Преодоление заикания в процессе учебной деятельности

Советы логопеда

Организация индивидуальной помощи

К сожалению, отдельные учителя общеобразовательной школы в своей повседневной работе мало учитывают особенности речевой деятельности заикающихся школьников. Многочисленные наблюдения свидетельствуют о том, что именно неправильный подход, выражающийся у некоторых учителей, незнакомых с сущностью дефекта, в отсутствии необходимого такта по отношению к  заикающимся детям, является иногда причиной, усугубляющей заикание.

Из бесед с детьми выясняется, что порой их травмирует и непонимание учителя. Так, из беседы с Ирой К. выяснилось, что в новой школе (девочка перешла в середине учебного года в другую школу в связи с переездом на новую квартиру) ее редко спрашивали, хотя она старательно готовила каждый урок и поднимала руку. Ира К. очень болезненно переживала такое отношение к себе, объясняя его исключительно своей неполноценностью. Нередко учитель спрашивает заикающихся учеников только письменно. Такая форма опроса также травмирует заикающихся, отрицательно сказывается на их речи. Могут привести к усилению заикания и случаи, когда учитель сбивает заикающегося ребенка с взятого им темпа речи, нарушает последовательность высказываний, торопя его без особой надобности.

Недостаточное внимание учителя особенно отрицательно сказывается в тех случаях, когда заикание сопровождается отклонениями в речевом развитии детей. Полагая, что причиной неуспеваемости такого ученика является заикание, учитель, "щадя" его, старается как можно реже спрашивать и невольно уделяет ему меньше внимания. Постепенно у заикающегося образуются пробелы в знаниях программного материала, он попадает в число второгодников, а иногда такого ребенка даже переводят во вспомогательную школу.

Чтобы этого не произошло, учитель всем своим поведением, манерой говорить должен способствовать преодолению импульсивности, неорганизованности речи учащихся. И здесь большую роль играет система вопросов, четкость и логичность речи учителя. Не менее важно при этом постоянное соблюдение педагогического такта по отношению к заикающимся. Совершенно недопустимо, например, делать замечания по поводу речи такого ученика в присутствии всего класса.

Никогда нельзя забывать, что усиление или ослабление дефекта заикания зависят от очень многих, иногда неприметных факторов. На речь влияет и эмоциональное состояние ученика (заикающийся напряжен, спокоен или ждет порицания и т.д.), его отношение к учебному предмету, форма ответа (чтение, пересказ, обобщение, вывод и т.д.). Нет ни одного заикающегося, который бы всегда, везде и со всеми говорил одинаково. У одного и того же ребенка в течение дня речь может быть разной — от совершенно свободной до практически невозможной.

Каким же должен быть индивидуальный подход учителя к заикающимся детям?

Прежде всего, необходимо с первых же дней школьной жизни направить заикающегося ребенка в одно из логопедических учреждений, установить контакт с логопедом и постоянно выполнять его рекомендации. Однако эффективность преодоления заикания и в этом случае окажется низкой, если учитель сам не будет активно осуществлять коррекционно-воспитательное воздействие на такого ребенка.

Во-первых, следует организовать правильное отношение к заикающемуся коллектива класса. С этой целью нужно побеседовать с учащимися (лучше с небольшими группами детей и непременно — в отсутствие заикающегося ученика) о том, что их товарищ, страдающий заиканием, очень болезненно переживает свой речевой недостаток и что они должны проявлять к нему чуткость, терпимость. В ходе беседы желательно подчеркнуть, что именно товарищи по классу могут помочь заикающемуся избавиться от недостатка речи и чувствовать себя полноценным членом коллектива. Полезно также предложить нескольким школьникам взять шефство над ним. Важно, чтобы участие детей в судьбе их товарища было добровольным. Естественно, что "шефы" должны обладать определенными чертами характера (спокойствием, отзывчивостью, доброжелательностью, пользоваться авторитетом среди сверстников). Дружба с такими детьми важна для заикающихся не только для утверждения их позиции и социальной адаптации в классе, но и для преодоления определенных особенностей поведения: неорганизованности, импульсивности и т.д.

Ни в коей мере заикание не должно стать помехой для выполнения ребенком общественных нагрузок. Учитывая индивидуальные возможности и способности ученика, обязательно следует давать ему посильные общественные поручения, привлекать к участию в самодеятельности.

Очень важно с первых дней обучения заикающегося ребенка установить контакт с его родителями. Знание обстановки в семье, поведения ребенка дома, его интересов и взаимоотношений с домашними и друзьями помогут учителю наладить правильное отношение к нему и в классе. Соответствующую беседу о тактичном отношении к заикающемуся ребенку следует провести и с родителями других учеников, чтобы те (дома) внушали детям то же самое и пресекали недоброжелательные замечания о товарище.

Чтобы знать, как именно организовать конкретную помощь заикающимся детям в классе, учителю необходимо составить четкое представление о каждом из них. С этой целью нужно провести полное обследование их речи. При этом особое внимание должно быть обращено на уровень сформированности языковых средств и на особенности развернутых высказываний учащихся в различных ситуациях общения.

Наблюдая в классе за выполнением учеником различных заданий (устных и письменных), учитель должен составить представление о степени сформированности его учебной деятельности (устойчивости, организованности, рациональных приемах работы, умении преодолевать встречающиеся трудности и т.д.). Ему также необходимо знать характер каждого учащегося, его интересы и увлечения. Периодически учитель должен находить время для индивидуальных бесед с такими заикающимися школьниками, тактично напоминать им, что преодоление заикания зависит от них самих, от их воли и активности.

Приемы нормализации учебной деятельности

В системе методов по устранению заикания большая роль принадлежит специальному коррекционно-воспитательному воздействию на личность и деятельность заикающегося. Учителю, в классе которого есть заикающиеся, следует постоянно руководить их учебной работой, организовывать и направлять ее, с тем, чтобы облегчить включение таких детей в активное общение в процессе обучения.

Особое внимание следует обращать на формирование у заикающихся учащихся навыков организованного поведения, умения преодолевать явления повышенной тревожности, тормозящей эффективность любой деятельности, а также проявлять волевые усилия для преодоления возникающих трудностей при выполнении учебных заданий. Причем эта работа обязательно должна сочетаться с упорядочением устных высказываний детей.

Так, в ходе выполнения того или иного задания, чтобы предупредить проявление небрежности и ошибок, учителю следует предварительно определить последовательность выполнения всех этапов работы с помощью наводящих вопросов и тщательно продуманных указаний и в дальнейшем регулировать степень трудности выполняемых заданий, применять, если потребуется, дополнительную стимуляцию и помощь. Для этого учитель должен предварительно планировать индивидуальный подход к заикающимся в процессе проведения уроков. В свою очередь, выполнение таких индивидуальных требований учителя развивает у заикающихся детей умение управлять собой, своим вниманием, концентрируя его на любом материале, объясняемом учителем или имеющемся в учебнике.

Одной из задач коррекционно-воспитательной работы является формирование устойчивости учебной деятельности заикающихся. Большое значение в этом имеет организация внешних действий ребенка. Одним из таких действий являются общепринятые приемы правильного оформления письменных заданий. Обычно эти навыки формируются и закрепляются у детей в течение первых лет обучения. У части заикающихся учащихся несоблюдение их фиксируется очень длительное время. Поэтому учитель, работая с такими детьми, должен с самого начала приучать их точно выполнять все требования в оформлении письменных заданий, развивать у них понимание того, что правильное оформление так же важно, как и содержание работы.

Воспитание этого навыка реализуется в процессе выполнения упражнений на списывание. Так как заикающиеся дети задания, требующие длительного времени, выполняют, как правило, небрежно, то первоначально им следует предлагать задания на списывание нескольких отдельных слов (для учащихся I класса) или двух-трех простых распространенных предложений (для учащихся II - III классов). Материалом для списывания могут служить различные упражнения из учебников, а также предложения, записанные на доске в процессе прохождения той или иной грамматической темы.

На первых порах учитель выдвигает лишь некоторые требования: соблюдение правил оформления работы (начинать новое упражнение, отступив 3 строчки от отметки, строчку от даты, с красной строки); четкое соблюдение правил чистописания, знаков препинания. При этом в ходе списывания полезно напоминать детям: "Для того чтобы выполнить работу без ошибок и красиво, надо писать не спеша, тщательно проговаривая про себя каждую букву записываемого слова". В начале коррекционной работы списывание лучше использовать на первых этапах урока, так как оно организует детей и помогает им быстрее включиться в работу, в нужный темп деятельности и речи. Позже такие задания можно вводить на любом этапе урока.

Задания на списывание следует постепенно усложнять в разных направлениях: увеличение объема текста, предназначенного для списывания; повышение требований (списывание без ошибок с правильным оформлением работы дополняется выполнением различных грамматических заданий); введение элементов творческой работы; запись деформированных предложений, деформированного текста и т.п.

Причем с усложнением заданий постепенно возрастают и требования к оформлению производимой работы. Так, в начале обучения учитель должен требовать от учащихся писать новое задание на определенном расстоянии от предыдущего; производить запись условий задачи, отсчитав пять клеток сверху, три справа и т.д. Позже наряду с этим от детей необходимо постоянно требовать соблюдения четкой сокращенной записи с использованием необходимых знаков препинания на уроках математики: например, точка при сокращенном написании именованных чисел (5 деревьев - 5 дер.) или отсутствие ее при употреблении общепринятых наименований (килограмм - кг); соблюдение определенных правил записи на уроках родного языка, например, выписывание слов со строчной буквы, в строку или столбиком с сохранением заданного интервала и т.д.

Для того чтобы преодолеть или предупредить трудности, возникающие при оформлении заданий, необходимо воспитывать у детей стойкую привычку выполнять запись в определенной форме, которая помогает автоматически выполнять простейшие, необходимые действия в установленном порядке. Чтобы выработать такой автоматизм, целесообразно рекомендовать учащимся повторять про себя форму записи и порядок ее воспроизведения.

Нельзя забывать, что навык сосредоточенной работы вырабатывается постепенно. На первых порах соблюдение при списывании названных выше требований нередко приводит к возрастанию числа ошибок в заданиях. И только благодаря систематическим упражнениям, у заикающихся развивается умение сочетать доброкачественное выполнение задания с правильным его оформлением. Этому способствует также постоянное поощрение детей учителем. Во время выполнения различных заданий учитель не должен выпускать из-под контроля ни одного действия ученика и в случае затруднений оказывать помощь в форме наводящих вопросов и ободряющего побуждения к деятельности: "Ты, Коля, отлично выполнил часть задания, постарайся так же хорошо, не отвлекаясь, окончить его"; "Женя, ты очень красиво написал упражнение, будь внимательным, не забывай ставить точки".

Подробно описывая роль данного приема, мы хотим показать учителю, что определенные коррекционные возможности имеются даже в самых обычных, хорошо известных ему приемах учебной работы. Однако коррекционная направленность эффективна только при определенных условиях, при соблюдении определенных требований к выполнению задания и при обязательном тщательном контроле за качеством его выполнения. Таким образом, особый подход к заикающимся в данном случае и будет заключаться в создании определенных, строго индивидуализированных условий учебной работы. Как организовать индивидуальный подход к ребенку, знает каждый учитель. Хотим только отметить, что задания на развитие устойчивости учебной деятельности полезны всем учащимся класса, и поэтому на первых порах учитель может использовать описанные приемы во фронтальной работе. В дальнейшем же, в силу того, что навык организованной работы формируется у заикающихся учащихся длительное время, применять его следует строго индивидуально.

Использование подобных приемов на уроках математики отличается некоторым своеобразием. Дело в том, что основные трудности заикающихся учащихся при выполнении письменных заданий на уроках математики связаны с самостоятельной записью на доске или в тетрадях диктуемых учителем примеров. Учитывая это, на уроках математики нужно специально учить детей записи примеров (цифрового материала) и записи математических заданий и задач с именованными числами. Одним из приемов является обучение проговариванию записываемого. Коррекционная задача данного приема состоит в том, что учащимся предлагается не просто проговаривать каждую из цифр записываемого примера, а непременно устанавливать соответствие проговариваемого с записываемым. Подобная форма записи отнимает немало времени на уроке, однако дает большой положительный эффект.

Заикающиеся учащиеся часто затрудняются и в выполнении устных заданий (без зрительной опоры). Они с повышенным вниманием прислушиваются к словам учителя, чтобы запомнить (только с опорой на слуховое восприятие) все элементы задания, в короткий срок отобрать необходимый материал соответственно заданию и воспроизвести его в заданной последовательности.

Поэтому вначале учащимся следует предлагать несложные задания. Для учащихся I - II классов можно рекомендовать, например, такие:

в произносимой учителем паре слов (губы - зубы, дом - дым) определить, какие звуки разные;

подобрать 3 слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?;

из прочитанных учителем предложений запомнить и затем воспроизвести названия предметов, их признаков и действий.

Учащимся III класса — определить в прочитанных учителем предложениях либо имена существительные, либо прилагательные, либо глаголы.

Дальнейшее усложнение устных упражнений заключается в развернутости заданий:

учитель диктует текст и предлагает ученикам выбрать из него родственные слова и записать их по памяти;

учитель диктует ряд слов (поля, моря, слова, гора, стена, мячи) и предлагает ученикам записать данные, слова в два столбика, изменив их так, чтобы безударные гласные стали ударными, придумать предложение со вторым словом первого столбика.

Более сложными являются упражнения, в которых исходные данные нужно придумать самим учащимся. Например:

подобрать три слова, которые отвечают на вопрос кто?, составить с двумя из них предложения;

подобрать три слова с безударными гласными, подыскать к ним родственные слова, выбрать из них проверочное слово, составить с одним из слов предложение и т.п. Коррекционное действие подобных заданий возрастает, если после их выполнения проводится проверка.

Первоначально устные задания могут быть адресованы всему классу. Позже, по мере того как заикающиеся дети освоят этот вид работы, им систематически нужно предлагать такие задания индивидуально. Целесообразно давать устные задания заикающимся тогда, когда, например, весь класс выполняет самостоятельно какое-либо письменное упражнение из учебника (на данную тему) или во время опроса.

Осуществляя индивидуальный подход к заикающимся, следует как можно чаще использовать один из эффективных приемов развития слухового внимания и памяти - прием изменения формулировки задания, Например, во время опроса учащихся один и тот же вопрос нужно предлагать в нескольких формулировках: "Что такое имя существительное?"; "Что называется именем существительным?"; "Какая часть речи называется именем существительным?".

Можно усложнить описываемый прием, предлагая формулировки задания, выраженные предложениями сложных синтаксических конструкций. Например: "Придумайте примеры, которые подтверждают изменение имен прилагательных по числам"; "Подберите примеры так, чтобы они подтверждали изменяемость имен прилагательных по числам"; "Нужны примеры, подтверждающие изменение имен прилагательных по числам". В данном случае коррекционное воздействие возрастает, так как учащимся, чтобы понять суть предлагаемого задания и правильно выполнить его, необходимо проявить опреде¬ленную устойчивость внимания.

Большие коррекционные возможности заключаются также в таком хорошо известном учителю приеме работы, как устный счет, который широко используется учителем на уроках для развития внимания, памяти, овладения математической терминологией. При обучении заикающихся детей устный счет выделяется в качестве самостоятельного коррекционного приема и приобретает некоторую специфику, которая выражается прежде всего в постепенном нарастании количества компонентов (действий) в решаемых устно примерах.

Вначале учащиеся решают устно примеры, включающие 2-3 компонента. Затем, по мере развития у них навыка решать подобные примеры безошибочно и бегло, им предлагают задания, состоящие из 4-5 и более компонентов.

Эффективно также чередование разных видов устного счета: решение отдельных примеров типа (5+7):2 чередуется со счетом "по цепочке", например: "К 3 прибавить 4, полученный результат увеличить на 8 единиц". Это задание сменяется "равным счетом". Например, по аналогии с продиктованным учителем и решенным примером учащиеся составляют свои примеры с таким же ответом, но с другими числами.

Целесообразны такие задания: "Назовите подряд числа, начиная с числа 37 и кончая числом 76"; "Отсчитывайте по одному, начиная с числа 91 и кончая числом 79"; "Назовите число, предшествующее числу 20, следующее за числом 20"; "Какое число следует за числами 19, 29, 39?"; "Назовите числа в обратном порядке".

Подобные задания следует периодически включать в устный счет не только учащимся I - II, но и III классов. (Естественно, в III классе детям предлагается усложненный вариант заданий, например, отсчитывать от определенного числа по 2, по 3 или поочередно: то по 1, то по 2.)

Развитию устойчивости учебной деятельности способствуют также особые формы проверки полученного в процессе устного счета результата, Приведем примеры. Учащиеся решают устно следующий арифметический пример: 60:4x5 - 25+10=60. Затем один из учеников, вызванный учителем, произносит конечный результат (60). Дальнейшая проверка хода решения развертывается в виде диалога.

Для упорядочения учебной деятельности заикающихся детей большое значение имеет развитие у них способности к переключению. В практике школьного обучения известно немало приемов, которые этому содействуют. Однако в работе с нормально говорящими детьми учителя используют их лишь эпизодически. При обучении заикающихся детей возникает необходимость целенаправленного формирования данной способности, поэтому в ходе уроков нужно использовать такие упражнения систематически. Одним из приемов, способствующих развитию у учащихся способности к переключению, является списывание с последующим выполнением различных видов грамматических заданий. Эти задания следует постоянно усложнять. Например, вначале предложить списать текст, выбрать из него и выписать (соответственно изучаемой грамматической теме) слова с мягкими согласными, или слова с шипящими согласными, или родственные слова, или имена существительные и т.п. Затем можно предложить списать пары слов, отличающиеся одной буквой, при списывании подчеркнуть разные гласные одной чертой, разные согласные — двумя.

Или предложить списать текст, ставя, где нужно, точки, подчеркнуть в первом предложении слова, обозначающие предметы (одной чертой), во втором предложении — слова, обозначающие действие предметов (двумя чертами), в третьем - слова, обозначающие признаки предметов (волнистой линией); списать данные слова по алфавиту, подчеркивая названия предметов, которые отвечают на вопрос кто?, одной чертой, на вопрос что? — двумя.

Таким образом, при закреплении каждой из грамматических тем следует подбирать упражнения, в процессе выполнения которых учащимся приходилось бы переключаться с одной умственной операции на другую, с одного вида действия — на другой и т.д. Переключению способствует и форма записи. Учащимся предлагается:

из ряда слов выписать в первый столбик те из них, в которых три буквы, во второй — слова, в которых четыре буквы;

списать текст и выписать в первый столбик слова, которые отвечают на вопросы кто?, что?, во второй - слова, которые отвечают на вопрос что делают? и т.п.

Очень эффективны различные задания с деформированными текстами, где восстановлению подлежит как порядок слов в отдельных предложениях, так и последовательность предложений.

Для развития у заикающихся детей способности к переключению необходимо широко использовать и устные формы работы. С этой целью каждое задание (обычно включающее несколько элементов) составляется учителем таким образом, чтобы при выполнении его учащимся приходилось одновременно подбирать разнородный материал, например:

определить, сколько звуков и сколько букв в прочитанных учителем словах (коньки, пальто, учительница);
определить, сколько предложений, сколько слов в прочитанном тексте, состоящем из нескольких простых предложений;
подобрать два слова, в которых буква ь обозначает мягкость согласного, и два слова с разделительным ь;
подобрать имя существительное женского рода и имя существительное мужского рода;
подобрать имя существительное 1-го склонения и имя существительное 3-го склонения.

Постепенно упражнения усложняются. В них включаются уже два грамматических признака:

подобрать имя существительное женского рода единственного числа и имя существительное мужского рода множественного числа;
подобрать имя существительное 3-го склонения в дательном падеже и имя существительное 2-го склонения в предложном падежей т.п.
Для развития способности к переключению с одного вида деятельности на другой можно использовать и такой прием: в уже известные учащимся упражнения добавить новые задания. Так, если задание: "Подобрать имена существительные всех трех склонений" направлено на развитие устойчивости деятельности, способности удерживать в памяти определенный объем информации, то дополнение его требованием воспроизвести сначала имена существительные 1-го и 2-го склонения только мужского рода, а затем существительные 1-го и 3-го склонения женского рода будет способствовать переключению внимания.

Коррекционную направленность можно придать и такому хорошо известному учителю приему работы, как выборочный диктант. Например, при изучении склонения имен существительных заикающимся учащимся можно предложить записать слова из диктуемого учителем текста в 3 столбика, соответствующие 1-му, 2-му, 3-му склонению.

кажем еще один эффективный прием, который легко может быть использован учителем в ходе обычного ведения урока. Это различные графические диктанты. Перед их записью учитель предварительно знакомит учащихся с условными обозначениями. Например, слово с глухой согласной обозначается в виде треугольника, а со звонкой согласной - в виде четырехугольника и т.д. Затем учитель читает текст, состоящий из специально подобранных слов, а учащиеся воспроизводят в своих тетрадях графическую запись диктуемого. При проведении подобных упражнений, с одной стороны, достигается концентрация внимания на выполняемой работе, а с другой - развивается способность к переключению внимания.

 

В дальнейшем можно переходить к более развернутым заданиям, что развивает навык удерживать в памяти определенное количество заданий, а также способность переключаться с одного вида учебной работы на другой. Для учащихся 2-3 классов рекомендуем следующие виды упражнений:

подберите два слова, в которых согласная в конце пишется не так, как произносится; измените эти слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква; составьте с одним из слов предложение;

подберите слова, обозначающие действия (в случае затруднения учитель может эти слова дать сам); измените их так, чтобы к ним можно было поставить вопрос что делать?;

подчеркните безударные гласные;

составьте с первым словом второго столбика предложение.

Учащимся 3 класса можно предложить такое упражнение:

подберите имя существительное в именительном падеже единственного числа; поставьте это существительное в творительный падеж множественного числа; составьте с данным именем существительным предложение.

Развивать способность к переключению можно на любом этапе урока, создавая определенные ситуации для устного общения детей. Например, можно поручить заикающемуся ребенку роль контролера. В этом случае учитель предлагает классу 2 варианта задания. Ученики, сидящие у окна, подбирают глаголы в прошедшем времени, у стены - в будущем. Стоящий у доски выслушивает ответы товарищей, вразбивку спрашиваемых учителем, и оценивает их ответы.

Как упоминалось выше, большие возможности для воспитания у заикающихся детей способности к переключению дают уроки математики. Среди прочих видов, которые следует использовать в коррекционных целях, особое место занимают устные задания и задачи.

Например: "Из данных чисел составьте два математических примера таким образом, чтобы в одном из них было действие сложения, а в другом — вычитания; запишите наибольшее из однозначных чисел и наименьшее из двузначных; замените каждое из данных чисел суммой его разрядных слагаемых".

Решите следующие задачи: "Саша сделал 5 лодочек, а Коля на 1 больше. Сколько лодочек сделал Коля?"; "Мама купила 5 яблок. Маша съела одно яблоко. Сколько яблок осталось?".

Решите примеры: "К разности чисел 10 и 7 прибавить 5; к сумме чисел 1 и 2 прибавить 5"; "К числу 2 прибавить разность чисел 6 и 4"; "Из числа 9 вычесть разность чисел 8 и 1".

Предлагая задания заикающимся ученикам в устной форме, нельзя забывать, что они могут оказаться для них сложными. Чтобы предупредить это, на первых порах учитель должен добиваться от таких детей лишь называния конечного результата. И только после многочисленных упражнений, когда учащиеся хорошо усвоят терминологию, можно потребовать от них развернутых ответов. Постепенно подобные упражнения следует проводить на более сложном материале (соответственно программе) без предварительного анализа и проговаривания исходных данных.

В качестве коррекционного приема, способствующего нормализации учебной деятельности заикающихся учащихся и, в частности, содействующего развитию способности к переключению внимания, на уроках математики следует широко использовать устный счет с последовательным нарастанием количества действий.

Как упоминалось, неорганизованность заикающихся учащихся проявляется и в недостаточно развитом у большинства из них умении самостоятельно распределять свои действия во времени. Поэтому в ходе обучения необходимо регулярно предлагать им выполнять задания за определенное время. Следует, однако, отметить, что в подобной работе можно использовать лишь такие задания, выполнение которых доведено у детей до автоматизма.

Например, после неоднократного выполнения учениками заданий, направленных на развитие способности к переключению, можно предложить им за 5 минут списать 3 предложения, подчеркивая в них подлежащее и сказуемое; или за 10 минут списать текст (25 слов), определить количество имеющихся в нем имен существительных, имен прилагательных, глаголов и т.д.

Очень важно формировать у заикающихся детей умение соблюдать требуемую последовательность действий, а также последовательное изложение своих мыслей. С этой целью учитель вовремя напоминает им о нужной последовательности действий, помогает установить порядок выполнения заданий с помощью наводящих вопросов. Кроме того, таким учащимся следует периодически предлагать разнообразные сложные упражнения, состоящие из нескольких заданий, например: восстановить прочитанные учителем деформированные предложения; назвать подлежащее первого предложения и сказуемое второго; составить с главными членами предложения простое распространенное предложение и т.д.

Для организации учебной деятельности заикающихся учащихся и для формирования их связной речи полезна работа над планом. Эта работа предусматривает два направления коррекционного воздействия: развитие умения самостоятельно планировать в нужной последовательности свои практические действия и умение так же последовательно рассказать о выполняемых учебных действиях.

Одним из приемов коррекционной работы является организация коллективной деятельности, т. е. совместного выполнения детьми учебных заданий с обязательным планированием последовательности действий. Каждому ученику дается конкретное задание и определенное место действия. Чтобы максимально использовать коррекционные возможности этой работы на протяжении всего обучения заикающихся, учителю следует постоянно проводить ее на уроках как в письменной, так и в устной форме. Причем наиболее благоприятные условия для формирования умения планировать предстоящую работу имеются на занятиях ручным трудом.

Коллективная организация учебной деятельности возможна также при чтении по ролям различных произведений; подготовке повторения отдельных разделов программы (подбор примеров, иллюстрирующих то или иное правило); решении математических задач; грамматическом разборе предложений. В последнем случае принцип грамматического разбора остается незыблемым (выделение, определение и подчеркивание главных и второстепенных членов предложения, называние частей речи,которыми выражены члены предложения), а специфическим является лишь форма его проведения, когда в разборе одного предложения принимают участие несколько учащихся.

Например: первый ученик ставит вопрос к членам предложения: "Кто?", "Что делает?", "Какие?" и т.д., второй ученик называет соответственно вопросу член предложения: "Подлежащее", "Сказуемое", "Определение"; третий ученик называет слово, отвечающее на данный вопрос: "птицы", "улетели", перелетные"; четвертый ученик называет, какой частью речи выражены члены предложения: "Имя существительное", "Глагол", "Имя прилагательное"; пятый ученик работает у доски, подчеркивая названный член предложения соответствующим знаком и комментирует: "Подлежащее подчеркиваем одной чертой" и т.д. В процессе выполнения подобных заданий у заикающихся учащихся формируется навык самооценки своих высказываний, производимых действий.

В целях развития у детей навыка последовательного построения высказывания следует использовать все известные учителю приемы работы над планом: членение материала по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов и т.д. При этом надо только помнить, что подобную работу с заикающимися учащимися следует проводить систематически на любом уроке и в большем объеме. На уроке математики этим целям отвечает такой хорошо известный вид математических упражнений, как решение задач.

Формирование организованной деятельности у заикающихся детей не может сводиться лишь к каким-нибудь отдельным приемам педагогического воздействия: оно должно быть неразрывно связано с их воспитанием, формированием у них сознательного интереса к учебе, развитием навыков самостоятельной работы. Достигается это различными приемами. Один из наиболее известных — работа с раздаточным материалом, в частности выполнение различных заданий по карточкам. В процессе этой работы ученики не только овладевают рациональными приемами умственной деятельности, но и приобретают умение работать, не отвлекаясь, в определенном темпе, а также навыки контроля и самостоятельности, учатся преодолевать встречающиеся в учебной работе трудности.

Кроме того, на уроках родного языка и математики следует как можно чаще использовать в качестве наглядных пособий различные схемы выполнения тех или иных заданий, а также схемы, содержащие ход рассуждений, последовательность мышления и практических действий.

Так, на уроке математики в виде постоянного пособия следует использовать настенные таблицы, плакаты, которые помогают усвоить определенную последовательность в решении задач: "Прочитай условие и вопрос задачи"; "Сделай краткую запись задачи"; "Повтори условие и вопрос задачи по краткой записи"; "Сравни данные и искомые величины по краткой записи"; "Запиши решение задачи с пояснениями и ответ"; "Проверь решение задачи".

На уроке русского языка следует использовать таблицы, плакаты, помогающие закрепить правила правописания, например: "Поставь в слове ударение"; "Определи безударную, написание которой надо проверить"; "Подбери проверочное слово, в котором безударная окажется под ударением".

Использование подсобного материала, широко применяемого в общеобразовательной школе, в работе с заикающимися учащимися преследует и другие коррекционные цели, а именно, дать детям опору — план для последующей вербализации произведенных умственных действий. Различные плакаты, таблицы, являясь зрительной опорой, облегчают детям продуцирование развернутых устных высказываний. Эффективны различного рода творческие задания по картинкам.

Большое значение для нормализации деятельности заикающихся имеет развитие у них способности контролировать свои действия и действия товарищей. Поскольку, как показали проведенные исследования, навыки контроля формируются у заикающихся детей медленно, в ходе индивидуального обучения педагог обязательно должен постоянно их развивать. Естественно, что первоначально (как, впрочем, и при обучении нормально говорящих детей) основная роль в организации контроля принадлежит учителю. Лишь постепенно дети учатся самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом.

Весь процесс обучения заикающихся надо строить так, чтобы навык самопроверки они могли использовать в любом виде деятельности. Очень важно, например, чтобы у них развивалось умение самостоятельно оценивать, насколько твердо выучен тот или иной урок. Обычно заикающиеся дети, особенно с отклонениями в речевом развитии, не понимают необходимости самоконтроля. Без навыка самоконтроля они не смогут разобраться, в чем заключаются испытываемые ими трудности в обучении. Поэтому с первых шагов обучения нужно объяснить таким детям, что убедиться в том, твердо ли они знают материал урока, можно только, повторяя его самим себе, товарищу, воспитателю или родителям. А это, в свою очередь, способствует обучению заикающихся детей речевому опосредствованию (оречевлению) выполняемых ими учебных действий и операций.

Приемы нормализации устных высказываний

Организуя коррекционную работу с заикающимися учениками, педагог должен помнить о различной степени речевого развития каждого из них и, следовательно, необходимости индивидуального подхода. Так, у заикающихся учащихся с нормальным речевым развитием важно своевременно отмечать успехи в учебе, ободрять их в случае неудачи, а во время подготовки устного высказывания тактично напоминать о необходимости предварительного обдумывания ответа.

В работе с заикающимися учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя прежде всего должно быть направлено на уточнение и обогащение их словаря, активное использование имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с учениками читаемый текст, предварительно объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов; давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения сложных синтаксических конструкций и вводить их в устные высказывания. Этим ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее часто употребляемых на уроках родного языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности. При этом учитель должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя при этом различные средства помощи.

Одним из действенных средств помощи являются различные зрительные и слуховые опоры. Обычно в качестве зрительной опоры используют схемы, таблицы, диаграммы, муляжи и т.д. Слуховыми опорами принято считать речь учителя (как отдельные реплики, так и развернутые высказывания), а также ответы нормально говорящих учащихся, предваряющие высказывания заикающегося ребенка. Своеобразной психологической опорой является предварительная установка ребенка на ответ: "Саша, подготовься, пожалуйста, отвечать после Лены". Или: "Алеша, продумай последовательность своего ответа. Ты будешь отвечать после Димы". Что касается организации и подготовки развернутых высказываний детей, имеющих тяжелую форму заикания, то, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать такого ученика на уроке. Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца. А чтобы не привлекать внимание остальных учеников к ответу заикающихся, в некоторых случаях их можно занять какой-нибудь самостоятельной работой.

Говоря об особенностях опроса заикающихся учащихся, нельзя не отметить следующее: очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь-то и необходимо оказать помощь. Она может быть сугубо индивидуальной. Одному ученику бывает достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил вместе с ним. Другому следует задать наводящий вопрос; третьему - сделать ободряющее замечание. Однако всем заикающимся необходимы предварительная установка к предстоящему устному ответу и напоминание о соблюдении основного правила подготовки: сначала подумать, сформулировать каждую фразу про себя и только потом произнести ее вслух.

Кроме того, в силу отмеченных выше особенностей речи и деятельности, запинки у заикающихся могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение при ответе у доски (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово он хочет, но не может сказать), следует помочь ему: либо проговорить вместе с ним это слово, либо предложить ему написать слово на доске и произнести его.

У заикающихся, как было сказано выше, имеется ряд специфических недостатков в подготовке и продуцировании развернутого связного высказывания. Поэтому в процессе обучения учитель должен постоянно изыскивать возможности восполнения этих недостатков. Помощь таким детям должна выражаться не в освобождении их от устных ответов, а в различных приемах подготовки этих ответов, т. е. детей следует научить планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных учебных действий, отбирать необходимые для выражения мысли языковые средства и регулировать ход высказываний.

Следует развивать у заикающихся умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже и анализировать, обобщать, рассуждать. Чтобы реализовать это в ходе урока, учителю необходимо постоянно вовлекать таких учеников в активное речевое общение, создавая соответствующую ситуацию в процессе практической деятельности (выполнение письменных заданий, математических вычислений, опытов, зарисовок и т.д.). Речевую ситуацию можно создать также при использовании на уроке различного раздаточного материала, наглядных пособий. Наличие конкретных предметов облегчает подыскивание необходимого слова, формулирование фразы в момент ответа. При этом вопросы следует задавать таким образом, чтобы из ответов на них выстраивалось четкое, последовательное высказывание об основных свойствах анализируемых объектов. Эффективность использования этого приема будет зависеть от того, как удастся учителю вовлечь заикающихся детей в различные виды коллективной работы. Следует как можно чаще предлагать такие задания в соответствии с изучаемой грамматической темой. Выполняя их, они должны по имеющемуся образцу или сопровождая речью запись слова вычленить и назвать отдельные звуки, слоги, части слова, разобрать предложение по членам предложения и частям речи, определить грамматические признаки различных частей речи, записанных на доске, плакате, в таблице, тетради и т.д.

При подготовке развернутых высказываний следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего эти высказывания. Достигается это посредством системы вопросов учителя, которые делят материал на определенные смысловые отрезки и постепенно подводят заикающегося ребенка к связному, развернутому высказыванию. При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение педагога и заикающихся учащихся, в речи последних неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет столь характерную для них затрудненность в подборе нужного слова.

Кроме того, необходимо активно привлекать таких детей к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Подобные задания нужно давать как можно чаще, так как, выполняя их, учащиеся упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку (например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, однокоренных слов и т.д. ) и конструировании из них предложений. Чтобы предупредить трудности в произношении составленных предложений, необходима установка: "Не торопись, сначала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя". Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем и всего сообщения очень важна для коррекции заикания. Посредством побуждения учитель научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения. Со временем учащиеся усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь, начинают самостоятельно пользоваться этим приемом.

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями. Покажем это на примере изучения правила правописания окончаний имен существительных. Так, в начале работы по изучению правила предлагается только констатировать факт правильного написания окончания, например, имени существительного 1-го склонения в родительном падеже: "У реки - на конце пишем и".

Постепенно схема рассуждений усложняется, так как и мыслительная операция, и на последующем этапе можно уже потребовать доказать правильность ответа: "У реки - пишем на конце и, потому что это родительный падеж имени существительного 1-го склонения".

Высказывания заикающихся по этой теме могут быть и более развернутыми, с использованием элементов рассуждения. Например: "Чтобы не ошибиться в правильном написании падежного окончания, нужно определить падеж и склонение существительного. Слово река 1-го склонения, предлог у указывает на то, что это слово стоит в родительном падеже, а мы знаем, что имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончание и. Значит, в словосочетании у реки окончание существительного будет и".

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика. Конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания. Поэтому на уроках математики можно предлагать детям записывать на доске данные примеров, условия задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку, и комментировать производимые письменные вычисления.

Эффективное использование в работе различного рода устного счета, который на первых порах коррекции используется, как правило, при наличии зрительной опоры (примеры, написанные на доске, в тетради или в учебнике, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.), а затем и без нее. Причем развернутость ответа будет зависеть от речевых возможностей заикающихся, Так, вначале от них требуется произнести только конечный результат, позже им предлагается рассказать и о том, в результате каких математических действий получился искомый ответ, и, наконец, предлагается сделать анализ всего математического задания с доказательством правильности полученного результата.

Поскольку на уроках математики легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, учитель должен активно использовать эти возможности и постоянно побуждать заикающихся детей к высказываниям, не допуская вычислений "про себя". А чтобы речь ребенка была четкой и правильной, необходимо постепенно вводить в его высказывания математические термины. С этой целью составляют специальные задания, анализ которых проводят с обязательным применением необходимых терминов. Для облегчения произнесения основные термины можно записать на доске или на специальных плакатиках. На уроках математики (так же как и на других) основным приемом, помогающим высказыванию, является детализация речевого материала, подлежащего использованию в ответах. Поясним это на примере.

В начале работы по измерению длины двух отрезков от учащихся требуется конкретный ответ констатирующего характера: "Один сантиметр, четыре сантиметра" (форма ответа - называние длины двух отрезков). Постепенно в высказывания детей вводятся понятия "длинный", "короткий". Мыслительная операция - сравнивание завершается простым выводом, констатирующим различие в длине отрезков: "Этот отрезок длинный, этот —  короткий". Затем высказывание дополняется доказательством правильности ответа. "Первый отрезок равен одному сантиметру, а второй — четырем сантиметрам, поэтому первый отрезок короче второго". (Форма ответа —  вывод.)

Описанный прием целесообразно использовать и на уроках чтения. Доказано, что на уроках чтения заикающиеся дети могут свободно отвечать на конкретные вопросы, связанные с явлениями природы, событиями, действующими лицами и т.д. Из этого следует, что при анализе прочитанного материала в классе таким ученикам нужно задавать вопросы, относящиеся к конкретным лицам или событиям, причем в такой формулировке, которая обязательно предполагала бы четкий ответ. На первых порах вопросы следует строить так, чтобы, отвечая на них, ребенок смог ограничиться только называнием действующих лиц, места, где происходит действие, перечис¬лением событий, описанных в рассказе и т.д. Поэтому, продумывая план урока, учителю, помимо имеющихся в учебнике вопросов, которые обязательно следует адресовать всему классу, дополнительно нужно составить несколько индивидуальных вопросов заикающимся ученикам.

Постепенно, по мере того как дети научатся формулировать основную мысль и четко отвечать на вопросы, связанные с конкретными событиями, учитель должен ставить вопросы, требующие рассуждения и объяснения событий, определения связи между ними. На этом этапе можно полностью использовать вопросы из учебника.

Особое внимание должно быть уделено работе над формированием полноценного чтения. Обычно заикающиеся читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Часто они читают по догадке, что приводит к искажению смысла всего читаемого текста. Чтение прерывается бесконечными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности. Поэтому учитель должен уделять большое внимание развитию у них умения правильно, четко и выразительно читать вслух. Кроме того, чтение содержит большие возможности для формирования связной, последовательной и логичной речи. Систематическое чтение вслух также и дисциплинирует ученика, воспитывает у него терпение и усидчивость, способствует развитию зрительной и логической памяти, формирует мышление.

Использование чтения в качестве коррекционного средства осуществляется в определенной последовательности. На первых порах, особенно у учащихся с ярко выраженным заиканием, в целях коррекции используется послоговое чтение вслух. На такое чтение переводятся даже учащиеся, владеющие техникой чтения целыми словами. По мере овладения данным приемом ребенка переводят на чтение целыми словами. Постепенно на этой основе у него формируется навык выразительного чтения без заикания. Требования повышают путем усложнения содержания текстов, а также отработки большей выразительности чтения. На этом этапе целесообразно подбирать тексты с повторяющимися словами и выражениями. Чтение текста следует повторять по нескольку раз. Развивая навык правильного выразительного чтения, нужно сделать так, чтобы чтение вслух стало постоянной потребностью ребенка. С этой целью заикающихся учеников нужно постоянно побуждать читать в классе записанные на доске предложения, задания к упражнениям и т.д. Особое внимание на уроках чтения должно быть уделено работе по составлению плана к прочитанным рассказам, предстоящим сочинениям и изложениям.

Значение речи педагога как одного из средств передачи знаний учащимся общеизвестно. Точность, ясность и доступность речи учителя облегчает усвоение знаний учениками, способствует качественному выполнению учебной работы, а для заикающихся является своеобразной опорой в организации устных высказываний. При этом большое значение имеет темп речи, особенно при объяснении нового учебного материала. Для работы с заикающимися особенно важны точность и четкость формулировок учебных заданий, неторопливый темп речи.

Важно научить заикающихся правильно готовить домашние уроки. Практические советы и указания учителя помогут им не только научиться правильно организовывать свою деятельность во времени, прочно и глубоко усваивать программный материал, но и использовать приготовление домашних уроков для закрепления навыка свободной от заикания речи.

Прежде всего, учитель в индивидуальных беседах должен показать такому ученику на конкретных примерах его же ответов, что необходимо обязательно выполнять все уроки без исключения, и делать это надо не от случая к случаю, а систематически. Объяснить ему, что существует определенная закономерность: чем лучше ученик знает урок, тем он спокойнее, а чем он увереннее и спокойнее, тем устойчивее его речевое поведение, а, следовательно, лучше и свободнее речь. То есть надо убедить ребенка, что только в случае тщательной предварительной подготовки заданного на дом материала ответ у доски перестанет быть для него трудностью.

При этом, апеллируя к сознательности ученика, используя его стремление преодолеть свой речевой недостаток, нужно настроить его на то, что выполнение уроков надо совмещать с закреплением свободной от заикания речи, и одновременно показать ему, как это делается. Заикающийся ребенок должен четко усвоить, что все уроки нужно обязательно учить вслух, даже выполняя письменные задания. Приступая к выполнению упражнений по русскому языку и математике, необходимо обязательно прочитать вслух задания, а, переписывая упражнение в тетрадь, проговаривать слова одновременно с их написанием. Нужно объяснить ребенку, что это развивает внимание, предупреждает появление в письме таких ошибок, как пропуски и замена букв и пр.

Обязательно нужно приучить заикающихся детей самостоятельно проверять результаты своей работы и доказывать правильность выполнения упражнения. Делать это необходимо также вслух, так как в этом случае как бы создается ситуация ответа в классе. Если заданный на дом материал насыщен новыми терминами, фразеологическими оборотами, редко употребляемыми в обычной разговорной речи, то, прежде чем читать его вслух, нужно предварительно ознакомить ученика с их значением и попросить его заучить их.

Поскольку заикающиеся дети наибольшие трудности испытывают именно в практическом применении уже составленного плана, то учителю необходимо в индивидуальной беседе (вероятнее всего, после урока) показать ребенку на конкретном учебном материале, как нужно пользоваться планом при воспроизведении прочитанного текста. Изложенный способ подготовки устных заданий такие учащиеся должны использовать на протяжении всего периода обучения, так как он не только способствует развитию у них последовательной, логической, предварительно планируемой речи, но и приучает их к активной умственной работе над материалом, формирует навык его мыслительной обработки.

 

 


Страница 1 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 | След. | Конец | По стр.

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру