Наша жизнь - постоянный выбор между добром злом

Классный час в начальной школе

Цель: Формирование у учащихся представления  "о совести", воспитание ответственности за совершенные поступки; осмысление сути греха для покаяния.

Задачи:
- учить детей слышать "голос" совести;
- учить детей совершать добрые поступки;
- воспитывать внимание, заботу о людях;
- развивать у учащихся презрение к греху.

I. Рассказ воспитателя о женщине, взявшей в магазине тайком какую - то вещь.(8) После прочтения рассказа детям предложить следующие вопросы:

1. Что за неприятное чувство не давало покоя этой женщине?
2. Что заставило ее вернуть украденную вещь? (подвести к ответу: раскаяние)
3. Почему эта женщина почувствовала облегчение после того, как она вернула украденную вещь? (подвести к ответу: очистила совесть, успокоила свой внутренний голос). Нужно дать высказаться детям, выслушать их ответы, рассуждения.

II. Итак, каждый человек знаком со своим внутренним голосом, который его, то упрекает и как бы гнетет, то поощряет и радует. Это тонкое врожденное нравственное чувство называют совестью. В Священном Писании совесть называется сердцем. Иисус Христос совесть уподобил:

1) оку (глазу), с помощью которого человек видит свое нравственное состояние.
2)" сопернику ". Это слово указывает на отличительное свойство совести: противиться нашим плохим поступкам и намерениям. Бог уже при создании человека начертал в глубине его души Свой образ и подобие. Поэтому принято совесть называть голосом Божиим в человеке. Будучи нравственным законом, написанным прямо на сердце человека, она действует во всех людях, независимо от воспитания и уровня развития. "Что Бог разрешает, то и совесть внушает. Что Господь запрещает, то и совесть запрещает".

III. А сейчас послушаем как в своих произведениях о совести высказываются русские поэты. К нашему уроку некоторые наши одноклассники подготовили стихи: а) Никита М. читает стихотворение " Совесть " В. Жуковский:
 
Сколь неизбежна власть твоя,
Гроза преступников, невинный утешитель.
О, совесть! Наших дел
Закон и обвинитель,
Свидетель и судья

отрывок из " Скупого рыцаря"

Совесть - Когтистый зверь, скребущий сердце;
Совесть - Незваный гость, докучный собеседник,
Заимодавец грубый; это - ведьма,
От коей меркнет месяц и могилы.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ К ДЕТЯМ:

1 . Как называет совесть Жуковский? Почему? Какими словами? (грозой, невинным утешителем, законом, обвинителем, свидетелем, и судьей.)
2. Для кого совесть будет грозой? А для кого - утешением?
б) А теперь послушаем строчки из произведения А.С. Пушкина " Скупой рыцарь " - читает Юра Ч.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ К ДЕТЯМ:

1. С кем здесь совесть спрашивает Пушкин? (с когтистым зверем, докучный собеседник, незваный гость, ведьма.)
2. Как вы понимаете выражение " незваный гость "? (Здесь, наоборот, здесь человек боится совести).
3. Чем может испугать человека совесть? (она заставляет человека взглянуть на себя со стороны, иногда это больно ранит.)

IV. Вернуться к I случаю. Подумаем, какие чувства испытывала женщина? (ответы детей: отчаяние, стыд, страх греха, чувство вины). А эти чувства пробудили в ней совесть? (Наступило такое состояние, когда она не могла ни есть, ни спать, она понимала, что не может жить в таком состоянии и, наверное, послушав свой внутренний голос, она решила исправить ситуацию).
Итак, мы видим, что кто-то боится голоса совести, кого-то он утешает, помогает.

V.  ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ К ДЕТЯМ:

1. А чем же он помогает? (исправить грех, ошибки и т. д.)
Воспитатель: Ведь, слушая голос совести, человеку приходится совершать над собою усилия. ВОПРОС К ДЕТЯМ:
2. Как быть человеку, запятнавшему свою совесть? Является ли он навеки обреченным?

ВЫСКАЗЫВАНИЯ ДЕТЕЙ (возможные):
Нет, не является. Но многое зависит от самого человека, сможет ли он сделать усилие над собой, чтобы придти к покаянию. И чем он раньше это сделает, тем легче ему будет жить дальше.

VI. Читает стихотворение И. Козлова "Слезы покаяния" - Вера К.

ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ К ДЕТЯМ:
1. Каким становится сердце после того, как пролиты слезы покаяния? (…чистое сердце).

Учитель:

Так и вы с самого раннего детства прислушивайтесь к своему внутреннему голосу - совести. Она вам поможет сделать правильный выбор в жизни между добром и злом. Так как, именно совесть обладает большой чувствительностью к добру и злу. Она быстрее и яснее различает добро и зло, нежели ум.

VII. 1. А сейчас дети, приведите примеры, действия совести, описанные в Библии. Какие испытывали чувства? (стыд, страх, отчаяние, чувство вины). Адам, Ева, Иуда, Каин и Авель.
2. А теперь приведите примеры из литературы близкой к нашему времени: "Теплый хлеб",
" Записки гимназистки " и т. д.; уроки литературы, риторики.
3. Приведите примеры из собственной жизни (высказывания детей).

ВОПРОС УЧИТЕЛЯ К ДЕТЯМ:

Сохранились ли чувства отчаяния, чувства вины, стыда, страха с Библейских времен до нашего времени или устарели?

VIII. Учитель читает вопрос из книги "О жизни Богородицы". (стр. 46)
Ответить на этот вопрос нам поможет рассказ Арсения, который он нам подготовил к сегодняшнему дню.

Из этого рассказа мы видим, что Господь создал нас с вами свободными. И в течение всей жизни мы выбираем сами: творить добро или зло.

IX. Предложить детям сложить по словам пословицы. Задание заключается в том, чтобы из набора слов, которые получают дети в конвертах, составить пословицы. Пословицы:

1.3лая совесть стоит палача.
2.Кайся, да опять за то не принимайся.
3. Худые дела не доведут до добра.

Используемая литература:

1. Игумен Филарет " Конспект по нравственному Богословию".
2. В.М. Екименкова " Вера исцеляет сердца".
3. Игумен Владимир (Зорин) " Жизнь и чудесные деяния Пресвятой Богородицы".
4. Детская Библия (в рассказах священника П. Воздвиженского.)
5. В. Жуковский
6. А.С. Пушкин
7. И. Козлов
8. " Слезы покаяния"  из книги С Успенского " Катехизис в рассказах", с. 22


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру