05.04.2014

Прикладной характер математических заданий

Развитие машиностроения, робототехника постепенно освобождают человека от тяжелого, шаблонного физического труда, а совершенствование компьютеров позволяет надеяться, что и рутинные формы умственного труда будут переданы «умным» машинам. Но освобождается человек не для безделья, не для бездумного времяпровождения, а для того, чтобы творчески участвовать в различных сферах деятельности человеческого общества. Среди множества профессий, для овладения которыми необходимо обучение в высшем учебном заведении, целый ряд профессий требует основательного знания математики.

Математике учат во всех классах средней школы. Уроков математики в каждом классе бывает много. Учителя дают домашние задания. Может быть этого и достаточно? Безусловно, каждый ученик должен хорошо усваивать все, что излагает учитель на уроке и тщательно выполнять все задания. Но все-таки этого мало и необходима еще самостоятельная творческая работа по математике.

Одним из моментов в модернизации современного математического образования является усиление прикладной направленности школьного курса математики, то есть осуществление связи его содержания и методики обучения с практикой. Проблема прикладной направленности обучения математике не нова и на всех этапах ее становления и развития была связана с множеством вопросов, часть из которых не решена до сих пор.

Нельзя обучить приложениям математики, не научив самой математике. Хорошее качество математической подготовки положительно влияет на развитие у учащихся способностей применять математику, на характер этих применений. С другой стороны усиление прикладной направленности обучения математике имеет положительное влияние на качество обучения самой математике.

Результаты Единого государственного экзамена по математике признаются общеобразовательными учреждениями, в которых реализуются образовательные программы среднего (полного) общего образования, как результаты государственной (итоговой) аттестации, а образовательными учреждениями среднего профессионального образования и образовательными учреждениями высшего профессионального образования как результаты вступительных испытаний по математике.

Рособрнадзор установил по всем школьным предметам минимальное количество баллов, необходимое для сдачи единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2013 году. Теперь для сдачи ЕГЭ выпускнику по математике нужно будет набрать как минимум 24 балла. Для того чтобы просто сдать ЕГЭ и получить аттестат, достаточно научиться решать пять задач из части В.На данный момент существует огромное количество литературы и различных средств информатизации, посвященных ЕГЭ. В доступной форме и разнообразных вариациях объясняется решение каждого конкретного блока задач. Но из года в год практика показывает, что даже самые простые задачи вызывают сложности и выпускники допускают элементарные ошибки.

Процент участников ЕГЭ, набравших тестовый бал ниже минимального количества баллов по математике за 2013 год – 6,2 % (по состоянию на 27.07.2013). Не очень большой процент, но он существует. И каждый родитель, прочитав текст любого варианта задачи В1, с уверенностью скажет, что это может решить каждый школьник. Примеры таких заданий:

1. Теплоход рассчитан на 750 пассажиров и 25 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 70 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

2. Шариковая ручка стоит 40 рублей. Какое наибольшее число таких ручек можно будет купить на 900 рублей после повышения цены на 10%?

А ведь для успешного решения задачи В1 необходимо:

  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни .
  • Анализировать реальные числовые данные; осуществлять
    практические расчеты по формулам, пользоваться оценкой и
    прикидкой при практических расчетах.

Однако предыдущее задание проверяет наличие у сдающих экзамен навыков решения прикладных задач математическими методами. Такие навыки, к сожалению, школьный курс математики прививает очень плохо, а используемый многими учителями метод обучения приучает бездумно подставлять известные значения в известные формулы, не вникая в содержание. Поэтому шаг в сторону – и ученики делают ошибки или просто теряются. Неумение решать простые задания в старших классах доказывает, что перед погоней за "высшей математикой", необходимо полностью разобраться с элементарными прикладными задачами, увеличить объем основ – арифметики, текстовых задач, геометрии. В ГИА для 9-го класса уже есть так называемая "реальная математика" – раздел с практическими задачами. Выявлять существенное в тексте, сопоставлять, задавать вопросы на понимание и проверять решения на практике – вот задача, которая должна возникать еще в детстве не только перед учителями, но родителями.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру