Личность как центральный психологический феномен

В чем специфика человека как личности? Существует целый ряд сходных терминов, и очень часто они используются в качестве взаимозаменяемых. Это индивид, характер, индивидуальность, человек, субъект (деятельности, жизнедеятельности, жизненного пути). Человек не сразу становится личностью – и в процессе своего исторического существования, и в процессе индивидуального развития (в онтогенезе). Следовательно, личность – это особое качество человека, имеющее определенные функции. Универсальным (родовым) понятием в ряду названных терминов выступает, конечно, "человек", объединяющий в себе различные начала – телесное и духовное, осуществляющий себя в жизнедеятельности на разных ее уровнях. Говоря об индивиде, имеется в виду как раз телесная оболочка человека, его соматические свойства (например, в подходе Б.Г.Ананьева). Характер дает представления о типичных для человека способах взаимодействия с другими людьми (Панферов В.Н., 1996; Лазурский А.Ф.,  1923 и др.).
 
Индивидуальность первоначально понималась тождественной личности: это тождество проявляется в сохранившемся понятии "индивидуум", что по латыни означает "неделимый". Сближает это понятие с понятием личности его характеристика человека как уникальной целостности. Однако со временем акцент со свойств высшего уровня, преимущественно духовных (как это было, например, в патристике), сместился сейчас ко всем свойствам человека, включая биологические. Кроме того, в личности мы подчеркиваем не только уникальные "высшие" свойства человека, но и те, которые являются общими для всех людей, подчеркивая родовую сущность человека, его субъективность, то, что характеризует общую для всех людей жизненную задачу. Следовательно, сущность феномена личности неотъемлема от направленности.
 
Понятие субъекта, разработанное наиболее глубоко в отечественной психологии, пожалуй, ближе всего к понятию личности. Когда речь идет о субъекте, имеется в виду самый широкий контекст жизненного творчества, созидания своей истории. Субъектность, соответственно, рассматривается как высшая системная целостность всех качеств (Брушлинский А.В., 1995), целостная характеристика активности человека (Осницкий А.К., 1996), произвольность действий, поступков, поведения, деятельности и субъективность психических образов и личного отношения к людям, вещам и себе (Панферов В.Н., 2000б), содержательно-действенная характеристика активности, в которой подчеркивается интенциональность субъекта (Глуханюк Н.С, 2000). Сегодня существует достаточно много исследований, посвященных анализу феномена субъектности. Такое исследовательское направление находится в контексте более широкого антропологического подхода, подчеркивающего единство человека и мира, в котором он существует.
 
Человек и мир – не в этом ли ключ к решению?
 
В самом деле, вопрос о причастности человека к бытию – это центральный вопрос во все времена. Взаимосвязь внутреннего и внешнего в человеке отражается в ряде самых разных понятий, и все они могут помочь в понимании сущности личности: "жизнедеятельность", "рефлексия", "интериоризация –экстериоризация", "поступок", "установка", "переживание", "отношение". В многочисленных и совершенно разнородных попытках определить личность обращает на себя внимание настойчивое стремление найти специфику личности в особенностях взаимодействия человека с окружающим миром. Используемая терминология при этом может быть самой разнообразной. В самом общем плане можно предположить, что личность и есть инструмент взаимосвязи внутреннего и внешнего в человеке. Отсюда вытекает и ее специфическая функция: личность "отвечает" за внутреннюю организацию субъективного и за ее воплощение вовне. То есть к функциям личности относятся: выделение себя из окружающего мира (это связано с задачей внутренней организации субъективного) и регуляция взаимодействий с внешним миром. Чем же отличается личность от субъекта? Подсказку можно найти в ряде работ отечественных мыслителей, обращавшихся к понятию о человеке как субъекте своей жизни, т.е. ее активном участнике. Это идея о том, что становление субъекта служит необходимой предпосылкой формирования личности. Личность же может быть понята как более высокий уровень психологической организации человека, включающий (в преобразованном виде) характеристики человека как субъекта жизнедеятельности, а также, помимо этого, и другие признаки. Прежде всего, это относится к тем свойствам личности, наличие которых позволяет говорить о ней как об оценочной категории. Это наличие осознанного нравственного идеала и, соответственно, те формы активности, которые свойственны человеку в связи со стремлением достичь соответствия идеалу, т.е. формы нравственного самоопределения.
 
Взаимосвязь внутрипсихической организации и внешнего мира человека определяют его базовые жизненные ориентации жизнедеятельности, названные нами при разработке концепции человека как субъекта жизнедеятельности субъект-объектными ориентациями в жизненных ситуациях (Коржова Е.Ю., 2002).

Жизненная ситуация как фрагмент среды, внешние по отношению к человеку обстоятельства жизнедеятельности, с которыми человек связан непосредственно и неразрывно, выступает в качестве "проявителя" субъектности. Таким образом, понятие субъекта жизнедеятельности наиболее близко по своему значению к понятию личности, но не тождественно ему. Личность предстает как субъект жизнедеятельности, осуществляющий нравственный выбор. Поскольку личность, таким образом, характеризует более высокий уровень психологической организации человека, то свойства человека как субъекта на уровне личности выступают в преобразованном виде, подвергаются трансформации (Панферов В.Н., 2000б). Это накладывает специфику на основные личностные образования, которые  будут подробно рассмотрены в главе 3. Резюмируя, отметим, что личность может быть, прежде всего, понята как центральный психологический феномен, интегрирующий и регулирующий всю психологическую организацию человека.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру