Не имя красит человека, а человек – имя

Программа факультатива для начальной школы «Русь святая в пословицах и поговорках»

Цели и задачи урока:

1) познакомить с праздником Крещения;
2) познакомить с праздниками крестин и именин; 
3) продолжить знакомство с русскими традициями;                                                          
4) способствовать развитию творческих способностей учащихся, умения писать сочинение, любви к поэзии.

Оборудование:

1) икона праздника;
2) икона «Троица»;
3) рисунки «Освящение воды в источнике», («Книга о Церкви», с. 128);
4) тексты рассказа «Олины именины».

Ход урока:

Учитель: Сегодня мы с вами встречаемся накануне большого православного праздника, который называется Крещение. В этот день Церковь вспоминает, как крестился Спаситель. Вспомните, сколько лет было Иисусу Христу, когда Он начал учить людей и творить чудеса?

Дети: Тридцать.

У.: В тридцать лет Спаситель пришел на реку, чтобы великий святой человек, которого звали Иоанн Креститель (записать на доске) крестил Его в этой реке. События этого праздника изображены на иконе (показать икону праздника).

Д.: Описывают икону.

У.: Во время того, как Иоанн Креститель крестил Господа, произошло великое чудо - с Небес сошел на Спасителя Святой Дух в виде голубя, и слышен был голос Бога Отца: «Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение». Здесь мы соприкасаемся с великой тайной, которую нам, людям, невозможно понять до конца. Эта тайна в том, что Бог Один, но открывается в трех лицах. Это люди и могли видеть во время Крещения Господа. Каким образом?

Д.: Сын Божий крестился в реке, голос Бога Отца был слышен с Небес, а Дух Святой в виде голубя спустился с неба.

У.: Но нужно обязательно знать и помнить, что это не три Бога, а Один Бог в трех Лицах. Как нам лучше это понять? Если мы посмотрим на солнышко, то увидим круг, свет и почувствуем тепло. Но ведь круг это еще не солнце? И свет тоже. И тепло не солнце.  Только все вместе они составляют солнце. Также  и Бог Троица имеет три Лица. Давайте запишем: «Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой – Пресвятая Троица».

Д.: Записывают.

У.: Показывает икону «Троица».

И сама икона Крещения тоже изображает Пресвятую Троицу. Посчитайте сами.
Когда Господь Иисус Христос крестился в реке, то вода в ней стала святой. Почему?

Д.: Потому что Он – Бог.

У.: В память того, что вода в реке освятилась, когда в ней крестился Господь, в храме в праздник Крещения освящают воду. У православных христиан есть обычай приносить домой святую крещенскую воду и бережно сохранять ее. Эту воду пьют, ею окропляют жилища, священник освящает ею иконы и другие предметы. Вода эта имеет необыкновенную силу, потому что становится такой же, как и та вода, в которой крестился Спаситель. Еще в этот день верующие со священником приходят к ближайшему источнику или водоему и освящают в нем воду. Посмотрите, как это происходит (показать рисунок освящения воды в источнике на Крещение). Праздник Крещения церковь празднует 19 января. Давайте запишем: «19 января – Крещение Господа Иисуса Христа».

Д.: Записывают.

У.: Где вы еще слышали о Крещении? Кто крестил Русь?

Д.: Святой князь Владимир крестил Русь.

У.: А крестины – это день, в который крестили человека. Почему этот день считается праздником?

Д.: В этот день человек стал православным христианином.

У.: При крещении ребенка присутствуют крестные родители? Они обещают Господу учить нас жить по христиански, соблюдать заповеди Божьи и во всем нам помогать, быть нашими вторыми родителями.

Еще очень важно, что в день крещения на человека надевается нательный крестик. Такие крестики есть у каждого из вас. И их надо все время носить, потому что этим мы показываем, что принадлежим Господу, что Он пострадал за нас, что мы православные. Только если крест есть на груди, тогда бойся дурных поступков, нехорошим словом, мыслью грешной оскорбить Господа и Его благодать, льющуюся с креста в твою душу и дающую ей силы честно, по христиански жить, соблюдать заповеди, лучше сказать - жить свято. Господь охраняет нас Своим крестом, как и обещал. Будем же и мы исполнять уговор, обещания, данные нами или нашими крестными за нас при крещении.

Теперь мы с вами поговорим еще об одном празднике каждого человека – его именинах. Как вы думаете, от какого слова произошло название праздника?

Д.: От слова «имя».

У.:  А как выбирают имя малышу родители?

Д.: Предлагают варианты.

У.: Раньше все православные люди полагались на то, как захочет Бог, чтобы назвали дитя. Вы спросите, как же узнать волю Божью? В Церкви каждый день празднуется память кого-нибудь из святых. Угодивших Богу людей очень много, поэтому на один день приходится память не одного, а сразу нескольких святых. Поэтому родители брали календарь и смотрели, память какого святого празднуется в день рождения их ребенка.

Но могло быть и по-другому. Если в семье очень любят кого – либо из святых и часто ему молятся, то, в знак почтения к нему, называют его именем ребенка.

Значит, какой день называется именинами человека?

Д.: День памяти его святого.

У.: Может, кто-нибудь из вас знает, имя какого святого он носит?

Д.: Отвечают.

У.: Имя для ребенка родители стараются выбирать очень тщательно, потому что с этого времени святой становится покровителем человека. Что это означает?

Д.: Что святой молится за человека и во всем ему помогает.

У.: Кто еще помогает нам, молится за нас и охраняет?

Д.: Ангел-Хранитель.

У.: Верно. День именин называют еще днем Ангела.

Д.: Записывают «именины – день Ангела».

У.: Святой, имя которого мы носим, как и Ангел-Хранитель, всегда молится за нас Богу и готов нам помогать и защищать. Он очень ждет, чтобы мы просили его об этом. Как это делать?

Д.: Молиться ему.

У.: Мы можем молиться всем угодникам Божьим, но наш святой нам особенно близок. Поэтому все православные люди всегда стараются, иметь дома икону своего святого и часто молиться ему.

Читает стихотворение:

Однажды в воскресение
Зашли мы с мамой в храм.
И вдруг я имя Ксения
Представьте, слышу там!
Вот странно: ведь не дома я,
Где вся моя родня.
Кто звал меня — знакомые?
А звали... не меня!

Святой молились Ксении.
Она, сказали мне, —
Надежда на спасение
И людям, и стране.
Жила она, блаженная,
Тиха, добра, чиста,
Насмешки, унижения
Терпя ради Христа.
В снег и дожди осенние,
На поле, что ни ночь,
Молилась Богу Ксения,
Желая всем помочь!
Теперь навек в раю она!
Но, говорят, и там
Святая, вечно юная,
Все помогает нам.
А я ведь — тоже Ксения!
А люди, как родня,
Теплей, чем с днем рождения,
Поздравили меня!
И для того, чтоб памятней
День ангела тот был,
Наш батюшка на память мне
Иконку подарил.
С того же воскресения
Иконка на стене...
Моли, святая Ксения,
Ты Бога обо мне!

Какой праздник описывается в стихотворении? Как называли святую - покровительницу девочки? Любила ли девочка свою святую?

Д.: Отвечают на вопросы.

У.: Вы знаете, как мы можем показать свою любовь к святому? В каждом храме есть книга, в которой описывается жизнь всех святых. Мы должны обязательно постараться прочитать о жизни своего святого, о его подвигах. Тогда и молится ему будет легче, и святому радостно, и Господь, видя наше усердие, скорее исполнит то, о чем молится за нас святой. А еще, зачем знать нам жизнь святого? Чтобы подражать ему, ведь наш святой – это не только покровитель, но и пример жизни для нас. Вспомните святых, которых вы знаете, и скажите, в чем для нас является примером каждый из них.

Д.: Вспоминают жизнь святых из прошедших уроков.

У.: Что же значит тема нашего урока? Почему не имя красит человека, а человек имя?

Д.: Пробуют объяснить пословицу.

У.: Даже само истолкование нашего имени может служить для нас примером. Например, имя Наталия означает – естественная, спокойная. Ни капризы, ни ужимки ей ни к лицу. Ирина – мир, тишина. Настоящая Ирина никогда не повысит голоса, ей даже в голову не придет раздражаться на кого-либо, потому что она работает над собой; Ирина и с другими готова поделиться равновесием  и душевным миром. Александр – защитник людей. Такой слабого не обидит, а если увидит несправедливость – вступится, чтобы навести порядок. Светлана должна подражать солнышку, светить везде и всегда, чтобы людям радостно было с ней общаться. Видите, сколько хороших имен. Но имя именем, а без наших усилий его значение на нас не оправдается. Под лежачий камень вода не течет. Будем же не теряя времени, трудиться, чтобы подражать своим святым и стараться оправдать значение имени.  Вспомним, о каких праздниках мы сегодня говорили. Что такое крещение? Какое событие вспоминает Церковь 19 января? Что произошло, когда крестился Спаситель? Какая тайна открылась людям? Какие Лица Господа вы знаете? Это три разных Бога или один? Что означает крещение человека? Как должен он жить после крещения? Зачем нам крестные родители? Как выбирали имя раньше? Что такое именины? Что мы можем сделать, чтобы показать свою любовь к святому? Почему мы молимся ему?

Д.: Отвечают на вопросы.

У.: Глядя на жизнь святого, нам будет легче хорошо проводить свою жизнь. Как мы должны это делать?

Д.: Повторяют заповеди.

У.: Не забывайте, что жизнь дана нам Господом на добрые дела. Но для этого нам нужна помощь, о которой мы всегда можем просить Бога и его святых угодников.

Домашнее задание:

1. Прочитать рассказ «Олины именины».
2. Постараться узнать о святом – своем покровителе.

Олины именины

Наступил день памяти святой равноапостольной Ольги. В этот день Оля надела свое самое нарядное платье и пошла с мамой к литургии. В церкви ее все поздравляли, а после причастия мама дала ей пять рублей и разрешила купить то, что она захочет. Из церкви мама пошла домой, а Оля направилась вдоль по набережной, чтобы что-нибудь купить.

Стояло лето. На набережной было много отдыхающих. На лотках продавали мороженое, сладости и газированную воду. Оля встала в очередь за мороженым, но пока стояла, стала думать о том, что мороженое так быстро съешь, и ничего не останется.

- Куплю-ка я себе изюм в шоколаде! Его можно будет надолго растянуть.

Оля вышла из очереди и пошла дальше. Навстречу ей шла девочка с огромным воздушным шаром. Оля очень любила воздушные шары.

- Да, лучше купить шар. Но у столика с шарами весела афиша: новое представление в цирке.

- Цирк! Вот куда я хочу попасть! Это стоит и мороженого, и шаров.

Оля закрыла глаза и представила, как замечательно побывать в цирке.

- Сегодня конечно гости, но можно купить билеты и сходить завтра с соседкой Валей.

Оля в раздумье пошла дальше и тут увидела у скамейки старого музыканта. Он был в сером потертом и заплатанном костюме. На его шее висел галстук, но такой старый, что скорее походил на тряпочку. Оля совсем уже было ушла с набережной, как вдруг услышала позади себя скорбные звуки флейты – это заиграл музыкант. Флейта пела печально и трогательно. Оля остановилась и прислушалась. Музыкант играл, а флейта рассказывала о нищете и одиночестве. Казалось, флейта плакала и  своим плачем говорила о том, что переживал старый музыкант.

У Оли выступили слезы на глазах. - Бедненький, ведь ему нечего есть, подумала Оля, и ей стало, так жаль его, что она готова была остановить всех прохожих и попросить их помочь несчастному. И тут она вспомнила о своих пяти рублях.

- Ничего, обойдусь без цирка, мороженого и шаров, лишь бы ему помочь.

Оля твердым шагом направилась к музыканту. Она подошла к его потертой шляпе и положила туда свои деньги. Потом подняла глаза на музыканта и увидела столько признательности в его взгляде, что невольно произнесла:

- Да поможет вам Бог.

Теперь она побежала домой с такой радостью в сердце, какую никогда в жизни не испытывала. Когда Оля зашла в квартиру, мама сразу заметила радость дочки и спросила:

- Ну, что ты купила, Оленька?

Оля немного растерялась, а потом ответила:

- Мама я отдала деньги нищему музыканту.

- Молодец, доченька. Ведь давая деньги нищим, ты подаешь Самому Христу.

- Мама, я никогда в жизни не испытывала такой радости, как сегодня.

- Видишь, ты отдала свое земное достояние, и Господь воздал тебе небесной радостью. Такая же, но несравнимо большая радость ожидает праведников на небесах.

Оля улыбнулась и прошла в комнату. Там уже собрались первые гости. Пришла соседка Валя и подарила Оле воздушный шар. Когда же вернулся с работы отец, то вручил ей два билета в цирк – для нее и для Вали. – Да, - подумала Оля, - если бы я купила шар или билеты в цирк, то они были бы у меня лишними. А теперь как раз столько, сколько нужно.

В следующее воскресенье Оля с Валей пошли в церковь. У входа она встретила старого музыканта. Он улыбнулся и сказал:

- В тот день твоими молитвами Господь действительно помог мне. Мне предложили очень хорошую работу.

- Да что я, ведь тогда был день памяти святой княгини Ольги, она и помогла.

Они зашли в храм и поставили две свечки у иконы святой Ольги, просветительницы Русской земли.  

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру