Антропология как наука

Из книги "Антропология"

В чем особенность научного познания человека?

«Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности» (Философский словарь, 1989, с. 393). Современная классификация наук разделяет сферы познания на естественную и гуманитарную. Науки философские и социальные относятся к гуманитарной сфере знания. В то время как  антропология заняла промежуточное положение между науками естественными и гуманитарными.

Наука, так же как и религия имеет «догматы», которые принимаются на веру (так как не могут быть доказаны) и служат основанием для построения всей системы знания - это аксиомы. Основных аксиом две:

- признание реальности бытия мира;

- уверенность в закономерности устройства мира и его познаваемости.

Для познания мира наука использует специальные методы. К ним относятся: измерение, наблюдение, эксперимент и теоретические построения, которые содержат в себе гипотезы, логическое обоснование результатов экспериментальных исследований и рекомендации по практическому использованию полученных данных.

Самый деликатный вопрос - это достоверность полученных знаний. Критерием достоверности или истинности полученных данных является их целесообразность, возможность эмпирического подтверждения результатов при повторном эксперименте, а главное практический вклад в дальнейший прогресс науки. «Польза есть критерий пригодности, а, следовательно, истинности. Другого способа различать истину, человеку не дано. <…> Истина есть полезная фикция, заблуждение - вредная» (Берг Л.С., цит. по Осипов А.И., 2001, с. 121). В связи с таким определением истины, все научное познание разделяется на: действительное знание и незнание, к которому относятся догадки, гипотезы, всевозможные теоретические конструкты и модели. Область незнания является для науки полем активной деятельности, так как каждая гипотеза или догадка, порождает еще больший круг незнания, который как снежный ком накапливает вопросы, в то время как территория ответов сокращается, а вместе с ними и действительное знание. Например, известный философ и социолог Карл Поппер (1902-1994 гг.) утверждал, что любое знание носит гипотетический характер.

Участь «гипотетического знания» постигла и антропологию. С конца XIX начала XX века естественнонаучное познание человека стало базироваться на «трех китах»:

- позитивизме, признающем действительными только те явления и факты, которые поддаются наблюдению;

- материализме, утверждающем, что все события во Вселенной можно объяснить в физических терминах как различные проявления материи и ее свойств;

- эмпиризме - философской позиции, объявляющей единственным источником познания наблюдение за природой, эмпирический опыт, получаемый сенсорными органами чувств.

В связи с этим  те вопросы, которые касались духовной жизни человека и не могли быть подтверждены эмпирически, были просто исключены из сферы научного познания. Процесс этот был постепенный, но по мере секуляризации сферы научного познания человек, утратил нравственность, а вместе с ней свободу и ответственность за свое поведение. Нравственные ориентиры были цементирующим началом для научного познания, так как знание имело определенные рамки, критерии для своих теоретических и эмпирических построений. С удалением которых, появился плюрализм мнений, приведший в конечном итоге к кризису научного познания, выразившемуся в отсутствии единого критерия истинности, вместо которого был введен принцип полезности. Это в свою очередь вызвало безудержный рост специальных отраслей научного знания, с большим количеством самостоятельных научных дисциплин, требующих «узкого» специалиста и своей цели познания. Не избежала этой участи и антропология, сменившая философскую парадигму на естественнонаучную. Рассмотрим этот процесс на примере биологической, социальной и психологической антропологии.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру