Уроки по культуре работы с книгой

Славянская письменность, история книги

Урок 7.Тема: "Славянское письмо"

Цель: познакомить детей с письменностью древних славян. Рассказать о солунских братьях Кирилле и Мефодии.

Оборудование урока: для учащихся - альбомы или тетрадки и карандаши, для учителя - "Атлас древнего мира", ксерокопии (глаголица и кириллица) для каждого ученика.

Методические рекомендации: показать детям по атласу, где находились племена славян (западных и восточных) и Византия.  Нарисовать на доске Византию, Моравию и Русь.  Попросить детей зарисовать это в своих тетрадках или альбомах.

Информация для учителя. Предки славян издавна жили в Европе. Пришли во II тысячелетии до н. э. в составе древнеевропейской общности, в которую входили  кельты, германцы, балтийцы... Как самостоятельный этнос славяне сформировались в середине I тысячелетия до н. э. Во второй половине V-VI в.в. славяне расселяются на обширной территории Юго-Восточной Европы от нижнего Дуная и Прикарпатья на западе до Северного Донца на востоке. От этого времени сохранилось еще другое название "анты" - "живущие на окраине", "пограничные жители". Историк готов Иордан сообщает:"Анты распространяются от Данастра до Данапра...". В IV в. антами назывались люди, проживающие в лесостепной полосе между Днестром и Днепром, Это окраина Скифии и славянского мира. Одна из гипотез названия "словене": "слово" - "словене" - "ясно говорящие" – "люди, владеющие словом". В отличие от не владеющих славянским языком "немцев", т. е."немых".

VIII век - это время, когда процесс складывания первых государственных объединений происходит на территории всего славянского мира. В IX веке он завершился. С начала IX века стало складываться новое большое государственное объединение западных славян с центром в Моравии. Отстаивали свою независимость в борьбе с Германским государством. В 846 году мораване приняли христианство из Баварии по латинскому обряду.

Молодое государство Моравия в середине IX века была одним из крупнейших европейских государств. В её состав входили Моравия, Словакия, Малая Польша, Лужица (земля бодричей). Столицей был город Велеград. Христианство по латинскому обряду, которого население не понимало, т. к. не знало латинского языка. Церковная власть находилась в руках баварского духовенства. Зависимость от него мешала моравскому князю Ростиславу проводить внешнюю и внутреннюю политику. Ростислав принял решение о создании с помощью Византии собственной церковной организации. Византия не запрещала вести богослужение на национальном языке. В 863 году князь Ростислав обратился за помощью к византийскому императору Михаилу III, просил прислать епископа, который наладил бы и возглавил церковную службу в Моравии. Но император не мог послать церковных служителей, т. к. Моравия приняла христианство не православное, а западное - католическое. Но в помощи не отказал и послал в Моравию ученых братьев-монахов Кирилла и Мефодия.

Братья Кирилл (до принятия в 869 году  монашества – Константин) и Мефодий родились и жили в городе Солуне. Это второй крупный город Византии. Здесь жили и греки и славяне. Оба брата знали язык греков и славян. Их отец Лев был греком, крупным византийским начальником. Его старший сын Мефодий был назначен в 835 году военачальником (воеводой) одной из славянских областей. После ухода с императорской службы он оставил мирскую жизнь, постригся в монахи в одном из монастырей на горе Олимп (Малая Азия). Младший брат Константин с детства выделялся своими способностями. Он рано научился читать и удивлял всех своей начитанностью и способностью к языкам. Он получил всестороннее образование. У Константина были блестящие перспективы, но он не стремился сделать административную карьеру. Он стал священником и получил службу библиотекаря у патриарха в храме Святой Софии. Должность библиотекаря главного патриаршего собора империи – Софии Константинопольской - была очень почетной и означала, что Константин должен был стать первым секретарем патриарха. Должность была очень значимой, поскольку библиотекарь (хартофилакс, т. е. хранитель рукописей) замещал патриарха во всех делах управления церковью, когда тот не мог принять личного участия в них. Константин стал секретарем патриарха Игнатия.

В середине IX века произошел культурный подъем Византии. Восстановили Константинопольский университет. Усилился интерес к античным авторам.

Константин преподавал философию в университете. Византийский император Михаил III и его двор быстро оценили выдающиеся способности Константина и стали направлять его в ответственные миссионерские поездки, имевшие не только церковное, но и политическое значение.

Кирилл и Мефодий были отправлены в Моравию. Благодаря им, Моравское государство получило возможность иметь свою славянскую письменность и вести богослужение на родном языке. Но христианская церковь латинской традиции не допускала создания  чего-то нового. Она стояла на традиции, что богослужение и литература должны быть только на греческом или латинском языках. Кирилл и Мефодий заложили фундамент письменной культуры славян. Изобретение новой письменности было подчинено величайшей культурной задаче: с помощью славянской письменности были записаны переведенные с греческого языка на язык славян тексты христианского богослужения. Были и практические цели. Возникновение письменности способствовало усилению политической и культурной независимости самостоятельных славянских государств. Письменность сразу стала использоваться в делопроизводстве. Она помогла преодолеть политические трудности, возникшие у правящей верхушки в связи со сменой религии.

В культурной истории средневековой Европы труд братьев Кирилла и Мефодия был уникальным. На протяжении нескольких веков ничего подобного не создавалось. Изобретение новой азбуки и перевод христианских богослужебных книг на родной язык верующих, не имевших до этого собственной письменности, были сделаны двумя братьями. Константин Философ, доказывая правомерностъ и законность своего изобретения, ссылался на то, что христианскую литературу на родном языке имеют многие народы Европы и Ближнего Востока.

Старославянский язык был практически последним литературным языком, создание которого сопровождалось изобретением  специально для него предназначавшейся азбуки. Велико значение просветительской деятельности двух братьев – Кирилла и Мефодия, давших славянам письменность на родном языке. Их труд состоял не просто в изобретении новых знаков для письма. Они организовали богослужение на славянском языке, перевели с греческого необходимые для этого книги и создали новый литературный язык для народа, не имевшего его ранее. Они сделали славянские государства равными на политической арене цивилизованным державам. Дали возможность славянским народам приобщиться к мировой сокровищнице науки и культуры. Но немецкие священники, представлявшие римскую церковь, повели борьбу против византийской религии и своими происками добились удаления Кирилла и Мефодия из Моравии, Однако их ученики переселились к болгарскому царю Борису, откуда созданная ими азбука распространилась среди южных и восточных славян. Вот откуда пришла к нам кириллица.

В языческие времена у восточных славян существовало письмо: "черты" и "резы". В Х веке древнеболгарский писатель "черноризец" Храбр составил "Сказание о письменах", в которых излагается история создания славянской азбуки и говорится: "Прежде убо славяне не имеху книг, но чертами и резами чьтеху и гатааху (считали и гадали) погани суще (будучи язычниками)". О наличии у древних восточных славян примитивной письменности свидетельствуют арабские путешественники и ученые Х века Ибн-Фадлан, Эль-Массуди, Ибн ан-Надим, а также немецкий хронист Мерзебургский епископ Титмар.

О том, что у славян была письменность, говорят письма - договоры славянских князей с Византией уже в VIII веке и в конце Х века. Договоры писались на двух языках - греческом и славянском. .В договоре 911 года сказано, что "дружба" между греками-христианами  и языческой Русью "многажды" была подтверждена не только словом , но и писанием. В "Житии Константина Философа" рассказано, что на пути к хазарам, куда Константин (Кирилл) ездил ранее, чем в Моравию, в 858 году, он встретил в Корсуне (Херсонесе) человека, у которого видел "Евангелие, и Псалтирь рускыми письмены писано". Кирилл быстро научился читать эти книги. Возможно, книги были переведены с греческого языка и написаны для тех русских, которые приняли христианство еще до официального введения его. Алфавит, которым были написаны эти книги, мог быть греческим или глаголицей. Вполне вероятно, что до христианства русские писали глаголицей. В древних книгах среди букв кириллицы встречаются и знаки глаголицы.

В 1949 году велись раскопки под Смоленском, и обнаружен был сосуд с надписью"гороухща". Эта надпись сделана стилизованными буквами кириллицы, является древнейшим памятником русской письменности. Официальное введение христианства на Руси, безусловно, имело большое значение в распространении письменности.

В каком году славяне приняли христианство? После принятия христианства на Руси грамотность быстро распространилась среди широких кругов населения Киевской и Новгородско-Псковской Руси. Это подтверждается сохранившимися надписями на камнях, деревянных предметах домашнего обихода. На прялках, на веретенах, на гребнях для чесания льна, на глиняной посуде. Сохранились и берестяные письма в Новгороде. В XV веке Иосиф Волоцкий писал: "В обители блаженного Сергия и самые книги не на хартиях писаху, но на бересте". В Новгороде обучали детей грамоте. "Сами искусны есте во всякой мудрости книжной".

До нас дошло мало письменных памятников. Междоусобные войны, набеги с юго-востока кочевых племен половцев, печенегов, татар. На северо-западе Русь страдала от нашествия немецких рыцарей. Грабили и разоряли города, селения, уничтожали всё.

Урок 8.Тема: "На чем писали разные народы?"

Цель: Обобщить знания детей по пройденным темам.

Оборудование урока: для учащихся - тетрадки или альбомы; для учителя - ксерокопии (рисунки глиняных табличек, папируса пергамена, деревянных цер, берестяных писем), кусочек папируса.

Методические рекомендации: в начале урока надо обязательно вспомнить какая была письменность в древних государствах.

Информация для учителя. Месопотамия. Шумер. Каких материалов много в этой стране? Конечно же, глины. Из неё строили дома, делали посуду, игрушки, книги. Из мягкой глины лепили квадратные или круглые лепешки. Остроконечной палочкой (из тростника) писали клинышками. Острый треугольный конец палочки из тростника оставлял на глине треугольные знаки. Позже это письмо назвали "клинописью". После написания текста , что делали с лепешкой? Сушили и обжигали в печи. Так глина дольше сохранялась.

Что писали на глиняных табличках? Официальные документы, указы, письма, договоры. При раскопках в Ассирии и Вавилоне нашли библиотеки из глиняных книг, которые сохранились даже при пожарах.

Великое изобретение египтян - папирус – сохранилось в словесных формах во многих языках.

Бумага по-украински – папир,по-немецки – papier, по-французски – papier, по-английски – paper, по-русски – папиросная бумага. Древнейший папирус датируется 3100 годом до н. э.

Одна из древнейших цивилизаций возникла в долине благословенного Нила. По берегам реки, в её дельте, в изобилии произрастало удивительное болотное растение, похожее на камыш - папирус. Это тростниковое растение высотой в 5 метров, толщиной в человеческую руку, имело голые трехгранные стебли, которые заканчивались наверху венчиком из листьев.

Папирус - письменный материал. Греческий ученый Теофраст писал, что египтяне сушат корни папируса и используют их вместо дерева как топливо и для поделок. Из стеблей делают речные лодки и легкие суда. Из сердцевины - плетут паруса, циновки, ткани для одежды, канаты. Папирус съедобен, его ели в сыром виде, вареном и печеном. Из него добывали сок.

Плиний Старший в своей "Естественной истории" назвал папирус важнейшим средством развития древней цивилизации.

Технология изготовления папируса. Заготовленные трехгранные стебли папируса очищали от листьев, разрезали на куски, снимали тонкую кору, обнажали рыхлую пористую сердцевину, разделяли ее иглой на тонкие пластинки, раскладывая их на чуть наклонном столе. Другой слой пластинок клали поперек и смачивали особым клеем из илистой воды Нила, муки и уксуса. Еще мокрые листы прессовали, осторожно обрезая края. Когда листы высыхали, их поверхность полировали до блеска пемзой, костью, гладкими раковинами. Полученные листы склеивали концами и сворачивали в свиток. Размеры его достигали 40 метров. Свиток оказался удобной формой книги. Древние греки, весь эллинский мир, римляне, арабы приняли такую форму книги без изменений. Свиток господствовал несколько тысячелетий. Использовали его и в Древней Руси.

Со временем в Египте почти полностью исчезли заросли папирусного тростника, многие столетия назад был утрачен и секрет изготовления из него чудесного писчего материала.

Как в наше время делают папирус? Сначала от стебля растения отсекают нижнюю, наиболее толстую часть и разрезают ее на десять - двенадцать продольных частей. Полученные пластины выставляют на солнце, а после сушки помещают в ванну с водой, чтобы растворить содержащиеся в стебле сахар, крахмал и другие органические вещества. Через сутки их извлекают из воды и раскатывают деревянной скалкой, удаляя, таким образом, остатки раствора. Процедура "стирки и отжима" повторяется трижды. Постепенно пластины становятся мягкими, эластичными и прозрачными. Вновь погружают в ванну, после чего приступают к изготовлению свитка. Влажные пластины горизонтально кладут на кусок хлопчатобумажного полотна так, чтобы каждая из них немного "заходила" на другую. Сверху, таким образом, накладывают второй слой, но уже по вертикали. Папирусный свиток сформирован. Его накрывают куском полотна и помещают под обычный винтовой пресс, пока лист не станет сухим. Все это дало возможность реставрировать музейные свитки. В основном папирус использовали в Египте, но и экспортировали в другие страны. Первый лист папирусной книги назывался "протокол". Греческое слово "протос" - первый, последний лист –"эсхатокол". Греческое слово "эсхатос" - последний. Папирусная книга навертывалась на валик, на концах которого - рогульки. Окончив чтение, книгу клали в кожаный футляр, который назывался "фелонь". В библиотеках папирусные свитки держали в корзинах.

А из чего делали пергамен? Кто придумал этот материал? По легенде, египтяне запретили вывоз папируса в город Пергам, так как Пергамская библиотека становилась все больше и интересней и соперничала с Александрийской библиотекой. И тогда в городе Пергам изобрели новый писчий материал – пергамен (пергамент). Это был очень дорогой, но долговечный материал для письма. Выделка пергамена, особенно тонкого и гладкого, без швов и брака было делом нелегким. Тонко выделанная кожа молодых животных: коз, овец, телят. Кожу вымачивали, уничтожали остатки волос, втирали мел, чтобы он впитывал жир, выглаживали пемзой, сушили. С IV века пергамен вытеснил папирус. Некоторые пергаменные книги подражали по форме папирусным свиткам. Но позже книга приняла современный облик. Сна состояла из согнутых пополам листов, которые объединились в небольшие группы: по три, пять, шесть. Четыре двойных листа назывались "тетрадью". Несколько тетрадей скреплялись вместе, образуя книгу. Переплет был деревянный, обшитый кожей. Роскошные книги украшались бляхами из золота, серебра, эмалью и драгоценными камнями. В славянских рукописях употреблялся пергамен белого цвета. В западноевропейских странах - белый и черный. В некоторых греческих - голубой или пурпурный.

На Русь пергамен привозили из Византии, но постепенно научились изготовлять пергамен в местных мастерских. В древнерусской традиции для обозначения пергамена употреблялись слова: "хартия", "мех", "кожа". Рукописи, написанные на пергамене, назывались "харатейным письмом". Из одной шкуры теленка получалось 7-8 листов для книги. А для всей книги требовалось все стадо. Из-за дороговизны пергамена его употребляли иногда дважды. Для смывания текста использовали молочную кислоту или соскабливали ножом. После этого пергамен назывался "палимпсест".

На чем писали в древнем Риме? Как выглядели: деревянные дощечки? Чем их покрывали? Каким предметом наносили буквы?

Деревянная тетрадь - цера - четырехугольная дощечка, намазанная воском. По воску писали костяной или металлической палочкой - стилем или писалом, Один конец стиля был острый, а другой закругленный. Писали острым концом, а другим заглаживали написанное. Можно было написать  письмо на цере и отправить другу, который в свою очередь, прочитав письмо, мог загладить написанное и написать свой ответ на ней же. Церы часто скреплялись шнурами по две, образуя "диптих" (греческое слово – "вдвое сложенный"). Такие "записные книжечки" были во многих странах и на Руси тоже. На них писали счета, письма, азбуки. Для маленьких детей делали специальные церы, в верхней части которых были написаны цифры и алфавит. Маленький ребенок мог заниматься самообразованием, имея такую дощечку.

При раскопках города Помпеи нашли дом банкира, где на стене были портреты хозяина и его жены, которая в руках держала церу и стиль. В деревянном ящике лежали церы, содержавшие денежные расписки.

Церы пережили античный мир. Они использовались и в средневековье.На чем писали в Древней Руси? Применялись ли чернила?

Для того чтобы использовать бересту в качестве писчего материала, как правило, ее специально готовили. Лист березовой коры должен 6ыл иметь минимум прожилок. С его внутренней стороны удаляли ломкие прослойки луба, а с наружной - шелушащийся поверхностный слой. Потом бересту кипятили в воде со щелочами. Но и без этого тоже писали. Текст писали в большинстве случаев на внутренней поверхности коры, иногда и на наружной стороне. Текст наносили с помощью костяного или железного стилоса (писала). Стилосы представляли собой заостренный стержень, снабженный на противоположной стороне плоской лопаточкой. Такая форма определялась двойным назначением этого инструмента. Им писали и на бересте, и на навощенных дощечках – церах. Лопаточкой заглаживали написанное по мере надобности. Использовали внутреннюю поверхность коры, т. к. она эластична. Дополнительные удобства: береста при естественном скручивании сворачивается внутренней стороной наружу. Тексты, обнаруженные на таких "свитках" сохраняются. Очень хорошо хранятся во влажной среде. На воздухе береста быстро скручивается из-за неравномерного натяжения ее прослоек при высыхании. Береста становится ломкой, расслаивается по прожилкам. Этот писчий материал не рассчитан на длительное хранение. Человек, получивший берестяное письмо, ознакомившись с его содержанием, выбрасывал его. Попав в грязь и будучи затоптанным во влажную почву, письмо обретало вторую жизнь. Береста использовалась на короткий срок. Берестяными письмами пользовались люди различных слоев общества. Грамотных людей было много. Среди них бояре, крупные землевладельцы, торговцы, священнослужители разных иерархических рангов, ремесленники, крестьяне, мужчины, женщины и дети. Из найденных берестяных писем в Новгороде много документов, личных писем, ученических тетрадей с упражнениями в письме и счете. Писали в Новгороде не только на бересте, но и на деревянных дощечках – церах, покрытых слоем воска. Восковые церы были известны и в античное время и в средневековье. Использовались как материал для кратковременных записей. После того, как записи становились ненужными, воск разглаживали тупым концом стиля (писала). Дороговизна пергамена, а потом и бумаги была причиной, по которой дощечки с воском ("вощечки") получили широкое распространение во всем средневековом мире. Церы не изменили своего облика и на Руси: прямоугольные, 13-16 см высотой и 9 см шириной. Дощечки с узкими бортиками, имеющие неглубокую выемку для заполнения воском. По всему донышку выемки делалась насечка из штрихованных линий для лучшего сцепления воска и дерева. Для обеспечения сохранности записей к каждой дощечке полагалась крышка такого же размера. В бортиках два отверстия для соединения с крышкой и одно - для завязывания "блокнота" тесемкой. Иногда верхняя поверхность церы украшалась резьбой.

Орудие письма по восковым дощечкам называлось "писалом" или стилем. Один конец острый - им писали, другой – сделан лопаточкой, чтобы заглаживать воск. Писало - стержень 8-16 см длиной. Их делали из железа, бронзы или кости. Лопаточку украшали либо "яблоком", либо валиками, иногда - фигурной резьбой, инкрустацией. Иногда железные писала покрывали бронзой или серебристой краской.

Какой материал победил все предыдущие? Кто его изобрел? Историки считают, что впервые бумагу из бамбука и шелковичного дерева изготовил мастер Узяй Лун в 105 году. Однако в 1378 г китайские археологи обнаружили при раскопках обрывки бумаги, возраст которой превышал 2000 лет. Секрет производства бумаги выяснили случайно. Два китайских бумагодела попали в плен в Самарканд, где и рассказами, как делать бумагу. В VIII веке  бумага стала известна арабам. Потом бумага появилась в Византии. Проникла в Испанию и Италию. В XII-XIII  веках бумага распространилась по всей Западной Европе. В XIV веке бумагу начали делать  на Руси.

Делали бумагу вручную изо льна, хлопка, тряпья. Растительные волокна и тряпки размачивались в чане с краской и клеем. Размешивались и размельчались до состояния кашицы. Мастер - бумажник зачерпывал кашицу формой, дном которой служила медная сетка, и ставил на доску над чаном. Когда вода стекала, он выкладывал непросохший лист бумаги на сукно, сверху бумаги снова клал сукно. Потом снова рыхлый слой бумага, опять сукно - и так несколько раз. Получили несколько листов. Вместе с сукном клали под пресс, чтобы отжать лишнюю влагу. Сукно вынимали. Листы прессовали вторично и развешивали для просушки. Если через бумагу посмотреть на солнце, то можно было увидеть водяные знаки. Они появились с конца XIII века. Европейские мастера стали метить бумагу. Для этого на проволочной сетке делали орнамент, отпечатывавшийся на бумажном листе. У каждого мастера был свой орнамент, своя филигрань.

Как готовили чернила, чтобы писать по бумаге и на пергамене? Чернила готовили из сажи, чернильных орешков, которые растут на дубовых листьях и "чернильного мешочка" каракатиц. Еще использовали железные опилки с вишневым клеем (смола). Варили чернила на квасе или меду. Для выделения первой строки использовали красную краску, которую добывали из растений - драконова кровь, на основе свинца - сурик, на основе ртути - киноварь. Пурпурная краска была самая дорогая. Ее добывали из морских моллюсков. Этот цвет стал символом императорской власти. С 470 года пурпурный цвет употреблялся только императорами для подписей указов. Для дорогих рукописных книг употребляли листовое или "твореное" золото или серебро. Листовое, раскатанное в тонкую фольгу золото или серебро, накладывало на буквы, написанные клейким веществом.

"Твореным" называли драгоценный металл, растертый в порошок, на основе которого делалась краска. Серебро применяли редко.

В старину для переписки книг использовали чернила, приготовленные по различным рецептам. В рецепте "О черниле копченом ко иконному и книжному письму": "сначала нужно получить сажу; на кирпичи ставят несколько горшков с пробитым дном  и заднюю сторону затвердить, чтоб копоть дымная вверх шла, а переднюю сторону под горшки подкладывать береста со огнем". При этом нужно было следить, чтобы сажа в горшках не загорелась, и своевременно снимать накопившийся слой. Потом сажу размешивали со слюной или вином, разбавляли водой, смешивали с вишневым клеем – камедью. В полученную смесь добавляли отвар из ольховой коры, красного сусла, чернильных орешков и железа. Чернила закупоривали в кувшине или в горшке и выдерживали некоторое время в тепле. Железные чернила готовили еще и так: брали куски ржавого железа, старые замки, ключи, цепи, гвозди и опускали в отвар из ольховой коры с добавленим кислого кваса или уксуса. "Первое, устрогав зелены корки ольховыя, без моху, молодыя, и в четвертый день положити кору в горшок, и налить воды или квасу доброго или сусла яшного, (ячменного), а коры наклади полон горшок, и варить в пещи, гораздо бы кипело и прело довольно бы, день до вечера, и положи в горшок железины немного, и поставити горшок со всем, где бы место не студно, не тепло, и на третий день разлити чернило".Кто-нибудь пробовал готовить чернила сам?

Перочинный ножик. Еще пятьсот лет назад книги писали гусиным пером. В древности пером служила заостренная камышовая тростинка. Писали костяными или металлическими перьями. А птичье перо стали применять уже в средние века. На Руси пользовались преимущественно гусиными, лебедиными и павлиньими перьями. Предварительно кончик пера расщепляли и заостряли ножиком. Поэтому перочинный ножик был всегда у писца.

Загадка-путаница. На рынке Помпей можно было встретить торговца, который при вас мог написать любой документ или письмо на бересте, обмакнув в красные чернила авторучку. Другие торговцы показывали шкуры быков с готовыми написанными стихами. А так же можно было найти в какой-нибудь лавочке бумажную записную книжку и ручку, чтобы писать в ней.

Книги для детей:

1. Брукфильд К. Письменность.– М.: Слово, 2001.– 64 с.
2. Буров В. Древняя Новгородская земля.– М.: Ин-т учебника "Пайдейя", 1998.– 70 с.
3. Кублицкий Г. Куда летит почтовый голубь или история почты.– М.: Малыш, 2000.– 64 с.
4. Малов В. Книга.– М.: Слово, 2002.– 48 с.
5. Петрова Н.Г. Введение в историю.– М.: Русское слово, 1998.– 192 с.
6. Петрухин В. Древняя Русь.– М.: Слово, 2001.– 48 с.
7. Ремнева М.Л. Аз, Буки, Веди.– М.: Московский рабочий, 1985.– 133 с.
8. Филякова А. Берестяные грамоты – "русский папирус" / Ларец Клио, 2003, №5, с. 2-3.
9. Филякова А. Приключения бумаги / Ларец Клио, 2002, №8, с. 12-13.
10. Филякова Е. Меньшов В. Русская письменность.– М.: Белый город, 2002.

11. Древний мир. Школьная энциклопедия.– Смоленск: Русич, 2000.– 128 с.
12. Васильев Л. Великие писатели о русском языке / Московская школа,2002, №9, с. 25-28, 2002, №10, с. 23-28, 2003, №1, с. 26-29.
13. Осетров Е.И. Аз свет миру.– М.: Дет. лит., 1989.– 303 с.
14. Утевская П. Слов драгоценные клады.– М.: Дет. лит., 1985.– 191 с.

Книги для педагога:

1. Горбачевский Б.С. В стране книголюбов.– М.: Дет. лит., 1979.– 135 с.
2. Древняя Русь. Быт и культура. Археология / Под общ. ред. ак. Рыбакова Б.А.– М.: Наука, 1997.– 368 с.
3. Немировский Е.П., Горбачевский Б.С. С книгой через века и страны.– М.: Книга, 1964.– 378 с.
4. Тихомиров О. По древним Помпеям / Наша школа, 2002, №8, с. 43-45.
5. Щепкин В.Н. Русская палеография.– М.: АСПЕКТ Пресс, 1999.– 270 с.
6. Ухватова Е.В. У истоков русской письменности.– М.: Изд. Дом "Муравей", 1998.– 235 с.
 

 

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру