Всамделишная сказка

Что такое сказка? Сказка – это суть народа, его корни, его душа. Приобщение ребенка к культуре и народным традициям невозможно без близкого знакомства с фольклором.

Сегодня массовая культура, компьютерные игры, эстрадная музыка, молодежная мода стирают национальные границы и ценности. Однако все-таки есть еще те островки народного, культурного наследия, которые помогают родителям  воспитать в детях любовь и понимание своей Родины.

Одним из таких островков можно назвать Детский музей "Дом сказок "Жили-были". Теперь детских центров появилось великое множество, однако Дом сказок все равно резко выделяется на фоне других заведений. Отличительная особенность, так сказать "соль" музея - в необычной подаче материала, в неординарных формах работы с маленькими посетителями. Речь идет об интерактивных театрализованных экскурсиях, во время которых у детей есть возможность превратиться в сказочных героев, нарядиться в костюмы персонажей, пройти различные испытания, и, сделав правильный нравственный выбор, победить злые силы.

Дом сказок – это дом в полном смысле слова - деревянная двухэтажная изба, состоящая из нескольких комнат, волшебного подвала и волшебного чердака. На входе ребят приветствует Кот Ученый, сидя на огромном стуле с высокой спинкой и держа в лапах книгу сказок.

Детей проводят по всему дому, рассказывая различные сказочные истории, показывают предметы быта разных стран и народов, волшебные вещицы, а, самое главное, позволяют все потрогать, пощупать, надеть, покрутить и повертеть. В одной из комнат ребята залазят на полати и оттуда смотрят представление актеров. Причем влезать на лежанки нужно через русскую печь, как в сказке. Но просто лежать дети долго не могут, внутренняя энергия просит выхода. Для этого педагоги устраивают подвижные игры, многие из которых давно и незаслуженно позабыты, водят хороводы, танцуют и поют.

Такой занимательный подход заинтересовывает ребенка, малыш открывается и не только усваивает определенные поведенческие установки, но и знакомится с культурными и бытовыми традициями различных народов. Именно в этом, прежде всего, видят свою задачу сотрудники и основатели музея.

На сегодняшний день в музее более 15 различных тематических программ: по русским народным сказкам, по сказкам русских писателей, по сказкам западных писателей и т.п. Однако русская тематика превалирует, так как самые востребованные программы – это все-таки славянская мифология, народные сказки и былины.

Вообще, изначально предполагалось создание целой сети музеев, посвященных различным сказочным героям, писателям, темам. Однако на деле все оказалось сложнее, и первое время действовал только музей "Жили-были". Но через некоторое время начал функционировать "Музей русских сказок", а в 2000 году открылся "Музей Буратино-Пиноккио".

"Во Флоренции на Родине Пиноккио и Буратино в издательстве Джутти есть комната, где собраны различные издания об этих литературных героях со всего мира. Но это музей книг. А такого музея, как у нас больше нет", - говорит художник, заслуженный деятель искусств Леонид Викторович Владимирский, знаменитый иллюстратор книг о приключениях Буратино.

Интересно, что этот музей стал в определенной степени центром работы с местным населением. Здесь, помимо тематических программ, ведется работа со школами, устраиваются дни рождения, праздники, встречи с художниками, писателями, артистами и музыкантами.

В последние три года Дом сказок совместно с благотворительным фондом "United way Moscow" осуществляет потрясающий проект  "Прикосновение к сказке", предназначенный для слепых и слабовидящих детей.  Для этого был организован выездной театр, в котором работают профессиональные актеры и педагоги. Они приезжают в  специализированные детские сады и другие учреждения для слабовидящих детей, и показывают сказки. Начинался этот замечательный проект в Москве, но теперь его распространили как на ближайшее, так и на дальнее Подмосковье, чтобы детишки с ограниченными возможностями тоже могли "заглянуть" в завораживающий мир сказок.

О Доме сказок, их трудностях и успехах, мы побеседовали с директором музея Пискаревой Татьяной Викторовной:

Корр.: Кто придумал форму интерактивной игры?

Т.В.: Ну, я думаю, что подобная форма существовала давно. Во многих музеях мира пришли к выводу, что современным людям  не интересно стоять по стойке "смирно" и слушать экскурсовода. А детям особенно.  Интеллектуальное развитие ребенка прямо пропорционально зависит от того, насколько задействованы органы  чувств при познании мира. Детям обязательно надо все потрогать, попробовать на зуб, понюхать, везде полазить, одежду померить – ребятишек не остановишь.  Для полноты картины ребенку очень важно погружение в сказочную среду, литературный, исторический контекст. Детишкам нужно все пропускать через себя. Поэтому мы остановились на форме интерактивной игры, и надо сказать, что она себя оправдывает.

Дети, наверное, по-разному реагируют на того или иного персонажа, истории или сценки. Как вы справляетесь с негативными реакциями?

Да, конечно, дети реагируют по-разному. Бывает, приведут ребенка лет двенадцати, а он заартачится: "Мне это не интересно". А потом глядишь, включился в игру и стал активно во всем участвовать. Главное, увлечь ребенка, заинтересовать, тогда уже легче справляться с негативизмом или страхами, например, перед Бабой-Ягой.

Какие трудности вам приходилось преодолевать на пути становления?

Честно говоря, проблем много. Основная проблема – это помещение. В этом смысле нас постоянно преследует какой-то злой рок: куда бы мы не переехали, через некоторое время здание идет под снос. У нас уже не раз так случалось.  Кроме того, у нас нет спонсоров. В общем-то, мы живем на то, что заработали, на деньги от продажи билетов.

Но мы часто  работаем по проектам, которые финансируют какие-то благотворительные или государственные организации. Например, при поддержке Комитета общественных связей города Москвы мы организовали несколько благотворительных проектов. Кроме того, нам всегда помогает сотрудничество с органами власти, с префектурами, управами и т.п. Везде есть социальные программы, комплексные центры социального обслуживания,  управление социальной защиты населения. Поэтому мы пошли по пути совместного решения проблем.

К примеру, наш музей три раза был победителем конкурса общественно значимых программ, которые финансировались Комитетом общественных связей. Это выездные благотворительные проекты "Сказка – врач и учитель", "Волшебная сила сказки" и "Богатырская сказка" для детей-инвалидов, для ребятишек из интернатов, психиатрических больниц, для малышей из неблагополучных семей.

Трудиться нам приходится очень много. Мы не можем себе позволить работать "спустя рукава", упустить хотя бы одного посетителя. Поэтому все – и администраторы, и актеры, и художественный руководитель – работают без больничных и отгулов.

Ваши программы как-то меняются или вы окончательно остановились на выбранной форме?

Нет, я не считаю, что мы окончательно остановились на определенной форме. Мы ее меняем, совершенствуем в зависимости от ситуаций, от времени, от потребностей посетителей, которые также претерпевают изменения.

А какие сейчас потребности у детей?

К сожалению, все чаще и чаще приводят детишек без культурных потребностей. Спрашиваешь у детей, читали ли они сказку, а они машут рукой, отвечая, что видели ее "по видаку". В большинстве своем дети сегодня не читают. Так вот, нашу задачу мы видим еще и в том, чтобы ребеночка повернуть от телевизора к книжке.

И получается?

Иногда получается. Особенно это видно на примере музея Пиноккио. Приходит малыш, который не читал сказку, а через некоторое время после посещения приходит второй раз и уже говорит, что с удовольствием прочел.

Как, по-вашему, сегодняшние дети отличаются от тех, которые посещали вас десять лет назад?

Нет, мне так не кажется. Десять лет – это не срок. Может, и есть какие-то перемены, но они все-таки незначительны, на мой взгляд.

Каковы ваши перспективы на ближайшее будущее? Может быть, планируются новые программы?

Программы у нас обновляются постоянно, что-то снимаем, что-то дополняем, что-то переводим на другую территорию, что-то перерабатываем. Мы должны бороться за посетителя, хотя бывает, что к нам приходят по пять, по семь раз на одну и ту же программу. Вот зимой у нас был такой случай: в одной из программ детишкам раздавали костюмы двенадцати месяцев. Так вот, один малыш пришел с бабушкой третий раз, потому что первый раз у него был очень красивый костюм Октября, второй раз – Декабря, а теперь ему захотелось нарядиться в Август. И мы, конечно, выдали ему желанный костюм. Наша художница сшила такие потрясающие наряды, что дети порой идут специально для того, чтобы примерить платье на себя.

Есть идеи сотрудничать с какими-то похожими музеями?

Ну, честно говоря, похожих музеев я не знаю. А сотрудничество у нас есть. В одном нашем проекте участвовала работница Музея музыкальной культуры имени Глинки. Был у нас и бесплатный проект с биологическим музеем имени Тимирязева, когда у них проходил фестиваль занимательной науки. В проекте участвовали наши сказочные герои: Кот Ученый и Мальвина. Они украсили и оживили биологические опыты, так сказать научную сторону проекта. А вообще, мы всегда открыты для любого сотрудничества.

Как реагируют родители на представление?

Родители очень быстро включаются, с удовольствием надевают костюмы, водят хороводы, танцуют. Но это, конечно, благодаря мастерству наших актеров и педагогов.

А какой-то терапевтический эффект ваши программы оказывают на детей?

Оказывают. У нас было несколько случаев явного положительного воздействия. Еще в самом начале нашей деятельности к нам пришла мама с мальчиком аутистом. Причем, нам она этого не сказала, и мы "ни сном, ни духом" не ведали, что малыш с психологическими проблемами. У нас тогда шел маленький интерактивный спектакль "Гусенок", и так вышло, что именно этого мальчика вызвали пасти гусенка и попросили произнести несколько реплик. Ребенок был вынужден включиться в игру, и произошел прорыв. Конечно, мама до прихода к нам занималась с сыном и у психологов, и у психотерапевтов,  и, безусловно, излечение ребенка – это не наша заслуга. Но именно наш спектакль добавил последнюю каплю и сломил барьер. Уже после случившегося, эта счастливая мама приехала к нам с конфетами и рассказала, что после спектакля сын без умолку болтал, и теперь совершенно нормально общается с окружающим миром и людьми. К сожалению, мы тогда по своей неопытности этот случай не зафиксировали.

Может быть, в будущем у вас появятся специализированные программы для детей с психологическими трудностями?

У нас уже сейчас есть программы для детей психиатрических больниц, для слепых и слабовидящих, но мы все время ищем какие-то новые пути развития.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру