Нравственный идеал как центр воспитательной системы школы

Классные часы о «Нравственном идеале, любви к Родине, служению Отечеству»

Главную задачу воспитания кратко можно определить как передачу подростку норм нравственности, норм жизненных установок, дающих ему возможность в любой жизненной ситуации сохранять нравственное отношение к окружающему миру.

В федеральном законе об образовании в подразделе «Проблемы образования» указано, (цитата) «судьба подрастающего поколения зависит от восстановления системы воспитания, определяющей  нравственные ориентиры, дающей прочную духовную опору на подлинные, а не мнимые жизненные ценности, формирующей гражданственность и патриотизм».

Весь вопрос в том, что иметь в виду, говоря о подлинных ценностях жизни: о них говорили во все времена, но вкладывали  в это понятие самые различные, а порой прямо противоположные смыслы.

Что утверждает чувства человека и его душевные качества, что определяет отношение человека  к окружающему миру и самому себе?

Бесспорным является один единственный ответ: нравственный идеал человека. Именно он и есть главный первоисточник мотивации поступков человека, формирования его жизненных вкусов и устремлений.

Нравственный идеал есть источник  правильных понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви,  уважения к старшим и Отчизне. И, наконец, именно нравственный идеал есть ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

Вот почему вопрос понимания нравственного идеала является, основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. Школа, и мы – учителя  обязаны разобраться в сложной философской категории о нравственном идеале и нравственном совершенстве и помочь своим ученикам сформировать тот самый нравственный идеал.

А как мы это можем сделать в школе?

В первую очередь, через содержание предметов школьной программы: высокое художественное достоинство великой русской классической литературы воспитывает эстетический вкус, а освоение русского литературного языка невозможно без чтения и изучения классических произведений. Русская литература  является основным предметом, который отражает в современной школе содержание русской духовной культуры. Произведения русской литературной классики имеют огромное воспитательное значение.  Они дают юношеству нравственный идеал как жизненный ориентир. Они представляют образцы гуманного отношения к ближнему, бескорыстия и гражданственности. Наконец, они в целом создают высокое представление о ценности русской культуры: весь художественный мир человека - живопись, архитектура, музыка - основан на литературе. Именно  русская литература дает возможность сохранить в  сознании юношества нравственные и художественные ценности, традиционно объединяющие общество.

Не менее  важным является в этом смысле курс отечественной истории. «Человек делает историю, - писал российский министр просвещения  К.П. Победоносцев, - но столь же верно и еще более значительно, что история образует человека». Никакое  общество не существует вне истории. Смысл отечественной истории как учебного предмета в том и состоит, что она определяет уникальные особенности жизни российского общества как единого целого на определенной территории в прошлом, настоящем и будущем.

Изучение отечественной истории значимо не только как изучение процессов развития общества. История необходима как система прецедентов для принятия решений на любом уровне - от государственных решений до деятельности каждого человека в той мере, в какой он сознает себя гражданином своей страны. В этом смысле история является учительницей жизни, воспитательницей патриотизма, гражданственности, высокого профессионализма.

Однако рамки школьного урока не позволяют в полной мере реализовать задачи и всю глубину замысла духовно-нравственного воспитания.

Важным дополнением к реализации такого воспитания средствами  учебных предметов является система  классных часов – специальных уроков,  выходящих за рамки образовательной программы, и потому позволяющих особо акцентировать внимание на вопросах духовно- нравственной жизни человека.

Подлинное  образование во все исторические эпохи нацеливается на воспитание личности в христианском ее понимании, для которого важно наличие в ней духовной основы, сопряженной с Богом. Божественный дар, данный человеку, неповторимый для каждого из нас, – это ОБРАЗ БОЖИЙ! И лишь в этом  понимании центральности образа Божия в человеке можно связать основные истины о человеке и построить целостную систему воспитания и образования в школе, в том числе и систему классных часов.

Понимание личности закладывает основные концептуальные задачи, на которые нацелены школа в целом, и конкретные учителя – предметники и воспитатели,  и которые решаются, в том числе  системой классных часов.

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит осмысление человеческой жизни, без него рассуждения о нравственности  вообще не имеют никакого смысла.

Отправной точкой урока, в том числе, и классного часа всегда был ВОПРОС. Поставим же перед собой и учеником  вопросы:

«Для чего человек живет?»,  «Кто такой нравственный  человек?», «Может ли человек быть нравственно совершенным?».

И ответы на эти вопросы нужно искать, прибегая к помощи и великому опыту Православной Церкви. В этой точке, в этих вопросах  пересекаются  задачи Школы и Церкви. Необходимо приглашать на уроки и классные часы  православного священника, который вместе с учителем помог бы разобраться в понятиях «нравственный идеал», а далее  «любовь к Родине», «служение Отечеству» и т.п.

Раскрывая понятие нравственного идеала, мы непременно придем к выводу о том, нет людей абсолютно совершенных. Но история человечества знает  идеального человека. Это – Христос, Богочеловек, приход которого ознаменовал начало Новой эры в истории человечества.

Для описания нравственного идеала человека мало набора самых красивых и хороших человеческих качеств, что в центре этого понятия должен стоять Христос Бог, через уподобление которому, через уподобление его Святым, хотя бы и отчасти, только и может совершенствоваться человек.

Недаром чтение житий Святых было самой любимой и неотъемлемой традицией на Руси для каждого русского человека, научавшей  его различать истинность и ложность, праведность и грех, осознавать смысл своего  земного существования.

В условиях современного плюрализма понимания нравственности насущно необходимо подчеркнуть важность и неотложность восстановления традиционного для России идеала нравственности, а именно, восстановления в системе непрерывного образования  традиции российского воспитания с четкими критериями личной и общественной нравственности, представленными во всей полноте в православной духовной культуре.

Истинность нравственных поступков должна поверяться по отношению только к Абсолюту, а не к разнообразным, пусть даже самым гуманным, общественным идеалам. Тогда:

–ответственность человека это ответственность перед Богом,
–терпимость к окружающим  это не толерантность в понимании всетерпимости любого греха, а видение образа Божия в каждом человеке и любовь к нему;
–отношение к Отечеству это не ожидание благ, а служение своему народу и его духовным традициям;
–цель жизни это не утоление бесконечных желаний и получения удовольствий, а преодоление повседневных трудностей  при сохранении верности идеалу;
–свобода не в том, чтобы делать все, что хочется, а в освобождении себя от плена своих желаний, в умении во многом себе отказать;
–красота это не внешняя привлекательность, а нравственное горение души;
–счастье это не обладание всеми благами жизни, а постоянная радость сердца через жертвование себя другому;
–смерть это не конец человеческого существования, а начало вечной жизни, поэтому отношение к ней определяет весь строй и образ жизни человека на земле и т.д.

Обобщая все сказанное, делаем вывод: в основе формирования духовно- нравственной личности лежит идеал не просто гуманного человека, а Христоцентричный образ, из которого и выводится вся система истинных нравственных ценностей:

–любви, добра, милосердия, терпимости, сострадания, прощения, раскаяния;
–патриотизма и гражданского долга;
–человеческого достоинства и профессионализма;
–семейных традиций и социальных отношений и пр.

Необходимо еще раз подчеркнуть, что духовно- нравственное воспитание подразумевает не развитие лишь способностей  и интеллекта, а, прежде всего, нацелено на воспитание личности целостной, творческой, активной, и тут  мотивация всех методов, направленных на развитие учеников, обязательно лежит в области религиозных устремлений человека.

Задача каждого преподавателя и воспитателя  дать ученикам определенный, неисчезающий во времени, прочный нравственный стержень, на котором они сами будут строить впоследствии прочное здание ясного,  разумного понимания нравственной жизни.

Уместно сказать, что воспитание всегда осуществляется через встречу  – ведь подобное создается подобным!

В основании классных часов, посвященных вопросам нравственности, лежит понимание смысла человеческой жизни, без которого рассуждения о нравственности не имеют вообще никакого смысла.

Если мы хотим достичь поставленной цели,  то мы с вами сами должны обладать этим нравственным идеалом, и дать нашим ученикам возможность встретиться с людьми, имеющими такие же устремления.

С точки зрения такой позиции в воспитании, в понятия «любовь к Родине», «служение Отечеству», «нравственный идеал» вкладывается вполне определенный смысл, раскрываемый на специальном содержании классных часов.

Достоинство человека с этой точки зрения головокружительно высоко, ибо человек подобен Богу и обязан быть праведен и свят.

Вполне понятно, что мы, воспитатели в школе, имеем общие  задачи воспитания  подростков, которые решаются и Православной Церковью.

Стояние за Правду, самоотверженное  бескорыстное служение своему  народу являются наиболее характерными нравственными чертами русского православного воинства. В русском народе идеалы воинского служения всегда были очень высоки, потому так много святых князей воинов – от Александра Невского и Дмитрия Донского  до Федора Ушакова воина Евгения, погибшего в Чечне. Все они являют живой и яркий пример служения нравственному идеалу.

Через знакомство с историей жизни (житием) известных воинов –героев, через встречи с ветеранами войн, полковыми священниками необходимо дать возможность подросткам впитывать живительную силу личного примера стойкости духа и служения своему народу и Отечеству.

Нам сейчас, в период хулы на армию, на ее боевой дух очень важно осознать источники мужества и непобедимости наших предков. Отечество должно предстать подростку не как гарант социальных благ, наград, почестей,  но как крест, который в любых обстоятельствах нужно нести с любовью и благодарностью.

Такая работа на классных часах поможет донести до подростка истинный смыл понятий патриот, гражданин, честь, достоинство, защитник Отечества, подвиг, мужество и другие.

Однако нынешняя идеология средней школы, несмотря на официальные заявления высоких государственных лиц, склонна рассматривать указанный духовно-нравственный тип личности как цель образования скорее в исключающем смысле.

В чем основная трудность? Духовно-нравственный тип личности действительно несовместим с материалистическим миропониманием, которое фактически остается основой государственной идеологии: нельзя служить двум господам сразу, потому что назначение человека либо в удовлетворении всякого рода потребностей, либо в служении правде Божией.

Но если в школе допускается, хотя бы как один из вариантов в плюралистическом обществе, такой духовно-нравственный тип личности, то, как быть с учебниками биологии, истории, права, литературы, философии и вообще с содержательным аспектом школьной программы?

И как быть с учителем, которого учили в институте, что человек произошел от обезьяны, что человеческое общество все время прогрессирует, что право есть выраженная в законе воля господствующего класса?

Очевидно, что оптимальная модель духовно-нравственного образования в государственной светской школе еще не выработана. Выработать ее на бумаге не представляется возможным - только практическая работа с ее неизбежными трудностями и ошибками даст реальное представление о том, как это сделать.

Существует ли необходимость духовно-нравственной личности как цели (или одной из целей) современной российской государственной образовательной системы? Ответ на этот вопрос зависит от государственного самосознания российской власти.

 

 


 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру