«Объектная» модель личности в ортодоксальном и близких к нему психоаналитических подходах

Психодинамическая концепция З.Фрейда; личность в межперсональной теории психиатрии Г.Салливана; теория Эго и защитных механизмов А.Фрейд; эпигенетическая концепция Э.Эриксона

Личность как страдающий человек из-за неизбежных противоречий между телесной природой и социальной средой: личность "обывателя", чуждого творчества и "вечных вопросов". – Истоки: многовековая история философии, естественно-научная (клиническая) база. – Жизненная задача личности: бессознательное удовлетворение потребностей, как правило, биологических, с целью редукции напряжения. – Источник внутрипсихической организации – инстинкты, принцип внутрипсихической организации – их удовлетворение в борьбе личностных структур. – Способ взаимосвязи внутрипсихической организации и внешнего мира: "посредник", выполняющий роль "уменьшителя" конфликта между человеком и обществом. – Внешняя реализация внутрипсихической организации: реализация бессознательного как основной части личности; защитные механизмы как препятствия. – Характеристика отдельных аспектов развития с развернутой периодизацией. – Норма и патология личности: по критерию успешности приспособления к окружающей среде (по социальной приемлемости реализации инстинктов). – Методология психического детерминизма; методы исследования бессознательного психического в тесной связи с практикой психоанализа. – Психологическая помощь личности как стимуляция выражения вовне бессознательных переживаний. – Типологии характеров в соответствии с фиксацией неразрешенных конфликтов в процессе онтогенетического развития.

Общая характеристика и исторические предпосылки.

Первый вариант "объектной" модели, характеризующий концепции ортодоксального психоанализа и близких к нему психоаналитических подходов, представлен психоаналитической концепцией З.Фрейда, межперсональной теорией психиатрии Г.Салливана, теорией эго и защитных механизмов А.Фрейд, эпигенетической концепцией Э.Эриксона. Это классический психоанализ в лице З.Фрейда и те концепции, которые, при несогласии с З.Фрейдом в ряде моментов относительно понимания личности, в главном не противоречат его подходу. Это концепции, которые радикально не изменяют представление З.Фрейда о человеческой природе и направленности личности.

Заранее стоит сделать оговорку, что речь идет здесь не о психоанализе в целом, а лишь о том понимании личности, которое отразили в своих концепциях его представители. В самом деле, психоанализ – не только учение о личности, и не только психологическое учение. Это еще и философия, и методология, и метод исследования бессознательного психического, и способ лечения душевных болезней, и традиция исследования художественного творчества. В соответствии с задачами настоящего пособия, нас будет, прежде всего, интересовать взгляд на личность.

Психоанализ – известнейшее направление западной мысли, оказавшее мощное и противоречивое влияние на цивилизацию ХХ века.  В конце XIX века психология складывалась как психология сознания. З.Фрейд осуществил психологическую революцию, стремясь раскрыть сложность, многоплановость, противоречивость внутреннего мира, включив в предмет анализа психического, помимо сознания, область бессознательных переживаний. Сопоставление, выявление антагонизма между сознанием и бессознательным привело к своеобразному пониманию личности как страдающего человека и мучающегося из-за неизбежных противоречий между социальным, цивилизацией, культурой, и биологическим, телесной природой человека. Однако возможность непротиворечивости и целостности человека, возможность гармонии между биологическим и социальным осталась в психоанализе (особенно в классическом) не рассмотренной. Тот вариант личности, который был описан на основе наблюдения за невротичным пациентом, дает характеристику "буржуазного обывателя", чуждого творчества и "вечных вопросов". Поэтому психоанализ обрел такую популярность: он объяснял человеку его деперсонализованную сущность.

С.Мадди (2002) рассматривает соответствующую "модель конфликта", согласно которой конфликт неизбежен для личности. Культура враждебна агрессивной и похотливой природе человека, а религия, которую З.Фрейд выводит из детской беспомощности, еще и культуре, понимаемой как борьба за выживание.

Сам термин "психоанализ" появился в 1896 г. З.Фрейд употребил его для описания своего метода. Это официальная дата рождения психоанализа. Основные положения психоанализа сложились в первое десятилетие ХХ века, затем происходила его детализация. В качестве методологической основы психоанализа выступил психический детерминизм – учение о психической причинности, согласно которому любая модель, чувство, действие имеют причину. Сам З.Фрейд, говоря о структуре общей теории психоанализа, понимал его как единство учений о бессознательном в качестве главной части психики (фундамент), детской сексуальности (связующее звено) и теории сновидений (производное).

В концепции З.Фрейда впервые в западной культуре была рассмотрена динамика личности в ее сложности и противоречивости. Однако отдельные идеи, такие как существование бессознательного, либидо, были высказаны задолго до З.Фрейда. Так, бессознательное являлось предметом философии, по крайней мере, со времен Г.Лейбница (Э.Гартман и др.), а либидо еще Платон охарактеризовал как силу, управляющую не только поведением человека, но и всем миром (Роменець В.А., Маноха I.П., 1998). "Метафизика половой любви" была рассмотрена А.Шопенгауэром, Л.Фейербахом, В.Вундтом и др. Идея вытеснения рассматривалась в философии Ф.Бэкона, И.Гербарта; явления сопротивления описывались в трудах И.Фихте, Л.Фейербаха, Т.Липпса. О забытых, но не устраненных впечатлениях речь идет в платоновской концепции "анамнесиса", или воспоминания, и в работах М.М.Троицкого, фактически предвосхитившего идеи З.Фрейда о значении воспроизведении ранее имевших место переживаний. С  древности мыслителей занимал вопрос о сновидениях и их толковании (Платон, И.Кант, А.Шопенгауэр, В.Вундт, А.Бергсон, Н.Я.Грот). Один из ведущих постулатов  - постулат об "эдиповом комплексе" - заимствован из древнегреческой трагедии Софокла  "Царь Эдип". Идея "цензуры" между сознательным и бессознательным рассмотрена у русского психиатра В.Х.Кандинского. Понятие "Оно" использовали Г.Гроддек, Ф.Ницше, И.Фихте, "свех-Я" (идеальное Я) – Арез (ученик Платона), И.Фихте, М.Шеллинг, Т.Липпс. Аналогичным образом, фактически все основные идеи и понятия психоанализа были сформулированы задолго до его оформления. Все это свидетельствует о глубокой философской базе психоанализа (Лейбин В.А., 1990, 2000, 2002).

Вторым источником психоанализа являются естественно-научные предпосылки, клинический опыт в психиатрии (совместная работа З.Фрейда с Ж.Шарко и И.Брейером, нейропсихиатром У.Уайтом) и исследование механизмов гипноза, истерии. Правда, как пишет В.А.Лейбин (1995), клиническая практика служила лишь для эмпирического подтверждения психоаналитических идей. Наконец, в психоанализе, как ни в каком другом направлении, была распространена практика обучения психоанализу "из рук в руки", и такой индивидуальный подход способствовал глубокому усвоению "на себе" психоаналитических идей и обмену ими.

Близкие к подходу самого З.Фрейда концепции, не отвергавшие основные положения психоанализа, развивались в Европе и в США, хотя, как известно, З.Фрейд не терпел малейших отступлений от ортодоксального психоанализа. А.Фрейд сосредоточила внимание на проблеме Эго, лишь вскользь затронутой З.Фрейдом, и вопросах детского психоанализа. В американском направлении психоанализа Г.Салливан дополняет учение З.Фрейда концепцией межличностных отношений, а Э.Эрикон, как и А.Фрейд, разрабатывает эго-психологию, в качестве центральной видя проблему развития эго-идентичности.

Краткая биографическая справка

З.Фрейд. Зигмунд Фрейд, S.Freud (1856-1939) родился на окраине Австро-Венгрии в городке Фрейберге   (Моравия, ныне часть Чехии, г. Пршибор) в семье еврейского торговца среднего достатка. Через 4 года, испытывая финансовые трудности семья переехала в Вену, где З.Фрейд и прожил около 80 лет. В 17 лет с отличием окончил гимназию и поступил на медицинский факультет Венского университета. Окончив его в 1881 г. с ученой степенью по медицине, занимался частной практикой. С 1885 г. стал преподавать в Венском университете.

Первые научные исследования, связанные с изучением свойств кокаина, З.Фрейд провел в 1884-1887 г.г. В течение года З.Фрейд учился у знаменитого психиатра Ж.Шарко в Париже, изучая методики гипноза, а по возвращении в Вену, изучал динамику истерии совместно с психиатром Й.Брейером. Основания психоаналитической теории были опубликованы в 1900 г. в первой большой книге "Толкование сновидений", оставшейся незамеченной, через год – в "Психопатологии обыденной жизни". Всего творческое наследие З.Фрейда составляет 24 тома. Основные положения и принципы психоаналитической теории изложены в книге "Введение в психоанализ. Лекции".

В 1902 г. З.Фрейд стал профессором и тогда же организовал научное общество, в которое вошли его многочисленные последователи (К.Юнг, Ш.Ференчи, К.Абрахам, О.Ранк, А.Адлер и др). Многие, впоследствии порвав с З.Фрейдом, создали собственные направления. З.Фрейд основал Международную психоаналитическую ассоциацию и психоаналитический журнал, занимался частной практикой, развивал и распространял свое учение. В 1938 г. после уплаты выкупа с женой и дочерью Анной уехал из фашистской Австрии в Англию (Лондон). На учение З.Фрейда, как он сам и полагал, наибольшее влияние среди философов оказали Ф.Ницше и А.Шопенгауэр; среди физиологов Э.Брюкке, под руководством которого он работал после окончания  Венского университета.

Г.Салливан. Гарри Стэк Салливан, H. Sullivan (1892-1949) родился на ферме близ Норича (штат Нью-Йорк). В детстве страдал от чувства одиночества, болел шизофренией. Одиночество он испытывал всю жизнь, семьи не создал. Окончил в 1917 г. Чикагский муниципальный колледж. Во время Первой мировой войны служил в армии. После войны работал по специальности в Федеральном совете профессионального образования и в Службе народного здоровья. С 1922 г. работал в больнице Вашингтона (штат Колумбия). Занимаясь исследованиями в области шизофрении, применял созданные им методы лечения и приобрел репутацию блестящего клинициста. В это время Г.Салливан познакомился с У.Уайтом, лидером американской нейропсихиатрии, который оказал на него большое влияние. Переехав в Таусон (штат Мэриленд), Салливан работает в психиатрической больнице и преподает в университете, начинает разрабатывать свою теорию межличностных отношений (с 1929 г). В 1931 г. переезжает в Нью-Йорк и открывает собственный кабинет. В это время проходит официальное обучение психоанализу (Г.Салливан подвергался курсу психоанализа еще в студенческие годы) у Клары Томпсон, ученицы Ш.Ференчи. В 1933 г. становится президентом Психиатрического фонда У.Уайта (до 1943 г.), в 1936 г. – директором основанной фондом Вашингтонской школы психиатрии. С 1938 г. Г.Салливан становится соиздателем, затем единственным издателем журнала "Психиатрия". В 1940-1941 г.г. работал консультантом в системе призывной службы. В конце 40-х участвовал в разработке проектов ЮНЕСКО по изучению влияния напряженности на межличностные отношения. При жизни опубликовал единственную книгу "Концепции современной психиатрии". Рукописи, лекции посмертно вошли в 5 книг, среди которых "Межличностная теория психиатрии", являющаяся наиболее полным описанием концепции межличностных отношений. На становление теории Г.Салливана, помимо нейропсихиатрии и психоанализа З.Фрейда, оказала влияние Чикагская социологическая школа (Г.Мид, У.Томас, Э.Сепир).

А.Фрейд.  Анна Фрейд, A.Freud (1895-1979) родилась в Вене младшей из шести детей З.Фрейда. Училась в частной школе, затем в муниципальной школе и в частном лицее, окончила его в 1914 г. Получив педагогическое образование, следующие пять лет преподавала в частной школе. С 1918 г. по 1921 г. проходила психоанализ у своего отца. В 1923 г. открыла собственную практику, работая с детьми и разрабатывая психоанализ детского возраста. С 1923 г. ухаживала за больным отцом, доверяющим ей все свои дела. В 1924 г. А.Фрейд стала секретарем Венского психоаналитического института, который возглавила Х.Дейч,  и читала в нем для педагогов лекции по детскому психоанализу. Лекции вошли в первую книгу А.Фрейд "Введение в технику детского психоанализа". А.Фрейд в 1931 г. становится секретарем Венского психоаналитического общества. В 1936 г. вышел основной теоретический труд "Эго и механизмы защиты", в котором изложена концепция защитных механизмов. В 1938 г. А.Фрейд с отцом и матерью удается выехать в Англию. После смерти З.Фрейда издает собрание его сочинений. В 1939 г. открыла ясли-приют для детей-сирот, в котором работала во время войны  до 1945 г. В 1947 г. в Хэмпстеде открыла курсы по детскому психоанализу. До 1982 г. проводила психоанализ пациентов. Несколько раз побывала с лекциями в США. В 1965 г. вышел итоговый труд – "Норма и патология в детстве". В 1983 г. А.Фрейд становится почетным президентом Международной психоаналитической ассоциации.

На профессиональное становление А.Фрейд оказали влияние работы ее отца и других психоаналитиков, а также труды М.Монтессори, посвященные детской психологии и, как полагала А.Фрейд,  произведения художественной литературы (И.Гете, Р.Рильке).

Концепция А.Фрейд оказала значительное влияние на подход Э.Эриксона.

Э.Эриксон. Эрик Эриксон, E.Erikson (1902-1994) родился во Франкфурте-на-Майне, вскоре после рождения был усыновлен отчимом-педиатром. В 18 лет окончил классическую гимназию. После годичного путешествия по Европе обучался живописи в художественной школе Франкфурта, затем в Мюнхене и Флоренции. В 1927 г. стал преподавать живопись и историю в экспериментальной школе в Вене детям родителей, обучавшихся психоанализу. С 1927 по 1933 г.г. Э.Эриксон обучался психоанализу у А.Фрейд и участвовал в семинарах Венской психоаналитической школы, обучался также в ассоциации учителей Монтессори. В 1933 г. эмигрировал в США. Преподавал в Йельском университете, в университете Беркли (Калифорния),  в конце жизни в Гарварде. Интерес к влиянию культуры на развитие ребенка возник после антропологической экспедиции в Южную Дакоту и наблюдения за детьми индейского племени сиу. В 1939-1949 г.г. жил в Сан-Франциско, занимался детским психоанализом, с 1942 г. преподавал в качестве профессора в университете Беркли. Первая книга "Детство и общество", в которой изложены основные научные идеи эпигенетической теории, представляющей модель стадий развития человека, Э.Эриксона, опубликована в 1950 г.  В 1975 г., уйдя в отставку, вернулся в Сан-Франциско. Помимо "Детства и общества", наиболее известна его книга "Идентичность: юность и кризис". Литературное признание Э.Эриксону принесли биографические исследования "Молодой Лютер" и "Истина Ганди". До конца жизни активно участвовал в Центре Эриксона в Кембридже (штат Массачусетс).

На формирование идей Э.Эриксона, относящихся к проблеме развития Эго, оказали влияние психоанализ З.Фрейда (Э.Эриксон считал себя не "неофрейдистом, а "постфрейдистом") и кросскультурные исследования детского развития.

Жизненная задача личности
 
В рамках "объектной" модели личности жизненная задача сводится к удовлетворению потребностей, которые имеют, как правило, биологическую природу. Вместе с тем, некоторыми авторами называются, наряду с биологическими, потребности психологические. Эти потребности неподвластны человеку и бессознательно управляют его поведением. Цель удовлетворения потребностей – редукция напряжения, достижение равновесия со средой (приспособление, гомеостаз).

З.Фрейд разработал, в связи с рассматриваемой  проблемой, модель, согласно которой жизнь человека реализуется по принципу реальности – максимизации удовлетворения инстинктов (инстинктов жизни и инстинктов смерти, соотносимых с сексуальным (либидо) и агрессивным их дериватами) при минимизации наказания и вины. Данный жизненный принцип определяет цель в поддержании динамического равновесия, в соответствии с которым достигается удовольствие (это принцип существования бессознательного) в результате снижения напряжения. Это компромисс, связанный с неизбежностью конфликта между эгоистичным человеком и обществом.

Идеал, в связи с этим, состоит в блаженстве покоя, что в принципе невозможно из-за постоянного воздействия инстинкта.

Представление Г.Салливана о жизненной задаче личности можно сформулировать как реализацию, с одной стороны, стремления к удовлетворению потребностей, биологического по своей природе, и стремления к безопасности, с другой, психологического по своей природе.  В более позднем изложении Г.Салливана это максимизация переживания удовлетворенности при минимизации переживания незащищенности (Цит. по: Мадди С., 2002). Эти два стремления находятся в постоянном взаимодействии, не существуя изолированно. Даже такие биологические потребности как потребность в пище, воде, имеют отношение к потребности защищенности. Тем самым Г. Салливан показывает, что любое качество влияет на взаимодействие личности с окружающим миром.

А.Фрейд и Э.Эриксон в основных положениях своих концепций эго-психологии сохраняют идеи З.Фрейда о природе человека и направленности личности, особое внимание уделяя закономерностям Эго.

А.Фрейд, принимая "объектную" модель личности З.Фрейда, также придерживается позиции, согласно которой достижение равновесия является ведущим жизненным принципом. Это достижение максимально возможного удовлетворения биологических инстинктов (как у З.Фрейда, преимущественно сексуальных и агрессивных) при минимальном негативном воздействии на эго со стороны социума. В отличие от З.Фрейда, особое внимание уделяется функционированию эго, в связи с которым и рассматривается это основное жизненное противоречие.

Э.Эриксону также близка гомеостатическая позиция З.Фрейда, однако  он меньше делает акцент на ведущей роли биологических инстинктов и, соответственно, их удовлетворении. На каждой стадии развития на протяжении всего жизненного цикла жизненная задача – успешный "выход" из неминуемого кризиса, удовлетворение потребностей, соответствующих стадии, что приводит к достижению равновесия со средой. Врожденные, "базовые" силы обладают позитивным потенциалом, а не только, как у З.Фрейда, деструктивным. Таким образом, жизненная задача зависит от стадии эпигенетического 1 развития. Разрешение ее в процессе кризиса необходимо для перехода на следующую стадию (1996а).

Источник и принцип внутрипсихической организации

Общее представление для всех авторов, рассматриваемых в настоящей главе, об источнике внутрипсихической организации, заключается в наличии инстинктов, в результате удовлетворения которых происходит редукция напряжения. Классическая личностная структура "ид" – "эго" – "суперэго", компоненты которой своеобразно взаимодействуют друг с другом, присутствует в концепции З.Фрейда, А.Фрейд, Э.Эриксона. Г.Салливан говорит о динамическом центре межличностных отношений.

Источник внутрипсихической организации, по З.Фрейду, находится в инстинктах, представляющих состояние организма как источник возбуждения (потребности), трансформирующееся на психологическом уровне (желание). Инстинкты врожденны, бессознательны, принадлежат сфере "ид". Это единственные источники поведения. Все интересы, привычки и т.д. от них производны. Две большие группы инстинктов – инстинкты жизни и инстинкты смерти. Они могут смешиваться и замещать друг друга. Наиболее мощными являются сексуальные инстинкты. Либидо – энергия сексуальных инстинктов как жизненных инстинктов в целом.

Личность состоит из трех систем: ид, эго суперэго. Они тесно взаимосвязаны в отношениях конфликта. Ид – базовая характеристика личности  (две остальные системы производны), источник психической энергии. Ид примитивно, неорганизованно, не изменяется во времени, не контактирует с внешним миром, наследуется, активно, иррационально, инфантильно. Включает неосознаваемые или отвергаемые мысли. Это – система, служащая взаимодействию с окружающим миром. Его функция – регуляция уровня напряжения. Супеэго – цензор, судья, моральные нормы, стандарты поведения. Обладает тремя функциями: это совесть, самонаблюдение формирование идеалов. Ид, эго, суперэго могут рассматриваться как биологическая, психологическая и социальная составляющие личности (1995).

Г.Салливан личность понимает как гипотетическую сущность, "иллюзию", которая обнаруживается не внутрипсихическими образованиями, а межличностными событиями, т.е. когда человек вступает в контакты с другими людьми – не обязательно реально существующими. Они могут быть воображаемыми персонажами, фольклорными (литературными) героями, далекими предками и потомками. Интраперсональное – продукт интерперсонального. Тем не менее, Г.Салливан полагал, что личность – динамический центр в системе межличностных отношений, "квазистабильный фокус", функция персонификации в системе "эго" (1999).

Персонификации – индивидуальные образы себя или других, возникающие в межличностной ситуации при удовлетворении потребностей или пробуждении тревоги. Они закрепляются в стереотипах и могут быть адекватными или искаженными. Г.Салливаном описаны персонификации "мать–плохая", отражающая представления ребенка о тревожной, агрессивной матери, "мать–хорошая" при материнской ласке и спокойствии, персонификации "Я" ("Я-плохой", при несоответствии социальным требованиям, "Я-хороший", при одобрении, "не-Я", при сильной тревоге), персонификация идола (воображаемые люди или черты, приписываемые им).

Кроме того, личность Г.Салливаном понималась и как особая когнитивная система, которой присущ тот или иной способ мышления:  1) прототаксис  (наиболее ярко проявляется в первые месяцы жизни, характеризуется отсутствием связи между ощущениями); 2) паратаксис ("фальшивое осознание причинности" в событиях, возникающих одновременно, но логически не связанных, пример – суеверия); 3) синтаксис (высший, логический способ мышления, устанавливает логические связи событий).

Источник внутрипсихической организации – напряжения  (энергия, в ее чисто физическом смысле) – это потенциальные возможности действий, как осознанные, так и неосознанные. Они могут быть согласовывающими (вызываются биологическими потребностями как дисбалансом между человеком и внешним и внутренним миром) и рассогласовывающими (вызываются тревогой как угрозой, не способствующей целенаправленному поведению). Тревога – это первоисточник всех форм поведения, она передается ребенку тревожной матерью во время эмпатического процесса неясной природы. Тревога препятствует удовлетворению потребностей и негативно действует не только на детей, но и на взрослых.

А.Фрейд в качестве движущей силы развития личности, как и З.Фрейд, отмечает инстинкты, однако в ее интерпретации они не обладают такой всеобъемлющей властью над "эго".  А. Фрейд показала, что "Я" принадлежит ведущая сила в организации защитных механизмов. Основная  структура личности, предложенная З.Фрейдом, у А.Фрейд сохраняется, ею используется эта же терминология, однако, в соответствии с ее общей позицией относительно главенствующей функции Эго, в качестве источника и принципа организации внутрипсихической организации личности выступает исходящее от эго стремление защищаться. Соответственно, и концепция личности в подходе А.Фрейд может быть представлена как концепция защищающегося эго, находящегося в конфликте с инстинктами. А.Фрейд рассматривает три сильных мотива защиты от инстинкта: тревога "сверх-Я", объективация тревоги и тревога вследствие "силы" инстинкта. Чтобы избавиться от тревоги, возникает ряд внутренних конфликтов. При удовлетворении инстинкта возникают первичная удовлетворенность и вторичная неудовлетворенность (бессознательное чувство вины или "наказание" со стороны общества).

Э.Эриксон также сохраняет предложенную З.Фрейдом трехчленную структуру личности "ид"-"эго"-"суперэго", но, как и А.Фрейд, в соответствии с позицией эго-психолога, в качестве центрального элемента рассматривает эго. Именно на эго, с точки зрения Э.Эриксона, лежит ответственность за успешность адаптации, приспособления к среде. Возможность этого обусловливается активной ролью когнитивных процессов, а именно, восприятия (которое, по Э.Эриксону, должно быть реалистическим) и мышления (которое должно быть рациональным). Одно из центральных понятий модели Э.Эриксона – идентичность как сознательное ощущение своей уникальности, как неосознанное стремление личности к целостности и тождественности, как критерий внутренней гармонии и единства ("синтез эго"), как ощущение солидарности с идеалами общества и авторитетных людей. Таким образом, достижение (в подростковом возрасте) и последующее развитие идентичности представляют главную нить личностного функционирования. Идентичность формируется в результате "фильтрации" социально значимых моделей, интеграции разных идентичностей (1996б).

Примечания:

1.Эпигенез – от греч. "эпи" – над, "генезис" - рождение, - развитие элемента над другими. В модели эпигенетического развития Э.Эриксона каждая последующая стадия определяется предыдущими.


Страница 1 - 1 из 3
Начало | Пред. | 1 2 3 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру