Преодоление заикания в процессе учебной деятельности

Советы логопеда

В дальнейшем можно переходить к более развернутым заданиям, что развивает навык удерживать в памяти определенное количество заданий, а также способность переключаться с одного вида учебной работы на другой. Для учащихся 2-3 классов рекомендуем следующие виды упражнений:

подберите два слова, в которых согласная в конце пишется не так, как произносится; измените эти слова так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква; составьте с одним из слов предложение;

подберите слова, обозначающие действия (в случае затруднения учитель может эти слова дать сам); измените их так, чтобы к ним можно было поставить вопрос что делать?;

подчеркните безударные гласные;

составьте с первым словом второго столбика предложение.

Учащимся 3 класса можно предложить такое упражнение:

подберите имя существительное в именительном падеже единственного числа; поставьте это существительное в творительный падеж множественного числа; составьте с данным именем существительным предложение.

Развивать способность к переключению можно на любом этапе урока, создавая определенные ситуации для устного общения детей. Например, можно поручить заикающемуся ребенку роль контролера. В этом случае учитель предлагает классу 2 варианта задания. Ученики, сидящие у окна, подбирают глаголы в прошедшем времени, у стены - в будущем. Стоящий у доски выслушивает ответы товарищей, вразбивку спрашиваемых учителем, и оценивает их ответы.

Как упоминалось выше, большие возможности для воспитания у заикающихся детей способности к переключению дают уроки математики. Среди прочих видов, которые следует использовать в коррекционных целях, особое место занимают устные задания и задачи.

Например: "Из данных чисел составьте два математических примера таким образом, чтобы в одном из них было действие сложения, а в другом — вычитания; запишите наибольшее из однозначных чисел и наименьшее из двузначных; замените каждое из данных чисел суммой его разрядных слагаемых".

Решите следующие задачи: "Саша сделал 5 лодочек, а Коля на 1 больше. Сколько лодочек сделал Коля?"; "Мама купила 5 яблок. Маша съела одно яблоко. Сколько яблок осталось?".

Решите примеры: "К разности чисел 10 и 7 прибавить 5; к сумме чисел 1 и 2 прибавить 5"; "К числу 2 прибавить разность чисел 6 и 4"; "Из числа 9 вычесть разность чисел 8 и 1".

Предлагая задания заикающимся ученикам в устной форме, нельзя забывать, что они могут оказаться для них сложными. Чтобы предупредить это, на первых порах учитель должен добиваться от таких детей лишь называния конечного результата. И только после многочисленных упражнений, когда учащиеся хорошо усвоят терминологию, можно потребовать от них развернутых ответов. Постепенно подобные упражнения следует проводить на более сложном материале (соответственно программе) без предварительного анализа и проговаривания исходных данных.

В качестве коррекционного приема, способствующего нормализации учебной деятельности заикающихся учащихся и, в частности, содействующего развитию способности к переключению внимания, на уроках математики следует широко использовать устный счет с последовательным нарастанием количества действий.

Как упоминалось, неорганизованность заикающихся учащихся проявляется и в недостаточно развитом у большинства из них умении самостоятельно распределять свои действия во времени. Поэтому в ходе обучения необходимо регулярно предлагать им выполнять задания за определенное время. Следует, однако, отметить, что в подобной работе можно использовать лишь такие задания, выполнение которых доведено у детей до автоматизма.

Например, после неоднократного выполнения учениками заданий, направленных на развитие способности к переключению, можно предложить им за 5 минут списать 3 предложения, подчеркивая в них подлежащее и сказуемое; или за 10 минут списать текст (25 слов), определить количество имеющихся в нем имен существительных, имен прилагательных, глаголов и т.д.

Очень важно формировать у заикающихся детей умение соблюдать требуемую последовательность действий, а также последовательное изложение своих мыслей. С этой целью учитель вовремя напоминает им о нужной последовательности действий, помогает установить порядок выполнения заданий с помощью наводящих вопросов. Кроме того, таким учащимся следует периодически предлагать разнообразные сложные упражнения, состоящие из нескольких заданий, например: восстановить прочитанные учителем деформированные предложения; назвать подлежащее первого предложения и сказуемое второго; составить с главными членами предложения простое распространенное предложение и т.д.

Для организации учебной деятельности заикающихся учащихся и для формирования их связной речи полезна работа над планом. Эта работа предусматривает два направления коррекционного воздействия: развитие умения самостоятельно планировать в нужной последовательности свои практические действия и умение так же последовательно рассказать о выполняемых учебных действиях.

Одним из приемов коррекционной работы является организация коллективной деятельности, т. е. совместного выполнения детьми учебных заданий с обязательным планированием последовательности действий. Каждому ученику дается конкретное задание и определенное место действия. Чтобы максимально использовать коррекционные возможности этой работы на протяжении всего обучения заикающихся, учителю следует постоянно проводить ее на уроках как в письменной, так и в устной форме. Причем наиболее благоприятные условия для формирования умения планировать предстоящую работу имеются на занятиях ручным трудом.

Коллективная организация учебной деятельности возможна также при чтении по ролям различных произведений; подготовке повторения отдельных разделов программы (подбор примеров, иллюстрирующих то или иное правило); решении математических задач; грамматическом разборе предложений. В последнем случае принцип грамматического разбора остается незыблемым (выделение, определение и подчеркивание главных и второстепенных членов предложения, называние частей речи,которыми выражены члены предложения), а специфическим является лишь форма его проведения, когда в разборе одного предложения принимают участие несколько учащихся.

Например: первый ученик ставит вопрос к членам предложения: "Кто?", "Что делает?", "Какие?" и т.д., второй ученик называет соответственно вопросу член предложения: "Подлежащее", "Сказуемое", "Определение"; третий ученик называет слово, отвечающее на данный вопрос: "птицы", "улетели", перелетные"; четвертый ученик называет, какой частью речи выражены члены предложения: "Имя существительное", "Глагол", "Имя прилагательное"; пятый ученик работает у доски, подчеркивая названный член предложения соответствующим знаком и комментирует: "Подлежащее подчеркиваем одной чертой" и т.д. В процессе выполнения подобных заданий у заикающихся учащихся формируется навык самооценки своих высказываний, производимых действий.

В целях развития у детей навыка последовательного построения высказывания следует использовать все известные учителю приемы работы над планом: членение материала по смыслу на отдельные части, выделение смысловых опорных пунктов и т.д. При этом надо только помнить, что подобную работу с заикающимися учащимися следует проводить систематически на любом уроке и в большем объеме. На уроке математики этим целям отвечает такой хорошо известный вид математических упражнений, как решение задач.

Формирование организованной деятельности у заикающихся детей не может сводиться лишь к каким-нибудь отдельным приемам педагогического воздействия: оно должно быть неразрывно связано с их воспитанием, формированием у них сознательного интереса к учебе, развитием навыков самостоятельной работы. Достигается это различными приемами. Один из наиболее известных — работа с раздаточным материалом, в частности выполнение различных заданий по карточкам. В процессе этой работы ученики не только овладевают рациональными приемами умственной деятельности, но и приобретают умение работать, не отвлекаясь, в определенном темпе, а также навыки контроля и самостоятельности, учатся преодолевать встречающиеся в учебной работе трудности.

Кроме того, на уроках родного языка и математики следует как можно чаще использовать в качестве наглядных пособий различные схемы выполнения тех или иных заданий, а также схемы, содержащие ход рассуждений, последовательность мышления и практических действий.

Так, на уроке математики в виде постоянного пособия следует использовать настенные таблицы, плакаты, которые помогают усвоить определенную последовательность в решении задач: "Прочитай условие и вопрос задачи"; "Сделай краткую запись задачи"; "Повтори условие и вопрос задачи по краткой записи"; "Сравни данные и искомые величины по краткой записи"; "Запиши решение задачи с пояснениями и ответ"; "Проверь решение задачи".

На уроке русского языка следует использовать таблицы, плакаты, помогающие закрепить правила правописания, например: "Поставь в слове ударение"; "Определи безударную, написание которой надо проверить"; "Подбери проверочное слово, в котором безударная окажется под ударением".

Использование подсобного материала, широко применяемого в общеобразовательной школе, в работе с заикающимися учащимися преследует и другие коррекционные цели, а именно, дать детям опору — план для последующей вербализации произведенных умственных действий. Различные плакаты, таблицы, являясь зрительной опорой, облегчают детям продуцирование развернутых устных высказываний. Эффективны различного рода творческие задания по картинкам.

Большое значение для нормализации деятельности заикающихся имеет развитие у них способности контролировать свои действия и действия товарищей. Поскольку, как показали проведенные исследования, навыки контроля формируются у заикающихся детей медленно, в ходе индивидуального обучения педагог обязательно должен постоянно их развивать. Естественно, что первоначально (как, впрочем, и при обучении нормально говорящих детей) основная роль в организации контроля принадлежит учителю. Лишь постепенно дети учатся самостоятельно соотносить результаты своих действий с образцом.

Весь процесс обучения заикающихся надо строить так, чтобы навык самопроверки они могли использовать в любом виде деятельности. Очень важно, например, чтобы у них развивалось умение самостоятельно оценивать, насколько твердо выучен тот или иной урок. Обычно заикающиеся дети, особенно с отклонениями в речевом развитии, не понимают необходимости самоконтроля. Без навыка самоконтроля они не смогут разобраться, в чем заключаются испытываемые ими трудности в обучении. Поэтому с первых шагов обучения нужно объяснить таким детям, что убедиться в том, твердо ли они знают материал урока, можно только, повторяя его самим себе, товарищу, воспитателю или родителям. А это, в свою очередь, способствует обучению заикающихся детей речевому опосредствованию (оречевлению) выполняемых ими учебных действий и операций.

Приемы нормализации устных высказываний

Организуя коррекционную работу с заикающимися учениками, педагог должен помнить о различной степени речевого развития каждого из них и, следовательно, необходимости индивидуального подхода. Так, у заикающихся учащихся с нормальным речевым развитием важно своевременно отмечать успехи в учебе, ободрять их в случае неудачи, а во время подготовки устного высказывания тактично напоминать о необходимости предварительного обдумывания ответа.

В работе с заикающимися учащимися, имеющими недоразвитие речи, внимание учителя прежде всего должно быть направлено на уточнение и обогащение их словаря, активное использование имеющегося лексического запаса в собственных высказываниях. С этой целью учителю следует систематически прорабатывать с учениками читаемый текст, предварительно объяснив им значение каждого нового слова и оттенки значений уже известных слов; давать индивидуальные задания по словарной работе; учить составлять предложения сложных синтаксических конструкций и вводить их в устные высказывания. Этим ученикам необходимо помочь понять содержание слов-терминов, выражений, наиболее часто употребляемых на уроках родного языка и математики, предварительно разобрав значение каждого из них. Необходимо держать таких детей в сфере своего внимания на уроке и постоянно побуждать их к активной речевой деятельности. При этом учитель должен помнить, что спрашивать заикающихся учеников следует столько же, сколько и других детей, используя при этом различные средства помощи.

Одним из действенных средств помощи являются различные зрительные и слуховые опоры. Обычно в качестве зрительной опоры используют схемы, таблицы, диаграммы, муляжи и т.д. Слуховыми опорами принято считать речь учителя (как отдельные реплики, так и развернутые высказывания), а также ответы нормально говорящих учащихся, предваряющие высказывания заикающегося ребенка. Своеобразной психологической опорой является предварительная установка ребенка на ответ: "Саша, подготовься, пожалуйста, отвечать после Лены". Или: "Алеша, продумай последовательность своего ответа. Ты будешь отвечать после Димы". Что касается организации и подготовки развернутых высказываний детей, имеющих тяжелую форму заикания, то, чтобы уложиться во времени, учитель должен специально наметить день, когда будет спрашивать такого ученика на уроке. Это создаст спокойную ситуацию ответа, позволит учителю терпеливо выслушать ответ до конца. А чтобы не привлекать внимание остальных учеников к ответу заикающихся, в некоторых случаях их можно занять какой-нибудь самостоятельной работой.

Говоря об особенностях опроса заикающихся учащихся, нельзя не отметить следующее: очень часто при заикании самым трудным бывает начало речи. Вот здесь-то и необходимо оказать помощь. Она может быть сугубо индивидуальной. Одному ученику бывает достаточно, чтобы учитель несколько первых слов проговорил вместе с ним. Другому следует задать наводящий вопрос; третьему - сделать ободряющее замечание. Однако всем заикающимся необходимы предварительная установка к предстоящему устному ответу и напоминание о соблюдении основного правила подготовки: сначала подумать, сформулировать каждую фразу про себя и только потом произнести ее вслух.

Кроме того, в силу отмеченных выше особенностей речи и деятельности, запинки у заикающихся могут возникнуть на любом этапе изложения учебного материала. В тех случаях, когда учащийся испытывает затруднение при ответе у доски (как правило, по ходу высказывания ясно, какое именно слово он хочет, но не может сказать), следует помочь ему: либо проговорить вместе с ним это слово, либо предложить ему написать слово на доске и произнести его.

У заикающихся, как было сказано выше, имеется ряд специфических недостатков в подготовке и продуцировании развернутого связного высказывания. Поэтому в процессе обучения учитель должен постоянно изыскивать возможности восполнения этих недостатков. Помощь таким детям должна выражаться не в освобождении их от устных ответов, а в различных приемах подготовки этих ответов, т. е. детей следует научить планировать свои высказывания, опираясь на последовательность конкретных учебных действий, отбирать необходимые для выражения мысли языковые средства и регулировать ход высказываний.

Следует развивать у заикающихся умение свободно отвечать, спрашивать, пояснять, а позже и анализировать, обобщать, рассуждать. Чтобы реализовать это в ходе урока, учителю необходимо постоянно вовлекать таких учеников в активное речевое общение, создавая соответствующую ситуацию в процессе практической деятельности (выполнение письменных заданий, математических вычислений, опытов, зарисовок и т.д.). Речевую ситуацию можно создать также при использовании на уроке различного раздаточного материала, наглядных пособий. Наличие конкретных предметов облегчает подыскивание необходимого слова, формулирование фразы в момент ответа. При этом вопросы следует задавать таким образом, чтобы из ответов на них выстраивалось четкое, последовательное высказывание об основных свойствах анализируемых объектов. Эффективность использования этого приема будет зависеть от того, как удастся учителю вовлечь заикающихся детей в различные виды коллективной работы. Следует как можно чаще предлагать такие задания в соответствии с изучаемой грамматической темой. Выполняя их, они должны по имеющемуся образцу или сопровождая речью запись слова вычленить и назвать отдельные звуки, слоги, части слова, разобрать предложение по членам предложения и частям речи, определить грамматические признаки различных частей речи, записанных на доске, плакате, в таблице, тетради и т.д.

При подготовке развернутых высказываний следует использовать прием детального расчленения речевого материала, составляющего эти высказывания. Достигается это посредством системы вопросов учителя, которые делят материал на определенные смысловые отрезки и постепенно подводят заикающегося ребенка к связному, развернутому высказыванию. При такой организации учебной работы, предусматривающей активное общение педагога и заикающихся учащихся, в речи последних неизбежно будут встречаться различного рода повторения, что значительно облегчит им формулирование ответа, снимет столь характерную для них затрудненность в подборе нужного слова.

Кроме того, необходимо активно привлекать таких детей к составлению примеров, иллюстрирующих то или иное правило правописания. Подобные задания нужно давать как можно чаще, так как, выполняя их, учащиеся упражняются в быстром подыскивании нужного слова согласно заданному признаку (например, подбор проверочных слов для правильного написания безударных гласных, звонких и глухих согласных, однокоренных слов и т.д. ) и конструировании из них предложений. Чтобы предупредить трудности в произношении составленных предложений, необходима установка: "Не торопись, сначала продумай до конца свою мысль, подготовь фразу и повтори ее несколько раз про себя". Эта установка на предварительную подготовку фразы, а затем и всего сообщения очень важна для коррекции заикания. Посредством побуждения учитель научит детей производить мысленный анализ словесного материала, составлять в уме план сообщения. Со временем учащиеся усваивают навык тщательной подготовки ответа и, убеждаясь в том, что это облегчает их речь, начинают самостоятельно пользоваться этим приемом.

Постепенно в результате многократных упражнений и собственных удачных ответов (в ситуации максимальной наглядности) заикающимся детям становятся доступны обобщающие развернутые высказывания с самостоятельными рассуждениями. Покажем это на примере изучения правила правописания окончаний имен существительных. Так, в начале работы по изучению правила предлагается только констатировать факт правильного написания окончания, например, имени существительного 1-го склонения в родительном падеже: "У реки - на конце пишем и".

Постепенно схема рассуждений усложняется, так как и мыслительная операция, и на последующем этапе можно уже потребовать доказать правильность ответа: "У реки - пишем на конце и, потому что это родительный падеж имени существительного 1-го склонения".

Высказывания заикающихся по этой теме могут быть и более развернутыми, с использованием элементов рассуждения. Например: "Чтобы не ошибиться в правильном написании падежного окончания, нужно определить падеж и склонение существительного. Слово река 1-го склонения, предлог у указывает на то, что это слово стоит в родительном падеже, а мы знаем, что имена существительные 1-го склонения в родительном падеже имеют окончание и. Значит, в словосочетании у реки окончание существительного будет и".

Большие возможности для формирования последовательной, логичной, предварительно планируемой речи дает математика. Конкретность и наглядность цифрового материала и манипуляции с ним создают ситуацию, в которой речь детей протекает без заикания. Поэтому на уроках математики можно предлагать детям записывать на доске данные примеров, условия задач, проговаривая про себя каждую из диктуемых цифр по порядку, и комментировать производимые письменные вычисления.

Эффективное использование в работе различного рода устного счета, который на первых порах коррекции используется, как правило, при наличии зрительной опоры (примеры, написанные на доске, в тетради или в учебнике, таблицы, схемы, диаграммы и т.д.), а затем и без нее. Причем развернутость ответа будет зависеть от речевых возможностей заикающихся, Так, вначале от них требуется произнести только конечный результат, позже им предлагается рассказать и о том, в результате каких математических действий получился искомый ответ, и, наконец, предлагается сделать анализ всего математического задания с доказательством правильности полученного результата.

Поскольку на уроках математики легче создавать ситуации, облегчающие речевое общение, учитель должен активно использовать эти возможности и постоянно побуждать заикающихся детей к высказываниям, не допуская вычислений "про себя". А чтобы речь ребенка была четкой и правильной, необходимо постепенно вводить в его высказывания математические термины. С этой целью составляют специальные задания, анализ которых проводят с обязательным применением необходимых терминов. Для облегчения произнесения основные термины можно записать на доске или на специальных плакатиках. На уроках математики (так же как и на других) основным приемом, помогающим высказыванию, является детализация речевого материала, подлежащего использованию в ответах. Поясним это на примере.

В начале работы по измерению длины двух отрезков от учащихся требуется конкретный ответ констатирующего характера: "Один сантиметр, четыре сантиметра" (форма ответа - называние длины двух отрезков). Постепенно в высказывания детей вводятся понятия "длинный", "короткий". Мыслительная операция - сравнивание завершается простым выводом, констатирующим различие в длине отрезков: "Этот отрезок длинный, этот —  короткий". Затем высказывание дополняется доказательством правильности ответа. "Первый отрезок равен одному сантиметру, а второй — четырем сантиметрам, поэтому первый отрезок короче второго". (Форма ответа —  вывод.)

Описанный прием целесообразно использовать и на уроках чтения. Доказано, что на уроках чтения заикающиеся дети могут свободно отвечать на конкретные вопросы, связанные с явлениями природы, событиями, действующими лицами и т.д. Из этого следует, что при анализе прочитанного материала в классе таким ученикам нужно задавать вопросы, относящиеся к конкретным лицам или событиям, причем в такой формулировке, которая обязательно предполагала бы четкий ответ. На первых порах вопросы следует строить так, чтобы, отвечая на них, ребенок смог ограничиться только называнием действующих лиц, места, где происходит действие, перечис¬лением событий, описанных в рассказе и т.д. Поэтому, продумывая план урока, учителю, помимо имеющихся в учебнике вопросов, которые обязательно следует адресовать всему классу, дополнительно нужно составить несколько индивидуальных вопросов заикающимся ученикам.

Постепенно, по мере того как дети научатся формулировать основную мысль и четко отвечать на вопросы, связанные с конкретными событиями, учитель должен ставить вопросы, требующие рассуждения и объяснения событий, определения связи между ними. На этом этапе можно полностью использовать вопросы из учебника.

Особое внимание должно быть уделено работе над формированием полноценного чтения. Обычно заикающиеся читают в быстром темпе, не договаривая окончаний, а иногда и целые слова. Часто они читают по догадке, что приводит к искажению смысла всего читаемого текста. Чтение прерывается бесконечными запинками и паузами и, как правило, лишено выразительности. Поэтому учитель должен уделять большое внимание развитию у них умения правильно, четко и выразительно читать вслух. Кроме того, чтение содержит большие возможности для формирования связной, последовательной и логичной речи. Систематическое чтение вслух также и дисциплинирует ученика, воспитывает у него терпение и усидчивость, способствует развитию зрительной и логической памяти, формирует мышление.

Использование чтения в качестве коррекционного средства осуществляется в определенной последовательности. На первых порах, особенно у учащихся с ярко выраженным заиканием, в целях коррекции используется послоговое чтение вслух. На такое чтение переводятся даже учащиеся, владеющие техникой чтения целыми словами. По мере овладения данным приемом ребенка переводят на чтение целыми словами. Постепенно на этой основе у него формируется навык выразительного чтения без заикания. Требования повышают путем усложнения содержания текстов, а также отработки большей выразительности чтения. На этом этапе целесообразно подбирать тексты с повторяющимися словами и выражениями. Чтение текста следует повторять по нескольку раз. Развивая навык правильного выразительного чтения, нужно сделать так, чтобы чтение вслух стало постоянной потребностью ребенка. С этой целью заикающихся учеников нужно постоянно побуждать читать в классе записанные на доске предложения, задания к упражнениям и т.д. Особое внимание на уроках чтения должно быть уделено работе по составлению плана к прочитанным рассказам, предстоящим сочинениям и изложениям.

Значение речи педагога как одного из средств передачи знаний учащимся общеизвестно. Точность, ясность и доступность речи учителя облегчает усвоение знаний учениками, способствует качественному выполнению учебной работы, а для заикающихся является своеобразной опорой в организации устных высказываний. При этом большое значение имеет темп речи, особенно при объяснении нового учебного материала. Для работы с заикающимися особенно важны точность и четкость формулировок учебных заданий, неторопливый темп речи.

Важно научить заикающихся правильно готовить домашние уроки. Практические советы и указания учителя помогут им не только научиться правильно организовывать свою деятельность во времени, прочно и глубоко усваивать программный материал, но и использовать приготовление домашних уроков для закрепления навыка свободной от заикания речи.

Прежде всего, учитель в индивидуальных беседах должен показать такому ученику на конкретных примерах его же ответов, что необходимо обязательно выполнять все уроки без исключения, и делать это надо не от случая к случаю, а систематически. Объяснить ему, что существует определенная закономерность: чем лучше ученик знает урок, тем он спокойнее, а чем он увереннее и спокойнее, тем устойчивее его речевое поведение, а, следовательно, лучше и свободнее речь. То есть надо убедить ребенка, что только в случае тщательной предварительной подготовки заданного на дом материала ответ у доски перестанет быть для него трудностью.

При этом, апеллируя к сознательности ученика, используя его стремление преодолеть свой речевой недостаток, нужно настроить его на то, что выполнение уроков надо совмещать с закреплением свободной от заикания речи, и одновременно показать ему, как это делается. Заикающийся ребенок должен четко усвоить, что все уроки нужно обязательно учить вслух, даже выполняя письменные задания. Приступая к выполнению упражнений по русскому языку и математике, необходимо обязательно прочитать вслух задания, а, переписывая упражнение в тетрадь, проговаривать слова одновременно с их написанием. Нужно объяснить ребенку, что это развивает внимание, предупреждает появление в письме таких ошибок, как пропуски и замена букв и пр.

Обязательно нужно приучить заикающихся детей самостоятельно проверять результаты своей работы и доказывать правильность выполнения упражнения. Делать это необходимо также вслух, так как в этом случае как бы создается ситуация ответа в классе. Если заданный на дом материал насыщен новыми терминами, фразеологическими оборотами, редко употребляемыми в обычной разговорной речи, то, прежде чем читать его вслух, нужно предварительно ознакомить ученика с их значением и попросить его заучить их.

Поскольку заикающиеся дети наибольшие трудности испытывают именно в практическом применении уже составленного плана, то учителю необходимо в индивидуальной беседе (вероятнее всего, после урока) показать ребенку на конкретном учебном материале, как нужно пользоваться планом при воспроизведении прочитанного текста. Изложенный способ подготовки устных заданий такие учащиеся должны использовать на протяжении всего периода обучения, так как он не только способствует развитию у них последовательной, логической, предварительно планируемой речи, но и приучает их к активной умственной работе над материалом, формирует навык его мыслительной обработки.

 

 


Страница 2 - 2 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | Конец | Все

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру