26.06.2013

Дороже жемчуга и злата

На протяжении истории изменялось всё, в том числе, предпочтения в выборе цвета. Если бы на воображаемой историко-географической карте можно было отметить зоны увлечения цветом, древний мир, страны античности и средневековья заполыхали бы роскошным цветом пурпура. Еще в Древнем Египте знать наряжалась в одежды «цвета запекшейся крови». Пурпурные одежды не выходили из моды также в Шумере и Месопотамии. В Ассирии и Вавилоне знаком царского достоинства был пурпурный плащ – канос, который украшали вышивкой, бахромой и золотыми пластинами. Пурпур всегда ассоциировался с властью, богатством и силой.

В Ветхом Завете не раз упоминаются пурпурные одежды для священников и пророков, а также ткани для украшения храма. Вторым излюбленным цветом древних евреев был голубой, который также получали из пурпурных моллюсков.

Пурпур был самой дорогой краской в древнем мире, однако Древняя Греция, Древний Рим и Византия были увлечены этим цветом. В античности боги и герои облачались в «пурпур гордый». Пурпур, наряду с золотом, был символом богатства. Существует предание, что когда Александр Македонский вошел во дворец персидского царя, среди особо оберегаемых сокровищ он обнаружил десять тонн пурпурных тканей. Пролежав два столетия в сокровищнице царя, они ничуть не лишились своей привлекательности, краска осталась невредимой.

Качество тканей соответствовало их цене – они были куплены за 130 талантов, а один талант был равен 34 килограммам золота. Дороговизна пурпура была связана с трудоемкостью получения красителя.

Если пересчитать стоимость пурпурного шелка в современной валюте, получается, что фунт ткани стоил бы 28 тысяч долларов. Несмотря на то, что одежды такого роды были привилегией самых высоких кругов знати, их применение периодически регламентировалось специальными указами.

Капля пурпура в римской крови

У древних римлян тоги пурпурного цвета имели право носить только императоры, цари, судьи и полководцы. Специальная торжественная одежда полководцев – паладаментум, предназначалась для посещения Капитолия после победных сражений. Она выглядела как пурпурный плащ из тяжелой ткани, который оставлял открытой правую руку. На правом плече он закреплялся дорогой застежкой.

Впоследствии эта одежда стала исключительно привилегией императоров, и предшественницей королевских мантий в Европе. Пурпурный цвет в Древнем Риме был символом власти. С его помощью можно было легко определить социальный статус человека.

Символом гражданского достоинства римлянина была тога, ее не имели права носить рабы, чужеземцы и преступники. Несовершеннолетний свободный римлянин носил тогу с двумя широкими пурпурными полосами, такие же нашивки были у магистратов. На тоге сенатора была нашита широкая вертикальная полоса («клавус»), на тунике всадника – были две узкие полосы. Полководец-триумфатор облачался в пурпурную тогу, затканную золотом.

Римские матроны, которые вначале одевались исключительно в белые одежды со скромной каймой пурпурного цвета, несмотря на запреты власти, постепенно начали шить одежду из ярких тканей, в том числе, пурпурных цветов.

В Средние века пурпурную одежду начали носить кардиналы католической церкви. Тогда же появилось выражение – «поднялся до пурпура», т.е. достиг статуса кардинала. В повальном увлечении пурпуром Византия не уступала Риму, и даже превзошла его.

Входной билет на небеса

Вся византийская культура окрашена в цвет пурпура. Между византийскими знатными женщинами издавна существовал обычай, по которому на праздники императрицы дарили своим подданным драгоценные наряды, окрашенные в пурпурный цвет. Они хранились в царском дворце в особой «пурпурной комнате».

В Византии император воспринимался как существо высшего порядка, к которому постоянно применялся эпитет «солнце». Вокруг этого центра мироздания осуществлялись торжественные ритуалы. Каждое появление императора на публике было тщательно продумано, вплоть до того, где должны стоять встречающие, и какие именно слова они должны произносить.

Сам император стоял в центре торжеств неподвижно, как статуя между двух колонн, на специальном возвышении. Связь между Богом и императором подчеркивалась не только высокими эпитетами, даже трон, где он сидел, был разделен на две части. В будни император восседал на правой стороне, а в праздники – на левой, второе место символически принадлежало самому Христу.

Торжественность золота и пурпура придавали дополнительное величие королевской власти. Пурпурный цвет при описании Византии звучит постоянным рефреном: «В пурпурном плаще, восседая на пурпурных подушках, обутый в пурпурные сапоги, Василевс пурпурными чернилами подписывал государственные документы».

При императоре состоял специальный чиновник, киниклий, который служил хранителем императорской чернильницы. В ней были чернила цвета пурпура, которыми властитель вписывал несколько слов в указы и собственноручно ставил подпись. Документы скреплялись печатью, иногда из чистого золота.

Император Константин YII в 10 веке в придворном уставе описал костюмы властелина и придворных 13 степеней. Главное место, естественно, отводилось пурпуру. Только императорская семья и высшие сановники могли позволить себе носить пурпурный шелк. Его вырабатывали в гинекеях, государственных мастерских, где работали исключительно женщины. Производственные секреты ткани хранились в секрете.

Император Константин пишет: «Варварам следует говорить, что царские одежды нерукотворны и приносятся прямо с небес. Кто из императоров сделает эту одежду повседневной или подарит ее, подлежит проклятию». Полное имя автора устава содержит «небесные» эпитеты, его называли Константин Багрянородный, Порфирородный.

Кстати, так называли многих василевсов Византии. Помимо эффектности в этих эпитетах было прямое подтверждение благородности их происхождения. Императрицы производили на свет своих благородных отпрысков в специальных покоях, стены которых были задрапированы пурпурными тканями.

Поговорка: «родиться в пурпуре», распространенная в Европе, до сих пор означает высокое происхождение и огромные привилегии, дарованные при рождении.

Неприглядная изнанка пурпурных одежд

Пурпурную краску получали в результате сложного процесса, которым мастерски владели финикийцы. Особо ценился тирский пурпур, хотя его первооткрывателями, вероятнее всего, были ханаанеи. Древняя легенда рассказывает о том, что бог Мелькарт однажды гулял по берегу моря со своей собакой. Собака резвилась на берегу и раскусывала ракушки, от чего шерсть на её морде окрасилась в пурпурный цвет. Вначале Мелькарт подумал, что это кровь, но потом понял, что это просто красивая краска. Нимфа Тир пришла в восторг от удивительного цвета и тут же попросила выкрасить в него свою одежду. Мелькарт открыл тайну краски людям, чтобы сделать их счастливыми и богатыми.

Само слово «пурпур» первоначально означало не цвет, а название улиток, из секрета которых получали краску. Плиний Старший в «Естественной истории» описал технологию выработки краски. Молюсков ловили на мясную приманку особой снастью. Затем каждую раковину вскрывали и извлекали тельца улиток, которые потом давили в каменных ступах. В полученную смесь добавляли соль в качестве консерванта.

После трех дней выдержки, в металлических котлах десять дней варили смесь на медленном огне. Полученная масса желтого цвета при окраске и просушке давала пурпурный цвет. Для того чтобы получить один грамм пурпура требовалось переработать огромное количество моллюсков, около 10 тысяч. Так создавалось обрамление роскоши.

Раковины вылавливали не только с помощью сетей, сотни ныряльщиков, рискую жизнью, день за днем, снова и снова погружались на дно. Мастеровые, которые чистили и варили улиток, были окружены чудовищным зловонием. Античные авторы говорили, что города с подобными мастерскими были непригодны для жизни.

Там, где производством краски занимались под открытым небом, людям тоже жилось несладко. Как говорили в то время, они ходили, жили, и умирали среди отбросов. Деньги купцов, получавших баснословные прибыли, не имели запаха гниющих раковин, а добытчики этих сокровищ занимались своей тяжелой и опасной работой за гроши.

Для окраски одного килограмма шерсти требовалось 200 грамм краски, которую получали после выпаривания трех килограмм исходной массы. А ведь моллюск весит всего несколько грамм и содержит ничтожно малое количество секрета. Так сколько же времени затрачивалось на весь процесс?

Размах производства краски был впечатляющим. Об этом свидетельствует находка в городе Сайда. Груда раковин от моллюсков, которая была найдена в 1864 г. была высотой в восемь метров и простиралась на 120 метров в длину.

В чем же смысл пурпура

Гете пурпурный цвет считал уникальным в силу того, что он образован смешением двух крайних цветов спектра – красного и синего. Поэт говорил, что если посмотреть на мир через пурпурное стекло, он предстанет в устрашающем виде: «как в день Страшного суда».

В русских иконах пурпурные тона всегда присутствуют на иконах Страшного Суда.

Христиане в знак наивысшего почитания изображают Богородицу в плате пурпурного цвета. Это цвет власти, который подчеркивает, что Богородица – Царица Небесная. Ее одежды, как правило, синего цвета, и сочетание цвета покрывала (от красного до темно-фиолетового) с синими одеждами символизирует соединение материнства и девства, природы земной и духовной, жертвенности и высокого духовного порыва.

Кожаные или деревянные переплеты Евангелия в храмах обтягивают пурпурной тканью. Это напоминание о высокой принадлежности Богородицы, и о багрянице Христа, которая была символом его мученичества и поругания, о цвете Римской империи и о пурпурном плаще Понтия Пилата.

Интересно, что не только в древнем мире официальная, парадная сторона жизни была окрашена в пурпур. Помпезные советские праздники проходили на сценах главных театров страны с тяжелыми, пурпурными занавесами, торжественные заседания и официальные встречи проходили за столами, покрытыми пурпурными скатертями. Дизайнерский стиль, ориентированный на золото и пурпур называется «имперским», и по-прежнему пользуется популярностью в среде людей, которые кичатся успехом и материальным достатком.

Однако замечено, что этот стиль никогда не используется ни в одном из народных костюмов. Видимо, пурпур не находит места на бытовой плоскости жизни. Этот изысканный и многозвучный цвет пребывает в своих главных стихиях - живописи и поэзии.


© Все права защищены http://www.portal-slovo.ru

 
 
 
Rambler's Top100

Веб-студия Православные.Ру