Общее дело

Интервью с руководителями московского клуба "Преображение" Еленой Игоревной Мещеряковой и Натальей Петровной Сергиевской

Лена, Наташа, зачем вдруг нужно было открывать детский клуб, разве мало факультативов для детей, кружков, центров развития? Чем занимается ваш клуб?


Е.И. Так случилось, что сложился большой коллектив родителей, которым было не все равно, как вне школы проходит жизнь детей, не все равно, что происходит с ними в школе, и вокруг этого коллектива 1998 году образовалась общественная организация. Мы из этой вот компании.

Решили создать такой детский клуб, который может вместить все, чем в принципе интересуется маленький гражданин.

Кружки, факультативы - это хорошо, но каждый из них работает по своему направлению, нет общей, единой цели. А клуб как раз такую возможность соединения разных интересных творческих направлений собрать для большого хорошего дела.

Устроение праздников со спектаклями,  ярмарок детских работ, лагерь, поход, соревнования, 1,2-3 дневные краеведческие экспедиции, детское паломничество обязательно с образовательной составляющей,   сбор подарков и библиотеки нуждающимся, помощь в восстановлении храмов. В нашей работе есть принцип – работа не ради работы, а ради устроения жизни и детей, и организаторов-взрослых. Связующей основой всех дел являются наиболее важные события каждого года жизни, это Рождество Христово, Пасха, Именины как соборный праздник всех именников, день учителя, память жен-мироносец, день победы, и день рождения нашего клуба.

Н.П. Кстати, спектакли служат как метод воспитания детей, например, помогают пережить и музыку, и само литературное произведение. Мы не работаем как театральная студия, у нас намеренно нет занятий театральным мастерством. Дети незаметно для себя и для других  раскрываются, закрытость и скованность уходит.

Без спектаклей не обходятся Рождественские зимние лагеря, ставшие у нас в клубе хорошей традицией. Все ждут одного и того же: природа, Храм, подготовка к Рождеству, сочельник, подготовка к причастию и Рождественский праздник с традиционным вертепом в лесу, который строится старшими детьми вместе со взрослыми немножко втайне от младших детей.  К нему  ведет дорога с "приключениями". А младшие  готовят тоже немножко тайком и совершенно самостоятельно спектакль для взрослых. А тут и зима с  катаниями на санках,  коньках и лыжах…

И цель всего этого?

Е.И. По большому счету, катехизация детей. Само название клуба  говорит об этом – это преображение ребенка. Мы пытаемся работать так, чтобы через все малые дела привести детей к храму, наполнив их дела смыслом.

Н.П. Любое занятие - художественное творчество или спортивное занятие в клубе делается  ради результата, который людям полезен. Хочется показать, что в простую обычную жизни ребенка может войти православие как образ жизни, и это не противоречит ни спортивным достижениям, ни увлечениям, ни научным занятиям.

Есть среди родителей мнение, что православие очень тесный путь для ребенка, стоит подождать, пока он выберет этот путь сам, когда повзрослеет. По вашим наблюдениям не трудно ли и не скучно  ли детям?

Н.П. Не начинаем же мы с того, что: "Дети, встали по стойке смирно, сделали постное лицо! Сейчас мы будем православными!" Это какое-то деформированное представление о православном воспитании детей.

Е.И. Их это обстоятельство вообще никак не смущает, ведь их то жизнь не ухудшается, наоборот, ее горизонт расширяется! Молитва входит естественным образом в жизнь детского коллектива. И дети, которые не ходили до этого в храм с большим воодушевлением узнают, что перед трапезой  и перед началом любого дела люди молятся, обращаются за помощью  к Богу. Кстати сказать, дети  принимают это как маленький праздник: вдруг они  оказываются перед лицом  серьезного дела – и  как это организует и побуждает к ответственности! Например, перед спортивными соревнованиями – командная молитва сплачивает и так помогает, что дети по-настоящему чувствуют Божью помощь.

Взрослые обычно строят работу с детьми на том, что сами успешно делают, каков ваш "конек"?

Е.И. Исходно нам близок туризм, которым мы серьезно занимались в свое время и достигли в нем чего-то. По своему детскому опыту занятий в детской туристической организации мне понятна была эта форма работы. Могу с уверенностью сказать, что это сильное средство воспитания  коллективизма, ответственности и многого другого.

Но туризм только отправная точка, формирующая команду. У личности много интересов, в которых проявляются именно те качества , которые проявляются в условиях командного похода. Поход есть только средство воспитания, который дает целый комплекс возможностей – опыт настоящей жизни, без плиты, без газа и электричества, без водопровода, без телевизора и персонального компьютера.

Н.П. Он позволяет ребенку научиться делать такие простые вещи по самообслуживанию, которые в городе сейчас почти никто не делает, и которых в школе весьма умозрительно касаются  на уроках ОБЖ: себя обслужить, принять самостоятельное решение и отвечать за него, начиная с того, как одеться по погоде, как и что сварить на обед и т.п. И взаимоотношения в коллективе, умение общаться со сверстниками, со старшими и младшими, – серьезная вещь. У нас в клубе непреложный принцип – живем группами разновозрастными – это полезно и для детей, и коллектив получается более здоровым, получается почти семейная атмосфера: взрослые – самые ответственные, авторитетные, старшие дети подтягиваются за ними, младшие следом. Таким образом строятся нормальные, здоровые взаимоотношения, и маленькие привыкают к этим нормам. Ложная демократия в походе просто невозможна – тут нет игры. Это от начала до конца маленький кусочек реальной жизни.

Вам не говорят, что это для детей что-то экстремальное, ведь есть возможности отдыхать  комфортно?

Н.П. Поход теперь, только теперь стал казаться чем-то экстремальным – но это ненормально, что человек стал воспринимать  как экстремальное обычный дождь, снег  и неасфальтированную дорогу, обычный промежуток времени от завтрака до  обеда, в котором нет холодильника или киоска с "чупа-чупс". Просто люди в походе оказываются в условиях, более естественных для человека.

Е.И. Есть еще одно важное обстоятельство – сегодня потеряно важное человеческое качество – умение довольствоваться малым, оно старательно уничтожается потребительским обществом. Важно, что вещи в походе обретают ценность, их в рюкзаке небольшой набор. А бросить недоеденный кусок хлеба - ситуация вообще недопустимая в походе.

Н.П. Да к тому же возвращается настоящий вкус черного хлеба и манной каши, забытый благодаря Макдоналдсу.

Какие дети приходят к вам в клуб?

Е.И. Разные. И каждый год появляются новенькие – дети приводят своих друзей. Часто приходят дети, которые в классных коллективах оказываются немного забытыми, незамеченными, а им хочется как-то реализоваться.

Н.П. Важный принцип клуба: принять каждого, иногда приходят дети с первого взгляда кажущиеся трудными, но с порога – каждый приходящий хорош! На самом деле ребенок проявляется постепенно, дети очень меняются.

Родители участвуют в делах клуба?

Е.И. Как гости – да. Но дети при родителях ведут себя совсем иначе, это очень хорошо видно на собственных  детях. Подростку  хочется выйти из "роли" ребенка, стать взрослее, самостоятельнее. Изменение социальной роли стимулирует раскрытие личностных качеств ребенка, снимается детская инфантильность.

Как сказывается участие в клубной работе на учебе?

Н.П. Признаться, мы оценки не проверяем. Не мешает – это точно! Но есть непреложное правило – снижение успехов в учебе повод для "увольнения в запас"!

Е.И. Был, правда, вот какой опыт. В течение двух лет наш клуб участвовал в фестивале "Юные таланты Московии" в номинации "Лучший туристский класс",  и мы проводили тогда "экспертизу" успеваемости активных участников клуба и результаты оказались весьма положительными!

Н.П. А вот интерес к учебе, и в целом, к окружающей жизни, явно возрастает – это видно! Общение и работа происходит неформально, в клубе знания быстро переходят в разряд навыков, а отсюда стремление к их пополнению.

Е.И. Когда дети в учебе, в школьной жизни используют приобретенные навыки, то  школьные предметы расцвечиваются красками!

У вас большой опыт организации летнего  и зимнего отдыха детей в лагерях. По какому  принципу они строятся, есть ли сверхзадача?

Е.И. Задача такая есть – жить интересной жизнью и вне школы, многое узнавать о тех местах, куда приезжаешь отдыхать.

Мы когда-то уяснили, что детские лагеря неинтересны детям, когда в них жизнь построена по принципу развлечения детей  взрослыми – такая скука! Дети встают на позицию потребителя, а потребитель  всегда недоволен. Отсюда произрастает, мне кажется,  детская инфантильность в нашем обществе. А мы хотели собственных и детей близких научить отдыхать интересно, активно, со смыслом, с пользой для себя и других.

Непрестанное развлечение детей неизбежно укореняет в них принцип – решать любую проблему так, чтобы мне было легко и хорошо, а после меня – хоть потоп! Они не могут понять, что жизнь только кажется полной чашей удовольствий. Наш техногенный мир живет в нереальных условиях, где до катастрофы один шаг. Детей важно учить ответственно относиться к жизни, и в простом, и в сложном,  – человек не должен  чувствовать себя беспомощным без телевизора, без холодильника, без персонального компьютера и пр.

Существуют разные модели и формы работ с детьми, пробовали использовать уже наработанный опыт?

Поначалу нам хватало своего азарта и идей, позже с обретением опыта и расширением детского коллектива у нас появился интерес к тому, что делают другие. Похожие цели задачи у пионеров, и у скаутов – но это на первый взгляд. При более пристальном рассмотрении оказалось, что некоторые принципы скаутов, например, нам решительно не подходят.

А что вам не нравится у скаутов, которые широко развернули свою работу под омофором Русской Православной Церкви?

Н.П. Ну, скажем, бесконечная игра детей в лисички, белки, стрелки…  в скаутском отряде! Это их основной метод. А вот их цель: раскрытие всех потенциальных способностей личности. С нашей точки зрения такую цель православно верующий педагог поставить не может. И не потому, что мы, зашоренные, кому-то развиваться не даем – смысл жизни человека для него не в том, как хорошо он поет, или как легок на сцене, или не в том, что он компьютерный гений…

В скаутинге хорошо разработаны психолого-педагогические методы воздействия на личность ребенка. Так хорошо, что что это больше выглядит манипулированием детского сознания…

Е.И. И еще. Символы – куда более серьезная вещь, чем кажется на первый взгляд: дети относятся к ним мистически. Зачем нам особый галстук, проведение ритуалов посвящения у костра – разве мы огнепоклонники? Тем более что на самом деле скауты – религиозно индеференты, скаутинг объединяет всех – язычников с буддистами, буддистов с так называемыми христианами…. А места для имени Господа нашего Иисуса Христа в их уставе и правилах жизни не находится!

На каждую из этих тем можно рассуждать много,  но в общем и целомнам это не подошло.

А тем не менее у скаутов в работе красной нитью проводится важная идея – воспитание патриота. А у вас как?

Н.П. Уже навязшая многим фраза: "При организации чего-либо детского – воспитание патриотизма обязательно!" на самом деле несет очень серьезную и глубокую идею.

Сверхзадачей наших клубных выездов  можно назвать именно воспитание патриотизма, но не на  словах: "Вот это наша Родина, детки, ее надо любить!", а по другому принципу – все, с чем мы сталкиваемся, с чем встречаемся, осознается как Родина, все, что стоит на этой земле и люди, которые на ней встречаются нам. Вот они и есть твои сородичи, сограждане, и это ваша общая земля, а не там "за бугром". Хожу по своей земле, узнаю ее в подробностях, чувствую и понимаю ее. Любовь к Родине рождается через узнавание, реальное общение, соприкосновение с живой родиной, с живыми людьми, виртуально это не происходит.

Е.И. Современные дети довольно плохо представляют себе реальный масштаб своей земли. Вот и стараемся вместе с детьми соединить в сознании огромные расстояния, богатство  множества соотечественников и великую общность духа, истории, величие любого места, провинции ли, столичных ли городов. Углич, Кострома, Псков, Изборск, Москва, Звенигород, Можайск, Алупка и другие – все уникально, все важно, все нерасторжимо связано единой историей многих поколений…

А вот у скаут, кстати, воспитывается как гражданин Вселенной, и поэтому наверное нет ничего плохого в том, что основатель скаутского движения был шпионом, работавшим в России против ее интересов.

Ваш лагерь – это палатки, поход?

Е.И. В лагере соединяются в одно разные формы работ. В этом смысле это очень удобный полигон для работы с детьми, и лучше всего делать его не палаточным – тогда расширяется спектр занятий. Тут и походы, тут и краеведение, история, и игры, и чтение…

Так сложилось, что наши лагеря, особенно летние, не базируются на одном месте. Для нас главное, чтобы рядом был храм, природа и повод для развертывания краеведческой экспедиции. Сама собой сложилась главная тема лагерей – с чего начинается Россия и из чего она складывается. Детям понравилось изучать отголоски прошлого, особенно то, что связано с историей династии Романовых, и в общем русского царства.

Есть особый какой-то секрет успеха детского лагеря, и в целом работы с детьми?

Е. И. Пожалуй. Главное, чтобы взрослые искренне любили и делали вместе с детьми то, что предлагают  детям! Поход, лапта, интервью, работа в храме, молитва…

Интерес детей к жизни  во многом зависит от искреннего интереса к ней  взрослых, с ними и жить, и играть нужно вместе, а не смотреть со стороны, и никак не с позиции развлекающих. Все дела – общие!

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру