения происходили у всех на глазах. Так Витторино да-Фельтре ввел самые разнообразные методы: в его школе читать учились по картинкам с венками цветов; языки изучали преимущественно в общении; риторику –  составляя речи; арифметику – в играх, как и советовал Платон; геометрию – вместе с черчением; естественную историю – на прогулках и экскурсиях. В школе почти отсутствовали наказания, они были исключены в  обучении. Эти и другие методы широко использовались и в других гуманистических школах.

Не менее важным для последующего развития  образования было и кардинальное переосмысление места ребенка в учебном процессе, произошедшее в это время. И дело здесь не столько в учете индивидуальных способностей детей, к чему так часто призывали гуманисты. Ведь по-настоящему индивидуальное обучение было как раз в средневековой школе. Ученики, даже одновременно поступающие  учиться, вскоре начинали учиться в меру  своих сил и способностей: неспособные отставали и отсеивались,  способные шли вперед, и обучение со временем становилось полностью индивидуальным. В школе Витторино этот принцип был доведен до совершенства в практическом осуществлении.

Гуманизм же, построивший новое содержание образования и создавший классно-урочную форму обучения, сделал невозможным индивидуальное обучение в массовой школе, а все попытки – хотя некоторые из них были достаточно успешными – сделать обучение индивидуальным, то есть дать возможность идти ученику своим темпом, в зависимости от успеха в том или ином  предмете, так и не вошли в широкую практику. Тем самым гуманизм объективно лишил ребенка индивидуального обучения, так что связывать индивидуальное обучение с гуманизмом – это своего рода насмешка.

Коренное изменение понимания ребенка в учебном процессе состояло в следующем: если средневековое образование покоилось на понимании  воспитания как приобщения ребенка в Богу  и потому  знало  только один вектор движения – к Богу, а потому развитие  ребенка  здесь рассчитывалось по траектории движения к  Богу, то в философии гуманизма человек приобретает автономию развития, а потому он движется не столько по траектории приобщения  к Богу, сколько по пути своего собственного, автономного развития. Вот почему теперь человек, ученик рассматривается как определяющая инстанция, из которой надо исходить в определении путей его воспитания.

Из этого понимания уже следовало право на свободнее развитие и право (и требование) строить воспитание человека по мере развития ребенка, с учетом его возраста. А отсюда условие-требование: для правильного развития и формирования ребенка (человека) надо знать его сущностную природу и опираться в воспитании не на внешние средства, вроде наказаний или наград, но на внутренние возможности человека,  в том числе и на его интерес, его совесть и т.д.

Отсюда сущностное понимание развития ребенка, не каждого конкретного ребенка, а ребенка вообще.  Ребенок становился мерой  своего развития, и отсюда создание методов, которые бы  не только облегчали усвоение содержания образования (например, обучение  в играх, изучение иностранных языков,  как живых, наглядные методы и т.д.), но и позволяли ребенку творить, раскрыть свои способности и проявить свою самостоятельность.

Тем самым гуманизм заложил основы понимания построения образования, мерой которого выступает ребенок, ученик. Эту идею в той или иной форме будут пытаться реализовать все последующие деятели педагогики и образования, отыскивая способы обучения, которые бы в максимальной степени формировали творца.

Большие перемены произошли в воспитании. Здесь, в первую очередь, важен  переход на новое концептуальное (именно концептуальное) понимание воспитания. Ведь нередко все различие между средневековым и гуманистическим воспитанием  усматривается в том, что в средние века детей не любили, а потому жестоко наказывали, тогда как гуманисты призывали любить ребенка и были против наказаний. Хотя в этом утверждении и есть  доля правды, но по существу оно неверно.

Кардинальное различие  здесь в понимании внутреннего мира ребенка и роли воспитания в его формировании.

Гуманисты исходили из того, что ребенок сам по себе есть разумное, а главное, свободное существо, а потому не только выдвинули, но и утвердили идею (и из педагогики она уже не исчезала) достоинства ребенка — в перспективе это идея прав ребенка, реализованная  в юридических документах нашего времени.

Из этого понимания следовала совсем другая стратегия воспитания – стратегия, строящаяся на основе развития внутренних положительных качеств ребенка и требующая принципиально новых подходов, содержания, форм и методов воспитания. Суть этой стратегии сводится к тому, что в воспитании нужны те средства, которые развивают ум, чувство и волю ребенка, а не розга, которая их подавляет, а то и калечит.

Поэтому в основу содержания воспитания гуманистической педагогики, вслед за античной, кладется понятие добродетели, которое вбирает в себя множество смыслов – от честности и смелости до требования готовности служить обществу, то есть комплекс качеств, необходимых гражданину и человеку. Поэтому меняются формы и методы воспитания. Рассчитанные на развитие положительных качеств человека, они предполагают отказ от внешних средств воспитания — поощрения и наказания, хотя и не исключают их.

Следовательно, кардинальные перемены в духовной,  культурной и социально-экономической жизни Западной  Европы, в самом мировоззрении ведут к кардинальным переменам в содержании воспитания и образования, смене организации образования,  приводят к созданию принципиально новых технологий обучения. В результате этих перемен в эпоху Возрождения была создана принципиально новая модель обучения и  воспитания на разных ступенях образования, получившая название классической.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру