Исследования проблем возрастного развития

Исторический очерк

Наблюдения за возрастными изменениями в процессе жизни человека являются непременной составляющей человеческой культуры. Письменная фиксация возрастных характеристик поведения взрослого или ребёнка закладывала основания для научных исследований проблем возрастного развития.

До середины XIX века возрастная изменчивость рассматривалась в общенаучном русле, прежде всего в философии, естествознании, медицине. В конце XIX века зарождается детская психология как ветвь сравнительной психологии.

Исторический очерк становления детской и возрастной психологии приведён в работах таких ведущих современных исследователей, как Т.Д. Марцинковская, А.А. Никольская, В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Л.Ф. Обухова.


Т.Д. Марцинковская. История детской психологии


Т.Д.Марцинковская раскрывает закономерности формирования взглядов на психику ребёнка, начиная с работ античных авторов - Гераклита, Протагора, Демокрита, Сократа, Платона, Аристотеля; показывая сложный путь развития этих идей в связи с общественными устремлениями  и ценностными ориентациями. Исторический экскурс в становление детской психологии как науки, Т.Д.Марцинковская проводит на материалах древнегреческих философов – Квинтилиана, Софокла, Еврипида, Диогена Синопского, Эпикура, Тита Лукреция Кара; мыслителей эпохи средневековья -  Плотина,  Августина Аврелия, Авиценны; ученых-гуманистов эпохи Возрождения – Эразма Роттердамского, Хуана Вивеса; философов нового времени – Ф.Бэкона, Р.Декарта, В.Лейбница, Спинозы, Дж. Локка, Ж.Ж.Руссо, Д.Дидро, К.Гельвеция. Характеризуя творчество К.Д.Ушинского, И.Гербарта, У.Джеймса, Г.Спенсера, И.М.Сеченова, В.Прейера, автор показывает становление детской психологии как самостоятельной области психологической науки. Появление экспериментальной психологии анализируется на материале работ Т.Тидемана, В.Вундта, Г.Эббингауза, Ф.Гальтона.

Развитие детской психологии в ХХ веке охарактеризовано Т.Д.Марцинковской в связи с обоснованием Стенли Холлом педологической концепции, а также в связи с основными теориями детского развития, положившими начало таким психологическим школам, как психоанализ, бихевиоризм, гештальтпсихология, генетическая и гуманистическая психологии.

Отечественная детская психология в историческом обзоре представлена Т.Д. Марцинковской характеристикой работ А.П.Нечаева, Н.П.Румянцева, В.М.Бехтерева, А.Ф.Лазурского, М.М.Рубинштейна, П.Ф.Лесгафта, П.Ф.Каптерева, а также подробной характеристикой формирования и развития советской детской психологии.

А.А.Никольская. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России


А.А. Никольская осмыслила и систематически изложила наследие российских ученых в области возрастной и педагогической психологии с середины XIX века до Октябрьской революции.  Данная работа содержит материалы журнальных публикаций издававшихся в то время в России многочисленных журналов, а также оригинальные труды известных педагогов, психологов, писателей, помещённые в различные, труднодоступные в настоящее время,  источники. Логика  авторского изложения сосредоточена на раскрытии трёх основных проблем в исследованных трудах: выработка теоретических положений возрастной и педагогической психологии, пути и механизмы формирования личности, оптимальные условия для организации обучения.

Основные тенденции и направления развития отечественной возрастной и педагогической психологии А.А.Никольская рассматривает в рамках трёх временных этапов, каждый из которых длится около двадцати лет.

Первый этап – с середины 50-х до 70-х годов XIX века. Автор называет его этапом теоретического обоснования возрастной и педагогической психологии как самостоятельных отраслей психологической науки и связывает с деятельностью Н.Х.Весселя, Н.И.Пирогова, К.Д.Ушинского, П.Д.Юркевича.

Второй этап – 70-е – 90-е годы XIX века, характеризуется формированием основных областей исследования возрастной и педагогической психологии. Данный период автор соотносит с появлением работ П.Ф.Каптерева, П.Ф.Лесгафта, И.А.Сикорского. и началом широкомасштабной деятельности по психолого-педагогическому просвещению населения.

И.А.Сикорский назван автором одним из пионеров изучения ребёнка раннего возраста. Им были проведены наблюдения за собственными детьми, за развитием детей Петербургского воспитательного дома, за новорожденными в Надеждинском родовспомогательном заведении. В своей монографии «Воспитание в возрасте первого детства» (1884) И.А. Сикорский  сопоставляет полученные им  данные с результатами книги В.Прейера «Душа ребёнка», первым русским переводчиком которой он был. И.А. Сикорский исследовал такие стороны психического развития ребёнка, как эмоциональные проявления, становление интеллекта, формирование волевой сферы,   показывая последовательность их проявления в онтогенезе.  Учёный наметил целостную картину нормального хода нервно-психического развития ребёнка. Им составлена классификация типичных ошибок воспитания - расслабляющее воспитание, жестокое и пренебреженное воспитание, из чего видно, что  определяющим является воспитание волевой сферы. Всестороннее постижение специфики детской природы по Сикорскому призвано рассматривать гармонию развития духа и тела, сочетания ума, чувства, воли, и соответствующих им умственного, эстетического и нравственного воспитательного воздействия.

П.Ф. Лесгафтом был обобщён обширный материал наблюдений над особенностями психического и физического развития детей, что позволило ему уточнить понятия «темперамент», «тип», «характер». С понятием «тип» он связывал особенности личностного отношения ребёнка к окружающей его действительности и особенности его нравственного развития. Темперамент определялся ученым как степень возбудимости от воздействия внешних и внутренних стимулов и продолжительность реакции на эти действия. Ведущие характеристики темперамента по П.Ф. Лесгафту – сила и скорость  действия и проявления чувств. Сущность характера проявляется в умении  человека руководствоваться в своих размышлениях и деятельности определёнными принципами и проявлять на их основании самостоятельность, индивидуальность, объективность оценки своих чувств и сознательность.

В серии статей П.Ф. Каптерева было дано яркое и целостное представление ребёнка первых четырёх лет жизни.  «Показывая специфику психофизического облика ребёнка в каждый из годов жизни, он выделил тот характерный признак, который определяет своеобразие ребёнка на том или ином этапе развития, является доминирующим и накладывает отпечаток на все другие проявления психической жизни ребёнка».  Ученый характеризует ребёнка первого полугодия  определением «сосун», а ребёнок второго полугодия – уже «хватун». Второй год жизни ребёнка связан с приобретением им умения самостоятельно ходить, что обуславливает его физическое  и психическое развитие. Третий год демонстрирует стремление ребёнка к самостоятельности и творчеству, что проявляется в овладении им речью, приобщением к деятельности взрослых и  играм детей. Четвёртый год жизни характерен формированием собственных желаний и интересов ребёнка, накоплением жизненного опыта и обнаружением склонности к определённым занятиям. В этот период ребёнок уже проявляет способность глубоко переживать какое-либо событие и некоторое время жить впечатлениями от него.

Второй этап становления возрастной психологии в России характерен ещё и тем, что становятся востребованными систематические наблюдения родителей за развитием своих детей. В 1879 году журнал «Семья и школа» обратился к родителям и воспитателям с предложением сообщать свои личные наблюдения за жизнью детей ранних возрастов, что способствовало бы созданию детской психологии. В ответ на этот призыв в журнал поступили материалы наблюдений за десятью детьми в возрасте от рождения до 5-6 лет, позволившие Б.Л. Ленскому отметить некоторые особенности детского развития и сопоставить их с аналогичными материалами зарубежных ученых. Сбором и анализом родительских дневников в дальнейшем занимался Н.Н. Ланге, который отмечал двойную пользу такой деятельности – родители вырабатывают навыки точного наблюдения за развитием своего ребёнка, а «научная психология дитяти» получает ценные эмпирические данные.

Третий этап становления возрастной и педагогической психологии в России – с начала ХХ века до Октябрьской революции 1917 года.  Этот период А.А.Никольская называет временем теоретической и научно-организационной деятельности в возрастной и педагогической психологии и характеризует в целом как этап утверждения их статуса самостоятельных отраслей знания.  В этот период происходит признание не только научной, но и общественной значимости указанных ветвей психологии, начинается подготовка специалистов в этих областях, в  научных сообществах обсуждаются их теоретические и методологические проблемы.


В.И.Слободчиков, Е.И.Исаев. Психология развития человека. М., 2000
 

Авторы основ психологической антропологии детально охарактеризовали этапы становления зарубежной и отечественной возрастной психологии. Начало детской психологии укоренено в дневниках наблюдений.  Следующий этап обусловлен началом экспериментирования в детской психологии и берёт начало с 1879 года, когда В.Вундтом была основана психологическая лаборатория в Лейпциге.  В 1905 году А. Бине основал при одной из начальных школ в Париже «Лабораторию нормальной педагогики», где изучалось физическое и психическое развитие детей, создавались методики изучения детского развития, отрабатывались методы преподавания учебных дисциплин. А. Бине и Т. Симоном  была создана методика определения интеллектуального развития детей, основу которой составил метод тестов.  Дальнейшее развитие зарубежной возрастной психологии связано с появлением натуралистических концепций психического развития человека, таких как теория рекапитуляции (С. Холл, Д. Болдуин), нормативный подход к психическому развитию ребёнка (А. Гезелл), теория трёх ступеней развития (К. Бюлер), теория конвергенции двух факторов (психики и окружающей среды) В. Штерна. В конце ХIХ -  начале ХХ века зарождается культурологический подход к исследованию проблем детского развития (Э. Дюркгейм, П. Жане,  А. Валлон,  Р. Заззо, Ф. Боас,  М.Мид).

Психическое развитие человека в трудах отечественных психологов В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев характеризуют в рамках дореволюционного периода – от 50-х годов ХIХ века до начала ХХ века, марксистского периода развития в 1918-1936 годы (К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, М.Я. Басов). Третий период, с 1936 по 1960 годы характеризуется авторами как время жесткого идеологического контроля руководства государства за ведущимися в психологии научными работами и сведением  механизма психических явлений к уровню физиологических процессов. Редукционизм (нарочитое упрощение), свойственный психологическим исследованиям указанного периода, не препятствовал научно-организационной работе в психологии  - после создания в 1943 году Академии педагогических наук стали создаваться отделения психологии на философских факультетах ряда университетов, в 1955 году начал издаваться журнал «Вопросы психологии», в 1957 году было учреждено Общество психологов. Идеи Л.С. Выготского и С.Л. Рубинштейна получили дальнейшее развитие в оформившихся научных школах их имени. В 60 – 80-е годы ХХ века отечественная возрастная психология развивалась в контексте введённого в конце 50-х годов всеобщего обязательного восьмилетнего образования. В указанный период перед возрастной и педагогической психологией были поставлены задачи выявления возрастных возможностей усвоения знаний, исследования роли обучения в психическом развитии детей и взрослых. Проведение массовых психолого-педагогических экспериментов осуществлялось научными коллективами под руководством В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина.


Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М., 1995


Свой исторический очерк Л.Ф. Обухова открывает анализом понятия «детство» в историко-культурных исследованиях. Автор показывает, что историческое понятие детства связывается в культуре не с биологическим состоянием  незрелости,  а с определённым социальным статусом, с кругом прав и обязанностей, присущих этому периоду жизни, с набором доступных для него видов и форм деятельности. Подтверждением этому являются работы французского демографа и историка Филиппа Ариеса, в которых отражено, каким образом в разные исторические эпохи складывалось понятие детства в сознании художников, писателей и учёных. Филипп Ариес пришёл к выводу о том, что вплоть до ХIII века искусство практически не обращалось к детям, художники не пытались изображать собственно детские образы. Встречающиеся в религиозно-аллегорических сюжетах изображения детей выполнялись в пропорциях тела взрослого человека, изображая ребёнка как уменьшенного взрослого. Демографическая  ситуация того времени, отличавшаяся высокой рождаемостью и большой детской смертностью, по мысли Ф. Ариеса, породила отношение к детству, как к периоду скоро проходящему и потому малоценному. В ХVI веке появляются первые портреты умерших детей, что означает преодоление безразличия к детству и действительного переживания невосполнимой утраты в связи со смертью ребёнка. К ХVII веку появляются реальные портреты  детей, как правило, это дети влиятельных лиц и царственных особ. Важным символом изменения отношения к детству является, по мысли исследователя, одежда для детей. Только в ХVI- ХVII веках появляется специальная детская одежда, отличающая ребёнка от взрослого. До этого времени вырастающего из пелёнок ребёнка одевали в костюм, не отличающийся от одежды взрослого человека соответствующего социального положения. Детей в возрасте 2-4 лет практически до начала ХХ столетия одевали в детские платьица, независимо от того, мальчик это или девочка. По мнению Ф. Ариеса отношение общества к детству внешне можно проследить по формированию детского костюма. Отмечая значение работы Ф. Ариеса  для понимания феномена детства в европейской культуре, Л.Ф.Обухова пишет о том, что его исследования ограничены описанием европейских детей из высших слоёв общества.  Непреходящая ценность исследования Ф. Ариеса состоит в осознании им детства как общественно-культурного феномена.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру