О пользе сочинительства: разговор с родителями

Любите ли вы читать? Раньше такой вопрос задавать взрослым было не очень-то прилично: считалось, что все обязаны любить читать. Теперь ситуация во всем мире  иная  -  чтение вытесняется  другими занятиями.

Второй вопрос воображаемой анкеты:  Хотите ли, чтобы ваш  ребенок любил читать?

- Ну,  -  оживятся многие,  - конечно!  «Чтение – вот лучшее учение», «Любите книгу – источник знаний» и так далее.  Для школы нужно.

А для жизни? Книга  -  не только источник знаний, но и средство воспитания чувств, развитие эстетического вкуса, воображения, памяти,  умственных способностей,  речи. Наконец, это прекрасный эмоциональный и коммуникативный тренинг  – способ понимать себя и других  людей.

- Но я же ему читаю! (Вариант: «Я заставляю его читать»)

Любовь насильно не привьешь.  Но можно создать условия для возникновения любви к чтению. Например, посочинять вместе с ребенком.

- Посочинять?!

Давным-давно одним умным педагогом было замечена важная взаимосвязь и сформулировано педагогическое  правило:  «От маленького писателя  –  к большому читателю».  Чтение и сочинительство (литературное творчество) – это две стороны единого процесса литературного развития.  Ребенок, научившийся сочинять собственные тексты, лучше ориентируется  (понимает,  разбирается)  в  текстах чужих. Делает это с большим удовольствием.

Итак, вопрос к родителям: Любители вы сочинять?

- И я тоже обязан сочинять? Но я же взрослый человек. Я не писатель. Помечтать могу, но сочинять?! Врать, что ли?

И вдогонку: - Я хочу, что б мой сын (дочь) выросли приспособленными к жизни людьми!

Я тоже этого хочу.  Именно поэтому  в детстве они должны наиграться, насочиняться всласть. Сочинительство для ребенка – не только школа мышления, но и настоящая арт- и библиотерапия.  Он проигрывает  в текстах свои собственные проблемы. Он учится самому главному – авторской позиции.

-  Какой еще позиции? Зачем?

Мудрой позиции. Умению встать над обстоятельствам. Умению встать на точку зрения другого человека, прожить его жизнь как бы изнутри – и, в то же время, видеть взаимосвязь обстоятельств, чувств, поступков и их последствий, то есть все причинно-следственные связи объективно, со стороны. Такую  удивительную установку воспитывает искусство.

 - Он сможет посмотреть на свою жизнь как бы со стороны? А это ценно! Я ему сколько раз говорил: «Думай, прежде чем делаешь!»

И результат нулевой?

 - Ну-у…
А в творческой деятельности все эти ценные качества воспитываются незаметно, как бы сами собой.

Со вздохом: - Ладно, уговорили. Как мы должны сочинять? И сколько? И как долго -  год, два?

Вовсе не год-два. Хватает нескольких совместных – очень увлекательных!  – занятий, чтобы ребенок затем самостоятельно начал придумывать интересные истории.

- Ну, давайте методику. Я записываю.

Не методику я  вам сегодня дам – детский текст. Сочинил его пятилетний Вадик, который до занятий сочинять  не умел. После нескольких игр в сочинительство  в паре со взрослым, а затем с ровесником, он очень бойко (как и все дети этой группы детского сада)  стал придумывать разные сказочные истории.

«Жили-были привидения, хозяева зоопарка», - так начиналась его сказка.

Хорошее начало, правда?

Вот и придумайте с вашим ребенком продолжение этой фантастической истории. Это будет диагностика литературных способностей двух соавторов.  А, лучше, не соавторов, а взрослого-слушателя и ребенка-сочинителя. Взрослый помогает ребенку вопросами и своей заинтересованностью, эмоциональной вовлеченностью.

Вот вам и сплочение семьи.

Присылайте ваше продолжение сказки: самые типичные варианты будут прокомментированы, а самые лучшие – еще и напечатаны в книге.

Успехов вам! А разговор о методике совместного сочинительства – впереди.




© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру