Книгохранительницы и библиотеки

Цените библиотеку

Урок 26. Тема: "Александрийская библиотека"

Цель: познакомить детей с одной из древнейших и известнейших библиотек мира.

Оборудование урока: для учащихся - альбомы и карандаши; для учителя - ксерокопии с планом города.

Методические рекомендации: в то время, когда библиотекарь будет рассказывать о библиотеке, дети будут рисовать в альбомах древнюю библиотеку (как они её представляют).

Информация для учителя. В 332 году до н. э. Александр Македонский заложил город Александрию.

Обитаемую часть земли - Ойкумену - древние греки представляли в виде развернутого плаща. И план города, составленный архитектором Динократом Родосским, имеет в основе развернутый плащ - хламиду. К концу античности это был огромный город, его площадь достигла 100 квадратных километров. Население доходило до миллиона человек. Широкие - до 30 метров магистрали  разделяли город на четыре квартала. (Можно  нарисовать план города на доске - так детям будет понятнее). В одном из них были размещены: дворец Птоломеев, театр, храм Посейдона, Мусейон и библиотека.

Возвышение города началось при правлении Птоломея 1 Сотера (Спасителя), военачальника Александра Македонского. После распада империи Македонского возникли эллинистические государства, во главе которых стали военачальники.

Египет - наиболее богатая и удобная часть территории досталась Птоломею, который царствовал здесь свыше сорока лет.

Он активно начал насаждать в Александрии греческую культуру, стремясь превратить столицу в культурный центр, приглашая ко двору поэтов, ученых, знаменитых врачей, математиков и астрономов. Специально для библиотеки Птоломей купил библиотеку Аристотеля (пояснить детям: кто такой Аристотель). Птолемей же заказал перевод на греческий язык пятикнижия - Ветхого Завета, и 70 ученых занимались  переводом.

Александрийский храм муз представлял собой замечательный архитектурный ансамбль с университетом, обсерваторией, ботаническим садом, зоопарком и библиотекой Учащихся было несколько сотен, а учителей около ста. Здесь были залы для лекций, общий зал и трапезная. В распоряжении учащихся и преподавателей были все книги библиотеки. Сокровища библиотеки накапливались во времена Птоломеев. Птоломей, например, посылал послов, которые добывали наиболее ценные сочинения по всем отраслям знания. Ко времени знаменитого библиографа Каллимаха в библиотеке насчитывалось до 400 тысяч свитков. В библиотеке было все, что создала греческая цивилизация: произведения поэтов, историков, ораторов, врачей, математиков. Ученые могли читать любую литературу - эпическую, лирическую, драматическую, философскую, географическую. Были и иностранные авторы - римские, египетские, еврейские, сирийские, индийские. По форме книги были самые разнообразные: свитки, кодексы, пальмовые листья. По содержанию книги были тоже разнообразны. Разнородны были рукописи и по степени древности, и по своей редкости. Ценились белизна, тонкость и плотность папируса, его полировка. Сама библиотека состояла из нескольких апартаментов. Свитки хранились в шкафах с горизонтальными полками. Залы, где располагались книжные шкафы, обычно украшали статуями великих писателей и ученых. К этим залам примыкали помещения, в которых рукописи переписывали и приводили в порядок. Здесь же были комнаты для помощников главного библиотекаря.

Вот первые библиотекари Александрийской библиотеки – филолог Зенодот, ученый - поэт Аполлоний Родосский, ученый Эратосфен, филолог Аристофан Византийский, Каллимах. Поэт и ученый Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений по истории, грамматике, поэзии, гимн "К Зевсу". И составил библиографический труд – "Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания". Каллимаха называют отцом библиографии. 0 каждом авторе давались краткие биографические сведения, произведения, написанные этим автором. Составил Каллимах и "Указатель авторов драматических произведений". Статьи об авторах располагаются здесь  в хронологическом порядке в зависимости от даты постановки первого произведения. Работу Каллимаха продолжил сотрудник библиотеки Аристофан Византийский. Он создал труд "К Таблицам Каллимаха", в который внес дополнения.

Здесь хорошо было бы показать библиографические словари о писателях, чтобы детям было понятно, как составляются "таблицы" о тех, кто прославился. Свыше сорока лет стоял во главе библиотеки крупный учений того времени - Эратосфен. Он заложил основы географии, ввел в обиход сам термин "география", одним из первых вычислил окружность Земли, разработал метод построения географической карты (в изд-ве "Слово" вышла книга "Географические карты") и сам составил карту мира. Занимался этот ученый историей, математикой и разработал современный календарь, который по имени Юлия Цезаря называется  юлианским.

Главные библиотекари имели помощников, обязанности которых были строго определены. Одни вели учет новым рукописям, другие занимались разбором манускриптов (напомнить детям, что такое манускрипт – "манус"-"рука", "скрибо"-"пишу" (лат.)), третьи снимали копии с сочинений, которые нельзя было купить.

В Мусейон, ставший основным научным центром эллинистического мира, первым Птоломеям удалось привлечь весь цвет науки и поэзии того времени. Здесь Гиппарх - один из величайших астрономов древнего мира - составил первый  каталог звездного неба, усовершенствовал методику расчета движения Солнца и Луны. Здесь в Мусейоне, в анатомическом кабинете работал первый преподаватель медицины. Герофил Халкедонский.

Аристарх Самосский пришел к выводу, что "Земля - это планета, которая, как и другие планеты, вращается вокруг Солнца , она совершает этот оборот за один год". Этот ученый был приглашен в Александрию за свои выдающиеся труды.

В Александрии жил и Евклид, он основал здесь математическую школу.

Архимед тоже совершил свое путешествие в Александрию, чтобы углубить свои знания по математике.

Но следует помнить, что за возможность жить и работать в Александрии выдающиеся люди платили высокую цену. Все, кто там жили, должны были всячески восхвалять царя, его могущество, его щедрость.

Существует предание, связанное с нашествием на Египет арабов: халиф Омар дал повеление своему полководцу сжечь Александрийскую библиотеку. И приводятся его слова: "Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. Поэтому и в том и в другом случае их надо сжечь". Легенда утверждает, что 4000 александрийских бань отапливались рукописями творений древних авторов. Но ни один из авторов – современников завоевания арабами Египта – ничего не сообщают о сожжении ими библиотеки.

По другой версии Александрийская библиотека сгорела в 273 году н. э., во время войны, которую вел Рим против царицы Пальмиры Зиновии. После пожара библиотеку в какой-то мере удалось спасти.

Урок 27. Тема: "Византийские библиотеки"

Цель: познакомить детей с историей Византийской империи, от которой русские приняли крещение в православную веру, иконы и священные книги.

Оборудование урока: для учащихся - карандаши и альбомы.

Методические рекомендации: библиотекарь рассказывает о византийских библиотеках, дети рисуют в альбомах "византийские" крепости, дворцы, книгохранилища по своему представлению.

Информация для учителя. В 660 году до н. э. знатный мореход и умелый полководец Визант основал на европейском берегу Босфора город и назвал его своим именем - Византий. Но в 325 году н. э. император Константин решил перенести столицу империи из Рима на границу Европы и Азии. Его выбор пал на город Византий. На его месте и возник "город Константина" - Константинополь. Для строительства города были доставлены известные архитекторы, скульпторы, каменотесы, плотники. Для украшения новой столицы ограбили старую - из Рима вывезли огромное количество статуй. Почти все крупные города империи вынуждены были отдать свои прекрасные скульптуры. В 395 году римский император Феодосии Великий разделил империю между сыновьями - Гонорий получил Запад и Рим, Аркадий - Восток и Константинополь, который и стал столицей Византии. В правление императора Юстиниана столица украсилась новыми дворцами, гаванями, банями, заново был отстроен Большой дворец. По его приказу был построен храм святой Софии – величайшее творение византийского зодчества VI века. "Этот храм представлял чудесное зрелище - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем – совершенно невероятным. В высоту он поднимается будто до неба, и, как корабль на высоких волнах моря, выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его и, как составная его часть, сам украшается им. Несказанной красотой славился он".

Константинополь был центром политической власти, образования и культуры. Здесь пребывал двор императора, государственные учреждения, патриаршая канцелярия, здесь были лучшие ученые, писатели, художники, ювелиры. Довольно хорошо было поставлено образование - не только начальное, элементарное, но и высшее. В университете преподавали греческую и латинскую грамматику, греческое и латинское красноречие, право и философию. Открытие университета состоялось в 425 году по указу Феодосия II. Естественно, что в культурной жизни империи первостепенное значение имела книга. Официально признав христианство, сам император Константин распорядился изготовить 50 экземпляров Библии. Необходимы были книги и светского содержания. Развитие математики, астрономии, алхимии и других наук требовало к себе внимание. В новую столицу переехало значительное количество образованнейших людей, проживавших ранее в Риме. Естественно, что они при переезде забирали с собой свои библиотеки.

Вместе с возникновением Константинополя возникли мастерские письма и скриптории. Именно в это время на смену свитку пришел кодекс. Этот переход к новой форме рукописной книги отразился на приемах работы переписчиков. Античные каллиграфы не пользовались столами, они трудились, положив папирус на колени, а для удобства ставили под ноги маленькую скамеечку. Скриптории различных монастырей, учебных заведений, государственные и частные мастерские письма из века в век накапливали книжные сокровища, сохраняла и приумножали духовные богатства, распространяли и не только в столице, но и во всей империи и в соседних государствах. Лихачев Д.С. писал: "Византийская рукописная книга по совершенству своего художественного оформления по красоте букв в тексте, по изяществу переплета может рассматриваться как одно из замечательных явлений средневекового искусства". Примечательная черта константинопольских манускриптов - гармоническая связь изображения, декора и текста. Цвет пергамента, оттенок железистых чернил, краски миниатюр, блеск золота - все учитывалось мастерами.

Характерно, что государственный скрипторий и императорская библиотека стали на протяжении веков центральными научными учреждениями столицы. Эти два заведения были тесно связаны между собой. Скрипторий работал для пополнения фондов библиотеки, в самой же библиотеке хранились образцы для копирования и перевода. Заметим, что книжное дело в Константинополе знало периоды подъема и упадка, не обходилось и без массового уничтожения библиотек и книжных сокровищ. Согласно легенде, император Лев III сжег здание высшей школы вместе с учителями и книгами. Произошло это в 726 году.

Что же касается императорской библиотеки, то точных данных о её местонахождении нет. Возможно, книги находились в покоях императора, в дворцовых кладовых, в храмах. В одном из документов указывается, что основная часть находилась в каменной лоджии неподалеку от входа во дворец. Вдоль стен лоджии шли каменные скамьи, а столами служили плиты, положенные на невысокие подставки, столы примыкали один к другому. Располагались книги в шкафах, в специальных ящиках, в сосудах. Государевы покои, стены которых были покрыты мозаикой и фресками, не заставляли мебелью, - шкафы устраивались в стенных нишах.

Были в Константинополе и публичная и патриаршая библиотеки, но первенство и по количеству выпускаемых книг, и по их высокому качеству, и по культурному влиянию на многие страны по праву занимал Студийский монастырь. Основал его еще в V веке римский патриций Роман Студион. Все рукописи Студийского монастыря - пергаментные, писчий материал очень высокого качества вырабатывался в монастыре. Рядом с большим скрипторием помещалась библиотека, в которой монахам надлежало проводить праздничные дни. Игумен монастыря Феодор Студит (759-826), один из образованнейших людей своего времени, ввел строгий устав, в нем среди прочих наставлений указаны и правила поведения писца и обязанности книгохранителя.

Какие правила были записаны в уставе, по вашему мнению?

"Должно знать, что в те дни, в которые мы свободны от телесных дел, ударяет книгохранитель в дерево (било, повешенная доска) однажды, и собирается братия в книгохранительную палату, и берет каждый книгу и читает до вечера. Перед клепанием же к светильничному ударяет опять однажды книжный приставник, и все приходят и возвращают книги по записи".

Для нас важно, что устав этого монастыря оказал большое влияние на наше библиотечное дело. В 1062 году игумен Киево-Печерского монастыря Феодосии направил своего представителя в Студийский монастырь, чтобы списать устав. И устав этот благополучно распространился по русским монастырям.


Урок 28. Тема: "Древнерусские книгохранительницы"

Цель: познакомить детей с древними русскими библиотеками, как они собирались и хранились.

Оборудование урока: для учащихся: карандаши и альбомы.

Методические рекомендации: в то время как учитель или библиотекарь рассказывает о русских библиотеках , дети могут рисовать в своих альбомах древнюю библиотек на Руси (как они себе её представляют).

Рисовать библиотеку снаружи и внутри. Кто как захочет. Напомните детям, что часто библиотеки были при храмах и монастырях.

Информация для учителя. В Древней Руси издавна знали, любили, создавали и очень бережно хранили книги, считая, что "свет дневной есть слово книжное". Древняя Русь оставила нам множество рукописных и печатных произведений, которые рассказывают нам, как жили наши далекие предки , о чем думали, что умели делать, какого уровня достигли у них наука, искусство, литература и сама книга.

Вершины своего могущества Киевское государство достигло во времена правления князя Владимира и его сына Ярослава Мудрого. При князе Владимире было введено христианство на Руси, что имело огромное значение для нашей страны.

А какое именно? Что мы получили, приняв православную веру?

Укрепление единства государства, подъем культуры, расширение политических и культурных связей с другими странами. Дело князя Владимира продолжил его сын Ярослав Мудрый. Именно при нем возникло русское монашество, появились русские монастыри, которые играли роль не только религиозных центров, но и  своего рода академии наук и университетов. Здесь писались трактаты на самые различные темы, воспитывалось новое поколение  образованных людей. В период правления Ярослава Мудрого Киевская Русь превратилась в могущественную феодальную державу. Еще больше возросло значение Киева. Расцвели ремесла, торговля, появились художественные школы. Об уровне культуры того времени можно судить по Киевской Софии - самом величественном и роскошном храме XI века. Этот храм - символ могущества и силы первого древнерусского государства. В храме проходили торжественные церемонии, приемы иностранных послов, велось летописание, здесь возникла первая крупная библиотека. На территории Софийского заповедника у входа стоит памятник Ярославу Мудрому. Он держит в руках книгу с текстом из "Повести временных лет": "В лето 1037 заложил Ярослав град великий, у этого же града Златые ворота. Заложил и церковь святой Софии. И к книгам прилежал, читая их часто и ночью и днем. И собрал писцов многих, и переводили они с греческого на славянский язык, и списали книг множество, ими же поучаются верные люди. Ярослав же, книги многие написав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам".

Пристрастие к книгам возникло у Ярослава Мудрого еще в детстве. Ведь его отец князь Владимир "любил словеса книжные", владел библиотекой, эту любовь он и передал сыну, который в связи с хромотой не мог предаваться детским забавам, Ярославу исполнилось четыре года, когда к нему приставили учителей греческих, болгарских, варяжских, латинских.

В летописной статье 1037 года: "Ярослав же, книги многие написав, положил в Софию".

Значит, книг было много? Из каких стран их привозили? Кто их переписывал, переводил на русский язык? В каком месте находился скрипторий и переплетная? Да и что переводили? И что переписывали?

По некоторым документам киевские книжники привозили очень много книг из Болгарии и Греции. Это были хроники, исторические повести, сборники изречений, естественнонаучные сочинения, философские и научные трактаты. Именно здесь были разработаны основы сборника законов Древнерусского государства – "Русская правда", "Церковный устав", поучения и "Слова". Именно в Софийском соборе по поручению Ярослава Мудрого начали писать летопись.

А где еще была крупная библиотека в Киевской Руси? Только ли в Киеве?

Крупнейшим культурным центром был Новгород Великий. Именно здесь сохранилась первая датированная рукописная книга - Остромирово Евангелие. Новгород столетиями накапливал и сохранял древнейшие памятники русской письменности. Как правило, находились они в Софийском соборе Новгорода. В Софийскую библиотеку приезжали монахи, чтобы переписывать книги.

А для чего надо было их переписывать? Как выглядела эта библиотека?

Как правило, книги держали в алтаре собора, а наиболее ценные и ветхие в диаконнике. На "полатях", хорах размещалась юридическая часть библиотеки, обетные вклады, дары и пожалования отдельных лиц, летописи и храмовые описи. Судьба библиотеки Новгорода оказалась более счастливой, чем Софии Киевской. Большая часть фонда дошла до наших дней. Значение древних русских библиотек, которые были и просветительными учреждениями, и книжными мастерскими, и "книгохранительницами" огромно: они сберегли, сохранили для нас ценнейшие памятники старины.

Что же читали наши предки? Конечно же, богослужебные книги, "Жития святых", исторические повести. Широко были распространены апокрифы - полурелигиозные, полулегендарные, не признанные официальной церковью произведения: повести, романы, исторические хроники. Само слово "апокриф" означает "тайный", "сокровенный".

Похвала учению книжному

В год 6545 (1037) заложил Ярослав город большой, у которого сейчас Золотые ворота, заложил и церковь святой Софии, митрополию, и затем церковь святой Богородицы Благовещения на Золотых воротах, затем монастырь святого Георгия и святой Ирины. При нем начала вера христианская плодиться и распространяться, и черноризцы стали множиться, и монастыри появляться. Любил Ярослав церковные уставы, попов очень жаловал, особенно же черноризцев, и к книгам проявлял усердие, часто читая их и ночью и днем. И собрал книгописцев множество, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг, по которым верующие люди учатся и наслаждаются учением божественным. Как бывает, что один землю распашет, другой же засеет, а третьи пожинают и едят пищу неоскудевающую, так и здесь. Отец ведь его Владимир землю вспахал и размягчил, то есть крещением просветил. Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей, а мы пожинаем, учение получая книжное.

Велика ведь бывает польза от учения книжного; книги наставляют и научают нас пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных. Это - реки, напояющие вселенную, это источники мудрости, в книгах  неизмеримая глубина; ими мы в печали утешаемся; они - узда воздержания.

Ярослав же этот, как мы сказали, любил книги и, много их переписав, положил в церкви святой Софии, которую создал сам. Украсил он ее золотом, серебром и сосудами церковными, в ней возносят к Богу положенные молитвы в назначенное время. И другие церкви ставил он по городам и иным местам, поставляя попов и давая им из своей казны плату, веля им учить людей, потому что это поручено им Богом, и посещать часто церкви. И увеличилось число пресвитеров и людей крещеных. И радовался Ярослав, видя множество церквей и людей крещеных, а враг сетовал на это, побеждаемый новыми людьми крещеными.

Загадка-путаница. XIV век. Древняя Русь. Троице-Сергиева лавра. Преподобный Сергий сам пишет устав для монахов на пергамене. И каждый день работает библиотекарем в библиотеке. Выдает книги всем, кто придет к нему. Библиотека монастыря находится в алтаре Троицкого храма. Тут же в храме находится и скрипторий, где монахи переписывают книги. Книг в библиотеке много. Их покупают в Москве.

 

Книги для детей:

1. Брукфильд К. Письменность.– М.: Слово, 2001.– 64 с.
2. Осетров Е.И. Золотой ключ: Этюды о книгах и книжниках.– М.: Книга, 1977.– 70 с.
3. Калашников В. Сожженные книги. Утраченные знания. / Ларец Клио, 2003, №4, с. 14-15
4. Шишова И., Нейхардт А. Семь чудес света.– Петрозаводск: БНП, 1997.– 120 с.
5. Иванов С. Византия.– М.: Слово, 2001.– 47 с.


Книги для педагога:

1. Глухов А.Г. Мировая художественная культура. У очага русской письменности от Ярослава Мудрого до Андрея Боголюбского. Вып. 1.– М.: Международный союз книголюбов, 2001.– 158 с.
2. Глухов А.Г. Судьбы древних библиотек.– М.: ТОО "Либерия", 1992.– 160 с.
 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру