Слово – серебро, а молчание – золото
Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»
Цели урока:
1) способствовать воспитанию ответственного отношения к произносимым словам, сострадания;
2) показать необходимость добрых слов;
3) учить детей позитивно мыслить и излагать свои мысли;
4) способствовать развитию памяти, творческих способностей, умения описывать увиденное в природе;
5) способствовать развитию любви к родной природе, поэзии.
Оборудование:
1) искусственный или живой большой цветок.
Ход урока:
Учитель: Проверяет домашнее задание.
Подумайте теперь, когда лучше всего бывает слышен голос совести, голос нашего Ангела-Хранителя?
Дети: В тишине, когда мы молчим.
У.: Правильно. Значит, молчание необходимо для того, чтобы услышать свою совесть. Сегодня мы с вами познакомимся с русской народной пословицей «Слово – серебро, а молчание – золото».
Д.: Записывают пословицу.
У.: Наверняка, вы слышали ее раньше. Можете ли вы вспомнить, когда так говорят?
Д.: Так говорят обычно, когда человек скажет что-нибудь плохое или обидное, а потом жалеет об этом.
У.: Вы знаете, как важно слово. Что вы чувствуете, когда вам говорят добрые, хорошие слова? А когда плохие?
Д.: Доброе слово приятно, а плохое неприятно и обидно.
У.: Злое слово порождает зло. Оно вызывает гнев и желание сказать в ответ ещё более злое и обидное слово. А доброе? Доброе слово согревает душу, ободряет, утешает, иногда спасает человека от беды и даже от смерти. Доброе слово рождает добро. Оно вызывает желание ответить чем-нибудь таким же добрым и тёплым, дарит радость и любовь. Поэтому очень важно уметь говорить добрые слова и молчать, когда гнев заставлять тебя сказать что-нибудь плохое. Помните, мы с вами говорили о воздержании? Ведь молчание – это тоже воздержание?
Д.: Да, потому что не всегда легко сдержаться и промолчать.
У.: Правильно, это трудно, но зато польза велика. Если ты промолчишь вместо того, чтобы вспылить на замечание взрослого, то тебе быстрее простят твою оплошность. Если ты промолчишь, когда твой неприятель кричит и обзывается, то ему, скорее всего, станет стыдно. Он так старался и, все-таки, не смог вывести тебя из себя…
Бывало ли с вами такое? Расскажите, кода вам труднее всего промолчать?
Д.: Рассказывают.
У.: Молчанию, как и всякому воздержанию надо учиться. И время поста самое для этого подходящее. Особенно же нельзя ругаться, говорить грубые слова.
Вспомните момент из сказки «Двенадцать месяцев», когда мачеха со своей дочкой ругались из-за шубы и превратились в лающих собак. Так и люди, которые напрасно сквернословят и ругаются, похожи на глупых собак.
Итак, нужно уметь сдерживаться и не говорить никому плохих обидных слов, не оговариваться с родителями, не ругаться, не обманывать и тогда другие тоже будут говорить тебе в ответ только добрые, хорошие слова.
А какие еще мы знаем пословицы и поговорки о словах и о речи?
Д.: «Слово – не воробей: вылетит, не поймаешь», «Язык мой – враг мой», «Ругательство – не доказательство»… Записывают пословицы.
У.: Чтобы нам было легче говорить всегда только хорошее, давайте попробуем с вами поиграть. Сегодня я принесла на занятие такой красивый цветок. Давайте встанем в круг, будем передавать его по кругу и говорить друг другу красивые добрые слова. Постарайтесь при этом называть своих друзей по именам. Начнем сейчас: (учитель называет первое слово).
Д.: Становятся в круг и называют добрые слова: мама; папа; доброта; красота; любовь; вера; надежда; мир; свет; здоровье; радость; счастье; дружба и т.п.
У.: Теперь постараемся собрать большой-большой список красивых добрых слов! Запишем их в тетради.
Д.: Записывают названные слова.
У.: Запомните эти прекрасные слова, а дома на отдельном листе составьте большой список, вспомните другие хорошие слова. Их очень много. Пусть вам помогут родители.
Предлагает обыгрывание ситуации – утешить друга, незаслуженно пострадавшего или ветерана, обиженного в автобусе.
Д.: По желанию разыгрывают подобную ситуацию по ролям.
У.: Слово – это особый инструмент, которым нужно пользоваться очень умело, чтобы не ранить души людей. Словом можно до смерти обидеть человека, а можно осчастливить. Не забывайте как сильно и могущественно слово. Применяйте этот тонкий инструмент только для добрых дел. От вас в жизни будет зависеть очень многое: настроение, здоровье окружающих людей, взаимопонимание между родственниками, друзьями и знакомыми.
Вы обращали внимание на то, что когда звучат только хорошие слова, это приятно всему живому. Недаром существует пословица: «Доброе слово и кошке приятно». Внимательные люди заметили, что даже комнатные растения лучше растут в тех семьях, где нет ссор, а всегда слышны добрые слова. Тогда в доме всегда весна, какая погода ни была бы на улице. Между тем, теперь на улице и в самом деле весна. Послушайте стихотворение:
Отпадают льдинки.
Кружат в солнечном столбе
Легкие пылинки
И, почуя к вешним дням
Поворот незримый,
Сбросил с почек колпачки
Фикус мой любимый.
Развернул атласный лист,
На геранях почки.
Захиревший первоцвет
Обновил листочки
И из пазухи листов
Гонит цветоножки
Вот как чуется весна
На моем окошке.
А как на улице заметно появление весны?
Д.: Описывают изменения весной в природе.
У.: В такой прекрасный весенний день мы и заканчиваем занятия в этой четверти. Когда придете домой, скажите своей маме, своему папе, братьям, сестрам и друзьям как можно больше хороших слов – посмотрите, что получится! И не забывайте сдерживаться, когда хочется сказать что-то плохое. Это будет ваше домашнее задание на все каникулы и на всю жизнь.
Д.: Заранее подготовленные ученики читают стихотворение (возможно исполнение песни):
Сердце весне откройте,
Воскресли леса и реки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки
Как пахнет уже листвой-то,
Природа открыла веки.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Кукушка поет далёко
На гулкой лесной просеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
Трепет возник какой-то
И в травке, и в человеке.
Господа пойте
И превозносите во вся веки!
О. Потаповская
© Все права защищены
http://www.portal-slovo.ru