Глава XXVII. Первоначальное воспитание

Из книги "История русской педагогии"

Под влиянием новых идей о важности и необходимости общечеловеческого образования перестроились народные школы и средние учебные заведения; зародилась идея о том, что центр всего воспитания и образования — воспитываемая личность, которая требует не только постоянного внимания к себе, но и свободы, все воспитание и образование должны определяться потребностями и интересами воспитываемых. Хорошо, конечно, правильно устроить народную школу и гимназию; но работа над ними не есть работа с начала, с первых шагов развития воспитываемой личности, а есть уже продолжение работы, создание дальнейших образовательных учреждений, а не первого. Первый образовательный институт человека есть семья, а школа, даже и элементарная, есть уже продолжение воспитания и образования. А как идет воспитание в семье — хорошо или худо? Семья, да и школа, знают ли они природу ребенка, особенности его возрастов и поступают ли сообразно с ними? Эти вопросы неизбежно возникали при серьезном отношении к воспитанию. Поэтому в третий период появилась педология — наука о всестороннем развитии ребенка (под детством мы понимаем все воспитательные возрасты — и семейный и школьный). Изучение ребенка началось по побуждениям чисто практического характера — нужен был правильный уход за новорожденным, нужно было его воспитывать; а чтобы хорошо ухаживать за новорожденным младенцем и правильно воспитывать дитя, необходимо было знать свойства и потребности того и другого. С другой стороны, мало-помалу выяснилась для педагогического самосознания и мысль о том, что вообще дошкольное воспитание — чрезвычайно важный период во всем образовательном времени человека: в первые годы жизни закладываются основы мышления, чувствования и действий, в это время усваиваются неискоренимые привычки, возникает общий очерк всей личности человека. Линии, намеченные в первые годы, свойства, приобретенные в раннем детстве, никогда не стираются, никогда не исчезают, дальнейшее развитие будет лишь наполнением, отделкой, дополнительными черточками той фигуры, которая нарисована на заре человеческой жизни. Поэтому у каждого народа, серьезно интересующегося педагогическими вопросами, создаются неизбежно и взгляды на постановку первоначального воспитания детей в период дошкольного обучения. Таким образом возникла сначала практическая педология, которая вслед за собой вызвала к жизни и теоретическую.

В первоначальном воспитании один из самых главных вопросов заключается в выработке правильного гигиенического ухода за детьми, за их правильным физическим развитием, и этот вопрос остается существенным и в дальнейшем образовании, в период учения в школе. До середины прошлого столетия все первоначальное воспитание детей, в частности физический уход за ними, оставляли желать очень многого. Дети передавались обыкновенно на руки кормилиц и нянек, которые в своем деле руководствовались преданием и личным опытом. Понятно, что такая постановка дела далеко не всегда была удолетворительной. Матери знали немного больше нянь, так как женское образование было развито слабо, а книг, посвященных выяснению и изложению правильного ухода за детьми, существовало мало. Поэтому дети помещались обыкновенно в задних комнатах, тесных, плохо проветриваемых, недостаточно освещенных, лучшие комнаты считались парадными, и ими в обыкновенной жизни не пользовались. Детей кормили или слишком много и часто, или скудно, кое-чем, не заботясь о питательности и разнообразии пищи, если родители были скуповаты или бедны. Как надлежит кормить детей — этого толком почти никто не знал. Подобным же образом поступали во всем: то одевали детей слишком тепло, не выпускали в зимнее и осеннее время на свежий воздух, то с ними слишком нежничали и позволяли капризничать сколько угодно, то подавляли страхом, наказаниями. Каждый отец, каждая мать воспитывали детей без каких-либо твердых научных оснований, как пришлось, по преданию, как их самих воспитывали. Понятно, что от таких лишенных критического осмысления приемов толку было мало. Нужно было разъяснить матерям, как следует воспитывать детей. А для этого матери должны были получить некоторое образование, для этого должна была явиться соответствующая отрасль педагогической литературы. То и другое возникло с эпохой освобождения — во второй половине прошлого столетия.

На первых порах обратились к иностранцам и перевели нужные по первоначальному уходу за детьми сочинения, а потом стали не только переводить, но и сочинять сами, так что появился целый ряд самостоятельных русских сочинений в данной области педагогики. Самое распространенное из них — сочинение г-на Жука "Мать и дитя", выдержавшее к настоящему времени около десяти изданий, так что возникло даже характерное выражение: "воспитывать по Жуку".

Нужно отдать честь авторам по детской гигиене — они весьма обстоятельно и подробно разработали вопросы, касающиеся первоначального ухода за детьми. Образ жизни матери во время беременности, заготовка белья для младенца, вопросы о его питании, помещении, ваннах, конвертиках, прогулках, привитии оспы, о детских болезнях и о том, как относиться к ним матери, уход за органами внешних чувств — все это объяснено весьма толково и внимательно. На место прежней скудости явилось относительное богатство.

По мере подрастания детей вопрос о физическом образовании изменяется в своей практической постановке, но не теряет своего существенного значения. Мало-помалу начинается учение, развертывается умственная деятельность, а вместе с этим намечается перевес умственных упражнений над физическими (наши школы, например, суть преиму- щественно учебные заведения, в которых о теле заботятся сравнительно мало). Такое преобладание в жизни современных детей, и в семье, и в школе, умственных упражнений над физическими поднимает серьезный вопрос о необходимости систематического физического образования воспитываемых. В этом отношении есть два течения педагогических идей: одно защищает широкое применение и в школьной жизни тех физических упражнений, которые заполняют время детей в период до школы и называются играми; другое стремится провести систему более или менее искусственных упражнений, в виде гимнастики немецкой, шведской, сокольской, гимнастики под музыку или без музыки, или какой-либо иной.

Игры как средство всестороннего физического развития ценятся испокон века, сама природа наталкивает все молодые организмы на игры, все молодые животные любят играть, вследствие чего игры и составляют наиболее естественное и могущественное средство правильного физического развития молодого организма. Они содействуют наибольшему — по сравнению с другими видами физических упражнений — подъему эмоциональной стороны человека, что составляет абсолютно необходимое педагогическое условие плодотворности игр, особенно в юные годы жизни. Игры доставляют чувство полного самоудовлетворения и тем содействуют жизнедеятельности всего организма. Игры вызывают расположение к дисциплине, столь необходимой в воспитании. Все же другие приемы физического развития организма, заменяющие игры, часто имеют много искусственного, а потому тем меньше могут быть рекомендованы детям, чем они моложе, и в качестве дополнения к естественным упражнениям могут быть допущены в известной мере лишь тогда, когда организм достаточно окреп. Если к обыкновенным играм прибавить еще особенный вид их — спортивные состязания на лодках, лыжах, коньках, далекие прогулки и экскурсии, то составится целая система разнообразных физических упражнений, затрагивающих организм со всех сторон, доставляющих не только пользу, но и значительное удовольствие, а потому предпринимаемых и совершаемых добровольно, и с увлечением. В этом заключается высокая педагогическая ценность игр и спорта для физического развития человека.

Система гимнастических упражнений разрабатывалась многими. У нас по этому вопросу много работал профессор Лесгафт. Задача физического образования, по мнению Лесгафта, заключается в выработке умения изолировать отдельные движения и сравнивать их между собою, сознательно управлять ими и приспосабливать к препятствиям, преодолевая их с возможно большей ловкостью и настойчивостью. Иначе говоря, суть дела заключается в том, чтобы научиться с наименьшим трудом и в возможно более короткий промежуток времени сознательно производить наибольшую физическую работу или действовать изящно и энергично. Физическое образование должно развить в ребенке не только силы, но и, главным образом, умение управлять ими, умение целесообразно применять их к деятельности. Метод физического образования должен быть аналогичен тому, который употребляется при правильном умственном развитии детей. В последнем случае ребенка научают прежде всего сосредоточивать внимание на отдельных получаемых им восприятиях и сознательно разъединять зарождающиеся у него представления. Совершенно то же самое требуется в отношении физического развития: умение разъединять движения по времени и по степени проявления, руководствуясь при этом сопровождающими их ощущениями. К числу главных условий правильной постановки физических упражнений относятся следующие:

1) упражнения должны быть разнообразными, в последовательном порядке распределяться по всем мышечным группам двигательного аппарата, сменять одно другое;

2) все упражнения должны постепенно усиливаться и усложняться с помощью разнообразных средств;

3) все назначаемые движения должны производиться только по краткому и точному разъяснению преподавателя, а не на основе простого подражания. Преподаватель не показывает движений, а лишь описывает и по возможности объясняет их. Только при такой постановке действия занимающегося будут сознательными и он научится управлять собою, что и составляет главную цель физических упражнений;

4) во время упражнений необходимо избегать всяких добавочных и сильных раздражений, так как и принудительные меры и ласки понижают впечатлительность занимающегося;

5) что касается игр, то их роль в физическом развитии хотя и весьма важная, но все же второстепенная, так как они "должны состоять главным образом из применений всех тех действий, которые усваиваются при систематическом обучении". Игры проводятся по строго определенным и постоянно усложняющимся требованиям и правилам и в ряду изучаемых движений составляют лишь один из пяти разделов.

Таким образом, естественная система развития человека посредством игр дополняется искусственной системой научно обоснованных движений с чисто теоретическими интеллектуальными целями, физическое образование совершенно приравнивается к умственному, в чем едва ли есть действительная потребность. Физическое образование очень ценно и важно, но оно своеобразно по сравнению с умственным.

Постановка физического образования затрагивает, как оказалось, вопросы не только телесного развития, но и духовного: нельзя правильно поставить физическое образование, не выяснив сущности и значения детских игр и спорта в ряду физических упражнений, а эти вопросы не только физиологии и гигиены, но и психологии. И во многих других отношениях физическое развитие соприкасается с психическим, вследствие чего защитники серьезной постановки физического образования в своих произведениях обсуждали со своей точки зрения и вопросы первоначального психического воспитания (например, о вреде страшных сказок, частого возбуждения чувства страха наказаниями, о развитии наблюдательности путем соответствующих упражнений органов внешних чувств и т. п.). Все это указывало, что с вопросами о физическом образовании следует связать и вопросы о духовном развитии и воспитании, необходимо взять детскую личность как предмет воспитания сполна, со всеми ее свойствами, а не с одной только группой их.

Задачу тщательного наблюдения за всесторонним развитием детей, физическим и духовным, и их первоначальным воспитанием поставил основой своей деятельности Петроградский родительский кружок, возникший в 80-х годах прошлого столетия и постоянно состоявший из родителей, педагогов и врачей. В собраниях кружка подвергались обсужде-нию самые разнообразные вопросы, ставившиеся самими родителями на основании их наблюдений за детьми, вносились на рассмотрение отрывки из родительских дневников, делались сообщения о литературных работах по предметам детской психологии и педагогики. Бульшая часть докладов и сообщений, сделанных в кружке, печаталась в педагогических журналах; постоянным органом кружка был (и остается до настоящего времени) журнал "Воспитание и обучение" (издаваемый при детском журнале "Родник"). Внимание кружка привлекали не только вопросы собственно первоначального воспитания, но и педагогика дальнейших возрастов, особенно проблема об отношении семейного воспитания к школьному. Этот последний вопрос обсуждался особенно долго и внимательно 1.

Плодом трудов Петроградского родительского кружка в его заботах о лучшей постановке первоначального воспитания детей стала изданная несколькими его членами (при сотрудничестве многих других лиц) "Энциклопедия семейного воспитания и обучения". Всего вышло 59 выпусков (СПб., 1898–1910), каждый объемом от 2 до 4 печатных листов. Каждый выпуск посвящен какому-либо одному вопросу (иногда два выпуска — одному). В выпусках "Энциклопедии..." обсуждению подверглись следующие вопросы:

I. О постановке семейного воспитания в России, Германии, Франции, Англии, Северной Америке и Финляндии.

II. Физическое воспитание и гигиенический уход за ребенком: анатомо-физиологические свойства детского организма; сон ребенка; общая гигиена кожи, волос и ногтей; уход за глазами, за зубами; нормальная детская обувь; физические упражнения для детей; теория и практика закаливания; болезни детского возраста; искривление позвоночника; нервные расстройства у детей.

III. Духовное воспитание: умственное и нравственное развитие и воспитание детей, детские игры и развлечения, игрушки, их назначение и выбор; поощрения и наказания в семейном воспитании; привычки, их значение в воспитании; детская подражательность, капризы и раздражительность детей; религиозное воспитание детей в семье; страх и мужество в первоначальном воспитании; развитие в детях правдивости.

IV. Первоначальное обучение детей: основные начала семейного обучения (дидактика семьи); изучение числа и меры малыми детьми; пение в семейном воспитании; изучение природы малыми детьми; детский сад и огород; обучение родному языку в семье; иностранные языки в семье; о чтении детей; о приучении девочек к домашнему хозяйству.

V. Общие вопросы: детская природа, наследственность; отношение семьи к школе; душа ребенка; характеристика ребенка; задачи и основы семейного воспитания; семейные отношения и их воспитательное значение; город и деревня в деле первоначального воспитания детей; отсталые дети, причины отставания и пути его преодоления.

Кроме упомянутого родительского кружка в Петрограде, Москве, Киеве и некоторых других городах есть общества по дошкольному воспитанию детей, существующие под разными наименованиями и преследующие те же цели, что и Петроградский родительский кружок. Эти общества издают книги по первоначальному воспитанию детей, изучают детство, распространяют правильные идеи о первоначальном воспитании детей и иногда издают журналы по дошкольному воспитанию (например, астраханский — "Семейное воспитание", киевский — "Дошкольное воспитание"). Из отдельных трудов в этой области мы можем упомянуть лишь о некоторых.

Г-жа Е. Конради в своей книге "Исповедь матери" (СПб., 1876 г., потом было и новое издание) дает обширное сообщение о том, как она воспитывала своих детей, что она передумала и перечувствовала за 12 лет их воспитания, как она ошибалась в своих педагогических мероприятиях и как исправляла их. Это сочинение представляет собой настоящую исповедь, т. е. откровенное и правдивое изображение пережитого. Предметы размышлений постоянно берутся из области семейной жизни и, не будучи приведенными в какую-либо стройную систему, охватывают тем не менее семейно-педагогическую деятельность с разных сторон. Здесь есть факты и рассуждения и о материнстве, и о матери-учительнице, о "несносных детях", о кормлении, о первоначальном воспитании ума, о дисциплинировании детской воли, о наказаниях, о значении прислуги при семейном воспитании детей и т. п. Далеко не со всем изложенным в этой книге согласится читатель; в ней довольно много субъективного, автор нередко увлекается, а потому впадает в односторонность; но уважение к детской личности, которым проникнута книга, живое стремление сделать развитие этой личности свободным и всесторонним, без всяких попыток втиснуть ее в заготовленную заранее родителями рамку, живое чувство и живой увлекающийся ум автора возбуждают критический настрой ума и мобилизуют собственное мышление читателя, что весьма важно.

Д-р И. А. Сикорский в 1884 году издал книгу под названием "Воспитание в возрасте первого детства" (СПб.). Это очень живо написанное и содержательное произведение, заключающее в себе очерк развития ребенка с рождения (душа ребенка при рождении на свет) и лет до 3–4. Сначала набрасывается картина развития чувства, потом ума, воли и указываются главнейшие начала первоначального воспитания детей, причем очерчиваются системы изнеживающего, жестокого и пренебреженного воспитания. Темы этой книги автор позднее развил в некоторых выпусках "Энциклопедии семейного воспитания и обучения" и в других своих сочинениях.

Г-жа Е. Н. Водовозова в сочинении "Умственное и нравственное развитие детей от первого проявления сознания до школьного возраста" (СПб., 2-е изд. 1873 г., 4-е — 1891 г.) дает очерки по истории семейного воспитания в XVI, XVII и XVIII веках в России, с большой подробностью изображается семейное воспитание в первой половине XIX века в 60–70-е годы прошлого столетия. Затем следует обсуждение вопросов о наследственности, умственном воспитании. В последней части сочинения рассматривается система Фребеля как указывающая средства для воспитания ребенка с первого проявления сознания до 9 лет. Таким образом автор сочинения стремится соединить в нем три различных элемента: исторический — положение семейного воспитания в России со времени Домостроя почти до конца XIX века, теоретико-педагогический — обсуждение вопросов нравственного и умственного воспитания детей, значения привычек и детской нервности и практическо-педагогический — орудия первоначальных упражнений детей; игрушки, игры, занятия, работы. Это сочинение, переизданное несколько раз, несомненно оказало влияние на улучшение практики семейного воспитания.

Профессор Лесгафт в своих книгах "Школьные типы" (издавалась несколько раз в разных видах) и "Семейное воспитание ребенка" (о темпераменте, характере, типе и наследственности) часто касается первоначального воспитания в семье: так, основы школьных типов он видит в разной постановке семейного воспитания и даже еще дальше — в различной наследственности детей, в различии их темпераментов и характеров. Обе книги могут принести пользу родителям и воспитателям.

Число журнальных статей по психологии и педагогике дошкольного возраста очень велико, переводная литература в этой области также значительна.

Что касается учреждений для воспитания детей дошкольного возраста, то их у нас немного, мы стоим лишь в самом начале этого дела. Да оно и понятно: если для половины детей школьного возраста у нас нет места в школах, чтобы научить их грамоте, то учреждения для дошкольного воспитания представляют собой роскошь. Сперва нужно дать самое необходимое — начальную организованную школу. Но, конечно, и отдельные лица и общественные организации неизбежно сталкивались с проблемой организации дошкольного воспитания детей, они чувствовали потребность сделать в этом отношении что-нибудь практическое. Нужда была слишком ясной, можно сказать, вопиющей: в городах — фабричные родители, отец и мать, оба нередко уходят на работу на фабрику, рабочие-поденщики также покидают свое жилье, а иногда и разные мелкие торговцы. На кого же остаются дети? Кто за ними смотрит, кто ухаживает за малолетками? Да уж как-нибудь: соседка, старушка, дальняя родственница, если таковые имеются. Очевидно, для рабочего класса решительно необходимы такие учреждения, в которые можно было бы отдавать детей, отправляясь на работу, и грудных, и малолеток вообще. В деревнях и селах подобные учреждения особенно необходимы в летнюю рабочую пору, когда почти все взрослое население на работе в поле, а в домах остаются лишь старые да малые. Беспомощное и безнадзорное положение крестьянских детей в летнее время и происходящие отсюда разнообразные беды и несчастья хорошо известны всем. Для предупреждения их и в городах и по деревням устраиваются ясли.

Собственно ясли, или ясли-приюты, — это дневные убежища для грудных детей, во всяком случае для детей не старше двухлетнего возраста. У нас же в ясли принимаются дети недель с шести до 6—7 лет. Поэтому ясли обыкновенно и имеют два отделения: для грудных детей и для более взрослых. Задачи этих отделений различны: первого — питание и элементарный уход, причем матери приходят днем кормить своих детей и на ночь берут их к себе; задача вторая более сложна и трудна — педагогическое развитие подросших детей, занятия с ними. Ясли страдают многими недостатками: плохими помещениями, теснотой, отсутствием садиков при них, особенно же недостаточной подготовленностью лиц, работающих там, их слабыми способностью и умением толково заполнять досуг детей и направлять в благоприятную сторону развитие детских свойств. Да и имеется яслей немного: они исчисляются сотнями, тогда как их должны бы быть десятки тысяч, и даже больше — сотни тысяч, почти в каждом поселке, потому что они обслуживают таких маленьких детей, которые не могут уйти из деревни за 1–2 версты. В последнее время яслями стали заниматься земства, почин положило пермское, за ним пошло полтавское, имевшее к 1902 году полторы сотни яслей, и др. Начали работать над этим вопросом многие губернские земства, а Олонецкое губернское собрание в 1908 году составило даже такой план земской деятельности, который, охватывая все стороны народного образования, включал в себя и дошкольное воспитание всех детей в возрасте 3–6 лет, предполагая их численность равной 10% от всего населения. В докладе по указанному вопросу указывалось на большую важность дошкольного воспитания и на необходимость открытия для удовлетворения этой потребности правильно устроенных детских садов. Губернское собрание признало необходимость "подготовить материал для правильной постановки вопроса о дошкольном образовании детей". Но что вышло хорошего на практике, в жизни, из приведенных теоретических прекрасных заявлений — остается неизвестным 2. Другое учреждение для воспитания детей дошкольного возраста — детский сад.

Детский сад есть учреждение более высокого порядка, чем ясли. Не только дети детского сада старше возрастом детей яслей — обыкновенно в детские сады дети моложе 3–4 лет не ходят, — но и вся постановка воспитания в детском саду гораздо сложнее, шире, разностороннее, чем в яслях. Потребность в детских садах та же, что и в яслях, она определяется невозможностью для многих родителей самим заниматься целые дни воспитанием своих детей. К этой основной потребности — житейской, экономической — присоединяется не менее настоятельная нравственная — необходимость для детей товарищества, общества. Едва ли нужно доказывать, что дитя, растущее без товарищей, лишается одного из весьма важных, существенных условий правильного развития. Человек вообще и дитя в частности по самой своей природе есть общественное существо, вне товарищей дитя есть создание скучающее, вечно чего-то ищущее, постоянно недовольное, бросающееся на все и ничем не удовлетворяющееся, это рыба, вытащенная из воды. Поэтому и дети состоятельных родителей должны посещать детский сад ради детского товарищества, в нем собирающегося, не говоря уже о том, что каждая мать будет рада быть свободной от детей на несколько часов в день и что далеко не каждая мать и не каждый отец могут правильно воспитывать своих детей, хотя бы они и желали, и имели на то досуг и средства.

Несмотря на полную серьезность и вес причин, вызывающих на божий свет детские сады, несмотря на их почти восьмидесятилетнее существование и их большое количество в некоторых европейских государствах и в Северной Америке, против них воюют, стремятся доказать их вред, утверждают, что вообще с педагогической точки зрения они несостоятельны. Противники детских садов всегда существовали наряду с их защитниками и поклонниками, в настоящее время в рядах противников детских садов первое место принадлежит известной Эллен Кей и директору школы в Готе Бетц. У нас противниками детских садов в разное время были Ушинский, Конради, Толстой, Лесгафт.
Возражения против детских садов заимствуются из разных источников, их приводится довольно много 3, но существенных собственно три:

1) детские сады снимают с родителей обязанность первоначального воспитания и тем подрывают твердость семьи и основы общественной жизни;
2) детские сады стесняют свободу детей, дают стадное воспитание, препятствуя развитию индивидуальных свойств, и тем самым уродуют детей;
3) детские сады оказывают школе не помощь, а помеху, так как их питомцы учатся в школах хуже детей, в детском саду не бывавших, и в воспитательном отношении оказываются более трудными и беспокойными.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру