Нет друга, так ищи, а нашел, так береги

Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»

Цели урока:

1) показать ценность дружбы и необходимость умения дружить;
2) дать представление о русских былинах как памяти народа;
3) способствовать формированию умения логически мыслить и формулировать свои мысли.

Оборудование:

1) магнитофон, запись песни о дружбе;
2) репродукция картины «Три богатыря»;
3) икона святого Ильи Муромца.

Ход урока:

Учитель: Просматривает рисунки учеников.

Вы нарисовали замечательные, дружные семьи. В такой семье, наверное, все как хорошие друзья, всегда помогают друг другу. Подумайте, как в семье люди помогают друг другу.

Дети: Отвечают на вопрос.

У.: Включает магнитофон с записью песни о дружбе.

Сегодня мы с вами поговорим о дружбе и друзьях. Тема нашего сегодняшнего урока - пословица «Нет друга, так ищи, а нашел, так береги». А какие пословицы и поговорки о дружбе вы еще знаете?

Д.: Вспоминают пословицы: «Один в поле не воин», «Один ум хорошо, а два – лучше», «Жалеть лишка – не завести дружка», «Другу, сколько можно помогай», «Друг познается в беде». Объясняют их.

У.: Значит, что за какое дело ни возьмись, легче и веселей его делать вдвоем, втроем, помогать друг другу. Но как же найти друзей? Прежде всего, надо самому уметь дружить и быть другом. Как вы думаете, каким должен быть настоящий друг. Запишите в тетрадях: «Друг должен быть…» и сами закончите предложение.

Д.: Выполняют задание и читают ответы.

У.: Итак, мы с вами выяснили главные качества настоящих друзей. Когда плохо – друзья помогают друг другу, а когда хорошо – вместе радуются. Часто бывает, что мы доверяем друзьям свои секреты. Настоящий друг никогда не раскроет секрет и не предаст. Поэтому говорят: «Старый друг лучше новых двух», так как он испытанный и надежный. Своих друзей нужно стараться беречь, не ссориться понапрасну, не обижать их.

А знаем ли мы примеры настоящей дружбы? У кого мы можем поучиться дружить?

Д.: Вспоминают сказки, рассказы, мультфильмы о друзьях.

У.: А помните, как в мультике про Крокодила Гену его герои строили домик для друзей? Давайте отдохнем и попробуем нарисовать такой домик.

Рисует на доске по клеткам (см. ниже).

Д.: Рисуют за учителем в тетрадях.

У.: Вы видите, что почти в каждой книге или мультфильме есть истории о дружбе и друзьях, потому что без друзей почти никто не живет, это очень тяжело.

А теперь посмотрите на эту картину, изображающую трех друзей (показывает картину «Три богатыря»). Вы знаете, кто они? Это три великих русских богатыря. Давайте запишем их имена: Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич.

Д.: Записывают.

У.: В старину по земле Русской ходили странники — богомольцы. Шли они от города к городу от деревни к деревне, много видели, слышали. Останавливаясь на ночлег, они рассказывали гостеприимным хозяевам о разных странах, чудесах, о знаменитых князьях и смелых воинах. Так и узнали люди о подвигах великих, силе богатырской и храбрости защитников своих Ильи Муромца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича.

В древние времена Русь окружали многочисленные враги. С Севера и Запада грозили немецкие и литовские короли, с Юга и Востока — половецкие и ордынские ханы. Завидовали враги, что на Руси среди обширных земель стоят богатые города и красивые православные храмы. Для защиты от врагов ставились заставы, а вперед высылались дозоры (которые объезжали окрестные земли и предупреждали о приближении врагов). Службу на заставах несли самые сильные и умелые воины, которых народ называл богатырями.

На одной такой заставе, которая зорко стерегла границы с Юга, воеводой был сам Илья Муромец.  Как говорит предание, родился он в крестьянской семье в небольшой деревеньке под городом Муромом. Был больным и слабым. Не мог ходить, И пролежал на печи до 33 лет. Однажды, когда Илья остался дома один, в дверь постучали.

- Кто там? — спросил он. — Что вам надо?

- Мы странники, - донеслось из-за двери. Не дашь ли нам воды напиться?

-Я бы рад, — ответил Илья. — Но я болен и не могу даже встать.

- Ничего, — услышал он, вставай, не бойся.

Илья собрался с духом и вдруг почувствовал, что может ходить. Он открыл странникам дверь, побежал к колодцу. Принес свежей вод и подал незнакомцам.

- А теперь ты испей водицы, - сказал ему один из старцев.

Илья зачерпнул до краев ковш и выпил до последней капли, ощущая, как мышцы его наливаются силой. Он поблагодарил добрых людей, а те наказали Илье идти служить верой и правдой земле Русской, быть всему народу защитником.

Когда родители вернулись, Илья им обо всем рассказал. Отец и мать очень обрадовались, увидев сына сильным и здоровым. Они благословили сына и наказали беречь родительскую честь, слабых не обижать, оберегать Русь.

Илья поехал из Мурома в город Киев. По пути встретил он богатыря Святогора. Тот был уже стариком, но выезжал на службу, так как не было ему замены. Поговорил Святогор с Ильей, испытал его силу и понял, что этот богатырь заменит его. Святогор передал Илье свой богатырский меч и велел ему ехать под Чернигов. Там шла жестокая битва между русскими и ордынцами. Защитники города дружно отбивали атаки врагов, но у них все меньше оставалось еды, и они слабели. И тут сзади на лихом коне налетел на ордынцев Илья Муромец. Завязалась отчаянная схватка. Ордынский хан посылал на Илью самых сильных своих воинов, но тот одолел всех.

Жители Чернигова, когда бой закончился, вышли из города и стали просить Муромца остаться у них воеводой.

- Спасибо — сказал им Илья, — но я должен всю Русь защищать, а не один город. Еду в Киев к князю Владимиру (тому, кто Русь крестил), чтобы он решил, где заставе стоять.

- В Киев сейчас не проехать, — стали отговаривать Илью горожане, — засел на дороге злой разбойник, атаман Соловей со своею шайкой. Никому проходу не дает, всех грабит и убивает.

- А я проеду, — пообещал Илья. И проехал, и разбойника в Киев связанного доставил. А как он смог это сделать, вы, наверное, уже знаете.

Д.: Вспоминают былину об Илье Муромце и Соловье-разбойнике.

У.: После этих подвигов князь Владимир проникся уважением к Илье Муромцу. Стал Илья охранять южную границу Руси. Основал там заставу, выезжал на дозоры. Много геройских дел совершил во славу земли русской.

Много былин рассказывают о его подвигах, да о подвигах других русских богатырей – Алеши Поповича и Добрыни Никитича. Былины, в отличие от сказок, повествуют о том, что было на самом деле. Былины – память народа. А народ только тогда непобедим и бессмертен, когда помнит и чтит свою историю. Поэтому, если мы любим свою Родину и хотим ей добра, то должны знать историю. Давайте запишем: «Былины – память народа».

Д.: Записывают.

У.: Об Илье Муромце вы уже слышали или читали, но мало кто из вас знает, что в конце своей жизни он решил полностью посвятить Богу. Как называются люди, сделавшие это?

Д.: Монахи.

У.: Илья Муромец стал монахом. Всю свою жизнь он защищал Родину, помогал русским людям, а конец ее полностью посвятил Богу. За это его прославили как святого. Значит, мы можем молиться ему, просить помощи во всем и, конечно, благодарить за его службу русскому народу, нашим пра-пра-пра-дедушкам и бабушкам. Святые мощи Ильи Муромца покоятся в том же городе, где правил святой князь Владимир – в Киеве, в монастыре, который называется Киево-Печерской Лаврой.

Показывает икону св. Илии Муромца.

Итак, мы о многом с вами поговорили, выяснили, каким должен быть настоящий друг. Все мы хотим иметь настоящих друзей, но для этого сами должны учиться дружить. Давайте составим главное правило дружбы. Вы его уже знаете, только надо вспомнить. Чтобы иметь настоящего верного друга, мы сами должны быть такими. Какое это правило?

Д.: Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

У.: Правильно, откуда мы знаем это правило?

Д.: Его дал Спаситель.

У.: Чему еще Он учил апостолов и народ? Подходят ли эти правила для друзей?

Д.: Отвечают на вопросы.

Домашнее задание:

1. Подобрать стихотворение о дружбе.
2. Нарисовать наиболее запомнившийся сюжет из рассказа об Илье Муромце.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру