Концепция воспитательной системы школы

ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Печорская гимназия расположена в историческом и культурном центре Псковской области – городе Печоры.

Псково-Печерский монастырь, краеведческий музей, районная библиотека, ДК, детская школа искусств, ДЮКФП, воинские части, и близость областного центра дают прекрасную возможность в удовлетворении интеллектуальных, духовных, эстетических потребностей педагогов, родителей, учащихся.Свою историю учебное заведение отсчитывает с 1944 года, первое здание находилось на улице Кирочной, второе – на Рижской и лишь в 1962 году было построено большое кирпичное типовое здание по улице Ленина.Среди более 5 тысяч учеников школы с серебряной и золотой медалями закончили школу более 200 учащихся.

В гимназии в 2004/2005 учебном году обучается 864 ученика, всего 43 класса-комплекта. Начальных классов 16, из них – 3 гимназических, 3 – компенсирующего обучения. Всего в начальной школе занимается 305 учащихся, из них: в гимназическом – 60, в классах компенсирующего обучения – 37. В I смену  обучается 77 человек, во II – 228 человек

классы                       5     6     7    8   9   10   11
Кол-во классов           4     3     5    4   5    3     3


Кол-во уч-ся              83    63  115  80  91  62   65
в них 

В гимназических классах 151 человек, в классах компенсирующего обучения – 63 учащихся. В I смену обучается 22 класса (455 учащихся), во II смену – 25 классов (104 учащихся).

Преподавателей  55 человек. Это высокообразованные, хорошо владеющие методикой преподавания, специалисты. Среди них 2 Заслуженных учителя РФ, 25 отличников народного просвещения, 24 учителя высшей квалификационной категории, 28 учителей первой квалификационной категории, 3 учителя, удостоенные премии Сороса, 2 преподавателя Вуза, 2 победителя конкурса "Учитель года", 2 молодых специалиста – выпускники школы 1999 года, 2 семейные династии учителей, половина учителей – выпускники нашей школы разных лет выпуска.

Возрастной состав: до 30 лет – 9; от 30 до 40 лет – 12; от 40 до 50 лет – 15; от 50 до 60 лет – 15; свыше 60 лет – 4.

Преподавание ведется как силами педагогов гимназии, так и преподавателями- совместителями Вузов г. Пскова (2 преподавателя). С 1997 года учреждение получило лицензию на право ведения преподавательской деятельности как гимназия.

В гимназии созданы профильные классы, что обуславливает тесное сотрудничество с Псковскими и Московскими Вузами. За последние 3 года в среднем 98% выпускников гимназии поступают и обучаются в разных Вузах нашей страны.

Воспитательная работа ведется под руководством центра: зам. директора по ВР Перова Т.И., организаторы – Прохватилова Л.П., Вдовенко И.П., социальный педагог – Барчук Г.Н., психолог – Кириллова Н.А..

В школе работают 14 кружков (график работы прилагается). Кружок хореографии "Школьные годы" ведет на протяжении 20 лет Лебедева Г.Г., внеклассную работу по музыке - Лапаева З.И., спортивную работу – учителя физической культуры во главе со Степановой В.Н., работу по военно-патриотическому воспитанию возглавляет организатор ОБЖ – Мосин В.В.

В 2003/2004 учебном году гимназия принимала участие:

- в областном конкурсе – смотре комнат истории школы  (заняла 1 место);
- в областном конкурсе систем ученического самоуправления;
- во Всероссийских президентских играх;
- в областной педагогической олимпиаде (1 и 2 места).

Гимназия приняла участие в 23 районных мероприятиях и получила  30 наград.(в областных, Всероссийских, международных конкурсах, смотрах, выставках, соревнованиях, праздниках получила 8 наград)

В гимназии сформирован календарь творческих дел:

С е н т я б р ь: Торжественная линейка, посвященная Дню знаний.

О к т я б р ь: Посвящение молодых специалистов в учителя Печорской гимназии. День Учителя. Операция "Поиск". Сбор материалов о выпускниках школы.

Н о я б р ь: День рождения школы. Посвящение в гимназисты учащихся 2 класса. Посвящение в старшеклассники уч-ся  10 классов.

Д е к а  б р ь: Новогодние праздники.

Я н в а р ь: Рождественские праздники.

Ф е в р а л ь: Вечер встречи школьных друзей. День Защитников Отечества.

М а р т: Корнилиевские Всероссийские православные образовательные чтения. Празднование Международного Женского дня 8 Марта.

А п р е л ь: Парад школьных наук.

М а й: Празднование Дня Победы. Праздник Последнего звонка.

И ю н ь: Выпускной вечер.

Вся воспитательная система гимназии строится на принципах, заложенных в Уставе ОУ, на основе личностно-ориентированного подхода в соответствии с разработанной моделью самоуправления, моделью выпускника гимназии.

В центре системы находятся духовно-нравственное и военно-патриотическое воспитание, нацеленные на формирование основных качеств личности.

Коллектив гимназии наряду с традиционными формами работы ведет поиск новых. Цель – воспитание личности:

• мыслящей
• творческой
• духовной
• гуманной
• практичной
• свободной
• любящей свою Родину.

Принципы:
1. Уважения личности ребенка, учителя, родителя;
2. Ориентации всего процесса на потребности ребенка, семьи, общества;
3. Ориентации в выборе содержания, форм и методов воспитания на традициях школы;
4. Личностного подхода в воспитании.

Духовно-нравственные ценности, любовь  к Родине, патриотизм начинается с любви к близкому, к дому, к школе. Вот почему два основных направления в воспитательной системе гимназии духовно-нравственное и военно-патриотическое имеют четко обозначенную прямую: гимназия – город – монастырь – страна. Эта идея отработана на гербе гимназии, этой идее служит и Гимн гимназии.

Воспитательный процесс направлен на:

- организацию многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

- общение со сверстниками и взрослыми из окружающего социума;

- формирование общественно необходимых и личностно значимых качеств личности;

- формирование правильного отношения к окружающему миру, природе, людям, науке, культуре, здоровому образу жизни.

Воспитательная работа гимназии включает в себя 3 взаимосвязанных и взаимозависимых блока:

1. Воспитание в процессе обучения.
2. Внеурочная деятельность.
3. Внешкольная деятельность.

I БЛОК. ВОСПИТАНИЕ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

Идея гимназии по духовно-нравственному и военно-патриотическому воспитанию находит свое отражение в уроке, факультативных занятиях, которые были и остаются главной и основной формой учебно-воспитательного процесса.

В учебный план ОУ введены такие предметы, как "Основы православной русской культуры", "Основы логики"; учащиеся 1 Б кл. работают по программе "Перспективная начальная школа"; учащиеся 3 А кл. – по развивающей программе "Гармония". Гимназия участвует в эксперименте по сдаче выпускных экзаменов в форме ЕГЭ; введены предпрофильные элективные курсы.

В учебные планы прогимназических и гимназических классов включены "Основы компьютерной грамотности", иностранный язык со 2 кл., "Основы информатики и вычислительной техники" с 5 кл.; с 5 класса – углубленное изучение литературы; с 7-9 кл. – русский язык, математика, физика (ориентационное профилирование); с  9 кл. – химия (углубленно); с 9 кл. – второй ин. язык.

Спецкурсы: 5 кл. – "Введение в Интернет"; 6 кл. – "Web – конструирование"; 8 кл. – "Язык программирования Паскаль"; На 3 ступени – "Профильное обучение" (спецкурсы, предметы по выбору и по профилям: прикладная экономика, литература, математика, физика, экономика, ин. язык, история, философия, ИВТ); В начальной школе проводится эксперимент "Разговор о правильном питании", учащиеся 1 – 2 классов участвуют в российско-шведской программе по профилактике стоматологических заболеваний.

На уроках воспитываются ценностные отношения к человеку, труду, науке, прекрасному, к обществу и здоровому образу жизни.

II БЛОК.  ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Внеурочная деятельность осуществляется по ряду важнейших направлений:

1. ВОСПИТАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

- развитие сознательной учебной дисциплины;
- воспитание отношения к учебе как к главному труду;
- воспитание уважения к знаниям, поднятие престижа образования.

Одной из форм организации этой деятельности служит работа Пушкинского клуба, МО по предметам, естественно-математической и филологической кафедр. Под руководством педагогов гимназисты занимаются научно-исследовательской деятельностью.

Поиском новых форм и обогащением старых новым содержанием коллектив педагогов, учащихся, родителей занимается постоянно: тематические вечера, парад школьных наук, интеллектуальные аукционы, КВНы и т.п.

2. ТРУДОВОЕ ВОСПИТАНИЕ

- воспитание отношения к труду как к высшей ценности жизни, развитие потребности в творческом труде;
- воспитание социально-значимой целеустремленности в трудовых отношениях;
- развитие навыков самообслуживания;
- формирование уважительного отношения к материальным ценностям.

Развитию трудовых навыков подчинена работа кружков, дежурство по уборке классных помещений, осенняя уборка территории городского парка, трудовые десанты по уборке территории школы и прилегающих  к ней улиц, работа на пришкольном участке, работа на полях Псково-Печерского монастыря, летняя трудовая четверть.

3. ГРАЖДАНСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

- воспитание уважения к закону;
- развитие гражданской и социальной ответственности;
- воспитание патриотизма на материалах краеведения, истории и традициях школы, жизни знаменитых земляков, выпускников школы.

Идея патриотизма отражается в ряде мероприятий, включенных в "Традиционный календарь". Значимую роль в воспитании патриотизма и гражданственности гимназистов играет военно-патриотический клуб "Рубеж", воспитанниками которого являются наши учащиеся; игра "Зарница"; соревнования по ОБЖ; летние военные сборы старшеклассников. Занимаясь военно-патриотическим и духовно-нравственным воспитанием, необходимо нацеливать учащихся на развитие чувства уважения  к русской армии и желания служить в ней, защищая свое Отечество. Позволяет добиться этой цели совместная работа с Псково-Печерским монастырем, советом ветеранов, воинскими частями.

4. СПОРТИНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ

Данное направление нацелено на:

- развитие потребностей заниматься физкультурой и спортом;
- воспитание потребности в здоровом образе жизни;
- воспитание бережного отношения к окружающей природе, экологическое воспитание;
- развитие навыков гигиены и соблюдение режима дня.

Наряду с традиционными формами спортивно-оздоровительного воспитания (спортивные секции, спартакиады, дни здоровья и т. д.) в гимназии существуют и нестандартные, например, группы здоровья, экскурсии, походы, организация совместного отдыха учителей, учеников, родителей.

Наша концепция предусматривает новое содержание духовно-нравственного воспитания:

- формирование общечеловеческих норм гуманистической морали, развитие культуры общения;
- развитие внутренней свободы, способности к объективной самооценке, чувства собственного достоинства;
- сознание личностной причастности к миру.

Занимаясь духовно-нравственным воспитанием, гимназия сотрудничает с Псково-Печерским монастырем, православным педагогическим обществом. Проводятся традиционные конкурсы рисунков, поделок,  сочинений на темы "От Рождества до Пасхи", конкурс чтецов, рождественские и пасхальные праздники, Православные общеобразовательные традиционные Всероссийские Корнилиевские чтения, общешкольные родительские собрания и т.д.

5. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

Направлено на:

- развитие чувственных мироощущений, потребности в прекрасном;
- развитие способности к художественному мышлению;
- развитие индивидуальных задатков и способностей;
- приобщение к мировой цивилизации.

Выполняя поставленные задачи, в гимназии создан танцевальный ансамбль "Школьные годы"; вокальная группа "Лира"; работают кружки эстетического цикла; проводятся праздники, конкурсы, смотры, выпускается газета "Школьная жизнь".

6. СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Социальное воспитание понимается как создание условий для целенаправленного развития духовно-ценностной ориентации человека. ВОУ действует социально-психологическая служба, которую осуществляет психолог и социальный педагог. В гимназии составлены списки семей всех категорий, трудновоспитуемых подростков и детей группы риска; картотека на уч-ся, стоящих на учете в ПДН и т.д., план работы социального педагога и психолога, проводится родительский лекторий и индивидуальные консультации.

III БЛОК.  ВНЕШКОЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

СВЯЗЬ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Для полноценного прохождения процесса обучения и формирования личности ребенка необходим соответствующий микроклимат между педагогами и учащимися; самими учащимися; ОУ и семьей в целом.

Семья – часть общечеловеческого коллектива, важнейший институт социализации подрастающего поколения.

Школа должна быть ведущей и направляющей организацией по отношению к семье. Она должна определять и направлять воспитательную политику. Семья должна выступать как партнер. Обеспечить это можно, если приобщить родителей к педагогическому процессу, знакомить  с результатами учебно-воспитательного процесса.

Педколлектив ОУ в работе с родителями использует разнообразные формы "День матери", "День пожилого человека", День открытых дверей и т.д.

МИКРОСОЦИУМ

В целях повышения уровня воспитательной работы гимназия сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и учреждениями г. Печоры, а также с представителями общественности.

Формы сотрудничества:

- совместная организация и проведение внеклассных и внешкольных    мероприятий;
- вечера-встречи с интересными людьми;
- консультации;
- шефская и спонсорская помощь школе;

Гимназия сотрудничает с ДДТ, ДШИ, ДЮСШ, краеведческим музеем и районной библиотекой, Советом ветеранов, в/ч,  таможней, горвоенкоматом, КПД, отделом соцзащиты районной администрации.

ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕНИЧЕСКОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать ее, быть творчески активными, инициативными, самостоятельными.

Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей. Только ученическое самоуправление может дать ученику самостоятельное правильное поведение.

Участие в управлении школой – это способ обучения демократии, подготовки их  к жизни.

Во главе ученического самоуправления стоит ученический комитет, сформированный на выборной основе из уч-ся 5 – 11 классов.

Совет дела – другая форма самоуправления. Он создается временно при подготовке определенного мероприятия.

РОЛЬ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ ВОСПИТАНИЯ

Значимость классного руководителя со временем не уменьшается. Сегодня он выполняет 3 функции:

- организовывает деятельность в классе;
- заботится о развитии и здоровье ребенка;
- помогает в решении проблем.

Главное в его деятельности – содействие саморазвитию личности, реализации ее творческого потенциала, социальная защита ребенка.

В работе кл. руководителя следует выделить 3 главных направления:

1. Непосредственное воздействие на ученика;
2. создание воспитывающей среды;
3. Коррекция влияния различных субъектов социальных отношений ребенка.

Классные руководители постоянно совершенствуют свои умения, знания, навыки, овладевают современными методами воспитания детей.

Методическую помощь оказывают: воспитательный центр, методическое объединение классных руководителей, педсоветы, совещания, консультации, кафедры, курсы, общение с учителями других школ, городов.

Воспитательным центром  в 2004/2005 учебном году запланировано разработать три программы:

1. духовно-нравственного воспитания;
2. работы с родителями;
3. работы летнего лагеря.

ЗАДАЧИ ШКОЛЫ

1. Способствовать формированию у учащихся универсальных способов получения и применения информации, являющихся основой познавательной культуры школьника.
2. Работать над развитием творческого мышления учащихся.
3. В процессе обучения и воспитания использовать православно-христианские принципы любви, гармонии и красоты в устроении мира, человека, общества.
4. Создавать в школе условия для самореализации учащихся.
5. Повышать престиж школы.
6. Повысить качество обучения школьников за счет освоения технологий, обеспечивающих успешность самостоятельной работы каждого ученика.
7. Усилить влияние школы на социализацию личности школьника, его адаптацию к новым экономическим условиям, самоопределение в отношении будущей профессии.

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру