О пользе сочинительства: разговор с родителями
Любите ли вы читать? Раньше такой вопрос задавать взрослым было не очень-то прилично: считалось, что все обязаны любить читать. Теперь ситуация во всем мире иная - чтение вытесняется другими занятиями.
Второй вопрос воображаемой анкеты: Хотите ли, чтобы ваш ребенок любил читать?
- Ну, - оживятся многие, -
конечно! «Чтение – вот лучшее учение», «Любите книгу – источник знаний» и
так далее. Для школы нужно.
А для жизни? Книга - не только источник знаний, но и средство воспитания чувств, развитие эстетического вкуса, воображения, памяти, умственных способностей, речи. Наконец, это прекрасный эмоциональный и коммуникативный тренинг – способ понимать себя и других людей.
- Но я же ему читаю! (Вариант:
«Я заставляю его читать»)
Любовь насильно не привьешь. Но можно создать условия для возникновения любви к чтению. Например, посочинять вместе с ребенком.
- Посочинять?!
Давным-давно одним умным педагогом было замечена важная взаимосвязь и сформулировано педагогическое правило:
«От маленького писателя – к большому читателю». Чтение и сочинительство (литературное творчество) – это две стороны единого процесса литературного развития. Ребенок, научившийся сочинять собственные тексты, лучше ориентируется (понимает, разбирается) в текстах чужих. Делает это с большим удовольствием.
Итак, вопрос к родителям: Любители вы сочинять?
- И я тоже обязан сочинять? Но я же взрослый человек. Я не писатель. Помечтать могу, но сочинять?! Врать, что ли?
И вдогонку: -
Я хочу, что б мой сын (дочь) выросли приспособленными к жизни людьми!
Я тоже этого хочу. Именно поэтому в детстве они должны наиграться, насочиняться всласть. Сочинительство для ребенка – не только школа мышления, но и настоящая арт- и библиотерапия. Он проигрывает в текстах свои собственные проблемы. Он учится самому главному – авторской позиции.
- Какой еще позиции? Зачем?
Мудрой позиции. Умению встать над обстоятельствам. Умению встать на точку зрения другого человека, прожить его жизнь как бы изнутри – и, в то же время, видеть взаимосвязь обстоятельств, чувств, поступков и их последствий, то есть все причинно-следственные связи объективно, со стороны. Такую удивительную установку воспитывает искусство.
- Он сможет посмотреть на свою жизнь как бы со стороны? А это ценно! Я ему сколько раз говорил: «Думай, прежде чем делаешь!»
И результат нулевой?
- Ну-у…
А в творческой деятельности все эти ценные качества воспитываются незаметно, как бы сами собой.
Со вздохом: -
Ладно, уговорили. Как мы должны сочинять? И сколько? И как долго - год, два?
Вовсе не год-два. Хватает нескольких совместных – очень увлекательных! – занятий, чтобы ребенок затем самостоятельно начал придумывать интересные истории.
-
Ну, давайте методику. Я записываю.
Не методику я вам сегодня дам – детский текст. Сочинил его пятилетний Вадик, который до занятий сочинять не умел. После нескольких игр в сочинительство в паре со взрослым, а затем с ровесником, он очень бойко (как и все дети этой группы детского сада) стал придумывать разные сказочные истории.
«Жили-были привидения, хозяева зоопарка», - так начиналась его сказка.
Хорошее начало, правда?
Вот и придумайте с вашим ребенком продолжение этой фантастической истории. Это будет диагностика литературных способностей двух соавторов. А, лучше, не соавторов, а взрослого-слушателя и ребенка-сочинителя. Взрослый помогает ребенку вопросами и своей заинтересованностью, эмоциональной вовлеченностью.
Вот вам и сплочение семьи.
Присылайте ваше продолжение сказки: самые типичные варианты будут прокомментированы, а самые лучшие – еще и напечатаны в книге.
Успехов вам! А разговор о методике совместного сочинительства – впереди.
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru