Миниатюра в книге

Миниатюра в книге

Уроки по культуре работы с книгой

Урок 17. Тема: "Миниатюра в книге"

Цель: объяснить детям, когда появилась книжная миниатюра, кто её рисовал, какие краски использовали, чтобы дети отличали древнюю миниатюру от современной иллюстрации.

Оборудование урока: для учащихся: цветные карандаши и альбом; для учителя - "Русская Библия" архимандрита Иннокентия Просвирнина. Любая книга с древними миниатюрами. Ксерокопии миниатюр для детей.

Методические рекомендации: написать на доске - фр. сл. "miniatus" - раскрашенный, лат. сл. "minium" - сурик, киноварь (красная краска).

Информация для учителя. Слово "миниатюра" обозначает картинку в книге, сделанную от руки разноцветными красками. Слово это заимствовано из французского языка. А французы переняли это слово у итальянцев.

Глагол "miniare" от "minium" (сурик). Картинки с красной краской называли "миниатюрами". Это все можно написать на доске, чтобы дети записали к себе в тетрадки. И раздать ксерокопии, чтобы дети их раскрашивали. Начните с икон.

Главным видом живописного искусства в Византии и на Руси была иконопись. Миниатюра находилась в зависимости от иконописи. Иного стиля живописи на Руси долгое время просто не было. Общие изменения в русской миниатюре состоят из частичного византийского искусства и западного (немецкого). На миниатюре  изображался горный пейзаж с редкой растительностью. Здания на русских иконах изображались почти такими же, как на византийских иконах и в миниатюрах. Русская миниатюра до середины XV века носила иконописный характер. Со второй половины XV века на иностранных миниатюрах здания рисуют с натуры. Русские мастера используют тот же метод. В средневековой письменности, в том числе и в древнерусской, глубина текста подчеркивалась оформлением книги - миниатюрами и орнаментом. Старинный термин "лицевые" рукописи или рукописи в "лицах" появился в XVII веке. Так было принято обозначать книги с миниатюрами, причем с такими, куда входили человеческие изображения – "лики".

Миниатюры назывались по сюжетам. Так, Епифаний Премудрый около 1415 года упоминает "церковь Софийскую цареградскую, написану... книзе во Евангелии". По дальнейшему рассказу Епифания было так: однажды Феофан Грек "взем кисть и лист" и написал изображение храма. Этот лист копировали многие московские художники, вероятно, в качестве обрамления для миниатюр. Не было специального названия и для художников, исполнявших миниатюры в книгах. Это были "зографы","изографы", а миниатюру Феофана Грека копировали в Москве якобы "иконописцы".

В этом месте можно напомнить детям, что Феофан Грек - иконописец из Византии, много работал в Москве и в Новгороде Великом. В Москве расписывал церковь Благовещения вместе с Андреем Рублевым. После великого пожара в Москве в 1547 году из Новгорода были вызваны мастера митрополитом Макарием для восстановления фресок, икон. При Иване Грозном во второй половине XVI века миниатюристы работали над "Лицевым летописным сводом" - многотомной лицевой летописью.

Какие краски употреблялись на Руси? Из чего их делали?

Употребление красок менялось по эпохам. В эпоху пергаменных рукописей миниатюры сильно грунтовались белилом (свинцовым) и на белило же мешались краски, которые накладывались сильными мазками, что давало эффект пластичности. Эта византийская техника миниатюры исчезла в эпоху бумажных рукописей. Бумага допускала более легкую технику акварельного характера. В XVII веке краски немногочисленны и просты, т.е. являются по большей части лишь в основных, несмешанных цветах. Во второй половине XVII века в более роскошных рукописях наряду с красками иногда в излишестве встречаются золото и серебро. Распространены были три краски: желтая, красная и зеленая.

Рисунок фигур, обыкновенно скрытых одеждами, в эпоху пергаменных рукописей, т.е. в эпоху господства византийского стиля, носит скульптурный характер: резкими контрастами светлых и темных тонов обозначаются наибольшие выпуклости и впадины, складки одежд крупные и прямые.

Урок 18. Тема: "Русский лубок"

Цель: рассказать детям о творчестве русских мастеров, о лубке, о его связи с книгой.

Оборудование урока: для учащихся - цветные карандаши и альбомы; для учителя - ксерокопии с рисунками, которые дети смогут раскрасить. Альбом, в котором есть красивые картинки - лубки.

Методические рекомендации: записать название урока в тетрадках. Раздать каждому ребенку по ксерокопии лубков. Во время рассказа об истории лубка, дети могут раскрашивать "свои" лубки.

Информация для учителя. С середины XVII века на Руси впервые появились печатные картинки, называемые "фряжскими" (иностранными). Затем эти картинки называли "потешными листами", во второй половине XIX века их стали называть лубками. Способ изготовления придумали в Китае в VIII веке. Рисунок делали на бумаге, потом его переводили на гладкую доску и специальными резцами углубляли места, которые должны остаться белыми. Все изображение состояло из стеночек. Работа была трудная, одна маленькая ошибка – и приходилось начинать все сначала. Потом доску зажимали в печатном станке, похожем на пресс, специальным валиком наносили черную краску на стеночки. Осторожно сверху клали лист бумаги и прижимали его. Оттиск был готов. Осталось просушить и раскрасить красками. Лубки делались разных размеров. Из Китая технология лубка перешла в Западную Европу в XV веке. И в середине XVII века в Россию. Завезли лубки иностранцы, чтобы дарить. А кто-то из иноземцев сделал станок для показа. Лубки очень полюбились в России. Во-первых, в них пересказывалась история, география, печатались литературные произведения, азбуки, учебники по арифметике, священное писание. И все это делалось картинками. Иногда много картинок располагалось ярусами. Иногда были тексты на лубках. Во-вторых, лубки служили украшением. Русские мастера придали лубку радостный характер.

XVII-ХVIII вв. - это эпоха реформ Петра I, которые не всем нравились. Светский лубок был откровенным орудием политической борьбы. Противники реформ Петра I печатают лубки, на которых изображен кот с красными вытаращенными глазами, так рисовали портрет Петра I. "Кот Казанский". Лубок "Мыши кота погребают" появился после смерти императора. Принципиально новым в лубке был смех. Это отличает его от официального искусства XVIII века. Главная задача лубка - украсить дом. Были и сатирические лубки. Петр I издавал указы о запрещении сатирических лубков. Но только после смерти императора лубок потерял политическую остроту. Он приобрел сказочно-декоративный характер. Появились богатыри, актеры балагана, шуты, реальные и фантастические звери, птицы. Героями картинок стали сказочные персонажи: шуты Савоська и Парамошка, Фома и Ерема, Иван- царевич, Бова-королевич, Илья Муромец. Лубок стал красочней, ведь он украшал избы крестьян. Картинки раскрашивали свободно. Цвет клали декоративными пятнами вразброс. Вначале красный цвет, самый яркий и плотный (гуашь или темпера). Другие краски прозрачней.

Какие краски любили на Руси? (Красный, малиновый, голубой, зеленый, желтый, иногда черный). Красили так, чтобы сочетание было резким. Высокое качество рисунка говорило, что вначале  лубки рисовали профессиональные художники, которые при Петре I остались без работы. А уже потом присоединились резчики пряничных досок и другие городские ремесленники. Сюжеты настенных росписей и изразцов (а что такое - изразец?) "переселились" в гравюру тогда, когда народное архитектурное творчество было приостановлено, а любовь к настенной росписи и деревянной резьбе еще не иссякла. Была целая серия портретов, а точнее изображений былинных и литературных персонажей: Ильи Муромца, Алеши Поповича, Соловья-разбойника, лица храбрых витязей и их королевен. Такие портреты были популярны в народе. А причина заключалась в их художественных качествах. Нарисованы ярко, празднично, Лица приятные, фигуры стройные, в красивых одеждах. В лубках-портретах воплотились глубоко народные эстетические идеалы, воплотилось понимание достоинства и красоты человека. Лубок воспитывал художественный вкус людей. И заимствовал все лучшее из других искусств.

Как делали лубки?

Гравер делал основу для картинки - доску и отдавал заводчику. Тот покупал доски, готовые  к оттискам, а оттиски отправлял на раскраску. Под Москвой в селе Измайлово жили лубочники, делавшие гравюры на дереве и меди. Женщины и дети занимались раскраской лубков.

Как делали краски, из каких материалов?

Варили сандал с добавкой квасцов, получалась малиновая краска. Акцент делали на яркий красный или вишневый цвет. Использовали лазурит для голубой краски. Варили краски из листьев и коры деревьев.

Каждая мастерица раскрашивала по-своему. Но все учились друг у друга, и лучшие приемы использовали в своей работе. Любая тема освещалась в лубке с предельной глубиной и широтой. Например, на четырех полных листах повествовалось о нашей Земле. Где, какие народы живут. Много текста и много картинок. Лубки были про отдельные города, про разные события. Например, поймали в Белом море кита, и на большом листе нарисован кит. Или как мужчина выбирает невесту, или модные наряды, или "Азбуки".

Лубок - это название, возможно, происходит от площади Лубянка, на которой был торг лубяными изделиями. На углу Рождественского бульвара сохранилась церковь "Успения в печатниках". В старину жили вокруг церкви мастера типографского дела - печатники. Недалеко - другая церковь "Троица в листах". Около её ограды по праздничным дням продавали занимательные и яркие картинки.

А может быть, это название происходит от слова "луб" - лубяной, т.е. деревянный. Рисунки вырезали на деревянных досках. Продавали эти картинки и разносили их по всей земле русской офени (коробейники), которые хранили свой товар в лубяных коробах. Дорожили лубками очень. В поэме Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" рассказывается, как у крестьянина изба горела, а он первое, что вынес – картинки. В лубке никогда не было горя или плача. Он только радовал и веселил, да иногда обличал, но это делал с большим юмором и достоинством. Лубок вселял в людей веру в себя, в свои силы. Разносчиков лубков - офеней ждали повсюду. Детишкам они несли картинки с буквами, девицам картинки с модной одеждой, про любовь, а мужчинам - что-нибудь политическое. Покажет офеня такую картинку, да расскажет, что нового произошло в стране. Вот за эти картинки и досталось и офеням, и издателям. В XIX веке Москва была главной поставщицей лубков. Вот урядники других городов и писали в Москву начальству про политические лубки.

1850 год. Однажды ночью отрады полицейских прошли по всем уголкам Москвы. Печатников обыскивали, сваливали все деревянные заготовки и сжигали, а хозяев заставляли давать обязательства, что они никогда больше не будут заниматься лубками.

Книги для педагога:

1. Иванов Е.П. Русские народные картинки.– М.: Изогиз, 1937.– 145 с.
2. Ровинский Д. Русские народные картинки.– С.-П.: Тропа Троянова, 2002.– 341 с.
3. Русский рисованный лубок конца XVIII – начала XX века.– М.: Русская книга, 1992.– 255 с.
4. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебн. пособие.– М.: АСПЕКТ Пресс, 2000.– 320 с.
5. Материалы и техника византийской рукописной книги.– М.: ИНДРИК, 2003.– 320 с., ил.
6. Смирнова Е.С. Лицевые рукописи Великого Новгорода XV века.– М.: Наука, 1994.– 479 с.
7. Щепкин В.Н. Русская палеография.– М.: АСПЕКТ Пресс, 1999.– 270 с.

Книги для детей:

1. Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
2. Сокольникова Н.М. Краткий словарь художественных терминов. 5-8 кл. ч. 4.– М.: Моск. учебники, 1998.– 79 с.

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру