О мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Проблема развития познавательной активности и самостоятельности учащихся на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных для ученых-психологов, методистов, педагогов.

Изучая современную систему образования и воспитания, не трудно заметить у обучающихся преобладание процессов репродуктивного мышления, отсутствие желания к самостоятельной и творческой деятельности, что, без сомнения, негативно сказывается на результате обучения.

Анализ психолого-педагогической и методической литературы и педагогического опыта работы учителей математики показали, что одним из лучших подходов к обучению является личностно-ориентированный, при котором основной задачей педагога становится всестороннее развитие личности учащегося с помощью проблемного метода обучения, самостоятельной и творческой работы ученика. Таким образом, потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной познавательной деятельности ученика.

На основе исследований Л. П. Аристовой, Ю. К. Бабанского, Д. В. Вилькеева, М. А. Данилова, И. Я. Лернера, М. И. Махмутова, Н. А. Половниковой, Т. И. Шамовой и других ученых, уделявших внимание этому вопросу, познавательная самостоятельность в данной работе рассматривается нами как качество личности, проявляющееся у школьников в потребности и умении приобретать новые знания из различных источников, путем обобщения раскрывать сущность новых понятий, овладевать способами познавательной деятельности, совершенствовать их и творчески применять в различных ситуациях для решения различных проблем.

Рассмотрим два основных пути формирования и развития познавательной самостоятельности при обучении математики.

1. Сочетание репродуктивной и продуктивной познавательной деятельности школьников, что положительно влияет на работоспособность и эмоциональное состояние школьников; создает благоприятные условия для усвоения знаний и способов деятельности, применения их в различных ситуациях, то есть для формирования познавательной самостоятельности;

2. использование проблемного обучения.

И. Я. Лернер писал: «Ни знания сами по себе, то есть приобретенные в готовом виде, ни способы деятельности (навыки и умения), усвоенные учащимися по предъявленному образцу, не могут обеспечить формирование творческой деятельности» (Лернер И. Я. Главная функция проблемного обучения //Вестник высшей школы. 1976, № 7.–С.16–21).

Формирование познавательной самостоятельности требует от обучающегося умений переноса ранее усвоенных знаний и умений в новую ситуацию, умений комбинировать ранее известные способы решения в новый. Таким образом, использование проблемного метода обучения наиболее закономерно для достижения данной цели.

Одним из условий формирования самостоятельности является познавательная активность учащихся, включающая в себя:

1. Мотивы и цели деятельности.

2. Интерес к предмету.

3. Внимание к изучаемому объекту.

4. Волевые усилия.

5. Положительные эмоции.

6. Творческую самостоятельность.

7. Владение необходимыми способами и приёмами познавательной деятельности.

8. Оптимальный ритм и режим работы, обеспечивающей полное овладение нужными знаниями, умениями и навыками.

На уроках математики репродуктивный путь усвоения знаний обеспечивает информационно-рецептивное (объяснительно-иллюстрированное), алгоритмизированное и программированное обучение, а продуктивный путь – проблемное обучение, эвристический и исследовательский методы. Наиболее эффективным в обучении является взаимодействие методов обоих направлений.

Нельзя забывать и об эмоциональном настрое ученика, который является одним из факторов самостоятельности и активности учащегося. Его созданию способствует стимулирование учащихся высокой оценкой за устный счёт, выполненную контрольную работу, домашнее задание, рецензирование ответов и работ своих товарищей, творческие работы, рефераты и доклады на конференциях

Эффективность процесса обучения математике в наше время определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Главная его задача - воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу.

В данной статье, на основе анализа педагогической литературы и обобщения опыта учителей математики и собственного, необходимо выделить некоторые приемы, способствующие развитию познавательной самостоятельности и активности учеников, такие как:

1. Использование более сложных индивидуальных заданий для тех учеников, кто быстро справляется с обычными заданиями. Удобно в этом случае предлагать задания повышенной сложности из учебника и дополнительных источников.

2. Обращение к жизненному опыту учащихся – практические работы, задачи с практическим содержанием.

3. Решение устных задач помогает сделать урок более живым, интересным, выявить склонности и сформировать интерес к изучаемому предмету.

Большое внимание на уроках уделяю устному счёту, развитию вычислительных способностей учащихся. В устном счёте развивается память, быстрота реакции, воспитывается умение сосредоточиться, наблюдать, проявляется инициатива учащихся, потребность к самоконтролю, повышается культура вычислений.

Бывает, что ученик, выходя к доске, теряется и не может решить задачу, а в контрольных эти задания выполняет. Поэтому учителю необходимо вовлечь ребенка в коллективное обсуждение проблемы. Самое ценное в устной работе то, что учащиеся проговаривают термины и понятия, тем самым у них повышается самооценка, пропадает страх перед необходимостью отвечать и рассуждать в присутствии коллектива. Все это способствует развитию самостоятельности ребенка.

4. Установление межпредметных связей. Особенно это актуально в 5 -6 классах, где с успехом будут выполняться рисунки или аппликации по данной теме. Так например, при изучении «Формулы площади прямоугольника». Задание: выполнить аппликацию из прямоугольников на произвольную тему.

5. Использование творческих заданий.

Например, в 7 классе разработка плаката на тему «Виды треугольников»; в 8 классе на тему «Осевая и центральная симметрия». Задание: нарисовать или выполнить аппликацию предметов с осевой и центральной симметрией.

6. Задачи «на сообразительность».

В сохранении высокой активности мыслительной деятельности на уроке играет мотивация, интерес к тому, что он делает. Занимательные задачи « на сообразительность», на догадку, логические задачи, головоломки, творческие задачи несут на себе эту функцию. Появление догадки свидетельствует о развитии у учащихся таких качеств умственной деятельности, как смекалка – это особый вид проявления творчества. Она выражается в результате анализа, сравнений, умозаключений. Кроме того, поддерживает интерес к предмету, упорство в достижении цели, усидчивость, самостоятельность. А сообразительность является показателем умения оперировать знаниями.

Разрежьте треугольник на такие части, чтобы из полученных частей можно было сложить прямоугольник.

На уроках геометрии развитию познавательной активности и самостоятельности способствуют задачи с недостающими данными, либо с противоречивыми условиями (построить треугольник со сторонами 6 см; 3см и 2 см; 3 см, 4 см и медианой 1 см к большей из данных сторон).

Интересны учащимся будут и игровые упражнения, однако нельзя забывать, что такие задания не должны быть слишком частыми, иначе интерес детей скоро пропадет.

Успех на каждом уроке зависит от того, как мыслил ученик при выполнении задания, насколько проявил самостоятельность, активность.

В более старших классах творческие задания должны предлагаться учителем с определенной целью, о достижение которой будет известно не только самому учащемуся, но и как минимум его одноклассникам (подготовить ребусы, кроссворды, рефераты).

Особую роль играет самостоятельное составление задач учениками. Во-первых, составлять задачи - значит, выполнять ряд действий, под руководством учителя или без его помощи. Такие задания показывают степень овладения данной темой и умение использовать полученные знания на практике. Во-вторых, самостоятельное составление задач учащимися в учебном процессе подразумевает самостоятельность школьников в данной деятельности. Конечно, поначалу учителю необходимо довольно строгой организации действий, однако со временем контроль учителя может ослабевать, так как учащиеся будут в состоянии составить задачу с минимальной помощью учителя или вовсе без нее, т.е. на более высоком уровне самостоятельности.

С помощью подобных заданий учитель может проводить как различные контрольные, проверочные и самостоятельные работы, так и, например, викторины.

Итак, нетрудно увидеть, что основным стимулом для формирования познавательной самостоятельности и активности учащихся является их интерес к изучаемому предмету. Задача педагога - заинтересовать учеников, побудить их к самостоятельной работе, развивая, таким образом, в первую очередь, личностные качества, в том числе уровень самостоятельности школьников при решении задач.

Список используемой литературы:

1. Аристова Л.А. Активность школьника. – М.: Педагогика, 1968.

2. Данилов М.А. Повышение активности и самостоятельности учащихся в процессе преподавания математики и физики / Пути повышения эффективности урока. – Казань: Таткнигоиздат, 1959.

3. Махмутов М.И. Развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся на основе связи обучения с жизнью. – Казань: Таткнигоиздат, 1965.

4. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьников в обучении. – Казань: Таткнигоиздат, 1968.

5. Пурышева Н. С. Вопросы управления познавательной деятельностью учащихся при самостоятельной работе на уроках: Автореф. дисс.канд. пед. наук. М., 1972.



© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру