Рождественская фольклорная традиция

Интервью Павловой И. В., преподавателем прикладного искусства

Павлова Ирина Валерьевна, в 1989г. закончила Саратовское художественное училище, в 1995 г. – Московскую Государственную Текстильную Академию им. А. Косыгина, с 1988г. занимается изучением фольклора, с 1991г. – участник фольклорного ансамбля «Дербеневка», член Российского Фольклорного Союза. С 2001г. – член Союза Художников России. Преподает прикладное искусство в московской гимназии.

Какие песни пелись на Рождество в русских деревнях?


Мы довольно долго изучали традиции верхней Оки: в этих местах славить Христа ходили только мальчики-христославы. Шли по домам со звездой, пели тропарь рождественский – а в благодарность кто пирог даст, кто кусок сала, кто монетки. Христославили строго: кроме тропаря не допускалось никаких песней. Вслед за ними или параллельно ходили колядовщики, тут ограничений не было – могли собраться и дечонки, и взрослые парни и девки. Пели колядки, прибаутки.  Колядовщики нередко рядились в маски. Русские маски очень простые, «одноразовые», поскольку имели чисто утилитарное назначение, и необходимо отметить,отношение к ним было несерьезное: отыграли Святки – и выкинули маску (то ли дело, допустим, в Китае - здесь сложился культ маски и изготовление ее – сложный художественный процесс). А еще считалось, кто рядился в маску на святки, должен обязательно окунуться в прорубь на Крещение.

В южных областях у колядовщиков было принято водить козу (живую козу могла заменить маска или деревянная фигура).  Это связано с языческим обрядовым поминовением умерших. Ряженые входят в дом с козой и опевают семья, в которую пришли.  А на Старый Новый год поются не колядки, а овсяния:

Эй, овсянь, эй, коляда,
Мы ходили-походили по святым вечерам,

Эй, овсянь, эй, коляда,
Народи ему Бог располным-полна пирог…


В западных областях показывались вертепные представления. Вертеп к нам пришел из Польши и Белоруссии. Традиционно это ящик, в верхней части которого изображен сюжет Рождества, могла ставиться икона, нижняя  часть изображала дворец царя Ирода. Действо происходило в нижней части, могло сопровождаться духовными песнопениями, песнями городского фольклора типа:

Я умом ходила в город Вифлеем
И была в вертепе,
И видала в нем,
Что Христос Спаситель, Царь, Творец и Бог
Родился от Девы и лежит убог
В яслех, бессловесный,
Посреди ягнят
И над Ним Иосиф с Матерью стоят.
Бог-младенец горько плакал и рыдал,
Горькими слезами
Ясли обливал.
Жаль Христа мне стало,
Пала я пред Ним,
И рыдала вместе
С Господом моим,
И тогда я Деве сделала вопрос:
Отчего рыдает маленький Христос?
Дева мне сказала: «Плачет Он о том,
Что Адам и Ева
Взяты в плен врагом».


Конечно, многие благочестивые люди не участвовали в гуляниях и праздничных посиделках, а имели обычай во время Рождественского поста собираться в какую-нибудь избу читать духовные книги и петь духовные стихи.



Как выглядела праздничная трапеза?

Праздничный стол был достаточно скромным. Зафиксировать народные рецепты сложно: все делалось на глазок: «А что там? Берешь жменьку муки, банку воды…»  Варили пшеничную кашу, в нее  мог добавляться мед, мак. Готовилась лапша, щи с мясом – в будни их далеко не всякая семья могла себе позволить. В Архангельской области пекли пряники. Что входило в их состав? - Мука, масло, вода, сода, обязательно -  жженый сахар, специи – корица, гвоздика, имбирь, мускатный орех – чем больше, тем лучше. Мог добавляться даже перец. Пряники делались в форме рождественской звезды, ангелов, коников, елки, Деда Мороза (последнее появилось в петровские времена). Они достаточно долго сохраняются, могут пролежать целый год (один пряник всегда оставлялся до следующего Рождества). Высохли – кладешь их в хлебницу, они вбирают из свежего хлеба влагу и становятся мягкими. Все дело в жженом сахаре: он делает тесто пористым, пушистым.

Какие святочные игры, обычаи были у детей, молодежи и людей среднего возраста?


Молодежь на святки собиралась на вечорки: откупалась изба, девчонки приносили еду, на стол ставилось и собранное во время колядования, парни приходили с гармошками - начинались песни, пляски и разные игры. Святочное время – время женихания, поскольку за святками шел мясоед, а в мясоед игрались свадьбы. Во время святочных игр приглядывали себе пару.

Для детей к святкам готовили хлехотушки: брали корзинки, основание их в несколько слоев подмазывалось навозом и поливалось водой – получалась твердая ледяная подошва. На хлехотушках дети катались с горки. Дети постарше могли из больших саней вынуть оглобли, забраться в них и катиться целой кучей.

Что касается взрослых, в селе Сорокино Ульяновского района Калужской области мы записали интересный обычай. Называется «бабья каша». После Рождества, 8 января, поздравляли женщин, недавно родивших. Соберутся бабы, наварят горшок каши, вырядятся – одежду чудную напялят: тулуп навыворот или что-то из мужского одеяния – и идут по домам поздравлять тех, у кого за прошедший год народились дети. Вначале кормят кашей хозяина дома, потом хозяйку и домашних – с песнями, шутками, прибаутками.

Вы преподаете детям прикладное искусство, играете с ними в старинные народные игры. Насколько это понятно и необходимо современному ребенку, ведь нынешними психологами и  педагогами создается множество новых игровых заданий…

Современные игры, плод фантазии того или иного автора, часто надуманны, а фольклорная игра проверена веками десятками поколений.  В традиционной культуре есть все, что необходимо для развития ребенка. К тому же, детям очень нравятся народные игры, песни – видимо, здесь включается генетическая память. Из опыта работы в гимназии могу сказать, что поначалу у детей часто возникает момент неприятия: «Фу, не будем играть в эту игру» - но стоит только показать, сыграть один раз – и отношение кардинально меняется. Из игр любимые – горелки и «Коршун»: выбирается водящий – «коршун», вокруг него водится хоровод:

Коршун-коршун-дедушка,
Коршуниха-бабушка,
Вокруг коршуна хожу,
За собой детей вожу.
Дети малые, сама старая…
- Коршун, коршун, что ты делаешь?
- Ямку рою.
- Зачем тебе ямка?
- Денежку ищу.
- А зачем тебе денежка?
- Ситец купить.
- А зачем тебе ситец?
- Мешочек сшить.
- А зачем тебе мешочек?
- Камушки собирать.
- А зачем тебе камушки?
- Ваших деток шуркать-буркать!


Тут все разбегаются, а «коршун» должен поймать двоих. В центре хоровода оказываются уже трое. Они ловят следующих «коршунов» и т.д.

Детям нравится мастерить то, что для них ново, эффектно, чему можно найти применение в игре – вот, например, детская игрушка балаболка: если в старину это была картошка, в которую втыкалось перо, сейчас мы делаем ее из мешочка с песком, к которому привязывается хвост из ленточек или гофрированной бумаги – мешочек раскручивается и летит очень красиво.

Почему народная культура, фольклорное искусство исчезает?


Очень много людей после революции было насильно переселено. А любое переселение отрицательно отражается на традиционной культуре. Нам, горожанам, не понять, насколько люди, живущие в деревне, привязаны к своей традиции. В каждом селе считают, что у них самые лучшие костюмы, самые лучшие песни, а у соседей все не то – и сарафаны хуже, и солнце не так светит… Если в деревню приезжал человек со стороны, он до конца жизни оставался чужаком, свои обычаи забывались, а новые не приживались. Была огромная разница в мироощущении. Когда ты приезжаешь в деревню, изучаешь местность, где она расположена, природу, понимаешь, почему именно здесь возникли именно такие костюмы, песни. Бесконечная цепь холмов рождает витиеватые напевы, близость болота привносит в песню возгласы, напоминающие голоса болотных птиц... Не только люди из разных мест, но и люди одной деревни, принадлежащие к разным поколениям, не поют вместе – разные манеры исполнения.

Сейчас ориентация идет на массовую культуру, в каждом доме есть радио, телевизор, на слуху совсем другие песни, иностранные нравятся больше, чем русские… А почему, например, в XIX веке аристократия предпочитала французский язык родному русскому? Почему всегда считалось, что самое лучшее заграницей? У этого процесса очень глубокие корни, начало положено еще в петровские времена. Подобное отношение очень долго прививалось и, в конце концов, принесло свои плоды.



Материалы в этой же группе:
Вертепная традиция, Таинство рождественской звезды, Вертеп в лесу

Материал тносится ко дню:
В этот день Православная Церковь празднует один из основных христианских праздников – Рождество Господа Иисуса Христа

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру