Краеведение в курсе развития речи в 5-6 классах

Дополнение к курсу развития речи В. В. Бабайцевой

Задачи работы по параллельному учебному комплексу в объяснительной записке сформулированы кратко. Они в целом те же, что и в работе по стабильному учебнику. Это «изучение языка и умение применить знания на практике, развитие речи учащихся и обогащение активного и пассивного запаса слов, формирование умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной речи, формирование орфографических и пунктуационных навыков». Подчеркнуто, что «русский язык — важнейшее средство познания других наук, средство развития мышления и воспитания учащихся». В пояснении к программе «Русская речь» выделено 5 пунктов, формулирующих систему работы по развитию речи. На первое место поставлена связь работы с социальным опытом учащихся, тематика устных и письменных высказываний предлагается с учетом жизненного опыта детей, запаса их знаний, впечатлений и наблюдений: «Пиши и говори о том, что знаешь, видел, пережил, продумал, прочувствовал». Второе — взаимосвязь в работе по развитию устной и письменной речи с опережающим развитием устной речи. Третье — связь работы по развитию речи с изучением русского языка (фонетика, грамматика, лексика, морфология, стилистика). Четвертое — связь с уроками литературы и внеклассного чтения. Пятое — опора на межпредметные связи. (Подробно см. «Программу ... стр. 74-75).

В 5-6 классах в этом курсе возможно проведение одной краеведческой экскурсии в четверть, используя спаренные уроки. Итого за два года — 8 краеведческих экскурсий. Выбор темы экскурсии зависит от личности учителя и его краеведческих знаний, от ближайшего к школе краеведческого пространства и, конечно, от возможностей изучаемого программного материала.

Вводный урок в 5 классе — «Для чего нужна людям речь?» На этом уроке надо найти место для анкеты по краеведению «Знаешь ли ты?», чтобы обозначить интересы и степень осведомленности детей. Примерные вопросы анкеты: 1. Почему так называется наше село (деревня)? 2. Куда ведет дорога, у которой стоит наша школа? 3. Что ты знаешь об участии твоих родных в Великой Отечественной войне? 4. Сколько твоих односельчан погибло в годы Великой Отечественной войны? И т. п. (Каждый учитель составит сам свои вопросы).

ПЯТЫЙ    КЛАСС
Количество часов — 8 (4 спаренных урока).

Первая экскурсия — в первой четверти на спаренном уроке по § 4. Тема «Как вести беседу?» Беседуем на тему «Что было раньше на том месте, где стоит наша школа?» Поскольку урок спаренный, то первый урок проводится в классе, где знакомим учащихся с правилами беседы. Схема урока-экскурсии: рассказ учителя, вопросы учащихся, ответы на вопросы, высказывания учащихся, владеющих дополнительной информацией. Использование монолога и диалога. Возвращение в класс, анализ § 4 (вопросы 3,4, 5,6). Домашнее задание можно распределить по группам. Сильным учащимся — задание 7-ое по учебнику «Русская речь»: «Составьте диалог «На экскурсии». Можно предложить записать по памяти монолог учителя и дополнения учеников. Более слабые учащиеся выполняют задания по учебнику. Если останется время, домашнее задание можно выполнить в классе. (Правила пунктуации в диалоге — см. учебник, § 28 «Теория», стр. 203).

Вторая экскурсия в 5 классе проводится во второй четверти на спаренном уроке по § 7 «Главное в тексте — идея, основная мысль». Первый урок — в классе. Выполняются упражнения № 39-42. Второй урок — экскурсия «На реке Унже». Можно выделить время на карандашные эскизы вида природы. Рассказ учителя о том, что было раньше, как выглядела природа, как и когда создавалось искусственное море, дополнения учащихся, вопросы, ответы. Монологическая речь. Диалоги. Наблюдения за красотой заунженских далей, видом реки. Выделяется главное — красота родной природы. Домашнее задание — упражнение № 45 как образец, по которому учитель предлагает учащимся выделить из пар те, которые подсказывают основную мысль. По одной из пар написать начало сочинения на темы: 1. «Родная природа», «Красота любимой Унжи». 2. «На Унже». «Осенняя дымка над рекой». 3. «Искусственное море». «Игра света в Унженском разливе».

Третья экскурсия в 5-ом классе проводится в третьей четверти на спаренном уроке по § 14 «Как различают типы речи?» Экскурсия «Иконка у дороги». Первый урок — работа в классе, второй — экскурсия. Рассказ учителя о старине, традициях, об истории иконки у дороги. Ответы на вопросы учащихся, их высказывания на заданную тему. В начале возможно высказывание или выразительное чтение стихотворения к теме одним-двумя учащимся по упреждающему заданию к уроку. Подчеркиваем, что рассказ об иконке по типу речи — повествование. Так идет подготовка к следующему уроку «Повествовать — значит рассказывать». Домашнее задание — подготовить устное повествование «Рассказ моей бабушки» (или другого члена семьи) о своем крае, о чем-то примечательном (о дорогом уголке родного края и т. п.).

Четвертая экскурсия — в четвертой четверти на уроках повторения. Спаренный урок по § 23. Тема «Куда ведет эта дорога?» На первом уроке можно конкретизировать задания, повторить, что делалось в году, какие были экскурсии, виды работ, обобщить знания о стилях и типах речи. Второй урок — экскурсия «Куда ведет эта дорога?» На заключительном уроке ученики высказываются первыми. Накануне дается упреждающее домашнее задание 2-3 учащимся. Вопросы учителя ученикам. Упражнения в диалоге (в паре или ученик-учитель). Затем в качестве дополнения следует рассказ учителя о том, что не прозвучало в беседе с учениками: о домах у дороги, отмеченных красной звездочкой, о том, как по этой дороге уходили на фронт земляки, о кузнице; эмоциональное и познавательное воздействие урока усилит про¬смотр фотодокументов и чтение солдатских писем.

ШЕСТОЙ КЛАСС
Количество часов — 8 (4 спаренных урока).

Для работы предлагаются параграфы: 26, 30, 32, 37 (или других по усмотрению учителя).

Первая экскурсия — на уроке по § 2, тема: «Что такое эпиграф?». Первый урок — работа в классе с учебником, второй урок — экскурсия «Куда можно пойти?» Если есть ближайший родник — к роднику, к колодцу со старинной историей и, дай Бог, с сохранившимся журавлем, к ближайшему источнику, к часовне или к какому-либо памятному в данной местности объекту. В шестом классе рекомендуется практиковать упреждающие домашние задания более творческим учащимся, опираясь на знание интеллектуальных возможностей их семей. На уроке учащиеся узнают историю памятного места, учатся связывать ее с фольклорным материалом о воде, родниках, о земле и т. п.

Вторая краеведческая экскурсия возможна при изучении темы § 30 «Описание природы». Первый урок — работа в классе с учебником. Второй — экскурсия в ближайшее красивое и памятное местечко (на реку, поле, лесок или перелесок, рощу и т.п.). Если есть местные художники, то можно провести урок по их картинам. В Нежитинской школе есть разработки уроков для 5 и 6 классов по картинам художника Леонида Козлова из города Юрьевца, изобразившего на двух картинах нашу реку Ледниху. К сожалению, эти картины сгорели во время пожара в старой школе, а сочинения мы сохранили в школьном музее.

Третья краеведческая экскурсия готовится на основе материалов § 32 и § 34. При подготовке урока «Описание книги» и выставки одежды «Из бабушкиного сундука» надо обязательно встретиться с людьми, имеющими старую книгу, с книголюбами и, особенно с местным священником. Для учащихся Нежитинской школы всегда открыта домашняя библиотека настоятеля Воскресенского храма отца Иоанна.

Четвертая экскурсия — в последней четверти по материалу § 37. Первый урок — обмен информацией по сбору материалы для описания природы с необычной точкой обзора. Второй урок — экскурсия на колокольню храма. Во втором пролете храма — смотровая площадка, откуда открывается красивая панорама села и окрестностей. Заголовки к сочинениям-миниатюрам придумывают сами учащиеся. Обсуждение проводится перед экскурсией. Образцы — в учебнике «Русская речь», стр. 134.

В данных рекомендациях шла речь о возможных вариантах совмещения изучения курса «Развитие речи» с усвоением окружающего краеведческого пространства. Разумеется, вопросы методики, формирования навыков грамотного письма, усвоения стилей речи, ее типов — все это обязательные и первостепенные вопросы, и решать их надо в комплексе с вопросами развития речи и воспитания учащихся на материалах родного края.


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру