Как дидактические картинки помогают детскому творчеству

В прошлых статьях мы писали о том, как ребенок с помощью взрослого-слушателя  способен сочинить народную волшебную сказку (свою собственную, но по канонам данного жанра). Взрослый "ведет" историю, помогая ребенку-рассказчику выстраивать ее содержание, с позиции заинтересованного и непосредственного (импульсивного) слушателя, а не всезнающего "дидакта". Реплики его составляют две большие группы: 1) вопросы собственно слушателя, искренне желающего узнать, что будет дальше (например, вопрос типа: "И что герой тогда стал делать?"); 2) утвердительные высказывания нетерпеливого слушателя, которые невольно переходит на позицию соавтора, самостоятельно пытаясь предугадать, что будет дальше (начинает фразу-утверждение "И тогда он..." - в надежде, что продолжит ее ребенок-рассказчик). (Подробнее о характере и классификации реплик взрослого-слушателя детской сказки можно прочитать в нашей книге «Сказка в век компьютера»). Если ребенок затрудняется в рассказывании, взрослый-слушатель может, перейдя на позицию соавтора, даже озвучить собственную версию эпизода, но никак не должен стараться "ненавязчиво подсказать тему рассказа", как это, например, предлагается в методике развития связной речи. Ибо королем сказки является ребенок, взрослый же - играет роль королевского шута. Это педагогически очень ответственная и непростая роль советчика и подсказчика - иногда подсказчика "от противного"... Но окончательные решения принимает господин сочинитель, то есть ребенок.

Помогают сочинять историю карточки с изображением персонажей, предметов и мест действия. Но этого мало! Мы ввели еще две особые карточки -  с изображением доброго и злого волшебников.  (Собственно, и картинки с изображением персонажей, предметов, мест действия и ситуаций (как реалистических, так и сказочных, фантастических) были представлены в двух видах: с радостным звучанием  и "пессимистическим"  - грустные, тревожные, страшные или амбивалентные). Важно, чтобы карточки были интересны ребенку и "эстетически выдержаны". Желательно, чтобы хотя бы часть из них отражала современную жизнь, нынешний образ мира (например, современные детские игрушки, а не только те, в которые играли прабабушки дошкольников).

Вот, например, какие картинки, развивающие воображение, мы использовали на занятиях:   машина, за которой наблюдает чей-то огромный глаз;  птицы синего цвета, вылетающие из телевизора, где изображена такая же птица; серебряное зеркальце;  золотая рыбка в короне в банке, а рядом телефонный аппарат; печенье в виде цыплят и зайчиков; кукла-девочка держит в руках другую куклу (малютку); привидения; рука с глазом, вмонтированным в ладонь;  человек с попугаем на плече;  интерьер дома, похожего на музей своей красотой и пышностью;  детская комната с игрушками;  таинственный дворец возле водоема; старинный город вдоль реки;  скалистый пейзаж; воздушный шар в пустыне: молодой человек в странном металлическом костюме (космонавт? подводник?) загадочный пейзаж: остров в океане и падающая с неба большая капля.

Итак, ребенок выбирает для будущей сказки из предложенного ему набора 25 карточек  всего семь (остальные - резерв) и  сочиняет историю с опорой на эти картинки, а также вопросы и реплики взрослого, выступающего как в роли "соавтора" и "слушателя-редактора", так и в роли управителя двумя особыми карточками с адресатами-персонажами: добрым и злым волшебниками (выскакивающими время от времени со своими комментариями). На следующем занятии ребенок сочиняет сказку для адресата другого знака (то есть не для доброго, а для злого, и наоборот). Адресат текста влияет на характер  отбора  карточек  и  сам  текст сказки: истории для "злого" чаще имели плохой конец и злодейские приключения, да и карточки там отбирались более мрачные. Как правило, дети вначале сочиняли сказку для "доброго" и лишь на втором формирующем занятии поневоле переходили к сказке для "злого". Если ребенок сразу, на первом занятии, стремился сочинить сказку для "злого" адресата - это служило показателем эмоционального (или нравственного) неблагополучия ребенка.

Наличие интересных картинок, служащих опорой для сочинительства ребенка, использование взрослым карточек с изображениями доброго и злого волшебников (эти волшебники могли комментировать и оценивать рождающийся текст) положительно сказались на литературном развитии детей, способствовали постепенному преодолению большей части из перечисленных в предыдущих наших статьях "дефектов" детского литературного творчества: таких, как бессобытийность, искажение нравственной позиции автора (жанр ужастика), неумение бытовой рассказ превратить в сказочную (небывалую) историю.

Как это происходило?

У части детей наблюдался феномен "обытовления" сказочных (фантастических) картинок, у некоторых других - обратный ему феномен "преображения" обычных изображений. Первый свидетельствует о неспособности увидеть и использовать в своем сюжете возможности фантастических карточек; второй же - о творческой фантазии детей.

Однако один "дефект" - бессвязность истории - резко возрос у большинства малолетних сочинителей. Не мог не возрасти: какое обилие заманчивых картинок! Сколько героев! И как же все это связать единым сюжетом? Дети экспериментировали с карточками, экспериментировали с собственным текстом. Первоначальные их тексты получились очаровательными уродцами.

Вот пятилетний Васенька. При выборе карточек он кажется  пассивным - оцепенел, рассматривает их в глубоком раздумье. В совместной сказке на 1-3 эпизода взрослого приходится всего один Васин. Для него непривычна сама ситуация (карточки  "не как в жизни" полностью поглощают его внимание; ему трудно и работать с ними и одновременно говорить). Но никакого конфликта между партнерами по сказке нет. Стратегия взрослого - "втягивание" Васи в сотворчество. Вербального сотворчества пока нет: Вася просто показывает карточки вместо реплик. Главное, что он принял подсказку взрослого - введение в сюжет могущественного спасителя-избавителя.

А вот Васина ровесница Маша. Она сочиняет сказку для доброго животного:

Маша: Жила-была рыбка. Она плавала в стаканчике, золотая рыбка. Она была с красивой короной. Плавала-плавала. Подошла кошка и увидела золотую рыбку и хотела ее поймать и скушать. И вот ваза, она была волшебной. Взрослый: Откуда взялась? М: Кошка хотела посадить золотую рыбку в воду, чтобы не вылезла. В: Если там воды нет, то погибнет? М: Да. Кошка приготовила суп, налила, она стала пить и плавать. Потом рыбка вылезла и снова полезла в стакан - там хорошо, много проточной воды. В: В чем волшебство воды проявляется? М: Ну... потом пришла мама  и стала ругать кота: "Что ж ты сделал, посадил в воду волшебную!". И поставила в угол. И снова стала охранять рыбку. Такая красивая мама. /Убирает карточки, говоря: "Это мы сделали"/. В: Вдруг неожиданно... М: Нет. Жила-была мама, она хотела посмотреть телевизор, который она включила. И там были лебеди красивые. Они летали. В: Вылетали из телевизора? М: Да. Незаметно прилетела ворона. В: Из телевизора? М: Да. Мама увидела и сразу выгнала ворону. Потом хотела сварить зайца. В: Испечь? М: Да. Испечь. Сказала: "Иди, зайчик, сюда. Чтобы ворона не съела". И он пошел. И ворона его съела. Взрослый в роли злого волшебника: Ура! М: Потом все птицы съели зайца. В: И оставили печеных? М: Да. Потом выскочил этот. В: Это птицы такие злые, которые всех клевали? М: Да. Они улетели опять в телевизор. Мама включила мультик, опять выскочили звери. В: Из мультика? М: Да. И все убежали в лес. В: Кто убежал? М: Зайчики выскочили из телевизора и с ними всеми  поскакали тоже. Дочка  съела суп ложкой. Кошка подошла и стала ложку гонять. Потом увидела дочка, сколько ей мама игрушек купила. И полюбили они волшебство. Превратились в детские игрушки. В: Все жильцы дома хотели убежать в лес? М: Они опять прыгнули в мультик. Мама выключила и все.

Маша играет по ходу карточками, прислоняет их друг к другу, двигает, показывает действия. Говорит очень быстро, почти не думая над замыслом, - так называемое полевое поведение. Побуждают сочинять одна-две карточки. Связной истории нет.

А что есть? Упоение экспериментированием. За внешней бессмыслицей - опробывание способов трансформации материала. Истинного сотворчества еще нет  - поскольку Маша слишком поглощена своей историей, чтобы реагировать на реплики взрослого.

Типичный пример использования карточки со злым волшебником (с целью обострения хода действия, введения интриги, он вмешивается в сюжет - но обычно не от своего лица, а посредством какого-нибудь персонажа):

Ребенок: И жили все они в большом доме. Взрослый: И что потом произошло однажды? Ребенок: Ничего. Взрослый в роли злого волшебника: Как "ничего"?! А попугай - мой слуга - ночью взял и всех заколдовал. Навредил! (вредным голосом).

Дети иногда сопротивляются переводу их "несказочного рассказа" в настоящую сказку, отвергают, «дискредитируют" предлагаемые им новые дидактические средства (так как не могут сразу освоить новый для себя способ действия).

У Насти получилась не сказка, а бытовой рассказ. Взрослый пытается трансформировать жанр истории, а сочинительница не соглашается и "хитрит", не принимая игровой ситуации: Настя: Да. И окончилась сказка. Взрослый в роли злого волшебника: Сейчас напущу злого волшебника и тигра! И будут одни гадости в сказке. Н: Это Вы говорите, а не он! Он не знает, как играть! Надо играть по-доброму. Все окончилось!

Настя – гуманистка.

Еще одна Маша:

Взрослый: Где произошло: "В одной стране...", "В одном городе (деревне)"? Маша: В одной деревне. Жила золотая рыбка. В: В пруду жила или в аквариуме? М: Она ходила на пруд, к друзьям своим. В: Была домашняя, а друзей навещала? Диких друзей? - Хорошая рыбка. И вот однажды... М: И вот однажды золотая рыбка увидела: кошка на машине едет. В: Внутри машины сидит или за рулем - ведет сама? М: Ведет машину. В: Это сказка страшная? М: Да. Увидела золотая рыбка, что кошка  в машину сажает зайчиков. У них была птичка. И птичка полетела за машиной. В: Они из теста, но могут летать - как в мультфильме? М: Да, и как настоящие. В: Понятно. М: И корова сказала золотой рыбке: "А ты что тут делаешь?". В: А корова откуда взялась? М: Ну, "откуда-откуда"! (презрительным тоном). В: Паслась рядом, да? М: Около дома. Золотая рыбка сказала: "Я смотрю, кошка едет на машине. Куда это она собралась, ты не знаешь?". А корова сказала: "Не знаю". А кошка говорит: "Я поехала к себе - к другому к дедушке своему. Он у меня там ходит по батареям. А вы не знаете, куда делись мои зайчики?". В: Кто спрашивает - кошка? М: Дедушка спросил. А ребенок дедушкин сказал... В: Ребенок дедушкин - то есть дядя кошки?  М: Да. А птички смотрят как раз в дедушкиной комнате телевизор. А девочка (кукольная) посмотрела и увидела, что ее котенок другой приехал и тоже с ними. В: Какая девочка - эта? М: Вот /показывает - у куклы в руках/. В: Это кукла с кукольным ребенком? М: Вот! /Показывает карточку/.  В:  Так ее "другой котенок" - это еще один котенок? М: Их вот сколько - трое! /показывает/. И еще мама с папой. И дедушка. В: Они живут в одной деревне в одном доме или в разных домах? М: У них один ребенок старший, ходит на работу, другой котенок - уже в школу. В: А младшенький? И все черненькие? М: Да. Только один рыжий. Другой черный, третий коричневый. В /показывает на карточку/: Вот этой тетеньки не было. М: Была! Кошка... Королева эту кошку взяла к себе домой. И там они пошли в магазин. В: И увезла королева кошку в свое царство? М: Нет! Она у них жила. В: Королева? М: Да. Посмотрела комнату - а там птички все нарядили комнату. У птичек и зайчиков и у золотой рыбки - день рождения. В: Поэтому комнату нарядили? М: Да. Все, сказке конец. В: Эта королева в деревне лето проводит? М: Да, она у них очень долго жила. Они потом на таком воздушном шаре решили пепси покупать.  Шар везет в магазин, покупать пепси.

Вначале кажется – одни дефекты сочинительской деятельности.  "Клиповое сознание": нет стержня, структуры истории; незамечание противоречий, нет постоянного вектора действий (организующего внешнее действие): он меняется произвольно, нелогично. Действия персонажей не связаны друг с другом. Появление новых персонажей немотивировано (как в компьютерных играх и телеклипах).  Нет ориентации на слушателя, есть только взаимодействие с карточками. Результат: нет истории как таковой, обрывки фантазий. Сказочные свойства животных (которые очеловечены как в мультфильмах) не обыгрываются до конца. Воздушный шар - только повод рекламы "Пепси" (и покупать ее в магазине). Перемещения персонажей в пространстве - бытовые: внутри одного дома на машине (абсурд, феномен псевдопоездки, псевдоперемещений), на воздушном шаре - в магазин (хотя на карточке - это в романтической пустыне), с королевой - опять в магазин... Сказочное обытовляется.

А что же положительное в сказке Маши? Богатство фантазии и гибкость (дедушка кошки ходит по батарее, "дедушкин ребенок" и пр.). Легкость вживания в образ других существ (очеловечивание животных). Реактивность - быстро схватывает ситуацию и работает с ней. И есть сотворчество (видно, как оно рождается!). Вопросы взрослого здесь уже больше редакторского плана (нетворческие).

Прогресс на втором занятии демонстрировали почти все дошкольники. Если вначале многие дети не замечали необычности предложенных им карточек-ситуаций, описывая их как привычно-бытовые: "купили телевизор", "поехали на воздушном шаре в магазин"  и сами истории их были скучными, бессобытийными, не сказочными, то в дальнейшем эти же дети с помощью взрослого научились реализовывать сказочно-фантастический потенциал карточек, превращая свою истории из вяло-бесконфликтых - в остросюжетные. (А это означает, что они смогли в дальнейшем полнее использовать возможности, предоставляемые художественной литературой, для развития и гармонизации своего внутреннего мира, своих чувств и отношений.)

В сказках некоторых, наиболее "продвинутых" в литературном развитии детей появляется не просто условность, небывальщина, но литературная игра двумя планами: реальным и нереальным, сказочным.

Если дети сами не могут конструировать сказочный план, им помогает взрослый. Вот как на этом занятии взрослый попытался ввести второй план в структуру сказки:

Вадик: Это его друг. Взрослый: Жил-был робот. Вадик: ...в сказочном городе. Он заблудился вот тут. Потом попугай испугался, и они убежали. Потом на воздушном шаре  полетели домой. Взрослый: Откуда шар взялся? Вадик: Купили. Потом они прилетели и дальше никуда не ходили. Взрослый: А смотрели телевизор волшебный. Что-то мне не нравится: наблюдает за их машиной великан! Вадик: Машина стояла в гараже. Взрослый: Попугаю сон приснился, что из гаража великан машину выводит. Вадик: Вот он  - попугай! Взрослый: Это сон был или на самом деле машина поехала? Вадик: Да. Он забыл ее выключить. Взрослый: Пришли... Вадик: Пошли искать и нашли. И поехали на своей машине домой. Взрослый: А великан не сопротивлялся? Вадик: И убили. Взрослый: Робот сражался? Непобедимый? Вадик: Нет, победил великан. Взрослый: И великан ушел в свою страну. Вадик: Вот в эту!  Пошел он в свой город обратно. Взрослый: И поселился в этом сказочном дворце? Вадик: Да.

Похоже на отдельный эпизод сказки, а не целостную сказку. Редкий случай одновременного присутствия феноменов "обытовления" и "преображения" (последнее поддержано взрослым). Интересна предложенная взрослым комбинация  "сон-явь", которая прошла мимо Вадика (он еще не готов к этому). Но есть начало сотворчества. То есть огромные возможности для литературного и общепсихического развития ребенка.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру