Легенды и мифы православного образования

«Как нелюбимое дитя в семье родной…»
М. Лермонтов.

Мы кратко коснулись непродуманности и невыгодности юридического статуса православных школ, их экономического положения. Но есть,  на  наш взгляд, еще одна, более тонкая причина, мешающая таким школам преумножаться и расцветать по всей нашей необъятной стране. Любой духовник, педагог, психолог подтвердит, что от отсутствия любви человек чахнет и вянет, как растение в бездождии, ребенок же растет робким и неуверенным в себе, а иногда, защищаясь, становится нарочито развязным или беспечным, в любом случае – если ребенка не любить, добра не жди.

Вот в таком-то отсутствии любви и доброжелательного внимания, кроется, на наш взгляд, духовный  корень проблем современных православных школ, полно именуемых «общеобразовательными заведениями для мирян».

Общественное, и в том числе Церковное сознание, в целом не видит реального смысла в существовании таких учебных заведений. Вот основы православной культуры в государственных школах – да. Воскресные школы развивать – бесспорно. Духовные училища -  куда без них, это  «профессиональные образовательные учреждения». А кого, куда, зачем готовит общеобразовательная православная школа?

Это мнение высказывают государственные чиновники самого высокого уровня («Вы создали – вы и содержите») и уважаемые церковные деятели, священники и благочинные.

Итак, аргументы противников православного образования в среде церковной сводятся, на наш взгляд, к следующим трем, и,  на первый взгляд, кажутся весьма убедительными:

-    «что толку - там тоже старшеклассники курят…»
-    «многие потом не идут в Церковь» (т.е. не гарантировано, что все выпускники станут церковными людьми)
-    и вообще, дело это  рисковое, ненадежное, как бы  чего не вышло, да и деньги, если сам начнешь организовывать, не пришлось бы тратить…

Последний аргумент пусть останется на совести тех, кто так думает, а к первым позволю себе несколько контраргументов.

Многие знают, что святой страстотерпец Николай II и святитель Николай Японский  были подвержены одной немощи - курили… Но их добродетели превысили их немощи. Семинаристы иногда тоже курят. Грустно, обидно. Но никого в связи с этим не возникает предположения о необходимости закрыть такую семинарию, где есть курящие, или на основании этого считать ее плохой и ненужной.

На второй аргумент найти возражение будет сложнее. Скажу только, что и в  хороших церковных семьях, бывает, убредет чадо в страну далече, семья скорбит, но это еще не значит, что ребенка неправильно воспитывали.… А главное, что процесс юношеских религиозных сомнений, брожений  закономерен. Об этом писал св.прав. Иоанн Кронштадтский, протоиерей Василий Зеньковский. С точки зрения прот. В.Зеньковского, школе   досталась самая  неблагодарная пора – отрочество, переходный возраст, а плоды-то можно увидеть не скоро, лет, по крайней мере, через 20, когда про посеянное в отрочестве сборщики добрых плодов и не вспомнят, пожалуй …


Образец православного  воспитания представлен в автобиографическом романе И.С. Шмелева «Лето Господне», а ведь плод этого воспитания – Ванечка Шмелев -  в юности от Бога  отошел,  и в  студенческих волнениях участие принимал. Так что, решим, что папенька и Горкин зря старались и неправильно воспитывали? Нет, конечно, тому свидетельство вся зрелая жизнь великого православного писателя.

Корень такого рода заблуждений, на мой взгляд, не христианский, а  социалистический. Лакмусовая бумажка всех социальных кровавых утопий – стремление к раю на земле. Советская школа стремилась переработать всех людей в идеальных граждан коммунистического будущего.  От православной школы по стереотипу требуют идеального поведения учащихся, их 100% «православной успешности». Интересно, что такой подход не только заведомо порочит школы и обрекает их на «плохие показатели», но, что еще опаснее, может спровоцировать  учителей и администрацию идти  по знакомому со времен советской школы  пути «успешных отчетов» и внешнего показа своей деятельности, обходя анализ проблем. Многие боятся говорить всю правду, информационно закрывают  школу от чужих  недобрых глаз и безграмотных суждений.

Да, придя в православные школы, вы, верю, не услышите бранных слов, не увидите курящих детей, девочки и мальчики скромно одеты,  улыбаются открыто и добро..

Только кто может гарантировать, что завтра не вспыхнет мальчишеская драка и мальчик-сирота «не сдержавшись», не выплюнет словечко, какими пропитана была с пеленок его бедная душа? И что очередной 9 класс, войдя в переходный возраст,  не пойдет за сарай совершать очередной свой «подвиг». И хорошо, если духовник или директор вовремя узнают, что курили, на соблазн малышам, или «распили» коллективно бутылку «красного», и будет распекать, исключать, прощать, плакать вместе с ними.

А что, есть приходы, где ни одного курящего мужчины, ни одной не венчанной семьи? А детей-то в школы откуда приводят? Хорошо, если из такого прихода, где духовник реально работает с людьми и знает, кого благословить в школу. Да, кстати, часто – на исправление!

Итак, самое главное, что надо понять, осмысляя живую школьную жизнь, это то, что   мы не можем и не должны ставить перед школой утопическую задачу коллективного воспитания  идеальных христиан. Нельзя запрограммировать воспитание святых,  не надо строем ввести в Царствие небесное, потому пути Господни неисповедимы, врата рая узки, а  человек до конца дней будет стоять перед выбором на новых и новых житейских перекрестках.

Таким образом, есть идеал, вектор, направление, и есть реальное воплощение идеала в жизнь, которое зависит от многих разнородных причин.

В вину православным школам вменяют иногда и то,  что многие из них учредители  создавали, руководствуясь личным интересом – ради своих детей. Но разве это плохо? Семью, малую церковь, тоже без личного интереса не создать.

У нас церковь отделена от государства. И некоторые крещеные это воспринимают буквально. Сегодня чиновник «по долгу службы» злые дела делает, собственный народ на угасание обрекает, а завтра сходит в храм, может, и помолится. Первое – служебный долг – мир одних отношений, второе – его личное дело. И он не хочет их смешивать. Живет такой удобной двойной жизнью, и его это устраивает! Он даже может быть благотворителем храма или монастыря. А вот общеобразовательная православная школа одним концом входит в церковь, другим – в государство, и размывает удобную всем грань.

Многие церковные деятели не признают такого явления, как общеобразовательные православные заведения для мирян  еще и потому, что это явление ни в какие стандартные схемы не вписывается. Общеобразовательной школой невозможно жестко руководить сверху, как монастырем, например. И критерии оценки  деятельности, как видите, не определены. Вот и боятся некоторые священники брать на себя ответственность за школу. Ведь настоятель не несет ответственность перед начальством земным за нравственность прихожан, максимум, за что спросят, это за поведение молящихся во время богослужения, но больше проверят, как он сам исполняет требы и придерживается правил. А вот  православная школа,  если следовать, изложенным выше критериям, должна обеспечить всеобщую святость учащихся. И пока мы от этого утопического подхода не откажемся, мы не выработаем реального отношения к православному образованию, реальных критериев его оценки, не сможем поддержать и развить то полезное, что она дает Церкви, человеку и обществу.

Так что такое  православная школа? Общая характеристика


А теперь постараемся рассмотреть модель идеальной современной православной школы и примеры ее конкретного воплощения в нашей действительности.

Некоторые продолжают считать что православная школа –это нормальная советская школа,  плюс Закон Божий, плюс молитва. Такое мнение происходит от того, что большинство людей, не имея соответствующего образования и опыта,  руководствуется собственными житейскими представлениями. А на чем они зиждутся? Чаще всего – на личных воспоминаниях о советской школе,  где дали неплохие знания, поддерживали какую-то нравственность и порядок, несомненно, было лучше, чем сейчас. Только вот вместо Бога был Ленин и партия – «близнецы-братья». Так что, следуя этой логике, надо заменить ценности, а все остальное и так было прекрасно (в воспоминаниях детство в основном прекрасно и безоблачно). Такой подход, как любая неправда, тоже опасен и вреден.

Почему? Да, потому, что православие - это образ жизни, и в школе не может не быть иного образа жизни, взаимоотношений, методик, учебного плана - всего! Осмысление учебных программ, взаимоотношения педагогов с учащимися и родителями, отношения детей между собой, режим, питание, досуг – все должно быть иное.  Должна быть создана и создается принципиально новая школа.

На деле поиск формы для каждой школы, ее рождение и взросление проходит у каждого по-своему, с одной стороны – мучительно и неповторимо, с другой стороны, в соответствии со вполне определенными закономерностями.

Все православные школы объединяет общая молитва, хотя, в зависимости от собственных представлений духовника школы и реальных возможностей, содержание, формы, продолжительность общих молитв и молебнов, частота совместного участия в богослужениях и другие составляющие, конечно. Различаются. В некоторых школах дважды в неделю совершается школьная литургия с обязательным присутствием всех учащихся, а некоторых, особенно тех, где нет собственного храма, совместное участие в литургии и причащение учащихся может происходить один раз за учебный год. Но в любом случае в православной школе служится молебен на начало учебного года, дети молятся перед уроками, перед трапезой и после нее. Освящаются школьные помещения, в общих помещениях есть иконы.

Во всех православных школах  с той или иной мерой углубленности изучается Закон Божий или другие предметы православного цикла. Есть у школы духовный руководитель, православный священник, совершающий общее духовное руководство учебным заведением и окормление учащих и учащихся.

Это – формальные признаки. Главным же должен быть дух православия, определяемый, под руководством духовника,  ядром педагогического коллектива. При этом вектор внешних проявлений религиозности может колебаться между двумя крайностями, в зависимости не только от представлений педагогов, но и от принципа отбора учащихся: одни школы создаются на основе крепкого прихода, общины, или при монастыре,  другие, называющие иногда себя «миссионерскими»,  набирают детей и из   семей  «сочувствующих» православию.


Содержание предметов и программ



Мы уже говорили, что введение в школе дисциплин теологического содержания еще не делает школу православной. Закон Божий, как и другие предметы, не должен быть оторван от общего содержания образования в школе, но должен как бы завершать и венчать эту образовательную постройку.

Провозглашая в нашей школе приоритет воспитания, мы имеем в виду. Не в последнюю очередь, и воспитание детей в основное учебное время, то есть на уроках. В советское время существовали методические рекомендации по осуществлению атеистического воспитания через все общеобразовательные предметы, где определялись требуемые подходы к этим предметам. Советский Союз исчез, а созданные в советское время программы идеологического знака не поменяли, или сменили его на знаки идеологии «буржуазно-потребительской», наполнив учебные пособия «развлечениями» и «удовольствиями», зачастую сомнительного духовного толка ( как, например, тему 7 ноября в учебнике английского языка успешно заменила тема «хеллоуина»- праздника ведьм).  Чтобы   поддельные бриллианты не заменялись дутыми алмазами, надо предложить программы, на истинных ценностях основанные и выстроенные. Кто этим будет заниматься?
Понимая необходимость пересмотра программ, вынужденные браться за эту работу самостоятельно, наши школы совершили немало ошибок и ложных шагов. Не ошибается тот, кто не делает. Да и подумайте, созданием новых учебных программ и пособий раньше занимались авторские научные коллективы, занимались долго, только ими, потом программа апробировалась и через некоторое время внедрялась. Даже самая лучшая школа – не НИИ. Ей не под силу создать свой учебник и программу. Но вопреки логике и реальным представлениям, таких программ и учебников за эти годы православными школами, на свой страх и риск, создано много. И они уже апробированы, а кое где и признаны государственными органами образования. Такова программа директора православно ориентированной  сельской школы  Угличского района Ярославщины « ..» В.И. Мартышина, учебник истории, созданный духовником Новосибирской гимназии О.Борисом Пивоваровым,   учебное пособие для чтения на  английском языке, основанный на евангельских текстах и житиях святых, написанный педагогами Пермской православной школы и многие другие.

И все же это капля в море наших стандартных программ, среди нет пособий по общеобразовательным дисциплинам, имеющих гриф министерства Образования, а значит, права использоваться в качестве основных учебников по предметам.  Не считая возможным учить по безбожным стандартам, воспитывать на антихристианских текстах, педагоги в православных школах волей-неволей берут на себя работу по методическому переосмыслению школьного курса, при сохранении содержательного стандарта, не имея учебников,  методической поддержки.

Радостно то, что в новых образовательных стандартах  снова заявлены задачи воспитания через предмет духовно-нравственных ценностей, патриотизма,…  Государство, зайдя в тупик, призывает Церковь к сотрудничеству в области создания нового поколения стандартов. Опасно лишь то, что за это  возьмутся непрофессионалы, и снова позабудут или не захотят привлечь к этой работе коллективы православных школ, не догадаются направить, ободрить, помочь им в этой работе организационно и материально.

Добавим здесь, что, несмотря на все трудности, большинство православных школ показывает очень высокий уровень подготовки выпускников. Но чем добросовестнее и честнее школа, тем менее свойственно ей выпячивать  свои достижения, тем сильнее в коллективе нотка самокритичности и творческого недовольства собой. Ведь считают, что они все познали и всего достигли только бездари! Современное образование очень информативно и поверхностно, оно не предполагает глубины и осмысленности в преподавании наук, тем самым достигая больших количественных показателей, объема изученного материала, и теряя в качестве, в выработке учебных навыков. Настоящий православный педагог добросовестен по сути, а значит, не довольствуется голой информацией, требует от детей понимания сути, проникновения в глубинные смыслы наук.

Не случайно в последние годы на базе православных школ проводится все больше детских научных конференций, которые открывают перед детьми новые горизонты в постижении наук, их духовно-нравственный смысл, прививают вкус к научному творчеству.


Уклад



Выше мы говорили о том. Что нельзя предъявлять к учащимся православной школы утопически-идеальных требований. Хотя бы потому, что в семьях они получают разное воспитание, да и дополнительные влияния, и натура у всех разная. Но тогда зачем все это и что может и должна сделать православная школа. В определении векторов, думаем, следует вспомнить две Евангельских притчи. В одной Господь говорит нам о Сеятеле и зернах, в другой – о блудном сыне.

Сеятель – Господь. Это образ единственного идеального безгрешного и совершенного педагога. Зерна – истина Христова. И вот знания, посеянные Идеальным педагогом, восходят добрым плодом лишь в некоторых душах. Что же говорить о нас, педагогах грешных и немощных, сильных только верой и помощью Божьей? Не ободриться ли нам примером Евангельским, не вспомнить ли о том, что наше дело – только добросовестно и неустанно сеять, надеясь на добрые ростки в душах учеников и не ропща на неудачу, потому как не в нашей это власти.

Путь блудного сына – хоть в малой мере – путь каждого юного человека. Разве не любил его Отец? Разве неодинаково воспитывал он обоих своих сыновей? Но вот один из них проявил свободную волю и ушел «на страну далече». Обидно, страшно? Да. Но иногда неизбежно. Важно, чтобы сыну было, куда возвращаться.

Помните пример с Иваном Шмелевым? Пройдя через революционные заблуждения, как и герой его романа «Человек из ресторана», Ваня вернулся в мир детских ценностей, в мир Отца, Горкина,  Лета Господня. Потому что было, куда возвращаться, потому что туда – вернуться хотелось. Наша родительская и педагогическая задача такое детство подарить, создать неустанным трудом.

В православной школе, как в упомянутом романе и в хорошей семье,   этот мир можно обозначить прекрасным словом «уклад». Дети резвятся и шалят, но самом деле они нуждаются в порядке и определенности, в мерности и ритмичности жизни, в здоровой иерархии отношений, в крепкой ладони наставника.

В православной школе жизнь течет по православному календарю, это не куты на берегу реки жизни, но само русло ее. Соблюдается пост, повара изобретают шедевры постной кухни, на масленицу все пекут и сравнивают блины, потом долго ждут Пасхи, вместе красят яйца. На всю школу пахнет куличами. На Благовещение всей школой выпускают птиц, к каждому празднику учат песнопения и молитвы, стихи и песни. И интерьер школы меняется, как и положено в православном доме: вот шторки к празднику сняли постирать, вот на пост темненькие покрывала на аналое. Дети живут такими деталями и любят их.

А трапезное чтение? Те школы, которые его практикуют, знают о великой силе этой монастырской традиции. Только в школах обычно чтение разнообразнее, учитывает в разной мере детские возможности и интересы, часто выбирается «под проблему», обычно завершается вопросами по прочитанному. Где еще мы сможем дать детям годовой цикл житий, последовательное прослушивание понятных душеполезных поучений?  К тому же в монастырях говорят, что совместная трапеза, сопровождаемая молитвой, это продолжение Богослужения. Ведь современный человек вообще не умеет кушать молча! В монастырях на трапезе бывают не все и не часто, а как важно иметь такой благодатный опыт.

Во многих школах установлен чин прощения перед великим постом. С чем его сравнишь и чем заменишь?

А сколько за эти годы православными педагогами и коллективами создано сценариев православных праздников, сколько наработано секретов постановки, выдумано игр, сочинено стихов и песен! Все это богатство еще предстоит собрать и осмыслить, но оно есть и оно все эти годы не лежит под спудом, а смело пускается в оборот!

Жизнь в соответствии с церковным календарем, стиль общения, школьные интерьеры и многое другое, неуловимое, определяют тот благодатный строй, уклад, по которому, мы надеемся, затоскуют наши дети, даже если жизнь унесет их неведомо куда. И однажды вернутся, а школа встретит их с любовью.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру