Прикасаясь к священной книге народов

Чему может учить история?  Какую истину открывает история своей страны потомкам? Чему она учит? Что мы можем почерпнуть из прошлого, чтобы делать меньше ошибок, строя настоящее и проектируя будущее? Эти и другие вопросы обычно возникают перед теми, кто серьезно относится к исторической науке. Эти вопросы волнуют и учителей истории, и их питомцев, у которых они за несколько лет стараются развить историческое мышление. Многие, впрочем, уверены, что история вообще ничему не учит, другие согласны с Чаадаевым, что "история всякого народа представляет собой не только вереницу следующих друг за другом фактов, но и цепь связанных друг с другом идей и что история не есть складно написанная летопись времен минувших, не есть простое средство удовлетворить наше любопытство, она - практическая проверка наших понятий о мире и человеке.

Что же таит в себе этот универсальный архив всех времен и народов? Как использовать его человеку и человечеству для прогресса, для своего возрождения и духовного роста? Как понять мудрость и заблуждения вождей и народов давно и недавно минувших эпох?

Порассуждать на эту тему я попросил своих учеников, задав им такой вопрос: чему меня научила история? Приведу некоторые мысли из их работ, на основе которых и появилась эта статья. "Уроки истории - это лишь маленькие окошечки, через которые мы можем заглянуть в огромный мир под названием "История". Она учит справедливости, помогает по-новому посмотреть на окружающий мир" (Алексей Игнатьев).

А вот ответ на вопрос, зачем нам изучать историю, сформулирован в сочинении Александра Васюхина: "История является открытой книгой, она как бы показывает ошибки и достижения живших до нас людей. Только надо правильно ее читать, ведь в ней дается предостережение потомкам". И конкретный совет учителям истории из его сочинения: "Предмет будет интересным и поучительным, и это зависит от того, кто и как его преподает. Урок может превратиться в горы ненужных книг и неинтересного скучного материала".

Анастасия Чепа в своей работе вспомнила слова М. Лермонтова о том, что "история души человеческой... едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа".

Приведенные выше мнения убедили меня поддержать позицию ребят и выразить свое мнение об истории, учебниках по истории и методах ее преподавания. Что порадовало меня в работах детей? Умение увидеть в истории нравственное содержание; желание разобраться в том, что им нужен опыт поколений, который поможет отличить истину от фальши, красоту от безобразия, вечное от тленного; потребность в совете, который поможет жить им здесь и сейчас на этой земле, любя, созидая, помня; интерес к путешествию по "дороге времени", где нужен опытный путеводитель в лице учителя истории, который знает, как идти по ней, сумеет оживить прошлое, заставит его заговорить, не предавая забвению то, что может научить не одно поколение людей; желание полюбить историю как доброго друга и советчика на своем жизненном пути.

Понятна потребность учеников в поиске нравственного содержания в историческом наследии, которое приходится разбирать, чтобы понять сущность истории.

Существующие проблемы исторического образования сводятся не к тому, что возник дефицит исторических знаний. Вовсе нет: учебники по предмету заметно потолстели, но интерес к их изучению, увы, падает. Перебирая картины прошлого и говоря устами людей из разных эпох, мы увлеклись разными историческими подробностями и выпустили из внимания очень важный фактор: владеем ли мы необходимым историческим ключом, который помогает раскрывать рамки времени и понимать тех людей, о которых мы пытаемся рассуждать на уроках истории. Правильно ли мы понимаем дух прошлого? Нет ли здесь ошибки в подходе при изучении истории в целом? Отсюда и возникает справедливый вопрос, чему и как учить на уроках истории.

Среди задач, возникающих у учителя-историка, основная - научить учеников самим добывать и пополнять свои исторические знания; способствовать формированию у них исторического мировоззрения, позволяющего воспринимать исторический процесс в целостности и единстве в мировом, государственном и локальном масштабах.

Нравственная задача истории состоит в том, чтобы определить, что из исторического наследия предков останется с нами как вековая святыня, а что необходимо оставить в прошлом и не нести "злой опыт" в настоящее и будущее.

Но мы еще очень небрежны по отношению к истории человечества, поэтому она наказывает нас, говоря словами В. Ключевского, "за невежество и пренебрежение". Изучая прошлое, ученик должен почувствовать, увидеть, что давно прошедшее может стать близким, что забытое очень часто воскресает в будущем.

Оценивая содержание исторического процесса, необходимо четко представлять, какие знания истории могут воспитать в учениках высокую нравственность. Ныне часто сетуют на падение духовности в обществе, на отсутствие любви в юных сердцах. Эти выводы удручают. Но не менее печально, что история - наставница жизни - превратилась во второстепенный предмет. Из истории исчез нравственный стержень, дух добра, зовущий к духовным поступкам. «Священная» троица истории - прошлое, настоящее, будущее - как бы разорвана и потому прошлое вызывает сожаление, настоящее - уныние, будущее - страх. Карамзин называл историю "священной книгой народов", "зерцалом их бытия", "заветом предков потомству". Он сравнивал ее с "картой для мореплавания в океане жизни", "хранительницей мудрости в короткое время человеческой жизни".

Из истории исчез положительный герой - он растворился в событиях. Они оказались выше человека.

История утрачивает свою самостоятельность и помногу раз переписывается. Получается, что мы изучаем историю, но проходим мимо нее, ограничиваясь описанием внешней стороны. А ведь она должна не только изображать прошлое, но и преображать настоящее. Пора понять, что, изучая предков, мы изучаем самих себя.

История - тайна, и разгадать ее по силам лишь тем, кто сумел познать ее духовный смысл. То, что сейчас происходит с нами, когда-то уже происходило с другими людьми. Неужели нам неинтересен их жизненный опыт?

Историческое беспамятство - страшное зло: забытое деяние оказывается никогда не существовавшим. Поэтому оно не послужит уроком для следующих поколений. А ведь забытое - это тоже история.

Что же запишет история в своей памяти о нас? Мы утонули в мирской суете, так и не познав своего назначения. Поэтому тяжело понять современному "гражданину мира" патриотические ценности древних, которые "отдавали свою жизнь за други своя". Мерки разные. А мы хотим воспитать патриота страны, гражданина Отечества, внушая, что родина там, где ему хорошо, а не та земля, на которой он родился и вырос.

Историк должен быть беспристрастным в отношении к периоду, о котором он пишет. Беспристрастие - основа правды. В жизни любого человека есть поступки, за которые ему бывает стыдно, и он в них раскаивается. Личности свойственно переживать свои ошибки, но предосудительный взгляд современного историка часто хранит порок своего героя и освещает его в учебниках, предпочитая рассказать всю правду, ибо ошибки этого человека ему гораздо дороже самого человека.

Поэтому у истории ответственная задача - глядя на образы прошлого (реально никто не может изобразить человека), пробудить в учениках желание выработать свои идеалы поведения, в соответствии с которыми он будет оценивать то знание, которое ему открылось. Главное - думать, чему нас научит та или иная историческая ситуация, которая изучается.

Изучая произведения мировой культуры и выделяя из них шедевры, мы часто не понимаем, а что же вкладывается в это понятие. Особенность шедевра - бессмертие во времени, а мы свели его только к величию творческого гения исполнителя, не задаваясь вопросом: а что же, собственно, двигало автором произведения, которое стало шедевром? Творчество? Талант? Трудолюбие? Любовь? А может быть, все соединенное вместе? Если это сила творческой любви, давайте будем воспитывать в учениках эту силу, показывая им примеры из прошлого. И здесь нужен явный разграничитель - где добро и где зло? Только пусть ученик решит это сам.

Какую же ценность представляют ныне учебники по истории? До нас дошли сочинения Карамзина, Соловьева, Ключевского, Ильина, Тихомирова, Бердяева и других русских историков, философов. История сделала эти произведения нужными для потомков. Свойство великой книги заключается в том, что она возвращает к себе читателя. В противном случае она написана зря. Какова будет судьба современных учебников по истории, покажет время. Несомненно одно: история должна учить жизни, чтобы человек старался быть лучше, чтобы в истории он находил источник для духовного роста. Без добрых примеров, свидетельств истинной любви к человеку, Родине, Богу нам не возродить ни патриотизма, ни гуманизма, ни иных нравственных принципов.

Древнее правило гласит: чужой недостаток предай забвению, а свой осуди. А нынешняя история под предлогом объективности выставляет напоказ все поступки человека, акцентируя внимание в основном на отрицательных качествах. Получается, что зло громче добра, хотя не сильнее. Но у читателя исторического учебника складывается впечатление, что всегда и везде все решает сила, а это далеко не так. Деятельность Суворова, Ушакова, Нахимова опровергает этот тезис.

История учила мудрости и воспитывала смирение в людях. Если нынешняя история нас не учит быть добрее и нравственнее, значит, что-то дает сбой в методах ее учебы. К чему нам углубленная история, если она не ведет нас к Храму вечности, около которого и проверяется наша нравственная чистота, душевная красота и подлинное умение любить в настоящее время.

Цель истории - в познании духа прошлого, а не в собирании исторического мусора. Цель ее - научиться жить по биографиям других и быть ответственным за свою жизнь, за тот выбор, который делает человек в каждый миг своей жизни. "Разным народам в разные эпохи были раскрыты разные стороны истины", - писал Н. Бердяев. Какая же истина заложена в нас, в нашем народе, в истории нашей страны, в современной мировой истории? Чтобы осмыслить это, нужно внимательно посмотреть на то, что останется после нас.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру