Учебное пособие для начальной школы «Земля и люди»

Работа над пособием и составление соответствующей программы основаны на опыте работы с младшими школьниками (в гимназии при Греко-латинском кабинете Ю. А. Шичалина), а также на выявлении недопустимых, но, к сожалению, обычных пробелов в знаниях и кругозоре школьников, приходящих в средние классы. Введение подобного курса в начальной школе позволяет, с одной стороны, решать ряд образовательных задач, значимых в контексте общего построения школьного обучения, и, с другой стороны, согласовать программу младших классов с интеллектуальными и эмоциональными запросами и возможностями детей возраста 7 - 10 лет, которые, как нам представляется, гораздо шире того диапазона учебного материала, который им обычно предлагает школа.

Курс "Земля и люди" включает рассказы о природе Земли, населяющих ее народах, их культуре и историческом прошлом и выстроен как единое последовательное повествование. Материал строится по принципу передвижения по географической карте, с которой увязываются рассказы на разные темы. При этом в соотношении тем присутствует сознательная неравномерность: так, в рассказе о странах Средиземноморья особенно большое место уделено истории или мифологии, а об Австралии - природе и этнографии, что соответствует значимости этих тем в нашей культуре. Особое построение имеет, однако, первая часть курса, посвященная России. Естественная необходимость наиболее подробного освещения темы родной страны позволяет на одном примере выстроить достаточно емкую картину природы и истории, а также включить большое количество общезначимых тем - например, в связи с рассказом об Урале - представление о различных минералах и т. п. В свою очередь, внутри "России" на примере Европейской Части уместно первое наиболее подробное рассмотрение  природных зон, и здесь уже Средняя Полоса в наибольшей степени "обрастет" размышлениями - о деревьях, о реках, о временах года в образах классической русской культуры. Обычные темы из области естествознания встраиваются, таким образом, в контекст передвижения по карте, и в каждом случае такой рассказ имеет конкретный "географический" повод. Книга "Земля и люди. Часть 1. Россия" имеет два раздела, посвященных соответственно природе и истории; таким образом исторические события ложатся на уже готовую карту, сложившуюся в результате работы над первым разделом.

Ранний возраст учеников требует обоснования особого методического подхода в преподавании обозначенных тем. Сознание дошкольника имеет свои особенности и строится на иных основаниях по сравнению со старшими детьми. Образная основа мышления младших детей с присущими ему не вполне рациональными связями создает иной, в большей степени образный строй представлений, воздействие на который требует адекватного подхода. Зачастую школа буквально вламывается в это мир детского сознания, как тяжелый ледокол рационализма, немедленно и безапелляционно навязывая понятийный принцип мышления, в то время как некогда в истории человечества на это потребовались тысячелетия. Данный переход требует глубокой перестройки в сознании и мышлении человека. Кроме того, необходимо помнить и о ценности изначального "мифологического" мира ребенка; именно в это время формируются те важные подсознательные структуры, которые ложатся в основу интуиции, эмоций, нравственности, личности вообще. Пренебрежение этим этапом и поспешное введение понятийного аппарата ведет к схоластичности мышления, очень ранней "запрограммированности" работы ума, ущемляющей творческое начало, обедняет и само логическое мышление. Поэтому нашей задачей становится, с одной стороны, тактичная и целенаправленная работа, ведущая к выработке действительно понятийного научного мышления, и, с другой стороны, бережное использование образного мышления детей и активное его развитие в первых классах. Так, все более глубокое постижение глубины времени ("история") и пространства Земли ("география") в конечном счете разрушает "мифологическую" картину мира, однако это должно произойти не как ломка, а как постепенное органичное перерастание: от образа к понятию, начиная с образа и отталкиваясь от него.

История - один из тех предметов, который вводится в школе недопустимо поздно, уже при переходе в средние классы. Если до этого времени не заложены никакие основы и ребенок не имеет своем воображении образа Александра Невского, Колумба или Одиссея - то потеряно очень многое. Как показывает опыт, в этом возрасте восприимчивы к истории и географии лишь дети достаточно начитанные, что достигается вне школы и зависит чаще всего от семьи. С таким опозданием "разбудить впервые" интерес к истории уже трудно, тем более, что тут важен не только интерес, но и умственная готовность к усвоению исторического материала. Надо отметить - то, что в 6 -7 классе запомнят только особо старательные или уже ориентированные дети, здесь, в первых классах, запомнят все. История для маленьких детей проходит "на подъеме" и воспринимается с самым непосредственным вдохновением.

Первой задачей, которая встает при первом приближении к изучению истории - осознание ребенком временной ретроспективы и ее глубины "от себя" ("до меня", "до бабушки"). Бывает так, что проблема прошлого еще не возникала в их представлениях о жизни, или, во всяком случае, необходимо актуализировать имеющееся и заставить задуматься над тем, что некогда жизнь людей, их вещи и жилища были иными; можно просто дать им подержать старинную вещь. Таким путем мы можем выделить в сознании ребенка ту самую "комнату", куда он будет "складывать" свои исторические познания и впечатления. Следующая проблема, конечно - отсчет времени, исходя из хорошо известного - "день", "час" - к большим промежуткам - "век", "тысячелетие". Движение веков должно предстать перед глазами детей наглядно, в виде изображения. Обычно хронологическая схема дается в виде шкалы или "ленты". Однако для маленьких детей мы предлагаем образ "дерева", что позволяет без объяснений передать важные свойства времени (чего не позволяет сделать безразличная шкала): направленность, необратимость, а также периодичность, идею развития, продолжения жизни.

Выбор исторических сюжетов был продиктован несколькими соображениями. Помимо посильного для младшего возраста содержания и соотнесенности с возрастными запросами, о которых уже говорилось, главная руководящая идея - значимость той или иной темы в нашей культуре. При этом необходимо не упускать непрерывности линейного повествования об истории, движение времени должно быть последовательно заполнено и соблюдена преемственная смена тем. Таким образом, мы стремились к выбору тем, которые являются в русской культуре знаковыми для каждой исторической эпохи. Особенный акцент сделан на сюжетах, получивших классическое  воплощение в русской литературе. Через прочтение Пушкина дана тема "Вещего Олега", "Бориса Годунова", тема Петербурга представлена в образах "Медного Всадника". Видение прошлого сквозь призму литературы Х1Х века ставит человека в определенные отношения между тем и другим, включает его восприятие в контекст родной культуры. Отдельное место поэтому выделено пушкинскому времени, судьбе самого Пушкина. Собственно Х1Х век, с которого начинаются трудности в выборе исторических сюжетов "для маленьких", показан с большим уклоном в литературно-художественную сферу. Выбор хрестоматийного материала направлен на привыкание к духу эпохи, прочувствование ее человеческой близости. Особые трудности в изложении истории, конечно, предоставляет нам ХХ век, события которого еще не утратили  своей болезненности и неоднозначно воспринимаются в обществе. Именно поэтому, с нашей точки зрения, следует избегать политических (но не нравственных) оценок в рассказах для младшего возраста - не только потому, что мы не имеем права склонять их в ту или иную сторону в тех проблемах, которые не могут быть ими поняты, но и просто потому, что это - совсем маленькие дети, и их не должны задевать конфликтные по сию пору вопросы. В то же время нельзя сглаживать действительно драматические события, которые должны представать таковыми: гражданская война, как национальная трагедия, война 1941-45 гг. Остальные темы ХХ столетия обрисуют жизнь людей, быстро меняющуюся с развитием техники, проблемы экологии.

В последовательности исторических тем чередуются сюжетные и описательные рассказы, которые важны для создания фона, на котором разворачиваются события прошлых веков - и здесь мы должны отдавать себе отчет в том, что дети действительно еще не видят исторические события в адекватных образах и могут их представлять себе совсем не так, как мы подразумеваем. Свою роль здесь уже сыграла "крестьянская тема", прозвучавшая в разделе этнографии. Древнерусский город, вооружение воина, древнерусский храм и подобные темы ставят зрительный образ эпохи и знакомят с вещным миром ушедших веков. Архитектурная тема - в историческом ракурсе - развивается на протяжении многих уроков и приводит к реальному представлению облика русских городов (Новгород, Владимир, Москва, Санкт-Петербург) и отдельных памятников.

Исторический раздел пособия постоянно опирается на результаты, достигнутые в разделе, посвященном природе России. В отличие от первого раздела, построенного на продвижении по карте с сопутствующими рассказами, исторические уроки продвигаются, естественно, по времени, но зато на уже готовую карту ложатся города, границы, пути, и в городах - зрительно представляемые здания. В качестве примера желаемого результата можно представить себе Успенский собор во Владимире: он уже видится среди определенного пейзажа, стоит на берегу реки, которая понятно куда течет, известно, когда и почему он вырос на этом месте и после каких событий. "Где" и "когда" - таким образом совмещаются, в окружении эстетических и смысловых ассоциаций.

В качестве примера готовящегося текста учебного пособия мы приводим блок уроков, посвященных эпохе преобразований Петра I.

 
Урок. Гордая царевна, стрелецкий бунт и юный царь


Двойной трон. Царь Алексей Михайлович правил долго. И хотя времена были бурными - вспомним бунты, раскол - власть царя была постоянной и прочной. Царя боготворили; его дворцы, его кареты поражали торжественной красотой. Но когда он умер, снова стало неясно, кому быть царем. У него осталось два сына: старший, Иван, был болен - слаб умом, а младший - Петр -умен, да совсем юн. Была еще у них старшая сестра - царевна Софья, очень умная и властная. Только не было у них лада: Софья и Иван были дети одной матери, а Петр - другой (первая жена Алексея Михайловича умерла), и родственники их матерей враждовали. Сначала бояре посадили царствовать Петра, но Софья почувствовала, что осталась не удел, и взбунтовала московских стрельцов, чтобы требовать на царство Ивана. Тогда она сама бы правила - ведь Иван все равно ничего не понимал.

В конце концов сделали так:  соорудили двойной трон, на котором сидели и Петр, и Иван, а сзади, за троном - сделали каморку, где пряталась Софья и подсказывала им, что делать и что говорить.

"Потешные". В Кремле, конечно же, властвовала Софья. Старшая сестра не любила Петра и не держала его при дворце, и потому он жил в селе Преображенском под Москвой, со своей матерью. Он рос не в царских палатах, а на воле - не так, как все цари; может быть, оттого он и вырос царем необыкновенным.

Петр был очень смышленым, непоседливым и очень любил военные игры. Он составил из мальчишек "потешные полки", которые сражались, строили крепости и брали их штурмом. Сначала они "воевали" с деревянными ружьями, а когда подросли - уже с настоящими. Когда Петр станет взрослым, эти полки останутся при нем - Преображенский и Семеновский.

Молодой царь подружился с иностранцами, которые жили неподалеку от Преображенского, в Немецкой Слободе. Ему нравилось, что они много знают и умеют - они были знакомы с изобретениями, которые в России были еще неизвестны. Петр и сам любил мастерить - своими руками плотничал, искусно вырезал разные вещицы из дерева.

Однажды он увидел в старом сарае парусное судно - ботик. Ему объяснили, что судно это особенное: может ходить против ветра. С тех пор Петра не оставляла мысль о кораблях и плаваниях. Сначала он пытался плавать тут же, на реке Яузе - но для парусных плаваний здесь было тесно. Тогда он отправился в город Переславль, где было большое озеро, и там построил небольшую флотилию. Когда ему и на озере стало тесно, он уехал на Белое море, в город Архангельск, к поморам - обучаться плаванию на морских судах.

"Великое посольство". Когда Петр вырос, то не стал больше терпеть строптивой Софьи, которая пыталась опять бунтовать стрельцов. Молодой царь решил править по-своему и сделать свое государство сильным: построить большой флот, вооружить армию, открыть морскую торговлю. Для этого он решил сначала отправиться за границу. Особенно привлекала его Голландия - страна моряков и корабельщиков.

Петр снарядил "Великое посольство", в которое зачислил тех, кто будет учиться иноземной "премудрости". Чтобы его самого не принимали, как царя - он не любил почестей, - и можно было ему учиться у простых мастеров, Петр поехал не под своим именем, а назвался "бомбардиром Петром Михайловым". Он работал в Голландии в мастерских и на корабельных верфях, не боялся труда, ходил в простом платье - так что многие и не знали, что он - русский царь.

"Утро стрелецкой казни". Царь хотел съездить еще и в Италию, но пришлось ему прервать свое путешествие: пришла весть из Москвы о новом стрелецком бунте. Мол, Софья снова хочет захватить трон. Петр помчался в карете, гоня лошадей, пересекая одну страну за другой - в Москву. С мятежниками он поступил жестоко: стрельцов царь велел повесить на виселицах, а царевну Софью - насильно постричь в монахини и заточить в монастырь.

На картине художника Сурикова "Утро стрелецкой казни" мы видим эти страшные события: приговоренные к казни стрельцы - они в белых рубахах - прощаются с жизнью; Петр - верхом на коне - смотрит безжалостно и непреклонно. Здесь он предстает пред нами в новом, грозном обличье.

Вопросы:
1.  Почему в конце ХVII века пришлось построить "двойной трон"?
2.  Какой характер был у молодого Петра?
3.  Какой характер был у Софьи?
4.  Чем увлекался Петр в юности? Чем он был не похож на прежних царей?
5.  Где он начал учиться воевать и командовать войском?
6.  Где он учился плавать на парусных судах?
7.  Зачем Петр отправился за границу? В какие страны он поехал? Почему именно в эти?
8.  Почему Петр I за границей скрывал свое имя?
9.  Почему он вернулся, не завершив всех дел "Великого посольства"?
10.  На каком месте происходит действие картины Сурикова? Какие здания тебе знакомы? Когда они были построены?
11.  Что мы узнаем о характере Петра, когда смотрим на эту картину? Найди человека, с которым он встречается взглядом?

Задания:
1.  Нанеси на контурную карту города: Архангельск, Переславль; на карту окрестностей Москвы - Преображенское.
2.  Сделай карточку для Петра 1. Снова построй "ряд" московских царей.  Какие две династии они представляют? Где заканчивается одна и начинается другая?

 


Страница 1 - 1 из 2
Начало | Пред. | 1 2 | След. | КонецВсе

© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру