Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа факультативного курса «Святитель Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы» разработана как региональный компонент базисного учебного плана общеобразовательной школы и средних учебных заведений.

Программа содержит тематический план, краткое содержание тем занятий, темы рефератов, список рекомендуемой литературы. Программа предназначена для учащихся общеобразовательных школ, студентов средних специальных учебных заведений и педагогических колледжей.Как не дать исчезнуть у современной молодежи затухающего чувства любви к Родине, к родному краю? Как защитить новое поколение от засилья чуждых ценностей, разрушающих менталитет нации, за которым стоит двухтысячелетняя культура России? Как помочь растущему человеку не быть пришельцем на родной земле? Как приобщить юношество к заветному дару — ценностям историко-культурного наследия своего народа? Как соединить разорванную нить в межпоколенных
отношениях и «связь времен»?
 
Эти вопросы стояли перед авторами-разработчиками факультативного курса: «Димитрий Ростовский: жизнь, творчество, заветы». В разработке содержания курса мы исходили из следующих посылок: современное воспитание как важнейшая составляющая целого образования личности осуществляется в условиях перехода от знаниево-ориентированной к культурологической парадигме, гуманизация воспитания предполагает ориентацию не только на  то, чтобы учить молодое поколение «выживанию» в экстремальных экологических и социально-экономических условиях, но и воспитывать культуру  жизнетворчества, «формирование собственной жизни, субъекта социально-исторического творчества» (В. С. Шубинский. Человек как цель воспитания. Педагогика, 1992, с.37-43), воспитание «человека культуры» (Е. В. Бондаревская), культурная самоидентификация строится на основе культурной преемственности, которая не осуществляется автоматически, что предполагает создание условий, среды, «растящей и питающей личность» (П. Флоренский), воспитание растущего человека предполагает развитие всех его существенных сторон, в том числе как субъекта культуры собственного народа, как преемника и наследника того ценного, что накопили предки, ведь «культура развивается накоплениями», воспитание органического приятия традиционных культурных ценностей должно идти с рождения, от культуры семьи, домашнего воспитания, семейной педагогики, затем в образовательных учреждениях. Только тогда возможно выстроить систему образования, укорененного в национальной культуре, на что, кстати, указано в государственном документе — «Национальной доктрине образования в РФ», где главная задача образования обозначена: «обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию России». Иначе не выжить ни нашей культуре, ни стране, ни народу.

По справедливому мнению академика Д. С. Лихачева, «страна — это единство народа, природы, культуры», а «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре». Введение в систему содержания образования средней школы (региональный и школьный компонент учебного плана) данного факультативного курса призвано помочь растущему человеку в самоидентификации с культурой «малой Родины», своего народа, своего Отечества.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КУРСА

Цель факультативного курса: самоидентификация растущего человека с национальной культурой, воспитание человека культуры, человека-творца, гражданина и патриота, который ощущает свою причастность к экологии культуры.

Курс синтезирует и обеспечивает в своем содержании содружество ряда дисциплин: русского языка и литературы, истории, исторического и литературного краеведения, а также культурологии, религиоведения, философии. Это дает возможность обеспечить в реальном учебном процессе естественную межпредметную интеграцию, необходимую интеграцию, необходимую для целостного постижения культурной среды, ее прошлого, настоящего, будущего.

В культурно-исторической среде значительное место отводится городу, где ты родился, где вырос, где живет, где жили твои предки, где «отеческие гробы», где памятники культуры, созданные прошлыми поколениями. Роль города заключается в способности пробуждать в душе человека ощущение сопричастности к его прошлому, настоящему, будущему. Судьба каждого города уникальна, как и судьба каждого человека. Уникальность нашего города не только в его неповторимой истории, географических, социально-экономических, этнографических и других особенностях. Он уникален тем, что носит имя святителя Димитрия Ростовского, который является заступником и духовным покровителем нашего города. Долгое время он был для нас, ростовчан, за редким исключением, неизвестным. А ведь святитель Димитрий Ростовский — один из почитаемых на Руси святых.

В национальной культуре русское благочестие веками питалось идеалами, воплощенными русскими святыми. Поэтому и Русь называли Святой. Среди святых — имена тех, кто совершали подвиги, являя новые формы подвижничества: проповедовали слово Божие, деятельно участвовали в борьбе с врагами русской земли, основывали школы, монастыри, строили больницы и странноприимные дома, приюты, помогали больным, сиротам. Путь их был труден, каждый из них совершал духовный подвиг. За это и чтили их в народе. Имена их запечатлены в книгах «Жития святых».

Один из них — Димитрий Ростовский — священнослужитель, философ и историк, литератор и драматург, учитель, подвижник и альтруист, верно служивший Богу, своему народу, гражданин и патриот.

В русле решения программных задач, в диалоге прошлого и настоящего курс призван способствовать целостному восприятию национальной культуры. Через знаковую фигуру своего времени — образ Димитрия Ростовского современный растущий человек постигает жизнеутверждающую суть роли отдельной личности в истории, которая обладает способностью формировать внутренний мир личности, крепко стоящей на земле и ощущающих свою ответственность перед жизнью на ней. Через судьбу святителя постигаются историко-культурные события нашего Отечества.

Системность и объективность в подходе к структурированию материала в программе курса проявляется в том, что, несмотря на сохранение  верности принципу светского образования в школах РФ необходимо показать органическое и исторически обусловленное в национальной культуре слияние ценностей общечеловеческих и православных начал, роль русской православной церкви и ее служителей в судьбах России. В пределах факультатива возможно наметить глубинные связи его содержания с разными видами профессионального искусства: музыкой, живописью.

Курс построен по тематическому принципу, включает 11 тем, рассматривающих жизненный путь, пастырское служение святителя Димитрия, его школу, художественное наследие и др. Он адресован учащимся старших классов общеобразовательных школ, а также учащимся педагогических колледжей и системы средних профессиональных учебных заведений.
Особая роль отводится преподавателю курса, его подготовленности, компетентности, нравственному облику. Результативность курса нам видится с воспитанием у его слушателей чувства гражданской ответственности за происходящее в мире, за судьбу своего народа, частью которого являются они сами, за активную позицию гражданина города Ростова-на-Дону, ростовчанина.

Учебный план

1.Введение в содержание курса 1 час.
2.Начало жизненного пути Святителя Дмитрия 3 часа
3.Путь ученичества отрока Даниила 3ч.
4.иноческий путь Святителя Дмитрия 3 ч.
5.Святитель Дмитрий - проповедник 3 ч.
6.Святитель Дмитрий - ученый 3 ч.
7.Минеи четьи – труд всей жизни Святителя Дмитрия  5 ч.
8.Служение архипастыря 2 ч.
9.Святитель Дмитрий и его школа 3 ч.
10.Художественное наследие Святителя Дмитрия 4 ч.
11.Святитель Дмитрий покровитель города Ростова-на-Дону 1 ч.
12.Резерв времени 5 ч.
Итого: 36 часов

ПРОГРАММА КУРСА

Тема I. Введение в содержание курса
1.1. Имена святых на карте России. Крепость и город во имя святителя Димитрия Ростовского

Тема II. Начало жизненного пути святителя Димитрия
2.1. Этнокультурная и конфессиональная ситуация на Украине во II половине XVII века, в канун рождения святителя Димитрия. Рождение и имянаречение младенца Даниила (будущего святителя Димитрия).
Традиция имянаречения в православной семье (имянаречение,крещение, святое имя, небесный покровитель). Пророк Даниил —  небесный покровитель святителя Димитрия
2.2. Детские годы отрока Даниила. Первые уроки родительского благочестия: кротость и любовь матери, воинская доблесть и отвага казака-отца. Особенности и традиции воспитания в семьях запорожских казаков
(казачий быт, традиции, устои, ценности)
2.3. Семья — исток православного образования. Церковное и светское начало в семейном воспитании. Особенности и традиции воспитания  в
православных семьях.

Тема III. Путь ученичества отрока Даниила
3.1. Даниил в Киевской Братской школе.
3.2. Православное просвещение, образование, обучение.
3.3. История Братской школы.

Тема IV. Иноческий путь святителя Димитрия
4.1. Выбор пути Даниила. Иноческий постриг с именем Димитрий,принятие монашеский обетов.
4.2. Существо иноческого подвига. Иночество: двуединое служение Богу и ближним.
4.3. Культурно-историческая роль православного иночества в России.

Тема V. Святитель Димитрий-проповедник
5.1. Иноческие послушания святителя Димитрия. Проповедничество.
5.2. Церковная проповедь как религиозное, нравственное и культурное  явление. Содержание, строй и язык церковной проповеди. 
5.3. Церковнославянский и русский язык: язык богослужения и язык проповеди.

Тема VI. Святитель Димитрий-ученый
6.1. Святитель Димитрий-ученый**
6.2. Соотношение веры, догматов и светского знания
6.3. Место и роль светского знания в православном мировоззрении

Тема VII. Минеи четьи — труд всей жизни святителя Димитрия
7.1. История труда святителя Димитрия «Минеи четьи»
7.2. Святость как явление религиозной жизни. Святые Русской Православной Церкви. 
7.3. Благодатная помощь святых.***
7.4. Житийная литература как жанр.**** История жанра. Мученические акты. Патерики и прологи. Минеи четьи.
7.5. Житие святителя Димитрия Ростовского (опыт переложения).

Тема VIII. Служение архипастыря
8.1. Митрополит Ростовский. Архипастырское служение. Святители Русской Православной Церкви.
8.2. Святитель и царь. Церковь и государство.

Тема IX. Святитель Димитрий и его школа
9.1. Святитель Димитрий — педагог.
9.2. Православная педагогика: содержание, особенности, этапы развития. Учитель и ученик.
9.3. Традиции обучения детей на Руси.*****

Тема X. Художественное наследие святителя Димитрия
10.1. Стихи и канты святителя Димитрия.
10.2. Рождественская драма. Театр святителя Димитрия.
10.3. Святые — авторы песен и стихов.
10.4. Светское искусство и православный образ жизни.

Тема XI. Святитель Димитрий-покровитель города Ростова-на-Дону
11.1. Кончина и прославление святителя Димитрия. Духовное покровительство святителя Димитрия городу Ростову.

Примечания
* Данный урок может быть построен в форме практического ознакомления с образцами православного проповеднического искусства.
** Второй частью урока может стать заслушивание микрорефератов:
«Святые-ученые».
*** Урок может быть проведен в форме беседы или дискуссии.
**** При прохождении данной темы предлагается в качестве домашнего задания прочесть житие святого, чье имя носит ученик.
***** Вторая часть данного урока может быть посвящена заслушиванию микрорефератов по изучаемой теме: «Традиции обучения детей на Руси» (на основе анализа художественных произведений).

ЛИТЕРАТУРА
Вахрина В. И. Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь в Ростове Великом. — Издание Спасо-Яковлева Димитриева монастыря, 1994
Волков А. А. Курс русской риторики. — М.: Издательство храма св. муч. Татианы, 2001. — 480 с.
Воскрешение. Сборник духовной поэзии. — М.: 1989
Воспоминания о жизни и трудах святителя Димитрия митрополита Ростовского, чудотворца. — Ростов-Ярославский: 1902
Гудинг Д., Леннокс Дж. Мировоззрение. Для чего мы живем и каково наше место в мире. Пер. с англ. — Ярославль: ТФ «Норд», 2001. — 384 с.
Гумилев Л. От Руси к России. Очерки по русской истории. — М.: 1996
Дебольский Г. С., протоиерей. Православная Церковь в ее таинствах, богослужении, обрядах и требах. — М.: 1994
Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. Х-ХХ вв. — М.: 1992
Жития и творения русских святых. — М.: «Современник», Донской монастырь, 1993
Жития святых в русской поэзии. — М.: «Лодья», 1997
Жития святых, на русском языке изложенные по руководству Четьих Миней св. Димитрия Ростовского. Книга первая, Сентябрь. — М.: Синодальная типография, 1904
Жития святых Российской Церкви (также иверских и славянских) и местночтимых подвижников благочестия. / Месяц сентябрь. — М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1993.
Иеромонах Роман. Внимая Божьему веленью. Стихи, духовные песнопения. — Минск: Изд-во Белорусского экзархата, 2000
Лихачев Д. С. Заметки о русском. — М.: 1981
Лихачев Д. С. Прошлое — будущему. Статьи и очерки. — Л.: 1985
Лобжанидзе В. Н., Лаптев Г. Ф. Путешествия по старому Ростову. Часть первая. — Ростов-на-Дону, «Донагрейн», 1997. — 186 с.
Материалы Димитриевских образовательных чтений (I, II, III, IV, V). — Ростов-на- Дону: 1996, 1997, 1998, 1999, 2000
Медынский Е. Н. Братские школы Украины и Белоруссии в XVI-XVII вв. и их роль в воссоединении Украины с Россией. — М:, Изд-во АПН РСФСР, 1954
Никитин В. Крещение Руси и отечественная культура / Малая Церковь. Настольная книга прихожанина. — М.: 1992
Никитин, архимандрит Августин. Чин Пещного действа в Новгороде Великом // Православная культура в школе. Декабрь. Учебно-методическое пособие. — М.: Издательский дом «Покров», 2003. — 320 с.
Попович, архимандрит Иустин. Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития святых". (из предисловия к труду «Жития святых», месяц январь. — Белград: 1972. — Текст находится на сайте: Вестник Германской епархии РПЦЗ)
Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII века. — СПб.: 1905
Пролог в поучениях. В двух частях. Составил протоиерей Виктор Гурьев. — Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1992
Путь на Маковец: Читаем “Житие Сергия Радонежского” Епифания Премудрого. / Учебное пособие для учащихся среднего и старшего возраста. Сост. Н. В. Давыдова. — М.: МИРОС, 1993
Русская духовная поэзия. — М.: 1996
Сборник проповеднических образцов. Проповеди свято-отеческие и церковно-отеческие. В двух частях. — СПб: издание И. П. Тузова, 1912. Репринт: М. — Рига, Б. Г.
Святитель Димитрий. Уроки благочестия. М.: 1997
Святитель Димитрий Ростовский. — Ростов-на-Дону, 1996
Святой Димитрий Ростовский и его избранные творения, переведенные на русский язык. — СПб., «Светослов», 1998 (репринт издания 1888 г.). — 256 с.
Ситько Р. М. Подвижническая деятельность Димитрия Ростовского — духовного покровителя города Ростова-на-Дону // Материалы Южно-Российской научно-практической конференции “Культура — истинная духовная ценность. Ростов-на-Дону, 2001 г.
Ситько Р. М. Димитрий Ростовский и его народная школа. Первые ростки просвещения на Донской земле // Материалы Первых Димитриевских образовательных чтений. Ростов-на-Дону, 1996
Словарь исторический о русских святых. — М.: 1990
Соловьева П. Димитрий Ростовский. // Путь просвещения. Школа православного воспитания. / Составитель сборника А. Н. Стрижев — М.: 1999
Статир, или Древний проповедник. / Русский проповедник семнадцатого века. Несколько статей из его сочинения СТАТИР. — Б. М., «СИНТАГМА», Б. Г. — Перепечатано по изданию СПб, 1883. — 206 с.
Тальберг Н. История Русской Церкви. В 2 томах. — Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994
Тареев М. М. Религиозная жизнь. / Основы христианства. Система религиозной мысли. Том дополнительный, V. — Сергиев Посад: Типография Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1911. — 264 с.
Таушев, архиепископ Аверкий. Руководство по гомилетике. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2001. — 142 с.
Толстой М. В. Рассказы по истории Русской Церкви. — Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. 1991
Федюнин Г. На Нижнем Дону. Историческое повествование. — Ростов-на-Дону: 2000
Хопко, протоиерей Фома. Основы Православия. — Минск: ТПЦ “Полифакт”, 1991
Честертон Г. К. Ортодоксия. Эссе. — М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2003. — 284 с.
Четвериков, протоиерей Сергий. «Бог в русской душе». — М.: 1998
Шестун, священник Евгений. Православная педагогика. Исторические психолого-педагогические очерки. — Самара: 1998
Энциклопедия обрядов и обычаев. — Санкт-Петербург: 1996


Страница 1 - 1 из 7
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру