Опыт социального служения ОГКО «Спас»

Пошел седьмой год официального существования Обнинской городской казачьей общины "Спас". За эти годы община напряженно искала свою социальную нишу. Кроме ежедневных забот о хлебе насущном, внутренних общинных вопросов постоянно осуществлялся поиск  общественного служения. Чем община может быть полезна окружающим людям, Церкви, городу, государству? Особенно сейчас, в это сложное и нестабильное время. Вновь и вновь осмысливалась роль общины в современной жизни. Не утопия ли, не попытка ли уйти от разрешения сегодняшних проблем? Был соблазн отгородиться, стать замкнутой структурой, но желание и готовность быть полезным людям, Церкви, государству, видя в общественном служении свой религиозный и гражданский долг, оказались сильнее.

Что сделано за 2004 г., к чему подошла община, с какими трудностями встретилась? Какие вообще возможности и перспективы развития открываются?

Во-первых. В основном разработан и описан организационный механизм зарождения, становления и развития общин. Он очень актуален сегодня. Это вопросы самоорганизации и организации коллективов, зарождение и поддержка народных инициатив, создание самодостаточной среды, уклада и образа жизни. Накоплен большой опыт конкретной, практической работы, отработаны разные модели проживания, выстраивания взаимодействия с другими общинами, политическими организациями, общественностью, политиками, предпринимателями, государственными учреждениями и властью. Написаны программы развития местного, регионального и федерального уровня.

Во-вторых. Воспитание. Общинная педагогика. Где бы ни возникали общины – работа с детьми и молодежью их прямая обязанность. Методика, выработанная за эти годы, оказалась простой и действенной. Если хочешь стать мужчиной – ты должен стать воином, хозяином, служивым человеком. Поэтому занятия по традиционному ратоборству (стержень методики), ремеслу, общинно-полезный труд (хозяйственные работы, караульная служба), а также курс НВП (начальная военная подготовка) и ОБЖ (основы безопасности жизни), включающий не только непосредственные занятия, но и выходы, походы, лагеря, являются обязательными. Главное, что все это проходит в уже готовой, выварившейся воинской мужской среде со сложившимся укладом жизни казачьей общины. Она и является той почвой, из которой вырастает образ православного мужчины – воина, служивого человека.

В этом году занятия по ратоборству и ремеслу постоянно посещали  23 мальчика в возрасте от 5 до 17 лет и 37 юношей и взрослых. Треть из них  - из неполных семей. В 2004 учебном году начался эксперимент: заключен договор с Обнинским лицеем "Держава" о трудовом воспитании учеников 6-х и 7-х классов на базе ОГКО "Спас". Это ещё 87 мальчиков. Директор лицея "Держава" Фрай Юрий Владимирович активно поддерживает начавшийся эксперимент. Идет подготовка по введению  в этих классах цикла занятий по ратоборству и НВП.

На летних каникулах 2004 г. был организован спортивно-полевой лагерь – две недели 34 подростка находились в лесу, осваивали методы выживания в диких условиях. На такие  лагерные слеты, которые проводятся и в зимнее время, сюда традиционно приезжают детские команды из Москвы и Краснознаменска, с которыми ОГКО сотрудничает с давних пор.  Руководитель детского клуба в Краснознаменске, подполковник А.Г.Толокнов, является членом Обнинской казачьей общины. Община вообще старается расширять контакты с такими организациями. А с младшими детьми, еще не доросшими до суровых условий лагеря, общинники организовали выход в лес с ночевкой. В течение того же лета казаки устраивали спортивный лагерь (два раза по неделе) в детском приюте "Рождественский" под Оптиной пустынью (директор приюта – Завражнов А.В.), с участием старших дружинников как инструкторов. Помимо того, был проведен многодневный поход по Карелии, а также водный поход на катамаранах по рекам Калужской области. Так что все лето у ребят прошло фактически в непрерывных походах – и так традиционно организуется летний отдых каждый год, чтобы и на каникулах дети ежедневно жили общинной жизнью.  В течение нескольких предыдущих лет дети не раз побывали в походах в Крыму и на Кавказе, постоянно обучаясь в пути преодолению естественных препятствий, но главное – дисциплине и взаимовыручке. Много теплых слов благодарности хочется сказать организатору полевой подготовки и инструктору общины Рукавичкину Д.В., мастеру трудового воспитания в общине Бугаеву И.И.

В-третьих. Продолжается реабилитационная работа с различными категориями населения. В общину часто приходят люди физически и духовно ущербные. Они не могут найти себя в жизни по каким-либо причинам. Например: 1).Крепкий, сильный парень. Авария, почти полная потеря слуха, серьёзные операции. Хочет служить, быть полезным. В армию не берут, общение затруднено (сильное заикание), сложно найти работу – не нужен. Что делать? 2).Слепой, полная потеря зрения, как быть? 3).Сильнейший эписиндром, куда податься? 4).Многолетняя депрессия, осознание своей ненужности, невостребованности. Мировоззренческий кризис. Кто поймёт и поддержит? Таких примеров много.

Далее, алкогольная зависимость. Пьют наши мужики, пьют запоем. Становятся негодными для этой жизни. Окружающая среда только подталкивает к продолжению пьянки. Мужчина реализуется в служении, но кому и где сейчас служить? Другая сторона вопроса – ещё хочу, но уже и не могу служить – порастратил, порастерял свои физические и душевные силы.

Община принимает всех. Живут, работают, исполняют по мере сил Устав. Кто-то, окрепнув, уходит на работу в мир, кто-то остаётся, кто-то убегает. Бывает всякое. Но если даже человек, пьющий запоем беспробудно, сейчас срывается временами – это уже результат, это уже начало возврата к жизни, и появляется надежда. Сорвавшихся не осуждают и не выгоняют, ему дают шанс, лишь бы он сам этого хотел. В общине знают, как легко упасть, и как трудно хотя бы приподняться.

Приходят просто без крова, из монастырей, оставшиеся за бортом жизни, безработные, убогие, неустроенные. Кого-то трудоустраиваем, кого-то рекомендуем в другие места. В общину стекается разная информация, появляются функции бюро трудоустройства, местожительства, переселения и т.д.

Железно действует закон гостеприимства: всех принять, накормить, разместить, обогреть и хоть чем-нибудь помочь.

Идет переписка с заключёнными. В тюрьмы и колонии отправляются посылки, бандероли со всем необходимым: вещи, продукты, духовная литература, иконы, свечи, газеты и журналы, лекарства. Посылки собираются всем миром, совместно с приходами. Среди заключённых есть люди, ждущие окончания срока и просящие приехать в общину. Вопрос этот очень серьезный. Многие откровенно пишут, что боятся выходить – условия такие, что возвратиться назад труда не стоит. Нужно адаптироваться, постараться подготовить себя к современной жизни, к труду, к семье. Община может и должна брать на себя такие функции. Кроме того, в этом году мы попытаемся организовать общину для бывших заключённых, чтобы они сами развивали этот реабилитационный опыт. Может быть, этим мы поможем ещё нескольким заблудшим душам.

Процесс этот очень сложный. Вообще, работа с людьми требует огромного терпения, понимания человеческой немощи, постоянного духовного напряжения, огромных материальных затрат, борьбу за каждого человека. А плод работы сразу и не увидишь! Проходят годы, ведь человек не есть гармония.

В-четвертых. Одной из основных социально значимых задач для общины стало восстановление здания исторического памятника, в котором она и базируется – это так называемая рига, парковый павильон (ротонда с двумя длинными  крылами), входящий в ансамбль усадьбы Белкино XVIII в. В момент создания Общины заброшенное здание риги, за исключением западного крыла, лежало в руинах. В первые годы осуществили полный капитальный ремонт западного крыла здания, обустроили близлежащую территорию. В 2004  г. началось восстановление, т.е. возведение от самого фундамента, восточного крыла риги и центральной ротонды, от которой не осталось даже руин. В этом 2005 году планируется закончить полный капитальный ремонт всего здания, в котором будет размещен Миссионерский Центр общинной педагогики, включая издательство, часовню, и краеведческую экспозицию. На данный момент восстановлена коробка всего здания, и община остро нуждается в средствах на продолжение работ – помогите, кто чем может!

Кроме этого, община принимает самое деятельное участие в восстановлении всего комплекса усадьбы Белкино. С этой целью ОГКО "Спас" вступила в состав учредителей Культурно-экологического Фонда "Усадьба "Белкино" (Президент Фонда - Есинский Олег Викторович), занимающегося реконструкцией усадьбы на благотворительных началах. В течение лета 2004 г., получив подряд на строительные работы от Фонда, общинники восстановили главную террасу регулярного парка: расчистили территорию, высадили сотни саженцев на месте прежних аллей, проложили систему дорожек и газонов, установили скамейки и т.д. В результате усадебный парк – любимое место жителей г. Обнинска – преображается прямо на глазах.

В 2005 г. Община вышла перед Фондом с инициативой создания в парке большой детской площадки и получила поддержку в лице руководства. Важно, чтобы парк, использование всей территории усадьбы было направлено на формирование здорового образа жизни, крепкой семьи. Необходимо, чтобы наши дети видели трезвых родителей на отдыхе, не слышали мата, не видели распущенности и непристойных картин, связанных с современным  "отдыхом на природе". Здоровым детям нужна здоровая обстановка.  За эти годы община затратила на восстановление и поддержание порядка на территории усадьбы более 2,5 млн. рублей, а работам не видно конца.

В-пятых. Продолжается эксперимент по взаимодействию с армией. В течение 2004 г. проводились занятия с личным составом одной из ракетных частей Балабановского гарнизона. Суть занятий – адаптация и адекватность действий, их согласованность в экстремальной ситуации на базе традиционного казачьего ратоборства. Результаты превзошли ожидаемые. Открылись новые уровни в понимании психологической подготовки личного состава, улучшение взаимоотношений, "сваривание" коллектива, психологического тестирования. Работа проводилась совместно с психологом части майором Кондратьевым Олегом Александровичем. Благодаря его неисчерпаемому энтузиазму, эта работа и состоялась. Результатами заинтересовалась доцент кафедры психологии Калужского Государственного Университета Войтенко Людмила Петровна, начался совместный творческий поиск, результат – включение в работу студентов, прохождение на базе ОГКО "Спас" педпрактики, написание курсовых и дипломных работ.

В-шестых. Продолжается совместная работа с Духовно-просветительским центром "Вера, Надежда, Любовь". На территории ОГКО "Спас" проведены совместные семинары с учителями школ г. Обнинска, Боровского района по общинной педагогике, рабочие встречи с работниками РОНО. В течении года регулярно проводились экскурсии. Ученики школ и профессиональных лицеев знакомились с традиционным образом жизни, бытом общины. В ДПЦ  председателем общины  читаются лекции на курсах этики и психологии семейной жизни. Эти курсы организованы монахиней Софией (Ищенко), усилиями которой проводится вся общественная и образовательная работа в Центре. Неутомимая труженица и верный друг общины, матушка София понимает всю важность развития общинной педагогики, сама пытается организовать на общинных принципах  училище благочестия для девочек.

В 2004 г. в ДПЦ прошли очередные Богородичные чтения на тему: "Православная семья  и духовно-нравственное оздоровление общества". Митрополит Калужский и Боровский Климент утвердил программу чтений. Одна из секций была посвящена общинным вопросам и называлась: "Община в современной России". Куратором секции был назначен атаман ОГКО "Спас" Лизунов И.К. Секция  вызвала большой интерес, различные отклики. Равнодушных не было. Результатом работы  секции является следующее положение, записанное в итогах чтений: "Важным фактором в деле возрождения и укрепления православной семьи видится роль общины, организованной по принципу большой семьи, в которой восстанавливаются утраченные навыки народной соборности и единства быта и мировоззрения, и в конечном итоге происходит возрождение традиционной православной семьи. Поддержка и распространение опыта  общинной организации, особенно в православной среде, должна стать в ряду первоочередных задач Церкви и патриотических сил". Стоит отметить, что ОГКО "Спас" традиционно участвует в ежегодных Московских Рождественских и Свято-Пафнутьевых Боровских чтениях. Продолжается работа  и в рамках Московского родительского комитета.

Вообще пласт общественной работы, проводимой общиной, огромен. Но самое главное – это ежедневная  живая работа с детьми и взрослыми.

В-седьмых. На протяжении этих лет ОГКО "Спас" жила за счет своих и привлечённых ресурсов. Действуют небольшое швейное производство, сельскохозяйственный кооператив, маленькая мастерская по обслуживанию компьютеров, создана иконописная студия, развивается издательское дело, берутся подряды на строительные работы, и всё же средств катастрофически  не хватает. Это вынуждает работать очень гибко и мобильно. Приходится сотрудничать с благотворительными фондами, государственными учреждениями, частными организациями, отдельными лицами. Трудности огромные. Не хватает людей, специалистов, нет элементарных условий проживания, нет средств на развитие или на стартовый капитал. Трудно вообще с чего-нибудь начать – все экономические ниши уже заняты. Для развития сельского хозяйства необходимы крупные вложения, инвестиций же не найти, или условия просто не приемлемы, Постоянно натыкаешься  на непонимание в среде предпринимателей важности, государственного характера общинного строительства, личного общественного служения, отсутствия государственного мышления.

Не глобальными благотворительными проектами надо сейчас увлекаться, а кропотливо работать над восстановлением самой основы народной жизни. Разрыв общественного сознания катастрофически увеличивается. Некоторые слои и группы населения уже в принципе не могут понять друг друга. Обездоленные не могут служить в силу своей нищеты, обезпеченные не хотят в силу своего достатка ("Зачем? У меня всё есть!"). Принципы благотворительности просто ужасают:

1) Буду давать деньги, но они должны вернуться с прибылью. (Самые "патриоты" - "хотя бы вернуть вложенные".)

2) Буду давать на то, на что я хочу, а не на то, что надо, что востребовано, при этом вы будете делать, как я вам скажу, а не как требует дело, хотя я в нем и не разбираюсь.

3) Буду давать лишь на то, что принесёт мне славу и известность.

Это не благотворительность, это сделка. С такими принципами ничего не изменишь. Потребители есть потребители, хотя и могут называть себя меценатами. А ведь общинная экономика – это непаханое поле кооперации, народной инициативы, смелых и необычных решений. Но и риск здесь огромен, прибыли никто не обещает. Здесь нужны государственные люди крепкой веры, несмотря на неминуемые потери, решительно идущие вперёд.

Сама община всячески поддерживает любое здоровое дело, любую полезную инициативу. Например, благодаря взаимодействию с коллективом художников и филологов выпущены прекрасные прописи по церковнославянскому языку, готовятся другие методические издания по изучению древнерусской культуры.

Везде нужна добрая воля, направленная к людям, и тогда что-то получится. Не надо бегать от маленьких дел, ведь именно из них сшивается полотно великих событий.

В-восьмых.  За эти годы в общине отсутствовали правонарушения, ни одного привода в милицию. За кем они когда-то водились, оставляют их в прошлом. Члены общины не сквернословят, не пьют, не курят, не нарушают общественный порядок. Это норма поведения, и к этой норме подтягиваются все, кто сопричастен общине. Кроме того, в конце 2004 г. началось участие в патрулировании улиц в рядах добровольной народной дружины города. Продолжается взаимодействие с органами внутренних дел, уже отмеченное грамотой. Община всегда поддерживала крепкую власть и правопорядок. На наш взгляд, здесь общинная организация имеет огромный, к сожалению, пока не востребованный потенциал, и для МВД и военкоматов, и для органов местного самоуправления.

В наше политически неустойчивое, криминогенное время вопросы национальной безопасности напрямую связаны с развитием общинной жизни. В свою очередь, это готовые к действию структуры для борьбы со стихийными бедствиями, экологическими катастрофами и чрезвычайными ситуациями. Создание же самодостаточных и самоуправляющихся общин в странах бывшего СССР – есть первое условие самовыживания наших братьев за рубежом. Россия должна стать Общинной Россией, тогда она опять станет единой и мощной Державой.

В-девятых. Создавая и показывая в реальной жизни положительный образ православного человека гражданина и патриота своей страны, верного чада Церкви, община естественно и незаметно для себя ведёт миссионерскую деятельность, привлекая народ и подготавливая из него государевых служивых людей. Поэтому в 2004 г. на базе общины был создан Миссионерский Центр общинной педагогики "СПАС". Его основные задачи:

1. Восстановление и развитие православной среды, уклада и общинного образа жизни.

2. Развитие общинной педагогики на основе живой работы с детьми и взрослыми, популяризация идей общинного воспитания.

3. Обобщение и распространение опыта общинной жизни.

4. Разработка, издание и распространение педагогических общинных программ, методических пособий, способствующих развитию у детей и взрослых любви к русской культуре, к Православию, к России.

5. Разработка методических рекомендаций по использованию педагогического и организационного опыта православных общин, братств как гражданского и религиозного служения Отечеству.

В-десятых. Община – это созидание и воспитание, особенно сейчас, когда идет тотальное разрушение и развращение. Мы считаем, что основной задачей общин сегодня является  именно педагогическая. Общины должны заниматься воспитанием и обеспечением этого воспитательного процесса. Поэтому мы вновь и вновь ставим вопрос о современных проблемах воспитания и способах их решения.

На данный момент одной из основных проблем воспитания является отсутствие однородной воспитывающей среды. Традиционный уклад жизни (семейный, общественный, национальный) со своими духовно-нравственными ценностями разрушен. На смену традиционному обществу пришло гражданское. Условия жизни изменились, но требования к воспитанию остались те же. Нужно воспитать гармонично развитую личность, с гражданской активной позицией, патриота своей Родины, нравственного человека, сознательно делающего выбор в сторону общественного блага. Но воспитание может дать плоды, основываясь лишь на религиозном фундаменте.  В обществе же, испытывающем духовный кризис, не имеющем единой идеологии, отшедшем в своем историческом развитии от своих духовных и национальных корней, эта задача становится практически неразрешимой.

Основополагающее педагогическое воздействие на  человека оказывает микросреда, исходя из принципа  "С кем поведешься, от того и наберешься". Но сейчас даже на уровне семьи среда бывает неоднородной, не говоря о школе, улице, работе и т.д. Ребенок, попадая из одной среды в другую, с различными психологическими, нравственными, духовными и культурными установками вынужден каждый раз адаптироваться и адекватно регулировать свое поведение в соответствии с требованиями среды, иначе возникают конфликтные ситуации. Адаптация вызывает психологическое напряжение, которое усиливается, если ребенок не может принять какое-либо решение. Разрушается единство, цельность личности, сознание "зависает" и раздваивается. Растет общее количество детских неврозов и других психических заболеваний. Появляются немотивированные страхования, ведущие к употреблению наркотиков и алкоголя, вызванными желанием забыться, расслабиться, не способностью адаптироваться и, в конечном счете, к суицидам. При наличии множественных сред отсутствует основа основ педагогики – единые требования к воспитуемому, что, в конечном счете, ведет к предоставлению ребенка самому себе, к свободе выбора, который ребенок или подросток  в силу своих возрастных свойств обращает всегда во вред себе, ища удовольствия и блага для самого себя, губя свою личность. Взрослые живут также. Что делать?

На наш взгляд необходимо, в первую очередь, восстановление традиционного уклада жизни с его однородностью, ритмом, нормами поведения. Это возможно через общинную форму жизни. Община создает ту воспитательную среду, в которой ребенок всегда находится под контролем, четко знает, что и как делать для выполнения ясных требований взрослых. Общинная педагогика дает поразительные результаты, она социально значима, и ее надо развивать. Община является также школой жизни и для родителей, т.к. они столкнулись с серьезнейшей проблемой – школа перестала заниматься воспитанием.  Акцент делается на образование, уровень которого, кстати, стремительно падает, и из образования фундаментального оно превращается в прикладное, обслуживающее. В советское время школа выполняла воспитательные функции. Хотя семейный уклад уже был разрушен, но семейные ценности еще поддерживались и внедрялись через идеологию. Была поставлена серьезная работа с родителями во всех дошкольных и школьных учреждениях. Все изменилось. Родителей зачастую надо воспитывать самих, т.к. нравственный уровень общества стал очень низок. Это вторая современная проблема в педагогике.

Третья связана с отсутствием педагогических кадров. В общине с ее коллективным воспитателем - средой и носителями этой среды – эти вопросы решаются естественно и гораздо проще. Но и они требуют дальнейшей разработки. Ясно уже сейчас, что община – это то место, где возможна ежедневная  совместная деятельность взрослых и детей по созданию уклада жизни, который, в свою очередь, оказывает огромное воспитательное и охранительное воздействие. Общинные виды жизни разнообразны. Общины складываются на основе образования детей закрытого типа, (например, православная гимназия "Братство милосердия" Новоалексеевской пустыни), внешкольного воспитания (Миссионерский Центр общинной педагогики ОГКО "Спас"). Можно говорить о создании военно-патриотических клубов на общинной основе, о любой самоорганизации на принципах общинного взаимодействия, направленных на педагогические цели и создание среды воспитания.

Сейчас необходимо сопровождать  ребенка с момента его рождения до поступления в ВУЗ и трудоустройства, чтобы он остался сопричастным той среде, из которой вышел, даже если он будет жить в другом месте. Такие задачи должна ставить перед собой каждая местная община. Мы обязаны сохранить своих детей, оградить и защитить их от негатива, т.к. процесс развращения идет гораздо быстрее, чем процесс нравственного воспитания. На наш взгляд, восстановление общинной жизни в России автоматически приводит к решению педагогических задач. Взрослые строители общин – они же родители – кровно заинтересованы в воспитании своих детей. Опыт подсказывает, что даже в исключительно невыгодных условиях, без средств и государственной поддержки, родители организовываются и в той или иной форме находят нужное решение. Поэтому в первую очередь надо обратить внимание на развитие общинного движения, собрать и обобщить опыт, подготовить кадры – общинных педагогов. Наличие в каждом регионе одного Центра общинной педагогики облегчит эту работу. Нужны люди, которые умеют создавать среду. Затем среда будет создавать людей. Должно быть понимание, что многие вопросы успешно решаются на местном уровне с мини-мальной  общественно-политической поддержкой. Нужен  общий Центр, координирующий эту работу, привлекающий средства под конкретные дела, а не под идеи, осуществляющий информационную и политическую помощь. Надо делать все необходимое для воздействия на современную систему образования, но она очень инертна, на это уйдет время. Процесс же воспитания  - это ежедневное живое дело. Именно от него зависит, какими вырастут наши дети, куда и за кем они пойдут в будущем. И если затраты на образование в масштабах государства требуют огромных средств и постоянных дотаций, то организация самодостаточных общин, ведущих педагогическую деятельность, гораздо экономичнее и гибче.

Цель нашей статьи была в том, чтобы бегло описать объём социально-общественной работы поднятой лишь одной небольшой общиной. Община не получает государственного финансирования, её программы не проходят строкой бюджета в городе или области. Работа с детьми ведётся бесплатно. Сколько же добра людям можно было бы сделать, если …

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру