Вера и человек

1. Зачем Бог создал людей?

– А вот не знаем. Не знаем, зачем Бог создал людей, зачем Бог создал мир, знаем только, что за этим стояла любовь Божия. И знаем, что Господь ищет ответной любви, не заставляет нас его любить, не заставляет нас всех стать принудительно-хорошими, как у Достоевского один герой хочет всех сделать принудительно-хорошими, вот Господь, в отличие от этого героя, Великого Инквизитора, хочет, чтобы мы сами откликнулись душой на все то, к чему он нас зовет.

2. Почему люди нуждаются в еде?

– Чтобы ответить на этот вопрос, надо взять и провести эксперимент: чтобы с утра и часов до трех дня, а наиболее аскетические натуры, до шести, не ели, после чего вопрос на этот ответ будет найден. Ну а если серьезно, человек нуждается в подкреплении своих сил в таком виде, как сейчас, после того как природа наша исказилась грехом, после грехопадения. Адам и Ева в раю пользовались плодами райскими, из райского сада, но что это было за приобщение – к этой красоте и сладости райской, мы не знаем, узнают те, кто проживет добро и сподобится Царства Небесного.

3. Что такое вера в Бога?

– Вера. Самое главное в ней – уверовать, что Господь существует. Но просто знать, понимать разумом, что Бог есть, этого мало для православного и вообще для христианина. Сказано ведь, что и бесы веруют, то есть знают, что Господь есть, но при этом не отходят от греха, поэтому знать – это мало, нужно доверять Богу, доверять воле Божией и в хороших свойствах, и в дурных, и когда нас хвалят, и когда порицают, и когда мы здоровы, и когда здоровье нас оставляет, и когда нас любят, и когда нас ругают, знать, что Господь всегда с нами, что больше того, что мы можем вытерпеть, он нам не даст испытания. Ну и третье: быть верными Христу, верность – это тоже обязательное свойство православного христианина, верным и решительным во все времена, и решить: или быть верным до конца и всего лишиться в этой жизни, а может, и самой жизни, или все иметь, но отречься от Христа. Эта верность воспитывается с малого: к примеру, идет пост, вы идете мимо киоска с мороженым, вам хочется съесть порцию, но вы хотите быть верными Христу и отказываетесь: "Я буду верным Христу и не стану есть того, что мне приятно". Вот сидит соседка, которую я страстно хочу дернуть побольней за косичку, но я сдержусь и не сделаю этого, ради Христа. Вот что такое вера: уверенность, доверие и верность.

4. Почему некоторые люди не верят в Бога?

– Одни не верят потому, что не имели возможности узнать и полюбить Бога и веру православную. Но к ним применимы слова апостола Павла, которые он обращал к язычникам, говоря, что они имеют в себе свой закон – это закон совести – и будут судимы по этому закону. Это закон совести, естественный нравственный закон, который есть у каждого человека. Он есть голос Божий в нашей душе, и тот, кто поступал по сути, по правде Божией в своей жизни, тот еще может спастись и встретить Христа. Но есть люди, которые не верят, потому что не хотят верить. И можно сказать, что эти люди скорее верят, чувствуют, что есть Бог, знают это, но восстают против этой веры, против этого знания или потому, что эта вера мешает им жить так, как им хочется, то есть по своей воле и по своему хотению, или потому, что некомфортабельно так получается, неудобно, мешает это. Ведь себя спроси, как часто бывает, что мы верим ровно настолько, насколько вера не мешает нам жить. В этом смысле мы порой бываем еще хуже неверующих людей.

5. Как вы, лично, обрели свою веру?

– Наверное, как и многие из вас, я рос в семье неверующих тогда людей, было еще советское время, и о Боге мы ничего не слышали. Я рос в такой среде, где ни в церковь не ходили, ни Пасху не встречали, ни Евангелия, ни Библии негде было прочитать. С верой я встретился через удивительный и особенный опыт моей жизни. Когда мне было четырнадцать лет, у меня родились два брата-близнеца. Все месяцы ожидания я очень этого не хотел. Ну что же это в самом деле: я уже не был центром внимания, и все внимание родителей, вся любовь, забота и мое время, бесценное, личное, придется посвящать каким-то двум комочкам? Я очень скорбел, но вот когда они родились, когда оказалось, что нужно ходить на молочную кухню, стирать пеленки, гулять – в общем, что нельзя жить так, как будто их нет, тогда вдруг сердце почувствовало: а ведь я их люблю. Хотя на первый взгляд это и казалось глупо, неразумно – они же мешали спокойно жить. И встал вопрос: или есть какое-то оправдание этой любви, или жить действительно, как я тогда у Стендаля в одной книжке прочитал: "Всяк за себя в этой пустыне жизни, именуемой эгоизмом". И оказалось, что никакого другого оправдания, как выглянуть за пределы этой жизни – в жизнь вечную – по сути дела-то и нет. Ну а там начинался уж путь к Богу и церкви.

6. Можно ли верующему не посещать церковь?

– Лучше уж тогда сказать, что вы просто неверующий человек, и посещать храм тогда не нужно. А для верующего человека, для кого Господь – не отвлеченная абстракция, не "высший разум", не "жизненный принцип", а Христос-Спаситель, то как же это я вдруг не пойду? Это значит, я говорю: "Нет, Господи, до Тебя мне никакого дела нет, и до жертвы Твоей искупительной дела нет, и до Воскресения Твоего, основы веры нашей, тоже никакого дела нет. Мне дело есть на диване лежать и журналы листать". Ну, думается, после этого сам решай – верующий ты или неверующий.

7. Кто может быть из родных крестным отцом или крестной матерью ребенка?

– Крестным отцом или матерью может быть брат старший, сестра, дядя, тетя, другие какие-то родственники.

8. Если крестная не ходит в храм, считает, что молиться можно и дома, можно ли считать ее крестной?

– Можно и нужно, но только отношения ваши как бы немножко перевернулись. Но все равно: вы навек связаны духовными узами, их ничто не может расторгнуть. Те узы, которые даются при крещении, такие же, как при рождении: нравятся вам ваши братья и сестры или нет, они все равно остаются вашими сестрами и братьями, так и крестная. Но ведь как иногда бывает. Наши старшие родственники в престарелом возрасте становятся иногда как бы младенчествующие умом, начинают вести себя по-детски. Тогда мы начинаем о них заботиться. Так и у вас с крестной произошло. Она отошла от Церкви, перестала ходить в храм, перестала многое понимать, а ты понимаешь, и ты должен о ней теперь позаботиться и помочь ей снова войти в ограду церковную.

9. Зачем люди крестятся?

– Зачем люди крестятся – в смысле осеняют себя крестным знамением? Потому и крестятся, что веруют, что крест – это не игры в крестики и нолики и не способ заполнения ведомости для людей безграмотных, но это символ победы. Христовой победы, а через него и нашей, – над лукавым, грехом и смертью. Мы, осеняя себя крестным знамением во имя Отца и Сына и Святого Духа, освящаем свой разум, свои чувства, свои силы телесные и говорим, что когда мы со Христом и с Его Крестом – нам бояться нечего.

10. Зачем нужно носить крестик?

– Крестик нательный – это видимое выражение того, что мы являемся православными христианами. Как солдаты носят нашивки, которые обозначают рода войск, к которым они принадлежат – одни у артиллеристов, другие у летчиков, третьи у пограничников. Медсестры носят красный крест на платочке как знак того, что они делом милосердия занимаются. Есть значки орденов. Предположим, человек награжден орденом, и всем имеющим такой орден выдается специальный знак, который можно носить вместо ордена. Знак означает, что люди, имеющие его, принадлежат к какому-то сообществу и объединены по профессии или своими заслугами перед Родиной.

Мы, православные христиане, собраны вокруг Креста Господня. И человек, который Крест на себя возлагает, говорит: "Я христианин". Когда мы все крестились, священник на нас надевал белые рубашки как знак чистоты и святости, а затем крест вместе со словами Спасителя: "Кто хочет за мной идти, тот возьмет свой крест и следует за мной". Мы должны свой жизненный крест нести, а тот крест, который у нас на груди, нам об этом напоминает. Воскресения в жизни вечной можно достигнуть лишь неся свой крест. Нельзя к жизни вечной доехать на троллейбусе, а тем более в мягком такси, можно только трудом, усилием туда дойти. Господь говорит: "Хотим мы того или не хотим, царствие небесное усилием достигается". Кто прилагает усилия, тот достигает царствия Божия. Крест – нам об этом напоминание.

11. Мама заставляет меня пить святую водичку, а я не хочу. Как быть?

– Разобраться, почему хочешь или не хочешь. Конечно, пить святую воду в качестве своеобразной духовной диеты не нужно. Святая вода – не таблетка, и использовать ее вместо активированного угля для очищения организма не стоит. Если тебе в этом качестве преподносят святую воду, то не следует. Мазать прыщи на коже ею также не стоит, не нужно святую воду разменивать на прыщики. Это с одной стороны.

А с другой стороны нужно понять, а почему не хочешь-то? Если ты верующий человек, то знаешь: то, что в церкви нам дается, это не таблетка и не на всякий случай мы это употребляем. Как же тогда может христианка или христианин от святой воды отказываться? Понятно, кто ее избегает – те, кто Бога не любит, святынь его боится, кто чувствует, что соприкоснешься – что-то там вскипит, если не прямо на коже, то в душе. Не страшновато ли нам оказывается в какие-то моменты пить святую воду, если мы знаем, что внутри нас такой коктейль получится, что нам несдобровать? В этом случае стоит внутри себя поглубже покопаться. Глядишь, не только до святой воды дойдет, а нужно будет быстрей на исповедь бежать и думать, что же происходит.

12. Мама крестит меня на дорогу. Мне это не нравится. Как к этому относиться?

– Можно двояко к этому относиться. Стерпится – слюбится, не нравится – понравится. Что в плохого в родительском благословении? Если даже что-то в наших отношениях не так, то это шанс обиды отставить и в эту минутку отнестись друг к другу как православному христианину к православной христианке. Понятно, что мы всех взаимных обид вот так быстро не преодолеем, но раз-два на дню можно показать, что ты в состоянии свою гордость в кулак сжать и по-другому на близкого человека взглянуть. Это не пустяк. Главное, отнестись к благословению не как к обряду, а как к выхождению друг другу навстречу. Тогда и польза от этого всего образуется.

13. Как понять, по-настоящему ли человек верит в Бога?

– Как правило, ответы на такие вопросы можно найти в Евангелии. Господь говорит сам: "По плодам их узнаете их". Как человек верит в Бога, можно узнать, приглядевшись, что вокруг человека происходит. Вполне по-настоящему верят в Бога святые. Преподобный Серафим говорил: "Кто пребывает о Господе в мирности, вокруг того спасаются сотни и тысячи людей". Вокруг такого человека действительность меняется. Это как раз то, что на иконах нимбом изображается. От святого исходят лучики света Божия, которые вокруг все преображают. Отношения между людьми другими становятся рядом со святым человеком. Как бы такой человек ни прятался, ни скрывал, какие вериги он носит на себе, вокруг него жизнь меняется. Такое бывает и с людьми, не достигшими такой меры святости как преподобный Сергий или преподобный Серафим.

Как человек верит в Бога, от противного даже можно узнать. Казалось бы, вот женщина, которая в церковь ходит в субботу-воскресенье и по праздникам, правило утреннее и вечернее читает, посты соблюдает, но все от нее бегут. Всем хочется только поскорее перестать с ней разговаривать и вообще общаться, вид у нее при этом мрачный, взгляд тяжелый и сумрачный. Это тоже плод неправильной искаженной веры, отношения человека к Богу и самому себе, которое у человека не должно быть. Смотрите на то, что ВОКРУГ вас происходит. Спросите себя: "От моей веры кто-нибудь зажегся?" Вы ходите в школу, в институт, общаетесь со сверстниками. Большинство из них – нецерковные люди. Хоть кто-то из них в церковь пришел благодаря вашей вере? Так проще всего проверить.

14.  Раньше, когда я была маленькой, я верила, что Бог есть. А теперь мне 15 лет, я сомневаюсь, так ли это и в церковь не хожу. Как мне укрепиться в вере?

– Есть две стороны в этом вопросе. Вот я была маленькой, ничего не знала, а теперь в школе выучилась, про Дарвина и про обезьян прочитала, про анатомию человека и про динозавров тоже услышала, про всякие другие религии, которых много, все знаю. Стало мне понятно, что Бога нет. На все это давно был дан ответ: "Маленькое знание от Бога удаляет, а настоящее знание к Богу приближает". Тебе нужно, голубушка, еще немного поучиться, чуть дальше школьного учебника биологии заглянуть, припомнить, что законы физики на самом деле чуть сложнее, чем у Ньютона, во всяком случае, как это пересказывается в пособии для седьмого класса. А церковь никогда и не утверждала, что Земля на трех китах стоит, никогда святые отцы не учили, что она непременно плоская, а вокруг чего она вертится, тоже не составляло никакого предмета христианской веры. И тогда оказывается, что Джордано Бруно не за новые открытия пострадал от католической церкви, а за то, что был практикующим колдуном и астрологом. Много интересного можно узнать, если поглубже начать копать. Можно посоветовать Вам получше учиться и побольше знаний приобретать.

Библию тоже стоит перечитать. Там, в книге, которая называется "Псалтырь", в самом начале, есть такие слова: "Безумный человек сказал в своем сердце, что нет Бога". Что нет Бога мы говорим не потому, что мы себя доводами разума убедили, а потому что нам очень хочется жить так, как если бы Бога не было. Нам хочется в воскресенье не в церковь пойти, не поднять себя с кровати, а, повалявшись до того времени, как родители из церкви вернутся, направиться куда-нибудь "потусоваться" в центр Москвы или "завалиться" на какой-нибудь рок-концерт. Нам хочется не воздерживаться в Великий пост, просто потому что почки распускаются, а все вокруг ходят под апрельским солнышком и жуют московское мороженое. И хочется, забыв о каноне Андрея Критского и о службах Страстной седмицы, под всю эту весеннюю капель со всякой дурью в голове, а глядишь еще и с сигаретой или баночкой пива, пережить весеннее бурление крови как необыкновенное романтическое приключение. И еще многого другого нам начинает хотеться. А лукавый сзади начинает подзуживать: "Ну, конечно, Бога-то ведь нет. Того нельзя, сего нельзя, живи как хочешь, делай что нравится. Смотри, как вокруг живут – Ваня или Петя, некая Элис из популярной песни". Посмотри, кто это подсказывает. Вот и думай, что делать, как жить, куда ходить. Главное, чем дорожка та кончается.

15. Почему люди, порочащие Бога, так часто заканчивают жизнь плохо?

– Потому что на самом деле Бог их любит и желает им спасения в вечности. Им лучше бы потерпеть наказания здесь, на Земле, чем, оставшись в этой жизни ненаказанными, мучиться в вечности. Господь исправляет человека до самого конца его жизни: и скорбями, и болезнями, и неустройством. Иные тяжкие грешники из-за этого, бывает, и раскаиваются.

16. Почему Господь создал людей, ищущих милосердия, желающих ласки. Но порой эти люди делают вещи, недостойные подобия Божия.

– Господь создал человека, ищущего прежде всего ответной любви, ибо Бог сам есть любовь. Главная черта нашего богоподобия – это способность любить, то есть всем существом желать другому блага не ради чего иного, как ради самого этого блага. Проявления этой любви могут быть различными: и ласка, и нежность, и самопожертвование, и твердое противостояние греху, который может укорениться в душе ближнего. Но если мы желаем другому спасения, то за этим прежде всего стоит христианская любовь.

А недостойные вещи почему мы делаем, спроси себя сам. Вспомни сегодняшний день. Почему мы как рыбки плыли на крючок, на котором червячок есть? Мы же знали, что там уже торчит нечто, за что нас вытянут на сушу? И тем не менее купились на самые простые приманки лукавого – на обертки от жевательной резинки, на сладость мороженого, на мнимую значимость посиделок с сигаретами, на сомнительную взрослость от банки пива, на желание поскорее вкусить удовольствие от дурного, грязного поцелуя. Это каждый из нас должен спросить себя, что же мы так дешево продаемся?

17. Как ангел хранит крестившегося человека?

– Очень точно сказано. Ангел-хранитель, более современное слово – "охранник". Вы видели при людях, занимающих некоторые посты, работают охранники. Они призваны оберегать "объект" от опасных ситуаций. Обратите внимание: охранники не лишают свободы принятия решений этого высокопоставленного человека. Он сам решит, куда ему ехать, остаться в Москве или переместиться туда, где стреляют. Он может оказаться в местности, где случится землетрясение или еще какой-нибудь катаклизм. Решение принимает каждый из нас. Но помочь нам при этом избежать неожиданных опасностей может охранная служба, в том числе и небесная. Ангелы-хранители берегут нас от нечаянных приключений.

18. Для чего крестят еду?

– Начнем с того, что перед едой молятся. Читают молитву Господню "Отче наш", тем самым превращая съедание даже самой простой булочки из физиологического процесса в трапезу перед лицом Божиим. Молитва означает, что мы даже за эту булочку Бога благодарим и знаем, что это его дар. Этой короткой минутной молитвой мы храним память об Отце нашем Небесном. Простые слова ее изменяют физиологию в неизмеримо более достойное человека. Ну, а видимым проявлением молитвы становится осенение пищи крестным знаменем.

 


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру