Орнамент в книге

Орнамент в книге

Уроки по культуре работы с книгой

Урок 13. Тема: "Орнамент"

Цель: рассказать детям о книжном орнаменте, который пришел к нам на Русь из Византии вместе с книгами и иконами.

Оборудование урока: для учащихся - цветные карандаши и тетради, ручки; для учителя - книги с византийскими орнаментами и заставками, ксерокопии для раскрашивания.

Методические рекомендации: записать тему урока, раздать ксерокопии для раскрашивания. Рассказать и показать византийские орнаменты и заставки. А пока Вы рассказываете, дети работают с ксерокопиями.

Информация для учителя.  Орнамент состоит из повторений рисунка и имеет раму. Повторяющиеся художественные элементы, называются в орнаменте "мотивами". Простейшими мотивами являются черточки, ромбы, крест, крест в ромбе, угол, треугольник, четырехугольник.

У южных славян и в России вместе с христианством и письменностью распространилось византийское искусство, в том числе и орнамент. Орнаменты рукописей делятся на заставки и инициалы. Заставка (слово "заставица") есть украшение, стоящее в ширину страницы перед началом крупного отдела текста. Заставка еще в древнюю пору служила нередко рамою для вписанного заглавия. В русских рукописях появляются заставки-рамки, занявшие всю поверхность заглавного листа. Существуют украшения, стоящие в конце отдела - концовки. Византийский орнамент имеет одну отличительную особенность: рамы его состоят из основных архитектурных мотивов, т. е. простейших геометрических форм, которые содержались в поздней античной архитектуре: прямоугольники, арки, круги, треугольники. (Попросите детей зарисовать в тетрадях или альбомах все эти формы).

Византийские заставки бывают малые и большие. Малые заставки были получены Византией от каллиграфии позднего античного периода и состояли из простейших природных и геометрических мотивов: волнистая травка, змейка, зигзаг, мелкие полукружия, уголки. Рама малых заставок - узкая прямоугольная полоска. Большие заставки возникли в самой Византии. По концам заставки могут ставиться : листок, почка, цветок, веточка. Иногда по сторонам заставки ставятся более крупные ветки. В самой заставке помещались иногда живописные изображения: лик Христа в круговой раме. Чаще помещались изображения животных: две птицы по сторонам сосуда. В роскошных рукописях с большими заставками фон был золотой. Господствовали краски: белая, голубая, розовая и зеленые листья.

Когда византийский орнамент вместе с установлением письменности переходил к славянам, в крупных славянских центрах возникли довольно точные подражания византийскому стилю. Но надолго у всей массы славянских писцов и рисовальщиков ни основной принцип византийского орнамента, ни его высокая техника не могли удержаться. Народные мастера упрощали произведения византийского стиля, примешивали к нему народно-фантастичекие мотивы. Орнамент стали называть варварским.

Урок 14. Тема: "Растительный орнамент"

Цель:  рассказать детям о природном орнаменте, состоящем из трав, листьев и цветов.

Оборудование урока: для учащихся - цветные карандаши и альбомы; для учителя - ксерокопии (растительный орнамент).

Методические рекомендации: записать в тетради название урока. Раздать ксерокопии детям, чтобыорнамента), из которого состояли первые образцы орнамента. они их раскрашивали. Нарисовать на доске крин (элемент растительного

Информация для учителя. После падения Византии в 1453 году Русь становится  православным центром христианского мира и утверждает "Москва - третий Рим". Снова обращаются к византийским мотивам. Используется растительный орнамент русского, итальянского, французского происхождения. Изображение цветов, листьев, стеблей, плодов. Орнамент XVI-XVII в.в. цветной или травной, более реалистичное изображение трав и цветов.

Растительный элемент - ветка - деленный пополам трех лепестковый цветок - крин. Крин возник в искусстве Двуречья. Возможно, олицетворял жизнь. Крин был в основе орнамента книжного, на предметах из дерева, на изделиях с чернью.

Большинство композиций, составляющих основу растительного орнамента Древней Руси, имеют строгое равенство правой и левой половин (зеркальная симметрия).

Бордюр – лента, состоящая из фигур, вытянутых вдоль одной прямой или бесконечный побег, образованный ветвями-полукринами. Бегунок, виноградная лоза, любое вьющееся растение служило художнику моделью.

Памятниками искусства, которые послужили примерами растительного орнамента Древней Руси, связаны с жизнью верхушки общества. Драгоценные ювелирные изделия, книги, росписи и резьба княжеских храмов и хором.

Пришло все это из Византии X-XI вв.: византийское серебро, церковная и светская утварь, костяные ларцы, изделия с эмалью.

Растительный орнамент появился не на пустом месте. Культ древа древнейший у всех народов. В языческую пору у славян занимал важное место в мировоззрении и ритуалах. Растительные мотивы широко представлены в искусстве кочевых народов Восточной Европы и Сибири еще до образования древнерусского государства.

Урок 15. Тема: "Геометрический орнамент"

Цель: обратить внимание на геометрические рисунки, детали фигур, из которых состоит орнамент.

Оборудование урока:  для учащихся: цветные карандаши и альбомы; для учителя - ксерокопии (геометрический орнамент).

Методические рекомендации: записать название урока в тетрадках. Раздать ксерокопии детям, чтобы они их раскрашивали. А Вы расскажите об орнаменте.

Для начала спросите у детей, из каких элементов состоят геометрические фигуры? Как из геометрических фигур можно составить орнамент?

Информация для учителя. Отрезки прямой линии, изогнутой линии, треугольники, квадраты, прямоугольники, ромбы. Многоугольники, круги, овалы, спирали, звезды, розетки, кресты. Линейки, зигзаги, цепи, ленты, волны, меандры. Плетенки.

В старовизантийском орнаменте заставки чаще геометрической формы: прямоугольники, арки. Круги, ромбы, треугольники. Из этих фигур состоит каркас заставки, а на них стилизованные растения, стебли, цветы, листья. Вокруг заставки располагались растения, звери, птицы.

Инициалы (буквицы) – композиции из геометрических и стилизованных лиственных мотивов.

Белые цветки, заключенные в окружность, треугольник и сердечки – так оформляли византийские рукописи.

Геометрический орнамент связан с такими работами, как вязание, плетение, вышивка, ткачество. Общие для геометрических орнаментов мотивы: круг. Крест, треугольник.

Урок 16. Тема: "Плетеный орнамент"

Цель: обратить внимание  детей именно на этот орнамент.

Оборудование урока: для учащихся - цветные карандаши и альбом; для учителя - ксерокопии (плетеный орнамент и инициалы  звериного стиля).

Методические рекомендации: раздать детям ксерокопии. А пока дети раскрашивают их, расскажите о плетеном и зверином орнаменте.

Информация для учителя. Новый орнамент  в русских книгах пришел к нам из Болгарии. Орнамент включает в себя тесно переплетенные между собой жгуты или ремни. Сложное плетение жгутообразного вида, перетянутое во многих местах узлами. В основном так рисовали заставки: круги повторяются и связываются узорной вязью и узлами, Инициалы многоцветные.

Плетеный орнамент "балканского типа". Это переплетение окружностей, восьмерок, прямоугольников и квадратов. Строгая симметрия. "Балканский орнамент" пришел на Русь в XV веке, когда велась война турок за Балканский полуостров. Многие художники и писцы уехали на Русь. К концу века в придворных мастерских Москвы выработался вариант роскошного "балканского" орнамента с многоцветной раскраской. И много золота.

В книжном орнаменте XIII – XIV веков появился "чудовищный" стиль. Греческое слово "тератос" - чудовище. Тесное сплетение лент, завершающееся змеиными головами. Ноги, языки, головы, хвосты, крылья животных опутываются ленточными плетениями. Сходный орнамент известен у балканских славян, в Скандинавии, Ирландии и на многих  произведениях романского стиля из разных областей Европы. В основе этого стилистического единства лежит общность происхождения от звериного орнамента европейских варваров эпохи переселения народов. Это искусство возникло в обстановке крупнейших передвижений, когда значительную роль играли контакты европейских варваров с кочевниками евразийских степей. Скандинавский звериный орнамент отличается от древнерусского угловатыми контурами фигур. На Руси – округлые.

Наиболее популярен в древнерусском прикладном искусстве образ хищного зверя. В отдельных случаях можно говорить об определенном стремлении передать образ льва, который часто упоминается в древнерусских письменных источниках – зверя храброго и сильного, царя зверей.

Важную роль в древнерусском искусстве играют образы животных реальных и фантастических. Ими украшали храмы городов Владимира и Суздаля Ювелирные изделия: браслеты и обручи. В книжном ремесле, начиная с Остромирова Евангелия.

При изображении реальных животных в средневековом искусстве преобладало воспроизведение традиционных образцов. Но в древнерусском искусстве встречаются и живые изображения. Однако основная масса зооморфных образов в прикладном искусстве Древней Руси отмечена яркими чертами стилизации.

Книги для педагога:

1. Древняя Русь. Быт и культура. Археология. / Под общ. ред. ак. Рыбакова Б.А.– М.: Наука, 1997.– 368 с.
2. Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. Учебн. пособие.– М.: АСПЕКТ Пресс, 2000.– 320 с.
3. Фокина Л.В. Орнамент. Учебн. пособие.– Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.– 93 с.
4. Щепкин В.Н. Русская палеография.– М.: АСПЕКТ Пресс, 1999.– 270 с.

 

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру